Древняя история даргинцев и его происхождения. Даргинцы - забытые истории. Отрывок, характеризующий Даргинцы

Даргинцы живут в срединной части Дагестана. Значение их самоназвания не вполне ясно. По одной из версий, «дарго», или «даргва» - это территориальное объединение группы соседних «газиев» («борцов за веру»), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира. По другой - этноним «даргинцы» происходит от «дарг» - внутренность, в противоположность внешнему. В массовом сознании народа Дарго понимается как «сердцевина даргинской земли». Стало быть, предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель. Высказывалось также мнение, что «дарго» является формой «дугри» - термина тюркского происхождения и означает «справедливый», «прямой», «ровный».

Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке - в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса «Libellus de notia orbis» («Книга познания мира», 1404). Их этнос сформировался на узле торговых дорог, связующих Нагорный Дагестан с внешним миром. Наверное, поэтому даргинцы - самые торговые и мастеровые среди дагестанцев. Первичными корпорациями здесь стали не военные отряды, а мастерские, которые постепенно подчинили своим интересам окружающее население. В этом смысле Даргинстан очень похож на средневековый Новгород.

Расселение даргинцев на Кавказе


Территория даргинцев обозначена голубым цветом (красным - их диалектные группы)

Для даргинцев был характерен конфедеративный принцип организации. Можно сказать, что именно они первые сформулировали идею единства Дагестана в том виде, в котором он существует теперь - конфедерация больших и малых народов.


Селение Чирах

Общины даргинцев управлялись кадиями - представителями мусульманского духовенства, появившегося в Дагестане еще в начале VIII века, после похода арабского полководца Абумуслима (Масламы). Но подлинное возвышение власти кадиев наступило после того, как в 1396 г. в Горный Дагестан вторглись полчища Тимура. Особенно жестоко Тимур расправлялся с народами, не исповедовавшими ислам. По сообщению Шереф ад-дина Йезди и другого историографа, Тимура Низам ад-дина Шами, кровавая расправа была учинена войсками Тимура в Ушкудже. После его взятия завоеватели «всех тех неверных убили… из убитых сделали холмы и опустошили их область». Разграбив и разрушив Ушкудже, Тимур уничтожил и всех светских и религиозных (христианских) деятелей, выступивших против него. Зато мусульманских кадиев он возвысил, а в селении Акуша утвердил что-то вроде патриаршего престола, который должен был способствовать утверждению ислама. Отныне акушинский кадий сделался духовным, светским и военным главой Даргинстана. Власть его была наследственной, а личность считалась священной. Во время отправления им своих обязанностей простым людям не разрешалось даже смотреть в его сторону.

Кадии имелись также во всех даргинских союзах и в крупных обществах. Кадий главного селения всегда был и кадием своего союза и ему подчинялись кадии джамаатов, входивших в данный союз. Избирался кадий из числа лиц, известных своею ученостью, знанием Корана и хорошей нравственностью.

Русско-дагестанские связи развивались с XVI столетия. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав Российской империи.
В годы Кавказской войны даргинцы официально держали вооруженный нейтралитет, дружественный по отношению к Шамилю, но в состав имамата не входили, а в борьбе против русской армии участвовали только добровольцы. Причиной тому было близкое соседство Даргинстана с занятой русскими войсками равниной, откуда к горцам поступал хлеб, и где находились тучные пастбища. Зато в восстании 1877 года даргинцы приняли самое активное участие, так как их надежды на привилегированное положение в Российской империи не оправдались.


Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

В Гражданскую войну даргинцы первыми в Дагестане выступили на стороне большевиков, сумев нанести поражение казачьим частям Деникинской армии. Подлинное боевое братство с русским народом у даргинцев сложилось лишь в годы Великой Отечественной войны. Даргинстан оплатил нашу общую Победу жизнями 25 тысяч своих сыновей.

Даргинец Абдурахманов Зульпукар Зульпукарович родился в 1924 году.
В 1942 году ушел на фронт. Боевую закалку получил в боях под Сталинградом.
Окончил курсы младших лейтенантов.
Был дважды ранен.
27 августа 1944 года в бою за овладение деревней Орак в Молдавии его взвод
взял в плен 150 солдат и офицеров противника. В бою за деревню Орак Абдурахманов
лично уничтожил 30 фашистов, 36 захватил в плен.
3-4 октября 1944 года на болгаро-югославской границе, в боях за господствующую высоту № 499
Абдурахманов гранатами уничтожил две пулеметные точки с их расчетами.
В ноябре 1944 года в боях за село Драж группа Абдурахманова, отражая контратаки,
уничтожила до сорока вражеских солдат и офицеров.
Сражаясь за селение Драж, лейтенант Абдурахманов - командир взвода 32-го стрелкового полка -
все время находился в первых рядах наступающих и лично уничтожил из автомата 12 немецких солдат.
22 ноября 1944 года Абдурахманов, выполняя поставленную перед взводом задачу
по освобождению села Гайич, геройски погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования
и проявленные мужество и героизм Абдурахманову Зульпукару Зульпукаровичу
присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако антироссийские настроения здесь никуда не исчезли. В первой половине 1990-х гг. некоторые даргинские селения попали под влияние ваххабитов. Наибольшую поддержку они получали в так называемой Кадарской зоне в селах Каранахи, Чабаннахи, Кадар, жители которых в 1998 г. объявили себя «отдельной исламской территорией, независимой от республиканских властей». Но уже в следующем году российский суверенитет на этих территориях был восстановлен.

Будучи вторым народом по численности после аварцев (около 400 тысяч душ), даргинцы еще недавно являлись первым по значимости этносом Дагестана. Составляя всего 16% общего населения республики, даргинцы с 1990 по 2006 годы, по сути, являлись правящим кланом, поскольку пост президента Дагестана в это время занимал их земляк Магомедали Магомедов. Тем не менее неблагоприятная экономическая обстановка гнала даргинцев за пределы республики. Сегодня около 100 тысяч даргинцев проживают в других регионах России, и, к сожалению, нередко оказываются замешанными в межэтнических


***
Впрочем, у себя на родине даргинцы, как любой другой народ, открываются прежде всего с лучшей стороны. Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в той или иной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - все для гостя.

Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или для домашних?

У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».

Что касается многоженства, которое дозволяет шариат, то в прошлом оно было привилегией богатых, состоятельных людей. И сегодня так называемые «новые даргинцы» тоже чаще всего многоженцы. Полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.

К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей:
В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее:
- Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?
- В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, – ответила ласточка и полетела за новыми каплями.

* Житель сибирского Приаргунска рассказывает: «У нас в поселке живут 20 национальностей - буряты, татары, армяне, киргизы, азербайджанцы… Но проблемы почему-то только с даргинцами. Они впервые появились здесь в начале девяностых, когда с нашей территории сняли статус пограничной зоны. Сначала вели себя тихо, но как только их стало много, начали наглеть.
Приторговывают спиртом, наркотиками, на улицах ведут себя вызывающе. Чуть что – сбиваются в стаи и начинают диктовать всем свои законы. У этих даргинцев какое то врожденное чувство превосходства над остальными, они считают себя голубой кровью, наверное. Понятия общей справедливости для них не существует. То, что хорошо для даргинцев, справедливо. Что нехорошо - несправедливо. Им все время кажется, что их притесняют, хотя сами уже весь рынок оккупировали. Вон, китайцев даже выперли».

ДАРГИНЦЫ - один из дагестанских народов в Среднем Дагестане.

Жи-вут на юге Буй-нак-ско-го, в Ле-ва-шин-ском, на се-ве-ро-вос-то-ке Гу-ниб-ско-го, юго-за-па-де Ка-ра-бу-дах-кент-ско-го, в Аку-шин-ском, Сер-го-ка-лин-ском, Да-ха-да-ев-ском, на юге Кай-таг-ско-го, се-ве-ре Агуль-ско-го районов; про-жи-ва-ют так-же в Став-ро-поль-ском крае и Кал-мы-кии . Чис-лен-ность 510,1 тысяч человек (2002, пе-ре-пись), в том числе в Да-ге-ста-не 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их со-став час-то вклю-ча-ют близ-ких по язы-ку и куль-ту-ре кай-таг-цев и ку-ба-чин-цев. Го-во-рят на дар-гин-ских язы-ках. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Эт-но-ним «Даргинцы» из-ве-стен с XIV века. По-литические и тор-го-вые от-но-ше-ния с Рос-си-ей с XVII века. До окон-чательного при-сое-ди-не-ния к Рос-сии (1-я треть XIX века) боль-шин-ст-во сою-зов сель-ских об-щин (Аку-ша, Цу-да-хар, Ме-ке-ги, Уси-ша, Му-ги, Ура-хи) вхо-ди-ло в со-юз Аку-ша-Дар-го, Уцу-ми-Дар-гва - в уц-мий-ст-во Кай-таг, Губ-ден и Да-кар - в Тар-ков-ское шам-халь-ст-во, Ме-геб - в авар-ский Ан-да-лаль-ский со-юз, Бур-кун-Дар-гва - в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во. Аку-ша-Дар-го управ-лял-ся схо-дом пред-ста-ви-те-лей сою-зов (цих-на-бях), со-би-рав-ших-ся око-ло села Аку-ша. Сель-ские об-щи-ны (джа-ма-аты) управ-ля-лись ка-ди-ем, ста-рей-ши-на-ми и ис-пол-ни-те-ля-ми (ба-ру-ман) во гла-ве с гла-ша-та-ем (ман-гуш), стар-ши-на-ми (ха-ла-ти). Име-ли по-сто-ян-ные тор-го-вые кон-так-ты с ку-мы-ка-ми. Даргинцы не вхо-ди-ли в со-став Има-ма-та Ша-ми-ля, но при-ни-ма-ли уча-стие в Кав-каз-ской вой-не 1817-1864 годов и вос-ста-нии 1877 года. По-сле вой-ны боль-шин-ст-во дар-гин-ских сёл во-шло в Дар-гин-ский и Кай-та-го-Та-ба-са-ран-ский ок-ру-га.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Кав-ка-за (смотри в статье Азия). Основные за-ня-тия на рав-ни-не - па-шен-ное зем-ле-де-лие, в го-рах - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во. Около 38% про-жи-ва-ет в го-ро-дах. Ре-мёс-ла - резь-ба по де-ре-ву (ме-бель, де-та-ли жи-лищ: кар-ни-зы, на-лич-ни-ки, опор-ные стол-бы), кам-ню (над-гро-бия), куз-неч-ное де-ло (село Хар-бук Да-ха-да-ев-ско-го района), ору-жей-ное, юве-лир-ное, зо-ло-то-швей-ное де-ло (село Аку-ша и др.), вы-шив-ка, вя-за-ние (Сер-го-ка-лин-ский и Аку-шин-ский районы: в основном нос-ки с гео-мет-рическим ор-на-мен-том), ков-ро-тка-че-ст-во (Ле-ва-шин-ский, Аку-шин-ский, Да-ха-да-ев-ский районы), вы-дел-ка сафья-на (в основном в селе Цу-да-хар), вой-ло-ка и су-кон, про-изводство по-лив-ной ке-ра-ми-ки и др.

Ос-но-ву тра-диционной жен-ской оде-ж-ды со-став-ля-ла ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха (хе-ва, гур-ди, ава) с пря-мы-ми ру-ка-ва-ми, ха-рак-тер-ны уз-кие в ша-гу шта-ны с уз-ки-ми шта-ни-на-ми, муж-ская и жен-ская шу-ба-на-кид-ка с лож-ны-ми ру-ка-ва-ми. В пред-гор-ных рай-онах бы-ли рас-про-стра-не-ны от-рез-ная по та-лии ру-ба-ха (бал-хун-хе-ва) и рас-паш-ное пла-тье (вал-жаг, кап-тал-хе-ва, буз-ма-хе-ва, бал-хун-хе-ва, ка-ба-лай, гур-ди, ла-ба-да). В ря-де сёл тка-ли на-плеч-ные на-кид-ки и ша-ли. Ха-рак-тер-ные ти-пы чух-ты (чук) - в ви-де пря-мо-уголь-ной по-вяз-ки, час-то с на-ряд-ной на-лоб-ной на-шив-кой; в ви-де чеп-ца с ме-шоч-ком-на-кос-ни-ком и длин-ным (ино-гда до пят) по-лот-ни-щем из на-ряд-ной тка-ни (в т. ч. шёл-ка, пар-чи, ка-ше-ми-ра и т. п.); по-верх чух-ты обыч-но но-си-лось ши-ро-кое по-кры-ва-ло (ди-ка).

Тра-диционная пи-ща - хлеб (пше-нич-ный и яч-мен-ный, в на-го-рье вы-пе-кался в тан-ды-ре-та-рум); су-пы-нергь (мяс-ной, мо-лоч-ный, фа-со-ле-вый, ты-к-вен-ный и др.); ку-соч-ки тес-та, ва-рен-ные в буль-о-не (хин-кал); род кол-ба-сы (хя-ли си-ри-сан); раз-мо-ло-тое льня-ное се-мя с мё-дом (ур-беш); мо-ло-ко ели толь-ко в пе-ре-ра-бо-тан-ном ви-де. Тра-диционный на-пи-ток - бу-за (ха-руш). Ка-лен-дар-ные празд-ни-ки - ве-сен-ний Но-вый год, дни пер-вой бо-роз-ды, окон-ча-ния сбо-ра уро-жая. Рас-про-стра-не-ны об-ря-ды вы-зы-ва-ния и пре-кра-ще-ния до-ж-дя, вы-зы-ва-ния солн-ца и др.

Фольк-лор - пре-да-ния, сказ-ки о жи-вот-ных, бас-ни, анек-до-ты, по-сло-ви-цы, по-го-вор-ки, бал-ла-ды (се-мей-но-бы-то-вые, лю-бов-ные, эпи-ко-ге-рои-че-ские - «Об от-пра-вив-ших-ся в Ай-за-ни на вой-ну», «Бо-га-тырь Хол-чвар», «Ка-ма-лул-Ба-шир» и др.), пес-ни-пла-чи о по-гиб-ших ге-ро-ях и др. Сре-ди музыкальных ин-ст-ру-мен-тов: агач-ку-муз, чун-гур (струн-ные щип-ко-вые), зур-на (ду-хо-вой языч-ко-вый), идио-фо-ны и мем-бра-но-фо-ны; за-им-ст-во-ван-ный ин-ст-ру-мент - гар-мо-ни-ка. Пре-об-ла-да-ет соль-ная муж-ская ис-пол-ни-тель-ская тра-ди-ция, в т. ч. твор-чество чун-гур-чи, поющих в со-про-во-ж-де-нии чун-гу-ра. Сре-ди пев-цов-им-про-ви-за-то-ров конца XIX - начала XX веков - Омар-ла Ба-ты-рай, Цу-да-ха-рец Хад-жи. Основной та-нец - различные ви-ды лез-гин-ки. Ха-рак-тер-ны муж-ские сва-деб-ные тан-цы: у цу-да-хар-цев - кру-го-вой во-круг ко-ст-ра (щир-ла делх), у сюр-гин-цев - ли-ней-ный (туг-ла аяр).

Со-хра-ни-лись мно-го-численные за-пи-си дар-гин-ско-го ада-та XVII-XIX веков, наи-бо-лее из-ве-стен ко-декс, при-пи-сы-вае-мый кай-таг-ско-му уц-мию Рус-тем-ха-ну (XVII век). Из-ве-ст-ны дар-гин-ские му-сульманские учё-ные - Да-ма-дан из Ме-ге-ба (умер в 1718 году) и Да-уд из Уси-ши (умер в 1757 году). Есть пред-ста-ви-те-ли ин-тел-ли-ген-ции. В 1992 году соз-да-но куль-ту-рное общественное Дар-гин-ское де-мо-кра-тическое дви-же-ние «Ца-деш» («Един-ст-во»).

ДАРГИНЦЫ (самоназвания - дарган, дарганти, даргва; аварское - даргиял, кумыкское - даргиляр), один из дагестанских народов в Среднем Дагестане (Россия). Живут на юге Буйнакского, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов; проживают также в Ставропольском крае и Калмыкии. Численность 510,1 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Дагестане 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их состав часто включают близких по языку и культуре кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

Этноним «даргинцы» известен с 14 века. Политические и торговые отношения с Россией с 17 века. До окончательного присоединения к России (1-я треть 19 века) большинство союзов сельских общин (Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Муги, Урахи) входило в союз Акуша-Дарго, Уцуми-Даргва - в уцмийство Кайтаг, Губден и Дакар - в Тарковское шамхальство, Мегеб - в аварский Андалальский союз, Буркун-Даргва - в Казикумухское ханство. Акуша-Дарго управлялся сходом представителей союзов (цихнабях), собиравшихся около села Акуша. Сельские общины (джамааты) управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати). Имели постоянные торговые контакты с кумыками. Даргинцы не входили в состав Имамата Шамиля, но принимали участие в Кавказской войне 1817-64 и восстании 1877. После войны большинство даргинских сёл вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия на равнине - пашенное земледелие, в горах - отгонное скотоводство. Около 38% проживает в городах. Ремёсла - резьба по дереву (мебель, детали жилищ: карнизы, наличники, опорные столбы), камню (надгробия), кузнечное дело (село Харбук Дахадаевского района), оружейное, ювелирное, золотошвейное дело (село Акуша и др.), вышивка, вязание (Сергокалинский и Акушинский районы: в основном носки с геометрическим орнаментом), ковроткачество (Левашинский, Акушинский, Дахадаевский районы), выделка сафьяна (в основном в селе Цудахар), войлока и сукон, производство поливной керамики и др. Основу традиционной женской одежды составляла туникообразная рубаха (хева, гурди, ава) с прямыми рукавами, характерны узкие в шагу штаны с узкими штанинами, мужская и женская шуба-накидка с ложными рукавами. В предгорных районах были распространены отрезная по талии рубаха (балхун-хева) и распашное платье (валжаг, каптал-хева, бузма-хева, балхун-хева, кабалай, гурди, лабада). В ряде сёл ткали наплечные накидки и шали. Характерные типы чухты (чук) - в виде прямоугольной повязки, часто с нарядной налобной нашивкой; в виде чепца с мешочком-накосником и длинным (иногда до пят) полотнищем из нарядной ткани (в том числе шёлка, парчи, кашемира и т.п.); поверх чухты обычно носилось широкое покрывало (дика). Традиционная пища - хлеб (пшеничный и ячменный, в нагорье выпекался в тандыре-тарум); супы-нергь (мясной, молочный, фасолевый, тыквенный и др.); кусочки теста, варенные в бульоне (хинкал); род колбасы (хяли сирисан); размолотое льняное семя с мёдом (урбеш); молоко ели только в переработанном виде. Традиционный напиток - буза (харуш). Календарные праздники - весенний Новый год, дни первой борозды, окончания сбора урожая. Распространены обряды вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца и др. Фольклор - предания, сказки о животных, басни, анекдоты, пословицы, поговорки, баллады (семейно-бытовые, любовные, эпико-героические - «Об отправившихся в Айзани на войну», «Богатырь Холчвар», «Камалул-Башир» и др.), песни-плачи о погибших героях и др. Среди музыкальных инструментов: агач-кумуз, чунгур (струнные щипковые), зурна (духовой язычковый), идиофоны и мембранофоны; заимствованный инструмент - гармоника. Преобладает сольная мужская исполнительская традиция, в том числе творчество чунгурчи, поющих в сопровождении чунгура. Среди певцов-импровизаторов конца 19 - начала 20 века - Омарла Батырай, Цудахарец Хаджи. Основной танец - различные виды лезгинки. Характерны мужские свадебные танцы: у цудахарцев - круговой вокруг костра (щирла делх), у сюргинцев - линейный (тугла аяр). Сохранились многочисленные записи даргинского адата 17-19 века, наиболее известен кодекс, приписываемый кайтагскому уцмию Рустем-хану (17 век). Известны даргинские мусульманские учёные - Дамадан из Мегеба (умер в 1718) и Дауд из Усиши (умер в 1757). Есть представители интеллигенции. В 1992 году создано культурное общество Даргинское демократическое движение «Цадеш» («Единство»).

Лит.: Алиев А., Никольская З. А., Шиллинг Е. М. Даргинцы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Даргинские сказки / Пер., предисл. и прим. М.-З. Османова. Махачкала, 1963; Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967; Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. 1-2; Османов М. О. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 2002.

М. О. Османов, Г. А. Сергеева; У. Б. Далгат (фольклор).

Представители национальности даргинцев живут на территории современной республики Дагестан. Это один из крупнейших народов в этих местах. Они относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Верующие представители этого народа исповедуют ислам суннитского толка.

Народность в Дагестане

К национальности даргинец сегодня относится значительное число жителей республики Дагестан, входящей в состав России. По результатам последней переписи населения, на территории нашей страны проживает почти 600 тысяч представителей этой народности. В Дагестане их больше всего - около 16,5 %, или, приблизительно, полмиллиона человек.

Преимущественно они живут в кавказских горах. Их селения отличаются скученностью, дома террасообразные, в предгорьях селятся более свободно, имеют большие и просторные дворы.

Внешность

Характер, внешность даргинцев большинству россиян могут напомнить классических представителей кавказских народностей.

У них сильное и волевое лицо, выдающийся нос, квадратный подбородок. Часто мужчины, представляющие национальность даргинцев, предпочитают носить бороды.

Традиционный костюм

Национальный костюм даргинцев - это одежда общедагестанского типа. Мужчины предпочитают длинные штаны, туникообразную рубаху, черкеску, бешмет, овчинные шубы-накидки, бурки, папахи, войлочную и кожаную обувь. Обязательным атрибутом национального костюма является длинный и широкий кинжал.

В этом проявляется характер народа даргинцы. Как и большинство из тех, кто проживает на востоке, они крайне импульсивны и вспыльчивы. Традиция ходить с кинжалом для самообороны родилась в древности, когда этого требовала неспокойная обстановка на Кавказе.

Для женщины национальным костюмом даргинцев - это, так называемая платье-рубаха (она в форме туники, а талия отрезана). В некоторых местах платье может быть распашным, тогда его называют архалук. Приветствуются широкие или узкие штаны, войлочная или кожаная обувь. Обычный женский головной убор - чухта, также должно быть белое или черное покрывало, выполненное из бязи или полотна, в торжественных случаях используют шелк. В некоторых районах, например, Кубачи или Кайтаг, применяют кайму и вышивку.

В наши дни даргинцы, которые живут в городах, носят обычную современную одежду, ничем не выделяясь на фоне всех остальных. В традиционных костюмах можно увидеть пожилых людей или тех, кто проживает в сельской местности.

Диаспора

Представители национальности даргинец проживают в совершенно разных регионах России. Их крупнейшая диаспора за пределами самого Дагестана существует в Ставропольском крае. За последние годы их численность в этом регионе значительно увеличилась. Если в 1979 году проживали около 16 тысяч даргинцев, то во время перестройки - уже почти 33 тысячи человек, а по последним данным - 50 тысяч.

Также крупные диаспоры этой национальности можно встретить на территории Ростовской области (более 8 тысяч человек), Калмыкии (около 7,5 тысяч человек), Астраханской области (более 4 тысяч), около трех тысяч представителей даргинской общины живут в Москве.

Примечательно, что несколько сотен представителей этого народа уже давно обосновались вдалеке от своей исторической родины - в Красноярском крае. Первые даргинцы тут появились в 30-е годы прошлого века. В 2000-х годах их тут насчитывается почти 400 человек. В основном, они осели в самом Красноярске, а также в Норильске, Шарыпово и одноименном районе.

В странах бывшего Советского Союза проживает совсем небольшая группа даргинцев. Относительно заметными их можно считать только к Киргизии. Там почти три тысячи представителей данной национальности, что составляет одну десятую процента от общего количества жителей в стране. Около полутора тысяч даргинцев живут в Туркмении.

Этноним

Само слово "даргинец" производное от понятия "дарг", которое означает "внутренность", то есть человек, противопоставляющий себя внешнему окружению. Как считает филолог Агеева, которая изучала эту проблему, сам этноним "даргинцы" появился относительно недавно. Еще в XVIII-XIX вв. представители этого народа входили в разрозненные политические образования.

Доктор исторических наук, советский этнограф Борис Заходер, внимательно изучал записки арабского писателя аль Бакри. Выяснилось, что у средневекового образования, которое он описывал, было наименование "дайркан", которое также могло быть самоназванием даргинцев.

До Октябрьской революции эта народность была известна под другими названиями. В первую очередь, как хюркилинцы и акушинцы.

Во времена Советского Союза даргинские района оказались в составе созданной Дагестанской АССР, а с 1991 года входят в состав республики Дагестан. За этот период часть даргинцев переселилась из гор на равнину.

Происхождение

Народность относится к европеоидной расе, кавкасионному типу. Относительно происхождения даргинцев высказывается две версии.

Первую называют гипотезой длительного автохтонного развития. Она подразумевает определенный уровень изоляции, в котором народность находилась в условиях труднодоступного высокогорья. Это подтверждает ряд находок, сделанных в данных районах. Сторонник гипотезы археолог и антрополог Валерий Павлович Алексеев считал, что кавкасионная группа сложилась на территории, которую она занимает и в настоящее время. Произошло это в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, которое проживало в этих местах. Возможно, она сформировалась в эпоху верхнего палеолита или неолита.

Внешний вид древних даргинцев описан еще в арабского географа из Ширвана аль Бакуви. Исследователь, живший вначале XV века, отмечал, что тут обитали люди высокого роста, белокурые и с острыми глазами.

Вторая гипотеза миграционная, она была предложена доктором биологических наук, антропологом Георгием Францевичем Дебецем.

Народы Дагестана

Национальный состав республики Дагестан считается одним из самых разношерстных на всей территории России. Тут проживает 18 достаточно крупных диаспор. Уникальность данного положения заключается в том, что ни одна из национальностей не имеет большинства, а некоторые, кроме как в Дагестане, практически нигде больше не встречаются.

Народы, населяющие Дагестан, отличаются своим разнообразием. Например, сложно где-то еще найти территории, где проживают лезгины, лакцы, табасараны, агулы, рутульцы, цахуры.

В самом Дагестане больше всего проживает аварцев, но даже у них нет большинства. Их около 850 тысяч человек, что примерно 30 % от общей численности населения. Даргинцев - 16,5 %, кумыков - 14 %, лезгин - 13 %, численность других национальностей не превышает 10 %.

Культура

Примечательно, что до XX века письменной даргинской литературы просто не существовало. Ранее все произведения существовали только в устной форме. Первые стихотворные сборники на даргинском языке были изданы в 1900-х годах. В языковом и грамматическом отношении они оставались полударгинскими и полуарабскими, содержали произведения исключительно религиозного содержания.

После Октябрьской революции даргинская литература начала стремительно развиваться. Сначала собирались и записывались памятники устного творчества этого народа, в 1925 года начала выпускаться первая газета на даргинском языке, которая называлась "Дарган".

В 1961 году на базе первой даргинской студии, открытой при художественно-театральном институте в Ереване, появился первый профессиональный драматический театр даргинцев. Он получил имя основателя даргинской литературы, поэта, жившего в XIX веке, Омарла Батырая.

Язык

Интересно, что представители этого народа разговаривают на даргинских языках, которые относятся к нахско-дагестанской ветви. Это северокавказская языковая семья.

Сам по себе даргинский язык распадается на большое количество диалектов. Среди них можно выделить урахинский, акушинский, кайтагский, цудахарский, чирагский, кубачингский, сиргинский, мегебский.

Современный литературный язык этого народа сложился на основе акушинского диалекта. Также среди даргинцев весьма распространен русский язык.

Первые сведения о собственном языке среди даргинцев относятся ко второй половине XVIII века. В 1860-х годах появляется описание урахинского диалекта. На протяжении прошлого столетия основы письменности менялись дважды. В 1928 году арабица была заменена латинским алфавитом, а с 1938 года стала использоваться русская графика. В современном алфавите у даргинцев 46 букв.

Музыка

В наше время большое распространение получили даргинские песни. Существует большое количество музыкантов и профессиональных певцов с соответствующим репертуаром.

Один из самых популярных исполнителей даргинских песен - Ринат Каримов. В его репертуаре есть произведения "Для вас, даргинцы", "Исбахи", "Любовь придет", "Моей даргинке", "Пойми сердце мое", "Родник любви", "Сон", "Черноглазая", "Красивая", "Будьте счастливы", "Не могу без тебя", "Свадебная", "Шуточная".

Традиции даргинцев

О традициях этого народа можно составить определенное представление, основываясь на фольклоре этого народа. Он изобилует проклятиями и благими пожеланиями, так что принципы менталитета этого народа становятся понятны. Интересно, что самые страшные даргинские проклятья иллюстрируют то, какие обычаи главенствуют в их иерархии ценностей.

Если внимательно изучить то, что желают даргинцы другу или врагу, то можно понять, что здесь почитают старших, семейные традиции и всегда рады гостям. Например, среди даргинцев распространено грозить тем, чтобы старость оказалась никому не нужной, переломались кости у того, кто не любит гостей, родные рассыпались, как бусы с порванной нити.

Одна из главных добродетелей этой кавказской национальности заключается в почитании возраста. Старшему принято всегда уступать место, а когда он начинает говорить, молодежь должна обязательно слушать его стоя. За столом первым будет наполнено блюдо самого пожилого человека, невнимание к старости осуждается в обществе.

Практически также трепетно в традициях даргинцев относятся и к гостям. Как и везде на Кавказе, тут принято всегда быть готовым к тому, что на пороге дома может появиться путник, которого следует обязательно окружить соответствующими почестями.

Для гостя в доме устраивают идеальный порядок, предоставляют лучшее место. Его нужно непременно угостить, поэтому у даргинцев дома всегда хранится на случай появления в доме путника. Об этом знают даже маленькие дети, поэтому когда находят конфеты, всегда интересуются у родителей, не предназначены ли они гостям. При появлении в доме чужих не принято прибираться, суетиться, все должно быть неторопливо и чинно.

Семья

Среди обычаев этого народа одно из главенствующих мест занимают семейные традиции. Тут привычен патриархальный уклад, который подразумевает главенство мужчин над женщинами, а старших над младшими.

Любой неправедный поступок сразу ложится позором на всю его семью. Поэтому каждый стремится соответствовать этическому кодексу, его правила передаются из поколения в поколение. Больше всего ценятся честность, благородство, смелость и трудолюбие.

Свадебные традиции этого народа типичны для остального Кавказа. Существуют обряды сватовства, затем следует получение согласия на женитьбу, пребывание невесты в "другом " доме, которому предшествует обручение. Только после этого девушку вводят в общую комнату и отправляют к роднику за водой.

Большой ценностью в семье считаются дети. Пожелание бездетности считается одним из самых суровых и жестоких проклятий. Детей принято называть в честь пророков, уважаемых в роду людей или давно умерших родственников. При этом каждый знает, что он будет обязан соответствовать этому имени.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Даргинцы. «Огонь, вода и...», 2006


Общие сведения

ДАРГ‘ИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, один из крупнейших народов Дагестана (Россия), коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365 тыс. человек.

Численность в России (вместе с вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) составляет по переписи 2010 г. - 589 тыс. 386 человек. Непосредственно в Дагестане - 425526. По данным Переписи населения 2002 года численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек.

Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; важнейшие диалекты - акушинский (на его основе литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.

Распространен также и русский язык. Письменность на основе русского алфавита с 1938 года. До этого была латиница и персидское письмо. Первые сборники даргинских стихов были изданы в начале XX века, однако по содержанию они были религиозными, а в грамматическом и в языковом отношениях - полударгинскими, полуарабскими. Развитие даргинская литература получает лишь после Октябрьской революции. В первые годы революции удается только собрать и записать памятники устного творчества даргинцев, а с мая 1925 года начинает выходить первая газета на даргинском языке.

11 сентября 1961 года в Избербаше на базе первой национальной даргинской студии при Ереванском художественно-театральном институте открылся первый профессиональный драматический театр даргинцев - Даргинский государственный музыкально-драматический театр имени О. Батырая.


Далеко за пределами Дагестана известен даргинский писатель Ахмедхан Абу-Бакар, автор популярных стихов, пьес и повестей. Его повесть из жизни современного Дагестана «Даргинские девушки» (1962) переведена на русский, французский, английский, немецкий, испанский, польский языки.

Верующие даргинцы - мусульмане-сунниты. В быту и культуре даргинцев сохранилось множество языческих мифологических персонажей былого пантеона. Например, Абдал (Авдал) - бог охоты, покровитель туров, диких коз, оленей заботится о диких животных, ограничивает отстрел зверей. Бадз - божество луны. Имеет облик прекрасноликой девушки. Берхи (Бархи) - божество солнца, имеет облик прекрасного юноши, излучающего ослепительный свет. Куне — добрый дух, покровитель рода, семейного очага; приносит изобилие в дом. Куне невидим, является в дом в пятницу. Чтобы задобрить Куне, хозяйки смазывают в пятницу горячие печки жирным куском мяса или маслом.

Земля почиталась даргинцами как богиня-мать, возрождающая, дающая жизнь и плодородие. У даргинцев, как и у их соседей аварцев, существовал древний ритуал - бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к плодотворящей силе земли и предков.


К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание этнонима Даргинцы - 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских общин (в горных селениях), частично - Тарковское шамхальство. После вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921 Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный - пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный - отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.


Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община - джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Б‘ольшая часть Даргинцев входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи - малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи. Сохранялись тухумы - патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от одного предка.


Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах - двух- и многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье - двухэтажные и одноэтажные дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь; женская - платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор - чухта (имел локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и вышивками.

Традиционная пища - мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты, зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки доисламских представлений.

М.О. Османов



Очерки

Земля глубока, а небеса высоки

Первое упоминание этнонима даргинцы встречается уже в XV веке — в комментариях к арабским рукописям. Но история даргинцев начинается гораздо раньше. На землях нынешнего Дагестана даргинцы появились еще в первом тысячелетии до нашей эры. В XIV веке у них утвердился ислам. С XVI столетия развиваются русско-дагестанские связи. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав России.Даргинцы живут в средней части Дагестана (предгорье, среднегорье, отчасти равнина и высокогорье). Говорят они на даргинском языке, который принадлежит к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. В нем много диалектов, в том числе — акушинский (на его основе образован литературный язык), цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Распространен среди даргинцев и русский язык. Письменность на основе кириллицы создана в 1938, до этого была латиница, а еще раньше — персидское письмо. Верующие — мусульмане-сунниты. По данным переписи населения 2002 года. численность даргинцев, проживающих на территории России, составляет 510 тысяч человек. В самом Дагестане — 425,5 тысячи. Это 16,5% всего населения многонациональной республики. Основные занятия даргинцев — земледелие, скотоводство, домашние промыслы.


В путь-дороге человек распознается

Конечно, это всего лишь перечень голых фактов. Если мы хотим узнать о даргинцах что-то по-настоящему важное, надо обязательно познакомиться с книгами известного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара (1931—1991), создававшего свои произведения на даргинском языке. Это: «Ожерелье для моей Серминаз», «Горцы на отдыхе», «Даргинские девушки», «Солнце в «Гнезде орла», «Любви бирюзовый цвет», «Тайна рукописного Корана». Все они переведены на русский язык.Особенной популярностью пользуется повесть «Ожерелье для моей Серминаз». По ее мотивам известный грузинский режиссер Тенгиз Абуладзе поставил комедийный фильм «Ожерелье для моей любимой» (1971). Абу-Бакар сумел превратить простую любовную историю о поисках подарка в философскую притчу, в которой рассказывается обо всем народе, его нравах, обычаях и силе духа. В ней много юмора, а также комичных и гротескных ситуаций, но по сути своей повесть серьезна. Она убеждает читателя в том, что именно любовь преодолевает вековую вражду между родами. В пословицах даргинского народа, создававшихся веками, тоже много комических ситуаций. Это не случайность и не прихоть поэтического воображения. Ведь что такое пословица? Своеобразный итог жизненного опыта, пойманный в сети слов. У верблюда спросили: «Почему у тебя шея кривая?» Он ответил: «А что у меня прямое?»Овца в той же шкуре и жиреет и тощает.После дождя бурку не надевают.Был бы мир пловом, а я — ложкой!Вода останавливается в луже. (Интересно, что эту пословицу даргинцы употребляют в том смысле, что деньги к деньгам.)Если есть ячмень, коню не нужна нагайка.Дрова в лес не возят.Даже море дождь любит.


У кого земли много, у того быки тощие

Какие качества делают даргинца даргинцем? Если человек совершает поступок, заслуживающий с точки зрения даргинской (и дагестанской) этики поощрения или наказания, это ставят в заслугу или в вину не только ему, но и относят на счет всех его родственников. Поэтому человек старается не совершать ничего такого, что заставило бы близких по его вине, как выражаются даргинцы, «опустить голову», «почернеть лицом». Соотнося свои поступки с общественным мнением, даргинец, как и многие дагестанцы, получает признание не только для себя, но и для семьи, рода, аула.


Кто не оказал почета гостю, у того поле не заколосится

Особым статусом у даргинцев обладают два обычая — гостеприимство и почитание старших. Конечно, гостеприимство в разной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к одной из самых величайших добродетелей. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом — все для гостя. Обычай глубокого почитания родителей и уважения старших — характерен для семейно-бытовых отношений даргинцев. Старость во всех случаях жизни имеет преимущество — молодые уступают место. Первым говорит старший, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают. Неуважительность, непочтительность к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому такое проклятие «Чтоб твоя старость была никому не нужной!» считается наиболее суровым. Старые люди, если молодежь относится к ним невнимательно, тоже бранятся: «Чтоб ты до старости не дожил!», «Чтоб твой глаз выпал!», «Чтоб твою голову сорвали!».Есть еще целый ряд религиозных традиций, которые соблюдаются повсеместно. Даргинцы — люди верующие. Все жизненные события сопровождаются у них религиозными обрядами. Религия, хотя и не является этнической особенностью, служит усилению эмоциональных связей. Она регулирует жизнь не только верующих, но и неверующих. Религиозные обряды переплелись с традиционными нормами поведения, которые прививаются с детства. На уровне обыденного сознания мораль и религия воспринимаются как вещи неразделимые.


Какой мост построишь, по такому и перейдешь

Что касается полигамии, то у даргинцев она не имела в прошлом широкого распространения, хотя шариат позволял иметь четырех жен. В основном это было привилегией богатых, состоятельных людей. Сегодня так называемые новые даргинцы чаще всего многоженцы, что подчеркивает их возросший социальный престиж. Отношения в даргинских семьях строятся на традиционной основе: мужчины занимают главенствующее положение, женщины — зависимое. Нужно отметить, что полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.Самым престижным общественным праздником даргинцев был обряд первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, инициативной, посвятительной, умилостивительной, карпогонической (обеспечивающей плодородие) и других видов магии. Из мусульманских праздников особо ценятся день жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Есть и другие обряды: Нового года (весной), вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца, завершения уборки урожая, «делания» воды (очистка источников и канав), начала весенних работ в виноградниках, благодарения пашни. К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. На эту тему есть даже такая притча: «В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее: «Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?»— «В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни» — ответила ласточка и полетела за новыми каплями».