Монастыри бургундии. Монастырь клюни Архитектурные особенности монастыря клюни

Аббатство Клюни

Город Клюни расположен на востоке центральной части Франции, к северо-западу от Лиона, в Верхней Бургундии. Он вырос вокруг бенедиктинского монастыря Клюни, которое было основано в 910 г. н.э. и было центром влиятельного религиозного ордена. В начале это была только деревня, владение герцога Гильом, когда монастырь был только основан, но постепенно Клюни увеличило свою важность по мере развития религиозного братства, образовавшегося после .

В 1474 году город был взят войсками Людовика XI. В 1529 аббатство было передано “на веру” в семью Гиз, которая занимала должность настоятеля в течение следующих ста лет. Примерно в 16 веке город и монастырь пострадали во время религиозных войн и аббатство было закрыто в 1790 году. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап в том числе и Григорий VII инициатор Григорианской реформы.

Монастырь Клюни

В средние века, библиотека Клюни была одной из самых богатых не только во Франции, но и во всей Европе. В 1562 году многие ценные рукописи были уничтожены или похищены, так как монастырь был разграблен гугенотами.

В настоящее время осталось всего 10% построек, остальное было разрушено и растащено на строительные материалы, как впрочем всегда и везде, если почитать историю. В 20 веке остатки были реставрированы и на сегодняшний день аббатство Клюни является популярным местом посещения туристов.Чтобы лучше представить архитектуру Клюни, необходимо посетить бургундские церкви, большие и малые монастыри Франции. Монастырскую церковь в Турнусе, в 30 км на северо-восток, она построена чуть раньше и отличается мощью и основательностью конструкции. Базилика XІ в. в Пареле-Мониаль показывает, правда в меньшем масштабе, как изначально выглядел Клюни.

Средневековый замок фото

В настоящее время вокруг аббатства расположились отель “Бургундия”, где можете посетить подвалы 18-го века и попробовать разные вина, в уютных магазинчиках купить сувениры и попробовать шоколад Жермен. Посидеть в маленьких ресторанчиках с террасами и окунутся в атмосферу того времени.

Замок-отель Бургундия

Клюни стал региональный центром конного спорта с Национальным конным заводом, где разводят чистокровных жеребцов для скачек. Арабских и французских скакунов можно посмотреть. Кроме того в этом маленьком городке есть престижная Высшая школа искусств и ремесел

План-схема монастыря Клюни на старой гравюре

Так что легко понять, почему художников, ремесленников, поэтов и писателей привлекают окрестности города, в котором находится романские церкви, живописные деревни и речные долины.

Включает и знаменитый монастырь и готическую церковь Нотр-Дам, которая заложила начало возникновения готической архитектуры во Франции и церковь Св. Марселя с его прекрасными романскими шпилями. А также ряд живописных домов романского, готического стиля и периода ренессанса.

Готическая церковь

Гуляя по улицам городка можно совершить путешествие в прошлое и представить себе во времена, когда Клюни было “светом западного мира” и .

Аббатство Клюни расположено во Франции в городе Клюни в департаменте Сона и Лаура. Это один из древнейших монастырей Франции. Более тысячи ста лет прошло со дня его основания. Интересна история создания этого монастырского комплекса. Монастырь был сооружен на землях, которые служили охотничьими угодьями герцогу Гильому Первому Благочестивому.

В 910 году здесь начинается строительство монастыря монахов бенедиктинского ордена. В первые годы своего существования монахи были полностью освобождены от уплаты всех налогов и подчинялись лишь самому папе Римскому. Со всех сторон монастырь окружали мощные крепостные стены. Строительство первой церкви было начато аббатом Клюни в 910 году и продолжалось на протяжении 17 лет. В 981 году в аббатстве дополнительно был построен новый более крупный храм.

Со временем численность монахов возрастала, и территория монастыря увеличивалась. Шло строительство новых сооружений. В 1088 году был заложен Большой собор Клюнийского аббатства.

Собор святого Михаила был построен в романском стиле. Его строительство было завершено в 15 веке. Собор украшала резьба по камню и росписи мастеров средневековой живописи. В 1081 году Собор был разрушен. В 1088 году в аббатстве закончили строительство третьей церкви. Этот храм считался самым большим из храмов западного христианского мира.

В 1095 году папа Урбан II освятил все пять алтарей храма. Часть этого собора сохранилась и до наших дней. В 1562 гугеноты совершают нападение на монастырь, грабят его и уничтожают постройки. Но еще большие разрушения постигли монастырь во время французской революции в 1790-м году.

До разорения монастыря революционными толпами здесь была прекрасная библиотека, в которой хранились ценнейшие экземпляры, также в Клюни процветали разные виды искусств, включая музыку и живопись. Сегодня уцелевшие рукописи из библиотеки Клюни хранятся в Париже в Национальной библиотеке.

Наибольший расцвет аббатство Клюни достигло в тысяча сорок девятом – тысяча сто девятом годах во время правления шестого настоятеля Гуго Семурского. В этот период клюнийские монастыри появляются не только во Франции, но и в Испании, Италии, Германии, Англии. Клюнийский орден имел широкую разветвленную сеть во многих странах Европы.

На протяжении нескольких веков тысячи монахов жили здесь по уставу святого Бенедикта. В разное время настоятелями монастыря были Ришелье и Мазарини. Из стен монастыря вышли четыре папы. В конце эпохи средневековья и с началом эпохи Возрождения политическое и экономическое значение аббатства Клюни ослабевает, а во время французской революции монастырь подвергается разрушению и грабежам.

Сегодня на территории монастыря сохранились лишь остатки собора, постройки 17 – 18 веков, дворец Жана Бурбонского, построенный в 15 столетии, здание 13 века под дубовым покрытием, а также останки барабанных башен. Монастырь Клюни – это одна из главных религиозных святынь западного христианского мира.

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


(худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).


Папа Урбан II освящает Клюни III

Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.

Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.


Капитель колонны


Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая


Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела

Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.

Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.


Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская

Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.

В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.

В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.

Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.

С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.


Часовня Жана Бурбонского

В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.


Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни


Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году , тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе .

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
  • Мулен, Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) . - М.: Молодая гвардия, 2002. - ISBN 5-235-02450-8
  • Catholic Encyclopedia. Congregation of Cluny (англ.)

См. также

Ссылки

  • Abbaye de Cluny (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уверенность в себе
  • ВолгоМетиз

Смотреть что такое "Клюни (монастырь)" в других словарях:

    Клюни (монастырь) - (фр. Cluny; или Клюньи Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни было изъято из под зависимости… … Католическая энциклопедия

    Клюни (значения) - Клюни (фр. Cluny): Клюни монастырь в Бургундии, Франция. Клюни (конгрегация) монашеская конгрегация, ответвление бенедиктинцев, основанная в монастыре Клюни. Клюни (Франция) коммуна во Франции Отель Клюни парижский музей.… … Википедия

    Клюни - У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Монастырь Клюни Cluny … Википедия

    Клюни (конгрегация) - У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия

    Клюни - бенедиктинское аббатство в Бургундии (см. Бургундия) (департамент Сона и Луара) основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским. В правление аббата Одона (927 942) Клюни становится центром Клюнийской реформы, сыгравшую огромную роль в истории… … Географическая энциклопедия

    Монастырь - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Клюни - и клюнийская конгрегация. К. – монастырь в верхней Бургундии, в диоцезе Макона. После того, как Франция стала оправляться от внутренних смут, а также набегов сарацин, венгров и норманнов и был восстановлен мир и тишина, дворянство с новой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Монастырь - (греч. monasthrion уединенное жилище, от monas одинокий и threw оберегать) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри буддийские появились во 2 пол. 1 тыс … Архитектурный словарь

    Клюни имение в Верхней Бургундии - или Клюньи (Cluny, Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. оно было подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. К. было изъято из под зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона