Институты экономики. Институт в экономической теории Что такое институты в экономике

Это хорошо или плохо? Какие задачи они выполняют? Все эти вопросы, а также ряд других будет рассмотрен в рамках данной статьи.

Общая информация

Для начала давайте дадим определение термину «институт». Следует отметить, что он может использоваться в нескольких значениях. Так, если сказать «экономический социальный институт», подразумевая под этим организацию или учреждение, то это будет правильное использование термина. Так называют специальные научно-исследовательские учреждения, которые работают в рамках узких специальностей. Под институтом также могут понимать совокупность статусов и ролей, предназначение которых - удовлетворять определённые потребности. Использоваться это обозначение может и для публичной системы правил, и для привычных способов реагирования на конкретные стимулы, и для обозначения структурной составляющей. В качестве примера можно привести следующее словосочетание - "демократические институты". Оно довольно часто используется в современной публицистике. Или как альтернатива - институт семьи или брака (на который многие жалуются, что он разрушен).

Толкование

По сути дела, под институтами понимают распространённый образ мысли. Он может относиться как к взаимоотношениям отдельных людей, так и целых сообществ. Возьмем экономический институт - это и убеждение, что наибольшее процветание возможно при капитализме, и необходимость равных возможностей и так далее.

Причем часто оказывается, что несколько сфер достаточно прочно связаны. Так, упомянутые ранее равные возможности - это экономический социальный институт. Хотя могут создаваться и определённые организации, занимающиеся специализированной деятельностью. В качестве примера можно привести Московский экономический институт. Каждому из этих толкований мы уделим время.

Организационный план

Различные научно-исследовательские институты создаются как отдельные организации и учреждения, специализирующиеся на определённых проблемах или задачах. Они являются местом концентрации профессионалов своего дела, которые и решают поставленные перед ними вопросы. Очень часто к таким институтам обращаются для заказа исследований в определённой области или выполнения сложных научно-технических работ. Кроме того, в этих учреждения подающие надежды молодые люди получают (как минимум) надлежащую подготовку.

Распространённой практикой является такое положение дел, когда научные сотрудники работают ещё и в солидной фирме (пускай даже и в качестве внештатного специалиста). Как пример можно рассмотреть экономические институты. Работающие в них специалисты часто ещё выступают в роли внештатных советчиков для высшего административного персонала коммерческих предприятий или даже для государственных служащих.

Давайте рассмотрим пример. В условиях, когда высшие посты чаще всего занимают люди с юридическим образованием (достаточно вспомнить президента и председателя правительства), экономические институты играют немаловажную роль. Они предоставляют специалистов, которые помогают выбрать наилучшее решение развития страны. Будут ли рекомендаций придерживаться - это отдельный вопрос. Ведь экономический институт - это своеобразная кузница кадров, а не центр управления, решения которого обсуждению не подлежат.

Конечно, даже профессионалы иногда могут ошибаться. Но потому-то они и специалисты, что у них процент ошибок очень низок. Поэтому, когда бурлит кризис, экономический институт - это полезный инструмент в плане наведения порядка.

Специфические особенности

Когда создаётся определённая организация, будь то военно-политический или финансово-экономический институт, всегда необходимо решать, какие задачи он будет выполнять. Часто они действуют и оказывают влияние на формирование или развитие определённой системы поведений.

Возьмём, к примеру, демократию. Что она собой представляет, в общем и целом большинству людей понятно. Но вот как быть с реализацией или решением определённых ситуаций и аспектов общественной жизни? Проработкой возможных вариантов и занимаются институты.

Институт как публичная система правил

Давайте будем развивать пример с институтом демократии. Только уже сейчас мы поговорим не про деятельность отдельных организаций, а про публичную систему правил поведения и взаимодействия.

Вот возьмём такой вопрос, как сменяемость власти. Как лучше всего организовать это? В рамках института предусматривается специальный механизм - выборы. Они проходят по каким-то определённым правилам. Как пример - нельзя заказывать лживый негативный материал про конкурентов. Основная ставка делается на то, что каждый человек сам рассказывает, чем же он занимается, какой опыт имеет, обрисовывает своё видение будущего, а избирателям предлагается только проголосовать за того, кто им понравился.

И это относится только к одному аспекту. Нечто подобное можно сказать и про другие это и разделение на три ветки власти для усложнения возникновения диктатуры, и большой вес гражданских организаций и много чего другого. Причем существует множество институтов (публичных систем правил), которые описывают большинство моментов различных сфер жизни. Если сложно в это поверить, то давайте пройдёмся по нескольким их них. Итак, есть институты семьи, школы, правоохранительной системы, армии, общественной деятельности и так далее.

Заключение

Как видите, понятие «институт» является многогранным. Сама тема является довольно интересной, и её желательно было бы выучить не по одной (или даже нескольким) статье, а ознакомиться с фундаментальными научными трудами.

Ведь если рассматривать научно-исследовательские учреждения, то институт - это чрезвычайно важные и одновременно очень сложные организационные структуры. А описать деятельность систем правил вообще довольно не просто, поскольку на них существенное влияние оказывает прошлое каждой отдельной страны и местности.

Поэтому здесь подходить обобщающее довольно сложно. Даже если говорить, к примеру, про демократические традиции, очень не просто создать целостную картину. Как тут не вспомнить двухпартийные системы США и Великобритании в сравнении с парламентами Франции, Германии и иными странами.

Экономика является сложной системой и характеризуется наличием разнообразных связей и отношений. Экономические отношения возникают между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

В процессе производства люди вступают во взаимодействие с силами природы и между собой. Поэтому процесс производства можно представить как совокупность производительных сил и производственных отношений (см. рис. 1.2.1)


Рис. 1.2.1. Структура взаимодействий в процессе производства

Взаимодействие человека и природы образует вещественные, энергетические, личностные и другие факторы, обеспечивающие производственный процесс. Их принято называть производительными силами. Взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности называют производственными отношениями. То есть производственные отношения – это устойчивые связи и взаимоотношения людей в процессе производства. Социально-экономические отношения – это отношения собственности на средства производства, а также отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления. Организационно-экономические отношения – это отношения по поводу разделения труда, специализации, кооперации. Это отношения между людьми по поводу организации в едином технологическом процессе производства, распределения обязанностей и ответственности между ними, обмена деятельностью и т.п.

Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов. Экономический интерес – это осознанные экономические потребности человека, группы лиц или общества в целом в экономических благах. Экономические потребности удовлетворяются в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Таким образом, возникает целая цепь между потребностями и их удовлетворением: потребность – экономический интерес – экономические отношения (отношения производства, распределения и обмена) – удовлетворение потребности (отношения потребления) .

Для экономики как функциональной системы имеет большое значение согласование разных видов интересов (по группам и слоям общества, по уровням экономики, по времени (перспективные и текущие), по сферам воспроизводственного процесса и т.п.). Увязке и согласованию экономических интересов (общественных, групповых и частных) служит хозяйственный механизм, обеспечивая функционирование и развитие экономики.

Под хозяйственным механизмом понимается совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы и процесс воспроизводства, а также реализуются всесторонне развитие человека, формирование и удовлетворение его потребностей, создание действенных стимулов к труду и согласование экономических интересов основных социальных групп общества.

К структурным элементам хозяйственного механизма относятся:

1) прогнозирование и планирование, то есть определение основных тенденций экономического развития и выработка разнообразных программ социально-экономического развития;

2) стимулирование и мотивация, то есть совокупность мер, приводящих к эффективной работе;

3) система организации и контроля, в том числе управление на предприятии – менеджмент, включающий в себя также предыдущие элементы;

4) правовое регулирование хозяйственной деятельности;

5) формы собственности на средства производства;

6) система рычагов, которые способствуют функционированию: прибыль, цены, финансы, конкуренция.

Хозяйственный механизм способствует распределению людей в системе организационно-экономических отношений, а сами отношения предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные экономические функции, то есть приобретают конкретно-функциональный характер. Реализация этих отношений осуществляется с помощью экономических институтов.

Институты можно определить как «устойчивый способ думать и действовать, присущий определенной группе людей или даже целому народу», возникающий в процессе социально-экономической эволюции. Центральным пунктом этого определения является действие, а не поведение. Всякое действие, с точки зрения институционалистов, неразрывно связано с технологией. Потому правила осуществления этого действия (в некотором неточном и очень формальном смысле их можно назвать правилами поведения) устанавливаются отнюдь не на основе свободного индивидуального рационального выбора, а исходя из объективных технологических параметров – свойств применяемых орудий, приобретенных навыков и знаний, последовательности операций, необходимых для успешности действия.

Классическое определение института дал один из родоначальников институциональной экономики Дж. Коммонс: «Институт представляет собой коллективное (совместное) действие, контролирующее, освобождающее и расширяющее индивидуальное действие». С одной стороны, любой человеческий поступок определяется его индивидуальными особенностями и состоянием в данный момент. С другой стороны, эмоции, мотивы человека, его видение ситуации и намерения в значительной степени сформированы на внеличностном, коллективном уровне.

Наиболее общим образом институты можно определить как инфраструктуру взаимодействий , формирующую варианты индивидуального поведения людей применительно к той или иной сфере жизни. Слово «формировать» понимается здесь в возможно более широком смысле и включает все – от понятийного аппарата и навыков до механизмов принуждения и наказания.

Процесс формирования институтов можно кратко описать следующим образом. Человек, стремясь максимизировать собственную выгоду, самостоятельно принимает решения о характере своей деятельности, но он вынужден координировать свои усилия с остальными людьми, каждый из которых имеет собственные, зачастую противоречащие ему интересы. Стремясь снизить уровень собственного несовершенства, люди вырабатывают стереотипы поведения на основе прошлого успешного опыта и тем самым экономят на издержках принятия решений. Ус­тойчивые стереотипы (рутины ) и ценности образуют ментальные модели - модели восприятия окружающего мира. В процессе взаимо­действия людям приходится корректировать эти модели, вырабатывая общие базовые представления ("общие ментальные модели"). Из них складывается культура общества, и в ее рамках формируются нормы поведения. Последние находят свое отражение в структурах, упоря­дочивающих человеческую деятельность. Эти структуры, то есть пра­вила, которые дополнены механизмами принуждения к их исполне­нию, мы и называем институтами .

Институты бывают как формальные, так и неформальные. Формальные институты – закрепленные в законах, нормах, правилах и обеспечиваемые принудительным исполнением. Неформальные институты – традиции, обычаи, общественные нормы и стереотипы поведения. По определению В.Л. Тамбовцева, «неформальными являются институты, включающие неспециализированные механизмы принуждения к исполнению правил, то есть гаранты правил (институтов) не заняты постоянно в данном качестве.

Институты создают стимулы, влияющие на поведение людей. Они снижают издержки выбора в условиях неопределенности, позволяют структурировать затраты на функционирование в рамках системы. Формирование этих институтов - процесс не экзогенный, а эндоген­ный, связанный с опытом взаимодействия людей и их общей истори­ей. Попытки извне внедрить чуждые правила будут неудачны, если они пойдут вразрез с той культурой и неформальными практиками, которые уже существуют в обществе. Напротив, формальное закреп­ление имеющихся практик, как показывает опыт англосаксонской си­стемы права, может быть очень удачным.

Институты крайне инертны в силу культурных и исторических факторов, но все-таки они меняются. Происходит это по мере накоп­ления опыта теми агентами, которые принимают решения. Опыт по­зволяет им корректировать существующие ментальные модели, откры­вает новые возможности для инновационного поведения, способству­ющего возникновению новых практик и формированию новых инсти­тутов. Важным фактором здесь могут оказаться изменения в относи­тельных ценах на политическом и экономическом рынках.

Рассмотрим в качестве примера институт налогообложения. В любой экономической системе он складывается из трех компонент: формальных правил, по которым рассчитываются налоговые выпла­ты; неформальных ограничений и практик, влияющих на восприятие формальных правил экономическими агентами; механизмов принуж­дения к уплате налогов.

Даже когда лежащие в основе институтов формальные правила одинаковы, результаты их применения могут быть различными. На­пример, если большинство членов общества осуждает неплательщиков налогов, то при одинаковой интенсивности принуждения к их уплате процент неплательщиков в таком обществе будет ниже, чем в обще­стве, где уклонение от налоговых выплат считается доблестью. Реше­ние людей об уплате налогов зависит не только от величины налого­вой ставки, но и от тех ценностей, которыми они руководствуются.

На поведение оказывают влияние и формальные институты. Эффективность налоговой системы определяется не только соответ­ствующими законами, но и силой государства, то есть его способно­стью принуждать граждан к их исполнению. Такие факторы, как ве­роятность налоговой проверки, возможность частично или полностью избежать ее последствий, "договорившись" с инспектором, характери­зуют качество формального института.

Однако на повседневном уровне мотивы, по которым актор дей­ствует в рамках данного института, определяются уже не столько эти­ми фундаментальными факторами, сколько трансакционными издерж­ками, с которыми связана реализация рутин: сложностью заполнения налоговой декларации, прозрачностью правил, наличием очередей в налоговой инспекции и т.д.

К ключевым институтам современной экономики относятся институт собственности и институт конкуренции.

to institute (англ) — устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

Определения институтов можно также найти в работах по политической и социальной . Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности.

В впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты — это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

  • привычные способы реагирования на стимулы;
  • структура производственного или экономического механизма;
  • принятая в настоящее время система общественной жизни.

Другой основоположник институционализма Джон Коммонс определяет институт следующим образом:

Институт - коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма — Уэсли Митчелла можно найти следующее определение:

Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы или матрицы поведения индивидов есть ни что иное, как институты.

«Институты — основа экономического поведения»

Основоположником институционального направления считается Торстейн Веблен (1857-1929), автор «Теории праздного класса» (1899).

Главный тезис работы Веблена: «Институты — основа экономического поведения». Веблен выступил против односторонней трактовки мотивов поведения «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита).

Веблен считает неправильным, что в экономической науке не рассматривается человеческое поведение, его закономерности, а основное внимание уделяется инструментам рыночного механизма, денежной системе.

У Веблена — две основные идеи. Экономика постоянно развивается, эволюционирует. Экономические изменения происходят под влиянием институтов, которые также постоянно меняются. Но нередко институциональные изменения отстают, и институты тормозят развитие. Чтобы отладить институты, странам Запада потребовалось 400-300 лег. Это очень сложный, противоречивый процесс. Отсюда вывод: изменяется не сам рыночный механизм, а институты, институциональная среда, обычаи, законы; у каждой страны свои специфичные институты; экономисты должны изучать не идеальные схемы, а реальные нормы, традиции, структуры.

Критикуя классиков, Веблен заявлял: человек не должен трактоваться как подобие механического шарика или счетной машины, своего рода «калькулятор удовольствий и тягот». Он руководствуется не только мотивом прибыли и не строго арифметическим расчетом, соизмеряя величину издержек с размерами выгоды.

Поведение индивидуума как потребителя и участника производства весьма неоднозначно. Его экономические интересы представляют сложную и противоречивую систему, поэтому следует полнее учитывать социальные условия, психологические мотивы.

Институты — привычные способы осуществления процесса общественной жизни. В основе принятого образа жизни лежит система взглядов, которых придерживаются социальные группы. Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны постоянно изменяться.

Непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система - это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института : экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.

Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты». Институт (от лат. institutum - установление, учреждение) понимается как корпорация, профсоюзы, государство, а также как психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

Экономические институты - «правила игры» в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

По мнению Дж. Найта, институты - это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества. Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.

Это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.


Неформальные (общественные) институты - это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.

Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты - это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации - это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.

Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.

Важнейшим институтом в экономической системе является собственность.

Экономическая система непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института: экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.

Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты». Институт (от лат. institutum – установление, учреждение) понимается как корпорация, профсоюзы, государство, а также как психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.

По мнению Дж. Найта, институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты – это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Неформальные (общественные) институты – это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.

Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты – это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации – это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.

Важнейшим институтом в экономической системе является собственность.