Gtx 690 размеры. Рынок доступных по цене устройств

Двухчиповые видеокарты – совершенно особый вид графических адаптеров. Разработчики заслуженно гордятся такими продуктами, но всегда скромно умалчивают о доле подобных устройств в общих объемах продаж. Эти модели априори не относятся к числу массовых и не расходятся миллионными тиражами. Однако такие видеокарты наделены особой притягательной магией. Для разработчиков это прекрасная возможность продемонстрировать свой потенциал, а пользователям – обзавестись безудержно производительным решением. Несколько подзадержавшись с анонсом решений с новой графической архитектурой, компания NVIDIA спустя лишь месяц после анонса топовой представила двухчиповую модель с парой графических процессоров GK104 на борту. Исследуем возможности нового флагмана графической линейки калифорнийцев – GeForce GTX 690 .

Очередной носитель архитектуры NVIDIA, основанный на двух чипах GK 104, в общей сложности имеет 3072 потоковых вычислителя CUDA. Базовая частота GPU – 915 МГц, при этом GPU Boost позволяет ядрам динамически ускоряться более чем на 100 МГц – до 1019 МГц. Отметим, что тактовые частоты графических процессоров, хотя и ниже, чем у такового для , но отличие не столь велико, к тому же модель с двумя GPU использует более агрессивный алгоритм динамического ускорения.

Видеокарта оснащена 4 ГБ памяти GDDR5, которая работает на 6008 МГц. Каждому чипу доступны 2 ГБ, которые связаны с соответствующими процессорами 256-битовой шиной. Для подключения дополнительного питания понадобится два 8-контактных разъема. Заявленный уровень TDP сравнительно невелик, как для двухчипового решения – 300 Вт. При этом требования к мощности блока питания также довольно скромные: системе с GeForce GTX 690 будет достаточно 650-ваттного БП. Как и остальные адаптеры с чипами на Kepler, видеокарта готова к работе с PCI Express 3.0, пропускная способность которой вдвое выше, чем у шины предыдущего стандарта. Напомним, что для функционирования в режиме 3.0, новую версию интерфейса должны поддерживать процессор, в котором собственно содержится сам контроллер, материнская плата, а также видеокарта.

Дизайнеры отлично поработали над экстерьером видеокарты. Для верхней крышки применяется не традиционный для этого элемента пластик, а хромированный алюминий. При этом кожух адаптера не является цельным, через поликарбонатные окна можно увидеть радиаторные кассеты c набором пластин. Видеокарта выглядит очень стильно и эффектно.

Интерфейсная панель содержит три разъема DVI DL (2хDVI-I и DVI-D) и один Mini DisplayPort 1.2, каждый из которых может выводить картинку с разрешением до 2560х1600. Как и одночиповые модели на GK104, GeForce GTX 690 позволяет одновременно использовать четыре монитора. Часть крепежной пластины занимает решетка для выхлопа нагретого воздуха.

С обратной стороны адаптера в защитном кожухе предусмотрена рама, также предназначенная для вывода воздуха. В этот раз он будет уже поступать внутрь системного блока, потому подумать о дополнительной вентиляции системы не помешает.

На верхней кромке нанесена надпись «GEFORCE GTX», которая подсвечивается во время работы видеокарты. В целом визуально видеокарта выглядит очень стильно и эффектно, в этом отношении разработчики отлично справились со своей задачей.

Не меньше внимания уделено и внутреннему убранству. Каркас системы охлаждения выполнен из магниевого сплава. В конструкции СО используется две испарительные камеры с наборами никелированных алюминиевых пластин. Радиатор продувается 90-миллиметровым вентилятором осевого типа, установленным в центральной части видеокарты. Особо отметим, что система охлаждения занимает два слота, не посягая на пространство, предназначенное для других плат расширения.


Печатная плата концептуально отчасти похожа на ту, что использовалась для двухчиповой видеокарты предыдущего поколения – GeForce GTX 590. В данном случае применяется 10-слойная PCB и низкопрофильные качественные компоненты. Силовая подсистема использует 10-фазную схему – по пять фаз для каждого GPU, а также две отдельные фазы для питания памяти. Согласование работы обоих графических ядер производится с помощью скоростного моста PLX PEX8747, имеющего пропускную способность, соответствующую спецификации PCI Express 3.0.

С обратной стороны печатной платы нет никаких защитных пластин. Силовые компоненты здесь отсутствуют, потому с практической точки зрения в подобных элементах нет необходимости.

На верхней кромке PCB, ближе к крепежной пластине, расположен разъем для подсоединения моста позволяющего объединить две подобные видеокарты. Отметим, что коннектор всего один, а не два, как у многих производительных решений с чипами от NVIDIA. По понятным причинам, пары GeForce GTX 690 достаточно, чтобы получить максимально возможную графическую конфигурацию Quad SLI.

ZOTAC GeForce GTX 690 (ZT-60701-10P)

Референсный дизайн GeForce GTX 690 на начальном этапе будет использоваться для всех сдвоенных видеокарт, потому не удивительно, что первая коробочная версия адаптера от ZOTAC является полной копией тестового семпла от NVIDIA. Отличие заключается в имеющейся на нижней грани наклейке, позволяющей определить принадлежность устройства к определенному бренду.

Тактовые частоты графических процессоров и ОЗУ соответствуют рекомендуемым – 915/1019 МГц для GPU и 6008 МГЦ для 4 ГБ (2×2 ГБ) память GDDR5.

Устройство попало к нам на тестирование в ритейловой коробке, потому несколько слов о сопутствующей комплектации.

В поставку включены руководство, диск с драйверами, пара переходников с 6- на 8-контактные разъемы 12В для подключения дополнительного питания, а также переходник с DVI на аналоговый VGA. Кроме того, в коробке имеется набор из трех игр серии Assassin’s Creed, включая последнюю – Revelations, а также купон на трехдневные заезды в TrackMania2 Canyon. То, что есть – уже неплохо. Но, пожалуй, для устройства, которое попадет в розничную продажу по цене $1000+, не помешало бы сдобрить комплект какими-либо дополнительными бонусами (как минимум, переходниками Mini DisplayPort на полноформатный разъем и DVI-HDMI).

Конфигурация тестового стенда

В работе

Устанавливая топовую двухчиповую видеокарту, подсознательно готовишься к тому, что сейчас все начнет шуметь и греться. На практике с GeForce GTX 690 такого не происходит.


Во время работы на открытом стенде в режиме покоя графические процессоры прогрелись всего до 28 С. Вентилятор на 1150–1200 об/мин работает очень тихо. После хорошей игровой нагрузки в нашем случае температура GPU повысилась всего до 71 градуса, а скорость вращения вентилятора приблизилась к 2000 об/мин. Шум, издаваемый системой охлаждения увеличился, но если сравнивать его с таковым, издаваемым референсным кулером GeForce GTX 680, то эти величины сопоставимы. Пара одночиповых видеокарт определенно будут несколько голосистее одной GTX 690.

Общая эффективность системы охлаждения, конечно, впечатляет. Однако условия окружающей среды на открытом стенде и в корпусе заметно отличаются. Потому еще раз акцентируем внимание на организации принудительного вывода нагретого воздуха за пределы системного блока. Как минимум, один 120-миллиметровый вентилятор на задней стенке корпуса, работающий на выдув, в данном случае точно не будет лишним.

Говоря о нюансах работы видеокарты, следует отметить частотные особенности графического ядра. Алгоритм работы динамического разгона GPU Boost в данном случае весьма агрессивен. Учитывая то, что штатным значением является 915 МГц, даже при плотной нагрузке чип «выстреливал» до 1058 МГц. Заявленные же производителем 1019 МГц скорее являются неким промежуточным значением. В действительности дельта может составлять более 140 МГц, но, опять же, величина эта не постоянная и варьируется в зависимости от нагрузки, нагрева и уровня энергопотребления.

GeForce GTX 690 в режиме Quad SLI

Если не учитывать финансовую сторону вопроса, создать конфигурацию Quad SLI с GeForce GTX 690 проще простого. Для системы с четырьмя графическими процессорами необходима пара таких видеокарт. Имея на руках две GeForce GTX 690, мы не могли упустить возможность ощутить мощь четырех GK104, работающих в одной упряжке.

Помимо видеокарт, для сборки системы понадобится материнская плата с двумя слотами PCI Express x16, позволяющая использовать два графических адаптера в SLI-режиме. В нашем случае использовалась модель на чипсете Intel Z77, вполне удовлетворяющая эти требования. После установки видеокарт и объединения их мостиком-переходником система готова к работе.


С программной настройкой тоже никаких проблем не возникло. NVIDIA Control Panel рапортует об активации режиме Quad SLI.


Создавая подобную систему, особое внимание стоит уделить блоку питания. Для конфигурации с одной GeForce GTX 690 разработчик рекомендует использовать 650-ваттный БП. Используя две такие видеокарты, стоит подумать о хорошей модели мощностью 1000–1200 Вт.

Результаты тестирования

В отсутствии реального конкурента в лице двухчиповой модели от AMD с парой GPU Tahiti XT , превосходство GeForce GTX 690 над любой видеокартой с одним графическим процессором не вызывает сомнений. Мы провели ряд практических тестов, чтобы оценить насколько велико преимущество новинки и оправдывает ли она свою цену. Специально для техногурманов также включены результаты замеров производительности связки Quad SLI.




Неудивительно, что синтетические приложения, предназначенные для оценки производительности платформ, чутко реагируют на изменение возможностей конфигураций. В обоих пакетах от Futuremark двухчиповая новинка имеет серьезное преимущество над GTX 680 – 65–75%. Использование второй GTX 690 приносит дополнительные 45% «попугаев» в 3DMark Vantage. Последняя версия пакета получше оптимизирована, возможности графической подсистемы более весомы в общем результате. Потому Quad SLI приносит 81%-ную прибавку скорости.


В Heaven Benchmark 2.5 двухголовая видеокарта, в зависимости от разрешения, имеет преимущество в 83–91% над GTX 680. Вторая видеокарта в режиме Full HD приносит дополнительные 59%, а при 2560×1440 – порядка 77%.


Если ситуация в синтетике представляет чисто академический интерес, то вот тесты в реальных играх переводят исследование в практическую плоскость. Весьма технологичных шутер Lost Planet 2 как-то без энтузиазма воспринял увеличение количества графических процессоров. И если GTX 690 еще имеет ощутимое преимущество (23–58%) над GTX 680, то использование второй двухчиповой видеокарты приносит очень и очень скромные 9–16%.
Dirt3 заметно оживился после установки двухчиповой GeForce GTX 690 (+46-74% к результатам GTX 680), а вот с Quad SLI достойно совладать не сумел, даже в высоком разрешении (+14%). Здесь скорее сказывается особенность игрового движка, потому как в 1920х1080 полученная разница с результатами для GTX 680 была даже выше – порядка 18%, что в целом не характерно для других приложений.


Aliens vs. Predator оказалась едва ли не эталоном эффективного использования ресурсов графической подсистемы в реальных условиях. В данном случае GTX 690, графические чипы которого работают на меньшей частоте, чем у GTX 680, но их два, вместо одного, смогла на 90–92% опередить последнего. Ну, а когда две GTX 690 работают в паре, скорость отрисовки кадров возрастает еще на 74–82%. Если же сравнивать результаты платформы с Quad SLI и одной GeForce GTX 680, то их производительность отличается в 3,5 раза.


На первый взгляд не слишком притязательная к ресурсам Mafia II также с благосклонностью относится к увеличению числа GPU – GeForce GTX 690 опережает одночипового флагмана NVIDIA на 63–75%. Quad SLI приносит 56%-ную прибавку в 2560х1440, а вот в разрешении Full HD прирост уже не столь убедительный – всего 16%. С другой стороны, нужен ли он при 150 кадрах/c, вопрос риторический.

Говоря о производительности двухчиповой видеокарты, следует помнить о том, что мы имеем дело с SLI-режимом работы GPU. В этом случае скоростные показатели очень сильно зависят от программной оптимизации, как игровых движков, так и драйверов. NVIDIA активно работает с разработчиками и оперативно оптимизирует свое ПО

На сегодняшний день GeForce GTX 690 – самая быстрая видеокарта в мире. О целесообразности покупки графического адаптера за $1000 можно дискутировать довольно долго. Конечно, ценник с тремя нулями серьезно ограничивает круг потенциальных владельцев GeForce GTX 690, но в том, что она найдет своего покупателя, нет никаких сомнений. Прежде всего, это достаточно обеспеченные энтузиасты, которым нужна максимально возможная производительность. Вряд ли откажутся от подобной видеокарты и владельцы конфигураций с несколькими крупноформатными мониторами. Сдвоенная модель приносит серьезный прирост производительности, который возрастает с увеличением разрешения и улучшением настроек качества картинки. Никаким разгоном видеокарты с одним GK104 добиться таких же результатов не удастся.

Новинка может стать более практичным решением для тех, кто изначально планировал покупку пары . Единственным весомым недостатком GeForce GTX 690 , пожалуй, является ее высокая стоимость. Ждем аналогичное конкурентное решение от AMD, надеясь, что оно будет доступнее, потому как видеокарта по цене неплохой игровой системы скорее привлечет лишь тех, кто за ценой не постоит.

Уж не знаю, что побудило NVIDIA выпустить двойной тандем в столь короткие сроки: верхние позиции отвоеваны силами GTX 680, скорых анонсов более быстрых решений у конкурента не предвидится. Вот бы ещё в средний сектор подбавить решений на базе свежей архитектуры - судя по прогрессу, достигнутому NVIDIA при разработке Kepler, его обрезанные решения с ещё более «холодным нравом» и замечательной производительностью могли бы потеснить семитысячные решения в наиболее интересующем пользователей среднем ценовом сегменте.

А тут - 690-я, которая сама по себе является сложным (а значит, дорогим) решением, и предназначается для хардкорных геймеров. Тем более, что в прошлом подобные решения давались компании не без труда. Чего только стоит переход с двухплатного решения на одноплатное, которое случилось уже на закате линейки 2хх. Правда, 590-я была удачнее предшественницы, однако холодной её назвать язык не поворачивался. Многие из тех, кому довелось опробовать эти карты в деле, заговаривали о пользе жидкостного охлаждения для таких решений. У «красных» проблемы были примерно те же - значительное энергопотребление, высокие рабочие температуры… В общем, при проектировании таких решений перед производителями встает непростая задача: ужать до размеров одной платы в два раза больше элементов, организовать отвод и рассеивание огромного количества тепла, сделать это решение конкурентоспособным и доступным для покупателя. Видимо, окрыленная успехом GTX 680 (который, кстати, отличался вполне умеренными аппетитами), NVIDIA рискнула представить решение с двумя графическими процессорами.

Внешностью GTX 690 явно удалась. За счет использования стальных вставок, хромированных болтов и двух пластиковых окон более нет ощущения, что перед тобой какое-то техническое решение в черном пластике, наспех украшенное наклейкой с логотипом компании. 690-я уже больше походит на продукт высоких (чуть не сказал космических) технологий. В корпусе СО даже смонтирована подсветка надписи GEFORCE GTX, что на верхнем торце видеокарты (и при установке в корпус будет обращена к пользователю).

Чуть больше недели назад мы получили посылку от NVIDIA , в которой находился ломик-гвоздодёр. Если данный шаг подразумевался как первый аккорд в грядущем анонсе GeForce GTX 690, то PR-отдел Nvidia - просто молодцы. Удивительно, но наперекор своим традициям Nvidia на своём мероприятии в Шанхае приоткрыла завесу тайны над видеокартой GeForce GTX 690 даже раньше NDA, причём привела технические спецификации. Конечно, по поводу GeForce GTX 690 ходили бесчисленные слухи, но Nvidia выбрала такой оригинальный "выход с ломиком". Между тем наша тестовая лаборатория уже получила образец GeForce GTX 690, с результатами тестов которого вы сможете ознакомиться в статье.

На мероприятии NVIDIA Gaming Festival 2012 в Шанхае (Китай) Джен-Хсун Хуанг (Jen-Hsun Huang), главный исполнительный директор Nvidia, лично представил видеокарту GeForce GTX 690. Весь процесс вы можете посмотреть на 20-минутном ролике ниже:

GeForce GTX 690 - первая видеокарта Nvidia на двух GPU, базирующаяся на новой архитектуре "Kepler". Она использует два графических процессора GK104, то есть GeForce GTX 690 можно рассматривать как "бутерброд" из двух видеокарт GeForce GTX 680, правда, на одной плате. Если вам интересны подробности по поводу архитектуры Kepler, то мы рекомендуем обратиться к нашей статье и тестам GeForce GTX 680 . Ниже мы рассмотрим детали новой видеокарты GeForce GTX 690.

В Европе уже появились первые видеокарты по цене 829 евро. Так что стартовый уровень цен должен быть ниже отметки 1000 евро. Сама Nvidia рекомендует цену 35 999 рублей для России и 9 899 гривен для Украины.

Технические спецификации приведены в следующей таблице:

NVIDIA GeForce GTX 680 NVIDIA GeForce GTX 690
Розничная цена около 475 евро в Европе
18,3 тыс. рублей в России
около 999 евро в Европе
Сайт производителя Страница продукта NVIDIA Страница продукта NVIDIA
Технические спецификации
GPU GK104 2x GK104
Техпроцесс 28 нм 28 нм
Число транзисторов 3,54 млрд. 2x 3,54 млрд.
Тактовая частота GPU 1006 МГц + Boost (1058 МГц) 915 МГц + Boost (1019 МГц)
Тактовая частота памяти 1502 МГц 1502 МГц
Тип памяти GDDR5 GDDR5
Объём памяти 2048 Мбайт 2x 2048 Мбайт
Ширина шины памяти 256 бит 2x 256 бит
Пропускная способность памяти 192,2 Гбайт/с 192,2 Гбайт/с
Версия DirectX 11.1 11.1
Потоковые процессоры 1536 (1D) 2x 1536 (1D)
Текстурные блоки 128 2x 128
ROP 32 2x 32
Пиксельная скорость заполнения 32,2 Гпиксель/с 2x 29,3 Гпиксель/с
Минимальное энергопотребление 15 Вт 15 Вт
Максимальное энергопотребление 195 Вт 300 Вт
SLI/CrossFire SLI SLI

Для GeForce GTX 590 NVIDIA пошла на снижение тактовой частоты GPU с 772 до 608 МГц, что составляет чуть больше 21 процента. Архитектурные детали не изменились, то есть видеокарта предлагает два полноценные GPU Fermi. Что касается памяти, то Nvidia решила снизить частоту 1002 МГц до уровня 854 МГц - почти на 15 процентов. Для новой видеокарты GeForce GTX 690 NVIDIA постаралась лучше соответствовать конфигурации их двух GTX 680 в SLI. NVIDIA снизила тактовую частоту до 915 МГц, но по сравнению с начальной планкой 1006 МГц мы получили замедление всего на девять процентов. Частота памяти была оставлена прежней - 1502 МГц. Всё это позволило Nvidia заявить о практически полной производительности двух графических процессоров GeForce GTX 680. Конечно, всё это стало возможным благодаря более эффективной архитектуре GPU и меньшему техпроцессу. Во многих обзорах отмечалось, что GeForce GTX 680 работает намного эффективнее поколения "Fermi".

Впрочем, NVIDIA всё равно пришлось смириться с наличием двух GPU, поэтому тепловой пакет (TDP) GeForce GTX 690 был увеличен до 300 Вт. Видеокарта GeForce GTX 590, напомним, была выпущена с тепловым пакетом (TDP) 365 Вт, а у AMD Radeon HD 6990 тепловой пакет составлял все 375 Вт (450 Вт в режиме OC). Для обеспечения питания у GeForce GTX 690 используются два 8-контактных гнезда, которые способны подавать вместе со слотом PCI Express более чем 375 Вт энергии. Если для GeForce GTX 680 была достаточна 4-фазная система питания, то в данном случае NVIDIA GeForce GTX использует 10-фазную систему питания для GPU (пять фаз на GPU и по одной на память), то есть мы получаем питание 10+2.

С помощью технологии "GPU Boost"оба GPU видеокарты могут увеличивать тактовую частоту, по крайней мере, до планки 1019 МГц, то есть почти в два раза больше в абсолютном значении, чем составляет прирост у GeForce GTX 680. В некоторых тестах мы даже зафиксировали прирост тактовой частоты до 1071 МГц. Но NVIDIA урезала максимальный порог "Power Target", его можно выставлять только на прирост в 35 процентов. Заявленные 300 Вт теплового пакета соответствуют энергопотреблению с полным приростом Boost. При работе на штатных тактовых частотах 915 МГц видеокарта потребляет 263 Вт, то есть "Power Target" составляет около 405 Вт.

Ниже мы детально рассмотрим новую видеокарту GeForce GTX 690.

После недавнего выхода на рынок GeForce GTX 680, NVIDIA представляет видеокарту на архитектуре Kepler (подробнее о данной архитектуре можно прочесть в обзоре GeForce GTX 680) с двумя процессорами GK104. У NVIDIA уже есть опыт разработки двухчиповых решений - GeForce GTX 295 и GTX 590, но в силу ограничения энергопотребления данные модели имели очень сильно заниженные рабочие частоты, что сильно отражалось на результатах работы. Выпуск GeForce GTX 690 – можно назвать огромным шагом в направлении двухчиповых решений, т.к. благодаря новейшим технологиям производства и новой архитектуре Kepler - GeForce GTX 690 включает в себя два полноценных видеочипа.

Технические характеристики

Кодовое имя чипов GK104;
Технология производства 28-нм;
3.54 миллиарда транзисторов в каждом чипе;
Площадь ядра 294 мм2 на каждый чип;
Унифицированная архитектура с массивом процессоров для потоковой обработки различных видов данных: вершин, пикселей и др.;
Аппаратная поддержка DirectX 11 API, в том числе шейдерной модели Shader Model 5.0, геометрических и вычислительных шейдеров, а также тесселяции;
Двойная 256-битная шина памяти: по четыре независимых контроллера на чип, шириной по 64 бита каждый, с поддержкой GDDR5 памяти;
Базовая частота ядра 915 МГц
Частота ядра при Boost Clock 1019 МГц
2×8 потоковых мультипроцессоров, включающих в общем 3072 скалярных ALU для расчётов с плавающей запятой (поддержка вычислений в целочисленном формате, с плавающей запятой, с FP32 и FP64 точностью в рамках стандарта IEEE 754-2008);
2×128 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16 и FP32 компонент в текстурах и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов;
2×4 широких блока ROP (всего 64 пикселя) с поддержкой режимов сглаживания до 32 выборок на пиксель, в том числе при FP16 или FP32 формате буфера кадра. Каждый блок состоит из массива конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг;
Интегрированная поддержка RAMDAC, двух портов Dual Link DVI, а также HDMI и DisplayPort.
Интегрированная поддержка четырёх мониторов, включая два порта Dual Link DVI, а также HDMI 1.4a и DisplayPort 1.2
Поддержка шины PCI Express 3.0
Количество универсальных процессоров 2×1536;
Количество текстурных блоков - 2×128, блоков блендинга - 2×32;
Эффективная частота памяти 6008 (1502×4) МГц;
Тип памяти GDDR5, 2×256-бит шина памяти;
Объем памяти 2×2 ГБ;
Пропускная способность памяти 2×192.3 ГБ/с;
Теоретическая максимальная скорость закраски 58.6 гигапикселей в секунду;
Теоретическая скорость выборки текстур 234.2 гигатекселей в секунду;
Три Dual Link DVI-I разъема, один DisplayPort;
Одинарный SLI-разъем;
Шина PCI Express 3.0;
Энергопотребление 300 Вт
Двухслотовое исполнение;

Как и предшественница GTX 680, GTX 690 так же поддерживает новейший стандарт PCI-E 3. NVIDIA позиционирует GTX 690 как эквивалент связки из двух GTX 680, это можно судить как по производительности, так и по ценовому фактору. Рекомендованная розничная стоимость GTX 690 составляет $999, стоимость одной видеокарты GTX 680 – $499.

Конструкция

Конструкция GTX 690 следующая: кожух системы охлаждения целиком выполнен из металла и магниевого сплава, радиатор GPU изготовлен из хромированного алюминия. По габаритам платы, GTX 690 всего лишь на один дюйм больше, чем размеры платы GTX 680, и составляет 11 дюймов. На верхней торцевой стороне кожуха видеокарты находится светящийся в темноте логотип GeForce с эффектом soft-touch, нанесённый с помощью лазера.

Принцип системы охлаждения в GTX 690, практически тот же, что и у младшего брата - GeForce GTX 590. Охлаждение двух GPU осуществляется двумя отдельными радиаторами с медной испарительной камерой. В центре системы охлаждения установлен крупный осевой вентилятор с крыльчаткой большого диаметра, разгоняющий воздух по сторонам. Для увеличения эффективности охлаждения и снижения шума от вентилятора был проработан кожух системы охлаждения - прямо под вентилятором спроектированы специальные каналы низкого профиля для направления потока воздуха на радиаторы.

Также инженеры NVIDIA улучшили управляющую логику вентилятора, скорость его вращения изменяется плавно, а не пошагово.

На задней планке видеокарты выведены 3 порта DVI и один DisplayPort.

Плата

Видеокарта GTX 690 использует 10-слойную плату. Все микросхемы памяти установлены одной стороне платы.

Как и предыдущая двухчиповая модель GeForce GTX 590, на GTX 690 установлены микросхемы памяти Samsung K4G20325FD-FC03. Эффективная рабочая частота памяти такая же, как и у GTX 680 - 6 ГГц. Система питания видеокарты имеет пять фаз для каждого GPU. Все конденсаторы на плате GTX 690 твердотельные.

Характеристики GEFORCE GTX 690
Наименование
Ядро GK104
Техпроцесс (мкм) 0.028
Транзисторов (млн) 7000
Частота работы ядра 1006
Частота работы памяти (DDR) 6008
Шина и тип памяти 2х256-bit GDDR5
ПСП (Гб/с) 192.256
Унифицированные шейдерные блоки 1536
Частота унифицированных шейдерных блоков 1006
TMU на конвейер 2х128
ROP 2х32
Shaders Model 5.0
Fill Rate (Mpix/s) 32192
Fill Rate (Mtex/s) 128768
DirectX 11.1
Объем памяти 2х2048
Интерфейс PCI-E 3.0/2.0

Для настроек разгона мы использовали программу MSI Afterburner. Как вы можете видеть по скрину ниже, нам удалось досягнуть разгона до частоты +100 МГц по ядру и до +500 МГц по памяти.

При данных частотах мы получаем карту с большим быстродействием, нежели две GeForce GTX 680, при этом сохраняя комфортные температурные и шумовые характеристики, соответсвующие неразогнанной GeForce GTX 690. Больше разгонять смысла просто нет - данная производительность удоволетворит все существующие потребности.

19000 попугаев по GPU - запредельный рекорд в домашних условиях стал реальностью...

Что мы знаем о двухпроцессорных видеокартах? Они сильно греются, работают на меньших частотах, чем однопроцессорные, и плохо разгоняются. GeForce GTX 690 опровергает эти стереотипы. Никогда NVIDIA еще не выпускала «двухголовой» карты такого уровня.

Прошло немногим больше месяца с момента выхода GeForce GTX 680, и вот NVIDIA представляет карту на архитектуре Kepler с двумя процессорами GK104.

Подробный обзор этой архитектуры вы можете прочитать в статье про GTX 680. А если вкратце, Kepler представляет собой апгрейд архитектуры Fermi, которую NVIDIA использовала в сериях GeForce 400 и GeForce 500. В ядре произошел ряд оптимизаций, но главное изменение состоит в увеличении числа вычислительных блоков: в GK104 втрое больше ядер CUDA и вдвое больше текстурных модулей по сравнению с чипом GF110 (GeForce GTX 580). С другой стороны, GeForce GTX 680 в некоторых отношениях уступает GTX 580: шина памяти «сузилась» с 384 до 256 бит, количество ROP снизилось с 48 до 32, а планировщики потоковых мультипроцессоров перешли от динамического планирования к статическому, что существенно снизило производительность в неграфических вычислениях.

GK104 производится по техпроцессу 28 нм, и умеренное (по сравнению с оным в ядре Tahiti из Radeon HD 7950/7970) число транзисторов позволило установить базовую тактовую частоту GPU 1006 МГц. Память в GTX 680 работает на эффективной тактовой частоте 6008 МГц. Кроме того, NVIDIA внедрила технологию динамического разгона GPU Boost, которая автоматически повышает частоту GPU в зависимости от энергопотребления и температуры. В дополнение к базовой частоте в спецификациях GTX 680 и 690 указана Boost Clock – средняя частота, которой достигает автоматический разгон в большинстве приложений.

Технические характеристики

GeForce GTX 680 по совокупности тестов опережает основного конкурента, Radeon HD 7970, хотя полный триумф и не состоялся. Но, что не менее важно, GTX 680 потребляет значительно меньше энергии и обходится двумя шестиконтактными разъемами дополнительного питания. Очевидно, что на базе GK104 должна получиться хорошая двухпроцессорная видеокарта. GTX 690 было проще сделать, чем GTX 590, еще и по той причине, что на одной плате легче развести две 256-битные шины памяти вместе с микросхемами, чем две 384-битные. В свое время, чтобы GTX 590 не взрывался в компьютере, NVIDIA пришлось пойти на существенный компромисс в спецификациях. Если GPU и память в GTX 580 работают на частотах 770 и 4004 МГц, то в GTX 590 частоты снижены до 607 и 3414 МГц соответственно. Более того, в GTX 590 заблокировано управление напряжением питания GPU. Правда, отдельные производители преодолели эти ограничения, и в результате появились такие монстры, как ASUS MARS II с трехслотовой системой охлаждения.

На этот раз двухпроцессорная карта претендует на полноценную замену двух GeForce GTX 680. Да, базовая частота чипов уменьшена с 1006 до 915 МГц, но Boost Clock отличается не так сильно: 1058 и 1019 – разница меньше четырех процентов. Видеопамять работает на такой же частоте, 6008 МГц.

GTX 690 потребляет гораздо меньше энергии, чем пара GeForce GTX 680: 300 Вт против 195 Вт х 2. При этом два восьмиконтактных разъема вместе с питанием от шины PCI-E устанавливают предел энергопотребления в 375 Вт.

Как и GTX 680, GTX 690 работает с шиной PCI-E 3.0. И более того, справляется с этим лучше, чем GTX 680. Последний официально может работать в режиме PCI-E 3.0 только в системах с процессорами Ivy Bridge, и наиболее досадным исключением стала платформа Sandy Bridge-E с чипсетом X79. Без «хакерских» манипуляций с реестром GTX 680 работает на ней только в режиме PCI-E 2.0. Неизвестно, устранят ли эту проблему в будущем, а вот GTX 690 уже сейчас поддерживает PCI-E 3.0 на X79 благодаря мосту PLX PEX8747, заместившему чип NF200, который использовался в этом качестве на плате GTX 590. Он может одновременно работать с PCI-E 2-й и 3-й версий. Независимо от платформы, графические процессоры всегда общаются между собой по PCI-E 3.0

GTX 690 позиционируется как эквивалент двух GTX 680 не только по производительности, но и по цене. Рекомендованная розничная стоимость составляет $999 (у GTX 680 – $499). Это самый дорогой референсный GeForce в истории. Мировые продажи GTX 690 уже начались, но в российской рознице его пока не видно. Что и не удивительно: фабрика TSMC еще не наладила производство GK104 в достаточном объеме, и подавляющая часть чипов идет на GTX 680. Более того, NVIDIA будет распространять карты GTX 690 лишь через нескольких партнеров. И логично предположить, что, когда они проникнут в Россию, розничные продавцы задерут цены гораздо выше рекомендованной тысячи баксов.

Конструкция

Предыдущие двухпроцессорные карты NVIDIA по дизайну мало отличались от остальной линейки. В этот раз из флагманской модели сделали предмет компьютерной роскоши. Кожух системы охлаждения почти целиком выполнен из металла. Оправа кулера – магниевый сплав, радиаторы GPU покрыты хромированными алюминиевыми пластинами с плексигласовыми окошками. Только узкие пластины на продольных гранях карты пластиковые. В длину GTX 690 на один дюйм больше, чем GTX 680, – 11 дюймов.

На верхней грани красуется логотип GeForce, вырезанный лазером, да еще и в пластике с эффектом soft-touch. Он светится в темноте зеленым светом. Известно, что NVIDIA не разрешает партнерам клеить на корпус GTX 690 фирменные стикеры. Позволено только делать отметки на печатной плате.

Дизайн системы охлаждения в целом повторяет то, что мы видели на GeForce GTX 590: графические процессоры охлаждаются двумя отдельными радиаторами с медной испарительной камерой. В центре находится крупный вентилятор, разгоняющий воздух по сторонам. Как следствие, часть «выхлопа» из видеокарты попадает внутрь корпуса компьютера. NVIDIA утверждает, что материал крыльчатки кулера и угол наклона лепестков подобраны таким образом, чтобы минимизировать шум.

Микросхемы памяти и элементы питания платы охлаждаются с помощью массивной алюминиевой рамы. В отличие от GTX 590, на GTX 690 все навесные элементы платы уместились под рамой, нет никаких вырезов для высоких конденсаторов. От вентилятора к концам платы идут ребра, направляющие воздушный поток. Пластин на задней стороне платы нет.

Порты на задней панели тоже расположены немного не так, как у GTX 590: один из выходов DVI больше не стоит в середине планки, преграждая путь воздушному потоку, а смещен в сторону.

Плата

GTX 690 построен на 10-слойной плате. Все микросхемы памяти поместились на передней поверхности.

Как и GeForce GTX 590, GTX 690 комплектуется микросхемами памяти Samsung (GTX 680 – Hynix). Номинальная частота такая же, как и у GTX 680: 6 ГГц, маркировка - K4G20325FD-FC03.

Система питания платы включает пять фаз для каждого GPU. У GTX 680 только четыре фазы – еще одно неожиданное преимущество GTX 690. Питанием GPU управляют два контроллера ON Semiconductor NCP4206, доселе нам не встречавшиеся. Для памяти каждого GPU отведена одна фаза, управляется контроллером Anpec APL 3516C. Все конденсаторы на плате GTX 690 твердотельные (на GTX 680 имеются и стандартные «банки» с жидким электролитом).