Типичные ошибки в работе палатной медсестры. Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению. Внедрение новых технологий

Открытый, честный, научный анализ причин профессиональных ошибок и упущений в работе - неизменное условие движения вперед, важнейшее средство совершенствования мастерства фельдшеров, медицинских сестёр, воспитания у них высокого профессионального долга перед человеком. Совесть не является сугубо индивидуальным нравственным качеством медработника.

Она тесно связана со всем многообразием моральных норм профессиональных коллективов и общества в целом. Неслучайно мы говорим о совести народа, класса, которая выражает их общественное, а не только личное мнение по тем или другим вопросам жизни общества. Совесть медработника предусматривает глубокое понимание своего общественного долга.

« Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию-задача нравственного воспитания»

Формирование совести начинается в детские годы, в семье, в процессе восприятия хороших поступков и действий родителей и близких, продолжается в школьном коллективе и окончательно завершается в производственной среде, в ходе трудовой деятельности, активного самоанализа собственных поступков и анализа поступков членов коллектива.

Профессиональная совесть среднего медицинского работника формируется в повседневном труде, в тех конкретных условиях, где он выполняет свой долг перед обществом.

Это могут быть:
постель тяжело больного, которому надо своевременно оказать медицинскую помощь, процедурный кабинет, где требуется строгое соблюдение правил асептики и антисептики, операционная с неизбежными физическими и психическими перенапряжениями, здравпункт на промышленном предприятии со своими особыми условиями труда, наконец, полевой стан, где в малоприспособленных условиях надо качественно оказать медицинскую помощь заболевшему труженику. Анализируя и обобщая свой опыт и опыт коллективного труда с его радостями и невзгодами, удачами и ошибками, медицинский работник воспитывает в себе те многочисленные положительные качества, которые выражаются одним емким словом - совесть.

Воспитание совести в каждом медицинском работнике
- одна из важных сторон формирования коммунистической нравственности.

« Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко

В любом виде деятельности человека возможны те или иные ошибки или упущения. Они могут быть и в работе хирурга и операционной медсестры при оказании хирургической помощи больным. Однако поскольку медики имеет дело с человеком, то их ошибки, и особенно ошибки врача-хирурга и операционной медсестры, приобретают особую значимость и в отдельных случаях носят трагический характер. Неудивительно, что медицинские ошибки нередко привлекают внимание широкой общественности. Вот почему тщательный, всесторонний и объективный анализ ошибок в хирургии, изучение их причин и особенно изыскание способов их предупреждения имеют огромное значение для дальнейшего улучшения хирургической помощи населению нашей страны.

Некоторые авторы считают возможным приписать к несчастным случаям технические погрешности во время операций, влекущие за собой смертельный исход, пытаясь объяснить несчастные случаи неосторожные действия медицинских работников (хирурга и операционной медсестры).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Проблема ответственности медицинских учреждений и их работников за причинение вреда жизни или здоровью пациента является в настоящее время нерешенной. Для юридического понимания этой проблемы необходимо четко разграничивать медицинские ошибки.

Профессиональной ошибкой мы называем те действия, которые на любом этапе оказания хирургической помощи нанесли невольно тот или иной ущерб здоровью больного. Если же ущерб здоровью больного нанесен в результате небрежного, халатного исполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей или в результате сознательного нарушения интересов больного, то такие действия медперсонала следует относить к преступным, и они подлежат дисциплинарной или судебной ответственности.

Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями, большинство судебно-медицинских экспертов и юристов делят на четыре группы: несчастные случаи; врачебные ошибки; профессиональные преступления; неосторожные действия медицинских работников

1. Под несчастным случаем в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход врачебного вмешательства, связанный со случайными обстоятельствами, которые врач не может предвидеть и предотвратить.

К несчастным случаям относят все летальные исходы. Примерами подобных исходов могут служить:

  • · активация хронической инфекции после операции;
  • · послеоперационные осложнения - случаи перитонита и кровотечений, после простых аппендэктомий) разрыв операционного рубца или тромбоз спустя много дней после операции,
  • · воздушная эмболия сердца и многие другие осложнения, зависящие от необычных морфологических особенностей.
  • 2. Медицинские ошибки связаны чаще всего с какими-то объективными причинами. Это либо несовершенство метода исследования, либо недостаточный опыт медперсонала, либо отсутствие соответствующих объективных условий для оказания медицинской помощи (мало времени для обследования, нет необходимой аппаратуры и лекарственных препаратов).
  • 3. Профессиональные преступления

Помимо медицинских ошибок и несчастных случаев, которые при их установлении не являются правонарушениями, дефекты профессиональной деятельности включают и профессиональные преступления медицинских работников.

Профессиональным преступлением в медицинской деятельности признается умышленное нарушение своих персональных обязанностей, которое причинило (или реально могло причинить) существенный вред здоровью человека или вызвало опасность для его жизни.

4. Неосторожные действия медицинских работников, в основе которых лежит халатность, недобросовестность, проявляющаяся в небрежности, легкомыслие и даже невежестве.

В отличие от несчастных случаев медицинские ошибки и профессиональные преступления связаны с неправильными действиями медицинского персонала, идущими вразрез с общепринятыми в медицине правилами.

Уголовные преступления медицинских работников.

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю необходимо выявить наличие следующих обстоятельств:

  • · неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - наличие или отсутствие к тому уважительных причин;
  • · наступление смерти или серьезного вреда здоровью пострадавшего;
  • · наличие вины медицинского работника;
  • · установление причин и условий, способствующих совершению

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить.

Бывают также медицинские ошибки, вызванные недобросовестным выполнением своих обязанностей. За это операционная медсестра несет ответственность в соответствии с существующими законами.

В Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее близкие статьи, касающиеся медицинской деятельности, когда речь идёт о врачебной ошибке, это ст.109 (причинение смерти по неосторожности); ст.118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст.124 (неоказание помощи больному)

Медицинские работники находятся в очень сложной ситуации, когда довольно велик риск возникновение юридической ответственности за их профессиональную деятельность.

Нельзя смешивать медицинскую ошибку с небрежным действием операционной медсестры, которая могла предвидеть возможные последствия своих действий, и обязана была их предотвратить

Чтобы минимизировать наступление юридической ответственности, медицинскому работнику в своей практике следует соблюдать установленные правила (стандарты, регламент, инструкции и т.д.) либо инициировать их написание, так как судебная практика по медицинским делам складывается по причине нарушения, либо отсутствия того или иного правила в ходе исполнения должностных обязанностей.

В целом надёжной защитой от мер юридической ответственности послужит профессионализм медицинского работника, включающий в себя правовую грамотность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Профессиональные ошибки медицинского персонала

Введение

Профессиональные ошибки встречаются у врача, как и у представителя любой другой профессии, однако именно врачебные ошибки могут приобретать большое общественное значение. Врач несет моральную ответственность перед своим пациентом и обществом (забастовка врачей запрещена законом во всех странах). Бесспорно, врач обязан распознать болезнь, поставить правильный диагноз, обеспечить оказание пациенту необходимой медицинской помощи. Для этого он имеет специальное образование. Но обеспечивает ли получение врачом высшего медицинского образований успешную диагностику заболевания во всех случаях? К сожалению, далеко не всегда. Дело в том, что в настоящее время весь "объем" медицинских знаний уже не может быть освоен и осмыслен одним человеком.

Существует мнение, что нельзя возлагать на врача юридическую ответственность за каждый случай ошибочной диагностики. Это связано с тем, что болезнь - неповторимая человеческая жизнь в изменившихся условиях. Даже одинаковые по названию заболевания протекают у каждого человека по-разному. Нетипичность симптомов и кратковременность пребывания пациента под наблюдением - вот основные объективные причины врачебных неудач.

Диагностические трудности возникают, если пациент обращается с заболеванием, не связанным со специализацией врача.

Однако последний должен хотя бы сориентироваться в профиле заболевания пациента и организовать консультацию соответствующего специалиста. Многие авторы пользуются каждый своей классификацией врачебных ошибок.

Нами проанализировано 11 таких классификаций, но так как в каждой из них имеются определенные недостатки, мы попытались объединить несколько классификаций в одну, максимально включив все виды описанных в литературе врачебных ошибок.

1. Виды врачебных ошибок

Диагностические ошибки в установлении диагноза.

Лечебно-тактические ошибки неправильный выбор методов исследования для установления диагноза; неправильная оценка результатов исследования; ошибки в установлении показаний и противопоказаний к тому или иному методу лечения. Лечебно-технические ошибки неполноценное обследование больного; неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций. Организационные ошибки неправильная организация рабочего места; неправильная организация лечебного процесса.

Ошибки в ведении медицинской документации. Документы, которые оформляет медицинский персонал, могут быть либо оправдательными, либо обвинительными. Если пациенту оказана медицинская помощь, а записи в истории болезни нет, действие предполагается несовершенным, если пациенту ничего не сделали, а запись в истории болезни есть - действие совершено. История болезни, написанная только в компьютере, считается недействительной. Компьютер служит только для архивирования базы данных пациентов на случай обращения их через несколько лет.

Ошибки поведения медицинского персонала

Нарушение принципов этики и деонтологии между всеми работниками медицинского учреждения - это ошибки поведения медицинского персонала. За действия среднего и младшего медицинского персонала отвечает врач и не имеет значения, присутствовал он при действиях медсестры, санитарки или нет.

Пока существуют болезни, врачебные ошибки были и будут. Они неизбежны. Важно понять их сущность, чтобы трагедии не повторялись.

2.Причины врачебных ошибок

Объективные

Непостоянство отдельных постулатов, в результате чего меняется диагностика заболевания и его лечение. Особенно быстро такие изменения, в связи с развитием медицины и, в частности, стоматологии, происходят в последнее время. Нечетко налаженное обеспечение медицинской техникой, несовершенство медицинской техники. Все это может привести к неполноценному медицинскому обследованию, а соответственно и лечению.

Недостаточно четкая организация работы лечебного учреждения: нечеткая работа вспомогательных кабинетов, перегрузка врачей, низкая исполнительная дисциплина среднего и младшего медицинского персонала.

Субъективные

Отсутствие достаточного опыта врача. Опыт появляется со временем, но это не значит, что опытные врачи не ошибаются.

Несовершенствование врачом своих знаний. Несоблюдение принципов деонтологии (пессимизм или излишний оптимизм, врач может поставить "оригинальный" диагноз, предвзятость, нелогичность и т.д.).

В условиях внедрения страховой медицины появились случаи судебных исков со стороны пациентов, которые как потребители медицинских услуг предъявляют претензии к своим лечащим врачам.

3. Ответственность медицинских работников за профессиональные и служебные нарушения (преступления)

Виды ответственности Формы осуществления

Моральный разбор и обсуждение в коллективе. Обсуждение на заседании Высшей аттестационной комиссии при МЗ

Юридическая Дисциплинарная накладывается руководителем учреждения здравоохранения.

Административная Выносят органы СЭС, пожарного надзора и др.

Уголовная Осуществляется только в судебном порядке гражданско-правовая.

Виды наказания

Моральное осуждение коллег (общественное порицание)

Лишение права занимать должности, непосредственно связанные с лечением больных. Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или понижение в должности на тот же срок, увольнение с работы.

Денежный штраф, временное отстранение от должности и др.

Лишение свободы. лишение права заниматься про деятельностью на срок до 5 лет.условное осуждение. исправительные работы. штраф, увольнение от должности, принятие мер общественного воздействия.

Удовлетворение гражданского иска о возмещении материального ущерба здоровью пациента или родственникам в связи со смертью кормильца

К сожалению, до сих пор в высших учебных заведениях очень мало уделяется времени правовым вопросам врачебной (медицинской) деятельности. Для того, чтобы знать, как защищаться, надо знать требования, которые предъявляются действующим законодательством к медицинской деятельности. Необходимо знать законы страны, в которой мы живем. Так, например, если пациент скончался в кресле врача-стоматолога во время стоматологического приема - это несчастный случай в медицине, который произошел во время работы, он - ненаказуем.

В зависимости от характера правонарушения и последствий медицинский работник может быть привлечен к различным видам ответственности.

Гражданское правонарушение - нарушение норм гражданского законодательства, неисполнение медицинским учреждением (работниками, медицинским персоналом) договорных обязательств, которые могут повлечь за собой взыскание уплаченных пациентом денежных сумм (прямой ущерб), уплату штрафных санкций (убытки), а так же сумм в возмещение морального вреда в случаях, предусмотренных законом (убытки).

Гражданская ответственность. Применение имущественных санкций: возврат уплаченных пациентом сумм (добровольно или в порядке гражданского судопроизводства).

Административные правонарушения - признается посягающее на государственный или общественный порядок, на установленный порядок управления, права и свободы граждан, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность. Наложение штрафа, конфискация имущества, временное отстранение от должности.

Дисциплинарные правонарушения

Нарушение трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины: прогул, опоздание на работу, необеспечение сохранности вверенных товарно-материальных ценностей, невыполнение распоряжения главного врача, заведующего отделением.

Дисциплинарная ответственность. Применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод с понижением в должности, увольнение с работы).

Материальная ответственность. Возмещение причиненного ущерба (в порядке, предусмотренном трудовым законодательством).

Уголовное правонарушение - нарушение норм уголовного законодательства. Умышленное или неосторожное правонарушение медицинских работников, содержащее признаки преступления.

Уголовная ответственность. Осуществляется только в судебном порядке.

Иногда действие медработника является одновременно правонарушением нескольких видов. Каждый вид правонарушения несет за собой соответствующий вид ответственности.

Основным документом, регулирующим отношения между пациентом и медицинским учреждением являются "Основы законодательства РК об охране здоровья граждан", где действует принцип: "ПАЦИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ".

По законодательству закон предусматривает: "право пациента на выбор врача с учетом согласия последнего. Лечащий врач в амбулаторно-поли-клинических учреждениях назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача, последний должен содействовать выбору другого врача"

На основании законодательства врач может отказаться от лечения пациента по согласованию с соответствующим должностным лицом, если:

Отказ не причинит вреда жизни пациента и здоровью окружающих:

Пациент нарушает режим лечения и режим нахождения в стационаре:

Пациент не оплачивает лечение:

Клиническая ситуация не позволяет провести определенное лечение (установить ортопедическую конструкцию), которую требует пациент.

Вопрос оценки качества медицинской помощи и, что более важно, контроля качества давно обсуждается в здравоохранении у нас и за рубежом. Несмотря на кажущуюся простоту, понятие "качество" очень трудно определить. В толковом словаре С.И. Ожегова: "Качество - это наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других".

На сегодняшний день однозначных критериев качества медицинской помощи практически не существует, так как каждый конкретный случай лечения требует индивидуального разбора с привлечением экспертов, тщательного изучения медицинской документации, коллегиального принятия решения.

Литература

ошибка диагностический медицинский

1. Вермель И.Г. Судебно-медицинская экспертиза лечебной деятельности (вопросы теории и практики).

Свердловск: Изд-во Уральского университета

2. Гражданский кодекс РК (части первая и вторая)

4. Рыбакова М.Г. Окончательный диагноз - Мир медицины - 1997

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объективные, субъективные и смешанные профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины. Анализ врачебных ошибок как один из путей формирования мышления у специалистов. Направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга.

    реферат , добавлен 20.12.2011

    Состав медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений. Уровень заболеваемости острыми и хроническими инфекциями медицинских работников. Риск инфицирования медицинского персонала. Стандартная иммунизация медработников против инфекции ВГВ.

    презентация , добавлен 25.05.2014

    Характерологические особенности врача и пациента. Административная и правовая ответственность врача. Типы реакций на жалобы. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок. Стратегия предупреждения и разрешения конфликтов путем сотрудничества.

    презентация , добавлен 25.12.2014

    Характеристика профессиональной деятельности медицинской сестры в ряду медицинских работников. Личные качества, необходимые для работы медсестрой. Профессиональные факторы риска для медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2013

    Ошибки в тактике и в выборе сроков лечения. Ошибки в диагностике болезней. Причины объективных диагностических ошибок. Особенности развития болезней и неправильный анамнез. Смешанные ошибки, их связь с объективными факторами и степень их проявления.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Психологические знания в работе медицинских сестёр и младшего персонала. Психологический уход за больными в офтальмохирургическом отделении. Принципы работы среднего медицинского персонала. Создание оптимальной атмосферы пребывания пациента в отделениях.

    презентация , добавлен 23.07.2014

    Профилактика внутрибольничного инфицирования медицинских работников вирусами актуальных гемоконтактных инфекций (гепатиты В, С, ВИЧ) у медицинских работников. Применение антиретровирусных препаратов. Особенности вакцинации медицинского персонала.

    презентация , добавлен 30.11.2016

    Инфицирование медицинского работника в учреждении здравоохранения. Анализ риска заражения при проколе кожи инфицированной иглой. Устойчивость вируса иммунодефицита человека в окружающей среде. Действия медицинского персонала в случае аварийных ситуаций.

    презентация , добавлен 20.04.2016

    Роль среднего медицинского персонала в проведении психотерапии, тактика медицинского работника в психиатрической клинике. Психологические аспекты психиатрического стационара, снятие эмоционального напряжения в связи с болезнью и мобилизация ресурсов.

    реферат , добавлен 10.04.2012

    Роль среднего медицинского персонала в организации медицинского страхования. Профессиональные предпочтения представителей сестринского дела в организации медицинского страхования. Медицинское страхование в Ульяновской области: состояние и перспективы.

Гиппократ утверждал, что хорошим врачом явля­ется тот, кто признается в ошибке. Обращаясь к своим коллегам, он говорил: «Если мы будем тре­бовательны к себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знаний».

Советский терапевт и гематолог, академик АМН СССР И.А. Кассирский так писал о врачебных ошибках: «...ошибки - это неизбежные и печальные издержки врачебной дея­тельности, и единственно оптимальное в них то, что они помогают тому, чтобы их не было. Выявленные, признанные, они учат, как не оши­баться. Вот почему систематический анализ допу­щенных ошибок является необходимой предпо­сылкой для совершенствования медицинской по­мощи населению». Эго применимо и к сестрин­ским ошибкам.

Качество сестринских услуг в части безопасности не может быть признано удовлетво­рительным: научные исследования выявляют не­ желательные инциденты на госпитальном уровне оказания медицинской помощи медсестрами.

Важнейшими предпосылками к возникновению сестринских ошибок являются проблемы взаимо­действия между амбулаторным и госпитальным этапами и оказания медицинской помощи. Причины сестринских ошибок - дефекты обра­зования, низкая правовая и этическая культура медсестер.

Воздействуя на причины ошибок, можно улуч­шить качество медсестринской помощи. Не последнюю роль в появлении погрешностей в работе играют стресс, усталость, спешка, т.е. субъективные факторы, которые являются при­ чиной около 10% ошибок. Неправильная органи­зация работы, недостаток опыта, игнорирование пожеланий пациента, недооценка мнения коллег в разных сочетаниях становятся причинами почти каждой выявленной ошибки.

Сестринские ошибки анализируют с разных точек зрения:

Их причины;

Времени и места совершения;

Прогноза для здоровья и жизни;

Своевременности и правильности медицин­ских действий.

Профессиональными ошибками при оказании медицинской сестринской помощи являются:

v Ошибки при идентификации пациента;

v Сестринские ошибки в лекарственной терапии;

v Ошибки общего ухода.

Сестринские ошибки при идентификации пациентов

Идентификация - это процедура, которая позволяет установить, что человек с именем, фамилией и паспортом является данным лицом

В силу особенностей и высокого риска медицинских процедур пациенты обязательно должны быть идентифицированы:

· перед введением медикаментов, переливанием крови или препаратов крови;

· перед взятием крови и других образцов на клинические исследования;



· перед проведением диагностических или лечебных процедур;

· перед проведением хирургических вмешательств

Процесс идентификации может различаться в зависимости от:

v места нахождения пациента (стационарный или амбулаторный больной);

v возраста;

v состояния (в сознании, без сознания, адекватен, неадекватен);

v объема имеющейся на данный момент информации (идентификация по идентификационному браслету или по фотографии).

Сестринские ошибки в лекарственной терапии

Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент:

· получил нужное лекарство;

· в нужной форме и нужной дозировке;

· препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время;

· контролировать влияние медикаментов на состояние пациента.

Сестринские ошибки общего ухода

У начинающих медсестер с небольшим опытом работы главная причина - психологический стресс и физическая перегрузка. У стажированных медсестер - невнимательность, небрежность, самодеятельность.

Анкетирование

С целью изучения мнения населения о качестве работы медицинских сестер было проведено анкетирование (Приложение А). Практическое исследование проводилось на базе терапевтического отделения ГУЗ « Узловская РБ» (пос.Дубовка).Группа респондентов среди пациентов составила 30 человек.

Для изучения мнения пациентов была разработана специальная анкета, которая включала 19 вопросов. Анкетирование проводилось в виде письменных ответов на вопросы, анонимно.

Результаты исследования:

1. Ваш пол?

Вывод: Группа респондентов составила 30 человек, из которых 20 человексоставили мужчины, а 10 – женщины. Преобладают лица мужского пола.

2. Ваш возраст?


Вывод: Основная возрастная группа составляет от 35 до 60 лет

3. Ваш социальный статус?

Вывод: 50% респондентов являются пенсионерами.



На этом вводная ознакомительная часть анкеты закончена. В результате анализа был выяснен половозрастной состав респондентов и их социальный статус.

Следующая группа вопросов направлена на выяснение отношения пациентов к своему здоровью и оказание качественной медсестринской помощи.

4. Как часто Вы лечитесь в стационаре?


Вывод: 59% респондентов проходили лечение в режиме круглосуточного пребывания.

5. Как Вы оцениваете отношение медицинских сестер во время пребывания в медицинской организации?

Вывод: 70% респондентов удовлетворены отношением медицинских сестер во время пребывания в стационаре.

6. Удовлетворены ли Вы профессиональной деятельностью медицинских сестер?

Вывод: Профессиональной деятельностью медицинских сестер удовлетворены 87% респондентов.

7 . Укажите, пожалуйста, каковы, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительного качества работы медицинских сестер?


Вывод: Большинство респондентов считают,что большая нагрузка и низкая оплата труда являются причинами неудовлетворительного качества работы медицинских сестер.

8. Как Вы оцениваете внешний вид медицинских сестер?

Вывод: 78% респондентов оценивают вид медицинских сестер хорошо.

9. Имеют для Вас значение личностные (душевные) качества медицинской сестры?

Вывод: Для 83% респондентов имеет значение личностных (душевных) качеств. Все это говорит о том, что большинство пациентов желают общаться с высококвалифицированной, душевной медицинской сестрой.

Качество сестринской помощи в большей степени зависит от профессионального мастерства, добросовестности, дисциплинированности.

Вывод: Большинство респондентовоценивают качества медсестер оказывавших им медицинскую помощь, как доброжелательность, милосердие, внимательность и тактичность.

11. Как Вы оцениваете профессиональное мастерство выполнения медицинских манипуляций (инъекции, перевязки)?

Вывод: 60% респондентов удовлетворены профессиональным мастерством выполнения медицинских манипуляций.

12. Отдаете ли Вы предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение?


Вывод: 85% респондентов отдают предпочтение какой-либо одной медсестре, учитывая качество инъекций, перевязок, манипуляций, а также доброжелательное и внимательное отношение.

13. Разъясняет ли Вам медсестра характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?


Вывод: 90% респондентов ответили, что медсестра разъясняет характер проводимой медицинской манипуляции, правила приёма лекарственных средств, назначенных врачом?

14. Возникали ли у Вас конфликтные ситуации с медсестрами?


Вывод: 93% респондентов указали, что не возникали конфликтные ситуации с медсестрами.

Вывод: Большинство респондентов оценивают полученную сестринскую помощь как хорошо и удовлетворительно.

16. Как Вы оцениваете эффективность проведённого Вам лечения от момента поступления в больницу?


Вывод: 50% респондентов оценили эффективность проведённого лечения как выздоровление лечения от момента поступления в больницу.

17. Удовлетворены ли Вы полностью оказанными услугами в медицинской организации?


Вывод: 83% респондентов полностью удовлетворены оказанными услугами в медицинской организации.


19. Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых медсестринских услуг (вписать)________________________________________

Следующий показатель, который был выяснен при анкетировании - это как улучшить оказание медсестринской помощи. На что респонденты предложили для улучшения качества оказания медицинской помощи следующее:

Подводя итог по проведенному анкетированию можно сделать вывод, что психологическая эмоциональная сфера и качество жизни пациентов с различными заболеваниями, а следовательно, и само течение и исход заболевания зависит от того, насколько сильно пациент ощущает помощь и поддержку медицинской сестры.

На основании проведенной работы можно составить следующие рекомендации:

· Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранение.

· Развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи.

· Совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров.

· Обеспечение качества сестринской помощи населению.

· Совершенствование системы управления сестринскими службами.

· Совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении.

· Повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

· Обеспечение социальной защищенности сестринского персонала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Сестринское дело - составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты в жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Развитие сестринского дела требует, чтобы каждая медицинская сестра брала на себя ответственность за сестринскую помощь и располагала достаточными полномочиями для этого. Ответственность стала одним из основополагающих принципов «глобальной стратегии достижения здоровья всех» и имеет перспективное значение для профессиональной сестринской помощи. Медицинская сестра должна четко знать границы своих полномочий и меру своей ответственности.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналам в учреждениях в здравоохранении и в любых других учреждениях, а так же на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Необходимо создание многоуровневой системы управление сестринскими службами с рациональными распределение задач и полномочиями сестер- руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управление здравоохранение субъектов РФ и кончая старшой сестрой отделение учреждение здравоохранение.

Повышение качество сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификация.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических так и в больничных условиях должны обеспечит четкую организацию работы сестринских служб.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех ее организационных формах.

Высокий профессиональный уровень качества сестринской медицинской помощи может сохраняться при условии хорошо функционирующей системы обучения, наличия профессиональной практики, контроля над проведением медицинских мероприятий и за деятельностью медицинского персонала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Конституцию РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1;

4. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 907 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

5. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техничес­ком регулировании»;

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) № 321 от 21.10.2002 г. «О введении в действие отраслевого стандарта «Порядок организации работы по формированию перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

8. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445-1

9. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

11. Приказ МЗ РФ и Федерального фонда обязательного меди­цинского страхования (ФФОМС) №363/77 от 24.10.1996 г. «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации»;

12. Письмо ФФОМС от 5 мая 1998 г. № 1993/36.1-и «О методи­ческих рекомендациях «Возмещение вреда (ущерба) застра­хованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования»;

13. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности»;

14. Приказ МЗ РФ № 314 от 9.08.2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий».

Нормативно-технические документы:

15.ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

16. ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

17. ГОСТ 7.0.5.-2008 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

Книги и статьи из периодических изданий:

18. Островская И. В., Широкова Н. В. Основы сестринского дела; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2013. – 283с.

19. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М. Сестринское дело в педиатрии; Феникс - Москва, 2012. – 148 с.

20. Славянова И. К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии; Феникс - Москва, 2014. - 230 c.

21. Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела; Медицина - Москва, 2013. - 299 c.

22. Яромич И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника; Феникс - Москва, 2012. - 284 c.

23. Н. В. Алламярова, В. М. Алексеева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2015. - № 1-2. - С. 53-57

24. Бершадская, М. Б. Делопроизводство и документооборот в деятельности медсестры- руководителя / М. Б. Бершадская // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. - 2016. - № 1. - С. 21-31.

25. Ладыгина, Е. Е., М. Н. Михайловский // Медицинская сестра. - 2015. - № 5. - С. 47-48.

  1. 1. Типичные ошибкиТипичные ошибки в работев работе медицинскоймедицинской сестрысестры В помощь практикующей медицинской сестреВ помощь практикующей медицинской сестре №3(39) 2013№3(39) 2013
  2. 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯИДЕНТИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХБОЛЬНЫХ  Идентификация́Идентификация́ (от (от лат.лат. identificoidentifico - - отождествлятьотождествлять):):  ИдентификацияИдентификация - - установлениеустановление тождественноститождественности неизвестного объектанеизвестного объекта известному на основанииизвестному на основании совпадения признаков;совпадения признаков; опознание.опознание.
  3. 3. В основе любых действий медперсоналаВ основе любых действий медперсонала должна лежать четкая идентификациядолжна лежать четкая идентификация пациента (его биоматериалов, документов)пациента (его биоматериалов, документов) При идентификации больных рекомендуетсяПри идентификации больных рекомендуется использовать как минимум дваиспользовать как минимум два индивидуальных признака:индивидуальных признака: * имя пациента и* имя пациента и * дату рождения.* дату рождения.
  4. 4. Идентификация:Идентификация: Стационарного больного:Стационарного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются:  ФИО больного,ФИО больного,  дата рождения и/илидата рождения и/или  домашний адрес.домашний адрес. Номер палаты (койки) для этихНомер палаты (койки) для этих целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ.целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ. Амбулаторного больного:Амбулаторного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются: Документ с фотографией,Документ с фотографией, ФИО больного,ФИО больного, дата рождения и/илидата рождения и/или домашний адрес.домашний адрес. Вызывая из приёмной пациента поВызывая из приёмной пациента по имени, медработник долженимени, медработник должен помнить о мерах предосторожностипомнить о мерах предосторожности и называть только имя и фамилиюи называть только имя и фамилию пациента, ни в коем случае непациента, ни в коем случае не озвучивая другую информациюозвучивая другую информацию конфиденциального характера.конфиденциального характера.
  5. 5. Идентификация пациентов, находящихсяИдентификация пациентов, находящихся без сознания, под воздействиембез сознания, под воздействием лекарственных препаратов (загруженного)лекарственных препаратов (загруженного) и в состоянии сна:и в состоянии сна:  Если пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-яЕсли пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-я в соответствии с правилами описанными выше.в соответствии с правилами описанными выше.  Если пациент в коме или загружен – идентиф-я проводитсяЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжесо слов друзей или родственников. Необходимо также записать данные человека, который подтвердилзаписать данные человека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..
  6. 6. Идентификация ребенка иИдентификация ребенка и подростка:подростка:  Желательно, чтобы идентиф-я детей проводиласьЖелательно, чтобы идентиф-я детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов.тем же методом, что и взрослых пациентов.  М/с, опекун или родственник ребенка могутМ/с, опекун или родственник ребенка могут опознать ребенка.опознать ребенка.  Данные человека, который верифицировалДанные человека, который верифицировал личность больного, должны быть занесены в еголичность больного, должны быть занесены в его медицинскую карту.медицинскую карту.
  7. 7. Идентификация больныхИдентификация больных отделения реанимации:отделения реанимации:  Если пациент в коме или загружен – идентиф-яЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников.проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжеНеобходимо также записать данныезаписать данные человека, который подтвердилчеловека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..  Обеспечить временную идентификациюОбеспечить временную идентификацию (прикрепить к телу больного с помощью браслета(прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого устройства больничный номер).или другого устройства больничный номер).
  8. 8. Современные технологииСовременные технологии идентификации больных:идентификации больных: Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с двухмерными штрих-кодами.двухмерными штрих-кодами. Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с радиочастотными идентификационнымирадиочастотными идентификационными системами.системами. Использование опознавательных браслетов сИспользование опознавательных браслетов с фотографией пациента.фотографией пациента.
  9. 9. Ответственность за ошибки приОтветственность за ошибки при идентификации больного:идентификации больного:  Дисциплинарное взыскание;Дисциплинарное взыскание;  Освобождение от занимаемой должности;Освобождение от занимаемой должности;  Судебное разбирательство.Судебное разбирательство. Поскольку ошибки в идентификации пациента могутПоскольку ошибки в идентификации пациента могут нести угрозу жизни пациента, они налагаютнести угрозу жизни пациента, они налагают значительную правовую ответственность как назначительную правовую ответственность как на медицинского работника, совершившего такуюмедицинского работника, совершившего такую ошибку, так и на медицинское учреждение, котороеошибку, так и на медицинское учреждение, которое наняло на работу данного сотрудника.наняло на работу данного сотрудника.
  10. 10. Важные правила идентификацииВажные правила идентификации больных:больных:  Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»  Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенныхНельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинское оборудование.на кровати пациента или на медицинское оборудование.  Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичностьНельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована, или если в процессене подтверждена или не гарантирована, или если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных.идентификации пациента выявлены расхождения данных.  Обо всех имеющихся расхождениях медицинский работникОбо всех имеющихся расхождениях медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.обязан немедленно докладывать своему руководителю.
  11. 11. Сестринские ошибки вСестринские ошибки в лекарственной терапиилекарственной терапии  Неблагоприятная побочная реакцияНеблагоприятная побочная реакция (НПР) – любая непреднамеренная и(НПР) – любая непреднамеренная и вредная для организма человека реакция,вредная для организма человека реакция, которая возникает при использованиикоторая возникает при использовании препарата в обычных дозах с цельюпрепарата в обычных дозах с целью профилактики, лечения и диагностики.профилактики, лечения и диагностики.  Побочные явления – любыеПобочные явления – любые неблагоприятные с медицинской точкинеблагоприятные с медицинской точки зрения проявления, которые возникаютзрения проявления, которые возникают во время лечения препаратом, но нево время лечения препаратом, но не обязательно имеют причинно-обязательно имеют причинно- следственную связь с этим лечением.следственную связь с этим лечением.
  12. 12. Основные требованияОсновные требования лекарственной безопасностилекарственной безопасности сводятся к выполнению следующих требований:сводятся к выполнению следующих требований: 1.1. Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного;Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного; 2.2. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется изПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется из шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля);шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля); 3.3. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобыПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобы достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля);достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля); 4.4. Проверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-йПроверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-й уровень лекарственного контроля);уровень лекарственного контроля); 5.5. Проверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препаратаПроверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препарата больному (4-й уровень лекарственного контроля).больному (4-й уровень лекарственного контроля).
  13. 13. Основные причины, почемуОсновные причины, почему вводится «не то» лекарство:вводится «не то» лекарство:  Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;  Переливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкостиПереливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованныхв другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов;препаратов;  Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различныхСходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов;препаратов;  Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);  Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов сОтсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельнымсоответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением;хранением;  Ошибки при передаче информации о назначениях (устной иОшибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной).письменной).
  14. 14. Различают 4 типа побочных реакций наРазличают 4 типа побочных реакций на правильно назначенное медикаментозноеправильно назначенное медикаментозное средство:средство:  Тип А (зависимые от дозы);Тип А (зависимые от дозы);  Тип В (независимые от дозы);Тип В (независимые от дозы);  Тип С (эффекты при длительномТип С (эффекты при длительном применении, синдром отмены);применении, синдром отмены);  ТипТип DD (отсроченные эффекты,(отсроченные эффекты, тератогенность).тератогенность).
  15. 15. Реакции типа А:Реакции типа А:  Обусловлены фармакологическимиОбусловлены фармакологическими свойствами препарата, поэтому онисвойствами препарата, поэтому они предсказуемы, возникают часто, зависят отпредсказуемы, возникают часто, зависят от дозы препарата, для них характернадозы препарата, для них характерна невысокая летальность. На долю реакцийневысокая летальность. На долю реакций этого типа приходится около 75% от всехэтого типа приходится около 75% от всех неблагоприятных побочных реакций нанеблагоприятных побочных реакций на препараты.препараты.
  16. 16. Реакции типа В:Реакции типа В:  Чаще всего являются реакциямиЧаще всего являются реакциями иммуноаллергической природы. Онииммуноаллергической природы. Они возникают реже, не связаны с дозойвозникают реже, не связаны с дозой препарата, часто серьезные. Эти реакциипрепарата, часто серьезные. Эти реакции трудно предвидеть (непредсказуемые,трудно предвидеть (непредсказуемые, неожиданные). Для реакций этого типанеожиданные). Для реакций этого типа характерна высокая летальность. Считается,характерна высокая летальность. Считается, что реакции этого типа составляют околочто реакции этого типа составляют около 25% от числа всех зарегистрированных.25% от числа всех зарегистрированных.
  17. 17. К реакциям типа СК реакциям типа С  Относятся реакции, возникающие послеОтносятся реакции, возникающие после длительной терапии, в результате которой удлительной терапии, в результате которой у больного могут возникать новые дополнительныебольного могут возникать новые дополнительные заболевания. Реакции этого типа частозаболевания. Реакции этого типа часто расцениваются как серьезные, способныерасцениваются как серьезные, способные существенно влиять на здоровье человека, частосущественно влиять на здоровье человека, часто бывают необратимыми к моменту их выявления.бывают необратимыми к моменту их выявления. Они особенно трудны для изучения и выявления. КОни особенно трудны для изучения и выявления. К реакциям этого типа относятся: лекарственнаяреакциям этого типа относятся: лекарственная зависимость, синдром отмены, эффекты кумуляциизависимость, синдром отмены, эффекты кумуляции и подавления гормонов, толерантность и др.и подавления гормонов, толерантность и др.
  18. 18. Реакции типаРеакции типа DD::  Отсроченные реакции, включаютОтсроченные реакции, включают канцерогенные, мутагенные, тератогенныеканцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты, дефекты репродуктивной системыэффекты, дефекты репродуктивной системы и другие, которые могут возникнуть черези другие, которые могут возникнуть через месяцы или годы после лечения.месяцы или годы после лечения. Диагностика этих реакций еще болееДиагностика этих реакций еще более затруднительна.затруднительна.
  19. 19. Применение просроченныхПрименение просроченных лекарств – повод для прокурорскойлекарств – повод для прокурорской проверки.проверки.  Соблюдение сроков годности препаратов вСоблюдение сроков годности препаратов в отделениях –отделениях – прямая обязанностьпрямая обязанность сестринского персоналасестринского персонала. Каждая медсестра. Каждая медсестра должна проверить безопасность препаратадолжна проверить безопасность препарата перед непосредственным его применением.перед непосредственным его применением.
  20. 20. Хранение лекарств, контрольХранение лекарств, контроль медикаментовмедикаментов Получив медикаменты, м/с должнаПолучив медикаменты, м/с должна провести их контроль:провести их контроль:  Проверить надписи наПроверить надписи на упаковках;упаковках;  Выборочно проверить внешнийВыборочно проверить внешний вид жидкостей;вид жидкостей;  Убедиться в наличии аннотации.Убедиться в наличии аннотации.  Наркотические ядовитые,Наркотические ядовитые, сильнодействующие препаратысильнодействующие препараты хранятся в шкафу под замком.хранятся в шкафу под замком.  Прочие препараты размещаютсяПрочие препараты размещаются в шкафу наглядно, пов шкафу наглядно, по лекарственным группам.лекарственным группам.  Лекарства оставляют в упаковках,Лекарства оставляют в упаковках, сохраняя номер партии.сохраняя номер партии.  Определенные препаратыОпределенные препараты хранятся в холодильнике,хранятся в холодильнике, темном месте и т.д.темном месте и т.д.
  21. 21. Правило пяти «П»:Правило пяти «П»:  Правильный пациент;Правильный пациент;  Правильный препарат;Правильный препарат;  Правильная доза и концентрация;Правильная доза и концентрация;  Правильный путь введения;Правильный путь введения;  Правильное время введения.Правильное время введения.
  22. 22. Наблюдение за больным и выявлениеНаблюдение за больным и выявление осложнений терапииосложнений терапии Типичные симптомы непереносимостиТипичные симптомы непереносимости препарата или побочных эффектов:препарата или побочных эффектов:  Острые: нехватка воздуха, побледнение,Острые: нехватка воздуха, побледнение, изменение пульса, АД.изменение пульса, АД.  Подострые: тошнота, рвота, головокружение,Подострые: тошнота, рвота, головокружение, головная боль.головная боль.  Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.
  23. 23.  При выявленииПри выявлении непереносимости –непереносимости – прекратить введение,прекратить введение, вызвать врача,вызвать врача, сохранить вводимыесохранить вводимые препараты, далеепрепараты, далее действовать подействовать по инструкции дляинструкции для различных состояний.различных состояний.
  24. 24. Ошибки в процедурномОшибки в процедурном кабинетекабинете  Парентеральное введение препаратов – этоПарентеральное введение препаратов – это инвазивные вмешательства, которыминвазивные вмешательства, которым свойственны определенные риски.свойственны определенные риски.
  25. 25. Основные осложнения, которые могут быть вызваныОсновные осложнения, которые могут быть вызваны ошибочными действиями процедурной м/с:ошибочными действиями процедурной м/с:  1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс,1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс, катетер-ассоциированная инфекция);катетер-ассоциированная инфекция);  2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных волокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза иволокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза и т.д.);т.д.);  3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит,3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит, вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку,вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку, атрофия, кальциноз тканей);атрофия, кальциноз тканей);  4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов (анафилаксия, различные побочные эффекты);(анафилаксия, различные побочные эффекты);  5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное вещество, превышена доза, скорость введения, объем введеннойвещество, превышена доза, скорость введения, объем введенной жидкости).жидкости).
  26. 26. Инфекционная безопасность приИнфекционная безопасность при внутримышечных инъекциях:внутримышечных инъекциях: постинъекционные абсцессыпостинъекционные абсцессы  Постинъекционные абсцессы – частоПостинъекционные абсцессы – часто встречающиеся осложнения в/м инъекций. Околовстречающиеся осложнения в/м инъекций. Около 90% постинъекционных осложнений имеют90% постинъекционных осложнений имеют бактериальное происхождение. По данным разныхбактериальное происхождение. По данным разных авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.  Постинъекционные абсцессы принято считатьПостинъекционные абсцессы принято считать дефектом медицинской помощи, следствиемдефектом медицинской помощи, следствием небрежности медицинской сестры.небрежности медицинской сестры.
  27. По различным источникам, осложненияПо различным источникам, осложнения чаще возникают после инъекций:чаще возникают после инъекций:  Сульфата магния – 43,6%Сульфата магния – 43,6%  Анальгина – 30,8%Анальгина – 30,8%  Кордиамина – 5,5%Кордиамина – 5,5%  Витаминов – 4,9%Витаминов – 4,9%  Баралгина и реопирина – по 5,7%Баралгина и реопирина – по 5,7%
  28. 28. Безопасность внутривенныхБезопасность внутривенных инъекций (инфузий):инъекций (инфузий): В/в введения лекарственных препаратов имеютВ/в введения лекарственных препаратов имеют следующие риски для пациента:следующие риски для пациента:  Инфекционные (при использованииИнфекционные (при использовании катетеров - КАИ);катетеров - КАИ);  Связанные с введением лекарственныхСвязанные с введением лекарственных препаратов – реакция организма напрепаратов – реакция организма на введенный раствор;введенный раствор;  Травматические повреждения и др.Травматические повреждения и др.
  29. 29. Результатом реализации этих рисков могут стать местныеРезультатом реализации этих рисков могут стать местные и общие осложнения, иногда заканчивающиесяи общие осложнения, иногда заканчивающиеся инвалидностьюинвалидностью и даже смертью пациента.и даже смертью пациента.  Местные осложненияМестные осложнения: флебит, тромбофлебит,: флебит, тромбофлебит, гематома, травмирование близлежащих нервов,гематома, травмирование близлежащих нервов, артерий.артерий.  Общие осложненияОбщие осложнения: анафилаксия,: анафилаксия, неблагоприятные побочные эффектынеблагоприятные побочные эффекты лекарственных препаратов, шок вследствиелекарственных препаратов, шок вследствие быстрого введения препарата, эмболии, пирогеннаябыстрого введения препарата, эмболии, пирогенная реакция.реакция.
  30. 30. Флебиты:Флебиты:  Механический флебит – развивается в ответ наМеханический флебит – развивается в ответ на повреждение иглой или канюлей катетераповреждение иглой или канюлей катетера эндотелия вены. Механическая травма вызываетэндотелия вены. Механическая травма вызывает асептическое воспаление, позже можетасептическое воспаление, позже может присоединиться инфекция.присоединиться инфекция.  Химический флебит – развивается в результатеХимический флебит – развивается в результате химического раздражения эндотелия. Химическиехимического раздражения эндотелия. Химические флебиты часто осложняются пристеночнымфлебиты часто осложняются пристеночным тромбированием с развитием тромбофлебитов,тромбированием с развитием тромбофлебитов, нередко присоединяется инфекция.нередко присоединяется инфекция.
  31. 31. Катетер-ассоциированные инфекцииКатетер-ассоциированные инфекции (КАИ):(КАИ): Различают следующие виды:Различают следующие виды:  Колонизированный катетер;Колонизированный катетер;  Инфекционный флебит;Инфекционный флебит;  Инфекция места постановки катетера;Инфекция места постановки катетера;  Карманная и туннельная инфекция;Карманная и туннельная инфекция;  Инфекция кровотока.Инфекция кровотока.
  32. 32. Гематома:Гематома:  Возникает вследствие неконтролируемогоВозникает вследствие неконтролируемого кровотечения в области введения иглыкровотечения в области введения иглы (катетера) из-за плохой техники(катетера) из-за плохой техники манипуляции.манипуляции.  Основные причины: многочисленныеОсновные причины: многочисленные проколы вены; неверно подобранная вена;проколы вены; неверно подобранная вена; нарушения свертывающей системы крови.нарушения свертывающей системы крови.
  33. 33. Повреждение нерва (укол/прокол нерва,Повреждение нерва (укол/прокол нерва, сдавление нерва)сдавление нерва)  Укол нерва возникает приУкол нерва возникает при неудовлетворительной техникенеудовлетворительной технике катетеризации вены.катетеризации вены.  Сдавление нерва возникает в результатеСдавление нерва возникает в результате гематомы или инфильтрации.гематомы или инфильтрации.
  34. 34. Механические препятствия инфузииМеханические препятствия инфузии могут быть вызваны образованием тромба илимогут быть вызваны образованием тромба или спазмом сосуда.спазмом сосуда. Венозный/артериальный спазм возникает какВенозный/артериальный спазм возникает как результат воздействия холода; механическихрезультат воздействия холода; механических или химических стимулов.или химических стимулов.
  35. 35. Эмболия катетеромЭмболия катетером  Эмбол – это любой нерастворимыйЭмбол – это любой нерастворимый конгломерат, включая сгустки крови,конгломерат, включая сгустки крови, свободно плавающие в крови и двигающиесясвободно плавающие в крови и двигающиеся по кровотоку.по кровотоку.  Эмболы образуются при: поврежденииЭмболы образуются при: повреждении эндотелия; образовании осадков приэндотелия; образовании осадков при смешении несовместимых растворов;смешении несовместимых растворов; закупорке катетера.закупорке катетера.
  36. 36. Перегрузка системы кровообращенияПерегрузка системы кровообращения происходит, если объем введенной жидкостипроисходит, если объем введенной жидкости превышает объем, с которым можетпревышает объем, с которым может справиться сердечно-сосудистая система.справиться сердечно-сосудистая система. Перегрузка ведет к: повышению венозногоПерегрузка ведет к: повышению венозного давления (компенсация), сердечнойдавления (компенсация), сердечной недостаточности, отеку легких, шоку,недостаточности, отеку легких, шоку, остановке кровообращения.остановке кровообращения.
  37. 37. Шок от быстрого введения раствораШок от быстрого введения раствора возникает при быстром, чаще струйном,возникает при быстром, чаще струйном, введении вещества в организм.введении вещества в организм. Препарат в токсичной концентрации быстроПрепарат в токсичной концентрации быстро достигает органы-мишени.достигает органы-мишени.
  38. 38. Ошибки проведения венепункцииОшибки проведения венепункции Самые распространенные ошибки медицинскогоСамые распространенные ошибки медицинского персонала:персонала:  Пункция вены и взятие образца крови до того, как сПункция вены и взятие образца крови до того, как с поверхности кожи испарился спирт;поверхности кожи испарился спирт;  Неплотное соединение компонентов системы дляНеплотное соединение компонентов системы для взятия крови (иглы с держателем);взятия крови (иглы с держателем);  Выбор пробирки без учета особенностей венВыбор пробирки без учета особенностей вен пациента;пациента;  Слишком быстрое оттягивание штока шприца илиСлишком быстрое оттягивание штока шприца или быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;  Использование иглы для взятия кровиИспользование иглы для взятия крови несоответствующего размера;несоответствующего размера;  Повторная пункция одной и той же вены;Повторная пункция одной и той же вены;
  39. 39. * Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения* Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения иглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенкуиглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенку вены;вены; * Несоблюдение правил взятия крови через* Несоблюдение правил взятия крови через периферические катетеры для в/в вливаний;периферические катетеры для в/в вливаний; * Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц* Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц с последующим быстрым, под большим давлениемс последующим быстрым, под большим давлением переносом образца из шприца в пробирку;переносом образца из шприца в пробирку; * Энергичное перемешивание или встряхивание* Энергичное перемешивание или встряхивание пробирки вместо аккуратного перевертывания;пробирки вместо аккуратного перевертывания; * Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение* Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение стандартных условий транспортировки образца крови.стандартных условий транспортировки образца крови.
  40. 40. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Обморок – кратковременная потеря сознания из-заОбморок – кратковременная потеря сознания из-за недостатка поступления кислорода в ГМ, из-занедостатка поступления кислорода в ГМ, из-за гипогликемии, гипервентиляции легких,гипогликемии, гипервентиляции легких, нарушений кардиологического, неврологическогонарушений кардиологического, неврологического или психического характера, может бытьили психического характера, может быть следствием приема лекарственных препаратов.следствием приема лекарственных препаратов.  Эпилептический припадок/судорожный приступЭпилептический припадок/судорожный приступ во время проведения процедуры взятия кровиво время проведения процедуры взятия крови
  41. 41. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Подкожная гематома – кровоизлияние вПодкожная гематома – кровоизлияние в мягкие ткани в месте пункции вены.мягкие ткани в месте пункции вены.  Петехии – небольшие плоские точечныеПетехии – небольшие плоские точечные пятнышки округлой формы, темно-красногопятнышки округлой формы, темно-красного или пурпурного цвета на коже или слизистойили пурпурного цвета на коже или слизистой оболочке пациента, являющиеся результатомоболочке пациента, являющиеся результатом малых капиллярных кровоизлияний смалых капиллярных кровоизлияний с выходом крови в верхние слои кожи.выходом крови в верхние слои кожи.
  42. 42. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Кровотечение из места прокола;Кровотечение из места прокола;  Травма нервного ствола:Травма нервного ствола: Основная причина – неправильноеОсновная причина – неправильное выполнение процедуры венепункции: проколвыполнение процедуры венепункции: прокол вены иглой насквозь, активный поиск венывены иглой насквозь, активный поиск вены иглой вслепую.иглой вслепую. * Ятрогенная анемия – это кровопотеря,* Ятрогенная анемия – это кровопотеря, обусловленная врачебными манипуляциями,обусловленная врачебными манипуляциями, в том числе заборами крови дляв том числе заборами крови для исследования.исследования.
  43. 43. Медицина поистине есть самоеМедицина поистине есть самое благородное из всех искусств.благородное из всех искусств. Гиппократ (460-377гг. до н.э.)Гиппократ (460-377гг. до н.э.)