Бунге николай христианович. Реформы Н. К. Бунге и экономическая политика И.А.Вышнеградского. Отставка и дальнейшая карьера

Публицист и государственный деятель; происходит из дворян евангелического исповедания, род. 11 ноября 1823 г. в Киеве, где отец его служил врачом и считался опытным медиком, преимущественно по детским болезням; образование получил в 1-й киевской гимназии и в университете св. Владимира, где кончил курс в 1845 г. со степенью кандидата законоведения. 31 октября того же года Б. определен был преподавателем законов казенного управления в лицей князя Безбородко, а по защите в 1847 году магистерской диссертации: "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850 г., т. LXVIII, № 1) утвержден был 19 декабря 1847 г. профессором лицея, в каковой должности и оставался до 31 октября 1850 года. В Нежине Бунге примкнул к небольшому кружку передовых людей, имевшему благотворное влияние не только на учащуюся молодежь, но и на окружающую среду, педагогическую и общественную.

В темном уездном захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Б. давал в своей квартире уроки по иностранным языкам.

Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое, Б. сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете св. Владимира, и в этом же лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. 16 июня 1852 г. Б. был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию: "Теория кредита" (Киев, 1852) и в том же 1852 г. утвержден экстраординарным профессором, а в 1854 г. - ординарным профессором по кафедре политической экономии и статистики.

В 1865 г., когда прекратил свои лекции профессор полицейского права Н. Д. Иванишев, преподавание этого предмета временно поручено было Б., который в 1869 году окончательно переменил прежнюю кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Б. цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии.

Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (5 вып., Киев, 1873-77), который остался неоконченным и в котором он успел изложить только некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения.

Но при изложении теории экономических вопросов автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов, без связи с фактами, в коих эти законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы.

Кроме начатого курса полицейского права, Б. издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2 изд., 1876) и "Основания политической экономии" (Киев, 1870). Университетская деятельность Б. не исчерпывалась одними только преподавательскими занятиями.

В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Б., в должности ректора по назначению (с 1859-1862 г.), с достоинством стоял во главе Киевского университета.

Но и по возвращении университетам избирательного права Б. дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871-1875 г. и с 1878-1880 г. В 1876 г. Б. утвержден в звании заслуженного профессора: в 1880 г. он оставил Университет.

Б. принадлежал к числу тех ученых профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета.

Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь.

Результатом такой его отзывчивости был целый ряд более или менее капитальных статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отеч. Записках", 1858 г. №8 и в "Русск. Вестнике 1859 г., №2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858 г.) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русск. Вестнике", 1858 г., т. XVII) и о банковой политике (в "Сборнике Государственных Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование: "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя его исследования о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного, между прочим, чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся следующие труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Госуд. Знаний", т. VI, 1878 и т. VIII, 1880 г. Кроме того, Б. перевел и дополнил сочин. А. Вагнера: "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). Учено-литературная деятельность даровитого финансиста рано обратила на себя внимание правительства.

Еще в 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Б. вместе с опытнейшими нашими финансистами приглашен был от Высочайшего имени к участию в финансовой комиссии, имевшей своею обязанностью приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства.

Затем, снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии покойному наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу.

В основу лекций, которые он читал своему царственному ученику с 3 сентября 1863 по 11 июня 1864 года, Б. положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока: "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865), о которой один из биографов Б. сказал, что "страна, правитель коей усвоил бы себе воззрения Гока на налоги и государственное хозяйство, могла бы быть счастливою". По возвращении своем в Киев, Б., не оставляя университетских занятий, принял предложенную ему должность управляющего Киевскою конторою государственного банка. Стоя таким образом у самого источника кредитн. операций, Б. получил возможность на практике проверять указания теории финансов.

Вступление Б. в 1880 г., в должность товарища министра финансов, а вскоре за тем, в 1881 г., и министра финансов, встречено было с полным сочувствием и большими надеждами.

Шестилетнее управление его министерством финансов (1881-86) совпало с весьма тяжелым финансовым периодом.

Некоторое оживление в промышленной жизни и в поступлении государственных доходов, замечавшееся после войны, уже в 1880 г. улеглось, и затем наступила реакция.

К тому же два года сряду - 1884-й и особенно 1885-й - ознаменовались почти повсеместным в империи неурожаем хлебов и трав, что в свою очередь вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли, закрытие многих фабрик и заводов в промышленном районе, торговые банкротства и уменьшение заграничного отпуска.

Уже первую свою государственную роспись (1881 г.) новый министр финансов свел с дефицитом в 50 млн. рублей, и с тех пор дефициты не прекращались во все управление его министерством - явление, почти неизвестное предшествующему десятилетию (1871-1880), когда одна только роспись 1878 г. была сведена с дефицитом в 21 млн. руб., хотя и тогда при исполнении росписей вместо ожидавшегося избытка доходов над расходами иногда оказывался недобор.

Но по тому или иному сведению росписи нельзя еще судить о деятельности министерства финансов.

Пробным камнем для этой деятельности могут служить меры по изысканию способов к достижению равномерного и справедливого обложения плательщиков, а также попечения о производительных силах народа, этого главного источника государственной силы и богатства.

В том и другом отношении управление Н. X. Бунге ознаменовалось мероприятиями первостепенной важности.

Уже в начале прошлого царствования выдвинут был вопрос о необходимости уничтожения старинного различия между податными и неподатными сословиями; но лишь Н. X. Бунге перешел наконец от проектов и предположений к действительному исполнению и провел отмену подушной подати и обращение оброчной подати в выкупные платежи.

Но главная заслуга Н. X. Бунге, как министра финансов, заключается в указании пути, которого наше финансовое законодательство должно держаться в своем дальнейшем развитии.

Этот путь - установление подоходного налога, который в настоящее время признается наиболее справедливым и целесообразным способом обложения, и на который у нас впервые официально указано было во всеподданнейшем докладе, приложенном к росписи на 1884 г. Но Н. X. Бунге, опасаясь потрясения существующих хозяйственных отношений, не решился сразу проектировать общий подоходный налог, а на первое время удовольствовался установлением ряда частных налогов, имеющих значение переходных мер, подготовляющих введение общего подоходного налога.

Сюда относятся: налог на доход с процентных бумаг, процентный и раскладочный сбор с промышленных предприятий, а отчасти и налог с имуществ, переходящих безмездными способами.

Значение подготовительной меры к введению общего подоходного налога имело и учреждение податной инспекции, которая и помимо этого значения своего в будущем оправдала свое существование, так как в первый год учреждения она с лишком в два раза окупила расходы на свое содержание одним лишь более правильным поступлением торговых сборов.

Уже одни эти первые шаги по привлечению достаточных классов к участию в податном бремени, в связи с отменою подушной подати и понижением выкупных платежей, должны были благоприятно отразиться на производительных силах народа; но Н. X. Бунге принимал и прямые меры к экономическому преуспеянию страны.

Сюда относятся учреждение Крестьянского поземельного банка, закон 1 июня 1882 г., сделавший первый и удачный шаг на пути регламентации фабричного труда в интересах рабочих, и правила 26 апр. 1883 г., положившие начало более правильному устройству городских и частных банков.

Менее благоприятные результаты дала его таможенная политика, сделавшая столько уступок протекционизму, его питейная реформа 1885 г., учреждение Дворянского поземельного банка и некоторые другие частные меры. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати (в особенности со стороны "Московских Ведомостей"), и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной административной власти и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера.

В январе 1887 г. Н. X. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров.

Н. X. Бунге был избран в почетные члены разных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, св. Владимира и Академии наук; в 1890 г. принял звание ординарного академика по политической экономии и издал книгу: "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), при составлении которой автор наряду с литературой предмета, пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему агентами нашего министерства в Париже и Лондоне. {Брокгауз} Бунге, Николай Христианович (дополнение к статье) - экономист и государственный деятель; умер в 1895 г. {Брокгауз} Бунге, Николай Христианович - русский государственный деятель (с 1887 г. председатель Комитета министров) и экономист; род. в 1823, ум. в 1895 г. Будучи министром финансов, Б. выступил в 1882 г. с резкой и обоснованной критикой выработанного гр. Игнатьевым законопроекта, направленного к ограничению евреев в некоторых весьма важных правах, и именно благодаря Бунге "Временные правила" 1882 года осуществили лишь часть репрессивных мер, предположенных гр. Игнатьевым. - Ср. Гессен, "Гр. Игнатьев и "Временные правила", "Право", 1908 № 31. {Евр. энц.} Бунге, Николай Христианович (1823-1895) - экономист, министр финансов царской России.

В 1850 начал чтение лекций в Киевском ун-те, в 1852 занял кафедру политической экономии и статистики.

С 1869 читал преимущественно курс полицейского права; с 1890 - академик.

За время с 1859 по 1880 неоднократно занимал должность ректора в Киевском ун-те. В 1863 принимал участие в выработке университетского устава.

Был управляющим Киевским отделением Государственного банка. В придворных кругах стал известен со времени занятий по финансам и политической экономии со старшим сыном Александра II; впоследствии (1886-89) он читал лекции и Николаю II, в бытность его наследником.

В 1880 назначен товарищем министра финансов при министре Абазе (см.). После убийства Александра II и решительного поворота самодержавия в сторону крайней реакции, вместо ушедшего в отставку Абазы, министром финансов был назначен в мае 1881 Б., как человек ученый и аполитичный; должность министра Б. занимал до 1886. В 1887-1895 состоял председателем комитета министров.

Будучи министром, Б. проводил умеренную буржуазную политику, лавируя между более передовой петербургско-польской металлургической и железоделательной промышленностью, отсталой текстильной промышленностью Московско-Владимирского района и торговым капиталом.

Основной своей задачей, как министра финансов, Б. считал упорядочение совершенно расстроенной - особенно после Русско-турецкой войны (1877-78) - денежной системы, что однако не дало сколько-нибудь серьезных результатов.

Б. проделал большую подготовительную работу по введению в России металлического денежного обращения.

При нем явно определилась попытка приблизить бюджет царской России к бюджету буржуазных государств.

Он пытается отменить ряд крепостнических и полукрепостнических налогов и вводит ряд прямых налогов; при нем были понижены выкупные платежи (на 12 млн. рублей), отменена подушная, преобразована оброчная подать.

Снятие с крестьян некоторых повинностей в момент аграрного кризиса 80-х гг. означало уничтожение фактически невыполнимых налогов, а с другой стороны - раскрепощало денежную верхушку деревни от общины, от круговой поруки и т. д. Тем не менее эти попытки Б. встречали сильное противодействие, преимущественно со стороны Победоносцева.

В интересах промышленной буржуазии, Б. проводит протекционистскую таможенную политику.

В связи с развивающимся рабочим движением, Б. провел ряд мероприятий в области рабочего законодательства, поскольку это не шло в разрез с интересами передовой промышленной буржуазии. 1 июня 1882 был издан закон, регулирующий эксплуатацию детского труда. Кризис, охвативший промышленность с начала 80-х гг., поставил вопрос о сокращении производства; поэтому Б., вследствие ходатайства петербургских фабрикантов, провел уничтожение ночных работ подростков и женщин в текстильных производствах (закон 3 июня 1885). При Б. же был создан институт фабричной инспекции.

Стачечное движение середины 80-х гг., особенно морозовская стачка 1885, напугало самодержавие, которое в лице министра внутренних дел, вернее - департамента полиции, руководимого Плеве (см.), стремится взять дело регулирования взаимоотношений между рабочими и предпринимателями в свои руки, и действительно очень скоро инициативу в области рабочего законодательства Б. вынужден был под напором справа уступить министерству внутренних дел (закон 3 июня 1886). Указанные первые попытки рабочего законодательства, при всей их убогости, восстановили однако против Б. фабрикантов Московского и Владимирского районов.

С усилением курса "национальной" политики Победоносцева и Толстого, опиравшихся на блок помещиков с буржуазией центральных губерний, Б. принужден был уйти со своего поста, уступив место И. А. Вышнеградскому.

Как теоретик-экономист Б. ничего выдающегося собой не представлял, примыкая по своим теоретическим взглядам к так называемой "исторической" школе. Главные научные работы В.: Курс статистики, Киев, 1865; Основания политической экономии;

Теория кредита, Киев, 1852; Исторический очерк экономических учений и обозрение различных отраслей хозяйственной деятельности (несколько изданий).

Товарные склады и варранты, Киев, 1871; Банковые законы и банковая политика (Сборник государственных знаний, т. I, СПб, 1874); О восстановлении металлического обращения в России, Киев, 1877; О восстановлении постоянной денежной единицы в России, Киев, 1878; Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии, СПб, 1890; Очерки политико-экономической литературы, СПб, 1805. Кроме того Б. перевел и снабдил примечаниями книгу Ал. Вагнера, Русские бумажные деньги, Киев, 1871. Лит.: "Замечательная эпоха в истории русских финансов", СПб, 1895; Кованько П., Главные реформы, проведенные Бунге в финансовой системе России, Киев, 1901. И. Татаров.

2.2 Реформы Н.Х. Бунге

Виднейшим реформатором России в конце XIX в. был и Николай Христианович Бунге (1823-1895гг.) - министр финансов Российской империи с 1881 по 1886г., председатель Комитета министров в 1887-1895гг.

В 1850г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Теория кредита". Таким образом, будущий министр финансов был одним из крупнейших специалистов страны в области юриспруденции и теории кредита. Реформы и реформаторы. Мережковский Д.С. - Дрофа, 2007 стр. 55-58

В сокровищницу мировой экономической мысли вошли теоретические постулаты Н. X. Бунге о механизмах регулирования рыночной экономики: "спросе" и "предложении"; "хозяйственной свободы конкуренции". Став в 1880г. товарищем (заместителем) министра финансов, он уже в 1881г. возглавил Министерство финансов. На этом ответственном посту Н. X. Бунге смог реализовать теоретические задумки, изложенные в курсах по статистике, основам политической экономии, разработке идей экономической политики. Он специально исследовал вопрос о возможности правильного денежного обращения в стране, подорванного чрезмерным выпуском бумажных денег. Изучив труды представителя немецкой школы А. Вагнера, Н. X. Бунге развил его идеи применительно к России.

Начать деятельность на посту министра финансов ему пришлось в условиях трудного финансового положения страны. Бюджет 1881г. был сведен с дефицитом в 50млн.рублей. Сумма государственного долга составила 6 млрд. рублей. Средняя цена рубля достигла 65,8 коп. золотом, был неблагоприятным платежный баланс. Положение усугубилось неурожаями 1884 и 1885гг. На заграничных биржах, особенно в Берлине, замечены были спекуляции с российскими ценными бумагами и кредитными рублями.

С 1881 г. Н.X. Бунге предпринимает меры на государственном уровне по подготовке крупномасштабной денежной реформы. Необходимость осуществления ряда мер с целью оздоровления финансового положения страны он обосновал (1883г.) в докладах и записках Александру III:

а) обеспечить правильный рост промышленности в условиях покровительства (протекционизма) со стороны государства;

б) укрепить кредитные отношения под руководством правительства, удешевив кредит;

в) направить кредит в сферы производства, не ставшими особенно привлекательными для частной предприимчивости;

г) преобразовать систему налогов;

д) добиться превышения доходов над расходами в государстве, "соблюдая разумную бережливость во всех отраслях управления". История России с начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н. Сахарова, Москва, АСТ, 2001 стр. 197-199

Достижение бездефицитного бюджета сдерживалось значительными расходами на срочные погашения государственных займов.

Н.X. Бунге понимал, что для проведения денежной реформы необходимо увеличение денежных поступлений в казну, в том числе с помощью роста прямых и косвенных налогов.12 мая 1881г. были увеличены налоги на сахар и спирт; 19 января 1882г. повышен гербовый сбор; выросли таможенные пошлины на многие импортные товары; ввели налог на золотопромышленность; 18 мая 1885г. вырос налог на табак.

Итогом явился рост золотого запаса страны.

Поступления в казну выросли за счет новых выпусков государственных займов. Руководил этими операциями Государственный банк.

В 1880-е гг. Н.X. Бунге организовал выкуп казной частных железных дорог, доходы от государственных дорог направлялись в казну. Важной была роль министра финансов в создании в 1883-1885гг. Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Являясь государственными банками, они содействовали формированию рынка земли в России.

Через 20 лет после 1861г. в сельском хозяйстве назревал кризис из-за незавершенности выкупных операций для 15% крестьянских семей; недостаточных для эффективного хозяйствования размеров надельных участков; чересполосицы; ряда неурожайных лет и т.д.

Министерство финансов, стремясь оздоровить положение, предложило снизить выкупные платежи с крестьян; прекратить с 1883г. состояние "временно обязанных" для определенного числа бывших помещичьих крестьян. Крестьянский поземельный банк должен был решить вопрос о кредите для крестьян. Статья 1 "Положение о Крестьянском поземельном банке" от 18 мая 1882г. гласила, что банк "учреждается для облегчения крестьянам способов к покупке земли в тех случаях, когда владельцы земель пожелают продать, а крестьяне приобрести оные".

Государственный Совет в то же время разъяснил сельскому населению, что не будет "даровой помощи в поземельных отношениях". Государство одинаково охраняло интересы, как помещиков, так и крестьян, но сельский люд мог "для увеличения своего надела купить тот или иной участок при благоприятном содействии банка".

Однако выдаваемые крестьянам ссуды не были равноценны размерам покупаемых земельных участков, поэтому крестьяне проводили доплаты за земли из своих средств.

Устанавливались максимальные размеры ссуд: 125 руб. на душу мужского пола в деревнях с общинным пользованием землей; 500 руб. на каждого отдельного домохозяина при подворном владении. Ссуды выдавались с разрешения Совета банка наличными деньгами. Банк эти деньги получал при выпуске процентных государственных свидетельств; объем их ежегодно составлял около 5 млн. руб.

В то же время 10 из 11 частных земельных банков, созданных в 1860-1870гг., успешно работали параллельно с Крестьянским поземельным банком и выдали крестьянам основную часть денежных ссуд до начала 1890гг.

В деятельности Крестьянского банка проявилась еще такая особенность: к 1895 г. вместо ссуд сельским обществам, в которых имелись хозяйства различной экономической мощи, стали выдаваться кредиты товариществам, состоявшим из зажиточных крестьян, которые были в состоянии купить часть земли у дворян. Таким образом, Крестьянский поземельный банк не столько помогал крестьянам купить землю, сколько содействовал дворянам продать ее как можно выгоднее. Подобные характеристики подтверждают противоречивость социально-экономических процессов в пореформенной России вплоть до начала 1890-х гг.

Но объективно деятельность Министерства финансов в те годы и лично Н.X. Бунге содействовала развитию рынка земли и рынка капиталов.

Возрастал спрос на продукты и товары и со стороны городского населения, трудовой его части.

По инициативе Н.X. Бунге были приняты первые акты фабрично-заводского законодательства. Проходило это в условиях начавшихся рабочих стачек. Сокращение рабочего дня и увеличение заработной платы вели к повышению уровня жизни рабочих. Рост их покупательной способности активизировал внутренний рынок.

Дворянский поземельный банк главной целью в своей деятельности ставил поддержание хозяйств помещиков. По Положению, утвержденному 3 июня 1885г., ссуды выдавались на 36 и 48 лет только потомственным дворянам под залог их земельной собственности, т.е. банк был типично ипотечным. Ссуды здесь были дешевле, чем в Крестьянском банке, на 1,75-2,25%.

Значительная часть ссуд пошла сразу на покрытие долга, который числился на имениях по залогам в акционерных земельных банках, где взимались более высокие проценты по займам. К тому же многие дворяне так и не научились хозяйствовать, их разоряли маклеры и посредники.

Выдающиеся русские экономисты

Николай Христианович Бунге родился 23 ноября 1823 года в семье врача, специалиста по детским болезням Христиана-Геораг Бунге (1776-1857), доктора медицины Йенского университета (Германия) и Екатерины Николаевны, урожденной Гебнер...

Проработка денежной реформы впервые началась в мае 1918 г. Предполагалось менять небольшие суммы по номиналу, а все остальное возмещать держателям рублей только частью. Наркомфин И. Гуковский предлагал восстановить обеспечение денег золотом...

Денежная реформа 1922-1924 гг.

На конгрессе Коминтерна В. Ленин справедливо заметил, что русский рубль можно считать знаменитым хотя бы потому, что количество рублей превысило квадрильон. Борьбе с нулями были подчинены все мероприятия денежной реформы 1922-1924 гг...

Денежная реформа 1922-1924 гг.

Важным достоинством выбранного варианта реформы была возможность ее проведения в короткие сроки. 28 ноября 1922 г. Госбанк приступил к операциям с первой партией червонных банкнот, которые сразу же заместили некоторые функции бумажных денег...

Денежные реформы в XIX веке

Отмена крепостного права и проведение промышленной революции поставили на повестку дня задачу дальнейшего реформирования финансовой системы, преобразование всей системы кредитно-денежных отношений в России...

Денежные реформы в XIX веке

Заметную роль в реформировании в целом финансовой системы во второй половине XIX в. сыграл Михаил Христофорович Рейтерн (1820-1890гг.), назначенный в 1862г. министром финансов и проработавший на этом посту до 1879 г...

Денежные реформы в XIX веке

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895 гг.) сменил Н.X. Бунге на посту министра финансов в 1886 г., проработав до этого год управляющим Министерства финансов. Ученый и государственный деятель, профессор практической механики...

Денежные реформы в XIX веке

Завершить денежную реформу предстояло Сергею Юльевичу Витте (1849-1915 гг.), одному из крупнейших реформаторов дореволюционной России. Пробыв на посту министра финансов с 1892 по 1903 г., он в 1905-1906 гг. возглавил Совет Министров...

Инфляция и пути её снижения

Денежная реформа? осуществляемые государством изменения в области денежного обращения, как правило, направленные на укрепление денежной системы...

Особенности реформирования отечественной экономики и экономический кризис 80-90-х годов ХХ века

В октябре 1991 г. на Пятом съезде народных депутатов Б.Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство, новое не только по форме, но и по существу, т.к...

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в...

Последствия экономических реформ в России

Неуспешными экономическими преобразованиями, на взгляд экономистов, стали административная реформа, пенсионное обеспечение, ЖКХ, приватизация, монетизация льгот, защита прав собственности, развитие конкуренции. Административная реформа...

Россия в эпоху Петра Великого

Период правления Петра I в отечественной истории историографии обычно рассматривается как начало новой эпохи в истории. Еще Ключевский В.О. заметил «…по упрощенной систематизации вся наша история делилась на два периода: Русь древнюю...

С.Ю. Витте - великий финансист и государственный деятель России рубежа XIX-XX вв.

В общих чертах денежное обращение России в начале XX века выглядело следующим образом. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты...

Характерные особенности современных инфляционных процессов

Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы...

Николай Христианович Бунге (нем. Nikolai Karl Paul von Bunge; 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1823, Киев - 3 июня (15 июня по новому стилю) 1895, Царское Село) - российский государственный деятель XIX века, учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 - 31 декабря 1886).
Окончил Первую киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1845). Магистр государственного права (1847, тема диссертации: «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого»). Доктор политических наук (1850, тема диссертации: «Теория кредита»).

Научные взгяды и политические достижения

Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику), критиком социалистических и коммунистических учений. Прекрасный знаток западных экономических концепций.
Полагал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Причину популярности социалистических идей видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».
В экономических взглядах был сторонником Адама Смита, затем увлекся немецкой экономической школой. В политике придерживался воззрений, сходных с позицией Джона Стюарта Милля.

Одним из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния крестьян - тем более, что с них взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год.
Кроме того, при нём были отменены подушная подать и соляной акциз. Для компенсации выпадающих доходов были повышены налоги - на спирт, сахар, табак, а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые товары. Старался снизить расходы, однако сбалансировать бюджет ему не удалось. Был сторонником введения подоходного налога.
Учредил институт податных инспекторов. Будучи в теории приверженцем экономического либерализма, был вынужден на практике проводить протекционистскую политику в условиях кризиса, вызванного последствиями резкого роста военных расходов в период русско-турецкой войны 1877-1878.
При Бунге в России началась подготовка денежной реформы: с осени 1884 года в Государственном банке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов.

Считал, что многие проблемы российского крестьянства связаны с недостаточным размером их земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для покупки новых земель. Для решения этого вопроса при нём был создан Крестьянский поземельный банк. Был противником искусственной консервации сельской общины, предлагал отменить круговую поруку в деревне (Государственный совет не согласился с этой инициативой). Также в его бытность министром финансов был открыт Дворянский земельный банк, причём Бунге считал, что он должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами ведут хозяйство на своей земле (однако Государственный совет снял это ограничение).

При нём велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих). В 1885 году были запрещены ночные работы для подростков в возрасте до 17 лет и женщин на текстильных фабриках. В 1886 году были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников (запрещалось расплачиваться с рабочими купонами или в натуральной форме, производить вычеты за долги, регламентировались штрафы и др.), а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 году фабричная инспекция.

Деятельность Бунге подвергалась резкой критике со стороны правых сил (их рупором была газета «Московские Ведомости»). Его обвиняли в «непонимании условий русской жизни, доктринёрстве, увлечении тлетворными западноевропейскими теориями». Эти обвинения способствовали его отставке с поста министра финансов и назначению на почётный, но лишённый реального влияния пост председателя Комитета министров.

Незадолго до смерти написал политическое завещание, адресовав его императору (оно получило название «Загробные заметки»). В этом документе, подготовленном с умеренно-реформаторских позиций, говорилось о перспективах экономических преобразований в стране, государственном управлении, народном образовании, налогообложении, крестьянском и рабочем законодательстве, национальном вопросе. Был противником крайностей великодержавной политики российской монархии. Отверг аргументы сторонников общины, утверждающих, что она спасает крестьянство от обезземеливания и кулацкой эксплуатации. «Хотя для каждого мыслящего человека должно быть ясным , - писал он, - что и при общинном владении возможно также кулачество , спаивание мира , обирание бедных богатыми и , наоборот , разорение достаточного населения мироедами и гнет мира; хотя обезземеление не есть последствие частной собственности , а , как все признают , - возрастания населения ». Критиковал правительство за недостаток внимания к переселенческому вопросу. Позднее некоторые идеи Бунге были реализованы в ходе реформ П. А. Столыпина.

Научные труды

  • Теория кредита. Киев, 1852.
  • Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.
  • Основания политической экономии. Киев, 1870.
  • Товарные склады и варранты. Киев, 1871.
  • Полицейское право. Киев, 1873-1877.
  • О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.
  • О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.
  • Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.
  • Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.
  • Загробные заметки // Река времен (Книга истории и культуры). М., 1995. Кн. 1.
  • Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX - начале XX вв. Спас - Лики России, СПб., 2007.

  • Бунге, Николай Христианович - финансист, экономист и государственный деятель (1823 - 95), происходит из дворян евангелического исповедания, родился в Киеве, где отец его считался опытным медиком по детским болезням; образование получил в 1-ой киевской гимназии и в университете святого Владимира, где окончил курс в 1845 г. Тогда же Бунге был определен преподавателем лицея князя Безбородко, а по защите в 1847 г. магистерской диссертации "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850) был утвержден профессором лицея. В темном нежинском захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Бунге давал в своей квартире уроки по иностранным языкам. Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое - Бунге сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете святого Владимира, и в этом лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. В 1852 г. Бунге был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию "Теория кредита" (Киев, 1852). В 1869 г. переменил кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Бунге цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии. Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (Киев, 1873 - 77), который остался неоконченным, и в котором он успел изложить некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения. Полицейское право Бунге соответствует тому, что в настоящее время известно под названием экономической политики. При изложении теории экономической политики автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов без связи с фактами, в которых этих законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы. Бунге издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2-е изд., 1876) и "Основания политической экономии" (ib., 1870). В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Бунге в должности ректора по назначению (с 1859 - 1862 г.) с достоинством стоял во главе Киевского университета. Но и по возвращении университетам избирательного права Бунке дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871 по 1875 г. и с 1878 по 1880 г. В 1880 г. он оставил университет. Бунге принадлежал к числу тех профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета. Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь. Результатом был целый ряд статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отечественных Записках", 1858, и в "Русском Вестнике" 1859 г., № 2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русском Вестнике" 1858 г., т. XVII) и банковой политике (в "Сборнике Государственный Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя исследования Бунге о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Государственных Знаний", т.

    VI, 1878, и т. XIII, 1880 г. Бунге также перевел и дополнил сочинение А. Вагнера "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). В 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Бунге был приглашен к участию в финансовой комиссии, имевшей своим назначением приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства. Снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии наследнику цесаревичу Николаю Александровичу. В основу этих лекций Бунге положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865). По возвращении в Киев, Бунге, не оставляя университетских занятий, принял должность управляющего киевскою конторою государственного банка. Стоя, таким образом, у самого источника кредитных операций, Бунге получил возможность на практике проверять указания теории финансов. С этого времени голос его приобретает решающее значение в вопросах финансовых. Вступление Бунге в 1880 г. в должность товарища министра финансов и вскоре затем в 1881 г. и министра финансов встречено было с сочувствием и большими надеждами. - Бунге - министр финансов. Бунге пришлось вступить в управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая после 1 марта 1881 г. реакция отразилась и на финансовом состоянии страны. К тому же два года сряду - 1884 г. и особенно 1885 г. - ознаменовались почти повсеместным неурожаем, и это вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли. Первый бюджет 1881 г. Бунге пришлось свести с дефицитом на сумму свыше 50 миллионов рублей. Сумма государственного долга на 1 января 1881 г. достигла свыше 6 миллиардов, и неизбежно было заключение целого ряда новых займов. Одним из первых действий Бунге явился выпуск золотой 6%-ой ренты 1883 г., встретивший, в виду чрезвычайно высокого процента, недоброжелательное отношение в обществе. Состояние курса кредитного рубля было весьма неудовлетворительно. В 1881 г. средняя цена рубля составляла 65,8 копеек золотом, в 1886 г. - 58,9; платежный баланс был чрезвычайно неблагоприятен, и на заграничных биржах, особенно берлинской, производилась спекуляция с русскими фондами и кредитными рублями, против которой Бунге, руководствуясь системой невмешательства в биржевые отношения, не принимал надлежащих мер. В одном из своих первых всеподданнейших докладов (1883) Бунге следующим образом определил свою финансовую программу: "Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для нее покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер, ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления". Из этой программы Бунге безусловно не удалось выполнить превышения доходов над расходами, вследствие значительных расходов на срочное погашение государственных займов. Во всем же остальном время управления Бунге явилось, действительно, выдающейся эпохой в истории русских финансов. Одним из первых финансовых мероприятий явилось понижение выкупных платежей, которое Бунге считал необходимым для улучшения благосостояния сельского населения, и которое настоятельно вызывалось тем, что в общем с крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Понижение было произведено в размере 1 рубля с каждого обложенного выкупными платежами душевого надела в в

    еликорусских местностях и на 16 копеек с рубля в малороссийских местностях. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год. В 1885 г. Бунге вошел в государственный совет с представлением о повсеместной (кроме Сибири) отмене с 1 января 1886 г. подушной подати, составлявшей со времени Петра Великого краеугольный камень нашей финансовой системы. Эта мера должна была уменьшить ресурсы государственного казначейства на 57 миллионов рублей, часть которых предполагалось возместить увеличением налога на спирт (до 9 копеек за градус), а часть - увеличением оброчной подати с государственных крестьян (от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет). Государственный совет, однако, решил перевести государственных крестьян на выкуп, который представлял собой в действительности не что иное, как замаскированное увеличение оброчной подати. Законом 12 июня 1886 г. был установлен обязательный выкуп для государственных крестьян. Отмена подушной подати должна была повлечь за собой и отмену круговой поруки. И в 1885 г. Бунге в своем представлении государственному совету, указывая на разорительные последствия такого способа взыскания налогов, вызывающего, с одной стороны, "прикрепление крестьян к земле паспортной системой", с другой - "стремление самовольной отлучки для приискания лучших заработков", высказывался в пользу отмены круговой поруки. Государственный совет не согласился с доводами Бунге, и круговая порука была оставлена для налогов, заменивших подушную подать. Во всяком случае, уничтожением подушной подати и понижением выкупных платежей помещичьих крестьян мы обязаны исключительно Бунге, который совершил чрезвычайно смелый шаг, отказавшись от доходов до 70 миллионов рублей в то время, когда бюджет давал дефицит. Это значительное уменьшение доходов заставило Бунге обратиться к другим источникам и - прежде всего - к увеличению налогов. Так, при Бунге были увеличены налоги, кроме налога на спирт (сперва до 8 копеек по закону 19 мая 1881 г., затем до 9 копеек за градус, по закону 18 мая 1885 г.), на сахар (12 мая 1881 г.), на табак (18 мая 1882 г.); повышен гербовый сбор (19 января 1882 г.), повышены таможенные ставки на многие предметы ввоза, и закрыт транзит через Закавказье; введен налог на золотопромышленность, установлены дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.), возвышен налог с недвижимых имуществ в городах (13 мая 1883 г.), и увеличен налог поземельный, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на переход имуществ безмездными способами (налог на дарения и наследства), повышены налоги на заграничные паспорта, регулирована продажа питей. Вместе с этими податными реформами Бунге заботился о введении института податных инспекторов, который должен был обеспечить более правильное поступление налогов. Огромное значение для дальнейшего экономического развития России имели учрежденные при Бунге новые государственные кредитные установления. Исходя из той точки зрения, что хозяйственное расстройство крестьян происходит, главным образом, вследствие недостаточности и малой производительности их земельных наделов, причем приобретение других земель в собственность представляется для крестьян крайне затруднительным в виду невозможности пользоваться долгосрочным кредитом, Бунге выработал проект государственного ипотечного банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли. Устав банка был Высочайше утвержден 18 мая 1882 г. Ссуды должны были выдаваться 51/2% закладными листами, получившими название 51/2% государственных свидетельств крестьянского поземельного банка. По самому своему уставу банк должен был являться лишь посредником между крестьянами и землевладельцами, уже совершающими сделку по собственной инициативе. И с самого начала назначение банка, как гласили мотивы государственного совета, должно было состоять в содействии зажиточным и имеющим некоторый достаток крестьянам, но не малоземельным. Банк начал свои действия 10 апреля 1883 г., и к концу министерства Бунге, к 1886 г., имел в своем распоряжении запасный капита

    л в 467,7 тысяч рублей. Наряду с этим банком был открыт также и дворянский банк, который был учрежден специально "для помощи дворянству". По идее Бунге банк должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами хозяйничают на своей земле. Но государственный совет принял проект Бунге, устранив всякое ограничение. При Бунге сильное расширение получило сооружение казенных железных дорог. Для этой цели при Бунге было израсходовано до 133,6 миллионов рублей; казною сооружено железных дорог всего протяжением в 3461 версту. Кроме того, приобретено в казну несколько линий частных обществ. Бунге сам сомневался в том, чтобы "обращение железных дорог в государственную собственность сразу обогатило казначейство", но видел, что "со временем железные дороги могут сделаться такою же отраслью государственного хозяйства, как почта и телеграфы". Несмотря на отсутствие плана в выкупе частных дорог и государственного железнодорожного строительства и на огромные дефициты от эксплуатации железных дорог, все же именно Бунге много содействовал упорядочению нашей железнодорожной политики, а вместе с ней и вообще русских финансов. Управление Бунге министерством финансов ознаменовалось торжеством протекционизма. Деятельность Бунге совпала с националистическим курсом внутренней политики. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией "Московскими Ведомостями", а затем Менделеевым, приводил к требованиям повышения пошлин. Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Бунге оказал общий подъем таможенно-охранительной волны, прокатившейся по всей Европе и в частности в Германии вызвавшей в 1879 г. значительные перемены в тарифной системе. В 1881 г. была произведена надбавка на 10% на весь тариф. 16 июня 1884 г. последовало повышение пошлины на чугун, к которому затем присоединились соответственные повышения на вальцевое железо, сталь, машины и т. п. В 1884 г. была также установлена общая пошлина на уголь с дифференциональным обложением угля, ввозимого через черноморские порты и западную сухопутную границу. Одной из крупных заслуг Бунге как министра финансов является его стремление к введению у нас подоходного налога. Острая финансовая нужда в конце 70-х и начале 80-х годов, вызванная отчасти турецкой войной, отчасти сокращением целого ряда государственных ресурсов в виду податных реформ, отчасти вообще дурным финансовым управлением, поставила на очередь коренную реформу налогового обложения. В своем всеподданнейшем докладе на 1884 г. Бунге в категорической и определенной форме признал подоходный налог наиболее целесообразным и справедливым способом обложения. Но, опасаясь сильной ломки хозяйственных отношений, он не решился сразу приступить к введению подоходного налога и на первое время установил ряд частных налогов, имевших значение мер, подготовлявших введение одного подоходного налога. В числе реформ Бунге необходимо указать еще первый шаг на пути регламентации фабричного труда, выразившийся в законе 1 июня 1882 г., начало более правильного устройства городских и частных банков, положенное правилами 26 апреля 1883 г., и питейную реформу 1885 г. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати, в особенности "Московских Ведомостей", и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной администрации и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера. В январе 1887 г. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров. Бунге был избран в почетные члены различных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, Святого Владимира и Академии Наук; в 1890 г. избран ординарным академиком по политической экономии и издал книгу "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), которая является интересным материалом для изучения бюджетного права. При составлении этой книги автор пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему нашими финансовыми агентами в Париже и Лондон

    е. - Бунге - экономист. Главным фактором экономической жизни Бунге считал соперничество. Не соглашаясь вполне ни с одним из классиков и находя значительные неправильности в воззрениях как Ад. Смита, Рикардо, Мальтуса, Милля, так и Кэри и Бастиа, он придерживался эклектической точки зрения, преимущественно примыкая к теориям Мальтуса и Милля. Главным регулятором экономических явлений он считал спрос и предложение и ими объяснял почти все экономические явления. Этому взгляду вполне соответствовали и социально-политические воззрения Бунге. За соперничеством Бунге признавал огромное благотворное влияние. Без соперничества наступил бы громадный упадок сил. Соперничество оказывается гибельным, когда вступают в борьбу силы неравные, с одной стороны, сплоченные, поддерживаемые монополиями, привилегиями, громадным капиталом, а с другой - раздробленные, лишенные всякой поддержки и необеспеченные в своей деятельности. Зло заключается, по мнению Бунге, не в соперничестве, а в недостаточном его уравновешении. Тем не менее, в покупке живой рабочей силы, т. е. в найме труда, Бунге не видел ничего порабощающего и унизительного, ибо эта покупка соединена с обоюдной выгодой. Вмешательство государства в экономическую жизнь Бунге допускал лишь в небольших размерах и в крайних случаях. Эта точка зрения не мешала, однако, Бунге признавать целесообразность государственного вмешательства в области торговой политики и в области "мер, относящихся к упрочению благосостояния фабричных рабочих". Практические мероприятия Бунге в бытность его министром финансов установили за ним славу строгого протекциониста. В своих теоретических воззрениях, изложенных им в курсе "Полицейского Права", Бунге не является, однако, безусловным протекционистом. По мнению Бунге, таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы, главным образом, как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров, должны быть соображены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место. Но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение без всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия часто свидетельствуют о нерасчетливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах нежелательны. Что касается законов относительно рабочих, то, именно исходя из признания благотворного влияния соперничества, Бунге считал, что свобода сделок была бы нарушена, если бы рабочие не имели права входить между собою в соглашения относительно установления заработной платы. Не соглашаясь с представителями либеральной школы, возражавшими против пользы стачек, Бунге, тем не менее, не видел в союзах рабочих задатков для правильного развития общественной жизни и считал трэд-юнионы шагом назад по сравнению со средневековыми цехами. Считая задачей законодательства в области экономической жизни охранение свободы сделок, Бунге не допускал никакого ограничения прав частной собственности. По его мнению, несправедливость первоначального приобретения с течением времени сгладилась, ибо собственник влагает в землю свой труд, свой капитал и платит налоги от земли. Хозяйственная свобода не только способствовала поднятию человечества на высшую ступень благосостояния, но и в будущем должна служить непременным фактором развития. Капиталистическое производство, господство соперничества дают человеку надежду на лучшее будущее и делают его свободным. По своим методологическим взглядам Бунге примыкал к историко-статистическому направлению в политической экономии, но вносил в него целый ряд ограничений. Не соглашаясь с Рошером, Бунге считал, что историческое направление может внести в науку и в практическую жизнь беспринципный "оппортунизм"; он находил опасным отсутствие каких бы то ни было начал, оснований, правил и принятие в руководство исторических примеров, с попыткою следовать им в случаях, ошибочно признаваемых однородными с уже прожитыми человечеством. Требуя большой осторожности в п

    рименении дедуктивного метода, Бунге настаивал на усвоении политической экономией метода положительных знаний, наблюдений и опыта. Кроме "Исторического очерка экономических учений", напечатанного впервые в 1868 г. и дающего краткое изложение учений наиболее выдающихся экономических мыслителей, начиная от меркантилистов и кончая исторической школой, Бунге дал подробное изложение в обширных статьях специально учений Кэри ("Теория согласия частных интересов - первое политико-экономическое учение Кэри", 1858) и Дж.-Ст. Милля ("Дж.-Ст. Милль, как экономист", 1868). Эти статьи вместе с небольшим извлечением из статей Шмоллера о Менгере присоединены к "Историческому очерку экономических учений" и со значительными критическими добавлениями, изменениями и поправками изданы в 1895 г. под общим заглавием "Очерки политико-экономической литературы". Это был последний труд Бунге. - Ср.: П. Мигулин, "Русский государственный кредит" (I т., Харьков, 1899); Ковалько, "Главнейшие реформы, проведенные Н.Х. Бунге в финансовой системе России" (Киев, 1901); И. Табурно, "Эскизный обзор финансово-экономического состояния России за последние 20 лет (1882 - 1901)" (СПб., 1904); М. Соболев, "История таможенной политики России" (СПб., 1911); "Историческая справка по вопросу о введении подоходного налога" (официальное издание); Шульце-Геверниц, "Очерки общественного хозяйства и экономической политики России" (1901). С. Загорский.

    Целью финансовой политики Бунге было установление равновесие бюджета, но достигнуть этого уму так и не удалось.

    1881г . – Бунге становится министром финансов. Проводит «податную реформу»: необходимость реформы была обусловлена тяжелым положением, в котором оказалось крестьянство (отсутствие необходимого прироста пахотных земель, всевозможные платежи, отсутствие возможности для технической эволюции с/х хозяйства). Крестьяне были просто вынуждены арендовать землю у дворян. В 1881г . – были понижены выкупные платежи, 1885г. – полная отмена подушной подати – государство при этом потеряла доход в 55 млн.руб в год, что было сбалансировано подъемом пошлин на ввозимый товар и на косвенные налоги. Наиболее целесообразным Бунге считал подоходный налог, но реализовать эту идею ему не удалось.

    1882г . - учреждение крестьянского поземельного банка, кот. представлял крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было необходимо частично погашать 2 раза в год в случае троекратной просрочки земли у крестьянина просто изымались.

    Можно сказать что в результате реформы дворяне денег практически не получили: во-первых, государство вычло из суммы выкупа долги, а во-вторых, остальная часть выкупа была выдана в виде государственных ценных бумаг, а не деньгами (а банки принимали эти ценные бумаги по цене ниже номинала). В связи с ухудшением положения дворянства было предложено создание Дворянского банка, кот выдавал бы деньги на производственные цели дворянам (проект Бунге). 1885г . –Дворянский банк открылся, он выдавал привилегированный кредит дворянству (6,5% а затем и 4% в год) независимо от рода занятий.

    Железнодорожное строительство : Бунге делает ставку на строительство ж.д. за счет преимущественно казны. Частных компаний способных эффективно работать оказалось всего 5. Остальные ж.д. стали выкупаться в казну. Такой подход Бунге обосновал необходимостью поддержания отечественной промышленности. 1884г. – Екатерининская ж.д. (сейчас Донетская), соединяла Кривой Рог и Донбасс. Это позволило создать здесь новую металлургическую базу (19000г. – 25 заводов).

    1887г. – министров финансов стал Вышнеградский. Вся его финансовая политика была подчинена одной задаче: обеспечение кредитных билетов золотом и серебром. Основными источниками стали – внешние займы (обусловленный низким процентом) и активный платежный баланс. Главными экспортными товарами стали – хлеб и сахар. Было выгодно то, что 1887-1889гг. в Европе были очень неурожайными, но на удивление урожайными в России. Кроме того, был установлен ряд сборов с крестьян (кот собирались осенью). 1891-1892 гг. – неурожаи и голод в России, кот практически свел на нет все усилия Вышнеградского, так как пришлось закупать хлеб за границей. 1888г. – госбюджет впервые стал бездефицитным, чего не было уже достаточно давно. Вышнеградский укрепил бюджет, как с помощью косвенных налогов, так и с помощью пошлин. 1891г. – таможенный тариф, кот носил строго протекционистский характер.