Постоянный или непостоянный глагол. Определение постоянных и непостоянных признаков глагола. Понятие о классах глаголов

Возвратными называют глаголы, имеющие постфикс «–ся». Присоединение этого постфикса влияет на синтаксические и семантические свойства.

Переходность глагола заключается в его способности присоединять к себе прямое дополнение. Оно может быть выражено существительным в винительном падеже без предлога: «читать книгу». Это может быть также существительное в родительном падеже без предлога, при условии задействованности части предмета: «положить соли».

Переходным является и тот глагол, при котором имеется отрицание: «не слышать смех». Непереходные же глаголы таких возможностей не имеют: «ползти», « ».

Глагол может быть совершенного или несовершенного вида. Глагол совершенного вида символизирует завершенное действие: «ответить». Глагол несовершенного вида указывает на незавершенность действия: «отвечать».

Спряжением глагола называется его изменение по лицам и числам. Существует два типа спряжения.

Если окончание глагола безударное, по первому спряжению склоняют все глаголы не на «–ить». Исключение составляют глаголы «брить» и «стелить», они также склоняются по первому типу. По второму тогда склоняются глаголы на «–ить», кроме «брить» и «стелить», 7 глаголов на «–еть» и 4 глагола на «–ать». Этими глаголами являются: «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «смотреть», «терпеть», «гнать», «держать», «слышать», «дышать».

При ударном личном он спрягается по следующей схеме. Первое спряжение первое лицо: «даю/даем», второе лицо: «даешь/даете», третье лицо: «дает/дают». Второе спряжение первое лицо: «сплю/спим», второе лицо: «спишь/спите», третье лицо: «спит/спят».

Непостоянные морфологические признаки

Наклонение глагола бывает изъявительным, повелительным и условным. Изъявительное выражает реальные действия, которые происходили, происходят и будут происходить. Повелительное отражает побуждение говорящим кого-либо к чему-либо.

Условное наклонение – действия, которые желательны или возможны при определенных условиях. К глаголам в этом наклонении прибавляется частичка «бы».

Время глагола выделяется настоящее, прошедшее и будущее. Изменять время могут только глаголы изъявительного наклонения. Число глагола – единственное либо множественное.

Лицо глагола – первое, второе и третье. Первое лицо: я/мы, второе: ты/вы, третье: он (она)/они. Род глагола – мужской и . Изменяться по этому признаку могут только глаголы в прошедшем времени и единственном числе, а также в условном наклонении.

1. Наклонение глагола

1. 1 Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Глаголы в форме изъяв. н. изменяются:

По временам;

В настоящем времени – по лицам и числам;

В прошедшем времени – по родам (только во ед. ч.) и числам;

В будущем времени – по лицам и числам.

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром.

1. 2 Сослагательное (условное) наклонение обозначает желаемое действие, которое может происходить при определённых условиях. Глаголы не изменяются по временам, но они имеют формы рода (только в ед. ч.) и числа.

Образуется: гл. прош. вр. изъяв. н. + частица БЫ (Б).

Примеры: Я сыграла бы теперь что-нибудь. Любому это показалось бы возможным.

1. 3 Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание, просьбу, совет. Действие может произойти или не произойти. Примеры: живи (живите), учись (учитесь), верь (верьте), читай (читайте), пусть приедет .

Образуется повелительное наклонение с помощью:

Иногда для смягчения формы приказа к глаголам повел. н. прибавляется частица КА: принеси-ка, дай-ка .

Внимание! Форма повел. н. может совпадать по звучанию с формой 2-го л., мн. ч., наст. или буд. вр. изъявит. н.: Вы говорите , что видели его?

2. Времена глагола

По временам изменяются глаголы только в изъявительном наклонении.

3. Число глаголов

Определяется по вопросу к глаголу.

4. Лицоглаголов

Лицо глагола указывает на того, кто участвует в речи. Лицо можно определить только у гл. в форме наст. и буд. вр. в изъявит. н. и у гл. повел. н.

Лицо 1-е 2-е 3-е
Ед. ч. Я радую сь Ты радуешь ся Он (она, оно) радует ся
Мн. ч. Мы радуем ся Вы радуете сь Они радуют ся

Безличные глаголы – это глаголы, обозначающие действие, которое протекает само по себе, называют явления природы, состояния человека. Они не изменяются по лица и числам, не сочетаются с Им.п. К безличным глаголам относят глаголы.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

У глагола, как и у любой , существуют признаки, по которым производится его характеристика. Они представляют собой грамматические категории, которые присущи глагольным формам. Рассмотрим постоянные и непостоянные признаки глагола, изучаемые в рамках школьной учебной программы.

Под глаголом понимается языковая словесная категория с присущими ей синтаксическими и морфологическими свойствами, которая обозначает состояние или действия рассматриваемого предмета. Часть речи отвечает на вопросы «что делать», «что сделать».

При изучении в обязательном порядке рассматриваются формы:

  • Начальная. Встречается под названием неопределенной. Иное наименование – инфинитив. Оканчиваются на –чь, —ть, -ти. Перечисленные окончания относятся к формообразующим суффиксам. В рамках школьной программы их часто рассматривают как окончания. Примеры: беречь, нести, катать. Для неопределенной глагольной формы характерно называние действия или состояния. Нет указания на конкретное лицо, время или число. Подобные особенности позволяют отнести ее к разряду неизменяемой. Главная черта, выделяющая инфинитив среди прочих категорий, — наличие постоянных свойств.
  • Личная. К данной категории относятся все существующие категории, отличные от инфинитива. Имеют личные окончания.
  • Деепричастная. Некоторые ученые относят деепричастия к отдельной части речи.
  • Причастная. В некоторых программах ее аналогично деепричастию выделяют как отдельную часть речи.

Знания о том, какие морфологические признаки имеет глагол, учеником получаются на уроках русского языка. Именно 5 класс в общеобразовательной средней школе принято считать оптимальным периодом для освоения основ морфологии.

В рамках учебной программы 5 класса ученик получает базовые знания о постоянных и непостоянных признака глагола. Также им приобретаются практические навыки по разбору слова как части речи.

Доскональное владение основами правописания в русском языке невозможно без знания морфологических свойств, характеризующих как часть речи глагол.

Существует следующая классификация:

  • Постоянные морфологические признаки. Отличительная особенность – не поддаются видоизменению вне зависимости от присутствия иных частей речи или прочих факторов влияния.
  • Непостоянные морфологические признаки глагола. В отдельных литературных источниках встречаются под названием изменяемых. Отмечаются способностью меняться в зависимости от общего смысла предложения или отдельной фразы.

Постоянные

Грамматические категории, которые сопутствуют характеристике глагольных форм, называются постоянными морфологическими признаками. Вне зависимости от смыслового значения, которым наделяется фраза, они не поддаются изменению.

Среди постоянных морфологических признаков, присущих глаголу, встречаются следующие категории:

  • Вид. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Для первой группы характерно завершенное действие и вопрос «что сделать». Например: убежать, прочитать. Вторая группа называет незавершенное действие и отвечает на вопрос «что делать»: видеть, умножать.
  • Возвратность. Служит для описания потенциального состояния (ругается) или происходящего действия, выполняемого субъектом относительно самого себя (умывается), а также действия, происходящего относительно двух и более объектов, находящихся в тесной взаимосвязи (мириться). Особенность – наличие постфикса -ся/сь. Существует деление на возвратные (помыться, раздеться) и невозвратные (посадить, напоить) глаголы.
  • Переходность. Представляет собой категорию, характеризующую возможность направленного действия. Особенность – возможность присоединить дополнение. Принято выделять переходные (помыть фрукты, съесть пирожное) и непереходные (идти, находиться).
  • Тип спряжения. Представляет собой категорию, согласно которой определяется механизм спряжения по лицам и числам. Выделяется 2 (оканчиваются на -ить) и 1 спряжение (все остальные). Также существуют разноспрягаемые глагольные формы.

Рассмотрение постоянных морфологических признаков глагола невозможно без характеристики непостоянных.

Непостоянные

Грамматические категории, присущие спрягаемым глаголам и причастиям, относятся к непостоянным признакам. Для данной группы характерна способность изменяться под воздействием смысловой нагрузки, которая заключена во фразе.

Какие непостоянные признаки принято выделять:

  • Наклонение. Выражает отношение действия к реальности. Принято выделять условное (особенность – частица «бы»: увидел бы, прочитал бы, поехал бы), повелительное (делай, смотри, услышьте) и изъявительное (отдыхаю, понимаете) наклонения.
  • Число. Является категорией, определяющей число описываемых субъектов, вовлеченных в действие. Присуща глаголам и причастиям. Существует деление на единственное (бегает, ходит, прочитанный) и множественное (носили, ходите, изрисованные) число.
  • Время. Содержит указание на временной промежуток, когда происходило действие относительно момента речи. Характерно для изъявительного наклонения. Принято выделять настоящее (смотрю, ем), прошлое (смотрел, ел) и будущее (буду смотреть, буду есть) времена.
  • Лицо. Дает представление о том, кто совершает действие. Характерно для повелительного и изъявительного наклонения будущего и настоящего времени. Классифицируется на 1 (рисую, читаем, пойдемте), 2 (поешь, думаете, искупайтесь) и 3 (гладит, смотрят) лица.
  • Род. Характеризуется гендерной принадлежностью лица, осуществляющего действие. Присущ причастиям, глаголам условного и изъявительного наклонения в прошедшем времени. Выделяют женский (украшенная, убрала, накричала бы), мужской (испачканный, наметал, съел бы), средний (убранное, ускакало, понадобилось бы) род.

Порядок разбора

В числе практических навыков, предусмотренных учебной программой, ученики обязаны знать, как разобрать слово.

Для глагола существует следующий порядок действий при морфологическом разборе:

  1. Определяется часть речи, инфинитив.
  2. Выделяется глагольная форма.
  3. Определяется спряжение.
  4. Выявляется время.
  5. Уточняется число.

В зависимости от принадлежности будущему или настоящему времени становится доступным определение лица. Для глагольных форм прошедшего времени выбирается род. Последний шаг в разборе – определение как члена предложения, то есть синтаксической роли в конкретном предложении.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание в рамках русского языка таких понятий, как постоянные и непостоянные морфологические , необходимо для того, чтобы успешно сдать выпускной экзамен в школе и в дальнейшем поступить в вуз, где русский язык входит в перечень вступительных испытаний.

Вконтакте

Глагол - самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться);
    совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные - сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);
    непереходные - сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть);
    2-го спряжения - глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными - с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться);
    невозвратными (встречать, умывать, учить).

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) - глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) - глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) - глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время - отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время - действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время - действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени - по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола - неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть - увидеть, сеять - посеять, смотреть - рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами - с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать? (совершенный вид).

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить). Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:
брить, стелить
(2 глагола)

II спряжение:
-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
-ать: гнать, держать, слышать, дышать
(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.

Лицо I спряжение II спряжение
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
1-е -у/-ю -ем -у/-ю -им
2-е -ешь -ете -ишь -ите
3-е -ет -ут/-ют -ит -ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать - сделать, работать - поработать, учить - выучить, гнать - обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться - умывать, советоваться - советовать, учиться - учить, извиниться - извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку - печёшь, берегу - беречь, хожу - ходишь, прошу - просишь, отвечу - ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа. От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть. Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению - разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

Род есть только в единственном числе прошедшего времени:
Мужского рода (что делал?): плыл, висел.
Женского рода (что делала?): плыла, висела.
Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться - всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать . (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться . (Обстоятельство.)