Налоги киевской руси. Вы здесь: глава i система финансовогохозяйства россии Основные виды государственных доходов в древней руси

На Руси финансовая система формировалась одновременно с объеди­нением древнерусского государства лишь в конце IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Сначала она была нерегулярной, а затем превратилась в систематичес­кий прямой налог. Тогда же появилась русская гривна – слиток серебра различной формы, служивший самым крупным денеж­ным знаком на Руси вплоть до XIV в. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины.

В Древней Руси было введено поземельное обложение. Прямые налоги определялись на основе «сошного типа». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земель и социального положения владельца.

Таким образом, при сборе прямых податей главным объектом обложения служила земля. Расчет налога осуществлялся на осно­вании писцовых книг, в которых указывались площадь и качество земель, их урожайность, населенность.

Косвенное налогообложение су­ществовало в форме торговых и судебных пошлин. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Наиболее крупным источником дохода были торговые сборы. В летописях упомина­ются пошлина с серебряного литья, клеймения лошадей, гости­ная, с соляных варниц, рыбных промыслов, а также сторожевая, медовая пошлина, пошлина с браков и т.д.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что слу­жило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сбор­щиков. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и лавок, сборы с публичных бань, питейной торговли, так как изготовле­ние и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Источником дохода казны служили и оброки. Тем, кто пла­тил больше, на оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Доход казне давали и оброчные ставки на казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др.

Несмотря на политическое объединение Русских земель к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Для династии Романовых финансы были наиболее слабым местом. Отсутствие теории нало­гообложения, необдуманность практических шагов порой приво­дили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело в 1648 г. к соляным бунтам. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество.

Крупномасштабные государственные преобразования в Рос­сии во всех сферах экономики, включая финансы, связаны с име­нем Петра I (1672-1725 гг.). До его правления финансовая сис­тема Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере воз­никновения и возрастания потребностей казны вне связи с ре­альным экономическим положением страны. Петр I предпринял уси­лия для развития производительных сил страны. Он считал это необходимым условием укрепления финансового положения. В хозяйственный оборот вводились новые промыслы, развивались горное дело, обрабатывающая промышленность. Создавались ка­зенные фабрики и заводы, которые затем передавались в част­ные руки. Зачинателям производства давались значительные де­нежные ссуды и льготы.


В этот период в России возникли метал­лургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Эти меры расширяли налоговую базу. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны, требующие новых дополнительных расходов на реорганизацию армии, строи­тельство флота. Вводились новые военные налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанностью которых было находить новые источники доходов казны. Так, был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дво­рни, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов и другие налоги и сборы. Благодаря прибыльщикам была введена пошлина на усы и бороды. Они предложили коренное изменение системы налогообложения: переход к подушной подати.

Одновременно Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложения, равномерность раскладки налогов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Петр I близко подошел к идее промыслового налога: учитывались не только дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение.

В период царствования Петра I появлялись и новые нетрадиционные налоги. Примером тому служит налог «на бороды». Введение этого налога имело не столько фискальные цели, сколько регулирующие. Посредством взимания «налога на бороды» Петр I стремился заставить население следовать западной «безбородой» моде.

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.

На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.

Развитие государственности объективно требовало замены "случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII - начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства, возникает сеть государственных учреждений, с их помощью государство берет часть функций в области налогообложения на себя: наблюдает и определяет процесс сбора налогов. Именно в этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX в. и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Теперь уже государство полностью берет все функции установления и взимания налогов, а региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

На первых этапах развития государственности начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Ведь оно основывалось не на добровольных началах, а было скорее неписаным законом и становилось принудительной выплатой или сбором.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. - в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи "Повесть временных лет" перечисляются народы "иже дань дают Руси".

Сбор князьями налогов осуществлялся весной и зимой, когда князь и его войско отдыхали от походов.

Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась к князю, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя.

Со временем дань стала систематическим прямым налогом, усложнилась система и способы ее взимания.

Основные подати на Руси формировались за счет данных и оброчных денег. Под данными деньгами, или данью, понимались разные прямые налоги, которые ложились на податное население и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам. Совокупность податей, платимых по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежащие таким платежам, назывались тяглыми.

Для определения окладов податей и их раскладки использовались различные единицы обложения. Под податями подразумевались не только денежные платежи и натуральные сборы, но и личные повинности. Распределение податей осуществлялось совместно правительством и обществом, то есть учитывались два момента: правительственный оклад (определение податных хозяйств, финансовые возможности плательщиков) и мирская раскладка (распределение подати между плательщиками в соответствии с хозяйственным благосостоянием). Развод представлял собой раздробление предполагаемой суммы средств, подлежащих сбору, а разруб - дальнейшее раздробление первоначальных окладов (мирская раскладка, размет).

Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно "по достатку", для чего составлялись так называемые окладные книги.

Помимо прямого налогообложения на Руси существовало и налогообложение косвенное, которое существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так, существовали пошлины за провоз товаров через горные заставы, пошлины за право иметь склады или за право устраивать рынки, судебная пошлина "вира" взималась за убийство, "продажа" - за прочие преступления.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные со сборами и повинностями, появляется в Русской Правде - своде древнерусского феодального права (имела 3 редакции - Краткую, Пространную, Сокращенную). В статьях 42-43 Краткой редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм (поставка пищевого довольствия), городовые и мостовые деньги.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 гг. монгольскими "численниками". Единицами обложения были: в городах - двор, в сельской местности - хозяйство. Известно 14 видов "ордынских тягостей": "выход" ("царева дань"), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы ("мыт", "тамка"); извозные повинности ("ям", "подводы"); взносы на содержание монгольских послов ("корм") и др.

Первоначально сбором податей занимались сами ордынцы через своих фискальных чиновников баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее Великому князю для отправления в Орду.

Существование монголо-татарского ига делало невозможным взимание прямых налогов в казну самого Русского государства. Главным источником внутренних доходов стали различные пошлины. Например, деньга - пошлина с воза, торговая пошлина - за право торговли, гостиная пошлина, пошлина с клеймения лошадей, медовая, пошлина с браков и т.д.

После политического объединения русских земель в XV в. начинается формирование единой финансовой системы. Так, Иван III в 1480 г. после освобождения от монголо-татарской зависимости ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. В последующем Иваном III были установлены налоги ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело (на строительство укреплений на границах).

Для определения размера налогов служило "сошное письмо". Оно предусматривало измерение земельных площадей, после чего осуществлялся перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Размер "сохи" в различных местах был неодинаков и зависел от области, качества почвы.

Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные - для литья пушек, полоняничные - для выкупа ратных людей, засечные - для строительства засек (укреплений на южных границах), стрелецкая подать - на создание регулярной армии и т.д.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

После Ивана III реформу налоговой системы продолжил Иван Грозный (1530-1584), который начал изменять саму систему сбора налогов. При Иване Грозном многие натуральные повинности были заменены денежным оброком, а в промышленных местах раскладка податей стала производиться "по животам и промыслам".

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен "ясаком" - меховой или пушной данью. Земледельцы в ходе реформ Ивана IV были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

Кроме прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Так, например, существовала стрелецкая подать для создания регулярной армии и "полоняничные" деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и т.д.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства на Руси стало Соборное Уложение 1649 г., в котором нашли отражение вопросы регулирования финансовых (налоговых) отношений, вопросы собственности, суда, оборот земли, а также было окончательно закреплено крепостное право с отменой урочных лет. В данном своде законов Русского государства была предпринята попытка расширения круга податного населения и закрепилась идея вовлечения в тягло все более широких слоев населения.

При определении окладов податей и их раскладки согласно Соборному Уложению использовались различные единицы обложения. Среди них можно выделить три:

1) выти, обжи, луки;

2) местные сошки различных размеров;

з) большая (московская) соха.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

Главными из косвенных налогов при Алексее Михайловиче оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины; судебные пошлины. В царскую казну также шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства. Кроме того, при Алексее Михайловиче была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот.

Большое распространение получил в это время введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Во времена царствования Алексея Михайловича произошло одно из первых крупных волнений, связанных с установлением и взиманием налогов. Сложная политическая и экономическая обстановка в стране во времена царствования Алексея Михайловича вынуждала правительство прибегать к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом, прямые налоги поднялись до 20%. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд, который и послужил причиной народных волнений, названных впоследствии "Соляными бунтами".

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов.


Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь
Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега.

Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение убытков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство.

Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в "Русской Правде" князя Ярослава Мудрого (ок. 978 - 1054).


Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну». Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

Конфликт Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (? - 1380) - фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход... брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду.


В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей». А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371-1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).

Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины - деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли - платить деньгу же, со струга (ладьи) - алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался "осьмеником". Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» - деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.


Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя.

Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около
0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков - зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.

Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро- монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16 в.).

Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Примечания:
1. Соловьев С.М. Соч. История России с древнейших времен. Книга 11. Том 3. – М.: Мысль, 1988. – С.11.
2. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Книга, 1988. Книга 1. Том. 11. – С. 30.
3. Соловьев С.М. Соч. Книга II. Том.4. – С. 479.

Смотри ниже

  1. Особенности экономических процессов в Киевской Руси.

Первоначальная деятельность была добывающая, обменная, а не производящая. Русь вела активную торговлю с западом и Востоком, но не отражалась на комфорте большинства славянского населения так как развита, была только международная торговля, а не внутренняя.

Внешнюю торговлю контролировала аристократическая знать. Препятствием хозяйственной активности славянского населения стал общинный образ жизни.

Община - коллективное владение землей. Отсутствие частной собственности стимулировало пассивный тип поведения и подчинение обычаям общины, которые с одной стороны подавляли способных и предприимчивых, а с другой стороны защищали слабых. Поэтому экономические факторы долго не работали. Первым предпринимателем в Древней Руси который в 882 году осуществил государственный переворот в древней Руси, усилил ценность власти над всеми остальными ценностями.

Началом древнерусского государства можно считать 862 год, когда был собран северный союз племен.

862 – 882 – Столица Новгород

882 – 1169 Киевская Русь. Столица д. Руси - Киев

1169 –1238 – Владимир

1238 – 1703 – Москва

1703 – 1918 – Санкт-Петербург

1918 – НВ – Москва.

Европа переживала те же процессы, что и Русь.

После взятия князем Олегом Киевского престола формируется новые органы правления:

    Великий князь – государь всей земли - сидел в Киеве

    Наместники – в крупных городах

    Военная дружина, из которой назначались управители племен

    Функционирование древне русского государства сводилась к деятельности Киевских князей. Функции:

    Окняжение территории (подчинение племен власти центра)

    Распределение системы сбора дани, судопроизводство и управление

    Внешнеполитическая деятельность

А) поиск внешних рынков

Б) охрана торговых путей

В) защита собственных территорий

Основу экономических процессов в древней Руси составляло полюдье (добровольные дары) и дань. Сбор дани и сбыт ее через международную торговлю, никак не стимулировали экономическую активность населения. Т.к. это не производство и даже не торговля. А сбор и перевозка налогов.

Посредником международной торговли стал торговый агент с 907 года – Купец

Купец – человек занимающийся постоянным торговым промыслом.

Источники дохода: Власть, международная торговля, ростовщичество (ссуда денег под проценты).

    в условиях натурального хозяйства а не развитой денежной системы, ростовщики были монополистами на денежном рынке и процент доходил до 50 %.

    Золотых и серебренных денег на Руси не было.

    Деньгами служили на юге – скот, на севере – мех, для международной торговли использовалась гривна (кусок серебра около 400 грамм)

    Монастыри были ростовщиками. Источники дохода церквей: кладоискательство, происки получения наследства, клиенство (войти в доверие к богатому и использовать на свои цели), сдача в наем вьючных животных

    князь получал проценты с каждого судебного дела

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI -- начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.

Налогообложение в Древней Руси начало складываться несколько позже, чем в Древней Греции (VII--IV вв. до Р.Х.) или в Древнем Риме (В IV--111 вв. до Р.Х.). Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. Дань взималась двумя способами:

  • 1. повозом, когда она привозилась в Киев,
  • 2. полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Налогообложение в Киевской Руси

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина “мыт” взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина “перевоз” -- за перевоз через реку, “гостиная” пошлина -- за право иметь склады, “торговая” пошлина -- за право устраивать рынки. Пошлины “вес” и “мера” устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина “вира” взималась за убийство, “продажа” - штраф за прочие преступления. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (978-1054). Такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. “Выход” взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. К ордынским налогам также относится ям (ордынская тягота, обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам).

Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите и его сыне Симеоне Гордом.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название “таможник” для главного сборщика торговых пошлин. Это слово происходит от монгольского “тамга” -- деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440--1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. дань пошлина акциз киевский русь

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

На Руси в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Он определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей.

Для определения размера налогов служило “сошное письмо”. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы “сохи” и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с, состоявшими при нем, подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться “по животам и промыслам”. Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, называемой “ясак”. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Также при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно “по достатку”, для чего составлялись так называемые “окладные книги”.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает о штрафах и том, что брать пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Царь Алексей Михайлович (1629--1676) создал в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, при Алексее Михайловиче стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно “со всяких людей”. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом, теперь выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.

Таким образом, прямые налоги “с животов и промыслов” поднялись до 20%. Увеличивать их стало сложно. Тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль. Эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. В России же соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.