Что такое сложные предложения связанные подчинительной связью. Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений. «Роль сложного предложения с разными видами связи»

I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

1-я группа

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Зар я. В небе разгор аются зар ницы. На берегу гор ит костер. Ивы наклон ились над озар енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав ок.

2-я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

раст

растение

выращены

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас- !

3-я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

Исключения:

ра внина (это ро вное, а не ра вное чему-то место, но пишется -а- ).

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно ),

уровень (отметка, ра вная какому-то значению),

поровну (на ра вные доли).

-мак- – -мок-

-скак- – -скоч-

Исключение: ска чок.

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Заг_р
Р_внина
Прод_раться
Ср_внять
Р_стительность
Непром_каемый
З_ря
Обм_кнуть
Прик_сновение
Зап_реть
Заг_релый
Бл_стеть
Отр_сль
Подл_жить
Выр_щенный
Р_сток
К_сание

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а ?

а) Заг_реть;

б) обг_ревший;

в) приг_реть;

г) выг_рки.

2. В каком слове пишется буква о ?

а) З_рница;

б) з_ревать;

г) з_рево.

3. о ?

а) Накл_ниться;

б) кл_няться;

в) покл_няться;

г) скл_нение.

4. В каких словах пишется буква а ?

а) Пл_вчиха;

б) попл_вок;

в) пл_вец;

г) пл_вуны;

д) жук-пл_вунец.

5. В каких словах пишется буква о ?

а) Вым_кнуть под дождем;

б) вым_кать в воде;

в) пром_кательная бумага;

г) вым_кать все чернила;

д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а ?

а) Подр_внять;

б) р_внение;

в) р_внять (дорожки);

г) р_вномерный;

д) р_вновесие.

7. В каких словах пишется буква а ?

а) Оз_рять;

б) пл_вучий;

в) покл_ниться;

г) приг_реть;

д) подр_внять.

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е ?

а) Поч_тать книгу;

б) подн_маться;

в) бл_стать;

г) подст_лить;

Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а ?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2. В каких словах пишется буква о ?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а ?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

4. В каких словах пишется буква о ?

а) Прик_сновение;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е ?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е ?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о ?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8. В каких словах пишется буква и ?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва

Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:

гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.

В корнях с чередующимися гласными зар- и зор- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
Например: зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
Исключения: зоревАть.

В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)- пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
Например: касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.

В корнях с чередующимися гласными клан- и клон- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
Например: клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.

В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож- , перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
Например: прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
Исключения: полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).

В корнях с чередующимися гласными мак- и мок- пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
Например: Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.

В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв- пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
Например: Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.

В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн- пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
Например: Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.

В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
Например: раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).

В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч- , перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
Например: подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
Исключения: скачок, скачу.

В корнях с чередующимися гласными твар- и твор- , под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
Например: твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
Исключения: утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).

В корнях бер- и бир-
Например: собирАть, беру, собирАется.

В корнях дер- и дир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: задирАть, деру, задирАется, задирА.

В корнях мер- и мир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: замирАть, замереть, умирАть.

В корнях пер- и пир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: запирАть, запереть, запирАется.

В корнях тер- и тир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стирАть, стереть, затирАет.

В корнях блест- и блист- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..

В корнях жег- и жиг- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.

В корнях стел- и стил- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: стелется, застилАть, простилАется, расстелить.

В корнях чет- и чит- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
Например: четное, читАтель.
Исключения: сочетАть, сочетАние.

В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
Например: Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.

Корни с чередованием о-а можно разделить на три группы: 1) корни , в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни , в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы; 3) корни , в которых выбор о или а зависит от значения слова.

1. К первой группе (следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении) относятся корни гар-/гор-, клон-/клан-, твор-/твар-, зар-/зор-, плав-/плов-.

Корни Правило

Исключение

гор-/гар- Без ударения пишется буква о (под ударением - а ): гореть, загорелый, горящий, несгораемый, погорелец; за­гар, угар

Изгарь, пригарь, выгарки

клон-/клан- Без ударения пишется буква о наклонение, склониться, склонение; поклон, кланяться
твар-/твор- Без ударения пишется буква о (под ударением та гласная, которая слышится): сотворить, творец, творе­ние, претворять; творчество, тварь

Утварь

зар-/зор- В безударном положении пишется а (под ударением - та гласная, которая слышится): заря, зарница, озарять; зарево, зорька

Зоревать

ппав-/плов Вбезударном положении пишется о: плавучий, поплавок, плавник

Пловец, пловчиха, плывун (спец.)

2. Ко второй группе (выбор о или а зависит от согласной буквы, перед которой находится корневая гласная) отно­сятся корни лаг-/лож-, скак-/скоч-, раст-(ращ-) /рос, кас- /кос(н)-.

Корни Правило
-лаг-/-лож- Перед г пишется а , перед ж - о : излагать, предлагать, слагаемое, прилагательное; изложить, предложить, изложение, положить

Полог

скак-/скоч- Перед к пишется а , перед ч- о : прискакать, обскакать, на скаку; заскочить, выскочка, подскочить

Скачок, скачу

-раст-(ращ-) 1 -рос- Перед cm ищ пишется а , перед с - о : вырасти, выращенный, возраст, растение; выросла, водоросли,

поросль, выросший

Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль (а также производные от данных слов): росточек, ростовщица, от­раслевой и др.

кас-/кос(н)- Пишется о , если дальше следует согласная к, в остальных случаях - а : касаться, касательная, прикасаться; коснуться, прикосновение

3. К третьей группе относятся корни -мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, т.е., в которых выбор о или а зависит от значения слова.

Корни

Значения корней Исключения

-мак-, -мок-

Корень -мак- пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость»: обмакнуть кисточку в краску. Слова с корнем -мок- имеют значение «пропускать, впитывать жидкость, становиться мокрым, влажным»: непромокае­мая ткань, вымокнуть под дождём.

равн-,

-ровн-

Корень -равн- имеет значения «одинаковый, равный, такой же, наравне»: уравнять величины, равные условия, поравняться с идущими впереди. Корень -роен- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: выровнять дорогу, подровнять газон, разровнять землю Равнина, поровну, ровесник, уровень

4. При подборе однокоренных слов с чередованиями следует отличать от них слова с другими значениями, имеющие в корнях близкие сочетания звуков: гореть - загар, но: гора, горный; наложить - налагать, но: лож ка, лагерь; косить - касательная, но: костёр, каскад и пр.

В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения.

Корни с чередованием. Что это?

При изменении формы внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать - бегу, сказать - скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать - замереть, расположить - располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр.

Чередование в корне «е» и «и». Правило

В ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров.

«Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер).

Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае - «и», так как «а» присутствует.

Чередование «е» / «и» в корне слова. Примеры

Лексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.

  • Основные морфемы «бер» / «бир».

Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.

  • Основные морфемы «мер» / «мир».

Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.

  • Основные морфемы «тер» / «тир».

Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.

  • Основные морфемы «дер» / «дир».

Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.

  • Основные морфемы «пер» / «пир».

Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.

  • Основные морфемы «чет» / «чит».
  • Основные морфемы «жег» / «жиг».

Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.

  • Основные морфемы «стел» / «стил».

Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.

  • Основные морфемы «блест» / «блист».

Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.

  • Основные морфемы «леп» / «лип».

Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр.

Примечания

Чередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них.

После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть - терка, считать - счет, блестеть - блестка, блестеть - блеск и пр.

Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило.

Прибирать - приберу - прибрать и пр.

Раздирать - раздерет - разодрать и пр.

Выжигать - выжег - выжгу и пр.

Умирать - умереть - умрет и пр.

Подпирать - подпереть - подопри и пр.

Перестилать - перестелить - перестлать и пр.

Протирать - протереть - протрешь и пр.

Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми.

Употребление в речи

Рассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.

  • К ним домой приходить прибираться прислуга.
  • Ребенок сам застелил утром кровать.
  • Девушка испугалась громкого звука и замерла на месте.
  • После еды необходимо протирать крошки со стола.
  • Этим утром снег очень ярко блестел на солнце.

Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно.

Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме.

Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.

В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.

Чередование гласных

В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.

Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага р имеет букву "А" в корне, а слово заго реть - букву "О".

Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.

История чередующихся корней

Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.

Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.

Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:

  1. следующая за чередующейся гласной согласная;
  2. ударение;
  3. суффикс;
  4. смысловое значение.

Правописание гласных А-О: соседняя согласная

Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.

От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.

После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".

Например: располаг аться - располож иться, предполаг ать - предполож ить (но полог ), скак ать - вскоч ить. (но скач ок, скач у), ра сти - нара щивать - взро сление (но ро сток, отра сль, Ро стов, ро стовщик)

Правописание гласных А-О: ударение, суффикс

От ударения зависят шесть корней с чередованием: плав-плов, зар-зор, пай-пой, гор-гар, клон-клан и твор-твар.

В безударной позиции в корнях -пла в-, -за р-, -па й- пишите букву "А".

Например: зо рька - за ря, припо й - па йка, пла вать (но зо ревать, пло вец, пло вчиха).

В безударной позиции в корнях -го р-, -тво р- и -кло н- ставьте букву "О":

Например: зага р - заго реть, тва рь - тво рение, кла няться - покло ниться (но выга рки, прига рь, утва рь).

От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож. Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".

Например: ка са ться - ко снуться, отло жить - безотла гательно.

Правописание гласных А-О: значение корня

От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.

Корень ра вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".

Например: ура внять права, сра внительный анализ.

Корень ро вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".

Например: подро внять (чёлку), сро внять с землёй, ро весник. Исключения: ра внина (ро вная), ра внение (становиться ро вно).

Корень -ма к- употребляется в значении "опускать в жидкость".

Например: прома кнуть салфеткой, ма кнуть печенье в чай.

Корень мо к означает «пропускать жидкость».

Например: промо кнуть до нитки, замо чить рубашку перед стиркой.

Чередование гласных А-О

Попробуйте проверить знания, решив упражнения с ответами на чередование корней.

Вставьте потерянные буквы:

1) Подл(_)жили булавку, наивно пол(_)гаем, правильно изл(_)гаем мысли, пол(_)жите игрушки на место, случайно к(_)снулся, не прик(_)сайтесь руками, нал(_)гаются обязательства, распол(_)гайтесь на диване, соприк(_)сновение, нал(_)женный платёж, Соборное ул(_)жение, предл(_)гают помощь; знаменитая пл(_)вчиха, выпл(_)вляется сталь, пл(_)вучесть судна; старые сапоги пром(_)кают, пром(_)кни руки салфеткой, пром(_)кнуть до нитки;

2) Р(_)внение в рядах, разр(_)внять бетон, ср(_)внить два варианта корня, неср(_)внимые суждения, выр(_)внять загар, повысить ур(_)вень жизни, р(_)вняются на лучших учеников, ур(_)внять яму, живописные р(_)внины; густая пор(_)сль, врожденное ср(_)щение пальцев, зар(_)стают сорняком, пор(_)стёт густой травой, современная отр(_)сль производства, нар(_)стили силы.

Ответы на упражнения на чередование "А" и "О" в корне слова:

1) Подло жили булавку, наивно пола гаем, правильно изла гаем мысли, поло жите игрушки на место, случайно ко снулся, не прика сайтесь руками, нала гаются обязательства, распола гайтесь на диване, соприко сновение, нало женный платёж, Соборное уло жение, предла гают помощь; знаменитая пло вчиха, выпла вляется сталь, пла вучесть судна; старые сапоги промо кают, прома кни руки салфеткой, промо кнуть до нитки;

2) Ра внение в рядах, разро внять бетон, сра внить два варианта корня, несра внимые суждения, выро внять загар, повысить уро вень жизни, ра вняются на лучших учеников, уро внять яму, живописные ра внины; густая поро сль, врожденное сра щение пальцев, зара стают сорняком, пора стёт густой травой, современная отра сль производства, нара стили силы.

Чередование гласных е-и: правила правописания

Правописание определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".

Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.

Например: забе рёт - заби ра ет, приде рётся - приди ра ется, заме рли - зами ра ет, запе р - запи ра ется, выте рся - выти ра ется, бле стит - бли ста ет, выже г - выжи га ют, посте лить - рассти ла ться, выче т - вычи та ть.

Исключения: соче та ть, соче та ние.

Чередование гласных Е-И

Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".

1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.

Стекло бле стит, звёзды бли стают, грибы соби рают, собе рут игрушки, уми раю со смеху, заме р от восхищения, отпе реть дверь, отпи рают ворота, проте реть лицо, проти рают пыль, выде рну скотч, выди рают зубы; разми наем мышцы, поджи мает хвост, припоми нают о домашних делах, произносят закли нания.

И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:

2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.

Перебе рём старую одежду, переби рается через дорогу, бле снуть на солнце, заме рла от страха, запе реться в комнате, гармоничное соче тание, выте реть со стола, сди рать скотч, переби рать черешню, уми рать со смеху, выми рающий вид, отпи рать замок, изби рательная кампания, высти ранные футболки, подбе решь одежду, выде рнут зуб, прижи гать рану, выти рать пыль, приде рется к опечаткам, зани маться предприни мательством.

И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):

1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.

2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.

3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.

4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.

5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.

Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.

Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!