Урок русского языка твердые и мягкие согласные. Урок "твердые и мягкие согласные". III. Подготовка к восприятию темы урока

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

1 вариант.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

1 вариант.

Распределите слова в таблицу: огороды, голова, борода, катушка, копыто, домовой, мель, Петя, пятка, сосиска, петушок, грива, гребешок, травинка, кадушка, лягушка, ириска, колокольчик.

согласные

согласные

Глухие и звонкие согласные

Твердые согласные

Мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

2 вариант.

Петушок, гребешок, травинка,голова, борода, грива, катушка, кадушка,лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды,колокольчик.

Выпишите следующие слова в таком порядке:

1.те, в которых есть только глухие согласные________________________________________

_______________________________________________________________________________

2.те,в которых согласные только звонкие____________________________________________

3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные_____________________________________

________________________________________________________________________________

Тема урока: Твердые и мягкие согласные.

1 Знать о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.

2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.

Ход урока.

    Организационный момент.(1 мин.)

    Повторение пройденного материала (3 мин)

Что изучает фонетика? (звуки)

Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).

Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

Какими бывают согласные звуки? (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие)

Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)

Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).

3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).(7 мин.)

« Снаряд!»-прокричал командир.

А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка» . У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.(задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД

Видите, ребята, изменение одного только звука,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».

Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.

4 Введение нового материала. (7 мин)

А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ (слова записаны на доске)

Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.

Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. (на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]

[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.

Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ["] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак, но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.(на доске помещена таблица).

5. Закрепление материала. (5 мин.)

А)Ребятя, я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. (К доске вызывается один ученик).

Роза –[роза], ромашка- [рамашка], мимоза-[м’имоза], ландыш- [ландыш], колокольчик- [калакол’ч’ик], фиалка – [ф’иалка] .

Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.

6. Физкультминутка.(2 мин.)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». (7 мин.)

(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.

В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.(по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. (8 мин)

1 вариант: Паутина - паут’ина

Болото- балота

Ртуть- ртут"

Чайник- ч’ай’н’ик

2 вариант:

Паутина – паут’ина

Рулет- рул’эт

Молотьба – малат’ба

Слизь – сл’из’

7. Итог урока. (5 мин)

Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.

Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости?(неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’ )

А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Сегодня на уроке я узнал ….

Я оцениваю свою работу в целом на ……

8. Домашнее задание: № 54, упражнение 279.

Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа № 1.

Открытый урок

Нурсулу Ахметова
Конспект урока в первом классе «Твердые и мягкие согласные»

Областная санаторная школа – интернат № 4

Открытый урок .

Тема : «Твердые и мягкие согласные »

Провела : учитель 1А класса Ахметова Н . О.

Атырау 2016г

Тема : «Твердые и мягкие согласные »

Цель : повторить и закрепить знания о звуках и буквах, продолжать учить различать согласные и гласные звуки ; развивать речь учащихся, расширять их словарный запас.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, давайте встанем в круг и порадуемся этому дню, встрече с одноклассниками , и гостям. Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом с нами.

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами вкруг!

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

А теперь повторяйте за мной :

Пусть наша добрая улыбка, (руки к губам)

Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

Молодцы! Как приятно чувствовать руку друга! А теперь вот так, в хорошем настроении давайте поделимся на команды. Выбирайте синий или зеленый цвет. Выбравшие синий цвет, будут командой синих, а выбравшие зеленый цвет – командой зеленых. Рассаживайтесь по своим местам. Ребята, как вы думаете, почему мы выбрали синий и зеленый цвет.

(Это цвет согласных : твердых и мягких )

Верно, твердые согласные мы отмечаем синим цветом, а мягкие зеленым . И тема сегодняшнего урока : «Твердые и мягкие согласные » , мы будем повторять и закреплять знания об этих согласных .

2. Актуализация знаний :

Ребята, в стране звуков и букв случилась беда, войско злых «ошибок» схватило королеву Грамоту и заточило в этом замке. Посмотрите, сколько замков навесили они на двери. И каждый замок заколдован, а открыть их можно только в том случае, если правильно выполнить задания. Так давайте, выполним эти задания и освободим королеву Грамоту. За правильный ответ вы будете получать вот такое «солнышко» . Чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.

Мы сейчас проверим домашнее задание. А проведем мы его в виде «Вопрос – ответ»

Ну, кто начнет?

Вопросы : - В чем разница между звуком и буквой?

Какими бывают звуки речи?

Как произносим гласные звуки?

Как произносим согласные звуки ?

Сколько слогов в слове?

Какой слог называется ударным?

Какими бывают согласные звуки ?

Как проверить безударный гласный звук?

Молодцы, теперь я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, снимите все замки и освободите королеву Грамоту.

Задание 1.

Дидактическое упражнение «Буквы потерялись» (Индивидуальные карточки)

Вы должны найти потерявшиеся буквы.

МАНДАР…Н

Команды проверяют друг друга.

С первым заданием вы справились и получаете по солнышку. А замочек с дверей снимет…. (самый активный)

Задание 2.

«Найди свой цвет» (карточки со словами)

Внимательно прочитайте слова. Красным цветом подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные . Синим кружочком обведите твердые согласные , зеленым – мягкие .

Слова : репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

Команды проверяют друг друга по экрану. Несколько учеников объясняют свое решение.

Молодцы. Вот мы выполнили второе задание и получаете по солнышку. Мы можем снять второй замок с двери.

(вызвать ребенка, активно участвовавшего)

Задание 3.

Дидактическая игра «Азбука цветов»

Вы должны «украсить цветок» - подобрать нужную гласную, и вставить ее в середину цветка. В этом задании есть небольшая подсказка, мягкие согласные показаны зеленым цветом, а твердые – синим , для того, чтобы вы запомнили перед какими гласными согласные звучат мягко , а перед какими твердо .

Дети объясняют свой выбор.

Молодцы, солнышко получает …. Снимаем третий замок.

Физкультминутка.

Задание 4.

Упражнение «Волшебные шарики»

В шариках написаны слоги, если слог твердый , закрашиваем шар синим цветом, если слог мягкий – зеленым .

Команды проверяют друг друга. Объясняют свой выбор.

Снимаем четвертый замок .

Задание 5.

Игра «Беговые дорожки» Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук . Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка) . Если в слове первый звук мягкий согласный , тогда зеленая дорожка. Если твердый – синяя дорожка .

Слова : корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар.

Подведем итоги : какой «спортсмен» победил? Поднимите руку те, у кого победил зеленый спортсмен. Молодцы.

Получаем «солнышко» . Открываем следующий замок.

Задание 6.

Дидактическая игра «Звуковые матрешки»

Сейчас мы будем украшать фартучки у матрешек Даши и Дины. Я буду называть слова со звуками [Д] и [Д,], а вы если слышите в слове звук [Д], украшаете фартук Даши синим кружочком, если звук [Д,]- украшаете фартук Дины зеленым кружочком.

Слова : Дуб, дерево, дом, доктор, дятел, дедушка, дудочка, дупло, девочка, диван, дверь, дорога, дельфин, деревня.

Дети объясняют свой выбор.

Молодцы, все справились с заданием. Снимаем еще один замок.

Задание 7.

Работа с учебником.

Вопросы по тексту.

Молодцы, все справились с заданием. Снимаем последний замок и открываем двери замка. А вот и королева Грамота, которую вы освободили. Всем спасибо за работу. Надеюсь вы всегда будете стремиться к знаниям, читать и грамотно писать, будете достойными учениками РК.

Н. А. Назарбаев отметил, что необходимо заранее предусмотреть различные сценарии развития страны на долгосрочный период.

Вы живете в хорошее время. Государство создает все условия для всестороннего развития молодых людей, поскольку в ХХI веке уровень науки и знаний определяет место любой страны в мировой экономике. Но вы должны помнить, что ваше будущее - в ваших руках, и каждый человек - кузнец своего счастья. Всегда добивайтесь поставленной цели. Не отступайте перед трудностями. Пусть это будет главным правилом вашей жизни. Я желаю вам смело идти к своим вершинам. Любите нашу Родину - Казахстан, будьте настоящими патриотами. Гордитесь тем, что вы – казахстанцы.

Вот и подошел к наш урок к концу , понравился вам ребята урок или нет ? Если да, то покажите мне красное сердце, если понравился, но не все, покажите зеленое сердце, а если совсем не понравился поднимите синее сердечко. Спасибо, ребята, за урок !.

Мне очень понравился урок , и в знак своей благодарности хочу вам подарить сладкие призы. И королева Грамота хочет поблагодарить самых активных учеников и подарить им грамоты.

А теперь, давайте поблагодарим наших гостей, и пожелаем им всего хорошего.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф"]. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект открытого итогового логопедического занятия «Мягкие согласные» Цель: - рассказать о мягких согласных фонемах, - познакомить с мягким знаком, - научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные». Цель: познакомить детей с мягким.

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

Маша,медведь

Сравните их.С какой буквы начинаются слова?

Какую букву будем писать на минутке чистописания

Сформулируйте цель вашей работы.

    Писать все буквы одинаковой высоты

Запишите число, классная работа.

На доске:

Мм Ммм Мммм

Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.

Подчеркните карандашом те буквы, которые соответсвуют правилу красивого письма

На слайде:

Медведь, Маша

4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

Сравните эти звуки: - чем похожи? (Согласный, звонкий)

Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)

Какую цель поставим:

!)Различать согласные твердые и мягкие

2)Проведем исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки

Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.

    Работа по теме урока.

    Составьте из слов пары: (на доске)

Что общего между словами первого столбика?

- А в словах второго столбика?

Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

Что указывает на мягкость согласных звуков?

Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

Что мы знаем о мягком знаке?

5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.

Рассмотрите предметы (овощи).

Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки

Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

Будьте внимательны,

Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец.помидор).

Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).

Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и)

Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Смородиновой Е.Э.

Предмет

Русский язык

Класс

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цели урока:

образовательные

развивающие

воспитательные

научиться применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных, о влиянии гласных букв и, е, ё, ю, я, мягкого и твердого знаков на произношение согласных звуков и обозначение на письме;

развивать речь, память, мобильность и самостоятельность учащихся;

воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, культуру общения.

Задачи:

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

расширять и активизировать словарный запас;

формировать потребность детей в обращении к словарю;

развивать мелкую и общую моторику;

развивать внимание, память, мышление.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, материал из энциклопедий

Планируемые результаты

Личностные УУД

Построение жизненных планов во временной перспективе

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Метапредметные УУД

Познавательные

умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей

Регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием

Коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре

Предметные УУД

Выделение существенных признаков твердых т мягких согласных;

Умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания;

Умение различать твердые и мягкие согласные в словах;

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Этап урока

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

1. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт сегодня впрок!

Тихо сели мальчики, грациозно сели девочки

Учеными доказано, то таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику: Зарядка для пальчиков Я тетрадь свою открою ….

На уроке литературного чтения мы все работали детективами. Сейчас вам придётся продолжить эту работу, я составила для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов (школа, тайны, наука ) (работа в парах).

Какое предложение у вас получилось? («Учитесь тайны открывать»)

Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? . Вы готовы к деятельности по открытию нового знания?

Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха?

проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой

Подбор слов.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Целеполагание

Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

Мы будем сегодня работать на уроке по плану: Слайд №1

1. Проверка знаний «Что я знаю»

2. Минутка Чистописание

3. Словарь

4. Составить словосочетание

5.Составить предложение.

И не забудьте оценить свою деятельность на каждом этапе урока - Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

1. Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)

Групповая работа Слайд №2

Составьте кластер по теме Буквы

Проверка на доске

Звуки

звонкие

Гласные Согласные глухие

Ударные безударные

Мягкие Твердые

Структурирование знания

Построение своих высказываний

Учиться строить монологическое высказывание

Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Выдвигать версии,

определять цель, проблему

Составление плана последовательности действий

Развитие познавательных интересов

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ . (на доске - слоги)

Что заметили ? рё, за, бе-

Прочитайте слоги.

Какое задание можете предложить? (разделить на 2группы )

Давайте сформулируем тему урока?

(Твердые и мягкие согласные звуки)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке?

Используйте опорные слова. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ …….различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на письме с помощью гласных букв... Для чего нам нужны эти умения? Чтобы быть грамотными.

Слайд №3

Соедините стрелками поработайте в паре.

Что заметили? Ошибку? Давайте исправим.

Какое задание с данными слогами можете предложить? Соберите их в слово? БЕРЁЗА …….. (скажите мне по секрету на ушко)

(картинка на слайде)

Многие писатели и художники воспевают красоту русской березки в своих произведениях.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках, С. Прокофьев

Назовите первый звук слова Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен?

Что вы знаете об этой букве? (2в алфавите, обозначает парный согласный звонкий звук)

Сконструируйте её написание на парте(ленточки)

Давайте пропишем ее в тетради. Выберите самый красивый элемент, поставьте под ним точку.

Бб Что всегда пишем с заглавной буквы?

Рассуждение на поставленный вопрос

Дети пытаются сформулировать тему и цель урока

Построение своих высказываний, формулирование выводов на основе анализа

Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие в обсуждении

Развитие умения учится ставить проблему

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование

самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Давайте вернемся к нашему слову Береза Слайд №4

Каково лексическое значение слова? А где мы эту информацию можем узнать?(показать словарь) и вывести на слайд)?

Слайд №5 (передают веточку березы друг другу) рисунок

Расскажите все, что вы о нем знаете с точки зрения русского языка (Имя сущест обозначает предмет, ..

Проверка на доске(слова)

Можно ли допустить ошибку при записи слова береза? Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Слайд слова БЕРЕЗА Запишем это слово в тетрадь. Подчеркните буквы мягких согласных звуков

Дети повторяют работа в паре

Записывают согласные звуки в тетради

Учиться использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

Проговаривание последовательности действий

Динамическая пауза

Игра «ассоциации»

Какие ассоциации возникают когда слышите слово береза?

А вот как я представила оел, токлис, щаро, окс. рако,

В каких словах есть опасное место? Запишем слова. Подчеркните буквы мягких согласных. Взаимопроверка. Сходите в гости друг к другу. Проверьте работу. Если все верно. Поставьте +

Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Приведите пример. (Чаща, лыжи

В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные) Назовите эти буквы

Ч Щ Ш Ж,Ц

Составьте с нашим словом словосочетание по схеме Прил + Сущ белая берёза, молодая береза, красивая береза.

Лес, лист

Роща

Сок

Кора

Кора безударный гласный

Ч Щ Ш Ж,Ц,Й

Формирование умения классифицировать по заданным основаниям

Умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся

Формирование умения высказывать своё предположение

Прочитайте эту запись Береза, растет стройная, роща, в

Что заметили? Какое задание можете предложить?

Работа в паре

В роще растет стройная береза.(картинка березы)

Составьте предложение. Подчеркните буквы твердых согласных синим карандашом, а мягких зеленым.

Давайте проверим

Выполним разбор предложения по членам предложения.

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с

Работа в группах

В русском языке много выражений, которые делают нашу речь яркой и выразительной.

Как они называются? (эпитеты, олицетворение, сравнение)

Стройна как березка…

О ком так говорят?

Запишите предложение. Назовите буквы мягких согласных

Работа в паре «Верно -неверно

Гласных букв 10? (Да)

Что гласных звуков 6? (Нет)

Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)

Что есть всегда только мягкие согласные? (Нет)

Буквы о,э.ы.у,а, обозначают твердость согласного звука (да)

Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)

Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

(2-3 минуты)

Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.

Какое настроение осталось у вас от урока?

Как вы считаете какие тайны мы сегодня открыли на уроке?

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение

Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать.

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок!

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Страница 1

Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)

Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся?

Какие буквы не обозначают звука?

Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.

А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.

Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных). Приведите примеры.

Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных). Приведите примеры.

Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков?

Буквы (33) Звуки (42)

Гласные (10) Согласные (21) Гласные (6) Согласные (36)

не обозначают звука (2) Мягкие (18) Твердые (18)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)

Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (Согласные звукам)

Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие)

Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Твердые и мягкие согласные звуки)

Но ведь нам надо уметь их обозначать на письме? Давайте попробуем сформулировать тему урока поточнее (Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения)

Тогда чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

Работа с ЭОР просмотр диска 1 до 2. Повторите согласные мягкие и твердые звуки. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие)

Выясните, сколько согласных звуков в русском языке.

Страница 2

На доске вы видите слова. Задание - записать рядом со словами звуковые схемы этих слов.

люк [л"ук] Сравните слова, чем они отличаются?

нес [н"ос] Сравните слова, чем они отличаются?

Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)

Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)

Послушайте стихотворение

Страница 3

Гордые согласные все не успокоятся,

Твердые согласные не желают спать.

Кто же им поможет, кто же им подскажет,

Мягкими и нежными как согласным стать.

«Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно.

«Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья.

Мягкими слияниями встанем с вами вместе».

«Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я.

Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.

Запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ».

Страница 4

обозначающие твердость обозначающие мягкость

Записать и привести примеры.

Страница 5

Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?

уголки [угалк"и]

угольки [угал"к"и] Сравните слова, чем они отличаются?

«Я вам тоже пригожусь, - вдруг проснулся мягкий знак. -

С вами вместе тружусь, отдыхать нельзя никак.

Мягче станете, друзья, если рядом буду я». (Е. Солдатова)

Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Нет)

Приведите пример. (Чаща, лыжи)

В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные)

Страница 6

Мы не зависимы от гласных, -

Шепнули нежно трепеща. -

Любую гласную подставьте

За нами, это не беда.

Мы не изменимся ни капли

И будем мягкими всегда.

Ну а мы такие гордые,

Что всегда мы только твердые, -

Ж, Ц, Ш объединились.

И все буквы согласились. (Е. Солдатова)

Запишите, какие это согласные. (Ж, ц, ш)

(чего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове?

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

Страница 7

богач, линейки, улей, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж

Динамическая пауза

Если мягкий звук согласный - то хлопаете в ладоши, если твердый - топаете ногами.

ме, ра, си, до, ща, фё, ку, ге, фи, ля, ше, зэ

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)

Страница 8

Задание: разделите слова на три группы:

Леня Саша Матвей чаща шалаш Лена указка лейка келья печники сироп сирень

Скажите, все ли слова вам знакомы? Сможете ли вы объяснить их лексическое значение?

Где найти значение слова? Работа с ноутбуками в парах

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)

Работа в группах с ноутбуками: упражнение с бегемотом, с мальчиками, лось, с пингвинами.

Страница 9 (если останется время)

Исправь ошибки

«Верите ли вы?» (тоже)

  1. Что гласных букв 10? (Да)

    Что гласных звуков 4? (Нет)

    Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)

    Что есть всегда только мягкие согласные? (Да)

    Что их 5? (Нет)

    Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)

    Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)

    Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)

    Что согласных звуков 33? (Нет)

    Что согласных букв 21? (Да)

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.

Какое настроение осталось у вас от урока?

Домашнее задание

Составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах

Используемая литература:

1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе

2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004

3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Согласные твёрдые и мягкие

Цель урока: систематизация сведений о твердых и мягких согласных звуках.

Задачи: развитие УУД

Личностные УУД: продолжить работу по определению сильной и слабой позиции согласного звука в словах, познакомить учащихся с понятием «твёрдые и мягкие согласные»;

Регулятивные УУД: формировать навыки определения ошибкоопасных мест в словах, правильного произношения в словах твёрдых и мягких звуков; целеполагание, выбор образовательного маршрута;

Коммуникативные УУД: воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;

Личностные УУД: прививать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите солнышко, если у вас хорошее настроение, облачко, если вас что-то тревожит.

Ободряющие слова, пожелание успехов. Сегодня мы продолжим наше путешествие.

II. Повторение изученного ранее.

1. Работа с карточками. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки в словах.

Вода – водичка , май – майский, друг – друга , косить - косьба , расписаться – роспись, лампа – лампочка. Самопроверка выполнения заданий на карточках.(Один делает у доски). (Приложение №).

III. Подготовка к восприятию темы урока.

Первая останова «Невидимки». На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова: олень, снаряд, экран, клещ, град, мель, смех . Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех) Взаимопроверка.

Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А чем различаются слова «мел» и «мель»? От чего зависит перемена лексического значения данных слов? (твердым и мягким звуком оканчивается слово).

О таких звуках мы будем говорить на уроке. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объявление темы урока. Запишем тему урока в тетрадях.

Выход на проблему . - Ребята, а это что за конверт? На нем написано: Коммунарская средняя школа №3, улица Просвещения, 1, 5а классу от согласных. Давайте прочитаем? Читает письмо.

Здравствуйте, дорогие пятиклассники. Мы узнали, что вы изучаете тему «Твердые и мягкие согласные». У нас давно идет спор: какие согласные звуки важнее: твердые или мягкие. Помогите нам разобраться. С уважением, согласные звуки.

Ребята, запишите свой ответ согласным звукам. (Важны мягкие и твердые звуки)

Предлагаю отправиться в путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков. На чем отправимся в путешествие? Можно отправиться в одиночку по маршрутному листу, а можно пойти вместе. Выбирайте. Раздаю индивидуальные маршрутные листы желающим. (Приложение №2). По окончании работы ученики проверяют свои работы по листу ответов (Приложение №4).

Инструктаж обучающихся.

Система само-и взаимооценки:

2 балла - задание выполнено без ошибок;

1 балл - допущены 1-2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено. (на стенде)

V. Работа над новой темой.

1. Работа с информацией. Наблюдение по таблице на стр. 127. Запись согласных, не имеющих пары по мягкости и твердости». Все ли согласные имеют пары? (Ж, Ш, Ц –всегда твердые, Ч,Щ,Й- всегда мягкие). На полях!

2. Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков.

1) Выполним устно упражнение, в котором сможете понаблюдать над различением значений слов и их звуковым составом, - №277 (с. 128). Ответы по образцу. 3 ученика. Вывод: Сигнал мягкости согласного Ь.

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова смысл слова . Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки.

2) Работа над предложением Дарю трём свиристелям по шишке на ели (на доске). Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Какие буквы стоят рядом с мягкими согласными? Выпишите их (И,Е, Ё, Ю, Я) – это сигналы мягкости (обозначают мягкость согласных).

Сигнал мягкости согласного И, Е,Ё,Ю, Я.

Записываем вывод: Сильная позиция: перед буквами Ь и И, Е,Ё,Ю, Я.

3. Физкультминутка. (Дети встают возле своих мест.)

Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, выделаете поворот направо, если в слове нет мягких согласных, то налево. Слова: мгла, Мила, мама, мел, мёл, Кот, крот, мять, заяц.

4. Остановка «Родной город». (Презентация) Задание: Выписать из презентации слова, выделенные красны цветом: город , герб, флаг, школа , памятник, фабрика, центр, бассейн, комплекс, автобус. (Один ученик у доски)

- Подчеркните те слова, в которых все согласные твердые. Слова написаны на доске. Взаимопроверка

5. Деревня «Траскрипция».

Запись транскрипции слов . (1 ученик у доски ) Солю, заяц, леска, просьба, мёд. Взаимопроверка.

6. Остановка «Внепарная». Выписать слова в которых есть внепарные Ч, Й, Щ (1 вариант); Ж, Ш, Ц (2вариант). Учитель читает текст.

Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. Его широкополая шляпа сбилась в сторону, ноги запутались в полах кафтанчика. Он барахтался на дне сетки и беспомощно размахивал руками. (2 у доски).

Ответы: 1в. Сачок, пойманная, кафтанчика, беспомощно. 2в. Осторожно, широкополая, шляпа, цепляясь.- Молодцы, путешествуем дальше. Самопроверка.

7. Перевал «Текстовый». Самостоятельная работа. Текст напечатан на карточках. (Приложение №3). Задание: Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Карточка №2 . мягких согласных.

(И. Бунин) Самопроверка.

V. Домашнее задание. Выучить таблицу. Упр. 279

VI. Конечная остановка. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вернитесь к своей записи в тетради. Хотели бы вы ее изменить? Какие звуки твердые или мягкие важнее? Слушаем ответы учеников.

Подтвердилось ваше предположение? Если «да» поставьте себе 1 балл.

Проанализируйте, как вы работали на уроке.

Выберите карточку того цвета, который соответствует вашему настроению. Солнышко или тучку.

Итоговая оценка:

9-10 баллов – «5»

7 -8 баллов -«4»

4-6 баллов – «3»

1-3 баллов – «2»

0 баллов –«1»

Приложение №1

Карточка №1. Задание:

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Карточка №1. Задание: Подчеркните чередующиеся звуки и буквы в словах.

Вода – водичка, май – майский, друг – друга, косить - косьба, расписаться – роспись, лампа – лампочка, год - годовой.

Приложение №2

Маршрутный лист

Фамилия, имя_________________________________

Прочитай теоретические сведения на стр. 127 и выполни задания.

1. Запишите слова, обозначая квадратными скобками мягкие согласные звуки.

Птичка, речной, звенеть, нянчить. Количество баллов _____

2. Какие слова затранскрибированы? Запишите эти слова.

[буквар, ], [дач, н, ик], [каз, ба], [р, эщ, ик], [й, ама], [й, ош]. Количество баллов _____

3. Превратите слово Лён - в цифру, слово Лей - в дерево, слово Ток - в домашнее животное, Лоб - в название покрытия. Запишите ответ.

Количество баллов _____

4 Вставьте пропущенные буквы. П одчеркните слова, состоящие только из твердых согласных.

Кругом нас были п…ля, глушь Было предвечернее время июньск…г… дня. Стар …я б…льшая д…р…га, заросшая кудряв…й муравой, изрезанная заглохшими колеями, сл…дами давней жизни наших отцов и дедов, ух… дила пер…д нами в беск…нечную ру…кую даль. (И.Бунин)

Количество баллов _____

5. Приготовление салата

В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свёкла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:

1 - в слове 2 слога, 7 букв, 6 звуков,

2 - в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких,

3 - в слове 1 слог, все согласные звуки твердые,

4 - в слове 4 слога.

Для приготовления салата хозяйка взяла _______________________________________________

Самооценка Количество баллов ______

2 балла - нет ошибок.

1 балл – допущены ошибки.

0 баллов – задание не выполнено.

Всего баллов: ________

Приложение №3

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Со…це скл…нялось на запад, стало заходить в красивые летние …блака, см..гчая синь за дальними п..лями и бросая к закату, где небо уже з…л…тилось, в…ликие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец п..слось вп…реди, старик-пастух с подпаском с..дел на меже.

(И. Бунин)

Карточка №2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните слова, состоящие только из мягких согласных.

Приложение №4

Маршрутный лист

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было дОрОга отцов

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ

1. Пт ич ка, р еч ной , зв ен ет ь, н янч ит ь.

2. Букварь, дачник, косьба, резчик, яма, еж.

3. Ноль, ель, кот, пол.

4 . Кругом нас были пОля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньскОгО дня. СтарАя бОльшая дОрОга , заросшая кудрявОй травой, изрезанная заглохшими колеями, слЕдами давней жизни наших отцов и дедов, ухОдила перЕд нами в бескОнечную руССкую даль. (И.Бунин)

5. Для приготовления салата хозяйка взяла МОРКОВЬ, ПЕРЕЦ, ЛУК, ПОМИДОРЫ.