Роль и функции государственного совета российской империи. Создание государственного совета российской империи как попытка реализации идеи разделения властей. О составе и устройстве Государственной канцелярии

Создание и деятельность Государственного совета Российской империи как высшего законосовещательного учреждения России (1810-1906 годы)

Государственный совет Российской империи (далее - Совет) - порождение российской государственности Нового времени. Его историю начинают с 1801 или 1810 годов. В марте 1801 года вместо существовавшего малодеятельного Совета при высочайшем дворе был «для рассуждений о делах государственных» создан Непременный совет (официальные документы именовали Совет «Государственным»), который наделялся законосовещательными функциями.

«Непременный совет стоял на высоте призвания, был истинным законодательным учреждением в государстве, внимательно следившим за современным удовлетворением назревавших общественных потребностей…. Деятельность Совета отличалась во многих случаях таким благородством, гуманным характером, в ней обнаруживалось такое всесторонне понимание настоящих потребностей страны… что Непременный совет смело можно поставить во главе государственного управления первой эпохи реформ Александра I…» Щеглов В.Г. Государственный совет в царствование императора Александра Первого. Ярославль, 1895. С. 350 - 351

В 1810 году была проведена реформа Совета под влиянием М.М. Сперанского. Проект реформы совета готовился в тайне и весьма поспешно. К концу 1809 года проект был готов. Вечером 31 декабря все члены Государственного совета получили повестки, по которым собрались утром 1 января 1810 года. После речи императора, М.М. Сперанский прочитал манифест об образовании Государственного совета. Так началась деятельность Государственного совета.

Полномочия и устройство Совета определялись специальным нормативным документом - «Учреждение Государственного совета». Совет был призван осуществлять и кодификационную деятельность. Члены совета назначались императором. Постоянным председателем Государственного совета объявлялся монарх. Совет состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и Государственной канцелярии.

Согласно «Учреждению Государственного совета» 1810 года в него должны были вноситься дела, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений, дела о толковании законов, меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению законов, общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. К компетенции Совета относились и дела об объявлении войны, заключении мира и др. важных внешних мер, государственный бюджет и дополнительные кредиты, проекты о приватизации государственных доходов и имущества, а также о национализации частного имущества и назначении компенсации их владельцам, отчеты министерств. Российское законодательство X-XX вв. Т. 6. М., 1988. С. 67

Таким образом, по букве закона Государственный совет должен был предварительно рассматривать все законодательные и наиболее важные административные вопросы, контролируя министров.

По всем делам Государственный совет представлял свое заключение императору, который принимал окончательное решение. В 1812-1815 гг. Совет на время отсутствия монарха имел право в срочных случаях издавать законы и принимать некоторые другие решения собственной властью с докладом государю (Государственный совет. 1801-1901. С.27; Щеглов В.Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности. С. 27)

Во главе Совета стоял председатель. Он назначался императором на один год и мог быть уволен досрочно. С января 1810 года по 1906 год Государственный совет имел 12 председателей и 2 председательствующих, 8 из них занимали эту должность пожизненно. Государственный совет. 1801-1901. С.3-4 (вторая пагинация)

Начавшаяся в 1810 году с широковещательных заявлений и обширных планов деятельность Государственного совета к 1825 году затихла и стала малозаметной в движении государственной машины.

Государственный совет в Николаевскую эпоху (1825-1855 гг.) занимал одно из важнейших мест в системе органов власти. Николай I признавал его необходимость, а его составу и, главное, руководству уделял первостепенное внимание. Порядок работы Государственного совета определялся рядом частных распоряжений.

Первым изменением в структуре Совета было отделение Комиссии составления законов. В феврале 1832 года в составе Совета создан Департамент дел Царства Польского. В январе 1835 года в непосредственное ведение императора перешла Комиссия по принятию решений при Государственном Совете. В 1854 году прекращает свою деятельность Департамент военных дел.

В 1842 году в «Учреждение Государственного совета» к числу предметов, подлежащих рассмотрению в Государственном совете, добавлены следующие позиции: дела об учреждении акционерных обществ, сметы и раскладки земских повинностей по губерниям и общественного сбора на мирские расходы государственных крестьян, ежегодные отчеты о государственных доходах и расходах и др.

В период правления Николая I через Государственный совет прошли такие важные законы, как об учреждении коммерческих судов (1832 г.), новый университетский устав (1835 г.) и др.

Круг деятельности Совета расширился с 1850 года за счет подробного рассмотрения смет всех министерств, а также он получил возможность контролировать исполнение всех своих постановлений.

В результате деятельность Государственного совета была введена в более жесткие рамки бюрократической системы. Но в то же время новое «Учреждение» способствовало более органичному включению Совета в систему управления, характерную для дореформенной Российской империи, что явилось высочайшим положением Государственного совета во властной вертикали. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 17-18

Глубокие социальные и политические реформы 1860 - 1870-х годов способствовали существенному повышению роли Государственного совета в системе органов власти и управления Российской империи.

В эпоху реформ усиливается роль Государственного совета в бюджетном процессе. В тоже время в результате судебной реформы судебные функции существенно сократились. В сентябре 1862 года были утверждены «Основные положения преобразования судебной части в России», которые отделяли судебную власть от административной и выдвигали принципы несменяемости судей, устность и гласность суда и др.

В январе 1875 года высочайшим повелением было подтверждено, что все рассматривающиеся в Совете вопросы должны представлять императору в установленном порядке. Это было направленно на повышение контроля императора за законодательной деятельностью и на ограничение самостоятельности отдельных министров.

Важнейшим делом Государственного совета в царствование Александра II стало его участие в крестьянской и военной реформах.

В целом состав Государственного совета в 1860-1870-х годах отличался высокой компетентностью и заметно возросшим уровнем образованности.

В эпоху контрреформ при Александре III значение Государственного совета несколько снижается. Император предпочитает обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших сановников. Чаще всего в роли узкого круга выступает Комитет министров. Это было связано с тем, что в Государственном совете весомую роль играли сановники времен Александра II, которые была настроены более либерально, чем действующие министры нового царствования.

В этот период происходит завершение процесса объединения в Государственном совете законодательной и кодификационной деятельности. В то же время можно говорить о формальном усилении роли Государственного совета в законодательном процессе, хотя фактически абсолютной монополии совета на рассмотрении всех законопроектов и других законодательных мер не существовало никогда. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 31

Всего за 13 лет царствования Александра III был назначен 51 новый член Государственного совета. При нем членами Государственного совета стали назначать не только министров и т.п., но и «свежих» людей с мест - губернских предводителей дворянства, гражданских губернаторов.

Одним из первых дел, рассмотренных Государственным советом в новое царствование, стал перевод на обязательный выкуп временно обязанных крестьян и понижение выкупных платежей. В 1881 году в Совете был рассмотрен вопрос об отмене подушной подати. Государственный совет активно принимал участие в проведении реформы местного самоуправления, где неоднократно сталкивался с оппозицией императора. Он сыграл активную роль в реформе тарифного дела и проекте нового городового положения. Там же. С.32-34

В целом можно сказать, что Государственный совет 1880-1890-х годов был на высоте своего положения.

На рубеже XIX-XX веков в деятельности Государственного совета стали проявляться черты застоя. В это время Совет занимал более либеральную позицию, чем правительство, а подчас выступал в роли сдерживающего начала по отношению к правительствующим инициативам.

Состав рассматриваемых Государственным советом дел по-прежнему зависел от инициативы министров и повелений императора. Это было обусловлено отсутствием у Государственного совета права законодательной инициативы. Основными предметами рассмотрения Государственного совета в это время становились преобразования в экономической области.

В январе 1899 года император утвердил мнение Государственного совета, одобрявшего законопроект Министерства юстиции об отмене ссылки в Сибирь. Новый закон также ограничивал административную ссылку.

В январе 1900 года в составе Государственного совета образовывается Департамент промышленности, наук и торговли. В январе 1902 года было учреждено междуведомственное Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

В июне 1905 года издан закон об устранении нарушений в порядке издания законов. Предписывалось вносить все проекты общих законов в Государственный совет. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. 1906-1917. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2006. С. 29

В конце апреля 1906 года дореформенный Государственный совет закончил свою работу, и были созваны новые законодательные палаты.

Государственный совет Российской империи был создан 1 января 1810 г. по предложению председателя комиссии составления законов М.М. Сперанского по образцу французской Первой империи и в соответствии с его планом введения конституции (см. предыдущий документ). Совет назначался императором из высших сановников. В 1810 г. его составили 35 членов, впоследствии их число увеличивалось и к 1906 г. достигло 120. Члены Совета фактически были несменяемы.

По плану Сперанского Совет должен был объединять действия законодательной, исполнительной и судебной властей. Однако план был реализован далеко не полностью, в частности, не была создана законодательная палата – Государственная дума. Поэтому на практике Государственный совет оказался, прежде всего, законосовещательным органом. Он должен был рассматривать все законопроекты до представления их императору. Однако на практике целый ряд совещательных учреждений: Военный совет, Адмиралтейств-совет, Кавказский, Сибирский и др. комитеты стали обсуждать законопроекты по специфическим отраслям государственного управления и представлять свои заключения непосредственно монарху. Комитет министров и специально создаваемые секретные комитеты, и особые совещания рассматривали законопроекты по любым вопросам, которые почему-либо было неудобно вносить в Государственный совет. Тем не менее, он обсудил значительное большинство законопроектов, в т.ч. наиболее существенных.

Помимо законопроектов, Совет ежегодно обсуждал бюджет империи (кроме бюджетов 1813 и 1814 гг.). На практике при рассмотрении и законодательных, и, особенно, финансовых вопросов Государственный совет по преимуществу разрешал разногласия министерств.

Государственный совет со временем получил обширные судебные полномочия. С 1811 г. он стал рассматривать дела о предании суду высших сановников за преступления по должности. С 1813 г. с его заключением представлялись императору дела, не решенные общими собраниями Правительствующего сената из-за отсутствия большинства в 2/3 голосов или несогласия с ним министра юстиции, а также некоторые другие судебные приговоры. После судебной реформы 1864 г. судебная компетенция Совета значительно сократилась. Дела, рассмотренные реформированными судами, в него уже не вносились.

По всем делам Государственный совет представлял свое заключение ("мнение") императору, который принимал окончательное решение . Мнение должно было приниматься большинством голосов. На практике меньшинство также вносило свое предложение. Несогласные ни с большинством, ни с меньшинством могли подать особые мнения, также представлявшиеся императору. В значительном большинстве случаев он утверждал мнение большинства, но в некоторых важных вопросах одобрялось мнение меньшинства.

Аппаратом Совета являлась государственная канцелярия. Ее влияние было весьма велико. Чины канцелярии докладывали дела во всех присутствиях Государственного совета, составляли журналы их заседаний (в журналах департаментов излагались и обосновывались их решения) и мемории (объяснительные записки к мнениям, при которых последние с 1816 г. представлялись императору).

Государственный совет способствовал упорядочиванию законодательства, препятствуя изданию законов из узковедомственных, личных и т.п. видов. Либеральные государствоведы выступали за увеличение влияния Совета. Во II половине XIX в. был в высшей бюрократии был составлен ряд проектов дополнения Государственного совета выборными членами (см. Проект реформы Государственного совета П.А. Валуева 1863 г., Записка великого князя Константина Николаевича о реформах государственного управления 1880, "Конституция" М.Т. Лорис-Меликова 1881 г.).

Образование Государственного совета 1810 г. действовало до 1842 г. Однако новое Учреждение Государственного совета вводило лишь частные изменения. Созданный в 1810 Государственный совет действовал до 1906 г., после чего был преобразован в верхнюю законодательную палату. Текст приводится с некоторыми сокращениями: выпущены повторы и некоторые второстепенные постановления.

Божией милостью Мы, Александр Первый , император и самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.

К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи.

С того времени, как отечество наше, собрав воедино раздробленные некогда удельным владением его силы, природным разумом и твердостью духа отверзло себе все пути к славе и могуществу, внутренние его установления, постепенно усовершаясь, многократно прелагаемы были по разным степеням гражданского его существования.

Истинный разум всех сих усовершений состоял в том, чтоб по мере просвещения и расширения общественных дел учреждать постепенно образ управления на твердых и непременяемых основаниях закона. К сему склонялись многократные постановления о лучшем образе издания законов, об устройстве порядка судного и исполнительного.

Если политические происшествия в некоторых эпохах затрудняли и умедляли шествие правительства нашего к сей постоянной цели, то вскоре наступали другие времена, в коих вознаграждалось прошедшее и сильным движением ускорялся путь к совершенству.

Век Петра Первого, Екатерины Второй и блаженной памяти любезного родителя нашего многие гражданские учреждения усовершил, остановившиеся подвигнул и будущие приуготовил. Таким образом, действием промысла вседержащего, отечество наше во всех временах среди мира и войны неуклонно продолжало шествовать в стезях гражданского его усовершения.

Восшед на престол, первое попечение наше было удостовериться в тех основаниях, кои до дней наших положены были к устройству внутреннего государственного управления. Желание наше всегда было видеть сие управление на той степени совершенства, какой может быть совместен с положением империи, толико пространной и в силах ее многосложной. Наставшие войны и внешние политические превращения многократно отвлекали нас от исполнения сих предположений. Но среди войны и беспрерывных забот, настоящему времени свойственных, мы не преставали мыслить о усовершении внутренних наших установлений.

Зная, сколь существенно для блага верных наших подданных оградить собственность их добрыми гражданскими законами, мы обратили на часть сию особенное внимание. Усилия, кои со времени Петра Великого употребляемы были к дополнению и пояснению гражданского нашего права, доказывают, что тогда уже чувствовали всю важность и настоятельную нужду его исправления. В последующие времена с умножением народа, с расширением собственности, с успехами промыслов нужда сия сделалась ощутительнее.

Всевышний благословил желания наши. С окончанием протекшего года мы имели удовольствие видеть и удостовериться, что сие важное дело восприяло успешное движение. Первая часть гражданского уложения окончена, другие постепенно и непрерывно за нею последуют .

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным , мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие , в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами .

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

Предметы Совета, разделение их по департаментам, состав и образ их действия определяются подробно особенным учреждением, вместе с сим издаваемым.

Утвердив на сих основаниях бытие Государственного совета, мы призвали в состав его людей, знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившихся.

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое . Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное . От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе . Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье . Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи. Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА 1810 г.

Отделение первое

Коренные законы Государственного совета

Отделение второе

Особенные учреждения Государственного совета

I. УСТРОЙСТВО ДЕПАРТАМЕНТОВ

1) Число департаментов и их предметы

§ 1. Совет разделяется на четыре департамента: I. Законов. II. Дел военных. III. Дел гражданских и духовных. IV. Государственной экономии.

§ 2. В департамент законов входит все то, что по существу своему составляет предмет закона. Комиссия законов будет представлять в сей департамент все первоначальные начертания законов, в ней составляемых.

§ 3. В департамент военных дел будут входить предметы министерств военного и морского.

§ 4. В департамент гражданских и духовных дел будут входить дела юстиции, управления духовного и полиции.

§ 5. К. департаменту государственной экономии будут принадлежать предметы общей промышленности, наук, торговли, финансов, казначейства и счетов .

2) Звание председателя Государственного совета

§ 6. Председатель Государственного совета имеет в общих его собраниях первое место и подпись.

§ 7. Председатель открывает и закрывает собрание.

§ 8. Он назначает каждую неделю дела, подлежащие уважению Государственного совета.

§ 9. При рассуждениях Совета он охраняет надлежащий порядок и единство предмета, в случае разнообразия мнений для соглашения их излагает существо и силу вопроса и потом объявляет мнение, большинством голосов принятое.

§ 10. Все рассуждения членов обращаются к лицу председателя.

§ 11. При конце заседания он возвещает предметы будущего собрания.

3) Звание председателей департаментов

§ 12. Председатели в департаментах имеют первое место и подпись.

§ 13. Они открывают и закрывают собрание департаментов.

§ 14. Председатели назначают каждую неделю дела, подлежащие рассуждению департамента.

§ 15. При рассуждениях они излагают существо и силу вопроса и охраняют надлежащий порядок и единство предмета.

§ 16. Все рассуждения членов департамента обращаются к лицу его председателя.

§ 17. При конце заседания председатель департамента возвещает предметы будущего собрания.

4) Звание государственного секретаря

§ 18. Государственный секретарь управляет государственной канцелярией.

§ 19. На ответственность его возлагается точность сведений, предлагаемых Совету, и надлежащая ясность их изложения.

§ 20. На его ответственность возлагается изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета, как в общем его собрании, так и по департаментам.

5) Звание статс-секретарей и их помощников

§ 21. При каждом департаменте Совета находится один статс-секретарь и несколько помощников.

§ 22. Статс-секретари и их помощники причисляются к государственной канцелярии и отправляют в ней дела по их департаментам.

§ 23. Помощники статс-секретарей назначаются по департаментам министров.

§ 24. Главная обязанность их состоит в собрании дополнительных сведений, нужных для пояснения дел, от министерства поступающих.

II. ОБРЯД ВСТУПЛЕНИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА И ИХ ЗАСЕДАНИЯ КАК В ДЕПАРТАМЕНТАХ, ТАК И В ОБЩИХ СОБРАНИЯХ

§ 25. При открытии Государственного совета и потом при вступлении каждого члена в сие сословие подписывается им присяга по установленной форме .

§ 26. Заседания членов Совета в департаментах учреждаются по старшинству их, но председатель в департаменте всегда сохраняет первое место.

§ 27. Заседание членов в общих собраниях учреждается следующим порядком: 1) В отсутствие его императорского величества председатель занимает место в середине, по правую его сторону занимают места члены, не принадлежащие к особенным департаментам, а по левую – министры. Против председателя Совета, начиная от места, назначаемого для чтения дел, по обеим сторонам занимают места председатели департаментов, а за ними последуют тех департаментов члены. 2) Статс-секретари и их помощники имеют особенные столы и в обыкновенных собраниях занимают свои места, в чрезвычайных же не присутствуют.

§ 28. Заседания как в департаментах, так и в общих собраниях в положенные дни начинаются с 10 часов утра. Сверх сих заседаний члены департаментов могут учреждать между собою по удобности все нужные по делам сношения по назначению председателей. В делах, требующих общего двух или трех департаментов уважения, они могут учреждать частные собрания по сношению их председателей.

III. ОЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВАЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

§ 29. В порядке государственных дел, от разрешения и утверждения верховной императорской власти зависящих, следующие предметы поступают предварительно на уважение Государственного совета: 1) Все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения. 2) Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений. 3) Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла. 4) Меры и распоряжения общие, приемлемые к успешнейшему исполнению существующих законов, уставов и учреждений. 5) Общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. 6) Объявление войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда по усмотрению обстоятельств могут они подлежать предварительному общему соображению. 7) Ежегодные сметы общегосударственных приходов и расходов, способы их уравнения, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры. 8) Все дела, по коим отсуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение. 9) Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на государственные нужды взимаемые. 10) Отчеты всех министерств в управлении принадлежащих к ним частей .

§ 30. Из всех сих предметов изъемлются: 1) Те дела, кои особенно предоставлены будут непосредственному докладу министров. 2) Дела, кои по общему министерскому наказу подлежать будут соображениям министерского комитета.

IV. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ, РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ДЕПАРТАМЕНТАХ

§ 31. Все дела, предоставленные соображению Государственного совета, сначала поступают в департаменты его по свойству их и принадлежности.

§ 32. Из сего изъемлются те дела, кои общими положениями, ниже сего изображенными, или особенными высочайшими повелениями предназначатся непосредственному уважению общих Совета собраний.

§ 33. Дела в департаменты поступают или от министров, или по особенным высочайшим повелениям; те и другие изготовляются к докладу в государственной канцелярии и предлагаются или государственным секретарем, или статс-секретарем того департамента, или же в отсутствие его одним из его помощников.

§ 34. Порядок рассуждения в департаменте учреждается, применяясь к тем правилам, какие для общего собрания ниже сего постановлены.

§ 36. Журналы подписываются председателем и потом членами по старшинству их.

§ 37. Министры, хотя и не обязаны присутствовать в департаментах по делам их, но когда признают нужным, могут представлять изъяснения их или лично, или через директоров, управляющих частями.

§ 38. Директоры оставляют собрание, как скоро окончены будут нужные по делам изъяснения.

§ 39. Положения департаментов, заключающие в себе изъяснения точного разума существующих законов и приложение их к частным случаям и не предполагающие нового закона, устава или учреждения, ни отмены прежних постановлений или дополнения их, не поступают в общие собрания, но представляются в журналах их непосредственно на высочайшее усмотрение.

§ 40. Все другие дела, по окончании их рассмотрения в департаменте, входят на уважение общего собрания.

§ 41. Во всех положениях департамента по делам частным заключение Совета изображается в общем виде закона или учреждения, дабы разрешением одного случая можно было объять все другие, с ним однородные.

V. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ ДЕЛ, РАССМОТРЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ ИХ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ

§ 42. Заседания в общем Совета собрании открываются чтением постановлений, получивших высочайшее утверждение.

§ 43. Дела поступают в общие собрания Совета или из департаментов, или вносятся по особенным высочайшим повелениям.

§ 44. Следующие два рода дел вносятся в общие собрания Совета, не поступая предварительно в департаменты: 1) общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые; 2) внешние важные меры, когда по существу их признано будет нужным предоставить их предварительному общему уважению Совета.

§ 45. Дела по порядку предыдущего их назначения предлагаются государственным секретарем, а в отсутствие его – одним из статс-секретарей или их помощников по его назначению.

§ 46. Чтение никем не прерывается до самого его окончания.

§ 47. По окончании чтения председатель того департамента, к коему принадлежит дело, присовокупляет нужные объяснения и устанавливает существенные предметы рассуждения. Государственный секретарь дополняет их или повторением нужных статей чтения, или объяснением приложений, в деле находящихся. Сим основываются вопросы, к разрешению подлежащие, и существо дела.

§ 48. В делах, входящих непосредственно в общие собрания, объяснения принадлежат председателю Совета.

§ 49. По прочтении дела каждый член Совета может требовать пояснения или повторения тех статей, которые представятся неясными. Государственный секретарь обязан представить сии изъяснения.

§ 50. После сего начинаются рассуждения по порядку статей или вопросов, к разрешению подлежащих.

§ 51. Председатель Совета охраняет сей порядок, полагая один вопрос после другого.

§ 52. Рассуждение, удаляющееся от вопроса и существа дела, обращается к оному председателем Совета, который при повторении сих отступлений прекращает самое рассуждение и обращается к предмету последующему.

§ 53. Когда все статьи рассуждения таким образом будут пройдены и предмет довольно уважен, председатель закрывает рассуждение, вопрошает о мнениях и объявляет то, которое большинством голосов будет принято. Сие мнение вносится в журнал.

§ 54. Члены, не согласившиеся с общим заключением, в течение недели доставляют к государственному секретарю их мнения, кои и прилагаются в подлиннике при журнале.

§ 55. В том только случае мнения сии вторично предлагаются Совету, когда последует на сие особенное высочайшее повеление, и в сем случае Совет полагает по оным вновь свое заключение.

§ 56. Никакое дело, Совету предложенное, не может быть сообщено вне оного без особенного на то высочайшего дозволения, но каждый член может истребовать дело, для особенного прочтения в самом Совете.

§ 57. Журналы в общем собрании Совета суть двояки: в первый вносятся все постановления, высочайше утвержденные и Совету предъявленные. Сей журнал подписывается одним председателем и государственным секретарем. Во второй вносятся все положения Совета по делам, уважению его представляемым. Сей журнал подписывается председателем, потом всеми членами по старшинству их и скрепляется государственным секретарем.

§ 58. Если дело на уважение Совета поступило из департамента, то положение общего собрания присоединяется к тому же журналу, в коем изображено мнение департамента.

59. В журналы дела вносятся по департаментам, не сливая одного с другим.

§ 60. В обыкновенных собраниях Совета министры, по другим их упражнениям, могут не присутствовать, но отсутствие их не прерывает течение дела.

§ 61. Они могут для объяснения дел представлять директоров, особенно управляющих теми частями, к коим принадлежит предмет рассуждения.

§ 62. Для сего о делах, назначаемых к докладу в общем собрании Совета, дается каждый раз знать министрам.

§ 63. Директор в сих случаях занимает место подле государственного секретаря.

§ 64. Обязанность директоров есть представлять все нужные объяснения по делам, к части их принадлежащим, но они не имеют совещательного голоса и оставляют собрание, как скоро окончатся требуемые от них объяснения.

§ 65. Журналы подписываются сначала председателем, а потом членами по старшинству их и представляются государственным секретарем на высочайшее усмотрение.

§ 66. Словесные высочайшие повеления объявляются Совету председателем. В департаментах Совета то же право принадлежит их председателям. Государственный секретарь, для предложения их Совету, сообщает оные письменно по принадлежности.

VI. ОСОБЕННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ, УСТАВОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ

§ 67. Все предварительные начертания гражданских и уголовных законов, также уставов и учреждений, составляемых вне комиссии, особенно для сего учрежденной, вносятся прежде всего через государственного секретаря в сию комиссию и потом с мнением ее поступают в департамент законов.

§ 68. Начертания законов, уставов и учреждений, в комиссии составляемые, вносятся все без изъятия в департамент законов.

§ 69. Директор комиссии имеет место и совещательный голос в сем департаменте по своему званию.

§ 70. Он предлагает начертание законов, уставов и учреждений и представляет по оным надлежащие изъяснения.

§ 71. По рассмотрении и исправлении их в департаменте Совета они вносятся в общее собрание в том самом виде, какой получат в департаменте. Государственный секретарь предлагает их в общем собрании, а директор комиссии представляет надлежащие по оным объяснения.

§ 72. Законы, уставы и учреждения, таким образом в общем собрании Совета рассмотренные, входят на высочайшее усмотрение и потом поступают в порядок совершения, им предназначенный.

VII. ФОРМЫ ИЗДАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

§ 73. Все предметы, содержащие в себе закон, устав или учреждение, имеют форму манифестов и излагаются в следующем виде: Божиею милостью мы и проч., и проч. Введение, в коем излагаются кратко причины: Вняв мнению Государственного совета, постановляем или учреждаем: Следуют статьи закона, устава или учреждения. Место и время издания. В заключение подпись высочайшего имени. Контрассигнирование председателя Государственного совета. С подлинным верно: государственный секретарь.

§ 74. Все дополнения существующих уставов и учреждений, исходящие по делам, в Совете уваженным, имеют таковую же форму.

§ 75. Но изъяснения, предписывающие только образ исполнения или устанавливающие истинный их разум по возникшим сомнениям, имеют следующую форму: Мнение Государственного совета. Государственный совет по вошедшему на расуждение его вопросу... уважив... мнением положил... Подпись: председатель Совета.

§ 76. Высочайшая конфирмация имеет следующий вид: Быть по сему... Высочайшее имя.

§ 77. Государственный секретарь выставляет место и время конфирмации и на списке подписывает: с подлинным верно.

VIII. УСТАНОВЛЕНИЯ, К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ

§ 80. При Государственном совете состоят следующие установления: 1) Комиссия составления законов. 2) Комиссия прошений. 3) Государственная канцелярия.

3) Государственная канцелярия

I. Предмет учреждения и состав ее

§ 114. Государственная канцелярия учреждается для производства всех дел, входящих и исходящих из Совета.

§ 115. Она составляется из государственного секретаря, статс-секретарей, докладывающих в департаментах Совета, и их помощников.

II. Разделение дел

§ 116. По разделению дел в Государственном совете канцелярия имеет следующие отделения: 1) Военных и морских дел. 2) Дел гражданских и духовных. 3) Государственной экономии. 4) Содержание и хранение журналов, постановлений и архив. 5) Особенные поручения. Примечание . Поелику для письмоводства по составлению законов существует комиссия, то в канцелярии и не полагается по сим предметам особенного отделения, но статс-секретарь, занимающийся сею частью в департаменте Совета, принадлежит к составу государственной канцелярии.

III. Образ производства дел

§ 117. Все дела, в Государственный совет поступающие, входят в государственную канцелярию и присылаются на имя государственного секретаря.

§ 118. В делах, поступающих от разных министерств, государственный секретарь наблюдает, чтоб действие Государственного совета не было затрудняемо: 1) делами, не оконченными в средних или высших местах управления; 2) делами, коих разрешение зависит от министров или властей, им подчиненных; 3) делами, зависящими от решения Сената; 4) теми делами, кои представлены министерскому комитету ; 5) наконец, делами текущими, когда не представлено при них общего положения к разрешению подобных случаев и на будущее время. Примечание . Точное понятие дел текущих определяется в министерском наказе.

§ 119. Государственный секретарь сверх того наблюдает, чтоб при каждом деле приложено было: 1) Краткая записка, существо его излагающая. 2) Все сведения, к ней принадлежащие в приложениях. 3) Решительное заключение министра. 4) Проект постановления, учреждения, указа или общего предписания.

§ 120. Дела, в сем виде поступившие, разделяются по отделениям их, где они и приуготавливаются к докладу надлежащими изъяснениями и дополнениями.

§ 121. Статс-секретари требуют сих дополнений из разных департаментов посредством их помощников, в самих тех департаментах служащих.

§ 122. Для сего статс-секретари снабжают их помощников записками за своим подписанием.

§ 123. Дело, сим образом изготовленное, представляется государственному секретарю для удостоверения точности в сведениях его и порядке изложения.

§ 124. Каждое изложение дела, в Совет вносимое, подписывается государственным секретарем и статс-секретарем того департамента, к коему оно принадлежит.

§ 125. О делах, таким образом приуготовленных, каждую неделю посылается список и перечень содержания их к председателям департаментов, к каждому по принадлежности, для назначения оных к докладу. Государственный секретарь таковой же список доставляет председателю Совета по делам, следующим в общее собрание.

§ 126. По назначении дела к слушанию как в департаменте, так и в общем собрании извещаются о нем те министры, к коим оно принадлежит.

§ 127. Рассуждения Совета и заключения, большинством голосов принятые, излагаются в журналах его заседаний.

§ 128. Журналы по предназначенной им форме составляются в департаментах статс-секретарями, а в общих собраниях – государственным секретарем.

§ 129. Все журналы, по подписании их, поступают к государственному секретарю и представляются им на высочайшее усмотрение.

§ 130. Журналы департаментов по тем предметам, в коих окончательное заключение предоставлено общему собранию Совета, вносятся в оное непосредственно и потом уже с присоединением его заключения представляются на высочайшее усмотрение.

§ 137. В журналах, составляемых по делам, на уважение Совета входящим, означается: 1) содержание дела, 2) главные предметы рассуждения, 3) причины, уваженные Советом, 4) заключение.

§ 138. Заключение в журнале должно быть изложено так точно, как оно должно быть внесено в окончательное постановление.

§ 141. Архив государственной канцелярии составляется: 1) из собрания самых положительных сведений по делам государственным прежних лет; 2) из сведений самых полных о настоящем каждой части положении, собранных по их отделениям; 3) из журналов Государственного совета и последовавших по оным высочайших решений.

§ 143. Число чинов, их оклады и содержание государственной канцелярии определяются особенным положением.

§ 144. Настоящие особенные учреждения Государственного совета и его установлений имеют быть дополняемы по усмотрению нужд и обстоятельств, на основании коренных законов Совета.

Российское законодательство X-XX вв. Т.6. М., 1988. C. 61-78

Государственный совет Государственный совет относился к органам верховного управления в Российской империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден высший законосовещательный орган, получивший название Государственного Совета. Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского, его предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году. Состав Государственного Совета назначался императором из числа наиболее влиятельных чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы колебалось от 40 до 80 человек. В состав Совета входили также министры. Председателем Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из членов Совета по назначению императора. Это назначение осуществлялось только на один год. Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент законов, департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия) и государственная канцелярия. Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет обсуждал проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на утверждение императора. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения его Государственным Советом, т.е. царь мог одобрить решение Государственного Совета или отвергнуть его, не считаясь с тем, что это решение принято большинством членов Совета. Со второй четверти 19 в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер. Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». Предпринимавшиеся попытки расширить состав Государственного Совета за счет выборных членов от дворянства, земств и городов не увенчались успехом. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению. Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет раньше не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были определены актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного Совета». Суть преобразования – превращение Государственного Совета в верхнюю палату, что, естественно, существенным образом умаляло права Государственной думы. Выборы в Государственный Совет были организованы так, что демократические элементы и трудящиеся туда попасть не могли. Половина членов Совета назначалась царем из крупных чиновников, занимавших в прошлом министерские и прочие высшие посты в государстве, а другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских общин, буржуазных организаций, от духовенства православной церкви, от Академии наук и университетов. Следовательно, и назначаемая, и избираемая части Государственного Совета обеспечивали царизму возможность через Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, неугодного режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три года треть их обновлялась. Структура государственного совета была такова: общее собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания. Из членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя Государственного Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял государственный секретарь. В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой российского «парламента». Государственный Совет, как и Государственная Дума, имел право законодательной инициативы. А главное – без его согласия законопроект, принятый Думой, не представлялся для утверждения. Он отверг ряд важных думских законопроектов, например, о введении Архангельского земства. Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый Думой, но неугодный царскому правительству. В случае разногласия между этими палатами дело передавалось в согласительную комиссию. Если не было достигнуто соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также отклоненным и законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не утвержденный царем. Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об одном законодательном учреждении – Государственной Думе.
Для добавления страницы "Государственный совет" в избранное нажмите Ctrl+D

высший законосовещательный орган Российской империи в 1810 - 1917 гг. Состав назначался верховной властью из числа высших сановников, а также министров, которые входили в него по должности. После создания Государственной думы (1906) играл роль верхней палаты парламента и частично избирался, обсуждал принятые Думой законопроекты до утверждения их царем.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1) высшее законосовещательное учреждение Российской империи, созданное 1 января 1810 г. по Манифесту Александра I и действовавшее до 20 февраля 1906 г. Идея учреждения Государственного совета принадлежала М. М. Сперанскому. Создание Государственного совета не затрагивало основ самодержавия в России. Членов Совета назначал император из министров и высших сановников (первоначально в нем было 35 членов, к 1890 - 60). Внесение законопроектов для рассмотрения в Государственном совете являлось прерогативой императора. Ни один новый закон не должен был представляться на утверждение монарха без предварительного обсуждения членами Государственного совета (на практике это положение неоднократно нарушалось). Император мог согласиться как с мнением большинства, так и меньшинства членов Совета. Выступать с законодательной инициативой члены Государственного совета могли только в пределах компетенции своего ведомства. Они же обеспечивали исполнение законов, относившихся к нему, и проводили в жизнь все распоряжения верховной власти. Государственный совет распределял финансовые средства между министерствами и рассматривал отчеты министров до их предоставления императору; 2) верхняя законодательная палата, созданная по Манифесту Николая II от 20 февраля 1906 г. и в соответствии с новой редакцией Основных законов Российской империи (23 апреля 1906) накануне образования представительной Государственной думы в результате Революции 1905-1907 гг. Принцип комплектования Государственного совета (по сравнению с прежним) был изменен. Вводилось выборное начало - одна половина состава ежегодно назначалась императором, вторая - избиралась: от сословий (шесть от г|фовенства и 18 от дворянства), по одному от каждого земства, шесть человек от АН и университетов, 12 - от Совета и местных комитетов торговли, мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ, два - от финляндского сейма. В 1914 г. Государственный совет состоял из 188 человек. Ведению Государственного совета подлежало обсуждение принятых Госу|ррственной думой законопроектов, а также рассмотрение законодательных предположений, возбуждаемых членами Совета. Статья 106-я определяла, что «1}рсударственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»; в реальности Дума имела ряд полномочий, которыми не обладал Совет. 25 февраля г. Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного Совета и Государственной Думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля г. После Государственный совет не возобновил свою работу.

Учреждение Государственного Совета, первого Высшего законосовещательного органа в Российской Империи, произошло в 1810-м году. Он рассматривал законопроекты, внесенные министрами, до того как их утвердит император. Создание Государственной Думы, как и высшего законосовещательного органа, происходило с использованием выборной системы. При этом одна часть членов назначалась императором, а другая выбиралась.

Первое время создание Государственного Совета происходило по указанию императора. Первые тридцать пять членов были министрами (в соответствии с положением) и назначенными доверенными сановниками. Председателем считался сам император, а в случае его отсутствия - назначенный им один из членов Совета. С 1812-го по 1865-й год председателем Высшего органа был премьер-министр.

Учреждение Государственного Совета предполагало и формирование Комиссии по составлению законов и Канцелярии, которую возглавлял секретарь правительства. Канцелярия занималась не только ведением делопроизводства, но и законопроектов, которые выносились на обсуждение, а также проведением работы по составлению законов.

Учреждение Государственного Совета позволило рассматривать законопроекты после обсуждения их в департаментах. После утверждения их императором законы вступали в силу. Вместе с этим император мог согласиться как с большинством, так и с меньшинством Государственного Совета, а мог и вовсе отвергнуть любое мнение.

Комитет состоял из председателей департаментов. На него возлагалось рассмотрение проекта по преобразованию министерств.

Государственный Совет обсуждал также штаты и сметы учреждений, жалобы относительно определений департаментов от Сената и прочих органов. При Высшем Органе функционировала комиссия по прошениям. Государственный Совет выполнял важную задачу при разработке и издании Свода Законов и первого Полного Законодательного Сборника Российской империи. Так, в 1833-м году было разработано и подготовлено тридцать три тома Полного Сборника и пятнадцать томов Свода Законов. В эпоху правления Александра Второго Государственный Совет участвовал в разработке законодательной основы преобразований 1860-1870-х годов.

После провозглашения Манифеста 1905 года в административном аппарате произошли определенные реформы. Так, Государственный Совет преобразовали в верхнюю палату в Парламенте страны. С этого момента половина участников назначалась правителем, а вторая половина была избираемой. Выборы осуществлялись в соответствии с профессиональными и сословными куриями. Членами становились представители дворянских обществ, духовенства. Высший орган рассматривал законопроекты, принятые Государственной Думой до утверждения их императором. Правитель при этом рассматривал только те нормативные акты, которые были утверждены в обеих палатах. Следует отметить, что Совет и Дума обладали различными законодательными правами.

В 1917 году после революции Высший орган перестал существовать.

Повторное учреждение Государственного Совета произошло в 1991-м году по СССР Горбачева. Он же стал и председателем Высшего органа. Государственный Совет существовал до распада Советского Союза. Снова он был сформирован Президентом Путиным. Учреждение Государственного Совета как органа совещательного было в 2000 году, первого сентября. Обеспечение его деятельности возложено на Управление Президента по внутриполитической деятельности.

В составе Государственного Совета присутствуют высшие руководители от В соответствии с решением Президента в составе органа могут присутствовать и другие деятели.