Желание и совесть две чаши. Весы - это весы, две чаши весов, неодушевленный предмет, символ двойственности и равновесия. Покой в любви

Поэзия 1970-х — начала 1990-х годов — это послеоттепельное явление. В ней угасают характерные для 1950— 1960-х годов восторги по поводу революции и ее героев, становится все меньше од о преимуществах советского строя и т. д. Свои коррективы в тематику, общее настроение внесли события, связанные с объявленной перестройкой, начавшейся демократизацией жизни. На первый план выходит моральная (в том числе национально-патриотическая) проблематика. Углубляется критическое начало. Политическая тематика уступает место интонациям философски углубленного постижения личности. Внимание к этой стороне бытия приводит поэзию к необходимости по-новому противостоять проявляющимся в общественной жизни моментам бездушия и расчеловечивания.

Пристрастно-личностные мотивы в сознании поэтов во все времена приводили литературу к осмыслению темы Родины, ее исторических судеб, гуманистических перспектив развития. На рубеже 1960-х — начала 1970-х годов эту тему блистательно развивал Николай Михайлович Рубцов (1936—1971).

Творчество Рубцова Н.М.

Творчество этого большого художника следовало бы отнести к шестидесятым годам хронологически: жизнь поэта оборвалась в январе 1971 года. Н. Рубцову было тогда лишь тридцать пять лет. Но творения этого мастера по своему духу явно связаны с послеоттепельной эпохой, знаменуют собой новый этап развития художественного слова. Если поэтические создания 1950—1960-х годов литературная критика именовала «громкой» или «эстрадной» лирикой, то Н. Рубцов — создатель «тихой» лирики. «Ключевым» его произведением стало стихотворение «Тихая моя родина» (1964). В самом этом названии отразились и проблемно-тематические, и жанрово-стилевые характеристики поэзии, и самого Н. Рубцова, и лирики 1970-х — начала 1990-х годов вообще. В «тихой» поэзии слышен принципиальный отказ от трибунных жестов и романтических деклараций в направлении «громкости» душевной, психологической.

На могиле Н. Рубцова высечены строки самого поэта из стихотворения «Видение на холме» (1964):

Россия, Русь! Храни себя, храни!

В этих словах афористично выражен основной пафос поэзии Н. Рубцова. Тревога за судьбу страны — это уже главная интонация и более поздней, и современной поэзии.

Творчество Чухонцева О.Г.

Олег Григорьевич Чухонцев (род. в 1938 году) печатается с 1958 года. Его стихи публиковались на страницах журналов «Юность», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Дружба народов». В 1976 году вышел его сборник под названием «Из трех тетрадей». В это издание вошли стихи разных лет.

Лирический герой О. Чухонцева — тоже представитель «тихой» лирики. Его стихам не свойственны обязательные ссылки на точное время и место действия. В стихотворении «Осенины» (1968) содержится характерное признание:

Я жил. И я ушел. И нет меня в помине.

И тень моя скользит неслышно по равнине.

Монолог, произносимый от имени человека, ушедшего из жизни, — прием в поэзии не новый. Но произведение «Осенины» начинается строками о жизни!

Так дышится легко, так далеко глядится.

Что, кажется, вот-вот напишется страница.

Очевидно: поэт не изображает своего героя, а выражает его душевное состояние. Именно чувство душевного волнения — основной предмет поэзии О. Чухонцева.

Творчество Кузнецова Ю.П.

Мастера, начавшие свой путь в рамках «громкой» поэзии, также полны тревоги за судьбы мира, но в отличие от представителей «тихой» поэзии и в 1970-х — начале 1990-х годов продолжают высказываться набатно, обличающе. Их стиль — письмо, рассчитанное не на описание внутреннего состояния героя, а на гневное обличение.

Юрий Поликарпович Кузнецов (1941—2003) стал известен читателю в 1970-е годы. Интонация прямого обличения ему не присуща. Но и сдержанность «тихой» лирики поэта не устраивает. Мастер использует достижения обоих стилевых направлений: энергичен в высказывании и одновременно сосредоточен на осмыслении внутреннего мира современника. Недаром его поэзию критики именуют «органической лирикой». Отличительной чертой поэтического стиля Ю. Кузнецова стало широкое использование гиперболы. Так, в стихотворении «На краю» (сборник «После вечного боя» (1989)) лирический герой мучительно взывает к Всевышнему:

Боже мой, ты покинул меня

На краю материнской могилы.

Лирического героя тревожит вопрос: кто же защитит душу матери, если Бог потерял силу? Интенсивность словесных красок, тропов «работает» у Ю. Кузнецова на концентрацию тревоги за современность и за место личности в ней.

Творчество Евтушенко Е.А.

Евгений Александрович Евтушенко (род. в 1933 году) в 1980-е годы, развивая традиции В. Маяковского, открыто обличает мещанина нового времени, например, в стихотворении «Отечественные коалы».

В 1995 году Е. Евтушенко написал поэму «Тринадцать», которая заглавием и содержанием перекликается с поэмой «Двенадцать» А. Блока. Поэт повествует о Москве октября 1993 года, когда, как известно, кризис власти разрешался с помощью военной силы. Потрясает сюжет произведения... В яму с горячей водой, образовавшуюся вследствие аварии водопроводной системы, попала коляска с грудным ребенком. Трагедия произошла вроде бы случайно: засмотревшись на тапки, молодая мама забыла о коляске. Но поэт трактует трагическую историю как расплату за долгие годы неправедного пути страны.

Е. Евтушенко в 1990-х годах во многом преодолевает свою приверженность к «оттепельным» мифам, призывает к покаянию, к пониманию каждым, что и он сопричастен всем историческим событиям современности.

Подобная эволюция заметна и в творчестве Андрея Андреевича Вознесенского (1933—2010).

Творчество Вознесенского А.А.

Духовная опустошенность общества его потрясает. В 1986 году появилась поэма А. Вознесенского «Ров». В основу ее сюжета положен страшный факт: ров, в который гитлеровцы в годы войны сбрасывали расстрелянных мирных жителей, позже стал предметом корыстного интереса мародеров — ведь у кого-то из убиенных зубные коронки были золотыми; можно во рву отыскать и золотое колечко...

В поэме все новоявленные «золотоискатели» названы «новорылами», а чувство, приведшее их на место страдания, поименовано словом «алчь».

А. Вознесенский создает художественно-публицистическое произведение, как и Е. Евтушенко, наследуя традиции поэта-трибуна В. Маяковского.

Творчество Чичибабина Б.А.

Мотив активного служения обществу пронизывает поэзию Бориса Алексеевича Чичибабина (1923—1994). Б. Чичибабин прошел войну солдатом минометного взвода. После войны изведал лагеря. Там были написаны его первые стихи. «Оттепель» дала Б. Чичибабину новые возможности. Правда, в русло «громкой» поэзии он «не вписался», ибо всегда оставался самим собой, «сохранял лица необщее выраженье». Гражданственность, страстность звучания его стихов поистине ошеломляют. Многие исследователи именно поэтому его поэзию называют одической. Ода, как известно, — жанр «торжественный», хвалебный или оплакивающий. Однако в одах Б. Чичибабина нет праздничности, свойственной этому жанру с позитивным содержанием. Взор его лирического героя просветляется лишь тогда, когда сердцем он прикасается к вечному — к природе или любви.

Лирический герой поэзии Б. Чичибабина — патриот. Но его любовь к Родине мучительная, пронизанная сложностью, драматизмом чувствования (стихотворение «Тебе, моя Русь... »):

Тебе, моя Русь, не Богу, не зверю.

Молиться молюсь, а верить не верю.

Творчество Тарковского А.А.

Значимым явлением литературы 1970-х — начала 1990-х годов стало развитие философской лирики, духовный мир личности в которой чаще всего выступает самодостаточной реальностью. Тому есть объяснение: общество все более осознает основополагающую роль индивида в движении человечества к социальной духовной гармонии. Характерный пример такой поэзии — творчество Арсения Александровича Тарковского (1907—1989). В литературе этот мастер оставил значительный след, но публиковался не часто. Открытия художника слова философски насыщены, полны подтекстового, интуитивного содержания:

Дом без жильцов заснул и снов не видит.

Его душа безгрешна и пуста.

Образ «дома без жильцов» в одноименном стихотворении — несомненная метафора, обозначающая состояние души. Лирический герой А. Тарковского может и пустую душу объявить безгрешной. В данном случае — это не спор с этической традицией, а закономерное углубление взгляда на жизнь, ее сущность. Пустота души может существовать как синоним ожидания встречи с новой жизнью. Дом ведь пока пустует...

Творчество Самойлова Д.С.

Философической глубины исполнены многие стихотворения Давида Самойловича Самойлова (1920—1990), вошедшие в сборник «Горсть» (1989). Один из его разделов назван «Беатриче». Это название поэт объясняет следующим образом: «меня Беатриче — знак суровой, требовательной и неосуществленной любви».

Тревожное восприятие души современника как своего рода «результата» невоплотившейся любви характерно для поэзии Д. Самойлова («Желанье и совесть — две чаши... »):

Как жуткий пожар чернолесья.

Дымится нутро человечье.

Творчество Ахмадулиной Б.А.

Прощающая доброта свойственна лирической героине Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 - 2010). В стихотворении «Здесь никогда пространство не игриво...» (1985) чарующая белизна черемухи противостоит тьме ночи. Героиня Б. Ахмадулиной живет именно «в среде черемух», в прекрасном мире духовной свободы, эстетической и этической независимости, лирического удаления от утилитарно понятых проблем общества. Поэтесса, рожденная «оттепелью», выступила со своим уникальным, отдаленно-таинственным проникновением в современность, несомненно, поклоняясь благородной отрешенности М. Цветаевой и А. Ахматовой.

Творчество Корнилова В.Н.

Сложность и противоречивость человеческого бытия заставляет поэтов вглядываться в явления, смысл которых, казалось бы, известен человечеству с незапамятных времен.

Владимир Николаевич Корнилов (1928—2002) — мастер, начавший свой путь в литературе еще в 1950-е годы, спрашивает:

Что такое свобода?

Это кладезь утех?

Или это забота

О себе после всех?

Вопрос задан в стихотворении, написанном в 1988 году, во время «перестройки». Оказывается, любому социальному переустройству должно предшествовать приближение каждого из нас к свету собственной души, к вершине подлинной свободы. Только поэзии под силу отличить свободу истинную от мелочной, поддельной.

Текущая страница: 9 (всего у книги 16 страниц)

Конец лета


Покатилось лето под гору.
Август. Тихие деньки.
Подложив туманы под голову,
Сонно бредят родники.

Млечный Путь клешнею рачьей
Тихо движется к рассвету,
Осторожно поворачивая
Ворот медленного лета.

Осторожней, осторожнее
Вейте, ветры, надо мной,
Чтобы месяц новорожденный
Не пугался тьмы ночной.

«Рассчитавшись с жаждою и хламом…»


Рассчитавшись с жаждою и хламом,
Рассчитавшись с верою и храмом,
Жду тебя, прощальная звезда.
Как когда-то ждал я вдохновенья,
Так теперь я жду отдохновенья
От любви и горького труда.

Но, видать, не спел последний кочет
И душа еще чего-то хочет,
Своего никак не отдает.
Жаждет с веком и толпою слиться.
Так стремятся птицы в стаю сбиться,
Собираясь в дальний перелет.

«Мне выпало все…»

«Тогда я был наивен…»


Тогда я был наивен,
Не ведал, в чем есть толк.
Купите за пять гривен,
А если надо – в долг.

Тогда я был возвышен,
Как всадник на коне.
Не знал, что десять пишем
И держим два в уме.

Тогда я был не этим -
Я был совсем другим.
Не знал, зачем мы светим
И почему горим.

Тогда я был прекрасен,
Бездельник молодой.
Тогда не падал наземь
Перед любой бедой.

«Тяжел уже стал. Никуда не хочу…»


Тяжел уже стал. Никуда не хочу.
Разжечь бы камин, засветить бы свечу
И слушать, и слушать, как ветер ночной
Гудит и гудит над огромной страной.
Люблю я страну. Ее мощной судьбой
Когда-то захваченный, стал я собой.
И с нею я есть. Без нее меня нет.
Я бурей развеян и ветром отпет.
И дерева нет, под которым засну.
И памяти нет, что с собою возьму.

«Перед тобой стоит туман…»


Перед тобой стоит туман,
А позади – вода,
А под тобой сыра земля,
А над тобой звезда.

Но в мире ты не одинок,
Покуда чуешь ты
Движенье моря и земли,
Тумана и звезды;

Покуда знаешь о себе,
Что ты проводишь дни
Как неживое существо,
Такое, как они.

А большего не надо знать,
Все прочее – обман.
Поет звезда, летит прибой,
Земля ушла в туман…

«Когда крутом цветут сады…»


Когда крутом цветут сады,
Душа, забывшись, отдыхает
От суесловья и вражды
И свежесть яблони вдыхает.

Она устала прозревать
Грядущее. Она устала
Прошедшее переживать,
Минувшее твердить с начала.

Она устала от оков
И, отдыхая, вновь готова
Поверить в свежесть облаков
И в святость образа людского.

«Сад – это вовсе не природа…»


Сад – это вовсе не природа,
А означенье перехода
От грустной осени к зиме,
От неба серого к земле.

Сад – это рассветанье в окнах,
Через окно – огромность лип,
Где тишина лежит, промокнув,
И холод ей равновелик.

Ах, как мне надоело это -
Холодная зима и лето,
Времен скрипучий переход,
Что длится уж который год!..

Июнь 1984

«Запиши мне в жизнь кусок…»


Запиши мне в жизнь кусок
Марта с долгою метелью.
Занеси еще лесок,
Где береза рядом с елью.

Подверстай еще сугроб,
Что от сумрака сиренев.
Подведи потом итог
Ветра, снега и деревьев.

Это все соедини
В зимнем облике природы
В завершающие дни
Холодов и непогоды.

«В деревьях около воды…»


В деревьях около воды
Запели вешние дрозды.
Их с каждым годом меньше.
А ручеек между камней
Весною каждой все мутней
И с каждым летом мельче.
И с каждым годом роща та,
Лишаясь дерева, куста,
Становится все реже.
Так наступает пустота;
Так изменяются места.
А говорят: все те же.

«Купаться в ключевой воде…»


Купаться в ключевой воде,
Вдыхать всей грудью воздух чистый
И взором на заре тенистой
Стремиться к молодой звезде.

Чего еще? В траве лежать,
Всю ночь прислушиваясь к полю.
И руку медленно разжать,
Чтоб сердце отпустить на волю.


Накатывается издалека.
Сначала громом конского обоза
По мостовой. Гуденьем сквозняка.
Потом паденьем тяжких бочек с воза.
Потом фугасным взрывом. А за ним
Витком сверхзвукового самолета.
И вскоре – адом, где удар и дым.
И упаданье дерева в болото.

Бушуй, бушуй! Ударь в меня, ударь,
Чтоб пал близ пенной кромки океана,
Где превращается смола в янтарь
И смерть, как жизнь, светла и первозданна.


О, как я птиц люблю весенних,
Не зная их по именам.

Я горожанин. В потрясеньях
До этого ли было нам?

Я житель улиц, житель парков,
А не тайги и не степей.
И скромных городских подарков
Я жду от птиц и талых дней.

Март 1983


Музыка играет
В тихом кафетерии.
Воробей порхает
За окном на дереве.

Веселишься, малый,
На носу апрель.
Проживем, пожалуй,
Несколько недель.

Не позднее 1983


Словно пестрая корова,
Март пасется у реки.
Там от снежного покрова
Остаются островки.

Ожиданье ледохода
Наблюдается везде.
Любопытство небосвода
К лесу, полю и воде.

Не позднее 1983


Люблю я март.
Вороний карк.
Зимы последний выплеск.
Грачиный крик,
Где спор возник
О пользе сочинительств.

И ветер свеж.
И вот рубеж
Между зимой и мартом.
Ветра судьбу
На берегу
Гадают нам по картам.

В раскладе карт -
Вороний карк
И вопли жадных чаек,
Грачиный шум,
Которым ум
И сердце отвечают.

Март 1983

«А на рассвете дрозд поет…»


А на рассвете дрозд поет.
Проснувшись, вновь тоскую.
Ведь невозможен поворот
Обратно, в жизнь мирскую.

Есть что-то нелюдское в том,
Как я живу, пытаясь
Себя изобразить пером,
И как пишу, отчаясь.

А на рассвете свищет дрозд
И тенькают синицы.
И росы падают со звезд
Деревьям на ресницы.

Июнь 1984

«Милая жизнь! Протеканье времен…»


Милая жизнь! Протеканье времен.
Медленное угасание сада.
Вот уж ничем я не обременен.
Сказано слово, дописана сага.

Кажется, все-таки что-то в нем есть -
В медленном, в неотвратимом теченье,
Может, о вечности тайная весть
И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уже улетели скворцы.
Ветер в деревьях звучит многострунно.
Грустно. Но именно в эти часы
Так хорошо, одиноко, безумно.

1980–1981

«Сколько здесь явилось чар…»


Сколько здесь явилось чар:
Ветер клены раскачал,
Листья с липы сбросил -
Наступила осень.

Все окончилось как будто.
Но сегодня сердце радо:
Ведь всего одна минута
До зимы и снегопада.

«Всю ночь сегодня буря выла…»


Всю ночь сегодня буря выла
И море зимнее бесилось.
И оттого так смутно было,
И думал я про нашу сирость.

Неужто есть конец, начало,
Но в мире – нам подобных нету?
И оттого так страшно стало
За одинокую планету.

А утром волны отрычали,
Снега от солнца заблистали.
И оттого так беспечальны
Мне дни грядущие предстали.

Шарманщик


Шарманщик гуляет по свету,
Бредет по московским дворам.
Шарманочка музыку эту
Играет с грехом пополам.

Шарманщик встает спозаранку
И трудится до темноты.
«Шарманка моя, лихоманка!» -
И тут заедает лады.

«На улице ветер, ненастье.
А ты, мой органчик, играй.
А ты из коробочки счастье
Скорее достань, попугай!»

За счастье свое горожанка
Заплатит последний пятак.
«Шарманка моя, лихоманка,
Играй свою музыку так:

Таратам, таратам, таратам,
Таратам, таратам, тара…
С моим попугаем хохлатым
Стою посредине двора.

Шарманка, шарманка, шарманка
Меня довела до беды.
Шарманка моя, лихоманка…» -
И тут заедает лады.

Потом, после осени трудной,
Когда на бульварах черно,
Сидит он в подвале на Трубной,
Дает попугаю зерно.

За чашкой горячего чая
Сидит, молчалив и устал.
Ведь, счастье другим отдавая,
Он счастья себе не достал.

«Когда-нибудь я к вам приеду…»


Когда-нибудь я к вам приеду,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
Когда почувствую победу,
Когда открою новый путь.

Когда-нибудь я вас увижу,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
И жизнь свою возненавижу,
И к вам в слезах паду на грудь.

Когда-нибудь я вас застану,
Растерянную, как всегда.
Когда-нибудь я с вами кану
В мои минувшие года.

Декабрь 1980–1981

«В какие-то новые дали…»


В какие-то новые дали
Меня от тебя позвали
Какие-то новые вести,
И радости, и печали.

Пошел я белой дорогой
С лукавой судьбой тягаться
Вослед весне босоногой,
За шалью ее цыганской.


– Ты моей никогда не будешь,
Ты моей никогда не станешь,
Наяву меня не полюбишь
И во сне меня не обманешь…

На юру загорятся листья,
За горой загорится море.
По дороге промчатся рысью
Черноперых всадников двое.

Кони их пробегут меж холмами
По лесам в осеннем уборе,
И исчезнут они в тумане,
А за ними погаснет море.

Будут терпкие листья зыбки
На дубах старинного бора.
И останутся лишь обрывки
Их неясного разговора:

– Ты моим никогда не будешь,
Ты моим никогда не станешь.
Наяву меня не погубишь
И во сне меня не приманишь.

«А помнишь, ты была тогда…»


А помнишь, ты была тогда
Беспамятней воды -
На светлой глади ни следа,
Ни складки, ни черты.

Мы не останемся нигде
И канем в глубь веков,
Как отраженье на воде
Небес и облаков.

«А мы куда-то мчались…»


А мы куда-то мчались
На поезде вдвоем,
Нимало не печалясь
О будущем своем.

Вдоль телеграфных линий,
Под частый перестук
В простор глядели синий,
Не разжимая рук.

Как прядь твоя взлетала!
И воздух был тугой,
Был с запахом металла
И с дымною трубой.

А мы тогда не знали,
Что станция близка
И что грозят печали
С разлукой на века.


Нас в детстве пугали няни,
Что уведут цыгане.
Ах вы, нянюшки-крали,
Жаль, что меня не украли.

Бродил бы с табором лунным
(Странно-туманно).
Кони под месяцем юным.
Запах тимьяна.

Где вы, мои цыгане,
Плясуны, конокрады?
Где вы, мои цыганки,
Где вы, сердца отрады?

В поэзии нашей великой
Есть цыганская нота.
И звучит эта нота,
Когда уже жить неохота.

«Странно-туманно.
Расстались нежданно.
На сердце рана,
И жизнь не желанна».

Пока луна не погасла,
На свете будет цыганство:
Песня, обман, лукавство,
Скрипка и постоянство.

Я помню цыгана Игната
В городе Кишиневе.
Он мне играл когда-то
О давней моей любови.

«Странно-туманно.
Вечером рано.
Расстались нежданно,
И на сердце рана!»

Узел моей печали,
Скрипка, стяни потуже…
Ах, если б нянюшки знали,
Как спасать наши души!


Поворожи, цыганка,
На картах погадай,
Ограбь меня до нитки,
Но молодость отдай!

Обобранный до нитки,
Неловкий, молодой,
Поеду я в пролетке
С лошадкою гнедой.

– Скажи-ка мне, извозчик,
Куда меня везешь?
Ведь у меня в кармане
Один несчастный грош.

Извозчик мне ответит:
– Не можешь – не плати.
Ведь сам не знаешь, малый,
Куда тебя везти!

Не молодой, не старый,
Не мертвый, не живой,
Обобранный до нитки,
Я побреду Москвой.

И вдруг – знакомый дворик,
Где сушится белье.
– Привет, мой друг Татьяна,
Пусти меня в жилье.

– Прости меня, мой милый,
Что не могу пустить.
За то, что не любила,
Не можешь мне простить.

Я отойду печальный -
Все вспомнил, все забыл.
– Тебя, мой друг Татьяна,
Так мало я любил!

Забыто – не забыто.
И больно. И светло.
И то, что будет после,
Уже произошло.

«Жизнь сплетает свой сюжет…»

Б<орису> С<луцкому>


Жизнь сплетает свой сюжет.
Но, когда назад посмотришь,
Возникает свежий свет
Далеко – на девять поприщ.

По которым пятерых
Повело июнем ранним.
И нетленный пятерик
Засветился их стараньем.

Сколько крови пролилось,
Сколько дел осуществилось,
Сколько выпало волос
И сердец остановилось!

Но сияет вдалеке
Свежий свет того июня,
Как в предутренней реке
Острый отсвет новолунья.

«Да, мне повезло в этом мире…»


Да, мне повезло в этом мире -
Прийти и обняться с людьми
И быть тамадою на пире
Ума, благородства, любви.

А злобы и хитросплетений
Почти что и не замечать.
И только высоких мгновений
На жизни увидеть печать.

«Мне выпало счастье быть русским поэтом…»


Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.

Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры в походе великом.

Как валенок мерзлый валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.

«Здесь, вдали, неизвестно – кто умер, кто жив…»


Здесь, вдали, неизвестно – кто умер, кто жив.
Просто письма не пишут.
Здесь всегда перед окнами дышит Залив.
А друзья уж не дышат.

Пусть дыханье Залива сольется с моим.
Его ветром объяты,
Вместе с ним океанской слезой утолим
Горечь каждой утраты.

Май 1983 – конец 1983 или начало 1984

«Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть…»

Л<идии> Л<ибединской>



Но сначала хочу поглядеть со скалы над Сигнахи
На долину, где осень кует виноградную медь
И стоят полукружием горы, надвинув папахи.

В Алазанской долине пои меня местным вином,
Я потом буду долго жевать золотую чурчхелу.
Увези меня в Грузию, друг, приведи меня в дом.
Только здесь я сумею отдаться последнему делу.

Только здесь, где однажды запели Шота и Важа,
Только здесь, где стояла препона всевластью ислама,
Только здесь, где судьба доведет меня до рубежа,
Только в Грузии, здесь, и начнется последняя драма.

Пусть я буду дыханием хо́лмов ее освежен.
Пусть я буду объят, опоен ее долей и волей,
Византийскою нежностью тонких грузинских княжон
И медлительным вежеством добрых крестьянских застолий.

Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть.
Здесь, с друзьями, окончится вдруг ощущенье чужбины.
И еще я хочу, и еще я хочу посмотреть
Со Сигнахских высот в глубину Алазанской долины.

Январь – февраль 1984

«Не мешай мне пить вино…»


Не мешай мне пить вино.
В нем таится вдохновенье.
Вдохновенье. А продленья
Нам добиться не дано.

Без вина судьба темна.
Угасает мой светильник.
Смерть – она не собутыльник,
К трезвости зовет она.

Можно ль жить, себя храня,
С чувством самобереженья?
Нет, нельзя среди сраженья
Уберечься от огня!

Ты уж так мне жить позволь,
Чтоб не обращал вниманья
На прерывистость дыханья
И тупую в сердце боль!..

Март 1983

«Не исповедь, не проповедь…»


Не исповедь, не проповедь,
Не музыка успеха -
Желание попробовать,
Как отвечает эхо,

Как наше настоящее
Поет морозной ранью
И как звучит стоящее
За вековою гранью.

«И к чему ни прислушайся – все перепев…»


И к чему ни прислушайся – все перепев.
Да, мой перепел, ты и себя перепел.
Но однажды, от радости оторопев,
Ты особую ноту поставил в пробел.

Ту, неверную, что остальным вопреки…
Но, мой перепел, я тебя не попрекну
Переломом мотива, крушеньем строки,
Несуразицу всю не поставлю в вину.

Пусть та нота – какая-то вовсе не та,
Да, мой перепел, дуй в нее, как стеклодув
А когда не по горлу тебе высота,
Раздери клокотаньем разинутый клюв.

«Я вдаль ушел. Мне было грустно…»


Я вдаль ушел. Мне было грустно.
Любовь ушла. Ушло вино.
И я подумал про искусство:
А вправду – нужно ли оно?

Затем, зачем стремится гений
Познать ненужность бытия,
Ведь все мгновенней и мгновенней
И сокровенней жизнь моя!..

Март 1983

«Знаю: дерево это в июне…»


Знаю: дерево это в июне
Достигает духовных высот.
Как роскошно оно в новолунье,
Как сильны его запах и пот!

Расстилается лунная пажить,
Расплываясь в рассветном дыму.
Молча дерево что-нибудь скажет,
Молча месяц ответит ему.

Друг на друга с улыбкою глянут
И увидят, что скоро рассвет.
И тогда уж пернатые грянут
Уходящему месяцу вслед.

Дуэт для скрипки и альта

М<аше> П<антелеевой>


Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.

И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.

Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
«Тара-тара, тили-тики, -
Думал он. -

Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта».

Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!

Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд, -
Сколько требуется, столько
И отдаст…

Ох, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.

Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.

Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,

За вино и за ошибки -
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Про Ванюшку


Просит Ва́нюшка у мамушки:
– Испеки ты мне шанежки -
Целый пуд.

– А зачем тебе, Ванюшка,
Шанежек
Целый пуд?
– Я шанежки возьму
Да на торг пойду.
Продам я шанежки,
Получу за них денежки.

– А зачем тебе, Ваня, денежки?
– Куплю кафтан ала бархата,
Да сапожки козловые,
Да ружье куплю с насечками.
Как откину у кафтана полу,
Как топну три раза сапожками,
Как начну из ружья палить,
Бояре в городе испужаются,
Слуги боярские поразбегаются.
Заберу я у них казну,
Заберу и себе возьму.
– Ах ты, Ванюшка, глупый Ванюшка.
Бояре-то в городе сильные.
Не дадут тебе казну.
Лучше ты ступай ко сну.

«Чудо – познаваемость вселенной…»


Чудо – познаваемость вселенной
И с природой дивный диалог.
Этот чистый, темный и целебный
Рек, небес, пустынь и моря слог.

Этих гор возвышенные оды,
Пестрые элегии лесов,
Разговор осмысленной Природы,
Примечанья птичьих голосов.

Осторожней принимай признанья
И о тайнах сбивчивый рассказ.
Что-то пусть останется за гранью,
В любопытстве сдерживая нас.

Поздние стихи

Беатриче

Беатриче


Говорят, Беатриче была горожанка,
Некрасивая, толстая, злая.
Но упала любовь на сурового Данта,
Как на камень серьга золотая.

Он ее подобрал. И рассматривал долго.
И смотрел и держал на ладони.
И забрал навсегда. И запел от восторга
О своей некрасивой мадонне.

А она, несмотря на свою неученость,
Вдруг расслышала в кухонном гаме
Тайный зов. И узнала свою обреченность.
И надела набор с жемчугами.

И, свою обреченность почувствовав скромно,
Хорошела, худела, бледнела,
Обрела розоватую матовость, словно
Мертвый жемчуг близ теплого тела.

Он же издали сетовал на безответность
И не знал, озаренный веками,
Каково было ей, обреченной на вечность,
Спорить в лавочках с зеленщиками.

В шумном доме орали драчливые дети,
Слуги бегали, хлопали двери.
Но они были двое. Не нужен был третий
Этой женщине и Алигьери.

Автобусная остановка «Лаури»


У нас с тобой каникулы
В круглогодичной школе
Взаимных обучений.
Кругом леса и выгоны.
Дорога вьется в поле.
Автобус предвечерний.

А остановка «Лаури»
Вдруг может стать Лаурой,
На фоне ровной травки
Возможно в светлой ауре
Среди природы хмурой
Явление Петрарки.

Откуда здесь? В неведенье.
Но где-то за лугами,
Где не подозревают,
«Божественной комедии»
Зловещими кругами
Округа назревает.

Душе в своем различье.
Поэзии божественнной
Две жертвы. Две могилы.
Лаура. Беатриче.

«Ждать не умею! Вмиг! Через минуту…»


Ждать не умею! Вмиг! Через минуту!
Ведь каждый миг я изменяюсь сам.
А нынче мне приснилось почему-то,
Что мы живем по солнечным часам.

А солнца нет. В душе темно, как в штольне.
И циферблат луны туманом скрыт.
И лишь на вильяндиской колокольне
Двенадцатый удар. Звонарь не спит.

«Желанье и совесть – две чаши…»


Желанье и совесть – две чаши
Весов. Если нет равновесья,
Желанья бессовестны наши.
А совесть – сплошное увечье.
И в самоубийственном раже,
Как жуткий пожар чернолесья,
Дымится нутро человечье.

Увижу рассвет за венозным окном,
Пойму, что не надо тягаться со сном.
Теперь уже можно не спать, не дремать,
А лишь ожиданьем себя донимать.

А дождь не стихает и днем.

Сперва буду ждать вдохновенной строки.
Но рифмы трещат, как стропила.
Да! Боги мои обжигают горшки,
А я лишь леплю их уныло.

Потом ожидать начинаю письма.
И жду, чтобы дети восстали от сна.
И чтобы ты кофе сварила.
И чтобы ты заговорила.

Но оба мы ждать начинаем врага.
Ты соль уронила вблизи очага.
Ах, жаль, что солонку разбила!

Сначала его я хотел бы убить.
А после – его я хотел бы забыть.
А после – его я хотел бы любить.
Как мертвого любит могила.
А может быть, даже сильнее стократ.
Но вскоре уже наступает закат.

А дождь все шумит за венозным окном.
И можно утешиться только вином,
А может, ударом булата.
Все ждать, ожидать и опять ожидать,
И ждать, чтобы все повторилось опять.
Чтоб кончилось это когда-то.

Дон Кихот


Так за день устаю от битвы с ветряками
И от фантазии испанской,
Что к вечеру хочу в трактире с мужиками
Стать Санчо Пансой.

Смешной старик, худой, седоволосый,
Молчу. Кому нужна изысканная проза!
Молчу и слушаю. Но вдруг бледнею,
Когда заговорят про Дульцинею,
Про Дульцинею из Тобозо!

Что говорят о ней, о девке с сеновала!
Смешной гидальго, встань, ведь ночь не миновала,
Клюй до утра свое небесное зерно.
А утром вновь пойдешь войной на мнимых чудищ.
Но с Санчо Пансой воевать не будешь.
Да и ему с тобой сразиться не дано.

«Ты подарила мне вину…»


Ты подарила мне вину,
Как крепость старому вину.

Сперва меня давила в чане,
Как кахетинские крестьяне
Тугие грозди Алазани
Жмут, беспощадные к плодам.

Потом меня лишила плоти.
А кровь мою, что изопьете,
Я при застолье вам подам.


В страстях, в которых нет таланта,
Заложено самоубийство
Или убийство. Страсти Данта
Равны ему. Растут ветвисто.

Страсть – вовсе не прообраз адюльтера.
В ней слепота соседствует с прозреньем,
С безмерностью – изысканная мера:
Слиянье Бога со своим твореньем.

В ней вожделенья нет. И плотью в ней не пахнет.
Есть страсть духовная. Все остальное – ложь.
И криворотый образ леди Макбет,
Которая под фартук прячет нож.

«Вот в эту пору листопада…»


Вот в эту пору листопада,
Где ветра кислое вино,
Когда и лишних слез не надо -
В глазницах сада их полно,

Тебя умею пожалеть.
Понять умею. Но доныне
Никто не мог преодолеть
Твоей заботливой гордыни.

Ты и сама над ней не властна,
Как все не властны над судьбой.
А осень гибелью опасна.
И прямо в горло бьет прибой.

«Соври, что любишь! Если ложь…»


Соври, что любишь! Если ложь
Добра, то будь благословенна!
Неужто лучше ржавый нож
И перерезанная вена?

Да! Притворись! Мне правду знать
Невыносимо, невозможно.
Лелей неправды благодать,
Как в колыбели, осторожно.

Завели разговор Совесть, Любовь и Желание. Беседа закончилась ссорой.
Совесть сказала, что она занимает место в каждом.
Любовь сказала: «А меня вечно все ищут!»
Желание расстроилось, но нашло, что ответить: «Люди часто меняют вас на меня!»
Все трое они сидели и не хотели даже смотреть друг на друга.
Совесть попыталась объяснить: «Когда творится добро или совершается зло, я нужна людям! Я как судья. Решение зависит от меня, а значит я главнее вас!»
Любовь отвечала: «Дорогая, каждый мечтает обо мне с рождения до старости. Каждый хочет хотя бы на секунду прикоснуться ко мне. А когда речь идет обо мне, ты уже на втором месте!»
Желание задумалось и сказало: «Вы что, хотите сказать, что я на третьем месте?» И привела пример: «Человек в юном возрасте подчинен только мне. Я причина поисков его половинки. Я занимаю почетное первое место! Он и не обратит внимания на совесть, а когда запутается и назовет меня любовью! В случае успеха мне не будет цены. Я награда для человека! Когда речь идет обо мне, все становятся глухи и слепы. Твоих криков, Совесть, переживаний, ревности никто не слышит! Мой статус - настоящая любовь!
В случае неудачи, будешь виновата ты, дорогая Совесть. Ведь этот человек не услышал тебя, а первая виновата ты, милая любовь! Этот человек будет до конца своей жизни с озлобленностью вспоминать о тебе, как о первом неудачном опыте! В лидерах снова я, стоит появиться новому человеку на горизонте. Скажите, я не права?
Любовь была оскорблена столь жестким отзывом.
« Ты хочешь сказать, что я приношу несчастье?»,-вскрикнула любовь! «Как ты можешь сравнивать меня с собой? Ты всего лишь желание, а я ЛЮБОВЬ! Ты, глупое! Я не только соединяю двух людей, я открываю глаза на мир. Я в детях, в природе, в Боге, в слове Родина! Никто не может заменить меня! Да, я могу принести боль, но это не моя вина, а заслуга юности, которая может перепутать нас с тобой!»
Желание замолчало
Совесть добавила: «Да, Любовь права! Ты, Желание, это еще не Любовь! Да, Желание, это ты можешь сделать людей глухими и слепыми. Это ты не даешь шанса почувствовать многим, что такое вкус настоящей любви. Это ты причина многих разлук и бед. Это из-за тебя брошены дети, которые плачут, ищут и ждут. Это из-за тебя многие люди готовы продаться! Как ты смеешь обижать еще Любовь? Запомни раз и навсегда, что любовь никогда ничего не приносит, кроме счастья!»
Желание осознало, что Любовь права и совесть на ее стороне. Но на лице желания, несмотря на недоумение, промелькнула улыбка!»
«Я вечная, ты со временем стареешь и теряешь значение. Совесть же остается с нами до конца жизни и на том свете говорит всю правду о нас, о наших деяниях», - прошептала Любовь!
Желание на том свете растворяется в воздухе. Получается, что мы с Совестью сестры, а ты чужое!
После услышанного, Желанию стало стыдно, оно почувствовало себя брошенным и подумало: «Любовь и Совесть спутники жизни, а я всего лишь Желание?»
Совесть и Любовь пожалели Желание и сказали: «Ты тоже необходимо! Без тебя никто не смог бы любить друг друга и Совесть бы вечно молчала! Ты первый шаг к поиску счастья!»
Они забыли про все обиды, обнялись и стали жить как прежде!»


Единственная догма - совесть Единственный Бог - внутри. Единственный путь - через совесть во внутрь. ОШО



У всех у нас есть опыт того, что за последнее время, на каком-то этапе нашей жизни, порой очень внезапно, прекращаются наши отношения с кем-то определенным или целыми коллективами. И вроде бы все уже понятно в свете новых знаний, и все же хочется глубже рассмотреть этот процесс.Любые из наших отношений с окружающим миром когда-то начинались на том уровне вибраций, когда мы «совпадали» по всем параметрам. Эти отношения росли и развивались или просто «были» как данность, в семье, например. Отношения могли быть самыми разными: от очень противоречивых - до самых задушевных, существовавших годами, а может быть и целую жизнь или кратковременных.Схем и примеров существующих типов взаимоотношений множество, суть не в этом. Общее в них одно: эти отношения на каком-то этапе нашей жизни вдруг прекращаются, зачастую внезапно, а главное – тихо. Тихо, т.е. не претендуя на выяснение отношений, на «спасение» нас или как-то иначе. Как впрочем, и мы интуитивно ни на что более не претендуем и позволяем этому быть.После, прислушиваясь к себе, отмечаем, что глубоко внутри уже были готовы к этому событию, боялись лишь признаться себе в этом. Отсюда, сам процесс происходит максимально естественно. Конечно, какое-то время на уровне мыслей и чувств у всех участников событий происходит перенастройка – это тоже естественно. Есть общее: события эти стали массовыми и протекают более легко, чем, если бы это происходило в более «старой» энергии.И все же, что происходит с нами? Если мы возьмем за основу концепцию новых энергий и повышающихся вибраций, то сможем рассмотреть этот процесс на энергетическом уровне.На данном этапе нашей эволюции мы вступили в фазу, когда каждый из нас имеет возможность обрести понимание своей Истинной Сути, Жизненной Миссии. Возможно, далеко еще не все четко осознают это или вообще еще не осознают. Неважно, главное, что этот космический призыв мы в какой-то момент «регистрируем» на уровне своей Души и начинаем внутреннюю перенастройку всех наших жизненных программ в соответствии с активированным Истинным Я и духовным предназначением.Пусть еще не все осознают свою Миссию, как некий проявленный результат, важно, что этот процесс в нас активирован и на более глубоких уровнях уже происходит. Полное осознанное воссоединение с сокровенным знанием о себе – это вопрос времени и готовности к этому событию. Готовности Принять Ответственность за Истинное Предназначение Себя.С момента пробуждения внутреннего знания о самих себе и своем предназначении, мы начинаем быстро повышать свои вибрации. Чтение духовной литературы, посещение семинаров, сообществ и т.д. – часть этого процесса. Мы отмечаем, как быстро меняемся сами и все вокруг нас, как расширяется наше и коллективное сознание. Особенно радостно и легко проживать это в кругу единомышленников.Все мы эволюционируем быстро, и даже, если этот процесс протекает у нас с разной скоростью и может периодически приводить к «болезненным» несовпадениям вибраций, мы постепенно выравниваемся и вновь движемся вместе вперед. В этой ситуации результат определяет именно готовность партнеров двигаться дальше, а это получается, если партнеры сохраняют внутреннюю связь «от сердца – к сердцу».Эволюция Души в настоящий момент происходит с колоссальной скоростью и это очень непростой процесс для нас. Дух информирует, что в этом воплощении мы совершаем такой вибрационный сдвиг в своем развитии, который в прежних энергиях смогли бы совершить лишь в течение 5-6 последовательных инкарнаций. Суть эволюции Души состоит в том, чтобы распознать все аспекты себя, проживающие опыт разных Жизненных Уроков, принять их и интегрировать, восстановив свою Целостность.И вот, однажды, мы дорастаем до такого уровня осознания себя, когда в любых своих отношениям сталкивается с определенной дилеммой: следовать за собой или продолжать быть тенью кого-то; развивать свою собственную жизнь или быть частью чьей-то жизни.Мы делим жизненное пространство со многими партнерами, членами семьи. Теперь мы начинаем задумываться: на каких принципах мы развиваем партнерство? На принципах взаимодействия Целостных людей, твердо стоящих на своих ногах или половинчатых, которые пытаются опираться друг на друга и, следовательно, имеющих шансы падать.Что объединяет нас в партнерских отношениях: либо общность жизненных тем, похожесть жизненных уроков, либо противоречия, заключенные в этих жизненных обстоятельствах.В отношениях, построенных на противоречиях, присутствует особый механизм взаимоотношений, но очень значимый для нашего внутреннего развития. На этапах пробуждения и начального осознания себя, механизм противоречий помогает нам через боль, вызываемую этими противоречиями, распознавать свою Истину, обретать Веру в Себя и т.д., и как результат, вступать в свою Силу.Душевная боль – это всегда отзвук, существующей в нас внутренней раны, приобретенной в прошлых воплощениях и ждущей своего момента высвобождения и исцеления. Отсюда, отношения «с противоречиями», которые отражают нам наши неисцеленные аспекты – очень важны для эволюции Души, как внутренний двигатель прогресса. И можно сколько угодно уходить, убегать от данного партнера, «причиняющего» нам боль, пока мы не осознаем свою внутреннюю рану и не высвободим искаженную энергию, мы будем «нуждаться» в подобных отношениях и неосознанно притягивать их вновь и вновь.В отношениях с «противоречиями» мы однажды приходим к пониманию, что не кто-то вовне виновен в наших сложных отношениях, а это наш собственный неисцеленный аспект находит свое отражение в другом человеке. Например, человек с матрицей неверия в собственные силы всегда будет притягивать к себе человека с матрицей очень самоуверенного. Казалось бы, очень уверенный в себе человек – это здорово. Да, здорово, только в данном контексте - эта уверенность лишь маска, созданная искажениями эго, пытающаяся прикрыть такую же неуверенность в себе.
Любая форма неуверенности в себе есть факт непринятия себя, игнорирование многих аспектов себя, которые пытаются достучаться до нашего сердца и сознания всеми способами. И чем более сложные наши отношения с внешним миром, тем большую степень непринятия себя Истинного они отражают нам. В самых упорных случаях непринятия себя, внешний мир «с удовольствием» не принимает нас, что лишь бередит наши внутренние раны. И все это сполна отражает нам нелюбовь к себе, искусственные попытки жить «на периферии себя», но не из собственного центра, не из сердца, соединившегося с Душой.Прожив все стадии «противоречий» и достигнув исцеления, партнеры либо открывают для себя Новый Мир Безусловной Любви как физическую реальность, либо завершают свои отношения, готовые все же вступить в этот мир, только с другим - «потенциальным» партнером.
Изначальная общность жизненных программ, помогает нам рассматривать похожие жизненные обстоятельства не только своими глазами, но и глазами друга. Соединяясь в пары или в большие сообщества, мы опираемся на коллективную силу, т.е. руководствуемся скорее мнением других, чем своим собственным. По мере нашего внутреннего роста, мы постепенно наращиваем Собственную Силу и все менее нуждаемся в опоре на другого человека. Мы начинаем развивать Отношения с Собой.Нам становится комфортно от пребывания наедине с самим собой. В такой фазе развития мы осознаем, что способны получать любые ответы на свои вопросы от собственного Высшего Я, т.е. - не извне, а внутри себя. Отсюда, наши изначально дружеские отношения могут распадаться, так как мы уже не нуждаемся в том, чтобы получать подтверждения своих мыслей и чувств от окружающих партнеров. С этого момента нам более не нужны «зеркала» в лице других людей, которые отражали бы нам наши лучшие стороны, качества, аспекты, усиливающие нашу веру в себя. Или осознаем, что более не желаем быть донором энергии для других, пусть даже любимых Душ, оказывая им скорее «медвежью» услугу, чем дружескую.При этом очень важно понимать для себя, что вся дружеская поддержка, существовавшая в старых энергиях, была уместной для того периода и оказывала нам бесценную помощь на пути нашего становления и обретения себя. Просто теперь парадигмы меняются: мы развиваем Новые Отношения с Собой. Это хорошо, что мы можем встречать вокруг светлые отражения себя, и далее, в процессе нашего развития, подобных отражений будет еще больше, ибо наш внутренний свет усиливается. В этом моменте есть один важный нюанс: теперь мы можем уверенно идти по жизни и не зависеть от того, встретим ли мы в каждый конкретный момент «хорошее» отражение или нет, ибо заведомо в этом не нуждаемся, чтобы поддерживать веру в себя.Начав развивать отношения с самим собой, мы постепенно научаемся видеть свое Истинное отражение в своей Душе, во внутреннем зеркале, поэтому становимся свободными от внешних, пусть даже самых хороших, красивых и истинных отражений.Итак, важный критерий в этом процессе – обретение внутренней свободы, через освобождение от «привязки» к какому бы то ни было мнению, обретение независимости от других энергий.

В процессе развития и становления такого качества как Различение, на любом этапе познания себя мы можем использовать информацию, которую нам отражают другие. Но, в итоге, погружаться на глубинный уровень себя и позволять происходить собственной внутренней работе по анализу полученной информации из всех источников и каналов, результатом которой будет новое отражение себя, как более чистого ясного образа Истинного Я.



Очень важно, позволять такой аналитической работе происходить на уровне сердца, но не ума. Наш разум потом получает с уровня сердца уже переработанную информацию применительно к собственной Душе и истинным жизненным целям. В этом случае через зеркало своей Души мы видим свое Истинное отражение и качество «увиденного» улучшается на каждом новом


этапе.


Что касается наших дружеских отношений, изначально построенных на уровне сердца, то эти отношения сохраняются, возможно, прекращаются на некоторое время, но в свое время вновь восстанавливаются и перерастают на качественно более высокий уровень.


Сердечная связь между Целостными партнерами только развивается, становится крепче, а на физическом уровне мы ощущаем большую свободу и непринужденность в своих взаимоотношениях. Теперь мы также отражаем окружающим их самые прекрасные аспекты и качества Души, с удовольствием видим собственные отражения в их открытых сердцах и сияющих глазах. Только происходит все это из внутренней свободы и желания радостно взаимодействовать и вместе Творить, но не от болезненной потребности получать поддержку, как подтверждения собственной ценности.В данном случае речь не идет об осознанном намерении получать целительскую, дружескую поддержку на каком-либо переходном этапе жизни, этапе познания себя. Речь идет о бессознательных паттернах нашего поведения, которые использовались нами для манипуляции друг другом, потребления энергетического ресурса друг друга, нарушая законы равноценного обмена энергиями.Мы обнаруживаем преимущества, которые дают нам отношения, построенные на новых принципах: теперь такие формы общения и взаимоотношения становятся очень глубокими по сути и емким по времени, что высвобождает нам массу энергии и физического времени для творческого развития Отношений с Собой и развития своей собственной жизни.



У партнеров, построивших отношения из своей внутренней Целостности, развивается качественно другая жизнь.


Союз таких Душ порождает совместную энергию более высокого порядка, что открывает для всех партнеров новые горизонты Творения. Это всегда энергия радостного и любящего взаимодействия.Порой достаточно только понять и принять эти принципы бытия на своем Пути, чтобы навсегда развернуться в сторону своего сердца, лицом к Истинному Себе. Это и есть тот самый долгожданный момент Встречи с Собой, сопровождающийся алхимической трансформацией и воссоединением в своей Целостности.


И это действительно так! На появление каждой мысли есть волеизъявление Творца. И по глубинной сути туда заложена энергия для воплощения явившейся мысли, ее возможного раскрытия и проявление во всех мерностях бытия. Мастерство творения реальности заключено в осознанной концентрации и фиксации вектора намерения на той, или иной мысли. И остается самая малость, воспользоваться свободой выбора, сохраняя свою целостность, послушать камертон "не навреди" и выбрать эту мысль./М.Полякова/

М.Полякова http://www.proza.ru/2012/01/22/2018

Покой в любви http://www.stihi.ru/2011/07/03/7078

Марина Полякова Орлица ЧАША ГРААЛЯ С НЕКТАРОМ ЛЮБВИ глава: Инсайт Димиурга - полет аватара


ПОКОЙ В ЛЮБВИ

Опять разверзлись небеса. Ночь кончилась и утро.

Рано.

Что Любишь ты меня, сказал… единственный, родной, желанный.

И я прислушалась к душе. Каким откликнется порывом? Иначе запоет уже? Иль прежним радостным мотивом Раздастся в сердце счастья трель? Запрыгает внутри, взорвется?

Душа, Господня колыбель опять для мира распахнется От слов коротких о Любви?…


Сегодня радость не такая… Да, щебетали соловьи, ты снова что-то пел, не знаю… Но… на душе большой волной сегодня океан разлился,

А в глубине его покой своим величием искрился.

А в глубине моей души от слов Любви твоих, столь нежных Разверзлась тишина…в тиши…как тот же океан, - безбрежна.

Любовь…бываешь ураган! Игра планет на небосводе,


Как огнедышащий вулкан, сильна огнем в своей природе.



Азартный вихрь страстей шальных в сердцах, бывает, возбуждаешь…

Но шторм проходит, штиль притих…тогда ты умиротворяешь. Любовь бывает и такой. И величавой и достойной, Глубинный привнося покой…да, останавливает войны,

Да, останавливает мысль своим величием безмерным.

И обрекает всех на…жизнь!!! Осознанно, закономерно.


Покой в Любви! Вот это да! Предположить и не мечтала.

Но это же награда, да, Я заслужила! Доказала,

Что я достойна, на конец. Спокойно радоваться счастью, Биенью ровному сердец и в унисон, без бури страсти.

А с теплой нежностью одной и с чуткостью очарованья, Какую, дарит лишь покой глубин Любви и Мирозданья.


И тонкий полог бытия как будто невесом и зыбок,

И исчезает Эго, Я, и ум становится так гибок,

И замолкает на конец. Весь мир так легок и прозрачен…

И улыбаясь, Бог – отец за нас решает все задачи……



Как выразить на сердце счастье, какое обрела с тобой? Когда Любовь своею властью вдруг поманила за собой Мою мечтающую душу, вместившую Любовь времен…

Ты перед Богом стал мне мужем и нежно так в меня влюблен.


Как выразить покой безмерный, который в сердце вдруг расцвел?

Он для Любви закономерный, из глубины Любви пришел.


Как выразить на сердце радость, что обласкала душу мне? Вернула силы прежней, младость, и воцарилась в глубине

Души, от счастья благодарной всем небесам и всем Богам За жизни миг, такой шикарный: Любовь, дарованную нам.

Основные моменты предыдущего урока:

1. Бог имеет 1 цель: при любых, хороших или плохих обстоятельствах люди будут любить Его.
2. 2 цель: чтобы смотрели на свои нечистоты глазами Божьими, что приводит к смирению.
3. 3 цель: чтобы обстоятельства не влияли на поведение и решения людей, и характер формировался Словом Божьим, а не обстоятельствами или желанием людей.
4. 4 цель: укрепить силу воли людей, чтобы поступали по духу, а не по эмоциям.
5. 5 цель: Бог взращивает христианина духовно сначала через эмоциональную чувствительность, когда человек ощущает Его присутствие эмоционально (душевная жизнь), потом убирает прикосновение к эмоциям, чтобы человек мог духом и волей иметь то, что раньше чувствовал эмоциями.
6. Исполнение воли Божьей НЕ ДОЛЖНО ОСНОВАВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ЭМОЦИЯХ.
7. Кто не умеет покорять свои чувства, тот не сможет одолеть обстоятельства.
8. Человек может не выполнить волю Божью из-за послушания своим эмоциям, а не интуиции духа.
9. Чувство действительно даровано человеку, чтобы почувствовать любовь Божию и Его присутствие; но если его любовь основана только на эмоциях, то человек любит не Бога, а приятное состояние своих чувств.
10. Эмоциональное поклонение показывает, что мы уважаем Божий дар больше, чем Бога дарующего этот дар!
11. Бог отнимает радостное чувство и позволяет страдать, чтобы они познали удовольствие в Нем Самом.
12. Сатана может легко подделать ощущения, приходящие от Бога.
13. Люди часто принимают сверхъестественное чувство за силу Духа Святого: радость и печаль, видения, сны, голоса, и даже выразительные чудные ощущения. Они не способны признать, что это все чаще всего бывает подделка злого духа.
14. Бог ведет духовно сильного человека чувствами ОЧЕНЬ РЕДКО, т.к. сатане легко подделать этот тип духовного руководства.

СОВЕСТЬ.
Сущность совести и где она находится.

Традиционно считается, что совесть человека находится в его духе.

Так ли это?

Надо обратить внимание, что во всей Библии слово «совесть» встречается только в Новом Завете, написанном в оригинале на греческом языке.

Интересен этимологический разбор слова «совесть».

Слово "совесть" (греч. ;;;;;;;;;;, лат. conscientia, франц. conscience, немец. Gewissen – от глаголов;;;;, scio и wissen).

Во всех европейских языках, древних и новых, слово «соВЕСТЬ» слагается из общей приставки со (;;;, con и ge), указывающей на совместность действия, и корня от глагола, означающего понятие ВЕСТЬ, ВЕДЕНИЕ или ЗНАНИЕ.

====
! Совесть - это такое знание, которое является ОБЩИМ для разных людей, т.е. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ или ЗАКОН, одинаковый для всех.
===

Совесть осуждает человека, значит, она различает добро и зло, т.е. в совести ЗАПИСАН ЗАКОН, которому следует душа человека.

Куда Бог вкладывает Свой Закон? – в СОВЕСТЬ.


! Совесть – это область в человеке, куда записан ЗАКОН образа жизни человека.
==================================================

Почему совесть вложена в душу человека, а не в дух?

Потому что так говорит Слово Божье.

В тексте Писания в некоторых местах, судя по контексту, вместо слова «совесть» написано слово «сердце», имеющее значение в первоисточнике «душа»:

1Иоан.3:20 ибо если сердце наше ОСУЖДАЕТ нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все <осуждает только совесть, т.е. получаем равенство: совесть = сердце (слово «сердце» (kardi/a) в первоисточнике имеет значение "душа")>.

Слово «сердце» (kardi/a) в первоисточнике имеет значения:

1 . физический орган; 2 . источник всего в человеке: мыслей, воли, желаний, чувств и страстей; перен. сердцевина, центр;

Смысловое значение контекста говорит о том, что речь идет не о физическом органе (сердце), а о «источнике» для мыслей, воли, желаний, чувств. Другими словами речь идет о духовном ИСТОЧНИКЕ в душе человека, т.е. о ДУШЕВНОМ источнике информации для РАЗУМА, Поэтому СОВЕСТЬ находится в сердце (в ДУШЕ) человека, а не в духе.

1Иоан.3:21 ...если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу

Осуждает только совесть, т.е. получаем равенство: совесть = сердце (слово «сердце» (kardi/a) или душа по контексту означает совесть, находящуюся в ДУШЕ, а не в духе).

Именно совесть верующего одобряет праведность и укоряет греховные действия, когда мы отходим от славы Божьей.

Прежде чем мы начали что-то делать, совесть начнет осуждать или одобрять наши стремления в соответствии с тем, какой закон записан в нее – это, по сути, наш образ жизни. В Библейской символике: ветхий человек – людское миропонимание, или новый человек – Божье мировоззрение:

Еф.4:
22 отложить прежний ОБРАЗ ЖИЗНИ ветхого человека <нужно удалить из совести человеческие привычки>,
истлевающего в обольстительных похотях <эти законы разрешают властвовать похоти и формируют «внутреннее законодательство человека»: «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», 1Иоан.2:16 >,
23 а обновиться духом ума вашего <здесь в контексте слово «ума» имеет смысл именно СОВЕСТИ, а не разума; слово "ума" имеет значение: ум, разум, интеллект, мышление, ОБРАЗ МЫСЛЕЙ, мнение, замысел, намерение; поэтому нужно обновить душу «внутреннее законодательство человека» (СОВЕСТЬ) ДУХОВНЫМ законодательством в соответствии со Словом Божьим и откровениями от Духа Святого. т.е. "обновиться духом">
24 и облечься в нового человека <записать и утвердить в совести новое духовное законодательство, и, самое главное, научиться жить по новому Божьему законодательству – это процесс>,
созданного по Богу, в праведности и святости истины <это новое законодательство основано на ИСТИНЕ и СОЗДАНО в соответствии с Божьей Конституции Небесного Царства; это законодательство будет формировать новый ОБРАЗ ЖИЗНИ праведного и святого человека>.

Так же действовали и ветхозаветные люди на основании «записанного» в совесть Закона Божьего:

Исх.35:21 И приходили все, которых ВЛЕКЛО к тому сердце <влекла и призывала СОВЕСТЬ, которая в сердце-душе>,
и все, которых располагал дух <а вот давал информацию Бог через ИНТУИЦИЮ духа, т.е. связь с Богом>,
и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд;

Пророчество для новозаветных людей, говорящее об изменении образа жизни в соответствии со Словом Божьим:

Иер.31:33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его <здесь слово «сердце» в первоисточнике переводится: сердце, ум, разум; сердце в евр. языке включает всего внутреннего человека: разум, волю, мысли, желания, эмоции, т.е. это ДУША; значит, совесть (внутреннее законодательство человека) находится в душе, т.к. законы записываются в совесть>
и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Рим.2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их <закон записывается всегда в совесть, которая, как мы видим, находится в сердце (слово «сердце»: kardi/a – душа)>,
то обвиняющие, то оправдывающие одна другую

Евр.10:16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях <разум - это душа> их напишу их…

Евр.8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли <разум - это душа> их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

==============================================
! Закон записан в сердце-душе, в его центре, т.е. в совести. Поэтому совесть находится в душе человека, а не в духе.
==============================================

Еще приведём доказательство, почему совесть вложена в душу человека, а не в дух.

Слово совесть в буквальном переводе с греческого языка, по своей общей и основной психологической форме, означает не что иное, как СОЗНАНИЕ (душа), а не ПОДСОЗНАНИЕ (дух):

Слово «сознание» в переводе с греческого:
sunei/dhsiv 1. сознание; 2. совесть (т.е. сознание и совесть – это одно и тоже слово).

Сознание - это и есть душа человека. Тесная связь совести с сознанием усматривается и в том, что во многих языках (напр. ГРЕЧЕСКОМ, на котором написан Новый Завет, латинском, французском и др.) употребляется одно и то же слово, как для обозначения понятия "сознание", так и для обозначения - "совесть".

==============================================
! Совесть = сознание (совесть – это часть души).
==============================================

Совесть сопоставляется всегда с чертой характера души, которая способна различать добро и зло:

1Тим.1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры <добрая совесть напрямую связана с сердцем, черта характера - доброта, а характер – это функция души>,

1Пет.3:21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа <обещание доброй совести или обещание жить СВЯТО, т.е. изменить образ жизни души и стараться производить только добро>,

По всем оценкам и исследованиям данного вопроса совесть однозначно находится в душе, а не в духе.

==============================================
! Совесть – это часть души, а не духа человека, способная различать добро и зло.
==============================================

Совесть меняет образ жизни.

Выше мы выяснили, что совесть – это некая область в душе человека, куда записан ЗАКОН образа жизни. Значит, образ жизни зависит от ЗАКОНА, который записан в совесть, которая начинает диктовать людям правила жизни. Поэтому образ жизни человека может меняться в зависимости от ЗАКОНА, записанного в совесть.

Под воздействием Слова Божьего происходит «очищение» или ИЗМЕНЕНИЕ сердца (совести в душе):

Матф.23:
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда <видимые внешне действия, одежда, показное смирение>,
между тем как внутри они полны хищения и неправды <в совести записано много НЕПРАВДЫ, т.е. сатанинский образ жизни - ЛОЖЬ>.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда <убери из совести утвердившийся образ жизни нечестивого мира, это можно ИЗМЕНИТЬ>,
чтобы чиста была и внешность их <тогда и внешне отобразится святой образ жизни, ИЗМЕНИТСЯ совесть или станет более святой>.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми <видимые внешне действия>,
а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты <совесть нечиста>;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными <показное смирение>,
а внутри исполнены лицемерия и беззакония <в совести записаны беззакония – мирской образ жизни или «ветхий человек»>.

В Новом Завете Бог обещал вложить в сердца людей (в совесть) Свой Закон. Поэтому Он изменяет образ жизни людей через дарованного нам Духа Святого, который записывает через откровения в нашу совесть Новую Конституцию Царства Божьего, принесенную на землю Христом:

Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам <новый ОБРАЗ ЖИЗНИ в соответствии с Конституцией Неба>.

Святой Дух освещает совесть человека светом Божьего закона:

Иоан.16:8 и Он, придя, ОБЛИЧИТ МИР о грехе и о правде и о суде <новое Небесное законодательство и судопроизводство Царства Божьего, Дух Святой знает все требования, поэтому будет обличать человека, записав в совесть закон Неба,который не совпадает с мирским образом жизни>.

Если грешник, будучи обличен в своих грехах и услышав Евангелие Божьей благодати, хочет принять Евангелие верою, то он увидит, как драгоценная Кровь Господа Иисуса Христа смоет все обвинения с его совести:

Деян.15:
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам <приняв Христа, человек рождается свыше и получает дар Духа Святого, Который начнет работать с совестью человека>;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, ВЕРОЮ ОЧИСТИВ сердца их <в первоисточнике слово «сердце» - kardi/a, т.е. душа, которая может очищаться верою в Бога, веруя в благие законы Божьи, эти законы по мере их познания записываются и утверждаются в совести>.

Когда совесть осуждает рожденного свыше - это значит, что он осуждаем Богом. Разве святость Божья имеет меньший стандарт, нежели наша совесть? Если совесть настаивает на том, что мы не правы, то мы на самом деле не правы в глазах Бога:

Иак.4:8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; ОЧИСТИТЕ руки, грешники, ИСПРАВЬТЕ СЕРДЦА … <в первоисточнике слово «исправьте» (a;gni/zw) имеет значение: очищать. ОСВЯЩАТЬ, т.е. нужно ИСПРАВЛЯТЬ сердце или очищать совесть>

Нельзя противиться совести и продолжать делать ей наперекор, наоборот, нужно прислушаться и подчиниться требованиям совести. Тогда человек начнет духовно расти и образ жизни начнет меняться в сторону святости («облечься в нового человека», Еф.4:24):

1Кор.5:7 Итак очистите старую закваску <«закваска» - это образ жизни, записанный в совести; он может быть святым или нечестивым; удалите из совести старый нечестивый образ жизни>,
чтобы быть вам новым тестом <чтобы стать новым Божьим творением (тестом, из которого Бог "вылепляет" новое), и поступать по новому законодательству Небес, в соответствии со Словом Божьим>,
так как вы бесквасны <т.е. став новым творением, освящены, имеете святость и закон Божий, записанный в совести>,
ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас <ибо Христос умер за нас, чтобы мы стали святыми и дела были тоже святыми>.

Совесть рожденного свыше человека постепенно меняется в сторону святости, меняются и мысли, тогда меняются и желания души: жить свято. А жизнь состоит из дел. Хорошие и святые желания приводят к святым делам:

Лук.6:45 Добрый человек из доброго СОКРОВИЩА сердца своего <из совести> выносит доброе <совесть – это СОКРОВИЩНИЦА сердца, т.е. ДУШИ человека, если там записаны добрые законы, то человек делает и добрые дела>,
а злой человек из злого СОКРОВИЩА сердца своего <из совести> выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его <это касается и слов, которые он произносит на людей, добрый говорит слова поддержки, злой – ругательства; человек должен прислушиваться к голосу совести – какие слова, такой и закон записан в его совести>.

Тогда и дела становятся добрыми и святыми:

Евр.9:14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит СОВЕСТЬ нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному <образ жизни, записанный в совести, мотивирует людей совершать определенные дела, нечестивый образ жизни – мертвые дела; святой образ жизни – служение Богу и людям>

Нечестивые люди НЕ ЖЕЛАЮТ ПОДЧИНЯТЬСЯ Богу или ЖИТЬ по Его Слову, но настаивают на том, что они сейчас делают также хорошие и нужные дела по СВОЕМУ разумению, словно это открыл им Бог. Они считают, что поступают даже лучше, имеют обширный кругозор, более полезны обществу, имеют более ощутимое влияние на людей. Люди мирского образа жизни крайне уважают такого рода дела, даже не подозревая, что без послушания Богу – это все пыль, дела, которые сгорят, и не будут иметь НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ в духовном мире:

2Пет.3:10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят <все земные дела, соделанные без Бога, на Небесах не зачтутся даже рожденным свыше, что же говорить о не рожденных свыше верующих или атеистах, являющихся мертвыми для Бога -

Большинство дел на земле Бог вообще не рассматривает как духовные. Он не смотрит ни на эффективность или уровень, и не на количество дел, а на суть желаний человека в плане послушания и подчинения Ему. И как бы ни было прекрасно намерение людей, оно не может достигнуть сердца Бога, если отвергнуто или проигнорировано откровение от Духа Святого в духе человека:

Откр.22:11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится <делая нечистые дела СОВЕСТЬ еще более оскверняется, т.е. нечестивый образ жизни укрепляется в совести, которая ПОСТЕПЕННО ПЕРЕСТАЕТ ОСУЖДАТЬ греховную жизнь, вплоть до понимания, что нечестие – это нормально, так и надо жить, ведь ВСЕ ТАК ЖИВУТ...>;
праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще <делая святые дела по воле Божьей и Слову Божьему СОВЕСТЬ постепенно еще более освящается и человек более и более укрепляется в Боге, становясь верным Ему, что очень радует Отца>.

Совесть не требует служить Богу каким-либо эффективным способом, но она просто настаивает на нашей покорности Христу. В хождении по духу мы должны слушать указания совести. Не пытайтесь уйти от какого-либо внутреннего осуждения, а,наоборот, будьте внимательны к нему, потому что воля Бога направлена на наш духовный рост через позывы совести:

1Фесс.4:
3 Ибо ВОЛЯ Божия есть освящение ваше <изменение законодательства в СОВЕСТИ в сторону СВЯТОСТИ>,
чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести <воля Бога состоит в том, чтобы люди очищали свою СОВЕСТЬ и явили святой образ жизни через свои дела>

Даете ли вы совести право проанализировать каждый из ваших грехов? Позволяете ли ей исследовать ваше реальное состояние? Хотите ли дать ей показать себе, как на нас смотрит Бог?

Если мы не желаем считаться с сигналами очищенной покаянием совести, то это говорит о том, что в нашей жизни не все отдано на крест (см. статью "Для чего и как нести свой крест?" - ). И мы не полностью покорены Богу, и не всецело следуете за Духом Святым, прислушиваясь к интуиции нашего духа. Это препятствует нам иметь совершенные взаимоотношения с Богом:

1Тим.4:
4 Ибо всякое ТВОРЕНИЕ Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою <творение, душа освящается Словом Божьим и при чтении Писания, законы Божьи записываются в совесть>.

===============================================
! Совесть, в отличие от духа человека, может постепенно ИЗМЕНЯТЬСЯ и ОЧИЩАТЬСЯ Словом Божьим или ОСКВЕРНЯТЬСЯ мирским нечестивым образом жизни, который от сатаны.
===============================================

===============================================
! Совесть – это часть человеческой души, в которую записан нравственный закон образа жизни, признанный душою и обличающий изнутри поступки человека, одобряя или осуждая его; этот закон говорит ему, что правильно (добро) и что неправильно (зло) (см. статью "Дерево познания добра и зла" - ).
===============================================


Для внеклассного чтения.

Определение совести в разных источниках.

Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/):
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести» то есть связывает воедино разум и эмоции
Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. Это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков.

Библейский словарь:
совесть – это непосредственное ощущение человеческой души ее отношения к тому нравственному закону, который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека, одобряя или осуждая его; отношение к тому закону, который говорит ему, что правильно и что неправильно.

Совесть `Современный толковый словарь`
Совесть понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть `Большой энциклопедический словарь`
СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть `Толковый словарь Ушакова`
совести, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной и за свое поведение…

Совесть `Толковый словарь Даля`
ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Совесть `Большая Советская энциклопедия`
Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку (См. Самооценка) совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживании (например, «угрызений С.»). В идеалистической этике С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку нравственного чувства и т.п. Марксистско-ленинская этика обосновывает общественно-исторический характер С. См. также Мораль, Этика.

Православный энциклопедический словарь
Совесть - врожденное Богом данное нравственное чутье <нравственность – это хараутеристика души>, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.

Совесть `Исторический словарь`
-нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих соб¬ственных поступков и побуждений (Рим 2.15). Совесть не есть голос Божий, как думают некоторые. Совесть человека есть его отношение к известным ему Божественным законам и она может быть сожженной и порочной (1Тим 4.2; Евр 10.22) и человек должен прилагать усилие, чтобы хранить ее чистой (1Пет 3.16,21). Слово «совесть» не встречается в Ветхом Завете.
Большинство источников определяют, что совесть – это часть души.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Предыдущий: Урок 15. Дух, душа и тело. Душа 8 ч. Эмоции

Следующий: Урок 17. Дух, душа и тело. Душа 10 ч. Совесть

Основные моменты:

1. Во всей Библии слово «совесть» встречается только в Новом Завете.
2. Следовательно, совесть – это некая область в человеке, куда записан ЗАКОН образа жизни человека.
3. Закон записан в сердце-душе, в его центре, т.е. в совести. Поэтому совесть находится в душе человека, а не в духе.
4. Совесть = сознание (совесть = душа).
5. Совесть – это часть души, а не духа человека, способная различать добро и зло.
6. Образ жизни человека может меняться в зависимости от ЗАКОНА, записанного в совесть.
7. Святой Дух освещает совесть человека светом Божьего закона.
8. Человек начнет духовно расти и образ жизни начнет меняться в сторону святости, если он прислушается к совести.
9. Совесть рожденного свыше человека постепенно меняется в сторону святости, меняются и мысли, тогда меняются и желания души: жить свято.
10. И как бы ни было прекрасно намерение людей, оно не может достигнуть сердца Бога, если отвергнуто или проигнорировано откровение от Духа Святого.
11. Совесть не требует служить Богу каким-либо эффективным способом, но она просто настаивает на нашей покорности Христу.
12. Если мы не желаем считаться с сигналами совести, то это говорит о том, что в нашей жизни не все отдано на крест. И мы не полностью покорены Богу.
13. Совесть, в отличие от духа, может постепенно ИЗМЕНЯТЬСЯ и ОЧИЩАТЬСЯ Словом Божьим или ОСКВЕРНЯТЬСЯ мирским нечестивым образом жизни, который от сатаны.
14. Совесть – это часть человеческой души, в которую записан нравственный закон образа жизни, признанный ею и обличающий изнутри поступки человека, одобряя или осуждая его; говорящий ему, что правильно (добро) и что неправильно (зло).

Для чего и как нести свой крест? -

Дерево познания добра и зла -

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.