Одинаковые ударные гласные звуки. Гласные звуки в ударном и безударном положении. Ударные и безударные гласные

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

    Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

    после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

    в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

    в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

2. Характерная особенность русского произношения - разное звучание гласных под ударением и без ударения.

    Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие - нет:

    не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] - мила [м’ила́], жил [жы́л] - жила [жыла́], шут [шу́т] - (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании [в ы згна́н’ии].

    изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

    В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    Мо й [мо́j] - мо я [мΛjа́] или [маjа́], да л [да́л] - да ла [дΛла́] или [дала́].

    В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] - [и э ] .

    Ср.: взя л [вз’а́л] - взя ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], нё с [н’о́с] - не сла [н’и э сла́] или [н’исла́], бе л [б’е́л] - бе ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

    Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

    Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

    после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

    Жа леть [жы э л’э́т’], лоша дей [лъшы э д’э́j], двадца ти [двъцы э т’и́].

    на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , - [ы э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

    после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] - [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ша р [ша́р] - ша ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

    Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

    В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

    В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] - после твёрдых согласных, «ерь» [ь] - после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: до мовой [дъ маво́j], рыба [ры́бъ ], крыша [кры́шъ ], це ликом [цъ л’ико́м];

    после мягких согласных: ря довой [р’ь даво́j], поле [по́л’ь ], ча совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] - [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1. Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

Сожаление - со-жа-ле́-ни-е.

2. Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Со-жа-ле́ -ни-е.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

  • либо один звук [э], [о], [а], [у] - после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );
  • либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] - в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный - я́ -вный, проявка - про-я́ -вка, съёмка - съё м-ка.
3. Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

первый предударный слог - I слабая позиция; остальные безударные слоги - II слабая позиция.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II .

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в заударном слоге ни звучит гласный [и].
4. Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :
  • после твёрдых согласных - [Λ] ;

    после мягких согласных - [и э ] ;

    после ж, ш, ц может звучать [ы э ] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - в слоге жа звучит гласный [ы э ].

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [и э ] .

Объявился - о II -бъя I -ви́л-ся II - первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

5. Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных - [ъ] ;

    после мягких согласных - [ъ] ;

    в абсолютном начале слова на месте букв о и а - [Λ] .

Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j - мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

Со II -жа I -л е́ -ни II -е II - слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II - о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду?...
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 ()

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos - правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят - найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки - сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.

Рис. 11. Журавль ()

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь ()

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).

  • Tutrus.com ().
    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
    2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха - какая шапка? (м.ховая - Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая - А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная - Е) .
    3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва - слово - О, зв.зда - звезды - Е, ш.ры - шар - А, б.льной - боль - О, ц.почка - цепь - Е.)
    4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.



    Звуки речи Звук это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи могут состоять только из голоса, из голоса и шума или только шума. Звук это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. Звуки речи могут состоять только из голоса, из голоса и шума или только шума.


    Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сад], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п"ил], сыр [сыр].


    Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума. В составе русского языка 36 согласных звуков: [б], [б"], [п], [п"], [в], [в"], [ф], [ф"], [г], [г"], [к], [к"], [д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [х], [х"], [ж], [ш], [ц], [ч"], [щ"], [й"]


    Звонкие и глухие согласные звуки По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные, а шумные - на звонкие и глухие. У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [р], [р"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [й]. У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"] и др. У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"] и др.


    Звонкие и глухие согласные звуки Шумные согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п]; [б"] - [п"]; [в] - [ф]; [в"] - [ф"]; [г] - [к]; [г"] - [к"]; [д] - [т]; [д"] - [т"]; [з] - [с]; - [с"]; [ж] - [ш]. Непарными глухими являются [х], [х"], [ц], [ч"], [ш"]. Сонорные согласные также являются непарными (у них нет глухой пары) [р], [р"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [й].


    Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими и образуют пары по твёрдости-мягкости: [б] - [б"]; [в] - [в"]; [г] - [г"]; [д] - [д"]; [з] - [з"]; [к] - [к"]; [л] - [л"]; [м] - [м"]; [н] -[н"]; [п] - [п"]; [р] - [р"]; [с] - [с"]; [т] - [т"]; [ф] - [ф"]; [х] - [х"]. Выделяются непарные согласные: непарные твёрдые [ж], [ш], [ц] и непарные мягкие [ч"], [ш"], [й"]


    Способы обозначения мягкости согласных на письме В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в"]ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька. В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в"]ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.


    Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме письма, тьме тьма, возьми возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягкий звук [с"], но мягкий знак после неё не пишется. Способы обозначения мягкости согласных на письме


    2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). 2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). Способы обозначения мягкости согласных на письме


    Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Способы обозначения мягкости согласных на письме


    Сильные и слабые позиции звуков Положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т. п.) называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые. Сильная позиция это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков. Слабая позиция это позиция неразличения звуков


    Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой - без ударения. Например, ср.: сом - сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома - сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [а])


    Сильные и слабые позиции звуков Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил - бил, слой - злой, твоих - двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости - на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот - молод ([т]), киска - низко ([с]), сдал - здание ([з])




    Слог Слог это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).


    Ударение Ударение это произнесение одного из слогов слова с большей силой. Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: п Олночь, пол Учка, полукр Уг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА в Олны, р Едкий редч Айший. Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЁстры сестрЫ) и разные слова (Атлас атл Ас).


    Буквы Буквы это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. По своей функции в письменной речи буквы подразделяются на три группы: буквы для обозначения гласных звуков 10 букв буквы для обозначения согласных звуки 21 буква буквы, не обозначающие звуков 2 буквы буквы, не обозначающие звуков 2 буквы




    Буквы е, ё, ю, я Буквы е, ё, ю, я могут иметь разное звуковое значение: они могут обозначать два звука: [й] + соответствующий гласный [э], [о], [у], [а] и один звук (только гласный). Один гласный звук (с указанием на мягкость предшествующего согласного) эти буквы обозначают после согласной буквы: пел [п"э]л, лёг [л"о]г, сюда [с"у]да, пять [п"а]ть


    1) в начале слова: ем [эй] ёлка [йо] юный [йу] ящик[йa] 2) после гласной буквы: заезд [эй] паёк [йo] знаю [йу] баян [йa] 3) после разделительных ь и ъ знаков: Пьер [эй] льёт [йo] солью [йy] семья [на] съел [эй] адъютант [йy] предъявлен [йa] Буквы е, ё, ю, я Два звука эти буквы обозначают:












































    Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета. Детектив, бизнес, экземпляр, пюре, тире, бутерброд, теннис, коктейль


    Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, мир, ель, жизнь, клад, ключ, диво, плуг, принц, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, ширь, пир, шок, юг. С ударным [а] – атом, глаз, грязь, клад, ряд; с ударным [у] – вьюн, ключ, плуг, сук, юг; с ударным [э] – ель, поэт, шест; с ударным [о] - еж, черный, шелк, шок; с ударным [ы] – жизнь, сыр, цирк, шип; с ударным [и] – мир, диво, принц, пир


    Литература 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун- т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, fon.phphttp:// fon.php 5. Картинки и рамки из инфотеки Интергуру 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун- т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, fon.phphttp:// fon.php 5. Картинки и рамки из инфотеки Интергуру


    Интернет - урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

    У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

    Посмотри, что ты видишь?….

    А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

    Вокруг нас можно услышать разные звуки.

    Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

    Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

    Поиграем в игру «Угадай звук».

    Это соловей

    Это фламинго…

    Это колибри

    Это жаворонок…

    Это индюк…

    Журавль…

    Интересно?

    Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

    Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

    Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

    Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

    Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

    Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

    «В одном царстве жили — были очень интересные жители.

    У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

    Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

    На значке кружок, как рот, который поёт.

    Их нетрудно перечесть.

    Гласных звуков ровно шесть:

    А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

    Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

    На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

    Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

    Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

    Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

    А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

    Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

    Проведем исследование…

    Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

    Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

    Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

    Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

    Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

    Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

    Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

    Задание 2.

    Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо . Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы .

    Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло ? ([р]).

    Задание 5. Что изображено на рисунках?


    Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

    Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

    Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

    Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

    Слогов столько, сколько гласных звуков!

    А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

    Ударные и безударные гласные звуки

    Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

    Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

    Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

    Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

    Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

    Гласные звуки без ударения называются…. безударными .

    Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

    Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

    Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

    Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок .

    Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

    План фонетического анализа слова:

    1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

    2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

    3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

    4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

    5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Знакомься… это гномы Том и Тима…

    Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

    Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

    Сравни слова на рисунках…

    Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

    Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

    Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

    Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

    А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

    Понаблюдай за первыми звуками в словах:

    • РУКА — РЕКА
    • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
    • ЛЕС — ЛОСЬ
    • МАСЛО — МЯСО

    Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

    Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

    /ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /

    А вы знаете, что…

    Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

    Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

    Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

    Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

    На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

    Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

    Мы потолок белили, а дрова пилили.

    … Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

    Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

    Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

    Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

    Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

    Разучивание скороговорки…

    Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

    Обратите внимание на для 2 класса для закрепления знаний


    В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

    Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Гласные звуки бывают:

    • ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
    • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

    Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

    Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

    Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).

    Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

    В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

    Йотированные гласные звуки

    Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

    1. в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
    2. после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
    3. после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].

    Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.