Николай рерих художник общественный деятель тема гималаев. Николай Константинович Рерих. Краткая биография и интересные факты из жизни художника. Публикации о С. Н. Рерихе

На географических картах озера окрашены то в голубой, то в сиреневый цвет. Голубой цвет означает, что озеро пресное, а сиреневый, - что оно соленое.

Соленость воды в озерах различна. Одни озера так насыщены солями, что в них невозможно утонуть, и их называют минеральными. В других вода только чуть солоноватая на вкус. Концентрация растворенных веществ зависит от того, какую воду приносят им реки. Если климат влажный и реки многоводны - озера пресные. В пустынях осадков мало, реки часто пересыхают или их нет совсем, поэтому и озера соленые.

Среди крупных озер мира больше всего пресных. Это связано с тем, что вода в них проточная и не застаивается, а значит и соли, приносимые реками, уносятся ими же в моря и океаны.

Самые пресные из озер планеты - это Байкал в Азии, Онежское и Ладожское в Восточной Европе, Верхнее в Северной Америке. Но самым пресным из них все же следует считать озеро Бенерн - крупнейшее из озер Западной Европы. Его вода ближе всего к дистиллированной, немного больше растворимых минеральных веществ в Байкале и Онежском озере.

Пресноводное озеро самой большой площади водной поверхности - озеро Верхнее - одно из Великих озер Северной Америки. Его площадь 83 350 квадратных километров.

Особенно бедны солями горные ледниковые озера, воды которых питают ледники и снежники.

Если же водоем не проточный, то вода в нем становится сначала слегка солоноватой, а затем соленой.

Самыми солеными озерами на нашей планете можно считать озера, в которых содержание соли на один литр воды составляет более 25 граммов. К таким озерам, кроме озера Туз в Турции, относится озеро Эйр в Австралии, Мертвое море на Аравийском полуострове, Молла-Кара в Туркмении, озеро Дус-Холь в Туве и другие.

В центре Турции, южнее Анкары, на высоте 900 метров над уровнем моря есть озеро, по которому летом можно ходить пешком. Это бессточное озеро Туз имеет длину 80 километров, ширину около сорока пяти километров и среднюю глубину - два метра. Оно не только мелкое, но и очень соленое - до трехсот двадцати двух килограммов соли на одну тонну воды. Весной озеро за счет зимних и весенних осадков разливается и увеличивается почти в семь раз, занимая огромную площадь в 25 000 квадратных километров. Летом же, когда вода испаряется, озеро становится совсем небольшим, и на его поверхности образуется плотная кора из соли толщиной от нескольких сантиметров до двух метров.

Мертвое море самое глубокое и самое соленое из соленых озер. Его самая большая глубина свыше 400 метров, а расположено оно на 395 метров ниже уровня Мирового океана. В одном литре воды Мертвого моря в нем содержится 437 граммов соли.

Некоторые из озер являются солоновато-пресными. Самое удивительное из них озеро Балхаш. Западная его часть пресная, а восточная - солоноватая. Причина такого своеобразия заключается в том, что в западную часть озера впадает река Или, а восточная лежит в окружении пустынь, где вода очень сильно испаряется. Поэтому на географических картах западная часть Балхаша показана голубой, а восточная - сиреневой.

Огромное озеро Чад, расположенное на окраине Сахары, является пресным сверху и солоноватым у дна. Пресная речная и дождевая вода, попадая в озеро, не смешивается с солоноватой, а как бы плавает на ней. В верхнем слое живут пресноводные рыбы, а попавшие в озеро в давние времена морские рыбы держатся у дна.

Озеро очень мелкое (от 2 до 4 метров глубины). Берега его плоские и заболоченные, а с севера к ним вплотную подступает пустыня. Жаркое солнце иссушило все северные и восточные притоки Чада, превратив их в безводные русла - вади. И только впадающие в него с юга реки Шари и Лагони питают "Са-харское море" своими водами. Долгое время озеро Чад, или Нги-Буль, как его называют местные жители, считалось бессточным, в чем и заключалась его главная загадка. Обычно у больших, мелководных и бессточных озер на Земле вода совершенно соленая, а верхний слой озера Чад пресный. Загадка оказалась простой.

Примерно в 900 километрах к северо -востоку от Чада находится обширная котловина Боделе, лежащая примерно на 80 метров ниже уровня озера. К ней из озера протянулся скрытый под землей водный поток. Так путем подземного стока озеро Чад медленно, но постоянно обновляет свои воды, не давая им становиться солеными.

Еще более удивительно озеро Могильное. Оно расположено на острове Кильдин, недалеко от северного побережья Кольского полуострова, и имеет глубину 17 метров. Озеро состоит как бы из нескольких слоев - "этажей". Первый "этаж" у дна озера, практически безжизненный, состоит жидкого ила и насыщен сероводородом. Второй "этаж" выделяется вишневым цветом - такую окраску ему придают пурпурные бактерии. Они являются как бы фильтром, задерживающим поднимающийся со дна сероводород. "Третий" этаж представляет собой "кусочек моря", спрятанный в глубине озера. Это обычная морская вода, и ее соленость здесь такая же, как и в море. Этот слой наполнен жизнью, здесь живут медузы, морские рачки, звезды, актинии, морской окунь, треска. Только выглядят они значительно меньше, чем их собратья в море. Четвертый "этаж" промежуточный: вода в нем уже не морская, но и не пресная, а слегка солоноватая. Пятый "этаж" - шестиметровый слой чистой родниковой воды, пригодной для питья. Животный мир здесь обычный для пресноводных озер.

Необычное строение объясняется историей озера. Оно очень древнее и образовалось на месте морского залива. От моря Могильное озеро отделено только небольшой перемычкой. Во время прилива морская вода просачивается сквозь нее в том месте, где находится "морской" слой. А распределение воды в озере по слоям связано с тем, что соленая вода как более тяжелая оказывается внизу, а пресная более легкая - сверху. Поэтому-то они и не перемешиваются. В глубины озера кислород не поступает, и придонные слои ока зываются зараженными сероводородом.

Необычное озеро под названием Друтсо находится в Тибете. Местные жители считают его волшебным. Каждые 12 лет вода в озере меняется: становится то пресной, то соленой.

почему озера соленые другие пресные и получил лучший ответ

Ответ от Ѓженок Дождя[гуру]
На географических картах озера окрашены то в голубой, то в сиреневый цвет. Голубой цвет означает, что озеро пресное, а сиреневый, - что оно соленое.
Соленость воды в озерах различна. Одни озера так насыщены солями, что в них невозможно утонуть, и их называют минеральными. В других вода только чуть солоноватая на вкус. Концентрация растворенных веществ зависит от того, какую воду приносят им реки. Если климат влажный и реки многоводны - озера пресные. В пустынях осадков мало, реки часто пересыхают или их нет совсем, поэтому и озера соленые.
Среди крупных озер мира больше всего пресных. Это связано с тем, что вода в них проточная и не застаивается, а значит и соли, приносимые реками, уносятся ими же в моря и океаны.
Самые пресные из озер планеты - это Байкал в Азии, Онежское и Ладожское в Восточной Европе, Верхнее в Северной Америке. Но самым пресным из них все же следует считать озеро Бенерн - крупнейшее из озер Западной Европы. Его вода ближе всего к дистиллированной, немного больше растворимых минеральных веществ в Байкале и Онежском озере.
Пресноводное озеро самой большой площади водной поверхности - озеро Верхнее - одно из Великих озер Северной Америки. Его площадь 83 350 квадратных километров.
Особенно бедны солями горные ледниковые озера, воды которых питают ледники и снежники.
Если же водоем не проточный, то вода в нем становится сначала слегка солоноватой, а затем соленой.
Самыми солеными озерами на нашей планете можно считать озера, в которых содержание соли на один литр воды составляет более 25 граммов. К таким озерам, кроме озера Туз в Турции, относится озеро Эйр в Австралии, Мертвое море на Аравийском полуострове, Молла-Кара в Туркмении, озеро Дус-Холь в Туве и другие.
В центре Турции, южнее Анкары, на высоте 900 метров над уровнем моря есть озеро, по которому летом можно ходить пешком. Это бессточное озеро Туз имеет длину 80 километров, ширину около сорока пяти километров и среднюю глубину - два метра. Оно не только мелкое, но и очень соленое - до трехсот двадцати двух килограммов соли на одну тонну воды. Весной озеро за счет зимних и весенних осадков разливается и увеличивается почти в семь раз, занимая огромную площадь в 25 000 квадратных километров. Летом же, когда вода испаряется, озеро становится совсем небольшим, и на его поверхности образуется плотная кора из соли толщиной от нескольких сантиметров до двух метров.
Мертвое море самое глубокое и самое соленое из соленых озер. Его самая большая глубина свыше 400 метров, а расположено оно на 395 метров ниже уровня Мирового океана. В одном литре воды Мертвого моря в нем содержится 437 граммов соли.
Некоторые из озер являются солоновато-пресными. Самое удивительное из них озеро Балхаш. Западная его часть пресная, а восточная - солоноватая. Причина такого своеобразия заключается в том, что в западную часть озера впадает река Или, а восточная лежит в окружении пустынь, где вода очень сильно испаряется. Поэтому на географических картах западная часть Балхаша показана голубой, а восточная - сиреневой.
Огромное озеро Чад, расположенное на окраине Сахары, является пресным сверху и солоноватым у дна. Пресная речная и дождевая вода, попадая в озеро, не смешивается с солоноватой, а как бы плавает на ней. В верхнем слое живут пресноводные рыбы, а попавшие в озеро в давние времена морские рыбы держатся у дна.
Источник:

Ответ от Отдел по взаимодействию с ПОВК [новичек]
.


Ответ от Альбина Сапицына [активный]
ПАТАМУ))))))


Ответ от Катя Шубина [новичек]
Не совсем правильно со стоком. а дело в подпитке озер если озеро питается с солоного родника (минеральный источник) то оно соленое, Пример озеро Яровое само соленое а рядом озеро Горячий ключ пресное. Рядом это через 10-15 метров.


Ответ от Виктория волгина [новичек]
Солёной вода становится в бессточных озёрах в жарком засушливом климате. Из-за большого испарения содержащиеся в воде соли накапливаются в озере, делая его солёным.


Биография

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября) 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с 1873). Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.

В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.

По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).

С 1906 - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих отнесся сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать на Карельский перешеек.

С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре. С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В 1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).

Среди литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза, публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898; дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай - Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам искусства и охраны памятников старины

Николай Константинович Рерих - автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха - монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции, серия из девяноста полотен (памятники древнерусской архитектуры): "Гонец. "Восстал род на род" (из цикла "Славяне. Начало Руси"; картина была представлена Рерихом в качестве дипломной работы по окончанию Академии художеств; 1897; Третьяковская галерея), "Поход" (1899), "Заморские гости" (подзаголовок - "Народная живопись"; 1901; Третьяковская галерея; на выставке в Академии Художеств в 1902 картину приобрел царь Николай II предназначая ее для царскосельского дворца), "Город строят" (1902; Третьяковская галерея), "Небесный бой", "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно), "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно), "Знамение" (1915; Одесский художественный музей), "Гуга Чохан" (1931; Третьяковская галерея), "Знаки Гэсера" (1940; Русский музей), "Гималаи. Нанда-Деви" (1941; Русский музей), "Тибет. Монастырь" (1942; Русский музей), "Помни" (1945; Русский музей). Среди работ в области театрально-декорационной живописи - декорации к опере "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (1909), драме "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912), балету "Весна священная" И.Ф. Стравинского (1913), пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), опере "Князь Игорь" А.П. Бородина (1914; Русские сезоны С.П. Дягилева). Среди работ в области монументального искусства - эскизы для церковных росписей и мозаик: церковь святого Духа в Талашкине (1914), майоликовые фризы и живописные панно в частных особняках.С 1906 Н.К. Рерих писал темперой, с 20-х годов - преимущественно синтетическими красками. Через 10 лет после смерти Н.К. Рериха, более 400 произведений, созданных им в Индии, по завещанию Н.К. Рериха было передано в музеи СССР.

Источники информации:

  • Проект Mystic-world - mystic-world.net
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
  • Проект "Россия поздравляет!"

Альбом содержит 2680 картин и рисунков Николая Рериха, собран в хронологической последовательности и разбит на 6 частей.

Краткая биография

Николай Константинович Рерих, художник, археолог, писатель, юрист и посланник мира родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Уже в раннем возрасте у него проявился талант к археологии и рисованию. В возрасте шестнадцати лет он хотел поступить в Академию художеств, чтобы продолжить карьеру художника, но его отец настаивал на том, чтобы он стал адвокатом. Был достигнут компромисс и в 1893 году Николай поступил одновременно в Академию искусств и в Петербургский университет.

Ранние года

В конце 1890-х произошёл расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангард формировал группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который занимался с Рерихом в юридическом училище и был одним из первых, кто оценил его художественный талант. Молодой художник познакомился со многими композиторами и художниками того времени – Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. Позднее он разрабатывал дизайн нотных наборов для этих композиторов.

После окончания университета Рерих женился на Елене, дочери архитектора Шапошникова и племяннице композитора Мусоргского. У них родились два сына: Святослав и Георгий.

Рерих занял пост секретаря Школы Общества поощрения искусства, став впоследствии его главой, первой из многих позиций, которые Рерих займёт в качестве учителя и деятеля искусств.

Объединение искусств, которое поощрял Рерих, свидетельствовало о его способности гармонизировать и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Его талант к синтезу позволил ему соотнести субъективные ощущения с объективной, философской, научной, восточной мудростью с западными знаниями и построить мосты понимания между такими очевидными противоречиями.

Художник и дизайнер

Летом 1903 и 1904 годов Рерихи путешествовали по России и посетили, в общей сложности, около 40 городов. Цель заключалась в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русских древних памятников, церквей, городских стен и замков. Оказалось, что во многих случаях им пренебрегали столетиями. Будучи археологом и искусствоведом, Николай придавал этому ключевое значение в культурной истории России. Он решил обратить внимание на ситуацию и как-то организовать защиту и сохранение древних памятников, с этой целью он написал серию из семидесяти пяти работ.

Впечатления от этого путешествия имели длительный эффект, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, будет способствовать повсеместной защите таких культурных ценностей, план, изложенный тридцать один год спустя в «Пакте Рериха». Такое мышление не было обычным явлением в те дни, оно подчёркивало важность того, чем сегодня большинство стран мира занимаются в рамках сохранения своего культурного наследия.

В 1906 году Сергей Дягилев организовал выставку русских картин в Париже. Там были представлены шестнадцать работ Николая Рериха. А в 1909 году он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и нарядами, созданными Рерихом. В половских танцах из «Короля Игоря» Бородина, также оформленного Рерихом и в других балетах Дягилев представил корпус русских танцоров, который позже стал известен как «Русские балеты», в который вошли Павлова, Фокин и Нижинский.

Николай Рерих активно работал вместе с Игорем Стравинским над балетом «Le Sacre du Printemps» («Весенний обряд»).

В 1915-1917 годах семья Рерихов жила в Финляндии. В России разбушевалась революция и возвращение было бы опасным. В 1918-м Николай провёл выставку живописи в Стокгольме и оттуда семья отправилась в Лондон. Сэр Томас Бичем пригласил художника оформить новое производство «Принца Игоря» для оперного театра Ковент-Гарден.

Позже Рерих принял приглашение Чикагского института искусств приехать в Америку. Экскурсия открылась успешной выставкой в Нью-Йорке в 1920 году. Кроме показа более своих 400 картин в американских городах, Рерих работал над декорациями и костюмами к спектаклям «Снегурочка» и «Тристан и Изольда» для Чикагской оперной труппы. Во время своих путешествий по Америке он написал серию картин в Нью-Мексико и в Монхегане, штат Мэн. Его впечатлил дух предпринимательства, царивший в Америке, и Николай описал положительное влияние, которое это развивающееся явление оказало на мир.

В 1921 году он основал Иинститут объединённого искусства в Нью-Йорке, в котором планировал реализовать образовательные концепции, включённые в учебную программу в Санкт-Петербурге. Институт процветал, но не выжил после 1937 года из-за Великой депрессии. Фонды закончились и это вызвало полный крах организации, которую Рерих и его сторонники пытались построить.

В 1949 году институт возродился как Музей Николая Рериха в здании из коричневого камня на 107-й Западной улице, где он работает и по сей день. В нём находится одна из самых обширных коллекций работ художника в мире.

Вера и Дух

В мае 1923 года Рерихи отправились в Индию, где на этой нестареющей земле, среди снегов Гималайского хребта, они стремились объединить свои мысли с вечностью. Они обосновались в Бомбее в декабре 1923 года и оттуда начали путешествовать по культурным центрам и историческим местам, где встречались с индийскими мыслителями, учёными, художниками и писателями. К концу декабря в Сиккиме на южных склонах Гималаев, они начали тяжелый поход через тридцать пять горных перевалов от четырёх до шести с половиной километров в высоту.

Рерих считал, что горы помогают обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни пошли, вера Рерихов в существенную благость жизни и духовность человека только усиливалась.

Шедевры Рериха из Восточной серии девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира, Мохаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, индийских и христианских святых и мудрецов, свидетельствовали о единстве религиозного стремления и общих корнях человеческой веры.

В конце этой масштабной экспедиции, в 1928 году семья обосновалась в долине Куллу на высоте 2000 метров в предгорьях Гималаев. Там они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов уже проведённых и будущих исследований. Деятельность Института включала ботанические, этнологические, лингвистические исследования и исследования археологических объектов.

Знамя мира

По возвращении в Нью-Йорк, Николай Рерих предложил заключить договор о защите культурных ценностей в периоды войны и мира. Используя в качестве примера Красный Крест, он подготовил Пакт, в котором предполагалось, что флагом, «Знаменем Мира», будут отмечены все места, находящиеся под его защитой. В дизайне этого флага использованы три сферы, окружённые кругом пурпурного цвета на белом фоне. В основе интерпретации этого символа – союз религии, искусства и науки, которые являются аспектами культуры, изображённой в виде окружности или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности.

Пакт Рериха был согласован двадцатью странами Северной и Южной Америки и подписан 15 мая 1935 года в Белом доме президентом Рузвельтом, позднее к нему присоединились и другие страны. Этот договор по-прежнему остаётся в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и их основополагающие принципы.

Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира за работу, проделанную им в области сохранения культурного наследия человечества.

Следование изысканности и красоте мира было священным для Рериха. Он считал, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, воплощённая в них, не умирает, а является частью вечного потока сознания – стремлений людей, питаемых их направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является главной предпосылкой для выживания человечества и непрерывного процесса духовной эволюции.

Николай Рерих умер в Куллу 13 декабря 1947 года и его пепел был захоронен под горами, которые он так любил и изображал во большинстве из своих почти семи тысяч работ.