Задание 13 огэ. Тренировочные задания В13 при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Типы подчинения придаточных предложений

За-да-ние 11 Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 11. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

(11)Это было от-ли-чи-тель-ной ба-буш-ки-ной чер-той: по её тону часто нель-зя было опре-де-лить, шутит она или го-во-рит всерьёз, хва-лит или вы-сме-и-ва-ет.

За-да-ние 12

И ба-буш-ка,(1) лю-бив-шая хо-дить в кино,(2) как и я,(3) от-кла-ды-ва-ла по-боль-ше,(4) а эко-но-ми-лись день-ги потом на обе-дах.

По мне-нию ро-ди-те-лей,(5) мы с ба-буш-кой по-сту-па-ли не-ра-зум-но и были не-пра-виль-ны-ми лю-дь-ми,(6) и это нас объ-еди-ня-ло.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 10—13 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с по-сле-до-ва-тель-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(10)Я не мог по-нять: вос-тор-га-ет-ся она моими ро-ди-те-ля-ми или в чём-то их упре-ка-ет? (11)Это было от-ли-чи-тель-ной ба-буш-ки-ной чер-той: по её тону часто нель-зя было опре-де-лить, шутит она или го-во-рит всерьёз, хва-лит или вы-сме-и-ва-ет. (12)Я-то вос-хи-щал-ся ими, по-сколь-ку мы часто вос-хи-ща-ем-ся по-ступ-ка-ми, на ко-то-рые сами не спо-соб-ны.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 13—17 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной и со-юз-ной под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(13)Ко-неч-но, ба-буш-ка была счаст-ли-ва за свою дочь, гор-ди-лась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко сле-до-ва-ла тем пра-ви-лам, к ко-то-рым нас с ней стре-ми-лись при-учить.

(14)На-при-мер, мама и отец ста-ра-лись за-ка-лить нас. (15)Но мы с ба-буш-кой не же-ла-ли об-ли-вать-ся ле-дя-ной водой и вста-вать по вос-кре-се-ньям ещё рань-ше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы со-зна-ва-ли, что нечётко де-ла-ем гим-на-сти-ку.

(17)Во-об-ще, мои ро-ди-те-ли то и дело об-ви-ня-ли нас обоих в нечётко-сти: мы нечётко со-об-ща-ли, кто и когда зво-нил маме или отцу по те-ле-фо-ну, нечётко со-блю-да-ли режим дня.

За-да-ние 11 №

(5)Тихо - лишь в за-рос-лях ка-мы-ша у самой воды ко-ло-коль-ца-ми зве-не-ли ко-ма-ры.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Над рекой висел про-зрач-ный туман,(1) но сол-неч-ные лучи уже зо-ло-ти-ли тихую гладь. Под-ни-мав-ший-ся берег по-кры-ва-ла изу-мруд-ная трава,(2) ис-пещрённая бес-чис-лен-ны-ми ис-кор-ка-ми росы. Воз-дух,(3) на-сы-щен-ный пря-ны-ми аро-ма-та-ми диких цве-тов,(4) за-стыл. Ва-дим-ка сидел на бе-ре-гу и смот-рел,(5) как ста-рый то-поль ро-ня-ет бе-ло-снеж-ные,(6) кру-жа-щи-е-ся в за-стыв-шем воз-ду-хе пу-шин-ки и как они бе-лы-ми ко-раб-ли-ка-ми плы-вут по реке.

Маль-чик вздрог-нул - вспом-нил,(7) зачем пришёл сюда. Слёзы под-кра-лись к горлу,(8) стали ду-шить,(9) но он сдер-жал-ся - не за-пла-кал.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 4—9 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(4)Воз-дух, на-сы-щен-ный пря-ны-ми аро-ма-та-ми диких цве-тов, за-стыл. (5)Тихо - лишь в за-рос-лях ка-мы-ша у самой воды ко-ло-коль-ца-ми зве-не-ли ко-ма-ры. (6)Ва-дим-ка сидел на бе-ре-гу и смот-рел, как ста-рый то-поль ро-ня-ет бе-ло-снеж-ные, кру-жа-щи-е-ся в за-стыв-шем воз-ду-хе пу-шин-ки и как они бе-лы-ми ко-раб-ли-ка-ми плы-вут по реке. (7)Тон-кое по-ску-ли-ва-ние на-ру-ши-ло спо-кой-ствие утра.

(8)Маль-чик вздрог-нул - вспом-нил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы под-сту-пи-ли к горлу, стали ду-шить, но он сдер-жал-ся - не за-пла-кал.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 1—7 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(1)Утро ды-ша-ло све-же-стью. (2)Над рекой висел про-зрач-ный туман, но сол-неч-ные лучи уже зо-ло-ти-ли тихую гладь. (3)Под-ни-мав-ший-ся берег по-кры-ва-ла изу-мруд-ная трава, ис-пещрённая бес-чис-лен-ны-ми ис-кор-ка-ми росы. (4)Воз-дух, на-сы-щен-ный пря-ны-ми аро-ма-та-ми диких цве-тов, за-стыл. (5)Тихо - лишь в за-рос-лях ка-мы-ша у самой воды ко-ло-коль-ца-ми зве-не-ли ко-ма-ры. (6)Ва-дим-ка сидел на бе-ре-гу и смот-рел, как ста-рый то-поль ро-ня-ет бе-ло-снеж-ные, кру-жа-щи-е-ся в за-стыв-шем воз-ду-хе пу-шин-ки и как они бе-лы-ми ко-раб-ли-ка-ми плы-вут по реке. (7)Тон-кое по-ску-ли-ва-ние на-ру-ши-ло спо-кой-ствие утра.

За-да-ние 11

(17)И война с этой ми-ну-ты уже не ка-за-лась маль-чи-ку за-бав-ной, ни-че-го весёлого не было в том, как па-да-ли люди.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми под-чи-ни-тель-ной свя-зью.

И война с этой ми-ну-ты уже не ка-за-лась маль-чи-ку за-бав-ной,(1) ни-че-го весёлого не было в том,(2) как па-да-ли люди. Война стала серьёзной и страш-ной,(3) и он впер-вые ис-пы-тал чув-ство стра-ха за близ-ко-го че-ло-ве-ка,(4) за того че-ло-ве-ка, (5) ко-то-ро-го ему все-гда не хва-та-ло.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 40-46 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с по-сле-до-ва-тель-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(40)Серд-це маль-чи-ка было на-пол-не-но горем. (41)Толь-ко сей-час он понял, что зна-чит - по-те-рять отца. (42)Ему хо-те-лось пла-кать. (43)Он по-смот-рел на мать, но она мол-ча-ла. (44)Мол-чал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, ко-то-рый давно погиб на войне.

За-да-ние 14 С реди пред-ло-же-ний 1-5 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной и со-юз-ной под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(1)Отца сво-е-го, ко-то-рый погиб на фрон-те, Авалбёк не пом-нил. (2)Пер-вый раз он уви-дел его в кино, когда маль-чи-ку было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с ма-те-рью и чув-ство-вал, как она вздра-ги-ва-ла, когда на экра-не стре-ля-ли. (4)Ему было не очень страш-но, а ино-гда даже, на-о-бо-рот, ве-се-ло, когда па-да-ли фа-ши-сты. (5)А когда па-да-ли наши, ему ка-за-лось, что они потом вста-нут.

За-да-ние 11 Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 17. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

(17)Улы-ба-лась она смущённо и с лю-бо-пыт-ством, будто это не вы раз-гля-ды-ва-ли её, а она, чуть робея, гля-де-ла на вас.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифру, обо-зна-ча-ю-щую за-пя-тую между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми под-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Я гля-нул на его хол-сты,(1) гля-нул не-бреж-но,(2) даже предубеждённо,(3) ни во что не веря. Гля-нул и уди-вил-ся.

Два порт-ре-та сто-я-ли,(4) будто взяв-шись за руки,(5) хотя каж-дый из них был от-дель-ным.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 23−29 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(24)А по-че-му у тебя отец такой мо-ло-дой? — спро-сил я.

(25)Я батю толь-ко так и за-пом-нил… (26)Не вер-нул-ся с войны, а где полёг, не узна-ли — без вести… (27)Ждём вот уже де-сять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сей-час к поч-та-льо-ну бе-га-ет.

(29)И он пошёл, под-хва-тив свои порт-ре-ты.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 12—16 най-ди-те слож-ное бес-со-юз-ное пред-ло-же-ние. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(12)Но чув-ство-ва-лось, что живут не в де-рев-не, а где-то в при-го-ро-де, может быть, на разъ-ез-де. (13)И, видно, из де-рев-ни не-дав-но. (14)Руки её вы-ра-жа-ли не-лов-кость, будто не ху-дож-ник-сын ри-со-вал её, а си-де-ла она перед фо-то-гра-фом, и это было ей не-при-выч-но. (15)Да и во-об-ще было видно, что ей не-при-выч-но си-деть, а при-вык-ла она дви-гать-ся, спе-шить, кор-мить детей, вы-во-дить ско-ти-ну.

(16)Руки были сло-же-ны ак-ку-рат-но, паль-чик к паль-чи-ку, на одном се-реб-ря-ное ко-леч-ко по-свер-ки-ва-ло.

За-да-ние 11 Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 5. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

(5)При-бли-зив-шись, я при-оста-но-вил-ся и хотел было не-за-мет-но про-ско-чить, но мать, за-ви-дев меня и сразу за-све-тясь лас-ко-вой улыб-кой, по-ма-ха-ла рукой, и я, хоть мне и было ужас-но стыд-но перед то-ва-ри-ща-ми, подошёл к ней.

За-да-ние 12 В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

При-бли-зив-шись,(1) я при-оста-но-вил-ся и хотел было не-за-мет-но про-ско-чить,(2) но мать,(3) за-ви-дев меня и сразу за-све-тясь лас-ко-вой улыб-кой,(4) по-ма-ха-ла рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужас-но стыд-но перед то-ва-ри-ща-ми,(7) подошёл к ней.

За-да-ние 13 Среди пред-ло-же-ний 11-15 най-ди-те слож-но-под-чинённое пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(13)На дворе ко мне по-до-шли не-сколь-ко то-ва-ри-щей и один спро-сил, что это за шут го-ро-хо-вый в юбке, с ко-то-рым я толь-ко что бе-се-до-вал. (14)Я, ве-се-ло сме-ясь, от-ве-тил, что это об-ни-щав-шая гу-вер-нант-ка и что при-ш-ла она ко мне с пись-мен-ны-ми ре-ко-мен-да-ци-я-ми.

(15)Когда же, упла-тив день-ги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгор-бив-шись, слов-но ста-ра-ясь стать ещё мень-ше, быст-ро по-сту-ки-вая стоп-тан-ны-ми, со-всем кри-вы-ми каб-луч-ка-ми, про-шла по ас-фаль-то-вой до-рож-ке к же-лез-ным во-ро-там, я по-чув-ство-вал, что у меня болит за неё серд-це.

За-да-ние 14 Среди пред-ло-же-ний 8-12 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с со-юз-ной со-чи-ни-тель-ной и под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

(8)Мать сто-я-ла тихо, слу-ша-ла молча, ви-но-ва-то и го-рест-но опу-стив ста-рые свои лас-ко-вые глаза. (9)Я сбе-жал по уже опу-стев-шей лест-ни-це и, от-кры-вая тугую, шумно со-су-щую воз-дух дверь, огля-нул-ся и по-смот-рел на мать. (10)Но сде-лал я это не по-то-му вовсе, что мне стало её сколь-ко-ни-будь жаль, а всего лишь из бо-яз-ни, что она в столь не-под-хо-дя-щем месте рас-пла-чет-ся.

(11)Мать всё так же сто-я-ла на пло-щад-ке и, пе-чаль-но скло-нив го-ло-ву, смот-ре-ла мне вслед. (12)3аме-тив, что я смот-рю на неё, она по-ма-ха-ла мне рукой с кон-вер-том так, как это де-ла-ют на вок-за-ле, и это дви-же-ние, такое мо-ло-дое и бод-рое, толь-ко ещё боль-ше по-ка-за-ло, какая она ста-рая, обо-рван-ная и жал-кая.


Теоретический минимум к заданию 13

«Сложные предложения с несколькими придаточными»

Прежде чем браться выполнять задания В8 и В9, обязательно ознакомьтесь с теоретическим минимум заданий, связанных с тем, как находить грамматическую основу, как узнавать количество грамматических основ, а также как узнавать границы простых предложений внутри сложного ( , ).

Теперь, когда вы повторили, приступим к изучению нового. В задании 13 вам придётся искать три типа предложений: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. Чтобы облегчить задачу запомните следующее: искомое предложение будет состоять минимум из трёх частей. Простые предложения, бессоюзные, сложносочинённые и даже сложноподчинённые с одним придаточным мгновенно откидываем в сторону!

Последовательное подчинение придаточных

Обратите внимание, как расположены придаточные (овалы) по отношению к главному предложению (квадрат). Последовательно. Как цепочка. Эта цепочка может продолжаться и дальше на третий, четвёртый уровень. Давайте посторим такое предложение. Допустим…

Путники опасались заходить к Беорну все сразу. Это наше главное предложение. Придумаем для него продолжение. Просится причина. Потому что он мог не пустить в дом гостей. И теперь придумаем ещё одну часть, но не от главного, а от этого придаточного причины. Расскажем об этих самых гостях. Число которых превышало дюжину. Теперь слепим три части в одну. Путники опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей, число которых превышало дюжину. Посмотрите на структуру страниц моего сайта в самом низу. Она полностью повторяет последовательное подчинение. 🙂

Внимание . Не забывайте о том, что придаточные, словно матрёшки, любят прятаться внутри главного, особенно это касается придаточных определительных с союзным словом «который».

Однородное соподчинение придаточных

Само слово однородное наталкивает на мысль, что здесь соподчинение похоже на связь однородных членов. Что такое соподчинение? Для ответа на вопрос вспомните, в каких словах есть ещё приставка со-? Содружество, сообщество, сотрудничество. Значение близкое к «нахождению рядом», «вместе». Вот и придаточные здесь находятся рядом, вместе, на одном уровне. Сотрудничают. Посмотрим на картинку.

Как видим, главное предложение (квадрат) имеет два придаточных на одном уровне. У них один и тот же союз, одно и то же значение, зависят они от одной и той же части главного предложения. Займёмся построением.

. И теперь нам надо придумать два придаточных (как минимум) одного вида. Раз просится причина, создадим сразу две причины. 1) Потому что он мог не пустить в дом гостей . 2) Потому что хозяин мог сильно разозлиться . Порядок причин нам не так важен, поэтому можем конструировать наоборот. Путники опасались заходить к Беорну все сразу , потому что хозяин мог сильно разозлиться и п отому что он мог не пустить в дом гостей .

Внимание . 1) Между однородными придаточными знаки препинания сохраняются точно такие же, как и при однородных членах (отсутствие запятой перед «и», «или» и проч .), поэтому будьте внимательны при их поиске. 2) Посмотрите на наше предложение. Очень громоздкое оно получилось. Насколько красивее оно станет, если мы уберём второе «потому что», дабы избежать повтора. Обычно все так и делают. Но предложение всё равно останется с однородным соподчинением, просто второй союз будет опущен. Так что при поиске будьте внимательны вдвойне! Всегда обращайте внимание на подобные конструкции: Он рассказал, что…. и…. Если вместо многоточий будут две разные основы, смело ставьте после «и» второе «что».

Параллельное (неоднородное) соподчинение придаточных

Параллельные прямые никогда не пересекаются. А в параллельном соподчинении придаточные идут от главного и тоже не пересекаются. Посмотрите на схему.

От разных частей главного предложения отходят два придаточных с разными вопросами, видами и средствами связи. Поглядим, как будет выглядеть параллельное соподчинение.

Путники опасались заходить к Беорну все сразу . Пускай первым придаточным остаётся тот же причинный тип. Второй нам надо обязательно сделать другим, но всё-таки зависящим тоже от главного. Поясним слово «путники». Которые проделали долгий путь через горы . Здесь порядок важен, так как каждое придаточное имеет своё слово-определитель. Путники, которые проделали долгий путь через горы, опасались заходить к Беорну все сразу, потому что он мог не пустить в дом гостей.

Придаточное определительное зашло в середину главного. Для параллельного соподчинения очень характерен случай, когда придаточные расположены в разных краях. Например, одно в середине или в начале, а другое — в конце.

Перед выполнением тестовых заданий обратите внимание на следующие важные моменты:

1. Главное предложение находим по отсутствию подчинительного союза. Главное предложение не всегда будет идти первым. Оно может быть очень коротким. Когда заморосил дождь, похолодало, так что хоббиту и гномам пришлось надеть плащи . Найдите здесь главное предложение.

похолодало

2. Слова «тот», «то», «так», «там», «туда», «такой», «столько» не являются подчинительными союзами и союзными словами. Наоборот, они указательные слова (корреляты) и являются признаками главного предложения. Даже в двойном союзе «чем…тем…» главное предложение будет со словом «тем».

3. Существуют предложения с разными видами связи, многокомпонентные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно.

Теперь предлагаю потренироваться на вариантах тестов.

ОГЭ: Задание 13 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Предложения взяты из романа "Братство кольца" Д.Толкиена, часть 2 глава 1 "Неожиданные гости", глава 2 "Совет" пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

"(1) Ты поймешь, что у вас нет иного выхода, кроме битвы с Врагом не на жизнь, а на смерть - даже без надежды победить в этой битве. (2) Враг у всего Средиземья один. (3) А Кольцо... (4) Вы сами призваны решить, что же нам делать с этим Кольцом, которое якобы ничего не стоит... (5) Я сказал призваны, - продолжал Элронд, - однако я не призывал вас в Раздол" .

Пояснение к вопросу 1:

Вы призваны решить -> что делать с кольцом -> которое ничего не стоит.

"(1) В самом начале нашей эпохи я рискнул посетить Чародея в Дул-Гулдуре и, тайно разведав, чем он занимается, понял, что наши опасения подтвердились. (2) Это был Саурон, Извечный Враг, вновь оживший и набирающий силу. (3) И кое-кто, я думаю, все еще помнит, что Саруман, на собранном тогда Совете, убедил Мудрых не начинать войну, и много лет мы только наблюдали. (4) Но когда, сгустившись над мрачным Дул-Гулдуром, к северу поползла зловещая туча, даже Саруман одобрил войну, и объединенная дружина Совета Мудрых выбила Черного Властелина из Лихолесья. (5) В том же году было найдено Кольцо - странное совпадение, если это совпадение".

Пояснение к вопросу 2:

Чем он занимается что опасения подтвердились.

Укажите номер сложноподчинённого предложения с последовательным подчинением придаточных.

"(1) Он решил, что даже в гостях у Элронда о Кольце следует говорить с осторожностью; да ему и не хотелось о нем говорить. (2) - Должен сознаться, - добавил он, - что мне в свою очередь не терпится узнать, зачем это всеми уважаемый гном пустился в долгое и опасное путешествие, покинув свой замок в Подгорном Царстве. (3) - Мудрость Элронда и Гэндальфа несомненна, - тонко усмехнувшись, заметил Глоин. (4) - Они намерены собрать Совет, и на нем, я думаю, мы многое узнаем".

Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

"(1) Это кольцо ничего не стоит, но Саурон Великий хочет увериться в твоей дружбе на деле. (2) Выполни поручение Великого Властелина, и он отдаст тебе три Кольца, принадлежавшие в древние времена гномам... (3) Да и Морийское Царство станет твоим - Великий Властелин позаботится и об этом. (4) А если ты не можешь одолеть хоббита, скажи хотя бы, где он живет".

Укажите номер сложноподчинённого предложения с последовательным подчинением придаточных.

Пояснение к вопросу 5:

Кажется -> что наступает мгновение -> о котором ты мечтаешь.

Укажите номер сложноподчинённого предложения с однородным подчинением придаточных.

"(1) Он, растерянный и странно испуганный, чувствовал, что не хочет показывать Кольцо и ему даже дотронуться до него было трудно. (2) Но он сумел себя превозмочь и дрожащей рукой вытащил Кольцо. (3) Оно - то мерцающее, то ярко взблескивающее - приковало взгляды всех собравшихся в зале. (4) - Вот оно, Проклятие Исилдура, - сказал Элронд".

Укажите номер сложноподчинённого предложения с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

"(1) Ядовито хмыкнув, Бильбо сел в свое кресло. (2) - Я сочинил это сам, - прошептал он Фродо, - когда Дунадан поведал мне о себе. (3) И почти жалею, что завершил свои путешествия, а поэтому не смогу отправиться с Дунаданом и увидеть, как он исполнит свой долг. (4) Арагорн с улыбкой выслушал Бильбо, а потом серьезно сказал Боромиру: - Я прощаю тебе твое недоверие".

Предложения

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Яковлев Ю.)


2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (Гайдар А.)


3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Селевин глянул в сторону - и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (Зверев М.)


4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (Бианки В.)


5. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (Савин В.)


6. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (Савин В.)


7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Федосеев Г.)


8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Яковлев Ю.)

Источник задания: Задание 5_13. ОГЭ 2018 Русский язык. Решение

(1)Я стоял в полутёмной холодной цирковой конюшне подле моего больного друга и всем сердцем хотел ей помочь. (2)Я постоял с ней ещё минуты три, потом прибежал Генка и поставил передо мной, прямо на пол, несколько бутылок вина. (3)Я открыл их и стал выливать в ведро. (4)Вино смешивалось с горячей водой, пар поднимался кверху. (5)Слониха почуяла этот запах и издалека протянула хобот к ведру. (6)Сверху спустился Панаргин, он всыпал в ведро большую банку сахарного песку и из пригоршни прибавил таблеток тридцать кальцекса.

(7)Я размешал всё это гладкой палочкой, которую протянул мне Генка. (8)Слониха всё ещё тянулась к ведру. (9)Я подошёл к ней, поставил ведро, и она стала пить.

- (10)Поможет, как думаешь? - спросил Панаргин. (11)Его грызла тревога, он не мог сдержать себя. - (12)Вот если бы помогло...

- (13) Должно помочь, - сказал я.

(14)Слониха допила всё до конца и благодарно закрыла глаза. (15)Я стал набрасывать Ляльке на спину сена и увидел, что ей хочется спать. (16)Медленно и тяжело согнула она ноги и, убедившись, что на полу мягко и ей будет удобно, повалилась на бок. (17)Мы укрыли её сеном.

(18)Спать я не мог. (19)Я ясно воображал себе, как спит сейчас под своим сеном несчастная, больная Лялька. (20)0на лежит, и зябнет, и дрожит, и тяжёлые хрипы в её груди делают своё страшное дело... (21)Ничего не видя, бежал я по цирку, представляя себе самые ужасные картины...

(22)Ничуть не бывало! (23)Слониха встретила меня, стоя на ногах, с весело и задорно приподнятым хоботом! (24)Она покачивалась взад и вперёд, словно разминая уставшие мышцы.

(25)Увидев меня и сразу признав, Лялька торжествующе трубанула.

(26)Я подошёл к ней, и слониха обняла меня хоботом за шею и притянула к себе.

(27)От неё пахло сеном и цирком. (28)Я люблю её, я люблю этот родимый запах, поэтому я обнял ее, широко раскинув руки, чтобы побольше захватить необъятного её лица.

(29)Мы так постояли немного, обнявшись, потом Лялька повернула меня к себе спиной и несильно толкнула вперёд. (30)Я вспомнил про булочки и поглядел на пол, куда положил их вечером. (31)Булочек не было. (32)Ни одной. (33)Я оглянулся и сказал:

- (34)Ай, браво! (35)Всё съела?

(36)Лялька не обратила на этот вопрос никакого внимания и снова хоботом толкнула меня.

(37)В чём дело?

(38)Я не понимал её и поглядел в ту сторону, куда двигала меня Лялька. (39)Оттуда шёл какой-то запах. (40)Я сделал несколько шагов и увидел ларь. (41)Вот оно что! (42)Я сразу всё понял и открыл его. (43)Он был доверху набит свёклой и морковью.

(44)Слониха хотела есть! (45)Она была здорова и хотела есть! (46)Как я сразу не догадался! (47)Я набрал корма и стал таскать его и складывать у Лялькиных ног. (48)Она занялась едой. (49)Всё было в порядке. (50)Я стоял с ней рядом, и она снова трубанула. (51)Я сразу понял смысл этого короткого и полного звука:

(52)«Пусть всегда пляшет удивительная кавалькада радости и счастья жизни!»

(53)И я подумал ещё:

(54)«Мы всегда идём впереди со своими хлопушками и свистульками, мы, клоуны, паяцы и увеселители, и рядом с нами, конечно же, прекрасные, весёлые слоны».

(55)Дети любят клоунов и слонов.

(По В. Ю. Драгунскому)

Задание 13. Среди предложений 11-19 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Решение.

При однородном подчинении оба придаточных подчиняются главному , и отвечают один вопрос. Такие придаточные предложения могут не разделяться запятой, если соединены союзом И.

Найдите в предложенном отрывке сложные предложения и определите, в каком из них есть придаточные одного вида, которые относятся к одному слову или предложению.

(11)Его грызла тревога, он не мог сдержать себя. - (12)Вот если бы помогло...

- (13) Должно помочь, - сказал я.

(14)Слониха допила всё до конца и благодарно закрыла глаза. (15)Я стал набрасывать Ляльке на спину сена и увидел, что ей хочется спать. (16)Медленно и тяжело согнула она ноги и, убедившись, что на полу мягко и ей будет удобно, повалилась на бок. (17)Мы укрыли её сеном.

(18)Спать я не мог. (19)Я ясно воображал себе, как спит сейчас под своим сеном несчастная, больная Лялька.

Схема предложения 16: […..,(…) и (…) …]. В этом сложном предложении есть одно главное предложение и два придаточных изъяснительных. Значит, в этом предложении представлено однородное подчинение придаточных.

Первый вариант задания

Рассмотрим 13 задание из демонстрационного варианта 2017:

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Внимательно читаем фрагмент текста и ищем предложения с двумя придаточными. В данном отрывке оно одно и с однородным подчинением - это предложение №4:

  • Ваша внучка Таня рассказала главное предложение.
  • что у вас на войне убили сына – придаточное изъяснительное предложение, присоединяемое к главному при помощи союза что и отвечающее на вопрос о чем ?
  • и что он вам писал письма.- придаточное изъяснительное предложение, присоединяемое к главному при помощи союза что и отвечающее на вопрос о чем?

, (что...) и (что...).

Ответ: 4

Второй вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 44–50 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

- (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

При однородном подчинении придаточных каждое придаточное отвечает на вопрос главной части. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы: что, чтобы, как, потому что, так как, где, куда, когда, хотя, если, какой, который, поэтому, потому . Все это мы встречаем в предложении 48:

  • После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке , - главная часть;
  • что такое конкурс красоты в нашем лагере , - первое придаточное, придаточное изъяснительное, отвечает на вопрос что? ;
  • что от неё требуется , - второе придаточное, изъяснительное, отвечает на вопрос что? .

Два однородных придаточных можно соединять не только запятой, но и союзом «и».

, (что...) и (что...).

Ответ: 48

Третий вариант задания

Среди пред­ло­же­ний 1-8 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало. (3)Запах молотого кофе всегда наводит его на эти воспоминания...

(4)Дома у них, по правде говоря, кофе не водился. (5)Насколько Андрей помнил, ни мать, ни отец его не пили. (6)Не любили? (7)Или попросту отказывались из соображений экономии, считали, что дорого? (8)Сейчас даже в голове не укладывается, как они жили тогда, но ведь жили же как-то... (9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали. (10)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

При последовательном подчинении придаточных каждое следующее придаточное отвечает на вопрос предыдущего. Также такое предложение должно иметь подчинительные союзы. Мы встречаем такое сочетание в предложении 2.

  • Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве, о счастье, о том самом настоящем счастье , - главная часть;
  • которое можно испытать только тогда , - придаточное первого типа, придаточное определительное, отвечает на вопрос главной части о каком? Является главным предложением по отношению к третьей части сложного предложения;
  • когда лет тебе совсем мало – придаточное второго типа, придаточное времени, отвечает на вопрос к первому придаточному когда?