Премия за литературные достижения. Литературные премии россии. Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Бунину, который стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии », «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху ». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.


Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чем ».

Иван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.

Боже милосердый, для чего ты
Дал нам страсти, думы и заботы,
Жажду дела, славы и утех?
Радостны калеки, идиоты,
Прокаженный радостнее всех.
(И.Бунин. сентябрь, 1917)

Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии

Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии.

Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Литературная газета написала: «Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение» .


Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

Стоит отметить, что в СССР до 1989 года даже в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака не было никаких упоминаний. Первым решился массово познакомить советский народ с творческом Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Позднее Рязанов включил в свой фильм «Служебный роман» отрывок из ещё одного стихотворения Пастернака - «Любить иных - тяжёлый крест…» (1931). Правда, прозвучал он в фарсовом контексте. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
(Б. Пастернак, 1931)

Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху

Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».


Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»


Александра Солженицына из-за Нобелевской премии лишили советского гражданства

Александр Исаевич Солженицын, командир батареи звуковой разведки, дослужившийся за годы войны до звания капитана и награжденный двумя боевыми орденами, в 1945 году был арестован фронтовой контрразведкой за антисоветчину. Приговор – 8 лет лагерей и пожизненная ссылка. Он прошёл лагерь в подмосковном Новом Иерусалиме, Марфинскую «шарашку» и Особый Экибастузский лагерь в Казахстане. В 1956 году Солженицына реабилитировали, а с 1964 года Александр Солженицын посвятил себя литературе. Одновременно он работал сразу над 4 крупными произведениями: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо» и «В круге первом». В СССР в 1964 году опубликовали повесть «Один день Ивана Денисовича», а в 1966 году рассказ «Захар-Калита».


8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР.


Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский в России был осуждён за тунеядство

Писать стихи Иосиф Александрович Бродский начал в 16 лет. Анна Ахматова предрекала ему тяжёлую жизнь и славную творческую судьбу. В 1964 году в Ленинграде против поэта возбудили уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где он провёл год.


В 1972 году Бродский обратился к генсеку Брежневу с просьбой работать на Родине в качестве переводчика, но просьба его осталась без ответа, и он вынужден был эмигрировать. Бродский сначала живёт в Вене, в Лондоне, а потом переезжает в Соединённые Штаты, где становится профессором Нью-йоркского, Мичиганского и прочих университетов страны.


10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

Моря не было видно. В белесой мгле,
спеленавшей со всех нас сторон, абсурдным
было думать, что судно идет к земле -
если вообще это было судном,
а не сгустком тумана, как будто влил
кто в молоко белил.
(Б.Бродский, 1972)

Интересный факт
На Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.

Любителей литературы обязательно заинтересует – книга, которая написана исчезающими чернилами.

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».

В список включены актуальные литературные премии за произведения, написанные на русском языке, которые вручалась в 2015 году и обладают действующим сайтом. В список не включены премии, вручаемые редакциями литературных журналов. Собранные в разделе сведения пополняются и уточняются по мере поступления актуальной информации, которую мы просим присылать на адрес

При копировании наших материалов просим вас не забывать упоминать источник.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
(вне зависимости от места проживания авторов и тематики их произведений)

ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Старейшая независимая литературная премия современной России - впервые вручена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского альманаха «Часы». С того времени, в соответствии с меняющимися эпохами, прошла через несколько трансформаций, но сохранила в неизменности дух нонконформизма и нацеленность на новое и необычное. А также соответствующий уникальный «призовой фонд»: бутылку водки, одно яблоко и один рубль. Несмотря на это, премия пользуется неизменным уважением в профессиональном сообществе.

Основные номинации: «Поэзия», «Проза» и «Гуманитарные исследования».
Среди лауреатов премии 2018 года — Андрей Сен-Сеньков, Павел Пепперштейн , Валерий Шубинский, Ян Каплинский .

В 2018 году лауреатами премии стали поэт , а также прозаики Константин Ковалев-Случевский и
В разные годы лауреатами Патриаршей премии становились Владимир Крупин, Олеся Николаева , Виктор Николаев, Алексей Варламов , Юрий Лощиц, Александр Сегень, Станислав Куняев, Николай Агафонов, Валентин Курбатов, Валерий Ганичев, Юрий Бондарев и Юрий Кублановский.

В разные лауреатами премии «Поэт» становились Наум Коржавин , Евгений Евтушенко , Евгений Рейн, Сергей Гандлевский, Виктор Соснора, Инна Лиснянская, Тимур Кибиров, Олег Чухонцев , Александр Кушнер.

Премия НОС учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова. Особенностью премии является публичная дискуссия между «жюри премии» и «экспертами премии» (и те, и другие назначаются попечительским советом во главе с И. Д. Прохоровой). Название премии предлагается расшифровывать как «Новая социальность» и «Новая словесность». Границы этой новизны и становятся предметом двух оживленных дискуссий - в Красноярске, в ходе (при этом определяется короткий список), и в Москве (при этом определяется победитель). Денежная составляющая премии - 700 000 рублей.

В 2018 году в результате дебатов победителем выбрана Мария Степанова за роман «Памяти памяти», а интернет-голосование принесло победу роману «iPhuck 10» Виктора Пелевина . «Приз критического сообщества» получила Людмила Петрушевская за роман «Нас украли. История преступлений».

Победителями в разные годы становились Владимир Сорокин, Алексей Сальников, Алексей Цветков-младший, Лев Рубинштейн, Игорь Вишневецкий, Андрей Аствацатуров.

В 2018 году победителем в номинации «Современная русская проза» стала Ольга Славникова с романом «Прыжок в длину», в номинации «Иностранная литература» приз получил израильский писатель Амос Оз за роман «Иуда» (переводчик книги Виктор Радуцкий). Специальный приз «Выбор читателей» достался Марии Степановой за роман «Памяти памяти»

Лауреатами премии становились Андрей Рубанов , Владимир Маканин, Орхан Памук, Андрей Битов , Гузель Яхина, Роман Сенчин, Юрий Бондарев, Евгений Водолазкин, Валентин Распутин, Фазиль Искандер, Михаил Тарковский, Захар Прилепин, Василий Белов.

Сайт Волошинского фестиваля и премии: voloshin-fond.com

В разные годы лауреатами премии становились Всеволод Емелин, Лада Пузыревская , Александр Кабанов, Андрей Родионов, Наташа Романова, Максим Жуков, Андрей Пермяков.

ПРЕМИЯ ДЕЛЬВИГА

Премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной Газеты» Антона Дельвига. Учреждена «Литературной газетой» как ежегодная российская общенациональная премия в 2012 году.
Выдвигать произведения могут творческие организации и/или издательства.

Премиальный фонд — 7 000 000 рублей: три первых премии по 1 000 000 рублей каждая (с вручением «Золотой медали Дельвига»), шесть вторых премий по 500 000 рублей каждая (с вручением «Серебряной медали Дельвига»), четыре премии «Дебют» по 250 000 рублей каждая (с вручением дипломов лауреатов).

На конкурс принимаются только опубликованные в текущем году книги. Например, в сезоне-2016 рассматривались книги, изданные с января 2014 года по октябрь 2015 года. Заявки принимались с 15 октября 2015 года до 31 января 2015 года. В 2016 было принято решение не делить лауреатов на «золотых», «серебряных» и «бронзовых». Все получили награду «Золотой Дельвиг».

Лауреатами премии в разные годы становились Андрей Дементьев , Александр Проханов, Сергей Шаргунов, Юрий Любимов, Владимир Личутин, Магомед Ахмедов, Мария Семенова.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ДМИТРИЯ ГОРЧЕВА
В Санкт-Петербурге в память о самом популярном прозаике Рунета - Дмитрии Горчеве. Премия поддерживает реалистическую и метареалистическую короткую прозу, написанную на русском языке, независимо от места жительства и гражданства автора.

В сезоне 2018 года премия присуждается в одной номинации. Жанры — рассказ, эссе, путевой дневник, сказка, гротеск, абсурдистский реализм. В 2018 году приз трем победителям — 20 000, 10 000 и 7 000 рублей. Награждение победителей — 27 сентября, в день рождения Дмитрия Горчева. Победителями в 2018 году объявлены Вячеслав Денисов, Татьяна Замировская, Илья Данишевский.

В разные годы лауреатами премии Дмитрия Горчева становились Андрей Краснящих, Лера Манович, Евгений Бабушкин, Александр Гоноровский.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
(устанавливающие для авторов ряд ограничений)

ЛИЦЕЙ

Литературная премия имени Александра Пушкина для молодых писателей и поэтов не старше 35 лет. Учреждена в 2017 году.

На конкурс принимаются литературно-художественные прозаические произведения (романы, повести, сборники повестей и/или рассказов) объёмом от 4 до 12 авторских печатных листов (от 160000 до 480000 печатных знаков) и поэтические произведения объёмом от 150 до 700 строк, ранее не выдвигавшиеся на национальные литературные премии. Лауреаты премии определяются в двух номинациях – поэзия и проза, в каждой из которых присуждается три приза. Короткий список объявляется в мае, а церемония награждения лауреатов проходит 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина.

РУССКАЯ ПРЕМИЯ

«Русская Премия» учреждена в 2005 году и входит в пятерку самых престижных российских литературных премий. Номинироваться могут авторы, пишущие по-русски и постоянно проживающие при этом за пределами РФ. Частично ротируемое жюри вручает призы в трех номинациях — «малая проза», «большая проза» и «поэзия», а также специальный приз за сохранение русской литературы за границей. Допускается номинирование рукописей и автономинирование. Денежное наполнение первого приза в каждой номинации — 150 000 рублей. Предусмотрена издательская программа, осуществляемая в партнерстве со столичными издательствами.

Лауреатами «Русской Премии» по итогам 2016 года стали: Геннадий Русаков («Поэзия»), Татьяна Дагович («Малая проза») и («Крупная проза»).

Среди ее лауреатов - Бахыт Кенжеев, Борис Хазанов, Юз Алешковский, Анастасия Афанасьева, Марина Палей, Владимир Лорченков, Мариам Петросян, Марианна Гончарова, Дина Рубина, Андрей Поляков, и другие.

Лауреатом 5 сезона премии (2017-2018) объявлен Олег Аронсон с книгой «Силы ложного. Опыты неполитической демократии».

РАДУГА

Российско-итальянская литературная премия «Радуга» учреждена в 2010 году Литиститутом им. А. М. Горького и веронской некоммерческой ассоциацией «Познаём Евразию».
Конкурс проводится по двум номинациям: «Молодой писатель» и «Молодой переводчик». Участие в нем могут принять граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет. К участию допускаются рассказы и переводы на русский язык, не публиковавшиеся ранее (в том числе в интернете) и не представлявшиеся на другие конкурсы, объемом не более 10 тысяч знаков с пробелами.
Размер премии в номинации «Молодой писатель» - 5000 евро, в номинации «Молодой переводчик» - 2500 евро.
Лучшие работы, по пять от России и от Италии, публикуются в литературном альманахе премии «Радуга».
Помимо прочего, лауреаты премии ежегодно отправляются в «творческую командировку» в другую страну. В 2013 году итальянцы проехали по городам Центрального региона, в 2014-м российские писатели путешествовали по Северной Италии, в 2015 году итальянцы странствовали по известным .

В 2017 году жюри отметило работы прозаиков Елены Тулушевой и Элизы Гвидотти, а также переводчиков Яны Богдановой и Якопо Винья-Тальянти.

В этом сезоне работы принимались до 15 ноября 2018, награждение победителей пройдет в мае 2019 в Турине.

Положение о премии: на сайте и Банка Интеза .

РУКОПИСЬ ГОДА

«Рукопись года» — первая в России премия, которая рассматривает не опубликованные произведения, а рукописи — оригинальные авторские тексты. В конкурсе участвуют рукописи только молодых, ранее не издававшихся, авторов. Премия учреждена издательством «Астрель-СПб» (АСТ) в 2009 году.

Гран-при 2018 года получила Надежда Щербакова за рукопись «Шапито». Ее наградили дипломом лауреата, ценным призом и главное — правом на издание рукописи на гонорарной основе в одном из ведущих издательств России — . Награды достались трем лауреатам, а также победителям в спецноминациях «Фэнтези», «Детская литература», «Хоррор», «Young Adult», «Современная проза», «Подростковое фэнтези».

БЕЛЯЕВСКАЯ ПРЕМИЯ (ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА)
Ежегодная российская литературная премия, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения, существует с 1990 года. Названа в честь русского советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева, но отказалась от приема фантастических произведений в пользу просветительской литературы. Премией награждаются писатели, переводчики, литературные критики, а также издательства, бумажные и сетевые периодические издания. Премия не имеет денежной составляющей, она состоит из нагрудной медали и диплома (для дважды лауреатов - настольной медали и диплома; для трижды лауреатов - серебряной нагрудной медали и диплома), вручаемых от имени Оргкомитета Беляевской премии, Совета по фантастической, приключенческой и научно-художественной литературе и Союза писателей Санкт-Петербурга.
На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в Российской Федерации или за её пределами, если оно написано и издано на русском языке.

В 2018 году лауреатами стали С. Добрышевский и А. Пиперски в номинации «научно-художественная книга», Игорь Лисов за перевод научно-художественной книги, отмечены издательства РИПОЛ классик и Пальмира, а также журналы «Техника — молодежи» и «Новости космонавтики».

Сайт премии и фестиваля Беляева: alexandrbelyaev.ru

АНТОНОВКА. 40+

Международный литературный конкурс в память поэта, прозаика, драматурга и критика А. К. Антонова для авторов старше 40 лет. К участию в конкурсе принимаются произведения, носящие гуманистический характер, в следующих номинациях: «Поэзия» (подборка стихотворений или поэма не более 350 строк); «Проза» (рассказ или повесть не более 2 авторских листов); «Драматургия» (не более 2-х пьес), «Литературная критика» (1 произведение или подборка не более 1 авторского листа); «Приз читательских симпатий», «Поздний дебют»; «Без баб-с!» (за произведение без женских персонажей); «Меценат».

Лауреаты будут награждены дипломом и символом Премии – бюстом А.К. Антонова. Наградной фонд зависит от привлечения спонсорских средств и каждый год определяется отдельно.


ЛИБМИССИЯ

Всероссийская публицистическая премия. Миссия премии — «качественое улучшение понимания людьми, читающими на русском языке, текущей общественной ситуации в России». Цель премии — «привлечь внимание общества к ученым, популяризаторам, публицистам, которые своими трудами вносят вклад в аналитические исследования и просвещение россиян и систематически проясняют текущую ситуацию в России и в мире. Премия стремится найти, выявить и отметить тех, кто способствует расчистке общественного сознания, разъяснению читателю, слушателю, зрителю — что же происходит в России и в мире».

Премия присуждается ежегодно в двух номинациях: аналитика и публицистика. Соискателями в номинации «аналитика» могут стать авторы книг о текущем общественно-политическом процессе, в номинации «публицистика» награждаются авторы за крупный цикл содержательных публикаций в СМИ.

Заявителями для участия в конкурсе могут быть: редакции средств массовой информации, общественные организации, члены жюри премии, члены Совета фонда «Либеральная Миссия».

КОНКУРС ЦИФРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ #RuMirDigital

I Международный конкурс цифровой журналистики организует фонд «Русский мир». «Премия, присуждаемая по итогам Конкурса, является профессиональной наградой и призвана поощрить средства массовой информации, общественные организации, а также авторов, внесших значительный вклад в развитие российского сегмента сети Интернет и популяризирующих сохранение русского языка и культуры за рубежом с использованием социальных сетей».

Принять участие в конкурсе могут организации, журналисты русскоязычных СМИ и интернет-изданий, блогеры, студенты факультетов журналистики, которые являются создателями и авторами контента аккаунтов (страниц, журналов) в соцсетях.

Выбираются победители в двух номинациях: «Лучший аккаунт зарубежного русскоязычного СМИ в социальной сети» и «Популярный авторский блог (аккаунт)». В рамках каждой номинации учреждается Первая премия в размере 150 000 рублей. Лауреаты Первой премии будут также награждены дипломами и памятными знаками фонда «Русский мир».

ПРЕМИИ ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ

ЧИТАЙ РОССИЮ/READ RUSSIA

Единственная российская премия за лучший перевод произведений русской литературы на иностранные языки. Учреждена при поддержке Президентского центра Бориса Ельцина, Института перевода и Роспечати в составе одноименного проекта, направленного на популяризацию и распространение русской литературы за границей.
В 2016 году премия будет присуждена за перевод произведений русской литературы на следующие языки мира: английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, польский, французский, японский. На конкурс принимаются переводы, опубликованные зарубежными издательствами в 2014 и 2015 годах.
Победители премии получают специальные дипломы и медаль, а также денежное вознаграждение в размере 5000 евро для переводчика и 3000 евро в виде гранта для издательства на покрытие расходов на перевод другого произведения русской литературы.

По итогам 4-го сезона (2016-2018 гг.) в номинации «Классическая русская литература XIX века» награду получила Марта Санчес за «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, в номинации «Литература ХХ века» - Анн Кольдефи-Фокар и Женевьева Жоаннэ за «Апрель Семнадцатого» Александра Солженицына, в номинации «Современная русская литература» лауреатом стал Оливер Реди за «Репетиции» Владимира Шарова, в номинации «поэзия» — Кирил Кадийски за «Избранное» Федора Тютчева. Всего было подано 178 заявок из 33 стран мира.

РОССИЯ - ИТАЛИЯ. СКВОЗЬ ВЕКА

Международная литературная премия присуждается за лучший перевод с русского языка на итальянский и вручается как переводчику, так и издателю за произведения, опубликованные в течение последних двух лет. Учреждена в 2007 году по инициативе Фонда Ельцина. С 2010 года официальный партнер премии - Президентский центр Ельцина. Главный приз — бронзовая раскрытая книга работы скульптора Виктора Крючкова в кожаном кофре и денежное вознаграждение, которое получают переводчик и издатель.

В 2015 году главной премии была удостоена Орнелла Дискаччати за перевод романа Платонова «Чевенгур», также премию и диплом за переводческий дебют Джакомо Фони за перевод книги Николая Бердяева «Философия неравенства. Письма недругам».

Страница премий для переводчиков на сайте Президентского центра Ельцина .

ПРЕМИЯ НОРЫ ГАЛЬ
Премия учреждена в 2012 году, к столетнему юбилею выдающейся русской переводчицы Норы Галь (1912–1991). Учредители премии - ее наследники, литературный критик и редактор , литературный деятель и переводчик Дмитрий Кузьмин.

Материальное содержание главной премии с 2015 года составляет 50 000 рублей. Молодому переводчику за работу, позволяющую надеяться на дальнейший профессиональный и творческий рост, с 2016 года может быть присуждена поощрительная премия в размере гранта на поездку и проживание в резиденции для поэтов и переводчиков «Озолниеки» (Латвия).

В 2018 году главная премия была присуждена Светлане Силаковой (Москва) за рассказ Лусии Берлин (1936-2004) «Звёздочки и святые».

Выдвижение на премию в 2019 году закончилось 15 марта , награждение победителей — 26 апреля, накануне даты рождения Норы Галь.

ПРЕМИЯ ГОРЬКОГО

Международная литературная премия Горького учреждена в 2008 году региональным общественным фондом Черномырдина, ассоциацией «Премия Горького» и муниципалитетом города Капри с целью поощрения и развития творческой деятельности в области художественной литературы и литературного перевода России и Италии. Премия Горького вручается по двум основным номинациям — «Писатели» и «Переводчики». Список произведений, предлагаемых к рассмотрению членам жюри, состоит из работ в жанре крупной прозы (роман, повесть), опубликованных в переводе (соответственно, на русском или итальянском языке) в течение двадцати лет, предшествующих году проведения конкурса.
Номинантами премии попеременно становятся российские и итальянские литераторы.

Лауреатами 9-го сезона литературной премии Горького стали Лаура Сальмон, автор переводов на итальянский язык книг Сергея Довлатова, и Эмануэле Треви, автор романа «Кое-что из написанного».

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА

Учреждена в 2009 году детским издательством «Росмэн». В первую очередь — для поиска новых авторов. В связи с этим — допускает и поощряет самовыдвижение. В жюри премии входят в основном сотрудники «Росмэна» и издающиеся в нем авторы. Предусмотрены три категории - для возрастов 2–8 лет и 10–16 лет, а также (для художников). Главным призом конкурса является контракт с «Росмэном» на издание книги-победителя. Впрочем, редакторы порою берут в работу произведения из шорт- и лонг-листа.

КНИГУРУ

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, организуемый Центром поддержки отечественной словесности (который проводит премию «Большая книга»). «Книгуру» — единственный конкурс в мире, на который принимаются как художественные, так и познавательные произведения, а окончательное решение принимает открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте от 10 до 16 лет.
Победитель получает 500 000 рублей, обладатели второго и третьего места — 300 000 и 200 000 рублей соответственно.

В 2018 году первое место заняла Илга Понорницкая (повесть «Изо»), в конкурсе приняли участие 708 авторов, для короткого списка жюри отобрало 15 произведений.

КОРОТКОЕ ДЕТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Конкурс, организованный в 2010 году издательством «Настя и Никита». Проводится дважды в году - весной и . За шесть лет по результатам конкурса было опубликовано восемнадцать книг.
себя в роли детского писателя может любой желающий в возрасте от 18 лет. Для этого необходимо до 30 сентября 2019 года зарегистрировать произведение на сайте конкурса. Конкурс проводится в трех номинациях: художественные тексты для детей (сказки и рассказы), познавательные тексты для детей (книги-путешествия, знания, биографии) и «Записки натуралиста» (художественная и познавательная проза для детей о русской природе).

Об этих и других детских конкурсах можно почитать .

В литературном мире вручаются самые разнообразные премии: в области поэзии и прозы, драмы и фантастики, лирики и детектива. Однако далеко не каждая премия свидетельствует о качестве литературы, которой была присуждена.

Общепризнанные награды собраны в нашем Топ-10 самых престижных литературных премий . Из числа лауреатов этих премий можно смело выбирать книги достойные прочтения.

10. Премия Либерти

Премия была учреждена в США эмигрантами из России в 1999 году. Присуждается она за вклад в развитие российско-американской культуры и укрепление международных связей между странами. Лауреатами становились В. Аксенов, М.Эпштейн, В.Бачанян, О.Васильев.

9. Премия Х.К. Андерсена

Эта премия вручается в области детской литературы, как за сами произведения, так и за иллюстрации к ним. Лауреатами премии становились Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Джанни Родари.

8.

Ежегодная награда в сфере литературы вручается лауреатам, отобранным как путем всенародного голосования, так и экспертной комиссией. Обладатели книжной премии Рунета 2013 года уже были названы на страницах .

7. Русский Букер

Эта премия вручается за лучший роман на русском языке. Лауреатами русского Букера становились Булат Окуджава, Людмила Улицкая и Василий Аксенов. Наряду с основной премией вручается также «Студенческий Букер», в жюри которого присутствуют студенты и аспиранты.

6. Литературная премия Юго-Восточной Азии

Эта международная литературная премия присуждается за лучшие поэтические и прозаические произведения авторов стран АСЕАН. Председателем оргкомитета премии является принц Таиланда Прем Пурачатра.

5. АБС-премия

Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких вручается за лучшие произведения в области фантастики, написанные на русском языке. Лауреатами премии являются Евгений Лукин, Кир Булычев, Дмитрий Быков.

4. Букеровская премия

Эта премия для многих – самая престижная в мире англоязычной литературы. Победителю вручается чек на сумму 50 000 британских фунтов стерлингов. Четырежды за всю историю лауреаты «Букера» получали также и Нобелевскую премию по литературе.

3. Гонкуровская премия

Французская литературная премия вручается ежегодно с 1903 года. Согласно уставу, премия может быть присуждена любому автору лишь один раз в течение жизни. В разные годы Гонкуровскую премию присуждали Марселю Прусту, Симоне де Бовуар, Альфонсу де Шатобриану.

2. Пулитцеровская премия

Эта американская премия присуждается с 1911 года. Размер главного приза – 10 тысяч долларов США. Несмотря на то, что лауреаты практически никогда не попадают в списки книжных бестселлеров, премия считается одной из самых престижных в литературном мире.

1. Нобелевская премия по литературе

Эта престижная награда ежегодно вручается за достижения в области литературы. В основном лауреатами становятся писатели из Европы и США, поэтому премия часто подвергается критике за предвзятость. Среди русских авторов нобелевскую премию по литературе получали Борис Пастернак, Михаил Шолохов, а также Александр Солженицын.