Что карта по окружающему миру. Географическая карта. Учимся читать карту. Что мы узнали

На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

Слайд 2

Глобус

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

Приведите доказательства шарообразности Земли.

  • Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его поверхности изображены материки и острова, океаны и моря Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.
  • Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб.
  • Слайд 3

    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.
    • Определите масштаб учебного глобуса.
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Новосибирска
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до экватора
  • Слайд 4

    Размеры Земли

    Расстояние от центра Земли экватора составляет 6378 км, а от центра до полюсов меня на 22 км и равно 6356 км. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет. - 22 км

    • Средний радиус земли – 6371 км
    • Общая площадь планеты – 510 млн км²
  • Слайд 5

    Географическая карта

    Он на листок бумаги похож,

    Нашей Земли очень умный чертеж.

    Горы, равнины, моря, океаны,

    И города есть на карте, и страны...

    Слайд 6

    Искажения на географической карте

    На каких частях карты изображения имеют наибольшие искажения?

    Слайд 7

    Виды проекций

    Построение

    Цилиндрической (1),

    Конической (2)

    Азимутальных (3)проекций

    Какой материк на карте полушарий имеет наибольшие искажения?

    Слайд 8

    Сходства и различия плана и карты

    Сравните в атласе план местности и физическую карте полушарий.

    Определите черты сходства и различия на плане местности и на карте.

    • Условные знаки
    • Условные знаки
    • Масштаб
    • Масштаб
    • Внемасштабные знаки

    Какую информацию вы можете получить о реках по плану и по карте?

    Географическая карта- уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

    Слайд 9

    Виды карт

    • Охарактеризуйте карты атласа
    • Физическая карта полушарий
    • Физическая карта России
    • Политическая карта мира
    • Карта океанов
    • Контурные карты
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
  • Урок окружающего мира в 3 классе

    по теме «Географическая карта»

    Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

    Задачи урока:

    1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
    2. Формирование начальных умений работы с картой.
    3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
    4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

    Планируемые результаты

    • Предметные : уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
    • Метапредметные :
    • Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
    • Регулятивные:

    Рефлексивные умения : осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

    Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

    • Познавательные:

    Общеучебные действия : умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста.

    Логические действия : умение строить логическую цепь рассуждений.

    • Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

    Тип урока : урок овладения новыми знаниями, умениями

    Форма проведения урока : коллективная, работа в парах

    Методы обучения : словесные, наглядные, практические

    Оборудование и наглядные пособия : учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, разноуровневые карточки.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается: мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно».

    Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

    1. Актуализация знаний

    На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

    Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

    Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1

    1. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

    На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

    Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

    Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

    (Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

    Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

    Как же быть? Что нам может помочь?

    Попробуйте отгадать загадку:

    Моря есть – плавать нельзя,

    Дороги есть – ездить нельзя,

    Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)

    Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

    1. Изучение нового материала

    Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» - земля, «графио» - пишу). А что такое географическая карта?

    Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)

    Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)

    Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

    1. Физминутка

    К морю Чёрному спустились

    Наклонились и умылись.

    1,2,3,4

    Вот так славно освежились.

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брас.

    Один, другой – это кроль.

    Все как один – плывём как дельфин.

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой.

    1. Знакомство и работа с картой полушарий

    Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

    Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

    Работа с учебником на с. 20 – 21

    Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).

    В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

    Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

    На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

    Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

    1. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9

    Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

    (Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

    Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

    Задание 9 . Работа с контурной картой полушарий.

    На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

    1. Итог урока

    Какие задачи мы ставили в начале урока?

    Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

    1. Домашнее задание

    Подготовить сообщения о разнообразии карт, используя информацию хрестоматии по окружающему миру с. ________ и информацию дополнительных источников.

    Приложение 1

    Разноуровневые карточки

    Карточка № 1 (для слабого ученика)

    1. Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
    1. Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

    _____________________________________________________________

    Карточка № 2 (для среднего ученика)

    1. Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

    ____________________________________________________________

    1. Угадайте материки.
    • Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
    • И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
    • А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

    _______________________________________________________

    Карточка № 3 (для сильного ученика)

    1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
    2. Самая большая параллель Земли_________________________________
    3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
    4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
    5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
    6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_____________________________________________________

    1. Допиши определение.

    Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

    2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.

    Чтобы уметь найти на карте объект, который тебя интересует, и проложить к нему маршрут.

    1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

    Север на карте вверху, юг - внизу, запад - слева, восток - справа.

    2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

    Найдите на карте в учебнике водные объекты, равнины, горы.

    3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

    Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): работа выполнена, цель достигнута

    Презентация : сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

    4. Карта - богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.

    Вариант 1. Допиши названия.

    • Северный Ледовитый океан
    • Восточно-Европейская равнина
    • Баренцево море
    • Уральские горы
    • Западно-Сибирская равнина
    • Чёрное море
    • Кавказские горы
    • Охотское море
    • Тихий океан

    Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.

    а) Дон, Обь, Лена, Индигирка - это реки
    б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград - это города

    Вариант 3. Приведи примеры (2-3 в каждом пункте).

    а) Острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин
    б) Полуострова: Камчатка, Таймыр, Кольский полуостров

    Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).

    Острова полностью окружены водой, а полуострова имеют соединение с «большой» землёй.

    Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.

    Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород