Все модификации мотоцикл урал спортивный. Про урал и днепр из старых журналов. Характерные особенности мототехники с полным приводом

10 лет со дня создания отметил первый и единственный в России государственный музей тяжелых мотоциклов. В его экспозициях и фондах хранится более 120 редких, а порой уникальных, мотоциклов и автомобилей отечественных и мировых производителей.

Некоторым экземплярам присвоен статус памятников науки и техники, национального достояния России. А в целом коллекция мотоциклов в Ирбите сделает честь любому из всемирно известных музеев техники.

Мы приехали в гости к собирателю и хранителю коллекции Ирбитского музея мотоциклов Александру Буланову и попросили его провести экскурсию по экспозициям музея.

Советский "немец" в Красной армии

Александр Ильич, музей вряд ли бы появился без мотозавода, а как в Ирбите появился завод мотоциклов?

Александр Буланов: Ирбитский мотозавод, как и многие предприятия на Урале, появился в годы войны. Он был эвакуирован из Москвы, где выпускались для Красной армии мотоциклы М-72 с боковым прицепом. В октябре 1941 года, когда немецкие войска приблизились к столице, Совет по эвакуации отдал распоряжение: Московский мотоциклетный завод эвакуировать в город Ирбит. Эта дата - 21 октября 1941 года - считается днем рождения Ирбитского мотоциклетного завода. Первый эшелон из Москвы прибыл в наш город 17 ноября 1941 года, а 25 февраля из Ирбита на фронт ушел первый состав с готовыми мотоциклами.

Правда ли, что во время эвакуации из Москвы прототип М-72 ехал на крыше одного из вагонов?

Александр Буланов: Да, в том эшелоне был вагон, предназначенный для отдела главного конструктора. Но места в нем было так мало, что эталонный образец - BMW R71 -поместили на крыше. Вот он и стоит в нашей экспозиции, он так и остался эталонным. Всего таких машин, купленных советским торговым представительством в Германии, на Московском мотозаводе было пять. Остальные разобрали на части, разрезали, чтобы использовать в качестве образца в производстве советского мотоцикла М-72. Опытные были собраны весной 1941 года, а в июле пустили серийное производство - 60-70 штук в месяц и успели сделать более тысячи машин. Из заготовок, которые привезли на Урал, и были собраны те мотоциклы, которые с первым эшелоном ушли на фронт в феврале 1942-го.

Сначала думали, что эвакуация будет временной, но поскольку в Ирбите сумели очень быстро наладить производство, это не осталось незамеченным. Постановлением Народного комиссариата среднего машиностроения в Ирбите создается мотоциклетный завод. Вот так пустило в нашем городе корни московское предприятие. В военные годы Ирбитский завод выпустил около 10 тысяч тяжелых мотоциклов М-72. Такие же выпускали в Горьком, на ГАЗе, куда эвакуировали Ленинградский мотозавод. Но горьковский выпустил значительно меньше мотоциклов, чем ирбитский завод.

Линейка байкерских машин: "Вояж", "Кобра", "Волк":

После войны военный заказ на мотоциклы передали в Киев?

Александр Буланов: Не совсем так. Ирбитский завод делал армейские мотоциклы до конца 1955 года. А в Киев сначала решили передать заказ горьковского завода, который стал расширять автомобильное производство. До этого на Киевском мотозаводе выпускали мотоциклы - одиночки и мотоколяски для инвалидов. А когда Никита Хрущев пришел к власти, который был выходцем с Украины и всячески потакал украинской партийно-хозяйственной номенклатуре, в 1955 году весь военный заказ по мотоциклам передали в Киев. Там тяжелые армейские мотоциклы - М-72, потом К-750, а затем "Днепр" - выпускали до конца советской эпохи. А наш завод, который производил только армейские машины, лишился оборонного заказа.

Рождение "Урала"

Давайте пройдем к уральским мотоциклам….

Александр Буланов: М-72М - первый гражданский мотоцикл производства Ирбитского мотозавода. Точно такой же, как армейский, только индекс "М" говорит о том, что он модернизирован: колеса более мощные, спицы большего диаметра, вместо защитной окраски использовалась более широкая цветовая гамма, хромированные детали.

В то время иметь М-72 было престижно. Из автомобилей что было - "Победа" и "Москвич", которые простым гражданам не продавали, они могли рассчитывать только на мотоцикл с коляской. Но не так-то просто было его купить и потом, в 1960-70-е годы. В небольших городах и на селе он был не только престижным, он был, по сути, рабочей лошадкой. Нижнеклапанный двигатель - он же необоротистый, тянет себе и тянет. Десять мешков картошки, копну сена - пожалуйста! В лес по грибы, ягоды, в гости в соседнюю деревню - хоть куда проедет.

Он удивительно напоминает BMW R71.

Александр Буланов: Так это его точная копия. Когда создавали М-72, была установка: ни шагу в сторону. Советский мотоцикл нужен был срочно, а BMW- модель испытанная. Изменения были незначительные: усилили спицы, увеличили бензобак, крылья сделали не штампованные, а более дешевые - прокатные, были другие мелкие изменения. А в принципе это - копия BMW R71.

Параллельно разрабатывался для гражданского применения М-52. У него нижнеклапанный двигатель объемом 750 кубических сантиметров, форсировать его сложно, поскольку увеличение рабочего объема тянет за собой увеличение массы двигателя. А скорость 85 километров в час пор международным меркам была уже маловата, вот и сделали верхнеклапанный двигатель. Кубатура 500 сантиметров, но мощность стала больше - 25 лошадиных сил и скорость 110 километров в час. Но если у нижнеклапанного огромное преимущество за счет того, что он низкооборотистый, идет по грязи, как трактор, и вывозит из любого бездорожья, то здесь - обороты большие и надо газовать, чтобы выбраться из грязи, да и то не всегда успешно. К тому же к нему подцепили коляску от М-72, но десять мешков картошки он уже не тянул. И потом в 1950-60 годы 110 километров в час были неактуальны, не было у нас таких дорог.

В том варианте, что в нашей экспозиции, мотоцикл имеет экспериментальную легкую прогулочную германскую коляску. Она красива и удобна, но как картошку или сено возить? Машина, скажем так, родилась раньше времени, дорог нет, а потребность была именно в рабочей лошадке. М-52 было выпущено всего 678 штук со спортивными модификациями. А М-72 - около 200 тысяч. Теперь эта машина редкая, уникальная, один из опытных образцов - памятник науки и техники.

Кроссовый мотоцикл Ирбитского мотозавода 1980-х годов:

А кто решает: памятник техники это или нет?

Александр Буланов: Мы состоим в Ассоциации технических музеев Российской Федерации, где головным является Московский политехнический музей. И там ведется специальный реестр памятников науки и техники первой категории, ведется перечень памятников национального достояния. В нашем музее таких памятников около десятка.

Постепенно машина М-72 стала архаичной и решили увеличить рабочий объем двигателя до 650 кубических сантиметров, крутящий момент стал значительно выше, чем у М-52, "максималку" увеличили до 95 километров в час, и наши мешки с картошкой стали ему под силу. Это - модели М-61 и М-62 выпуска 1960 года. Именно с М-62 ирбитские мотоциклы стали называться "Уралами". Те, кто именует так мотоциклы более ранней поры, неправы. В этой модели впервые появилось автоматическое опережение угла зажигания.

А 1960-годы, помните? Мотороллеры "Тула", закрытые капотами везде, где только можно. Это мировая тенденция того времени - закрытые части мотоциклов. Завод тоже не остался в стороне, вот модель М-65, максимально закапотированная. Династартер, колеса на 17 дюймов, широкопрофильная резина. По тем временам очень оригинальная машина. Тоже национальное достояние России.

Штучная работа

Что тогда было в приоритете - дизайнерская мысль или техническая, красота или практичность и надежность?

Александр Буланов: Работали и над дизайном, и над техническим решением. Много моделей разработали на заводе, но в серию внедрить было архисложно. Когда еще не отдали заказы Киеву, делали армейские мотоциклы с приводом на колесо коляски. Вот сохранилась одна из таких моделей - И 7Д, с отключаемым приводом на колесо коляски и понижающим демультикликатором, у него было восемь скоростей. Тоже памятник науки и техники, сохранившийся в единственном экземпляре в таком варианте.

А вот, например, М-73 был создан по постановлению советского правительства. Если кратко, то устанавливалось Ирбитскому мотозаводу создать модель тяжелого мотоцикла ни в чем не уступающего мировым образцам. Стали мы разрабатывать его в 1978 году, в 1979 выпустили первые экземпляры: рабочий объем двигателя 750 сантиметров, пятиступенчатая коробка передач, электрозапуск, гидравлические тормоза на все три колеса с разномоментным торможением, чтобы не опрокинуть мотоцикл. В нем около десятка авторских изобретений!

Уникальная машина. Скорость больше 155 километров в час на 93-м бензине при испытаниях по ГОСТу. Это означает, что в экипаже должно быть три человека, каждый весом не менее 75 килограммов. Но двигатель специально сделали менее мощным, максимальную скорость понизили до 120. Потому что после этой отметки неподготовленный человек не сможет удержать руль тяжелого мотоцикла. Зато на этом мотоцикле часами можно было держать скорость за 100, не боясь, что прихватит поршневую группу, а на обычных "Уралах" надо было делать перегазовку. В общем, замечательная оказалась машина, прошла все испытания.

Скоростной английский мотоцикл BSA LIGHTNING с коляской использовался в качестве такси:

Но в серию она не пошла?

Александр Буланов: Заводу постановлением правительства дали задание выпускать до 200 тысяч мотоциклов в месяц. Производственных площадей не хватало, для новых корпусов снесли красивую старинную деревеньку Подкорытово рядом с заводом. Закупили оборудование, нужно было 5,8 миллиона рублей на пятилетку 1980-1985 годов, чуть больше миллиона в год, но не дали.

Завод в это время, работая в три смены, приносил государству ежегодно более 20 миллионов рублей чистой прибыли, а одного миллиона в год на выпуск новой модели для нас не нашлось.

Потом грянула перестройка, и все покатилось вниз. На территории бывшей деревни сейчас свалка, а М-73 остался в истории одной из лучших моделей Ирбитского мотозавода. Их было выпущено всего восемь штук, два мотоцикла хранятся в нашем музее. Они и сейчас современно смотрятся, хотя прошло более 30 лет.

"Акула" - чемпион России по кастомайзингу в национальном классе:

А как появился на свет милицейский мотоцикл?

Александр Буланов: В 1990-е годы завод стал искать рынки сбыта продукции. Тогда появились иномарки и ГАИ стала нуждаться в скоростных мотоциклах. Завод предложил модель с обтекателем, мигалками, рацией и всем необходимым. Милицейское начальство посмотрело и отказалось, а через пару лет возникли автомобильные заторы, пробки, и милиция пришла на завод с просьбой дать им мотоциклы. Рады бы, но производство было ликвидировали, завод не смог его восстановить.

А эта красивая конструкция?

Александр Буланов: Это уже 2000-е годы. Модель сделана в стиле ретро, так и называется. Бензобак старинной формы, на нем рукоятка переключения передач, сидения, глушитель "рыбий хвост", но модифицированная современными узлами - дисковые тормоза, электрозапуск. Машина в России малоизвестная. Ее больше знают за рубежом, сейчас более 95 процентов продукции завода идет за границу. Мотоцикл выпускается в одиночном варианте, без коляски. В России "Ретро" не покупают, он очень дорогой, стоит от 12 до 14 тысяч долларов. Его покупают люди состоятельные, любители мотоциклов, коллекционеры мототехники.

Раритетные зарубежные модели:

Цирк и не только

Ирбитское предприятие выпускало ведь и автомобили?

Александр Буланов: В 1950-е годы, когда у завода забрали армейский заказ на мотоциклы, на предприятии стали искать свободные ниши в производстве похожей техники. Такая ниша нашлась в классе микроавтомобилей. На базе нашего мотоциклетного двигателя с принудительным охлаждением создали автомобиль "Белка", городской и сельский вариант. О нем много писали в прессе, хотели пустить в серию, но потом тема постепенно захирела.

В 1958 году на заводе создали "Огонек" - полноприводный джип с мотоциклетным двигателем. Он есть в нашей коллекции, хранится в фондах. Разрабатывали также армейский плавающий вездеход, чтобы вывозить раненых с поля боя. В нем использована интересная разработка: рулевая колонка выводилась вбок, водитель мог управлять автомобилем, передвигаясь ползком или вплавь, рядом с ним.

А вот "Уралец" обликом смахивает на "Запорожец" и не случайно. В 1950-е годы Хрущев, пока ниша микролитражных автомобилей оставалась свободной, решил: зачем в Ирбите делать микроавтомобили? И отдал проект в Запорожье. И нашу группу, которая в отделе главного конструктора много лет занималась автомобилями, отправили туда и все уральские разработки оказались на Украине. Первый "Запорожец", кстати, испытывали с двигателем от "Урала", правда форма кузова была уже другая.

А уже 1990-годы была попытка сделать коммерческий грузовичок по типу "Газели" и микроавтобус. Идея осталась только в макете.

Экспериментальный гоночный мотоцикл "Стрела-1" до серийного производства не дошел:

Какими экземплярами особенно гордится музей?

Александр Буланов: В коллекции есть цирковой мотоцикл, сделан по заказу цирка Юрия Никулина в 1995 году. В цирке на Цветном бульваре Александр Курбанов придумал байкерский номер, нужно было два мотоцикла. Никулин позвонил на завод, ему обещали сделать.

Я специально ездил в екатеринбургский цирк, прикинул размеры арены, осмотрел систему освещения. На мотоцикл решили установить двигатель с жидкостным охлаждением, электрозапуск и дисковые тормоза, которых на серийных мотоциклах еще не было. И все отхромировали. А в принципе это - серийная модель ИМЗ 8.123. 10, только Александр сделал байкерский руль и сиденья под себя.

Когда мотоцикл выезжал под свет прожекторов и софитов, он весь сиял и производил потрясающий эффект. Десять лет Курбанов с байкерским номером выступал на "ура" в России и за рубежом. Но номер не может быть вечным, а в память о великом артисте Юрии Никулине мы оставили мотоцикл у себя.

Другой уникальный экспонат - "Акула". Это направление появилось в США в 70-е годы прошлого века. Как художник пишет картину, так и байкер, конструктор, механик создает мотоциклетный образ. По кастомайзингу проводят чемпионаты мира, Европы, России. В нашей коллекции представлен чемпион России 2005 года в национальном классе. Создал его Олег Скворцов из города Чайковского на базе нашего экспериментального двигателя с модели М-73, только здесь 1000-кубовый вариант. Олег в аскетичной, лаконичной манере создал образ акулы, даже подставка выполнена в виде плавника акулы.

У вас в коллекции много импортных мотоциклов. Откуда они?

Александр Буланов: Треть коллекции музея - мотоциклы иностранного производства. Первые модели - шесть великолепных экземпляров - были приобретены еще в 1940 году для того, чтобы выбрать прототип для советской армейской модели мотоцикла. Harley Davidson WLA 42, Royal Enfield, NSU, Zundapp, BMW R-12 - все подлинные. А после, когда завод стал выпускать мотоциклы гражданского назначения, зарубежные мотоциклы стали приобретать для сравнения. Ведь глупо в отрыве от всего мира изобретать велосипед, если он уже там изобретен. У завода уже была валюта от экспортных операций и он закупал модели тяжелого класса свыше 500 кубических сантиметров.

Vincent Rapid из нашей коллекции - тоже памятник техники, их было выпущено очень мало. 170 километров в час он развивал в конце 1940-х годов! В Англии есть клуб владельцев этих мотоциклов, их представители приезжали в музей и предположили, что у нас неверная датировка выпуска машины, попросили выслать номера деталей, чтобы установить верную дату. Мы отправили всю информацию, а они прислали документ, в котором сказано, что это был заказ торгового представительства Советского Союза и указан год - 1947-й. Таким образом, дата подтвердилась.

На таких BMW R75 с приводом на коляску с раскраской песочного цвета воевали германские войска армии Роммеля в африканских пустынях:

Как Путин "Волка" оседлал

От этого мотоцикла, помню, молодежь сходила с ума. Это "Волк"?

Александр Буланов: "Вояж". В 1990-е годы в среде байкеров прошло время бесшабашных гонок, хулиганства на дорогах, они стали более степенными, появилась мотоциклетная культура. И для байкеров в 1996 году завод сделал "Вояж", мотоцикл без коляски, с увеличенным углом вилки, кожаными сиденьями, высоко поднятым рулем, электрозапуском. Их было изготовлено около девяти сотен. Он был всем хорош, но все-таки это был круизер, а не чоппер - чисто байкерский мотоцикл с узким передним и широким задним колесами.

Тогда на заводе сделали чоппер с "сухой" рамой, без амортизаторов, назвали "Кобра". Ее забраковали, ну, какая, дескать, "сухая" рама по нашим дорогам, не понимая, что это мотоцикл тусовочный. На нем не надо ездить за тысячу верст на рыбалку. В общем, из 16 выпущенных экземпляров "Кобры" в России осталось три - две в нашем музее, один в Самаре, один в Эстонии, а 12 штук забрали англичане, которые понимают толк в таких машинах.

Потом и у нас оценили мотоцикл, заказы пошли, но завод уже переделал конструкцию, мотоцикл обрел амортизаторы и "Кобра" эволюционировала в "Волка".

Ходят слухи, что у Владимира Путина такой мотоцикл.

Александр Буланов: Это информация идет, как говорится, через пятые уста. Путин сидел на этом мотоцикле, это правда. Было это в 2000 году, его тогда только избрали президентом. В Нижнем Тагиле проходила выставка вооружения, и наши мотоциклы там тоже были представлены - с пулеметами, минометами в колясках. Ну, и "Волк" только что разработанный заводчане тоже привезли туда. Когда тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель с Владимиром Путиным проходили мимо, президент остановился, наш директор нажал кнопку запуска и завел двигатель, Путин сел за руль, погазовал, похвалил мотоцикл.

Знакомства с "Волком", как я узнал позже, в президентском регламенте не было. Через два дня, как только вернулись с выставки, этого "Волка" я быстренько прибрал в музей. Но у Путина такого мотоцикла точно нет.

На мотоцикле - в книгу Гиннесса

Как представители Ирбитского мотозавода попали в Книгу рекордов Гиннесса?

Александр Буланов: В Книге рекордов Гиннеса мы вычитали, что один представитель Южной Африки проехал по полигону на мотоцикле Honda с поднятой коляской 3 часа 5 минут. Я испытатель, мастер спорта, что такое для меня три часа с поднятой коляской? В один из заводских праздников в 1992 году пригласили в Ирбит представителей Книги рекордов, и на беговой дорожке стадиона Костя Матвеев (заводской спортсмен - прим. ред.) по кругу перед комиссией ездил с поднятой коляской 8 часов 14 минут, пока у него бензин не кончился.

Поскольку собрали представительную комиссию, то решили и уж заодно и другие рекорды установить. Владимир Глухих задним ходом проехал 171 километр за 8 часов 47 минут. А третий рекорд установили мой друг Толя Бекишев и я. Стартанули, подняли коляску, она весит 92 килограмма, и в таком положении провели 24 часа, проехав 1014 километров. Почему вдвоем? Надо было заправляться на ходу, а одному это сделать невозможно.

М-72 – первый советский армейский тяжелый мотоцикл с коляской:

Как вы это делали?

Александр Буланов: Нам на ходу подавали канистры, и мы заливали бензин в бак. Более того, сменяли друг друга, чтобы отдохнуть, и все это - с поднятой коляской. Эти рекорды не побиты по сей день. Признаюсь, держать в руках 92 килограмма целые сутки - очень сложно. Когда остановились, нас повели чествовать в банкетный зал, а мы не могли взять фужеры с шампанским, настолько набило руки. Пришлось брать бокал двумя руками, как чашу.

А на следующий год решили проверить, сколько может проехать мотоцикл "Урал" без остановки в нормальном положении. Костя Матвеев, Толя Бекишев и я вот на этом мотоцикле проехали без остановки 18 суток, преодолели 25 505 километров. На ходу заправлялись, заменяли колеса. Базовая точка - стадион, где проходили заправка, ремонт, смена водителей на глазах у комиссии, дальше в сопровождении ГАИ выводили за город, там плечо 50 километров прямо, разворот, и обратно. Контрольные пункты, график движения все отмечалось. Ехали поочередно, сменяя друг друга.

Этот рекорд потом итальянцы побили, проехав 32 тысячи километров. Но национальный рекорд остался за нами. В Уральском федеральном округе ирбитчане единственные, кто получил сертификат на установленный рекорд и занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Экспериментальная модель спортивных мотоциклов ИМЗ:

Ирбит и известен как город мотоциклетного спорта.

Александр Буланов: На мотоспорт город был обречен с появлением мотозавода. Первые соревнования прошли еще в годы войны, в 1944 году. А в 1945 году организуется мотоклуб и команда ирбитских пацанов, обкатчиков мотоциклов на первенстве Советского Союза под Москвой стала победителем. А конструктор Игорь Окунев с Алексеем Антроповым стали рекордсменами Советского Союза. С 1945 года по настоящее время ирбитчане завоевали почти 600 наград на первенствах, чемпионатах Советского Союза и России. 59 чемпионов Советского Союза и России, кто стал чемпионом один раз, как я, а кто по десять и более раз. Почти все победы одержаны на ирбитских мотоциклах.

Высокие гости

Нынешний музей создавал ведь не завод?

Александр Буланов: Создавал его я и постарался, чтобы заводскую коллекцию не продали. А там было много машин, в том числе тех, которые покупали в качестве пособий для заводских конструкторов и дизайнеров. Хозяева менялись, коллекцию решено было продать, но не успели - в 2002 году ее выкупил город. Сначала создали муниципальный музей, а потом, учитывая значимость коллекции, государственный.

М-5, опередивший свое время:

Много иностранцев приезжает посмотреть вашу коллекцию?

Александр Буланов: В год две-три сотни туристов из-за рубежа. Для нашего небольшого города это много. Приезжают и на мотоциклах и автобусами их привозят из Екатеринбурга. В Ирбите - четыре известных музея: этнографический, изобразительных искусств, народного быта и музей мотоциклов. Самый популярный - наш. Коллеги ревнуют к нам туристов, но не в обиду им будь сказано: похожие экспонаты можно увидеть и в других местах, а наши - только здесь и нигде больше.

Из знаменитостей кто у вас бывал? Я знаю, приезжал принц Майкл Кентский, большой поклонник ретротехники.

Александр Буланов: Многие были. Послы Великобритании и США, принц Кентский приезжал, через Ирбит специально проложили маршрут пробега на ретроавтомобилях "Пекин-Париж", а там среди гонщиков немало представителей знаменитых европейских фамилий. В очередной раз опять через наш город собираются проехать. Но мы не спрашиваем, какой страны ты принц, мы рады всем.

Еще два десятка лет назад на Ирбитском заводе выпускали до 130 тысяч мотоциклов в год, на предприятии трудились более 10 тысяч человек. Сейчас работает немногим больше ста, выпускают мотоциклы для зарубежных любителей тяжелой техники, всего - менее тысячи экземпляров в год. Российские потребители вряд ли потянут такие цены: модель "Соло" стоит от 308 тысяч рублей, "Турист" - 435 тысяч, "Ретро" еще дороже - 465 тысяч рублей по каталожным ценам.

Первый гражданский мотоцикл ИМЗ – М72М.

Главным отличием М-67 является переход на электрооборудование, которое рассчитанное на 12 Вольт.

Мотоцикл обладает высокой надёжностью, при аккуратном использовании и проведению технического обслуживания М-67 способен прослужить не менее 40 тыс. км.

Также изменения коснулись и рамы мотоцикла. Для того чтобы было удобней ремонтировать и обслуживать мотоцикл конструкторы сместили стойки крепления.

Интересной особенностью является сохранение треугольного седла уже многие годы. Это показывает, что владельцы мотоциклов считают их более удобными.

Двигатель М-67 двухцилиндровый, с рабочим объёмом 645 кубических сантиметра. Мощность двигателя осталась неизменной, всё те же 32 л.с. при 5300 об/мин .
Максимальная скорость, которую может развить М-67 — свыше 105 км/ч.

Мотоцикл на 100 километров потребляет 8 литров топливной смеси.

Электрооборудование Урала М-67 рассчитано на 12 В ольт. На мотоцикле установлен генератор Г-424 .

Вес мотоцикла 330 килограмм. Максимальная нагрузка на мотоцикл 260 килограмм.

Производство мотоцикла продолжалось до 1976 года. На смену пришла модель «Урал» М-67-36 .

За свои эксплуатационные высокие качества заслужил любовь людей на территории всего бывшего Советского Союза, мотоциклы до сих пор пользуются большим спросом у городских и сельских жителей.

Мотоцикл Урал М-66


— это мотоцикл тяжёлого класса, он обладает высокой проходимостью и способен без труда перемещаться по пересечённой местности.

Мотоцикл стал продолжением модельного ряда мотоциклов Урал, сменив мотоцикл Урал М-63 .
Первый М-66 был выпущен в 1971 году на Ирбитском мотоциклетном заводе.

Каждый мотоцикл Ирбитского завода улучшался по сравнению с предыдущей моделью, и этот не является исключением.

Из внешних изменений можно заметить лишь указатели поворотов, они изменились. Значительные изменения произошли внутри мотоцикла.

Двигатель мотоцикла был усовершенствован, его мощность повысилась до 32 л.с. Двигатель двухцилиндровый, четырёхтактный. Рабочий объём двигателя 649 95 км/ч .

Мотоцикл питается смесью бензина с маслом. На 100 километров расходуется 5,8 литра топливной смеси. Карбюратор на М-66 модели К-301 . Бак вмещает 22 литра бензина.

Электрооборудование Урала рассчитано на напряжение 6 Вольт.

Коробка передач мотоцикла четырёхступенчатая.

Мотоцикл без бензина весит 320 килограмм. М-66 имеет максимальную нагрузку 255 килограмм.

На переднем колесе телескопическая вилка, а на заднем колесе устанавливалась маятниковая подвеска.

Мотоцикл Урал М-63


Мотоцикл Урал М-63 относится к мотоциклам тяжёлого класса. Этот мотоцикл собирали на Ирбитском мотоциклетном заводе.
Первый мотоцикл покинул завод в 1964 году. Урал М-63 пришёл на замену мотоциклу .

Главное отличие мотоцикла от тех, что выпускали прежде на Ирбитском заводе — это наличие маятниковой подвески на заднем колесе. На новый мотоцикл был сконструирован новый бак с новым объёмом. М-63 стал более экологичным, благодаря новой системе выпуска выхлопных газов.

На мотоцикл Урал устанавливали оппозитный, четырёхтактный, двухцилиндровый двигатель, который имел рабочий объём 649 кубических сантиметра. Максимальная скорость мотоцикла свыше 95 км/ч. При 5000-5200 об/мин двигатель выдаёт мощность 32 л.с .

Мотоцикл имеет немалый расход бензина на 100 километров, около 6 литров топливной смеси. Ёмкость бака 20 литров. Устанавливали карбюратор К-301Г .

На мотоцикл устанавливали генератор Г-414 . Электрооборудование М-63 рассчитано на напряжение 6 Вольт.

На передней оси мотоцикла установлена телескопическая вилка.
Заднее колесо имеет маятниковую подвеску.

Вес мотоцикла составляет 310 килограмм. М-63 рассчитан на максимальную нагрузку 255 килограмм.

Производство мотоцикла длилось вплоть до 1971 года. Следующим мотоциклом в модельном ряду Уралов является М-66 .

Мотоцикл Урал М-62


Мотоцикл — это советский мотоцикл, выпускавшийся с 1961 на Ирбитском мотоциклетном заводе. Когда производство мотоцикла было только начато, то на заводе ещё выпускали прежнюю модель М-61 .
По сравнению с предыдущей моделью мощность повысилась на 2 лошадиные силы.

Двигатель мотоцикла четырёхтактный, двухцилиндровый. Рабочий объём двигателя 649 кубических сантиметра. Мощность двигателя при 4200-4800 об/мин составляет 28 л.с. Максимальная скорость М-62 — 95 км/ч .

Ёмкость бака 22 литра. Мотоцикл М-62 потребляет 6 литров топливной смеси на 100 километров. На Урал применяли карбюратор модели К-38 .

Трансмиссия мотоцикла четырёхступенчатая. Сцепление двудисковое сухого типа.

6 Вольт. Устанавливали генератор модели Г-414 .

Подвеска переднего колеса имеет телескопическую вилку, а на заднее колесо устанавливали пружинную подвеску.

Рама на Урале трубчатая, двойного типа. Сухая масса мотоцикла 320 килограмм. Максимально допустимая нагрузка 255 килограмм.

Производство мотоцикла было завершено в 1965 году. Следующей моделью, которая пришла на смену старой является мотоцикл Ирбитского завода М-63 .

Мотоцикл М-52

Мотоцикл М-52 — это советский мотоцикл тяжёлого класса, выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе (ИМЗ ). Мотоцикл относится к мотоциклам шоссейного типа.
Производство мотоцикла происходило в 1957 году. Интересной особенностью мотоцикла было то, что он выпускался без боковой коляски.

Двигатель мотоцикла М-52 четырёхтактный, двухцилиндровый. Рабочий объём 494 кубический Двигатель с верхним расположением клапанов. Мощность двигателя 25 л.с., при 5800 об/мин . Максимальная скорость мотоцикла 110 км/ч .

Ёмкость бака мотоцикла 18 литров. На мотоцикле применялись карбюраторы модели К-52 .

На мотоцикле М-52 устанавливали свечную заднюю подвеску. А передняя подвеска имеет телескопическую вилку.

Электрооборудование мотоцикла рассчитано на напряжение в 6 Вольт.

Важно отметить, что попытки использовать М-52 с боковой коляской не были успешными. Также мотоцикл не подходил для пересечённой местности, так как этот мотоцикл шоссейный.

Производство мотоциклов длилось совсем мало времени и за время производства было произведено около 250 мотоциклов.

Мотоцикл ИМЗ М-61


Мотоцикл ИМЗ М-61 — это тяжёлый советский мотоцикл, который выпускался на Ирбитском мотоциклетном заводе(сокращённо ИМЗ )
Первые мотоциклы покинули завод в 1957 году .
Предшественником мотоцикла является мотоцикл М-72 .

Мотоцикл М-61 выпускался с удобным боковым прицепом, на крышке коляски находится запасное колесо.

На мотоцикл М-61 устанавливали двухцилиндровый, четырёхтактный двигатель, объёмом 649 кубических сантиметров. Мощность двигателя 28 л.с. при 4200-4800 об/мин. Этот мощный мотоцикл на асфальтированной дороге способен развить максимальную скорость 95 км/ч. Расход бензина на 100 километров — всего 6 литров при 50-60 км/ч . Охлаждение двигателя воздушное.

Устанавливались два карбюратора модели К-37 .
Мотоцикл питается топливной смеси бензина А-66 или А-70 с маслом.
Ёмкость бака 22 литра, запас хода по топливу около 350 километров. Мотоцикл расходует 0,1 литра масла на 100 километров.

ИМЗ М-61 оснащался четырёхступенчатой коробкой передач. Сцепление двухдисковое, сухое.

На М-61 применяли генератор Г-11-А , номинальное напряжение 6 Вольт, а также мощностью 45 Ватт.

Рама мотоцикла сварная и трубчатая. Передняя вилка телескопического вида, с гидравлическим амортизатором. А задняя вилка на М-61 — свечного типа.

Существует два вида М-72 : с коляской и без. Заводы выпустили всего более 8500 мотоциклов.

В начале 1940 года была поставлена задача о создании мотоцикла в целях армии, в качестве основы был выбран немецкий мотоцикл BMW R71 , их анонимно закупили у Швеции. Для быстрой и качественной сборки нового мотоцикла комплектующие делались и собирались на других заводах, в том числе и автомобильных, а место сборки М-72 было на Московском мотоциклетном заводе. Начиная с 1955 года советский народ мог покупать это надёжный мотоцикл.

Модель для мирного населения Ирбитского завода была модифицирована: двигатель усовершенствован, укреплены колёса и рама, заводской цвет мотоциклов изменили, обновили надпись «Ирбит » на бензобаке. Интересный факт в том, что они состояли на военном учёте и в случае военного времени подлежали реквизиции в государственных целях. Всего выпущено около 8500 единиц техники.

Новейшие технические разработки, применённые для М-72 были первыми на мотоциклах произведённых в Советском Союзе.

Мотоцикл имеет массу 225 кг, а с коляской 350 кг, объём двигателя составляет 746 кубических сантиметров. Свечи типа А11 . Генератор Г-11 имеет мощность 45 Вольт, в трансмиссии всего 4 передачи, вместимость бака 22 литра, а расход около 7 литров на сто километров. Развивал скорость 110/95 км/ч , в зависимости от наличия на нём коляски.

Каждый цилиндр питался от своего карбюратора, переключатель передач ножной. Подвеска на заднем колесе у мотоцикла пружинная,а вилка на переднем колесе телескопическая Тип рамы — дуплексная.

У мотоцикла низкий центра тяжести благодаря оппозитному двигателю, равновесие держал хорошо. Цилиндры произведены из чугуна, вес двигателя около 75 килограммов. Когда мотоцикл падал, то риск повреждения рычагов управления минимален, благодаря тому что их концы смотрели внутрь.
Теперь немного о вооружении. На некоторые мотоциклы вместо коляски устанавливали миномёт. На мотоцикл устанавливали также сумки под боеприпасы, устанавливали кронштейны для с устройством, позволяющим поворачивать ручной пулемёт. На М-72 1956 году завод начал производить новую модель М-72М , улучшенную версию предыдущей. Улучшения коснулись самого двигателя, был заменён распределительный вал. А в области ходовой части была укреплена рама, колёса, редуктор главной передачи также претерпел изменения. Спицы на колесе были установлены более крепко, держались намного лучше. Коляску также не забыли, её также улучшили.

Начну с самого древнего М-72, прародителем которого является BMW-R71.

Мотоцикл начали выпускать в 1941г прежде всего для мотоциклетных частей Красной Армии. В качестве силового агрегата был установлен 22-ух сильный оппозитный двигатель объемом 746 кубиков. В результате последующих модификаций мощность увеличилась до 27 л/с. Масса мотоцикла составляет около 220кг, а максимальная скорость 105 км/ч. Вот с чего начался Урал! Хотелось бы отметить, что по сей день эта модель мотоцикла выпускается в Китае под названием «Чжанг-Сянг» и даже идут на экспорт.

Следующей остановкой в истории стал M-52. Эта модель была сделана уже как дорожный мотоцикл и была предназначена скорее для скоростной езды по асфальту, чем для передвижения по бездорожью. Урал М-52 был оснащен четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 500 куб. см и мощностью 24 л.с, что давало возможность развивать скорость 110 км/час. На сегодняшний день его считают один из редчайших советских серийных мотоциклов.

Учитывая тот момент, что сохранялся спрос на модели с внедорожными характеристиками, родилась новая модель M-61 (1960-1961 годы выпуска). Урал M-61 был выполнен на той же ходовой части, что М-72 и М-52, но эта модель с двигателем объемом 650 куб. см и мощностью 28 л.с. уже больше подходила для езды по сельским дорогам. Выпускалась эта модель с 1957 по 1963год.

Рождение М-62 относится к 1961-1965 годам. Новая модель Урала была значительно модернизирована, в ней появилось автоматическое опережение зажигания, благодаря которому мощность двигателя увеличилась на 2 л. с. и составила 28 л.с, новая коробка передач и увеличенные хода подвески.
Масса мотоцикла составляет 320кг, а максимальная скорость так осталась около 100км/ч.

Первый Урал М-63 сошел с конвейера в 1964 году и стал первой моделью с маятниковой подвеской заднего колеса. Так же к новинкам этой модели можно отнести гидравлические амортизаторы и новые глушители. Закончилось производство этой модели в 1971 году.

В 71-ом году на смену М-63 пришла новая модель М-66 (такое чувство как будто о девушках моделях пишу (:). Так вот, М-66 от предыдущих отличалась «ап-грейдом» двигателя, что увеличило его мощность до 32 л.с. А именно был добавлен масляный фильтр, соответственно подверглась изменению и передняя крышка двигателя. Как и всему в этом мире, производству М-66 в 1973 году пришёл конец.

«Урал» М-67 (1973-1976 г) и «Урал» М-67-36 (1976-1983 г) на внешний вид особо не отличались. Отличием М-67 от предыдущей модели был применённый впервые 12-вольтовый генератор. А на модели М-67-36 конструкторы снова потрудились над двигателем и выжали из него 36 л.с. Этих недостающих коней они нашли в измененные головки цилиндра (изменились углы хода и диаметр тарелок клапанов, а соответственно и коромысла клапанов).

Следующей моделью стал «Урал» ИМЗ-8.103-30 (1983-1986 г). Как видно с фото, на новой модели мотоцикла была установлена система выпуска с одним глушителем. Так же изменения коснулись и задней подвески, она стала рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двустороннего действия, регулируемых по высоте.

Эту часть назову «Наши дни» , т.к. следующие мотоциклы выпускаются и по сей день.

«Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист модель впервые оснащена рычажной передней вилкой. В последние годы инженеры Ирбитского мотоциклетного завода постоянно совершенствуют эту модель, и добиваются при этом очень неплохих результатов. Прежде всего, следует сказать о том, что последние модели «Туриста» оснащены новыми четырехтактными двухцилиндровыми двигателями, мощность которых составляет 45 л.с., а рабочий объем – 750 куб.см. Это позволяет обновленному мотоциклу разгоняться на трассе до скорости 120 км/ч.

«Урал» ИМЗ-8.123 Соло - одиночка на базе ИМЗ-8.103-10.Модель укомплектована четырехступенчатой коробкой передач с задним ходом, передней телескопической и задней маятниковой подвеской, электростартером, передними дисковыми гидравлическими тормозами, задними барабанными тормозами и дугами безопасности. Последние модификации мотоцикла Урал «Соло» оснащены тем же двигателем что и «Турист», который выдаёт максимальную скорость около 130 км/час.

«Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP представляет собой военизированную модель современного дорожного мотоцикла, производство которой началось с 2005 года. За основу был взят всё тот же «Турист». У него два ведущих колеса с бездифференциальной передачей значительно улучшающей езду мотоцикла по бездорожью и оборудование для установки различного вооружения.

«Урал» ИМЗ-8.1238 Волк по праву можно считать уникальным детищем отечественной мотопромышленности. И это неудивительно, ведь Урал Волк – это первый полноценный российский чоппер. Его серийное производство было начато Ирбитским мотозаводом в 1999 году, и с тех пор эта модель пользуется немалым успехом не только среди отечественных покупателей, но также и за рубежом. Интересным также является тот факт, что концепция этого первого российского чоппера была разработана заводскими инженерами совместно с представителями известного российского байкерского клуба – «Ночные волки».Главная особенность этой модели – это его очень длинная база 1690 мм. Из прочих значимых технических особенностей он отличается весьма мощным двигателем – его объем равняется 745 кубическим сантиметрам, а производительность – 40-ка лошадиным силам. Двигатель обеспечивает достойную максимальную скорость мотоцикла, при подходящих условиях он может разогнаться до 150 км\ч, а разгон до 100 км\ч происходит за 10 секунд.

«Урал» ИМЗ-8.1036 Ретро в результате всех модернизаций мотоцикл не только стал одним из самых стильных мотоциклов модельной линейки, но и прошел сертификацию для рынка Европы и Америки. Мотоцикл с коляской Урал «Ретро» оснащен оппозитным четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 750 куб. см и мощностью 45 л.с.Максимальная скорость 120км/ч. Урал с коляской невероятно популярны за рубежом, особенно в США, поэтому с рынком сбыта у Ирбитского завода сегодня нет проблем. В 2001-м году завод выпустил модификацию Урал «Ретро» без коляски, а два года назад для демонстрации в автомобильном музее Haynes International Motor Museum в Англии была разработана уникальная модель мотоцикла Урал «Ретро» с правым рулем. Кстати сказать, праворульная версия пришлась по душе и японцам, которые закупили несколько моделей. говорят сами за себя)))

В этой статье я попытался описать историю развития и модернизации мотоциклов марки «Урал» и характеристики основных серийных моделей. Если есть какие-то замечания или предложения, с удовольствием выслушаю. В планах написать такие статьи и о других монстрах отечественного мотопрома.

Мотоцикл Урал – это не только история, но и часть жизни нашего народа. Самое большое достижение завода-изготовителя, это как двигается «Урал» по грязи, на этом основана концепция завода.

Несколько поколений проездило на знаменитых мотоциклах марки Урал, которые зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. А в сельской местности они до сих пор пользуются спросом как недорогая, практичная и надежная техника для повседневного пользования.

Урал — идеальный по проходимости мотоцикл для сельской местности

История возникновения модели Урал


Вначале стоит напомнить, что первые полноприводные экземпляры мототехники появились в Англии около 100 лет назад. Они долго не имели конкурентов по соотношению цена-качество. Впоследствии фирма BMW начала производство военной модификации подобной техники.

Считается, что военные полноприводные варианты и сделали такие мотоциклы очень популярными. По крайней мере, у нас в стране, после великой отечественной войны, начали производство именно немецких военных «клонов».

Со временем, путем модификаций и доработок, отечественный рынок получил отличную, надежную и практичную технику под разные цели. На них ездила милиция, различные надзоры, их очень ценили жители села. В то время автомобили были дефицитом, поэтому мотоцикл Урал был отличной альтернативой дефицитной авто-технике.

В войсках они оснащались пулеметами и противотанковыми установками. Это было весьма эффективное вооружение. Но со временем, под нажимом развития военной техники, от них отказались. С тех пор модельный ряд «Урал» сильно расширился.

Современные тенденции мотоциклов Урал


Современные экземпляры больше используются для туризма, сельскими жителями, и байкерами, из «Уралов». После небольшой переделки получаются неплохие байки. Очень популярна такая техника на западе. А после того, как они стали комплектоваться импортными деталями, значительно выросли продажи за рубежом.

Поэтому львиная доля, выпускаемой сейчас, подобной мототехники отправляется на экспорт. На данный момент завод-изготовитель выпускает мотоцикл Урал нескольких модификаций, у каждой из которых есть своя «изюминка»:

  • Турист – классика жанра. Надежный и проверенный временем экземпляр, в котором проявились все лучшие качества предыдущих модификаций. Больше популярен у жителей сельской местности за свои эксплуатационные качества и простоту в использовании. Как уже упоминалось, надежность техники подкреплена наличием многих импортных деталей таких известных фирм как: «Ducati», «DENSO», «Sachs»;
  • Турист Т – доработанный вариант предыдущего поколения, ориентированный на длительные путешествия. Способен перевозить на себе до 280-ти кг пассажиров и груза. За пределами шоссе, хорошую проходимость ему обеспечивает полный привод. За рубежом является одной из самых недорогих и популярных продаваемых моделей мотоцикла Урал;
  • Волк – вариант, больше ориентированный на любителей американских чопперов. Разрабатывать данную модель помогали настоящие члены байкерского клуба «Ночные волки». Он имеет удлиненную базу, великолепную динамику разгона и максимальную скорость до 150 ти км/ч. Современный вид модели обеспечивает ему стабильный покупательский спрос;
  • Соло – одиночный дорожный байк, который уже стал классикой в подобном сегменте. Больше рассчитан на езду по шоссе и пользуется заслуженным спросом у любителей подобных развлечений. Хромированный бензобак и дуги безопасности придают ему незабываемый внешний вид. Стилизован под мототехнику середины прошлого века;
  • Спортсмен – в 2006 году завод освоил выпуск спортивного варианта полноприводного байка. Модель была ориентирована на молодежь, из улучшений на ней был отключаемый привод колеса на боковой коляске. Доработанная коляска делает эту модель желанной для охотников, рыбаков и просто любителей активного отдыха. На ней установлена дуга безопасности, большой багажник сзади и ветровое стекло, защищающее от ветра и встречных брызг;
  • Ретро – стилизованный под модели прошлых лет современный Урал. Особый шик придает этой модели стилизованная ручка переключения передач на бензобаке. Любители старины очень любят данную модель;
  • Ямал . Модель выпущена в честь знаменитого ледокола и выполнена в его цветовой гамме. Символизирует надежность и проходимость знаменитого ледокола. Выпущен ограниченной партией.

Характерные особенности мототехники с полным приводом


«Уралы» можно отнести к первым вариантам мотоциклов, в которых присутствует без дифференциальный отключаемый привод, это обеспечило ему еще большее число почитателей.

Для этого мотоцикла не существует непреодолимых препятствий. «Урал» по бездорожью, с подключаемым приводом двигается как по трассе, а на шоссе отключив его, можно хорошо сэкономить топливо. Проходимость «Урал», это притча во языцех.

Максимальная скорость мотоцикла «Урал» обеспечивается двухцилиндровым четырехтактным двигателем, который способен выдерживать большие нагрузки. Он способен двигать по дороге с любым покрытием собственный вес мотоцикла «Урал», который составляет от 318-ти до 380-ти кг, в зависимости от модели, и нагрузку до 250-ти кг.

Высокая практичность, наличие надежных импортных деталей и небольшая стоимость обслуживания, делает мотоциклы семейства «Урал» желанными для различных слоев населения.

Современный внешний вид и хорошая комплектация привлекает к ним молодое поколение. Это воплощение оптимального соответствия цены, надежности, простоты и прогресса.

Урал – тяжелый мотоцикл уже долгие годы выпускаемый на Ирбитском мотоциклетном заводе. Чаще всего эксплуатируется с боковым прицепом, есть модели с приводом колеса коляски. Предшественник Урала – М-72, а он в свою очередь является копией немецкого BMW R71. За долгое время было выпущено множество моделей, это дорожные, спортивные и специального назначения. Сделать обзор всех моделей мотоциклов Урал в одной статье совершенно невозможно, поэтому рассмотрим только ныне выпускаемые Ирбитским заводом.

Урал Турист – классический мотоцикл, вобравший в себя все самое лучшее из своих многочисленных предшественников. Представляет собой тяжелый мотоцикл с боковым прицепом, отличающийся хорошими техническими и эксплуатационными качествами. Неизменно пользуется спросом, в том числе и за границей. Оснащается четырехтактным двухцилиндровым двигателем, объемом 750 кубических сантиметров и мощностью 45 лошадиных сил. Коробка передач четырехступенчатая с задней скоростью. Привод на колесо карданным валом. Передний тормоз дисковый гидравлический, задний – барабанный. Сиденья раздельные с двойной регулировкой. На мотоцикле используется множество зарубежных деталей и узлов. Например это микропроцессорная система зажигания «Ducati», генератор «DENSO», амортизаторы «Sachs». Максимальная скорость до 120 километров в час.

Урал Турист Т – тяжелый внедорожный мотоцикл, отличный выбор за разумные деньги для любителей путешествий. Он укомплектован четырехтактным двухцилиндровым оппозитным мотором объемом 750 куб. см. Колес спицованные, диаметром 19 дюймов. Он может перевозить трех пассажиров и груз общим весом более 280 килограммов. Сам же он весит 335 килограммов и отличается повышенной проходимостью, в том числе на мягких грунтах. Урал Турист Т успешно продается за рубежом, являясь самой недорогой из экспортируемых моделей мотоциклов Урал.

Урал Волк – байк в стиле чоппер. Эта модель увидела свет в 1999 году и до сих пор пользуется успехом у нас в стране и за границей. Задачей конструкторов была создать отечественный мотоцикл, способный удовлетворить любителей японских и американских чопперов. Интересным является факт разработки этого мотоцикла инженерами завода совместно с представителями байкерского клуба «Ночные волки». Особенностью модели мотоцикла Урал Волк является необычно длинная (1690 мм) база, а также хорошая динамика (разгон до 100 км.час за 10 секунд) и максимальная скорость около 150 километров в час. Эта модель комплектуется комбинированной тормозной системой – задний колодочный с механическим приводом, передние тормоз — дисковый гидравлические фирмы Brembo.

– дорожный мотоцикл, теперь уже классика. Пережил несколько модернизаций в ходе которых увеличился с 650 до 750 см.куб. объем двигателя, изменилась электрическая схема и карбюраторы. Урал Соло мощная и современная модель стилизованная под мотоциклы пятидесятых годов. Этот стиль находит своих почитателей в любое время. Модель укомплектована передней телескопической и задней маятниковой подвеской, электростартером, дугами безопасности. Бензобак хромированный объемом 19 литров. Колеса спицованные, размером 18 дюймов.

Урал Спортсмен. Производство начато в 2006 году, за основу была взята модель мотоцикла Урал Турист. В 2008 году проведена модернизация. Главной отличительной чертой его является полный привод. Колесо коляски легко подключается, превращая его в мотоцикл повышенной проходимости. В остальном узлы традиционные для мотоциклов Урал (четырехтактный, оппозитный двигатель объемом 745 см.куб. и мощностью 40 лошадиных сил, 19 дюймовые колеса, электростартер). Отдельно отметим боковой прицеп. Он сделан из толстой стали, имеет качественные амортизаторы Sachs и оснащен ветровым стеклом. Как итог — хороший выбор для людей, предпочитающих активный отдых на природе, охоту и рыбалку.

Урал Ретро. Современная модель, выполненная однако, в духе мотоциклов середины прошлого века. Это подчеркивается формой руля, каплевидным баком (кстати довольно объемным, целых 22 литра), круглым задним фонарем. Все эти детали были характерны для техники прошлых лет. Особый блеск байку придает черная полировка и обивка сиденья пассажира из натуральной кожи. Точку в великолепном дизайне этой машины ставит рукоятка переключения передач на бензобаке с деревянным набалдашником. В качестве опции предлагаются влагостойкий чехол для мотоцикла, ветровой щиток коляски, дуги безопасности и стояночный тормоз.

Урал Ямал – назван в честь одноименного атомного ледокола. Название символизирует тот факт, что он также надежен, как этот ледокол и может преодолевать препятствия, непосильные обычным байкам. Он окрашен в оранжевый цвет с рисунком акульих зубов (такие же зубы были изображены на носу ледокола). Байк оборудован японскими карбюраторами Keihin, обычным кикстартером и электростартером. На коляске установлены две противотуманные фары, а позади ее запасное внедорожное колесо.

Урал GEAR-UP – технические характеристики этой модели Вы можете узнать .