Образец технологической карты урока по фгос в начальной школе. Технологические карты уроков. Технологические карты уроков по фгос: примеры

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Вместо того чтобы совершенствовать свои профессиональные навыки или же проводить время с близкими, учителя вынуждены то и дело создавать учебные технологические карты. Масла в огонь подливает тот факт, что по новым ФГОСам работать правильно, грамотно и быстро получается далеко не у всех. Создание технологической карты урока для учителей Российской Федерации уже давно превратилось если не в каторгу, то в достаточно серьезную нагрузку.

4 слайд

Описание слайда:

Общее: использование всех составляющих УМК достижение предметных, метапредметных и личностных результатов нацеленность на деятельность ученика Частное: вид подачи материала (таблица или тезисы) временной охват (урок, тема) Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. *инновационный инструмент реализации ФГОС; * новый вид методической продукции.

5 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Наличие технологической карты урока является обязательным для работы учителя общеобразовательного учреждения. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. Технологическая карта урока относится к локальным актам общеобразовательного учреждения.

6 слайд

Описание слайда:

Целеполагание (что необходимо сделать, воплотить); Инструменталь ный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить); Организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить). Тема урока Цель урока Планируемые результаты Задачи урока Тип урока УМК урока Основные понятия УУД Действия обучающихся Действия учителя Диагностика рез-ов Д/з

7 слайд

Описание слайда:

Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Ход урока (с фиксированием этапа урока) Деятельность учителя Деятельность обучающегося

8 слайд

Описание слайда:

Организационный момент, целеполагание и мотивация к учебной деятельности; Актуализация знаний, УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости; Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…). Открытие нового знания и способов действий; Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (Первичное закрепление с комментирование во внешней речи); Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (Сам. раб. с самопроверкой (внутренняя речь); Динамическая пауза; Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. Включение нового знания в систему знаний и повторение: Рефлексия деятельности Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

9 слайд

Описание слайда:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение Цель освоения учебного содержания Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД) Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы) Формы организации обучения технология изучения указанной темы

10 слайд

Описание слайда:

Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология

13 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организационный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание

14 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

15 слайд

Описание слайда:

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Мотивация учебной деятельности 2.Актуализация знаний. Постановка цели урока 3.Проблемное объяснение нового материала 4. Закрепление 5. Итог урока. Рефлексия

16 слайд

Описание слайда:

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместное исследование проблемы 3.Моделирование 4.Конструирование нового способа действия 5. Переход к этапу решения частных задач 6.Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы

17 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Конспект урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

18 слайд

Описание слайда:

Вариант 1 (трёхмодульная технологическая карта) Вариант 2 (четырёхмодульная технологическая карта) Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Осуществляемые действия Модуль 1 Познавательная Модуль 2 Коммуникативная Модуль 3 Регулятивная Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Осуществляемые действия Модуль 1 Личностные Модуль 2 Регулятивные Модуль 3 Познавательные Модуль 4 Коммуникативные

19 слайд

Описание слайда:

Вариант 3 (пятимодульная технологическая карта) двухуровневую структуру освоения учебного материала (базовый и повышенный) Вариант 4 4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

Технологическая карта урока по ФГОС — форма планирования педагогического взаимоотношения между учеником и учителем, которая содержит ряд действий для достижения целей высококвалифицированного обучения в отображаемой на этапах уроков последовательности. Использование такой последовательности способствует оптимизации процесса формирования личности школьников и их развития.

Вконтакте

Данное понятие пришло в образование из терминов, используемых в промышленности, где использовалось как технологическая документация в форме карты (таблицы), расположенной на одном листе и содержащей описание проводимого процесса, в который включены определенный вид предмета, действия относительно него, временной режим и прогнозирование.

Технологическая карта урока сегодня представляет собой инновацию, в которой заметно выявлены такие специфические черты, как технологичность, обобщенность, идейность, интерактивность, последовательность в работе с информационным материалом. Данные характерные явления направлены на усовершенствование методов обучения учащихся в школах и других учебных заведениях.

Технологическая карта урока по ФГОС. Задачи учителя

Учителю для создания «целостной картины урока» предлагается при помощи данной формы методической продукции структурировать занятие и провести его на современный лад, т. е. реализовать свое видение в планировании занятий в условиях раскрытия материала.

Урок должен иметь развивающий и в то же время проблемный характер, вызывать интерес учащихся и способствовать активности школьников .

При использовании такого способа ведения урока, независимо от предмета (математики, английского языка, труда, физкультуры и др.) учитель должен ориентироваться на мотивы и задачи, на основе которых будет получено достижение учениками образовательных результатов, при этом они должны формулироваться не в виде списка всем привычных формулировок (навыков, умений и знаний), а в виде способов их деятельности (например, действий на уроке).

Учитель должен владеть конструктивно - планирующими способностями ; знать цели и задачи учебного предмета; уметь ориентироваться в наиболее эффективных учебно-методических материалах по своему предмету; учитывать условия обучения и возрастные особенности учеников; следить за уровнем общего развития класса.

Технологическая карта по ФГОС представляет собой графическую таблицу, которая предназначена для записей по ходу ведения урока (математики, английского языка, физики или любого другого предмета; в том числе и для начальных классов).

Задача учителя - разработать таблицу и отразить в ней следующие моменты:

Данная карта является немаловажным аспектом для учителя в том, что служит помощником в более развитом формировании урока и в становлении (статусности) обучающего в глазах учеников, учитывая инновации современной жизни. Записи в ней дают возможность учителю еще во время подготовки максимально детализировать содержание урока и эффективно отразить главные моменты запланированной программы, соответствующей теме проводимого занятия; а также позволяют на каждом его этапе оценить потенциальную эффективность и рациональность выбранного способа работы, формы, метода, средства и вида преподавательской деятельности.

Как разработать технологическую карту урока по ФГОС?

Данный вопрос затрагивает многих учителей и особенно трудным на сегодняшний день считается для работников районных средних образовательных учреждений. Однако, не стоит к такому нововведению относиться отрицательно, так как все в мире со временем совершенствуется и в том числе специфика образования. Ученые считают, что для учеников сельских школ данная система проведения учебных занятий наиболее необходима, ведь направлена на достижение глубоких знаний школьников и их соответствие современному образу жизни .

В составлении технологической карты урока по требованиям ФГОС выделяются четыре основные тенденции:

Структура, форма и содержание

Новый способ ведения уроков позволяет видеть учебный материал системно и целостно, а также проектировать процесс обучения в школах с целью освоения изучаемой темы. Поэтому правильно разработанная технологическая карта будет способствовать эффективному восприятию учащихся и согласованию действий учителя и учеников, что в конечном итоге приведет к положительному результату как работы учителя, так и успехов школьников.

Требования по разработке данного документа на законодательном уровне не урегулированы, т. е. форма и структура может быть создана по усмотрению учителя, учитывая цели и работу на результат; при этом существует ряд рекомендаций, к которым стоит прислушаться.

Технологическая карта отражает суть занятия, поэтому среди обязательных элементов должны быть:

Цель занятия должна представлять собой способ подачи информации по конкретной теме в ключе, который направлен на выполнение образовательных и воспитательных задач, а также на полноценное раскрытие предмета. Она определяется такими факторами, как пути реализации запланированного занятия и планируемые результаты.

Задачи урока - это цель деятельности в определенных условиях, в основу которой входит достижение путем преобразования этих условий, согласно определенным действиям. Необходимый цикл продуктивного мышления тесно связан с постановкой и формулированием задач самим субъектом при исполнении заданий проблемного характера (в особенности в таких сложных предметах, как математика, физика и химия). Задачи могут быть преднамеренными или возникать в практических заданиях; иерархическая последовательность задач помогает формированию программы деятельности.

Планируемые результаты необходимо предусматривать заранее . В их формулировке должно отражаться соответствие задачам (т.е. количество задач соответствует количеству результатов); рекомендуется использовать единообразие.

Приведем в пример разработку технологической карты урока по русскому языку.

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

Чтобы оформить «шапку» таблицы достаточно указать наименование предмета (к примеру, «Русский язык» ; тему урока (пример: «Синонимы. Значение в русском языке. „); тип урока (это может быть „открытый урок нового знания “ или „презентация “); прогнозируемые результаты (отражение целей и способов обучения в заданиях (требование знаний от обучающихся)); дидактические средства (имеЮтся в виду учебники, задания на карточках и т. п.); оборудование (различные макеты, стикеры и др.).

Таблица и записи в ней должны быть краткими и понятными, так как лишняя информация затруднит использование разработанного плана занятий . Достаточно несколько основных разделов, пометки в которых подчеркнут суть, замысел и результат занятия.

Предполагаемые разделы:

  • этапы урока;
  • форма, методы, система работы;
  • содержание взаимодействия учителя с учениками;
  • деятельность обучающего;
  • деятельность обучающихся;
  • достижения по УУД;
  • результаты урока.

Особенности заполнения

К формам организации урока относятся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. При заполнении таблицы необходимо учитывать данные виды учебных занятий.

Относительно традиционных этапов урока, расстановка действий учителя в следующем: этапы напрямую зависят от типа урока; допускается исключать или объединять этапы занятий. Данный раздел дает возможность оценивать эффективность и рациональность выбранных приемов и подходов в организации урока во временном режиме и анализировать содержание материала , правильность применяемых форм и способов работы. Первоначально идет приветствие, затем подготовка учеников к активным действиям и их действия относительно задания. Составляющими этапов являются: организационный момент, мотивация и направленность учеников, итоги и рефлексия (состояние школьников).

При указании достижений УУД и подведении результатов позволяется использовать рабочий материал образовательной программы.

Что касается деятельности учителя, то необходимо заранее просчитать все действия, которые будут исходить от него. Обозначить свои действия можно при помощи фраз: „приветствие учащихся“, „проверка готовности учеников“, „озвучивание темы урока“, „создание располагающей обстановки“, „выдвижение проблемы“, „формулировка задания“, „контроль за выполнением работы“, „организация самопроверки“, „оценивание“ .

Планирование деятельности обучающихся может отражаться в следующих фразах: „работа с тетрадью“, „комментирование“, „чтение“, „написание диктанта“, „приведение примеров“, „выделение главного“, „проведение анализа“, „самопроверка“, „выражение собственного мнения“ „презентация“ и т. д. Для начальных классов: „ответы на вопросы“, „работа с карточками“ и т. п.

Прогнозируемые результаты подразделяются на личностные, метопредметные и предметные.

К личностным прогнозируемым результатам относятся способы обучения, которые заносятся в таблицу в форме следующих высказываний: „научить, как проверять себя“, научить оценивать свои действия“, „научить работать в коллективе и оценивать свой вклад в общих мероприятиях“ и т. п.

Метопредметные прогнозируемые результаты отражают такие цели, как: „научить выделять основное и анализировать“ или „научить алгоритму действий“ и т. д. ; предметные, в свою очередь, отражают требования учителя и конкретизируют тему урока: » дать определение словам-синонимам», «привести примеры слов-синонимов» и др.

Важно представить урок в таком виде , чтобы он стимулировал школьников к развитию и при этом воспитывал их. Необходимо использовать такие формулировки, как «способствовать воспитанию (развитию или формированию)…», «создать условия для воспитания (развития или формирования)…». К содержанию технологической карты можно добавить различные чертежи и решения (для уроков математики, физики и других вычислительных наук), тексты (для уроков английского или русского языка и других гуманитарных предметов), цели и проводимые устные задания для учеников начальных классов и другие дополнения.

Для усовершенствования и ускорения процесса рекомендуется пользоваться компьютерными программами по разработке таблицы и ее содержанию. Существуют также программы относительно конкретного предмета с описанием всех УУД и эффективностью прогнозируемых итогов. Воспользовавшись «электронным конструктором», работа учителя в плане разработки намного упрощается; программа почти полностью автоматизирована (при наборе названия темы урока и номера урока, остальные параметры в шаблон таблицы вносятся автоматически; вручную только вносится текст в содержательный отдел и проводится необходимая коррекция).

Образец технологической карты урока по ФГОС

Технологическую карту урока составить не так трудно. Достаточно опираться на принципы системного подхода. Содержание и количество вертикальных столбцов основываются на ходе занятия и роли его участников, а количество строк определяются типом урока , что свидетельствует о динамичности технологической карты.

Технологическая карта урока №42

Учитель:

Предмет: математика

Класс: 1.

Программное обеспечение:

Цели деятельности педагога:

Планируемые результаты :

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Личностные:

Тип урока:

Методы и формы обучения :

учебник, компьютер

Ресурсы:

Электронные физкультминутки

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой
форме

Сравните. Поставьте знак: >,

2. Задачи в стихах:

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели.

Сколько съедено морковок?

У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей?

(1 + 1 + 1 = 3.)

Выполняют сравнение чисел

Решают задачи в

стихах

III. Сообщение

темы урока

Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Слушают

урока

Личностные: устанавливают

Коммуникативные: участвуют

Работа по учебнику

(задание 2)

нения, отвечают

Объясняют способ сложения

Работа по учебнику

(задание 3)

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите.

Раз и два, раз и два

Вспоминают правило

Работа по учебнику

(задание 4)

0 и 5 .)

Запись:

Работают самостоятельно.

Коммуникативные: участвуют

VI. Итоги урока. Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют
и осознают то, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы

Устные ответы.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № Тема урока. Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова.

Цель деятельности педагога

Способствовать формированию орфографических умений проверять безударный гласный в суффиксе подбором слов с таким же суффиксом под ударением.

Тип урока

урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;

Познавательные УУД:

инструкцию учебника.

Регулятивные УУД:

Формы методы обучения

Образовательные ресурсы

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 6 – 9); Рабочая тетрадь 1

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Проверяют свою готовность к уроку.

Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положитель

ного отношения к уроку)

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сравните его выполнение заданий со своим, оцените работу

Ребята меняются тетрадями, выясняют выясняют все возникшие вопросы, по необходимости обращаются к учителю. Оценивают работу товарища по парте.

Умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения, проявлять активность в коллективной деятельности.

Умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Индивидуальный опрос

3. Актуализация знаний,

постановка темы и цели урока

Скажите, пожалуйста, ребята, кто из вас любит разгадывать ребусы, кроссворды, загадки? Тогда я предлагаю вам провести нашу словарную работу не обычно, а в виде разгадывания кроссворда. Я буду задавать задания, а вы записывать словарное слово – отгадку в кроссворд. Но помните, что если буква будет записана не правильно, остальные слова могут не сойтись! Ну что, готовы? Начали!

1.Как одним словом сказать то, что растет на огороде. (овощи).

2. Что можно посмотреть в кинотеатре?(кино)

3.Что нам дует в лицо? (ветер)

Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что мы знаем о ветре?

4.На чем мы любим скальзить по льду? (коньки).

5.Комнаты для учебных занятий. (класс)

6.Что получается, когда ты рисуешь? (рисунок)

7. День, следующий за «сегодня» ?(завтра)

А скажите пожалуйста, о чем нам говорит дата «12 апреля 1961г.» Что вы о ней можете сказать?

Молодцы!

8.Куда полетел первым Юрий Алексеевич Гагарин? (космос)

Над какой темой мы с вами работали на предыдущем уроке русского языка?

(Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.)

А что вы должны помнить о правописании безударных гласных в корне слова?

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу над безударными гласными

Ответы учеников.

У каждого на столе лежит лежит кроссворд, ребята отвечают на вопросы и заполняют его.

Ответы ребят.

Ответы детей.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на этот безударный гласный падало ударение.

Сохранение и применение учебной задачи;

Планирование собственной деятельности;

-– умение применять орфографические правила.

Высказывать свое

предположение на основе

учебного материала.личного жизненного опыта;

высказывать свое

предположение на основе

ранее полученных знаний;

-– высказывать свое

предположение на основе

учебного материала;

анализировать с целью

выделения существенных

признаков, устанавливать

причинно-следственные

связи, делать

умозаключение

Фронтальный опрос

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения поставленных задач.

Работаем с учебником. Найдите упражнение №3.

1. Устно образовать от основ существительных прилагательные с суффиксами –лив-.

Самостоятельно прочитайте задания и выполните их.

Работа по «цепочке»

В процессе работы над упражнение ребята выясняют, что Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упраж-

нении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под уда-

рением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.

Таким образом, есть возможность «открыть» уже открытую ими зако-

номерность и использовать слова первой группы для проверки слов из

второй группы

Кроме решения этой, самой главной и общей для всех упражне-

ний главы задачи (а именно: распространить уже известное правило

о безударных гласных в корне слова на другие части слова), в этом

упражнении решаются и более частные задачи. Например, дети ра-

ботают с орфоэпическим словарем, находя там слова: счастливый,завистливый, жалостливый, совестливый. Кроме решения общеучеб-

ной задачи – работы со словарем и орфоэпической задачи правильного произношения слов дети решают и орфографическую задачу.

-– слушать и понимать речь

других; уметь с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Развивать операции мышления (Классифицировать объекты по существенному признаку).

Работать с орфоэпическим словарем.

Самостоятельная работа.

Фронтальный опрос

5. Динамическая пауза.

Предлагает выполнить физические упражнения под музыку

Выпол-няют под музыку физические упражне-ния.

6.Обощение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Продолжаем работу с учебником. Давайте посмотрим, что надо сделать в упражнении №4?.

Самостоятельная работа с упражнением №5 .

Ученики читают задания и выполняют задания письменно, в рабочих тетрадях.(Цель упражнения – проверить, насколько понята

и усвоена только что разобранная закономерность; помогает ли зри-

тельный образ слов в словаре (завистливый, жалостливый, совест-

ливый) запомнить их написание; проверить, понимают ли дети, что

в корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть

чередование согласных.)

Самостоятельное чтение и письменное выполнение заданий.(В этом упражнении школьники проверяют только

что открытую закономерность и подтверждают ее на материале дру-

гого суффикса – «-ист-». Задание сформулировано достаточно слож-

но, но поскольку дан образец, то более слабые школьники увидят, что

в левый столбик нужно выписывать слова, в которых суффикс «-ист-»

под ударением, а в правый – слова, где суффикс безударный.)

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Самостоятельная работа.

Индивидуальный опрос

7. Рефлексия деятельности.

Ребята, у вас на столе лежат звездочки разных цвето. На каждой звездочкедля вас есть пожелание. Если все получилось сегодня на уроке, то ваша звездочка зеленая.(Ты молодец!).Если что-то не получилось, звездочка голубая. (У тебя обязательно все получится).Если ничего не получилось, то звездочка розовая (Я верю в тебя!) Возьмите свою звездочку!

Ребята оценивают свою работу на уроке.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценить свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

8. домашняя работа

В тетради для самостоятельных работ выполните упражнение №3, на с.5.

Записывают задание в дневник

Оценивание своих учебных возможностей на практике.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №42

Учитель:

Предмет: математика

Класс: 1.

Программное обеспечение: «Математика» Чекина А.Л. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/ Учебник.

Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. - М.; Академкнига/Учебник.

Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник.

Тема урока: Слагаемые и сумма

Цели деятельности педагога: создать условия для знакомства обучающихся с терминами «слагаемые» и «сумма»; совершенствовать навыки письма цифр; продолжить формирование умений сравнивать число предметов; закреплять знание состава изученных чисел; развивать речевые умения и логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия) :

Регулятивные: научится оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: положительно относиться к школе, учению; проявлять познавательные потребности и учебные мотивы; соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, действовать согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным материалом.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Методы и формы обучения : Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.,парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер

Ресурсы:

Чекин А.Л. Учебник « Математика» Москва Академкнига, 2012г.

О.А. Захарова, Е.П. Юдина.Тетрадь « Математика в вопросах и заданиях» Москва Академкнига,2012

Электронные физкультминутки

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Личностные: имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

II. Актуализация знаний

Устный счет
в игровой
форме

1.Задание на развитие умения сравнивать количество предметов.

Сравните. Поставьте знак: >,

2. Задачи в стихах:

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели.

Сколько съедено морковок?

У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша.

Сосчитайте поскорей,

Сколько же в семье детей?

(1 + 1 + 1 = 3.)

3.Задание на развитие логического мышления, умения сравнивать.

– Рассмотрите фигуры и скажите, чем все фигуры слева отличаются от всех фигур справа.

Выполняют задания устного счета

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы,

Выполняют сравнение чисел

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета

Решают задачи в

стихах

Сравнивают фигуры, находят сходство и различие

III. Сообщение

темы урока

Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Рассмотрите схемы. Какие математические записи подходят к каждой схеме?

Объясните, как вы рассуждали.

Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при сложении.

Слушают
и обсуждают тему урока. Отвечают на

вопросы учителя, формулируют цель

урока

Личностные: устанавливают

связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, составляют план
и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

Коммуникативные: умеют с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Напишите знак, который нужно поставить между двумя числами, чтобы получилась их сумма. (Знак «плюс» (+).)

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Личностные: осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций

Работа по учебнику

(задание 2)

Какой знак должен стоять между двумя числами, чтобы запись можно было назвать суммой?

Среди данных математических записей найдите суммы и поставьте на них фишки.

– Прочитайте оставшиеся математические записи.

– Какие знаки были использованы в них?

Выполняют дидактические упраж-

нения, отвечают

на вопросы, высказывают свое мнение.

Объясняют способ сложения

Работа по учебнику

(задание 3)

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите.

Раз и два, раз и два

Вспоминают правило

Выполняют дидактические упражнения

переписывают выбранные записи в тетрадь

Работа по учебнику

(задание 4)

Работа в печатной тетради № 1 (с. 62–63, № 1, 2).

Выберите и подчеркните самое большое и самое маленькое число. (Запись: 0 и 5 .)

– Составьте и запишите с этими числами две суммы.

Запись:

Составьте и запишите три суммы, у которых слагаемые равны.

Работают самостоятельно.

Проверку проводят по образцу на доске

Раскрашивают рисунок, составляют суммы, сравнивают

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности,
самостоятельно продолжают их по установленному правилу;

Регулятивные: Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных сведений

Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Какие числа называются слагаемыми?

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Цель деятельности педагога

Создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей ученика. создавать ситуацию успеха на уроках;

Тип урока

урок повторения и обобщения; урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;

Планируемые образовательные результаты

познавательные УУД:

– умения работать инструкциями учебника, а также использовать просмотровое чтение при

работе с учебной книгой, ориентировку на шрифтовые выделения;

– развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя

инструкцию учебника.

Регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

Личностный :

– зарождение сознательного отношения к письму,

стремления к его правильности;

– осознание социальных и личностных мотивов

изучения орфографии.

– ставить и решать учебную задачу под руководством

учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять

учебные действия в материализованной, громкоречевой

и умственной форме (р. );

– ориентироваться в структуре параграфа, выделять

и осмысливать необходимую информацию, представлять ее

в знаково-символической форме; осуществлять анализ

с выделением существенных признаков, проводить сравнение

по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить

факты под понятие (п. );

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять

и контролировать друг друга; делиться своими открытиями,

рассказывать о своих достижениях (к. )

Формы методы обучения

Формы работы:фронтальная,индивидуальная.Поисковые методы обучения

Основное содержание темы, понятия и термины

Орфограмма, орфографическая ошибка; признаки орфограмм в области гласных

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 6 – 9); Рабочая тетрадь 1

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

І. Органи-

зационный

Добрый день, ребята! У нас

урок русского языка.

Проверьте, как организовано вашерабочее место, как расположены

учебники и письменные принадлежности.

Почему это важно? Выскажите свои мысли

учащиеся

проверяют

готовность к уроку.

Высказывают

предположения

осуществлять

самоконтроль (р.);

– слушать и понимать речь

других; строить

рассуждение

Устный опрос

II. Актуа-

лизация

знаний

1.Запись на доске: Р..бята б..жали по л..сной тр..пинке.

-Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

-Какие правила мы использовали при написании слов в предложении?Какое слово лишнее? Почему?

2. Сейчас мы познакомимся с еще одним словарным словом.откройте тетрадь для самостоятельных работ №1,с.3, упр.№1. Какое это слово? В каком словаре будем искать значение этого слова? Откройте словарь, найдите его значение.

- Выполните это упражнение.

Записывают предложение, вставляют пропущенные буквы. Называют правила.

-Находят лишнее слово(ребята).Это словарное слово, его написание надо запомнить.

-Отвечают на вопрос учмтеля.Работают с толковым словарем. Выполняют упр.№1

– определять границы

собственного знания/

незнания;

– учиться прогнозировать

– слушать и понимать речь

учителя, строить рассуждение

-поиск информации в словаре.

Самостоятельная работа, с последующей проверкой

1.Давайте прочитаем тему нашего урока и скажем, что мы сегодня повторим?

Дети читают тему урока и отвечают на вопросы учителя.

III.Повторение изученного в 3 классе.

Физминутка

1.Откройте учебник на с. 7. упр. №1.

-Запишите глаголы столбиком, рядом скаждым напишите родственное ему сушествительное, образованное от основы этого глагола.

-Чем интересен корень в последней паре слов?

-Какая орфограмма есть во всех глаголах?

-Являются ли существительные проверочными словами?

2.Цель следующего задания-работа с составом слова.(упр.№2, с.8)

Запишите глаголы и разберите их по составу.

- А теперь разбейтесь на группы и понаблюдайте, в каких случаях при образовании новых слов вы отбросили глагольный суффикс, входящий в основу, а в каких случаях не отбрасывали?

Работают с упр.№1

-Отказать-отказ, отварить-отвари т.д.Т.е. это задание позволяет им увидеть состав глаголов и они повторяют состав имен существительных

-Кричать-крик.Чередование согласных в корне.

-Безударный гласный в корне.

- Дети отвечают на вопрос.

- Дети записывают глаголы, по данному образцу разбирают их по составу.

Дети работают в группах, письменно выполняют задание, после выполнения, один представитель от группы рассказывает о результатах проведённого исследования, все остальные- дополняют, исправляют допущенные ошибки.

Работать с инструкциями учебника, использовать просмотровое чтение при

работе с учебной книгой, ориентировку на шрифтовые выделения

–развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя

инструкцию учебника.

Анализ языковых ситуаций, умение проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника

контролировать

выполнение действий

и оценивать

результат

– подводить

под понятие

–точно и доказательно

выражать свои мысли

Устный отчет о проделанной работе

IV.Закрепление.

Ребята, у вас на столах лежат цветики-семицветики. Прочитайте слова, которые на них записаны (гр..за, х..дьба,д..леко, пр..бег, мал..енький, к…ллекция,л..сной, труб..чка).определите, в какой части слова пропущен безударный гласный, вставьте пропущенную букву.По окончанию работы, поменяйтесь с соседом по парте цветами и оцените работу товарища.

Ребята выполняют задания. Оценивают работу.

– оценивать свои

достижения

и возможности,

делать выбор

в ситуации задачи

взаимопроверка

V.Рефлексия.

Кому понравился урок? Почему? Что мы с вами повторили на этом уроке?

Дети поднимают руки, отвечают на вопросы.

понятно

и доказательно

выражать свои

мысли

Устный опрос

VI.Домашнее задание.

Тетрадь для самостоятельных работ №1, упр. 2 с. 3-4.

-Записывают домашнее. задание.

Оценка знаний учащихся.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.