Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван. Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван «Морской Царь и Василиса Премудрая»

«Сказка ложь, да в ней намёк…»:

игра – викторина по сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»

для 4-5 классов

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить »,- заметил А.С. Пушкин вскоре после выхода в свет сказки в стихах «Конёк-горбунок» в 1834г. Её автором был студент философско-юридического факультета Санкт-Петербургского университета П.П. Ершов , который и написал свою сказку под впечатлением пушкинских сказок. И была она курсовой работой по русской словесности студента Петра Ершова, которую, вместо положенной лекции, в один из учебных дней прочитал своим студентам профессор поэт Пётр Плетнёв. В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором. Так появилась весёлая сказка, полная удивительных приключений и сказочных чудес и в то же время очень правдиво отображающая трудности крестьянской жизни. В «Коньке-горбунке», как и в старинных народных сказках, остроумно высмеиваются глупый царь, его завистливые приближённые и жадные слуги, а прославляется смелый, честный крестьянский сын. И написана сказка русским народным языком, ярким и метким.

Однако профессиональным литератором Ершов не стал. После университета в 1836г. он возвращается на родину, в Сибирь, где в 1815 году он родился в селе Безруково в семье мелкого чиновника. П.П. Ершов поселяется в Тобольске, где когда-то учился в здешней гимназии, а теперь стал работать преподавателем, затем её инспектором и директором. На педагогическом поприще он проявил себя настоящим профессионалом, о чем свидетельствуют отзывы его учеников, среди которых был будущий знаменитый химик Д.И. Менделеев, вспоминавший Ершова с благодарностью и выхлопотавший ему впоследствии пенсию, а также помог в переиздании «Конька-горбунка».

Ершов мечтал о просвещении народов Сибири, но обстоятельства – смерть родных – матери, жены, детей, непонимание гимназического начальства сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей – гимназический театр. Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений – многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм – не удалось даже приблизиться к славе «Конька-горбунка».

В 1869 г оду в возрасте 54 лет П.П. Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью – «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк – горбунок» . Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!

Вопросы викторины :

    Сколько братьев было у Ивана и как их звали? / Два. Данила и Гаврила/

    Чем занимались Иван с братьями?/ Сеяли и продавали пшеницу/

    Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? /Один закопался в сене, а другой « ходил дозором у соседки под забором»/

    Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? /Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу/

    Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? /Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица/

    Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? /Догнал братьев, укравших у Ивана коней/

    Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? /Перо Жар-птицы/

    Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы? /Много непокою принесёт оно с собою/

    Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? /Завернул в тряпицу и в шапку спрятал/

    Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? /Царь, за 10 шапок серебра/

    Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? /Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались/

    Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? /Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана/

    Какое первое задание царь дал Ивану? /Поймать жар-птицу/

    Где Иван ловил Жар-птицу? /На горе из серебра/

    Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки? /Под корыто, наполненное зерном с вином/

    Какое второе задание дал царь Ивану? / Найти и привезти Царь-девицу/

    Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? /На океяне; два раза/

    На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? /На шлюпке; на гуслях/

    Чем Иван заманил Царь-девицу? /Золотым шатром с угощением/

    Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? /Уснул/

    Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? /Колол себя острыми гвоздями и камнями/

    Какое третье задание царь дал Ивану? /Достать перстень Царь-девицы со дна океана/

    Кто помог Ивану найти перстень на дне океана /Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш/

    Кто были родственники Царь-девицы? /Мать-Месяц (Луна), брат-Солнце/

    За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? /За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей /

    Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? /Дать свободу кораблям/

    Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? /Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде /

    Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? /Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул/

    Что стало с царём и с Иваном? /Царь, сварился, а Иван стал красавцем/

    Сколько братьев было у Ивана и как их звали?

    Чем занимались Иван с братьями?/

    Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана?

    Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы?

    Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись?

    Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану?

    Какую первую чудесную вещь нашёл Иван?

    Почему Конёк-горбунок не советовал Ивану брать перо Жар-птицы?

    Куда спрятал перо Жар-птицы Иван?

    Кто и почём купил златогривых коней у Ивана?

    Как попал Иван конюхом на царскую конюшню?

    Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем?

    Какое первое задание царь дал Ивану?

    Где Иван ловил Жар-птицу?

    Куда спрятался Иван, чтобы высмотреть и поймать Жар-птицу и что использовал для приманки?

    Какое второе задание дал царь Ивану?

    Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю?

    На чём плавала Царь-девица?

    На каком музыкальном инструменте играла Царь-девица?

    Чем Иван заманил Царь-девицу?

    Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу?

    Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу?

    Какое третье задание царь дал Ивану?

    Кто помог Ивану найти перстень на дне океана

    Кто были родственники Царь-девицы?

    За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит?

    Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения?

    Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие?

    Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок?

    Что стало с царём и с Иваном?

Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»

Автор разработки: Мисикова Инна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Ефремовская СОШ

Вопросы:

  1. Чем занималась семья главного героя сказки? (Хлебопашеством и торговлей.)

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град – столицу…

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

  1. Какая беда случилась у крестьянской семьи? (Кто –то стал воровать пшеницу.)

В долгом времени, аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто –то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

  1. Что помешало стоять на карауле старшему брату? (Непогода и страх.)

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник – это навес или чердак, где хранилось сено.)

  1. Что помешало стеречь пшеницу среднему брату? (Холод и страх).

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

  1. Как отец уговорил младшего Ивана дежурить в поле? (Обещал купить ему лубков, дать гороху и бобов.)

Говорит ему: «Послушай,

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов».

(Лубки – ярко раскрашенные картинки.)

  1. Что делал в первую очередь человек, войдя в избу? (Молился на икону в красном углу комнаты.)

Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился…

  1. Кто оказался вором пшеницы? Опишите его. (Белая кобылица с золотой завитой гривой.)

Вдруг о полночь конь заржал…

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

  1. Сколько дней Иван ухаживал за кобылицей? (Три дня.)

… По три утрени зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

  1. Что пообещала кобылица Ивану? (Двух коней золотогривых и конька ростом только в три вершка.)

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

  1. Кто украл коней у Ивана? (Братья Гаврило и Данило.)

«Ну, Гаврило, в ту седмицу

Отведём - ка их в столицу;

Там боярам продадим,

Деньги ровно поделим.

А благому дураку

Недостанет век догадки,

Где гостят его лашадки…»

(Седмица – неделя, начиная с воскресенья.)

  1. Что утаил от братьев Иван? (Перо Жар – птицы.)

… И. подняв перо Жар – птицы,

Завернул его в тряпицы,

Тряпки в шапку положил

И конька поворотил.

Вот он к братьям подъезжает

И на спрос их отвечает:

«Как туда я доскакал,

Пень горелый увидал…»

  1. Какой был обычай в град –столице перед началом торговли? (Нужно было получить разрешение городничего на торговлю.)

В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий – глава города.)

  1. Сколько было заплачено царём за Ивановых коней? (Десять шапок серебра и пять рублей вдобавок.)

«Эта пара, царь моя,

И хозяин – тоже я».

«Ну, я пару покупаю!

Продаёшь ты?» - «Нет, меняю». –

« Что в промен берёшь добра?» -

«Два – пять шапок серебра».

«То есть, это будет десять».

Царь тотчас велел отвесить

И, по милости своей,

Дал в прибавок пять рублей.

  1. Сколько конюхов не смогли справиться с конями? (Десять конюхов.)

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых…

Но дорогой, как на смех,

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И к Ивану прибежали.

  1. Как дальше сложилась судьба братьев? (Иван остался при царском дворе, а братья вернулись домой с деньгами.)

Царь отправился назад,

Говорит ему: «Ну, брат,

Пара нашим не даётся;

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить,

Будешь в золоте ходить, В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю…»

….

Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать

Да Ивана поминать.

(Платье – верхняя одежда; красно платье – красивое, нарядное платье.

Опоясок – широкий кушак, пояс поверх одежды. Ендова – большая широкая чаша для вина.)

  1. Сколько одежды стало у Ивана на царской службе? (Десять коробов.)

У Ивана красных платьев,

Красных шапок, сапогов

Чуть не десять коробов…

  1. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? (Хитрый спальник, бывший главный конюх, завидуя Ивану, клеветал на него царю.)

Надо молвить, этот спальник

До Ивана был начальник

Над конюшней надо всей,

Из боярских слыл детей;

Так не диво, что он злился

На Ивана и божился,

Хоть пропасть, а пришлеца

Потурить вон из дворца.

(Спальник – придворная должность при царе.)

  1. Какое первое задание дал царь Ивану? (Достать Жар – птицу.)

Царь, затрясши бородою:

Закричал он. – Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь мне Жар – птицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной…»

(Рядиться – торговаться, препираться, договариваться.)

  1. Какое второе задание дал царь Ивану? (Достать Царь –девицу.)

Царь, затрясши бородою6

«Что, рядиться мне с тобою? –

Закричал он. – Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь Царь – девицу

В нашу царскую светлицу,

То – клянуся бородой! –

Ты поплатишься со мной…»

  1. Куда, в какую сторону света, ездил Иван исполнять задания царя? (На восток.)

… И поехал на восток –

Доставать тое Жар –птицу.

…И поехал на восток

По тое ли Царь – девицу.

(Тое – ту.)

  1. Сколько дней скакал Конёк – Горбунок до Жар – птицы и до Царь – девицы? (Семь дней.)

Едут целую седмицу,

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

(Осьмой – восьмой.)

  1. Какое третье задание дал царь Ивану? (Достать перстень Царь –девицы.)

Вот Иван к Царю явился,

Царь к нему оборотился

И сказал ему: «Иван!

Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь – девицы.

Коль достанешь мне его,

Задарю тебя всего».

23. Назовите родню Царь – девицы. (Мать – месяц, брат – солнце.)

Говорит ему царица:

« Месяц – мать мне, солнце – брат».

24. Какое чудо увидел Иван в море – окияне? (Чудо – юдо рыбу –кита, на спине которого стоит целое село.)

Вот въезжает на поляну

Прямо к морю – окияну;

Поперёк его лежит

Чудо – юдо рыба кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр – бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

25. За что был наказан кит? Как он может заслужить прощение? (Проглотил три десятка кораблей; если кит вернёт корабли, то наказание с него будет снято.)

Месяц ясный говорит:

«Он за то несёт мученье,

Что без Божия веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей.

Если даст он им свободу,

Снимет Бог с него невзгоду,

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит».

26. Кто нашёл на дне морском перстень Царь – девицы? (Ёрш – гуляка.)

Тут, отдав царю поклон,

Ёрш пошёл, согнувшись, вон.

С царской дворней побранился,

За плотвой поволочился

И салакушкам шести
Нос разбил он на пути.

Совершив такое дело,

В омут кинулся он смело

И в подводной глубине

Вырыл ящичек на дне…

27.Какое средство придумала Царь – девица, чтобы сделать царя молодцем? (Искупаться в трёх котлах: в кипящем молоке, в крутом кипятке, в студёной воде.)

« Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться,-

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде варёной,

А потом ещё в студёной,

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец!»

28. Как царь грозился расправиться с Иваном, если он не выполнит приказ искупаться в трёх котлах? (Грозился отдать в мученье, пытать, по кусочкам разрывать.)

Царь, затрясши бородою:

«Что? Рядиться мне с тобою! –

Закричал он. – Но смотри!

Если ты в рассвет зари

Не исполнишь повеленье,-

Я отдам тебя в мученье,

Прикажу тебя пытать,

По кусочкам разрывать».

29. Что велел Конёк – Горбунок сделать Ивану до того, как лечь спать в ночь перед купанием в котлах? (Помолиться.)

«А теперича молись

Да спокойно спать ложись».

30. Что произошло с Иваном, что с царём после купания в котлах? (Иван стал пригожим молодцем, а царь сварился.)

На конька Иван взглянул

И в котёл тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже.

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

….

Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился,

Бух в котёл – и там сварился!

31. Что сделали прежде всего Иван и Царь девица после того, как народ признал их царём и царицей? (Обвенчались в церкви.)

Царь царицу тут берёт,

В церковь Божию ведёт, И с невестой молодою

Он обходит вкруг налою.

(Налой – столик или подставка в церкви, где лежат крест и Евангелие.)

32. Как вы считаете, каков главный смысл сказки Ершова? (Дружба и верность.)

2. “Кто это?” (определи по описанию героев сказки)

1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

2. “Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

3. “Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

4. “Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

5. “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

3. “Кому принадлежат эти слова?”

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. “Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. “Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

4. “Царь велел вам долго жить!”

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. “Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

6. “Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. “Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

8. “Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться”

(Ёрш)

4.Ответь на вопрос!

1) Как звали трех братьев в сказке П.Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

(Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….»)

5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
(Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
(Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см)
с аршинными ушами (аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?
(На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
(Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-
горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?
(Спальник – слуга царя)
10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?
(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

12) За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей
три десятка кораблей»)

13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет?
(Ивану помогал Конек – Горбунок)

14) Назовите любимое занятие Ивана?
(Иван очень любил пить)

ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Викторина по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» часть 1

Цель : Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок» .

Задачи :

Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.

Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Повышение эмоционального настроя.

Предварительная работа : знакомство с писателем. Знакомство со сказкой : чтение и пересказ , рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки . Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке .

Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.

Слайд №1 (конек-горбунок )

Ход викторины:

Слайд №2 (П. П. Ершов )

Вед : Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова . Всем известна сказка «Конек-горбунок » (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П . П. Ершов , наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.

Слайд №3 (обложка книги)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе…

Так начинается сказка «Конек-Горбунок . Эта сказка известна всем . Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.

Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку . На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А . С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова ,написав автору : «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок » завоевала сердца читателей всей России.

Слайд№ 4 (заставка викторина )

И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие с героями этой сказки . Активными участниками нашей викторины являются команда «___» (аплодисменты, «___» (аплодисменты) и «___» (аплодисменты) . (команды садятся полукругом за столы, болельщики по обе стороны зала, стол жури за командами.) Все остальные – активные болельщики. Болельщики покажите, как вы умеете хлопать, топать. Молодцы! Хлопаем на правильный ответ команды, топаем на неверный ответ. Самые ответственные гости –это наше жюри в составе :

Поприветствуем их аплодисментами.

А команды приступают к первому заданию.

Слайд №5 (картинка по сказке )

1тур «Разминка»

Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок » , для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?

1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)

2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)

3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором» )

4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал , что дьявол воровал их пшеницу)

5. Сколько коней было у Ивана , и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)

6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней )

7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)

8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)

9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана ? (Царь, за 10 шапок серебра)

10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)

11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)

12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)

13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)

14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)

15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)

16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)

17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)

18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)

19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)

20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)

21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)

22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)

23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)

24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)

25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах : кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)

26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)

27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)

На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.

Слайд№6 (картинка жар-птицы)

А вас, прошу внимания.

Я узнал, что ты Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

Если б вздумал приказать,

Похваляешься достать.

Ну, смотри ж, не отпирайся

И достать ее старайся".

Тут Иван волчком вскочил.

"Я того не говорил! -

Закричал он утираясь. -

О пере не запираюсь,

Но о птице, как ты хошь,

Ты напраслину ведешь".

Царь,затрясши бородою :

"Что? Рядиться мне с тобою! -

Закричал он. - Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь мне Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной….

Слайд №7 (жар-птица)

В : Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника )

Слайд№8 (герои сказок )

«Кто герои ты узнаешь,

Коль загадку отгадаешь»

(картинки с героями появляются на экране после отгадки)

Кому принадлежат слова :

1.«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождем я весь промок

С головы до самых ног".

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…»

Слайд № 8 (Старшего брата Данило)

2."Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать , примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем,

Не ударил в грязь лицом".

Слайд №8 (Отец)

3. «Ну, Иван, - ему сказала -

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.»

Слайд №8 (Кобылицы.)

4."Всю я ноченьку не спал,

Да, к моей судьбе несчастной ,

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал;

Всю я ночку проскакал;

Слишком было несподручно.

Впрочем, все благополучно".

Слайд №8 (Гаврило – средний брат)

5. «Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.»

Слайд №8 (Спальника.)

6."Путь-дорога, господа!

Вы откуда, и куда?" –

Слайд №8 (кит)

7. «И поведай мне вину

В нашу светлую страну

Твоего с земли прихода;

Из какого ты народа,

Как попал ты в этот край, -

Все скажи мне, не утаи»

Слайд №8 (Месяц)

8. «Царь великий! не гневись!

Мы все море уж, кажись,

Исходили и изрыли,

Но и знаку не открыли.»

Слайд №8 (Двое белых осетров)

9. «Эй, хозяин, полно спать!

Время службу исполнять!»

Слайд №8 (Конёк-горбунок)

10.«А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!»

Слайд №8 (Царь-девица)

11. «Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь-девицы».

Слайд №8 (Царь)

12. «Надо, царь, мне два корыта

Белоярова пшена

Да заморского вина».

Слайд №8 (Иван)

Вед : Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.

Слайд №9 (кит говорит с иваном)

Вед. : Внимание!

(показ отрывка кукольного театра)

"Путь-дорога, господа!

Вы откуда, и куда?" -

"Мы послы от Царь-девицы,

Едем оба из столицы, -

Говорит киту конек , -

К солнцу прямо на восток,

Во хоромы золотые". -

"Так нельзя ль, отцы родные,

Вам у солнышка спросить :

Долго ль мне в опале быть,

И за кои прегрешенья

Я терплю беды-мученья?" -

"Ладно, ладно, рыба-кит!" -

Наш Иван ему кричит.

"Будь отец мне милосердный!

Вишь, как мучуся я, бедный!

Десять лет уж тут лежу.

Я и сам те услужу. " -

Кит Ивана умоляет,

Сам же горько воздыхает.

"Ладно-ладно, рыба-кит!" -

Наш Иван ему кричит.

Вед : Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)

Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)

Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.

Вед. : Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.

"Загадки Конька – Горбунка": письменная викторина по сказке П.П. Ершова.

Вопросы и ответы.

I. «Говори, да правду только»:

  1. Чем кобылица отблагодарила Ивана?
    - Родила ему двух златогривых коней и Конька - Горбунка.
  2. По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?
    - Никто, кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых Иван продал царю.
  3. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?
    - Перо Жар - птицы.
  4. Как звали братьев Ивана?
    - Данила и Гаврила.
  5. За какую цену Иван продал златогривых коней?
    - 10 шапок серебра и ещё 5 рублей.
  6. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?
    - Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место.
  7. За что был наказан рыба-кит?
    - За то, что проглотил 3 десятка кораблей.
  8. Где лежал перстень Царь-девицы?
    - На дне морском в красном сундучке.
  9. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?
    - Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.


II. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. Сколько сказок написал П.П. Ершов?
    • много.
  2. Где родился П.П. Ершов?
    • В Москве;
    • В Петербурге;
    • В Сибири.
  3. Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу?
    • 3 дня;
    • 3недели;
    • 3 месяца.
  4. Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы?
    • Белого;
    • Вороного;
    • Серого.
  5. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?
    • 1 раз;
    • 2 раза;
    • 3 раза.
  6. Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы?
    • Осетры;
    • Дельфины;
    • Ёрш.
  7. Сколько лет рыба-кит не мог получить прощение?


III. Старинные слова.

Объясни значение подчёркнутых старинных слов:

  1. «Гости! Лавки отпирайте,
    Покупайте, продавайте!»
    (Гости - купцы, торговцы.)

  • «Тут Иван с печи слезает,
    Малахай свой надевает.»
    (Малахай - широкая одежда без пояса.)
  • «Вот неделей через пять
    Начал спальник примечать.»
    (Спальник - придворный, состоящий при великом князе или царе для личных услуг.)

  • «Вот люблю дружка Ванюшу,
    Взвеселил мою ты душу,
    И на радости такой -
    Будь же царский стремянной!»
    (Стремянной - придворный, стоящий у царского стремени при выезде царя.)

  • «Царь кричит на весь базар:
    «Ахти, батюшки, пожар!
    Эй, решёточных сзывайте!
    Заливайте, заливайте!»
    (Решёточные - пожарные.)

  • «Постой немножко,
    Прикажи сперва окошко
    В почивальне затворить…»
    (Почивальня - спальня.)

  • IV. Хитрые вопросики:

    1. Какого роста был Конёк-Горбунок (в современных мерах длины)?
      - 13,35 см, так как он ростом 3 вершка, а 1 вершок = 4,45 см
    2. Назови любимое занятие Ивана.
      - Петь и спать.
    3. Сколько лет было царю?
      - 70.
    4. Какого цвета была златогривая кобылица?
      - Белая ("как зимний снег, бела.")
    5. Сколько лет было Царь-девице?
      - 15.
    6. Как звали отца Ивана?
      - Пётр.
    7. Назови мать и брата Царь-девицы
      - Месяц/Луна - мать, Солнце - брат.


    V. Чьи это слова?

    1. Всю я ноченьку не спал;
      На моё ж притом несчастье
      Было страшное ненастье!
      Дождь вот так ливмя и лил…
      (Старшего брата Данилы.)

    2. Ну, Иван, - ему сказала -
      Коль сумел ты усидеть,
      Так тебе мной и владеть.
      (Кобылицы.)

    3. Я с повинной головою,
      Царь, явился пред тобою,
      Не вели меня казнить,
      Прикажи мне говорить.
      (Спальника.)

    4. Но, сказать тебе по дружбе,
      Это – службишка, не служба.
      (Конька - Горбунка.)

    5. Коль себя не пожалеешь,
      Ты опять помолодеешь.
      (Царь - девицы.)

    6. Будьте милостивы, братцы,
      Дайте чуточку подраться.
      (Ерша.)


    VI. Подумай и ответь: Вопросы и самые интересные ответы наших читателей.

    1. Как ты считаешь, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём?
      Доброта, смелость, умение признавать свои ошибки, умение прощать (братьев, кобылицу), откровенность, бескорыстие, забота о других, умение дружить (Горышнева Тамара, 3 кл.); хитрость, остроумность, ловкость, смелость, стремление к цели (Рождественская Катя, 5 кл.); упорство, находчивость (Миклина Катя, 5 кл.); ум, потому что Иван на самом деле был умным (Семкиева Майя, 5 кл.); страх (Коршунова Даниэла, 5 кл.); неунывание, житейский ум (Жуковская Люда, 4 кл.); смекалка (Авдеенков Володя, 5кл.); проворство (Тихомирова Вика, 4 кл.); шустрость, смышлёность(Коктева Вика, 5 кл.).
    2. Чем тебе нравится (или не нравится) Конёк-Горбунок?
      Нравится тем, что он: добрый, умный, бескорыстный, хороший друг, прощает Ивана, радуется за него, утешает в беде, всегда помогает (Горышнева Тамара, 3 кл.); всегда выручает своего хозяина (Миклина Катя, 5 кл.); преданный и верный (Коршунова Даниэла, 5 кл.); всегда помогает своему другу и хочет, чтобы он стал царём (Гасанова Сабина, 5 кл.); симпатичный, маленького роста и этим он помог Ивану в решении задачек царя (Рождественская Катя, 5 кл.); преданный друг (Сальникова Ульяна, 4 кл.); маленький, но резвый, с золотой гривой, чёрненький. (Тихомирова Вика, 4 кл.).
    3. Похожа ли сказка о Коньке-Горбунке на русские народные сказки? Если да, то чем именно похожа?
      Большинство участников викторины решили, что похожа, а именно: Началом и концом (Рождественская Катя, Миклина Катя, Авдеенков Володя); тем, что добро в сказке побеждает зло (Горышнева Тамара, Гасанова Сабина, Коршунова Даниэла, Жуковская Люда, Авдеенков Володя); троекратными повторами: 3 котла, 3 брата, 3 коня, 3 испытания (Горышнева Тамара, Рождественская Катя, Жуковская Люда); тем, что в ней действуют волшебные герои и вещи, Иван - младший брат и как бы дурак, но он главный герой, хороший человек и в конце награждён за доброту, смелость и честность (Горышнева Тамара, 3кл.).



    Описание игры: В игре участвуют три команды, которые придумывают названия, соответствующие теме игры. Это могут быть такие, как «Перо Жар-птицы», «Конек-Горбунок» и другие. Команды отвечают на вопросы конкурсов по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    ХОД ИГРЫ.

    Учитель . Петр Павлович Ершов – один из самых знаменитых писателей. Он прославился одной своей сказкой – сказкой «Конек-Горбунок». По своей значимости и популярности она превзошла многие произведения литературы. Сказка Ершова, как и сказки А.С.Пушкина, написана в стихах. О своей сказке сам автор, несмотря на успех, отозвался очень скромно: «На «Коньке-Горбунке» воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу». Однако критика и читатели оценили заслуги автора по-другому, отметив близость сказки к народному творчеству и по содержанию, и по красоте, поэтичности народного языка, и по точности изображения деталей быта.

    Вопросы.

    1. Прочитай начало сказки наизусть. («Начинается сказка сказываться. За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе.»)
    2. Сколько детей было у крестьянина? (У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак .)
    3. Какую сельскохозяйственную культуру выращивали братья? (Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу. )

    Конкурс «Узнай героя»

    Представителям каждой команды вручается конверты с карточкой, содержащие описание героя из сказки «Конек-Горбунок»:

    А) Наш удалый молодец
    Затесался во дворец;
    При конюшне царской служит
    И нисколько не потужит
    Он об братьях, об отце
    В государевом дворце.

    Б) К… та была
    Вся, как зимний снег, бела,
    Грива – в землю, золотая,
    В мелки кольца завитая.

    В) Ростом только в три вершка,
    На спине с двумя горбами
    Да с аршинными ушами.

    Ответы: А) Иван-дурак, Б) Кобылица; В) Конек-Горбунок

    Конкурс «Подскажи словечко»

    Вставить пропущенные слова в строку стихотворения:

    А) Двух коней, коль хошь, ….,
    Но конька не отдавай
    Ни за пояс, ни за шапку,
    Ни за черную, слышь, бабку.

    Б) На земле и под землей
    Он … будет твой;
    Он зимой тебя согреет,
    Летом холодом обвеет;
    В голод хлебом угостит,
    В жажду медом напоит.

    В) «Вдруг приходит …сам
    С бородою и с усам;
    Рожа словно как у кошки,
    А глаза-то что те плошки!»

    Ответы: а) продай б) товарищ в) дьявол.

    «Говорят герои»

    Определите, кто и кому так говорил.

    А) «Посмотри, каких красивых
    Двух коней золотогривых
    Наш дурак себе достал:
    Ты и слыхом не слыхал».

    Б) «… Ну, брат,
    Пара нашим не дается;
    Делать нечего, придется
    Во дворце тебе служить.
    Будешь в золоте ходить,
    В красно платье наряжаться,
    Словно в масле сыр кататься,
    Всю конюшенну мою
    Я в приказ тебе даю».

    В) «…Помилуй!
    Вот те истинный Христос,
    Справедлив мой, царь, донос.
    Наш Иван, то всякий знает,
    От тебя, отец, скрывает,
    Но не злато, не сребро –
    Жароптицево перо…»

    А) Вот Данило в дом бежит
    И Гавриле говорит:

    Б) Царь отправился назад,
    Говорит ему (Ивану):

    В) Спальник наш, собравшись с силой,
    Говорит царю.

    Конкурс «Чье это жилище?»

    А) Что за поле! Зелень тут
    Словно камень-изумруд;
    Ветерок над нею веет,
    Так вот искорки и сеет;
    А по зелени цветы
    Несказанной красоты.
    Посреди же той поляны,
    Словно облачные станы,
    Возвышается гора
    Вся из чистого сребра.
    Солнце летними лучами
    Красит всю ее зарями,
    В сгибах золотом бежит,
    На вербах свечой горит.

    Б) Ездит в красном полушубке,
    В золотой, ребята, шлюпке
    И серебряным веслом
    Самолично правит в нём;
    Разны песни попевает
    И на гусельцах играет…

    В) Все бока его изрыты,
    Частоколы в ребра вбиты,
    На хвосте сыр-бор шумит,
    На спине село стоит;
    Мужички на губе пашут,
    Между глаз мальчишки пляшут,
    А в дубраве, меж усов,
    Ищут девушки грибов.

    А) поляна Жар-птиц
    Б) прекрасная Царь-девица
    В) чудо-юдо рыба-кит.

    Конкурс «Заполни кроссворд»

    По горизонтали:

    1. Как называется сказка П.П.Ершова? (Конек-Горбунок)
    3. Какая вещь царь-девицы хранилась в океане? (перстень )
    6. Сколько горбов у конька горбунка? (два)
    8. Как зовут старшего брата Ивана? (Данило)
    9. Кем является месяц для красавицы царь-девицы? (мать)

    По вертикали:

    2. На ком хотел жениться царь-отец в сказке? (царь-девица)
    4. Как зовут среднего брата Ивана? (Гаврило)
    5. Куда Иван поместил кобылицу? (балаган, т.е. сарай)
    7. Синоним слова СОДОМ. (беспорядок)
    6. Сколько лет страдает чудо-юдо рыба-кит? (десять)
    10. Кем является солнце для красавицы царь-девицы? (брат)

    Конкурс «Толковый словарь»

    В сказке встречаются необычные слова. От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает «перевести» «народные» слова на современный русский язык. Задание выполняется устно или письменно на доске.

    Задание 1 . Яхонт, седмица, бояре, басурманить, тишком, школить. (рубин и сапфир, воскресенье, знатные дворяне, обращать в чужую веру, тихо и незаметно, учить).

    Задание 2. Сенник,соглядать, несподручно, малахай, буерак, трепак. (сеновал; подсмотреть, увидеть; неудобно, трудно; длинная, широкая одежда без пояса; овраг, русский народный танец)

    Задание 3. Обнова, курево, станичники, давёж, сафьян, порука. (новая вещь; , огонь, костер; разбойники; давка, теснота; мягкая, дорогая кожа; ручательство, подтверждение).

    Подведение итогов игры.