Абу симбел большой храм. Абу-Симбел – скала, вмещающая храм. Как насчет ночной жизни и развлечений

Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса II получило строительство пещерных храмов. Наверное, лучшим из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с его 20-метровыми статуями фараона.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место.

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению.

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Большой храм

Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте.

Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II . Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней.

Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II . Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».

Малый храм

Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут.

Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени.

В мире немного достопримечательностей, которые переносили с одного места на другое, но Абу-Симбел относится к их числу. Этот исторический памятник невозможно было потерять из-за строительства плотины в русле Нила, ведь храмовый комплекс является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромная работа была проведена по демонтажу и последующему повторному возведению памятника, но зато сегодня туристы могут лицезреть это сокровище снаружи и даже посетить храмы внутри.

Краткое описание храма Абу-Симбел

Знаменитая достопримечательность является скалой, в которой высечены храмы для поклонения богам. Они стали своего рода показателями почтительности египетского фараона Рамзеса II, давшего приказ сотворить эти архитектурные сооружения. Расположен великий памятник в Нубии, к югу от Асуана, практически на границе Египта и Судана.

Высота горы составляет приблизительно 100 метров, скальный храм высечен в песчаном холме, при этом кажется, что он всегда там и был. Монументы настолько изысканно выбиты из камня, что их по праву называют жемчужиной египетского зодчества. Детали четырех богов, охраняющих вход в храм, отчетливо видны даже на значительном расстоянии, при этом в них чувствуются массивность и величие.

Именно из-за этого памятника культуры миллионы туристов ежегодно приезжают в Египет и останавливаются в близлежащих городах для посещения храмов. Уникальная особенность, связанная с положением солнца в дни равноденствия, является причиной массового наплыва посетителей, желающих собственными глазами увидеть необычное явление.

История памятника Абу-Симбел

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Особенности храмов

Абу-Симбел включает в себя два храма. Большой храм задумывался Рамзесом II как почесть своим заслугам и дань Амону, Птаху и Ра-Хорахти. В нем можно увидеть картинки и надписи о царе, его победоносных сражениях и жизненных ценностях. Фигура фараона постоянно ставится в один ряд с божественными созданиями, что говорит о связи Рамзеса с богами. Скульптуры богов и египетского правителя достигают высоты в 20 метров. У входа в храм они изображены в сидячем положении, будто охраняющие священное место. Лица у всех фигур одинаковые, при создании монументов прототипом был сам Рамзес. Здесь же можно увидеть статуи жены правителя, его детей, а также матери.

Малый храм был создан для первой жены фараона – Нефертари, а покровительствующей богиней в нем является Хатхор. Перед входом в это святилище установлено шесть статуй, каждая из которых достигает 10-метровой высоты. С обеих сторон от входа по две статуи царя и по одной царицы. То, как выглядит сейчас храм, немного отличается от созданного изначально вида, так как один из колоссов украшен надписью, оставленной наемниками из войска Псамметиха II.

Каждая страна гордится своими уникальными достопримечательностями, но в Египте нередко использовались природные особенности для придания исключительности строениям. Это касается и большого дворца, высеченного в скале.

В дни равноденствия (весной и осенью) лучи так просачиваются сквозь стены, что освещают статуи фараона и богов в определенной очередности. Так, по шесть минут солнце освещает Ра-Хорарти и Амона, а на фараоне свет сфокусирован 12 минут. Это делает памятник популярным у туристов, и его по праву можно назвать еще и природным наследием.

Название достопримечательности появилось еще до того, как построили храмы, поскольку его присвоили скале, напоминающей морякам хлебную меру. Дословно Абу-Симбел значит «отец хлеба» или «отец колосьев». В рассказах того периода он упоминается как «крепость Рамзессополис».

Полезная информация для посетителей

Большинство гостей Египта мечтают увидеть пирамиды, но и упустить возможность полюбоваться на Абу-Симбел нельзя. По этой причине Хургада является популярным курортным городом, откуда легко увидеть настоящие сокровища этой страны, а также отдохнуть на пляжах Красного моря. Кроме того, это место, где находится дворец «Тысяча и одна ночь». Фотографии оттуда пополнят коллекцию снимков с разных уголков мира.

Посещение скальных храмов включают в большинство экскурсионных туров, при этом добираться туда лучше на специальном транспорте. Это связано с тем, что пустынная местность не располагает к пешим прогулкам, а поселиться рядом с высеченными святынями непросто. Зато фото с окрестностей впечатляющие, впрочем, как и эмоции от посещения храмового комплекса.

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.


Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.












Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.


Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.


У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.












Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.


Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.



Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.


Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.


В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.



Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.


Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.


После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.


Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.


Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).


Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

Храмы Абу-Симбела


Ансамбль Абу-Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.


Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее хорошо исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища.


Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой , была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены теми знаниями, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.


При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Архитектура и достопримечательности Абу-Симбела


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н.э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство - сначала в первый зал с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал и далее - в святилище.

В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах - владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны!

Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не только в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя, - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных теней, отбрасываемых ими.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.


Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов…

Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…


Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше». Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, которые выполнены в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.


Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему освещающие их лучи солнца создают игру света и тени, усиливающую впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор в образе священной коровы. Перед ней - фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Храм Абу-Симбел, спасенный усилиями всего человечества от затопления, стал местом паломничества туристов со всего мира. Сегодня это находящееся в чудо древнеегипетского искусства одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел.


Храм Рамзеса II (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Рамзеса II находится в Нубии, примерно в 280 км от Асуана . И хотя путь в Абу-Симбел (это название скалы, где расположен храм), прямо скажем, неблизкий (из Хургады до Нубии восемь часов на автобусе), решиться на поездку все же стоит. Потому что, возможно, даже Великие пирамиды несколько померкнут от увиденного здесь.

У храма Рамзеса II есть ну просто невероятная загадка! Два раза в год (22 февраля и 22 октября) солнечные лучи падают во внутренний зал так, что освещают именно лицо фараона.

Храм Рамзеса II не создан из идеально сложенных плит - он целиком и полностью высечен в скале! Несмотря на необычное и в то же время непростое местоположение, храм поражает своей красотой и могуществом. Своеобразным фасадом служат четыре гигантские фигуры сидящего на троне фараона. Высота каждой статуи около 20 м (почти что 7-й этаж). Внутри храма - несколько залов с не менее величественными фигурами богов, правителя, а также рельефами на стенах.

Храм Рамзеса II

В середине 20 веке храм Рамзеса II едва не затопило. Дело в том, что в это время в Асуане начали строить водохранилище и все в округе должно было уйти под воду, в том числе храм. Только после многочисленных международных переговоров с участием ЮНЕСКО удалось прийти к единому дипломатическому решению.

Храм Рамзеса II целиком распилили на отдельные блоки и в таком виде перевезли подальше от зоны затопления.

В операции по спасению древнего святилища участвовали инженеры и архитекторы из 50 стран, а на все про все у них ушло четыре года. Строители собрали храм в точности таким, каким его сотворили в свое время египтяне.

У храма Рамзеса II есть ну просто невероятная загадка! Два раза в год (22 февраля и 22 октября) солнечные лучи падают во внутренний зал так, что освещают именно лицо фараона, и всем путешественникам кажется, что скульптура «улыбается»!

Примерно в 150 м от храма Рамзеса II есть еще одна достопримечательность. Это так называемый малый храм, посвященный богине Хатор. Его фасад состоит из шести больших фигур фараона и стоящих между ними статуй супруги правителя - красавицы Нефертари. Внутри второе сооружение, несколько скромнее, но по исторической ценности ничуть не уступающее храму Рамзеса II.

Цена вопроса

Экскурсия в Асуан и Абу-Симбел с посещением храма и ряда других достопримечательностей стоит недешево.

Из Хургады двухдневное путешествие на автобусе обойдется в 1500 EGP с человека. Детский билет будет стоить в среднем 900 EGP.

При желании можно заказать индивидуальный тур, скажем, поехать семьей. Такая экскурсия проводится на комфортабельном автомобиле, а ее стоимость начинается от 7750 EGP (за трех человек). Да, сумма «кругленькая», - но в нее входит полный трансфер, входные билеты на достопримечательности и питание (завтрак, обед, ужин). Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.