Бог символом которого было страусовое перо. Птичьи перья (символ). Значение Маат для египетских фараонов

В апреле 1906 года в Государственный исторический музей поступило заявление от почетного потомственного гражданина Москвы Петра Ивановича Щукина:

«Честь имею обратиться в Управление музея с предложением принять от меня в дар мое, нигде не заложенное и свободное от всяких обязательств владение в городе Москве со всеми на нем постройками, с моим собранием старинных русских и иностранных вещей, восточной коллекцией, картинной галереей, собранием рисунков и гравюр, библиотекой, рукописным архивом и со всей обстановкой».

В числе этого огромного пожертвования к Историческому музею перешел 101 масонский предмет, и в их числе - запоны, предплечные ленты, табакерки, ритуальные чаши и т. д., которые пополнили собрание масонских предметов, составившееся из ряда пожертвований и небольшого количества купленных вещей.

Масонство, как его определяет «Советский энциклопедический словарь», - это религиозно-этическое учение, возникшее в XVIII веке в Англии. Потом оно распространилось в буржуазных и дворянских кругах других стран, в том числе и в России. Названия, организация (объединение в ложи), традиции, основные правила поведения и ответственности заимствованы масонами у членов средневековых цехов - братств строителей-каменщиков и отчасти от рыцарских и мистических орденов.

Масонская и антимасонская литература сообщают, что в появлении масонства и его целях особой тайны как будто бы нет, поэтому считается, что произошло оно от средневековой гильдии английских мастеров-каменщиков. В Средние века дворцы, аббатства, монастыри и величественные соборы строились иногда в течение целых столетий.

При таких темпах работ каменотесы, каменщики и архитекторы в силу необходимости постоянно жили вблизи построек. Они собирались и хранили свои инструменты в особых помещениях, которые впоследствии назвали ложами. Отсюда и братства строителей, и их собрания получили названия лож, а их члены - вольных каменщиков (по-английски free masoins, по-французски - franc-macons). Принадлежность к той или иной ложе определялась специальными паролями, тайными знаками и особой одеждой.

В книге «Рассказы о «детях вдовы» В. Бегун пишет, что «у строителей в ложах выработались определенные правила поведения. Прием новых членов обставлялся особым ритуалом, посвящаемый давал клятву сохранять профессиональную тайну и другие тайны Ордена вольных каменщиков». Вскоре в английские ложи, прославившиеся духом вольности, стали вступать люди, никакого отношения не имевшие к строительному делу. Это были представители либеральной буржуазии и знати, которых совсем не смущало соседство с простыми каменотесами и каменщиками. А 24 июня 1717 года, в день Святого Иоанна Крестителя, была создана «Великая ложа» во главе с великим мастером Антони Сейером.

Поскольку масонство приобрело форму организации, понадобилось принять устав: так появилась «Книга конституций» (или «Книга уставов»), в которой излагались условия вступления в братство вольных каменщиков, их права и обязанности, нормы поведения в ложе и вне её, взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Правда, американский исследователь масонства Р. Джонсон считает, что все эти правила были определены еще в «Старой хартии масонства», которая датируется XIV веком: именно в ней уже содержались требования, которым должен отвечать масон.

Кандидат в масоны должен быть «свободным мужчиной, рожденным от свободной женщины». В братство масонов не дозволялось вступать «младым и престарелым», так как первые еще малонадежны, а старые уже негодны перед лицом неумолимо надвигающейся немощи. Умственно отсталых, по понятным причинам, тоже не принимали.

В 1721 году пресвитерианский пастор и доктор богословия Д. Андерсен составил «Новую книгу конституций», которая посвящалась герцогу Монтегю, первому титулованному гроссмейстеру франкмасонов. В этом кодексе масонских уставов, традиций и обычаев была глава «Об обязанностях франкмасонов», в которой говорилось следующее:

Масон по самому положению своему подчиняется законам морали, и не может стать ни бессмысленным атеистом, ни лишенным нравственности нечестивцем. В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была. Но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей.

Сами себя масоны называют строителями духовного храма премудрости в сердцах человеческих. По определению собственных уставов масонства, «франкмасонство есть учреждение филантропическое и прогрессивное. Оно ставит своей целью искание истины, изучение мировой морали и применение принципов солидарности. Франкмасонство работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным и общественным совершенствованием человечества. Его принципы - взаимная терпимость, уважение своего и чужого достоинства, полная свобода совести». Масоны исходят из мысли, что никакие общественные отношения, даже самые прогрессивные, не могут даровать людям всемирного благополучия: рай на земле можно достичь только путем нравственного, умственного и физического совершенствования каждой отдельной личности. Орден вольных каменщиков и ставил своей целью повести человечество к достижению земного Эдема - золотого века, царства любви и истины. Поэтому первым и обязательным условием для принятия в масонское братство было искание света: новичок при посвящении в первую степень масонства - в ученики - именуется ищущим.

Однако многовековое существование среди различных народов привело к расколу первичного (чистого) масонства. Как течение общественное, оно постоянно видоизменялось, а потом распалось на несколько толков, которые стали называться системами. Отдавая дань времени и подчиняясь иногда власти единоличных правителей, масонство приняло в себя учения мистиков, теософов, алхимиков и др.

Первоначально масонство имело три иерархических степени: ученик, товарищ (подмастерье) и мастер. Но со временем стали образовываться ложи с большим количеством степеней: сначала их число достигало 9, потом 33, а в некоторых ложах оно доходило до 99. Каждая из степеней старалась превзойти предыдущую каким-либо «эзотерическим» способом: например, рыцари 28-й степени шотландского образца не признавали никакой эры и вместо года выставляли семь нулей, так как по масонскому обычаю считается, что летоисчисление ведется от 4000 года до нашей эры. Таким образом, единое прежде, масонство разбилось на несколько ручьев, каждый из которых имел свое течение и свои особенности, поэтому сейчас говорить о масонстве как едином и неделимом целом нельзя. Однако для всех лож общим является предание о мудром царе Соломоне, который решил построить Великий Храм - «дом имени господа своего». И построить его так, чтобы он символически передал потомству, всем жаждущим познать истину, божественные познания, которые знал Адам до грехопадения. Главным строителем храма был назначен Адонирам, обладавший знанием «божественной истины».

Предание об убийстве великого мастера имеет несколько версий, но сущность у всех одна. Для постройки Великого Храма было собрано 130 тысяч человек, которых Адонирам разделил на три степени (по искусству их ремесел) - учеников, товарищей и мастеров - и «дал им особое слово и знак, чтобы при плате было легче их признавать». Ученики получили символическое слово «Иоаким», товарищи - Вооз, а мастера - Иегова. Мастера за свою работу получали более высокую плату, и поэтому три товарища решили выпытать у Адонирама мастерское слово. Воспользовавшись тем, что Адонирам по вечерам ходил осматривать работы в Храме, первый из подмастерьев остановил его у южных ворот и стал требовать заветное слово. Не получив желаемого, он ударил Адонирама молотком; у северных ворот второй товарищ нанес ему удар киркой. Адонирам бросился спасаться к восточным воротам, и едва он успел бросить в колодец золотой священный треугольник, как третий товарищ нанес ему смертельный удар циркулем. Преступники зарыли тело Адонирама за городом, а в могилу воткнули ветку акации.

Царь Соломон послал на поиски пропавшего Адонирама, и тело его было найдено, так как земля оказалась рыхлой, а ветка акации зазеленела. Мастера опасались, что древнее мастерское слово уже потеряло значение, и решили заменить его первым, какое будет произнесено при открытии гроба. Прикоснувшись к трупу, один из мастеров воскликнул: «Макбенак!». Это выражение и было принято отличительным словом степени мастера.

Кандидат, желающий вступить в братство вольных каменщиков, пишет заявление, в котором сообщает, что он чтит и уважает правила масонского ордена, и хочет стать его членом, не ища для себя лично никаких льгот и привилегий. Правила приема кандидата в разных масонских ложах бывают различными, но даже одного черного шара бывает достаточно, чтобы в приеме отказать. Если же кандидата, после обсуждения его личностных качеств и репутации, все же решают принять, то он подвергается обряду посвящения в ученики.

В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, везет его в ложу, где собрались уже все приглашенные масоны. Ложа обозначается символом - продолговатым треугольником: этим знаком, по объяснению масонов, обозначалась до Птолемея вселенная. По приезде новичка отводят в «черную комнату», где оставляют одного, предупредив, что он может снять наложенную на него повязку только тогда, когда совершенно стихнет всякий шум и не будет слышно даже малейшего отзвука удаляющихся шагов.

Комната размышлений обычно бывает без окон и дверей, потолок в ней низкий. В одном углу стоят черный стол и два стула, на столе - берцовые кости и череп, из глазных впадин которого выбивается синеватое пламя. Тут же лежат Библия и песочные часы. В противоположном углу стоит человеческий скелет с надписью: «Ты сам такой будешь». В других углах комнаты стоят гробы: в одном - искусно сделанный труп с признаками гниения, другой гроб - пустой.

Перед началом посвящения новичок подвергается обстоятельному допросу: он должен подтвердить, что решение вступить в масонское братство является его свободной волей и было подсказано доброй славой Ордена, что он хочет новых знаний, самосовершенствования и готов быть полезным для своих братьев. Когда эта часть ритуала завершена, кандидата просят снять часть одежды, потом на полураздетого неофита надевают колпак, а на шею повязывают веревку, конец которой волочится по земле. Колпак закрывает глаза новичка, передвигаться самостоятельно он не может, поэтому в ложу его вводят за руку. Перед клятвой кандидат встает на обнаженное левое колено, а его правая нога ставится впереди под прямым углом.

Священное писание открыто, чтобы новичок не мог сказать, что он заблуждался от неведения: на нем лежит циркуль и поверх его концов - треугольник. Левую руку кандидата кладут на Библию ладонью вверх, а его правая рука ложится на циркуль и угольник ладонью вниз. В таком положении неофит «клятвенно дает торжественное обещание»: с сего момента и впредь всегда и везде хранить в тайне, никогда и никому не открывать уменья, части или стороны тайной вести древнего братства Вольных каменщиков. Никому на этом свете никогда не напечатаю, не нарисую, не сниму отпечаток, не отрежу, не вырежу, не помечу и не сделаю гравюры ни с чего, что движется или неподвижно, что бы дало малейшее представление о слове, букве и знаке, пусть читаемом или нечитаемом. И таким образом, не допущу, чтобы тайна масонства из-за моей неосторожности стала достоянием посторонних.

Не доверяя свои идеи, мечтания и замыслы перу, кисти и резцу, масоны доверили их символическим изображениям. Ни в одной политической, религиозной или какой-либо другой системе символы не играли такой колоссальной роли, как в масонстве. Об этом же говорят и сами вольные каменщики: «Язык в наших ложах иносказателен», «Символы предоставляют мысли свободу и простор, догмат же сковывает и подчиняет», «Своеобразность учения вольных каменщиков заключается в том, что оно воплощает в жизнь свои гуманитарно-философские идеи, воплощая в жизнь целый ряд символов и образов».

Масонские символы - это знаки, которыми подмастерья-каменщики помечали в Средние века свою законченную работу. По окончании срока своего обучения каждый подмастерье получал знак, который присваивал ему его мастер. Одному и тому же символу можно было придавать несколько значений в зависимости от идей, заключенных в каждой степени. Например, все масоны носили открытый на 60° циркуль. Циркуль появился задолго до того времени как масоны стали называть себя масонами. В Уставе вольных каменщиков сказано: «Помните, что совершенный Великий Мастер далеко распростертым циркулем своим размеряет и испытует вашу работу; для сего измеряйте сами действия свои циркулем разума». Таким образом, при взгляде на циркуль масон вспоминает и Великого строителя, и свои обеты вести строго обдуманную жизнь. Под циркулем представляли и солнце, и Святого Иоанна Крестителя, и двуликого бога Януса, и т. д.

Пламенеющая звезда (с пламенем на пересечении лучей) знаменует жизненную силу и дух, наполняющий всю природу, а также ум, освещающий все дела масонов и направляющий их искания на верный путь. Сияющая звезда является одной из «неподвижных» драгоценностей ложи: она располагается посередине и ассоциируется со священным огнем, горевшим в Храме Соломона, а также со «светом разума и благоразумием» и светом истины, который путеводительствует вольному каменщику на его пути к добродетели.

Как Вифлеемская звезда, она указует путь к истине и символически представляет наше шествие к Творцу мира.

Семь звезд означали «то эфирное жилище Премудрости, которое небесной твердью закрыто от глаз смертных». В масонской символике часто встречаются звезды с различным количеством лучей, что имеет самое различное толкование. Например, пятилучевая звезда для шотландского мастера шведской системы означает пять ран Спасителя. Пентаграмме приписывается также обозначение составных частей человеческого тела, и в соответствии с этим она символизирует еще борьбу духа с тьмой материи и его победу над ней. Шестилучевая звезда чаще всего означает печать царя Соломона: шесть равных треугольников означают тайну шестидневного творения мира.

Солнце символизирует истину, мужество и правосудие, а также сам Орден вольных каменщиков. Изображается оно кругом с точкой в центре. Кроме того, божественным был «высочайший и непреходящий свет, которого солнце есть только слабое преобразование», и потому можно назвать злом в натуре все, что лишено жизни, тепла и света.

Круг на полу является обязательным в ритуале посвящения в каждую степень и вообще он - один из главных символов каждой масонской ложи. Круг в понимании масонов - конец всех фигур, в нем заключена тайна творения: окружность - это время и мера дел Божиих, в ней выражено одно из главных свойств Великого строителя мира - его бесконечность во всем. Иногда круг изображался в виде колбы, что объясняется широким распространением в братстве вольных каменщиков понятий алхимии.

Очень распространен в масонской символике и треугольник, все остальные многоугольники считаются как бы производными от него. Значений треугольника в масонстве очень много, но все они сводятся к идее троичности. Проявление ее искали везде, составляя соответствующие формулы: «Дух - душа - тело», «Начало - середина - конец», «Мысль - воля - дело», «Семя - цвет - плод» и др. Треугольник острием вверх обозначал человека до грехопадения. Это напоминало члену братства вольных каменщиков о цели его работ и едином образе Ордена и его братьев.

Святую Троицу, троичность во всем существующем символизировали и три светильника. Иногда вместо отдельных светильников в ложах ставили трехсвечник, олицетворяющий духовное начало, почитание Великого строителя мира в «чистоте эдемской, служение под законами Моисеевыми, освобожденными от идолопоклонства, и христианское откровение». Число светильников, ветвей на них и количество зажженных свечей - все имело символическое значение: чем сложнее был ритуал посвящения, тем большее количество свечей зажигалось.

Одним из наиболее распространенных масонских символов является наугольник (прямой угол), который в мистерии вольных каменщиков пришел из ветхозаветной легенды о строительстве Храма Соломона и убийстве мастера Адонирама. Он символизирует прямодушие, справедливость и нравственность, так как вольный каменщик должен «располагать поступки по черте и углу совести». В российской ложе «Друзей Севера» наугольник являлся «подвижной» драгоценностью, то есть мог использоваться для обозначения должностей и степеней братьев.

Каждая масонская ложа имела свое название, свои отличительные признаки и свои вещественные знаки, поэтому они были не похожи друг на друга, но по этим знакам вольные каменщики опознавали своих братьев в других ложах и на праздничных собраниях. Знаки степеней и должностей имели строго установленный символический набор; знаки самих лож составлялись из масонских символов. Кроме перечисленных выше, следует указать на использовавшиеся в масонских знаках кресты разных типов: христианский, орденский и греческий. Выбор формы креста был обусловлен широтой смыслового поля изображений.

Широко использовались в масонской символике и образы египетской мифологии, в частности, Осирис означал «первопричину всякой вещи». В конце XVIII века вольные каменщики считали египетских богов Осириса и Изиду «главными богами, являвшими собой Высшее существо и Вселенскую природу, Солнце и Луну». В Санкт-Петербурге, например, 2 марта 1776 года по шведской системе была основана ложа Осириса, которую позднее перевели в Москву. Почти все ее члены были аристократического происхождения, поэтому ложу часто называли «княжеской».

Центральным символом ложи Осириса был молоток, смысловая нагрузка которого у масонов очень широка. Он «делал знак, чтобы свободный каменщик работу свою исполнял без шума, тайно и без всякого тщеславия, и потому он в руках Великого мастера есть такое орудие, которое малыми трудами и без шума все собрание побуждает к тишине и вниманию».

Работой вольные каменщики называют совершение различных обрядов - прием профанов в члены Ордена и дальнейшее посвящение их в более высокие степени; учреждение и освящение новой ложи и т. д. Под работой подразумевается также стремление к просвещению и совершенствованию: это называется работой «над диким камнем». Человек с необузданной волей, непросвещенным разумом и погрязший в плотских страстях - это все «дикий камень», над которым каждый масон работал особо и все сообща. Поддержкой слабому брату была всеобщая братская цепь. Для отсечения ненужного материала при обработке «дикого камня» служил молоток. Он же означал и совесть - искру Божества, тлеющую в человеке, который еще подвержен греховным порокам.

Чистоту нравов и безвредность души вольных каменщиков символизировали их белые одежды: запоны (передники) и перчатки. Запоны составляют одну из самых важных частей масонского одеяния, без которой нельзя было появляться в ложах. Вручение масонского передника было одним из самых важных этапов посвящения новичка в ученики. Первоначально запон представлял собой необрезанный и необшитый кусок овечьей кожи, который подвязывался вокруг талии. Молодому масону объясняли, что этот белый фартук символизирует целомудрие, он древнее ордена Золотого Руна и ордена Римского Орла, почетнее всяких знаков отличия, которые носят монархи мира. Передник указывает на трудолюбивую жизнь и полезную деятельность, он служит надежным оплотом против дурных мыслей и страстей, сохраняет в чистоте душу масона подобно тому, как фартук каменщика предохранял от грязи платье рабочих средневековых строительных цехов. Посвященному в ученики показывают, как надо правильно надеть фартук, чтобы он сидел на нем так, как его носили строители, возводившие Храм Соломона.

Масонство всегда было окутано тайной, и многие масонские знаки и символы оживают только тогда, если суметь расшифровать их прошлое. Но даже общеизвестным фактам часто придавалось новое значение, поэтому любая современная интерпретация масонской символики, какой бы тщательной она ни была, всегда оставляет в знаке или символе что-то непостижимое. Еще в 1818 году в одной из своих поучительных бесед граф М.Ю. Вильегорский выразился так: «Можно иметь некоторые знания о масонстве, но самого масонства не знать». А масон высокого посвящения А. Пайк, великий командор одной из лож США, в своей книге «Учение и догматы древнего и принятого шотландского обряда масонства» писал:

«Толубые (или синие) степени масонства являются только внешним двором или прихожей Храма. Часть символов показывается там посвященному, но его намеренно - ложными объяснениями их - заставляют заблуждаться… Их истинное объяснение сохраняется для адептов, князей масонства. Вся совокупность царственного и священного знания (искусства) была скрыта так заботливо столетия тому назад, что ныне почти невозможно отгадать некоторые из загадок… Масонство - истинный сфинкс, погребенный до головы в песке, сгрудившемся вокруг него веками!»

О масонстве написано бесконечно много - объемные исследования и художественные произведения (большой роман Писемского «Масоны»).

Объединение вольных каменщиков (именно так звучит дословный перевод слова «франкмасон»), не являясь религией, может поспорить с любой ее ветвью по количеству поклонников и популярности.

Это сложная, необычайно интересная, а самое главное - тайная структура. Официальный статус она получала несколько раз, но ненадолго. Никто не знает наверняка подлинной причины и времени ее возникновения, никто не может определить истинные ее цели и количество членов в рядах, если не имеет к братству прямого отношения. Поэтому организации часто приписывают черты, присущие другим тайным обществам.

Однако на протяжении долгих веков существования выработались и обозначились конкретные символы масонства, знакомясь с которыми, можно утверждать следующее: в свои ряды масоны принимали, как правило, людей высокообразованных, самостоятельных и сложившихся, несмотря на то, что на первой ступени иерархической лестницы им присваивалось звание «ученик».

Нужны были особые заслуги или крупные пожертвования, чтобы достичь 2-ой ступени - подмастерье, и третьей - мастер. Наряду с символом существовал и знак масонов, как правило, тайный.

В символах заключены намеки на историю возникновения, приоритеты и цели организации. Так, «раковина и жемчужина» олицетворяют собой самосовершенствование и саморазвитие человека (из песчинки при невероятно кропотливом труде должна образоваться жемчужина).

Любой образованный человек знаком с символами и знает, что изначально их было три: угольник, молоток и топорик. Позднее «братья» позаимствовали из древних религий такие символы, как «всевидящее око», две колонны (Яокен и Боаз), 6-ти и 5-ти конечные звезды, круг и другие, почти все из которых несли в себе символику Сатаны, что частично и объясняет тайное существование лож.

Загадочное всегда заманчиво, будоражит фантазию, заставляет что-то додумывать. Поэтому членство в масонских организациях приписывали ряду русских царей, Наполеону, Сталину и Гитлеру.

Но если любой из символов масонства - меч (закон), ветка акации (бессмертие), циркуль и другие (всего около 14) - обозначен, зафиксирован документально, запечатлен на десятках полотен гениев, то знак масонов всегда завуалирован.

Особых жестов несколько, и среди посвященных им отводится значительная роль. Такие масонов, как рукопожатие при встрече (ноготь большого пальца правой руки прижимается к 1-му суставу той же руки другого члена ложи), позволяли братьям узнавать друг друга и подчеркивать свою принадлежность тайному обществу.

Поочередное произнесение слогов слов Яокен и Боаз - тоже знак масонов, в смысл которого были посвящены только избранные.

Особая роль отведена жесту «скрытая рука», символизирующему якобы постулат «о человеке говорят его дела». Великих мира сего, изображенных на полотнах с правой рукой, спрятанной за обшлаг одежды, не счесть. Может, они и были масонами, а может, это была просто привычка. Еще один знак масонов - проведение той же правой (ей в масонстве отводится особое место) рукой возле шеи черты, параллельной полу. Он говорил о принадлежности человека к ступени «ученик».

Знаки масонов и их значение переоценить трудно, так как, по некоторым данным, это общество насчитывает в своих рядах сегодня около 5 млн. человек, и ложи его находятся во всех развитых странах мира. На волне равноправия образовались и существуют женские масонские ложи - «Большая медведица», «Камея» и др.

Членами тайного общества была разработана целая система тайных знаков, при помощи которых они могли вести диалоги. Однако такой эпатирующий знак масонов (возможно, только приписываемый им), как «покажи свои рога» (три пальца, естественно, правой руки зажаты в кулак, а указательный и мизинец выброшены вперед), сознательно он применяется или нет, переплюнул все остальные. Если судить по нему, то к масонам принадлежит половина человечества. Этот знак масонов - знак Сатаны - компрометирует движение, идеи которого (строительство нового, стремление к совершенству, всеобщая образованность) совсем не так плохи.

Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы). На египетских изображениях суда над мертвыми ими украшены головы божеств - "Властителей правды". Эмблема Маат, богини истины, справедливости и закона, Аменти - богини запада и мертвых, и Шу - символа воздуха и пространства. В семитской мифологии страус является демоном и может символизировать дракона. В зороастризме это божественная птица бури. Яйцо страуса, подвешиваемое в храмах, коптских церквях, мечетях, иногда над могилами, символизирует творение, жизнь, воскресение, бдительность. У догонов в Африке страус символизирует одновременно свет и воду, причем с водой ассоциируются его неровная походка и бестолковые движения.
единственная птица, которой в обычном словоупотреблении приходится подтверждать свою птичью природу ("птица страус") хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Неясность в его определении существовала и в Греции, где он изначально носил название, близкое к "воробей", но с, приставкой "мегас" (большой), а позднее появилась новая именная форма "букетверблюд", в чем решающую роль сыграли размеры бегающей птицы, форма ее ног и "парнокопытность". Птица известна в Средиземноморье с 5 в. до н.э. и встречалась тогда еще в Северной Африке, что подтверждается доисторическими и раннеисторическими наскальными рисунками. Аристотель приписал ему смешанную природу птицы и млекопитающего. Перо как символ египетской богини Маат было, очевидно, пером страуса. Раннехристианский текст "Физиологус" (2 в.) восхваляет "прекрасные, пестрые, сверкающие" перья и полагает, что страус "пролетает низко над землей... Все, что он находит, служит ему пищей. Также ходит он к кузнецам, пожирает раскаленное железо и тотчас, пропустив через кишку, возвращает назад, столь же раскаленным, как прежде. Но это железо благодаря пищеварению становится легче и звенит, как я это видел на Хиосе собственными глазами. Он кладет яйца и высиживает их не так, как обычно, а садится низко напротив и смотрит на них острыми глазами: они становятся теплыми, и тепло его глаз позволяет вылупиться птенцам... Отсюда яйца его могут служить для нас в церкви примером: если мы сообща встанем там с молитвой, то должны глаза свои направить к Богу, чтобы он отпустил наши грехи". Другое представление, согласно которому страусовые яйца высиживаются под воздействием солнечного тепла, служит символом появления Иисуса на свет без помощи родителей (зоологически, естественно, ложное) и девственного материнства Марии, а иногда и символом воскресения Иисуса из гроба. Басня о том, что страус в критических ситуациях прячет голову в песок и полагает, что становится невидимым (страусиная политика), вместо того чтобы убежать, сделала страуса символом "синагоги" (слепоты) и вялости (см. Фазан). Неспособность к полету бегающей птицы сделала его в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"), как и лебедя, символом лицемерия и ханжества. Хотя он часто расправляет свои крылья для того, чтобы лететь, но не может оторваться от земли, "подобно лицемерам, которые хотя и придают себе видимость святости, но в своих поступках никогда не святы... Так лицемер, из-за тяжелого веса своего земного богатства и забот, не в состоянии устремиться в небесную высь" (Унтеркирхер) в противоположность соколам и цаплям, которые телом легки и не привязаны к земле. В геральдике страус тоже играет роль. Так, исходя из легенды о его способности переваривать железо, он помещен в гербе города Леобен (Штирия), где развита металлургия. С., изображенный в виде орла. "Бестиарий", 12 в. Библиотека Арсенала. Париж Страус как пожиратель железных подков. И. Босхиус, 1702 г. Мои крылья нс приносят мне пользы. (См. рис.8 в табл.9.) Хоть у меня есть крылья, я не летаю. символчто лучше не иметь талантов, нежели держать их под спудом. "Иметь и не пользоваться этим "Есть не наша слава, но позор. "Страус, украшенный множеством прекрасных перьев, из-за своей громоздкой туши не может подняться в воздух. Он использует свои крылья лишь для помощи в беге. Страус, дующий на насиженные яйца. //В добродетели он не сходен с другими. Ситуация, изображеиная на рисунке, в природе не встречается, но правдоподобие заключается в том, что страус, будучи убогим и безмозглым созданием, хоронит свои яйца в песке и заботу о них предоставляет доброму солнечному теплу. Такая нерадивость показывает недостаток любви к своему потомству и вызывает отвращение к страусиному характеру во всех странах, где он обитает, что делает его символом беспечного и небрежного родителя. "Дщерь народа моего стала жестокой, подобно страусам в пустыне." (Плач, IV, 3.) "Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их, и полевой зверь может растоптать их. Он жесток к детям своим, как будто они не его." (Иов, ХХХIХ, 14.) Два страусиных пера, близко расположенных друг к другу. //У нас есть все, чтобы объединиться. символ означает, что равенство в 1"1ле и возрасте, а также сходство моральных установок формируют 1^амые верные узы как в любви, так и в дружбе Поговорка. Подобное притягивается подобным. Страус, поедающий железо. //Это тяжсло переварить, но однако он его переваривает. символ того, что не существует непреодолимых трудностей, с которыми было бы невозможно справиться искренними стараниями и неутомимым прилежанием. (См. рис.7 в табл.18) Страус, глотающий подкову Добродетель преодолевает любые трудности. Распространенное мнение о том, что страус может переваривать железо, привело к возникновению аллегории силы и добродетели, для которых, как для желудка страуса, ничто не будет столь твердым, чтобы не справиться с этим и не переварить. На самом деле, страусы заглатывают мелкие кусочки железа с той же целью, что и другие птицы - гальку. Они их заглатывавт не для питания, а чтобы размять и перетереть съеденную ранее пищу, уменьшить работу желудка и открыть их весом выход в кишечник. .
ЕГИПЕТ
Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота.
Иероглиф "маат" - страусовое перо. - Прим. ред.
Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Одинаковая длина страусовых перьев стала причиной того, что их использовали как символ справедливости. Более вероятно, что перья имели специфич еское значение потому, что они принадлежали самой крупной птице Африки.
Поверье, что страус прячет голову в песок (в современном значении - "нежелание видеть факты"), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.
Украшения из перьев играли немаловажную роль у первобытных народов Северной, Центральной и Южной Америки, а также Океании, используемые и в ритуальных танцах, и во время междоусобных войн.

В Древнем Египте страусиное перо символизировало истину и справедливость. Дело в том, что у всех птиц опахало пера справа и слева от стержня неодинаковой ширины. Лишь у страуса стержень делит перо на две равные половинки.Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Перо страуса было атрибутом Маат, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота. Иероглиф "маат" - страусовое перо. В Древнем Египте перо страуса считалось привелегией фараонов: веер из белых перьев мог использовать только фараон.

В религиозной атрибутике, сформировавшейся в период правления древнеегипетских фараонов, корона из перьев, венчавшая голову бога Амона-Ра, символизировала луч и Солнце. Вера египтян в существование загробной жизни была основана на постулате, который гласил, что каждый человек помимо своего тела обладает еще и бессмертной душой. Эта душа (bai) изображалась в виде птицы с человеческой головой. Бог мертвых Осирис судил души умерших, взвешивая человеческие сердца и используя в качестве противовеса "перья Истины".

Крылатого греческого бога Гермеса почитали и в Древнем Риме, дав ему новое имя - Меркурий. Он являлся покровителем всех, кто занимался торговлей. Меркурия всегда изображали держащим в руке жезл-кадуцей, обвитый двумя змеями и увенчанный двумя крылышками, который являлся символом торговли.

В связи с глубокой символичностью, перья страуса всегда использовались, как декоративные элементы одежды или головных уборов. Название кокошник, к примеру, происходит от древнего "кокоши" - птицы, а птица – символ небосвода, оберегающего голову и соотносящего сознание с духовностью. Поэтому издревле идет традиция украшения страусиными перьями именно головных уборов.

Шлемы греческих лучников и воинов римских когорт украшали пучки пестрых перьев, которые обозначали их принадлежность к определенному воинскому подразделению и указывали на ранг воина. Каждый римский легион нес, как знамя, водруженное на древко изображение орла с расправленными крыльями.

Страусиные перья, украшавшие шлемы рыцарей крестоносцев, возвращавшихся из крестовых походов, служили символом одержанной победы.

В период Средневековья перья служили роскошным декором для мужских головных уборов. Пышные перья украшали рыцарские шлемы и бархатные береты сановников, авантюрные шляпы с широкими полями времен Тридцатилетней войны и традиционные треуголки, которые были обязательным головным убором офицеров высокого ранга, служивших при дворе короля Людовика XIV. Эти разноцветные плюмажи красовались на парадных головных уборах высшего офицерства до начала XIX века.

Королева Франции Мария Антуанетта ввела в моду украшения одежды страусиными перьями. Мушкетёры украшали перьями страуса свои широкополые шляпы.

Маат , в мифологии Египта была богиней истины, гармонии и правосудия, дочь бога солнца Ра. Когда был уничтожен хаос, богиня Маат принимала участие в сотворении мира и восстановления порядка. Она также играла весомую роль в загробном суде над богом Осирисом.

Древние египтяне верили, что каждый человек после смерти должен предстать перед 42 судьями. Далее он должен признать себя виновным или не виновным в грехах, при этом душа умершего взвешивалась на чашах весов, противовесом которых было страусиное перо богини. Эти весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор провозглашал Тот, супруг Маат.

Имя богини Маат переводится как страусиное перо, она было дочерью солнца Ра. Исходя от египетской мифологии она являлась богиней истины, гармонии и правосудия. Маат учувствовала в сотворение мира, после того как был уничтожен весь хаос на земле и вновь восстановлен порядок. Так же она играла весьма значимую роль в загробном суде бога Осириса.

Древние египтяне четко верили в то, что каждому умершему человеку предстоит предстать перед лицом у 42 судей, и он обязательно должен признать свою вину в содеянных грехах. После чего они взвешивали душу человека на чаше весов, которые уравновешивались при помощи страусиного пера богини Маат. Это все было делается под контролем бога Анубиса, и в итоге приговор выносил Тот - супруг Маат. Если сердце этого человека сотворило множество преступлений, тогда чудовище по имени Амту, у которого туловище льва, а голова крокодила пожирала эту душу. Но если у покойного была жизнь, в которой «Маат всегда жила в сердце», тогда его душа считалась безгрешной и чистой, его оживали, и он отправлялся жить в поле, в раю.

В основном египтяне изображали Маат как женщину, к которой в волосах перо, и когда происходил суд, она ставила его на чашу весов. Так же они верили что «благодаря Маат, в Маат и для Маат».

Египетская богиня Маат

Египетская богиня Маат выступает в качестве персонификации справедливости, истины, божественного установления, вселенской гармонии и этических норм. Как правило, Маат изображалась в образе сидящей женщины с пером страуса на голове. Периодически ей пририсовывали крылья. На некоторых фресках Маат изображается только в виде своего главного атрибута - плоского холма, скошенного в сторону, на котором она часто восседает или в виде страусиного пера.

На мировом уровне Маат представляла собой божественный закон и порядок, который был дарован нашей Вселенной Творцом при сотворении мира. Согласно этому порядку времена года сменяют друг друга, звезды и планеты движутся по небосклону, взаимодействуют и вообще существуют люди и божественные создания.

Мировоззрение египтян во многом связывалось с представлениями об этой богине. Согласно египетским традициям, также как и все остальные боги, изначально крылатая Маат жила среди людей. Но их греховная сущность вынудила ее покинуть землю и последовать за своим отцом на небеса.

Существует понятие «принцип Маат», который включает в себя закономерность и правильность развития Вселенной, сплоченность человеческого общества, ответственность человека за свои поступки.

Царь, который был установлен на земле богом, поддерживает богиню Маат постоянными ритуалами и победоносными войнами, уничтожая Исефет.

Во время ежедневного богослужения к лику божества царь подносил статуэтку Маат, увенчанную страусиным пером. Таким образом, царь из обыкновенного человеческого властителя становится воплощением принципа царственности, вбирая в себя опыт предков и создавая базу для жизни потомков.

Статуэтка со страусиным пером служила воплощением принципа локальной гармонии. Таким образом, восстанавливая локальную гармонию, царь способствует укреплению вселенской гармонии, которая находится в непосредственной зависимости от локальной, провозглашается торжество порядка над изначальным хаосом.

Несмотря на тот факт, что изображений Маат существует неисчислимое множество, конкретно ее культу было посвящено всего несколько небольших святилищ. Культ Маат зародился еще в Древнем Царстве, а уже в Новом Царстве богиня стала почитаться как дочь бога солнца Ра. Священное насекомое богини - пчела. Священный материал - воск.

Титул жреца Маат носил великий визир, который одновременно служил верховным судьей. На груди визир носил золотой образ богини, как знак своего особенного статуса.

Маат - одно из основных действующих лиц на Психостасии, когда ее страусиное перо служит противовесом сердца умершего. Весы, на которых проводится измерение, также изображаются увенчанными фигуркой Маат.

На поддержание культа Маат было направлено большое количество всевозможных ритуалов, изображения которых все еще сохранились на стенах многих египетских святилищ: начиная с изображений царя, бьющего булавой врагов Египта и устанавливая таким образом, локальный порядок, до рельефов, на которых фараон охотится на болотных птиц. Птицы в данном случае символизируют врагов- поймав птиц хаоса, фараон приносит их в жертву, утверждая богиню Маат.

Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат

Богиня истины, космического закона и справедливости. Изображена она крылатой женщиной с пером на голове. Была женой бога мудрости Тота. Египтяне чтили мудрость и закон как вселенские качества. После физической смерти праведный человек попадает в космическое состояние, которое описано как всеобщая честность, чистота, справедливость, истина. Символом Маат было страусовое перо. Оно служило наименьшей мерой веса в Египте. Считалось, что вес человеческой души равнялся весу пера. В посмертном мире на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую — перо или статуэтку Маат. Равновесие чаш весов считалось свидетельством честности и непогрешимости. В этой связи вспоминается гениальная денежная единица, изобретенная в Древнем Египте около пять тысяч лет назад. Она называлась «шетит». Ею пользовались при обмене товарами, оценке недвижимости или рабского труда. Эта единица была чисто теоретической. Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла кружочки строго определенного веса и выбить на них соответствующее изображение, однако все египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или другого металла соответствовало по весу одному шетиту».

Такова была совершенно умозрительная единица цены. Все знали, что такое шетит, и пользовались им, но никто никогда его не видел и не держал в руках. Его держали в уме. Так экономилось огромное количество драгоценного металла, сил и средств на охрану перевозку и пересчет. Польза была не только материальная, но и моральная: невозможно было накапливать и спекулировать несуществующими деньгами. Египтяне высоко чтили честность, истину и справедливость — в облике богине Маат. И если нечестивец исхитрится избежать мирского суда, то его непременно постигнет суд всевышний, божеский. В небесах уже невозможно было прибегнуть к обману и лицемерию.

В одном из папирусов приведены «речи умершего, когда он, правдивый голосом, выходит из Чертога богини Маат». Вот его слова: «Слава вам, о боги, обитающие в Чертоге Маат, лишенные зла в телах своих, живущие праведно и правдиво, питающиеся правдой и праведностью.

О, дозвольте мне прийти к вам, ибо я не совершил ошибок, я не грешил и не делал зла, я не лжесвидетельствовал. Я живу по правде и справедливости, и я питаюсь по правде и справедливости. Я соблюдал заповеди людей. Я был в мире с Богом, его волю. Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому и лодку — потерпевшему кораблекрушение. » И в дальнейшем умерший не раз ссылается на Истину и Справедливость. Слово «правда» — одно из ключевых в церемонии прохождения умершего через Чертог Маат.

В гимнах Ра у солнечного бога называется надежная опора — богиня Маат. В одном из гимнов даже сказано: «Ра живет в прекрасной Маат». По-видимому, так подчеркивался факт, что для землян Солнце действительно является олицетворением порядка и справедливости, бесконечной щедрости ко всему живому. И не случайно фараоны, желая подчеркнуть свое сходство с богом Солнца, нередко называли себя «владыка Маат». В середине III тысячелетия до н.э. верховный судья Египта носил титул «жрец Маат».

Источники: vsemifu.com, pagandom.ru, mithology.ru, aiia55.ucoz.ru, cosmoenergy.ru