Война и мир искания пьера безухова. Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии. I. Мсье Пьер - незаконнорожденный сын графа Безухова

«Духовные искания Пьера Безухова» (роман Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» - грандиозная панорама жизни русского общества в эпоху, предшествовавшую событиям 14 декабря 1825 г. Писатель, исследуя сам процесс зарождения идей декабризма в дворянской среде, прослеживает характер героев в их эволюционном развитии.

Одним из любимых героев автора является Пьер Безухов. Он проходит свой путь духовных исканий, проб и ошибок. Впервые Пьер появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Ему не сразу удается понять человеческую ничтожность Анатоля Курагина и Элен. И все-таки Пьер внутренне чужд светскому обществу. Он покоряет читателя силой своего интеллекта, бескомпромиссностью нравственного поиска. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» - спрашивал он себя». Встреча с масоном Бездеевым и вступление в «братство свободных каменщиков» усиливают искреннее стремление Пьера к самоусовершенствованию, к деятельному служению добру. Герой с радостью принимает это учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть добро и зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою. Своими представлениями о жизни он делится с Андреем Болконским.

Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 г. Патриотизм героя выливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования, в тщательную подготовку убийства Наполеона. Переломным этапом жизни Безухова становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит его к «согласию с самим собой», простоте, цельности. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде.

В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен.

Спор Пьера с Николаем Ростовым в эпилоге романа доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса.

Необходимо объединение честных людей. Вместе с тем герой решительно выступает против насилия. Близость Пьера с будущими декабристами не стоит преувеличивать. Цель Толстого, как уже отмечалось, - проследить сам процесс зарождения декабристских идей.

Напряженный интеллектуальный поиск, благородство в любви к Наташе Ростовой, подлинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, честность и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени. Закончить сочинение мне хочется словами автора, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать. А спокойствие - душевная подлость».

Занятия № 16-17

Духовные искания Пьера Безухова

Цели:

    воспитательная:

    воспитание чувства уважения к людям с богатым внутренним миром и нетерпимого отношения к людям безнравственным, духовно нищим;

    воспитание патриотического отношения к истории своего народа;

    образовательная:

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Пьера Безухова;

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    раскрытие психологического процесса становления человеческой личности и её совершенствования;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

    Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Однажды в беседе с Горьким Лев Николаевич Толстой обронил чудесную фразу: “Люди, как реки…” Произнесите её про себя. Коротко и как мудро!

Этим сравнением Толстой подчёркивает многогранность и сложность человеческой личности, сочетание в ней различных противоречивых черт, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей. Люди, как реки…

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л.Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни.

    Чем вы можете объяснить это и назовите этих людей?

Ни всё семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди, безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.

    А что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

Простота, добро и правда”, “Слияние личного с общим, с жизнью народа”, “Нравственное совершенствование - единственный путь к справедливости, правде”.

    Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Любовь своего сердца писатель отдаёт не только простым людям, но и лучшим представителям дворянства, которых отделяла от крепостных крестьян целая социальная бездна. Но они сознательно или стихийно тянулись к народу, чувствовали в нём главную нравственную опору и жизненную силу. Особенно дороги писателю Пьер и князь Андрей, которые идут по трудным дорогам в поисках ”простоты, добра и правды”. На предыдущем уроке мы с сопереживанием следили за судьбой Андрея Болконского. Четыре взлета испытал в своей жизни А.Болконский в поисках правды и смысла жизни. Открылась вдруг Андрею истина: нужно "жертвовать собою ради любви", а не мечтать о ней; не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве.

Его друг и близкий по душе человек Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы «быть вполне хорошим?» Пьер на наших глазах проделает огромную духовную работу, пройдет через соблазны, страдания, лишения, пока не найдет своей путеводной звезды.

Давайте и мы погрузимся в сложный мир душевных переживаний Пьера, совершим путешествие по жизненному пути героя.

    Анализ образа Пьера Безухова.

    Вы помните первое появление Пьера в романе? Где это произошло? Нарисуйте устный портрет нашего героя.

В начале романа перед нами предстает «толстый молодой человек, со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах, с высоким жабо и в коричневом фраке», «с умным, робким и наблюдательным взглядом». Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

    Как встретили Пьера в светском обществе, в салоне Анны Шерер?

Анна Павловна приветствовала его «поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне». Красавица Элен не замечает его, хотя живёт в одном доме с ним (Пьер поселился в Петербурге у князя Василия, родственника своего отца). И князь Василий отзывается о нём небрежно: “Образуйте мне этого медведя”. Один Андрей не заботится о том, граф ли Безухов перед ним или кто другой. Он любит Пьера таким, какой он есть. При появлении несветского Пьера Безухова в гостиной светской дамы Анны Павловны Шерер сумрачное, недовольное лицо князя Андрея вдруг просияло «неожиданно доброй и приятной улыбкой». Блеск его радостных и дружелюбных глаз ободрял и воодушевлял Пьера.

    На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского?

Дружба героев строится на общности интересов. Взаимоотношения князя Андрея и Пьера - образец дружбы требовательной, неизменной, пронесенной через все испытания. Это их имел в виду Толстой, говоря в своем романе: « Я бы хотел, чтобы вы полюбили этих моих детей. Там есть славные люди. Я их очень люблю»

    Как относится Пьер к войне?

«Теперь война против Наполеона. Ежели б это война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу, но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо».

    Почему Пьер женился на Элен?

С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. Но этот брак был закономерен для Пьера, потому что не только его должны были обмануть, но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.

    Расскажите о дуэли Пьера с Долоховым.

Он впервые стрелял в человека. Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если, не желая убивать, можно вдруг убить.

Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. После дуэли Пьер испытывает духовный кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя.

    Что привело Пьера в масонство?

Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.

    Почему Пьер разочаровался в масонстве?

Убеждается, что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу, понял, что она не будет принята.

    Слово преподавателя.

Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенные нормы общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах. Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством. Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.

    Слово преподавателя.

1812 год п робуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Он ощущает счастье от единства с людьми в общей беде, от ожидания времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

    Сообщение «Пьер на Бородинском поле».

    Просмотр эпизода из фильма «Война и мир» в постановке С. Бондарчука. Бородинское сражение.

Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва». Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует. Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.

    Почему Пьер остался в Москве?

«Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Это уже не прежний Пьер, способный на необдуманные поступки. А каким он стал? Главное, он ушел от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.

Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами.

    Беседа по вопросам.

    Какой увидел Пьер Москву, когда его вели на допрос к Даву?

«...Вся Москва, все, что только мог видеть Пьер, было одно пожарище. Со всех сторон виднелись пустыри, с печами и трубами, и изредка обгорелые стены каменных домов... Русское гнездо было разорено и уничтожено; но за уничтожением этого русского порядка жизни Пьер бессознательно чувствовал другой, но твердый французский порядок».

    Как вел себя Пьер на допросе у Даву?

Даву подействовал на Пьера так, как всегда действовали на него более волевые, чем он, люди (масон Баздеев, князь Андрей). Пьер сказал все, чего говорить не хотел. Но благодаря этому он сразу перестал быть в глазах Даву преступником. Детская непосредственность Пьера подействовала даже на известного своей жестокостью маршала. «В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья». Люди - братья. Но они и винтики в механизме государственности. В этом механизме каждый человек, как колесико или винтик, исполняет свою, часто бессмысленную и жестокую функцию. Пьер понял, что люди - орудие какой-то системы.

    Чтение эпизода «Расстрел русских пленных».

    Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом?

«Они торопились, чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело».

    Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя?

«Один все крестился, другой чесал спину и делал губами движение, подобное улыбке»; «...Пятый казался спокоен. Он запахивал кафтан и почесывал одною босою ногою другую»; они «смотрели вокруг себя, как смотрит побитый зверь на подходящего охотника». Братская связь между людьми разорвана. Одни люди превратились в «побитых зверей», а другие - в охотников.

    Как же чувствуют себя эти «охотники»?

Пьер «на всех лицах... французских солдат, офицеров, всех без исключения... читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце»; «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть...» И казнившие, и казнимые одинаково, причем «все без исключения», чувствовали, что совершается преступление. «С той минуты как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора». Вся сцена расстрела страшнее даже, чем сцены Бородинского сражения: «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело».

    С кем в плену встречается Пьер?

С Платоном Каратаевым.

    Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?

Под влиянием Каратаева происходит духовное возрождение Пьера. Как и этот простой крестьянин, Пьер начинает любить жизнь во всех ее проявлениях, вопреки всем превратностям судьбы. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Человек сотворен для счастья. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.

«Душевное спокойствие, уверенность в смысле жизни Пьер обретает, пережив героическое время 12-го года и страдания плена рядом с простыми людьми, Платоном Каратаевым.

Наташа о Пьере скажет: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий: точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани".

    Что новое зародилось в душе Пьера после плена?

Вера в Бога. "Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни... он много попростел".

    Пьер и Наташа .

Герой Толстого проходит через новое нравственное испытание. Им стала настоящая, большая любовь к Наташе Ростовой. Итак, Пьер и Наташа Ростова.

    Просмотр эпизода «Встреча Наташи и Пьера после плена».

Пьер Безухов нашел свое счастье - рядом с ним любимая и любящая женщина, он нашел свое место в жизни. Но главное все-таки впереди. Потому что своим основным назначением Безухов, как и многие другие герои романа, считает служение людям.

Счастье ровным и спокойным светом освещает всю его жизнь. Основное убеждение, которое вынес Пьер из долгих жизненных исканий и которое близко самому Толстому, такое: "Пока есть жизнь, есть и счастье".

    Какова же дальнейшая судьба нашего героя в эпилоге?

Счастливый муж и отец. Человек, высказывающий в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.

    Вывод.

Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в масонстве, в светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- «Мысль семейная» в романе.

2. Сообщение. Ростовы - родители.

3. Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Именины Наташи».

4. Сообщение. Николай Андреевич Болконский.

5. Сообщение. Семья Курагиных.

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Толстой думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит отражение и в «Войне и мире». Толстой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805-1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней. Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет остаться в живых после войны. Болконский в романе погибает.
Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа. Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх. Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это неудивительно, Пьер - незаконнорожденный сын старого графа Безухова. В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой. Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет законным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер. Пьер здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы. Пьер же нарушает слаженный ритм «разговорной машины», разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским. Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую что ни на есть разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи. Борьба духовного с чувственным - одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.
Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота - это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль. Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями. Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу. Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству. Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в практической жизни. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой». Вот как описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «...он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц - женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге... И потому Пьер был восхищен своим путешествием по имениям и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга». Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812 года. Пьер не военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.
Пройдя через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну такой, какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Богатый граф, который вместе со всеми ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги, он научился ценить и понимать жизнь. В плену Пьер знакомится с солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учителем. У Каратаева Пьер воспринял способность подчиняться естественному ходу событий и почерпнул те народные истины, которым потом следовал. Толстой описывает, как после возвращения из плена Пьер встречается с солдатами, которые расположились на привал. Он пьет с ними чай, а после думает, что прежде он заплатил бы солдатам за угощение, теперь же этого не сделает. Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы быть понятым народом. Для этого необходимо бороться вместе с ним за общие интересы.
Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной.
В столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер - видный общественный деятель, отец семейства. Они с Наташей любят друг друга и счастливы вместе. Однажды, когда они остались вдвоем, Наташа сказала: «Ты знаешь, о чем я думаю? - о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Период становлений и исканий Пьера закончился. Наступило время истинной духовной зрелости.

Статья для подготовки к сочинению на тему: "Духовные искания Пьера Безухова"

Пьер Безухов, как и Андрей Болконский, совершает духовный путь поиска и обретения истины, постепенно освобождаясь от веры в ложные идеалы и в великих людей, ставших его кумирами. В начале романа в салоне А. П. Шерер еще молодой и наивный Пьер Безухов, желая поразить присутствовавших на вечере гостей парадоксальностью своих суждений, выступает горячим защитником Наполеона. Его симпатии на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати – и только потому приобрел власть». Даже казнь герцога Энгиенского без суда и следствия, по мнению Пьера, была государственной необходимостью, и совершивший ее Наполеон продемонстрировал величие своей души, не побоявшись принять на себя ответственность за этот поступок. В то время Пьер был готов простить своему кумиру все, подыскав оправдания его преступлениям, потому что он еще не понимал сущности Наполеона.Однако жизнь, проводя героя через новый опыт, разрушает его сложившиеся представления. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания, через которые проходит Пьер Безухов, разбивают его прежние убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, которые дают ему гармонию, смысл и радость жизни. В этом заключается духовное движение человека, его возможность приблизиться к истине через сомнения, разочарования и отчаяние. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жизни, и весь мир казался ему бессмысленным и безобразным. Найти счастье – значит снова обрести гармонию и связь с миром. И Пьер ищет спасение от горя, боли и страдания. Оказавшись на одной из станций по дороге из Москвы в Петербург, он напряженно размышляет о смысле жизни. Однако он уже не увлекается мыслью так, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хочет никого удивить или поразить своими взглядами, а думает так настойчиво и упорно, как борются за жизнь.

В этот момент Пьеру нужны были ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались и будут заниматься вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чегр жить, и что я такое? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивал он себя». Пока Пьер не найдет ответа на эти вопросы, ему будет казаться, что жить не для чего. Он доходит в своем мышлении до последней черты, до осознания того, смерть обессмысливает и обесценивает жизнь.

Однако с таким итогом он не может примириться. Для того чтобы жить дальше, ему нужно ощущать свою связь с бесконечностью или стремиться обрести ее. Цель жизни – радость, которую дает человеку внутреннее согласие и гармония с миром. В несчастье человек всегда в разладе с миром. «Все в нем, – пишет Толстой о Пьере, – и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным». Можно сказать, что герои «Войны и мира» ищут истину, которая даст им радость существования, возможную только в согласии с миром.

Истина для Пьера – это путь, ведущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. На станции он встречается со старым масоном Баздеевым, который, зная о его несчастьях, предлагает свою помощь. Однако, не веря в Бога, Пьер сомневается в том, что его собеседник может облегчить его состояние.

Убежденный в истинности и неопровержимости своих атеистических взглядов, Безухов сталкивается в разговоре со своим попутчиком с неожиданным и сильным аргументом. «Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны... Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой». Неожиданно для себя Пьер услышал ответ, поражающий глубиной мысли: откуда и каким образом явилась в сознании человека идея Бога? И Пьер не нашел, что возразить.

Вера, которой учил Баздеев, не соответствовала представлению Пьера о религии и требовала от человека постоянной духовной работы, самосовершенствования и «внутреннего очищения». Оказывается, что для постижения духовной истины необходимы не только интеллектуальные, но и духовные усилия, по мере которых человек становится способным в своем понимании приближаться к истине Бога. Поэтому наставник Пьера предупреждает его, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Жизнь постоянно приносит человеку новый опыт, который и позволяет ему лучше понимать мир и себя.

Первым и еще самым легким испытанием новых убеждений Пьера стал его спор с князем Андреем, в котором он выступает как человек, знающий смысл жизни, а его друг как разуверившийся в нем. Пьер пытается убедить князя Андрея, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Он рассказывает о преобразованиях в своих деревнях, облегчивших жизнь крестьян. Князь Андрей соглашается лишь с тем, что дело Пьера – добро для него самого, но не для крестьян. Опять оказывается, что нет однозначного ответа на вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Потому что герои Толстого жаждут истины, которая была бы достоверной и неизменной. Решением может быть только одно – существование Бога, олицетворяющего высшую справедливость и истину. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо)».

И все же этот разговор о вечности, о назначении человека, о Боге, который затеял вдохновленный своими новыми убеждениями Пьер, вернул скептически настроенного князя Андрея к жизни. То, что герои Толстого обретают, вовсе не оказывается для них совершенно новым, о чем они никогда не слыхали ранее. Пьер и Андрей ищут то, что жило глубоко в их душах, чем они были пронизаны изнутри. Они жаждут обрести вечность, неизменную истину среди меняющегося мира. Их не может устроить временное: ни жизнь, ни истина. Если бы они отказались от вечности и признали временное за истинное, тогда бы они изменили духу христианства.

И убеждает их не чье-нибудь учение, а сама жизнь и смерть. Человек не обязан постижением этой истины другому человеку и потому он независим и свободен. Высшую истину никто, кроме Бога, ему не может предписать. Ее главным проводником является то, что сопутствует каждому человеку на жизненном поприще: смерть, рождение, любовь, природа. Небо Аустерлица, звезды, распускающийся дуб, рождение ребенка, угроза смерти – вот, что оказывает сильнейшее влияние на героев, меняет их жизнь и открывает нечто новое, несомненное, твердое.

Человек у Толстого всегда может спастись, но также в любой момент может и потерять свою веру. Это дважды происходит с Пьером. В первый раз любовь, а во второй раз смерть не оставили камня на камне от его убеждений, подтвердив истинность слов Андрея Болконского: «жизнь и смерть, вот что убеждает»... и разубеждает.

Жизнь не подтвердила веру Пьера в то, что делать людям добро «есть единственное верное счастие жизни». Когда он после сватовства князя Андрея к Наташе без всякой очевидной причины вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь, это означало, что вера Пьера рухнула, обнаружив свою неподлинность. Счастье Андрея и Наташи открыло Пьеру неполноту его жизни, лишенной любви и семейного счастья. И опять с новой силой Пьеру открывается зло и бессмысленность жизни. Но в этот раз он не находит решения проблемы, его ничто не спасает: ни религия, ни масонство, ни идея самосовершенствования. И Пьер сдается, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем, принимая «зло и ложь жизни» за истину. Но жить с таким взглядом человек не может, потому что жизнь – это любовь. Чтобы жить, Пьеру надо не видеть действительности, вызывающей в нем отвращение, для чего он прибегает к забвению во всех доступных ему формах, от вина до книг.

«Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их. Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». В глазах Пьера любое занятие было средством забвения, нужным только для того, чтобы не видеть ужаса жизни. Все представлялись ему людьми, «спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картинами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто – государственными делами».

Состояние человека, уверенного в безнадежной сущности жизни. Толстой называл болезнью, которая проявляется не «резкими припадками» «отчаяния, хандры», а постоянно присутствует в жизни. Если прежде острые проявления «болезни» заставляли Пьера отчаянно искать и в конце концов находить спасение, то теперь болезнь «была вогнана внутрь». В дальнейшем Пьера спасают не мысли, а любовь к Наташе, преобразившая его. Именно благодаря ей он снова обрел смысл и радость существования.

Но на этом его испытания не кончились. Ему предстоит еще раз пережить сильнейшее разочарование в жизни, уже во время войны. Зрелище расстрела французскими солдатами мирных русских жителей разрушило его веру. Страшная картина насильственной смерти ни в чем не повинных людей обессмыслила мир в глазах Пьера. Он увидал страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать. И в душе его как будто вдруг была выдернута та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. И все завалилось в кучу бессмысленного сора. Хотя «он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога». Мир всегда кажется человеку бессмысленным и хаотичным в момент отчаяния.

Однако такое представление носит временный характер и преодолевается героями Толстого. Мир опять обретает для них свою гармонию, величие и красоту, несмотря на разрушающие их человеческие пороки, несправедливость, зло, страдания, смерть. Преодолевает и Пьер свое отчаяние и вновь обретает веру в Бога и возможность жизни. Эта вера та же и в то же время другая. По содержанию она не изменилась, но стала глубже и прочнее, а мир, в представлении Пьера, стал величественнее и прекраснее.

Это произошло благодаря тому, что Пьер встретился в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, который помог ему возвратиться к вере в жизнь. Платон становится для Пьера «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды». Благодаря общению с простым русским солдатом, речь которого состояла в основном из поговорок и пословиц, Пьер почувствовал, что «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе».

Простота, то, что окружает человека постоянно, к чему он привык и чему не придает значения, и составляет сущность жизни. Поэтому простое, чем часто пренебрегают люди, есть необходимый признак истины и красоты. Однако осознание этого не стало итогом всех исканий Пьера. Пьер признает, что счастье человека не может быть только в удовлетворении естественных потребностей, но он также испытывает чувства совсем иного порядка, приводящие его к самым возвышенным мыслям. Помимо земных, повседневных забот о пище, крове, человек обращается и к небу, которое всегда было символом вечности.

В «Войне и мире» небо можно назвать полноправным персонажем книги. В жизни лучших героев Толстого оно появляется в звездный час их судьбы, напоминая им об их причастности к высшему, божественному началу. Так было с князем Андреем, когда он раненый лежал на Аустерлицком поле, так было с Пьером в плену, когда он неожиданно для всех расхохотался от мысли, что французы держат в плену его бессмертную душу.

Изображая это небо. Толстой передает не просто мысль о бессмертии души, а живое, рождающееся чувство. Во время разговора на переправе Пьер убеждал своего друга в том, что «живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно...». И вот Пьер не просто узнал, не только поверил, а пережил чувство бессмертия своей души. Там были слова о бессмертии, а здесь присутствует оно само как несомненная реальность.

Пьер живо осознает, переживает свою сопричастность к бесконечности, его чувство преображает мир, и в природе он находит отклик и подтверждение своим чувствам. «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер». Это та вершина, которой достиг в своем жизненном восхождении герой Толстого. Пережитое им в плену вело его к вершине бессмертия. И «впоследствии и во всю свою жизнь, Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях...» В плену он нашел гармонию с самим собой и с миром, увидел смысл своей жизни.

«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Тест по произведению