Школьная научно-практическая конференция. Сообщение «Чей нос лучше? "чей клюв?" дидактическая игра Конкурс «Нарисуем птицу»

Страница 1 из 2

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

Мне, - говорит, - очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, - ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

Да, твой нос никуда не годится, - сказал дубонос, - слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! - и готово. Крак! - и готово. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал мухолов, - твой нос хитрей устроен.

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота бекас-долгонос. - Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал мухолов, - вот бы мне такой нос!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, а оба тонкие, как шило.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал кроншнеп-серпонос, - чтоб им червяков из травы таскать.

Ну, - сказал мухолов, - лучше ваших носов не придумаешь.

Да ты, видно, настоящих носов и не видал, - крякнул из лужи широконос. - Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

Ну и лопата!

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

Обратите внимание на мой носик, - прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. - У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Школьная научно-практическая конференция

Сообщение «Чей нос лучше?»

Введение …………………………………………………………………….3

1. Значение клюва для птиц…………………………………………….4

2. Многообразие мира птиц ………………………………………...…5

3. Формы клювов у птиц………………………………………………..7

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи»………………10

Заключение 12

Приложение

Сниться ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это...

Однажды я посмотрела мультфильм по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше?». В этом мультфильме разные птицы убеждали друг друга в том, чей клюв лучше и важнее. Меня мультфильм заинтересовал и я захотела узнать, чей нос действительно лучше.

Так возникла тема моей работы: Чей нос лучше?

Цель моей работы: выяснить, связаны ли между собой форма клюва и питание птиц.

Задачи:

1. Узнать что такое клюв и зачем он нужен птице?

2. Узнать какие бывают клювы?

3. Провести эксперимент и выяснить, как форма клюва зависит от пищи.

План исследования

1. Изучить информацию о птицах в энциклопедиях.

1.1. О значении клюва.

1.2. Многообразие мира птиц.

1.3. Формы клюва.

2. Провести эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи?».

1. Значение клюва для птиц


В энциклопедии я нашла информацию о том, что первые птицы на земле имели клюв с зубами, но прошло много времени и клюв птицы изменился. Ученые объясняют это так. На островах жили птицы, клювы у них были короткие и толстые. Вначале зёрен хватало всем птицам, врагов не было, но потом зёрен стало не хватать и голодные птицы стали клевать насекомых и добывать нектар из цветов.

Вывод: стали появляться птицы с удлинёнными клювами, которым было удобнее ловить насекомых.

Птичий нос не только нос, а еще и рот. Он у птиц выполняет ту же функцию, какую выполняют губы и зубы.

С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов.

Вывод: Клюв – инструмент для добывания пищи.

Клюв – инструмент для постройки гнезда.

Клюв – защита от врага

2. Многообразие мира птиц

На нашей земле обитает много разных птиц. Птицы различаются голосами, лапами, оперением, формой и величиной клюва. Птицы разнообразны по внешнему виду.

Ученые разделили птиц на 6 групп

1. Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворц ы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.

2. Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Это чибисы, трясогузки, журавли, куропатки.

3. Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна водоема , из-за этого у некоторых из них имеются перепонки на ногах. Это лебеди, гуси, казарки, утки.


4. Водоплавающие птицы , способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих, передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания.

5. Птицы пустынь и степей - обитатели открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.

6. Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

https://pandia.ru/text/80/402/images/image002_78.gif" alt="http://www.birdsbb.ru/ash/img/7.jpg" align="left" width="643" height="586">

Вид клюва

Описание

Название птицы

ДЛИННЫЙ ПРЯМОЙ КЛЮВ

Длинные клювы характерны для птиц, которые находят корм в воде. Таким клювом очень удобно хватать рыбок, лягушек и других мелких водных животных. Поймав рыбку, они поворачивают её в клюве поперек и прижимают языком к нёбу.

цапля

аист

КЛЮВ С МЕШКОМ

Клюв сверху плоский и оканчивается крючком. Нижняя часть состоит из тонких гибких косточек, на которые, натянут кожаный мешок. Откроет птица клюв - мешок растягивается, получается настоящий «сачок», которым птица черпает рыбу.

пеликан

КЛЮВ-ЛОПАТА

На конце клюва расширение, которое называют «лопатой». Колпица кормится на мелководье, и разыскивает пищу на ощупь. Для этого она опускает клюв в воду и, поводя головой вправо и влево, процеживает через клюв грунт, отбирая подходящую пищу, которой могут быть, рыбка, лягушка и даже ящерица.

колпица

ПЛОСКИЙ КЛЮВ

У ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой клюв плоский, с зубчиками, чтобы лучше удерживать скользкое тело рыбы. Клюв помогает утке охотиться.

Утка

КРЮЧКОВАТЫЙ КЛЮВ

У настоящих хищников клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу.

Сова

КОНУСОВИДНЫЙ КЛЮВ

Клюв короткий, широкий и высокий. Сверху клюв одет в чехол с острыми режущими краями. Нижняя часть клюва чуть меньше верхней, и когда клюв закрывается, режущие края скользят один по другому.

воробей

ТОНКИЙ ОСТРЫЙ КЛЮВ

· Острый, тонкий, различной формы и длины, удобен для ловли насекомых

Ласточка трясогузка

Вывод: у каждой птицы такой клюв, который лучше подходит для её образа жизни. Форма его зависит от способа добычи пищи.

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи».

Чтобы определить, как форма клюва зависит от пищи я провела эксперимент с предметами.

Для эксперимента я выбрала 3 формы клюва:

тонкий, острый клюв

короткий, толстый

https://pandia.ru/text/80/402/images/image019_15.gif" width="705" height="947 src=">

Заключение

В результате моей работы я пришла к выводу:

1. Клюв у птиц изменился, нет у него зубов.

2. С помощью клюва птицы питаются, защищают себя от врагов, охотятся.

3. Существуют разные формы клюва.

4. Клюв связан с условиями обитания и способами питания птицы.

Список литературы

1.Гаврилова краеведения. Екатеринбург: -96», 2001.-392 с.

2. Шорыгина. Какие они? .-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-96 с

3. «Чей клюв лучше?»/ В. Смолянников// Журнал «В мире животных».-2003 г. № 3 с.34-39

4.Интернет ресурсы: http: //images. yandex. ru

1 апреля во всем мире отмечается День птиц. В честь этого праздника московский Зоологический музей МГУ приглашает всех познакомиться с жизнью пернатых.

Появившись в Америке в конце ХІХ века, День птиц быстро обрел популярность: в Европе его начали отмечать уже в 1906 году.

В честь этой даты, 2 апреля, в воскресенье, в московском музее пройдут лекции орнитологов, познавательные игры и мастер-классы.

В этот день все мероприятия музея будут бесплатными! Принять участие в них вы сможете, купив обычный входной билет. Вот их список.

В 13:00 орнитолог Евгений Александрович Коблик прочтет лекцию о перелётных птицах.
В 14:30 начнется лекция, посвященная летающим животным. Речь пойдет о том, как наши соседи по планете приспособились к полету.

Оксана Ващук

Самых юных посетителей в этот день ждут познавательные игры.

«Чей клюв лучше»
Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц! Длинные и короткие, узкие и широкие, прямые и кривые, острые и тупые, крепкие и хрупкие. Откуда такое разнообразие? Для чего? Чей клюв похож на сито, а чей держит насекомых словно пинцетом?

«Квартирный вопрос»
«Визитная карточка» птицы – не только клюв, но и гнездо. Увидев настоящие гнезда из музейной коллекции, попробуйте угадать хозяина по форме гнезда, его расположению или материалам, из которого оно сделано.

«Видно птицу по полёту»
В ходе этой игры вы многое узнаете о строении перьев и их назначении. Они бывают разными: широкими и плотными (они нужны для полёта), мелкими и мягкими (эти удерживают тепло). Также у птиц есть декоративные перья, помогающие найти партнёра. Разобравшись с перьями, попытайтесь узнать птиц по силуэту - этим навыком должен владеть каждый орнитолог.

«Птицы России»
Хорошо ли вам знакомы птицы, обитающие на территории России? Арктические пустыни, тундра и тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни полупустыни - всё это перечень природных зон нашей страны.

Викторина «Я тебя знаю»
Самых юных посетителей ждут специальные несложные вопросы, загадки и задания о пернатых животных.

Кроме того, для детей будут работать творческие мастерские, где они смогут смастерить движущуюся бумажную игрушку. А те, кто ещё не очень хорошо владеет ножницами и клеем, смогут с помощью карандаша, фломастеров и собственной ладони нарисовать птицу.

Пройтись по залам можно будет в компании экскурсовода или обратиться к специальному игровому путеводителю.

Зоологический музей МГУ имени М. В. Ломоносова
Где? Большая Никитская, дом 2. Метро «Охотный ряд», «Театральная», «Арбатская», «Боровицкая»
Когда? 2 апреля
Сколько? 300 руб. для взрослого, 100 руб. для детей. Детям до 7 лет - бесплатный вход.

Время прочтения: 04:05

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.

Очень уж мне утомительно, - говорит, - пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.

Да, твой нос никуда не годится! - сказал Дубонос. - То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:

У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал Мухолов, - твой нос хитрей устроен!

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота Бекас-Долгонос. Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал Мухолов, - вот бы мне такой нос!

Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, и оба тонкие, как иголка.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал Шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал Кроншнеп-Серпонос, - чтобы им червяков да букашек из травы таскать.

Ну, - сказал Мухолов, - лучше ваших носов и не придумаешь!

Да ты, видно, настоящих носов и не видал! - крякнул из лужи Широконос. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!

Ну и лопата!

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.

Обратите внимание на мой носик! - прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. - У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.

Это как же так? - удивился Мухолов.

А вот как! - сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, - все птицы так и шарахнулись от него.

Вот счастливец! - сказал Мухолов. - Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!

Да, - согласились птицы, - с такой пастью не пропадёшь!

Эй вы, мелюзга! - крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. - Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю - и в мешок себе отложу, опять поймаю - и опять отложу.

Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

Вот так нос! - воскликнул Мухолов, - целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!

Ты, должно быть, моего носа еще не видал, - сказал Дятел. - Вот, полюбуйся!

А что же на него любоваться? - спросил Мухолов. - Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.

Нельзя же всё только об еде думать, - сказал Дятел-Долбонос. - Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!

Чудеса! - сказал Мухолов. - Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.

Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.

А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Страница 0 из 0

Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы

Котова Ирина Владимировна, воспитатель МКДОУ № 7 п.Полдневой, Богдановичского р-она, Свердловской обл.
Описание материала: сценарий развлечения о птицах, для детей старшей группы. Сценарий может быть полезен воспитателям.

Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить знания детей о перелетных птицах.
- Воспитывать бережное отношение к пернатым.
- Развивать умение детей работать в команде.
- Создать радостное настроение.
Материал: разрезные картинки соловья и скворца; картинки: гнездо, дупло, гнездо ласточки, скворечник; картинки клювов:утки, аиста,воробья, клеста; записи птичьих голосов, картинки перелетных и оседлых птиц; сладкие призы, медали.
Ход:
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!
1 задание
Ребята, Вы узнаете, как будут называться Ваши команды, когда на скорость соберете разрезные картинки (скворца и соловья). А так же, та команда, которая справится быстрее, заработает 2 балла, вторая – 1 балл.
Команды «скворцы» и «соловьи».
2 задание
Командам по очереди загадываются загадки. За каждую отгадку балл.
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться (грач)
Прилетает к нам с теплом
Строит домик под окном (ласточка).
По лужку он важно ходит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (гусь)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец-
Он и летчик, и певец (скворец)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет (соловей)
У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота (цапля)

3 задание «Домики для птиц»
Назовите, как называется дом для птиц и какая птичка может в нем жить.
За каждую картинку балл.
Гнездо - соловей, дрозд

Скворечник - скворец


Дупло - сова, дятел, филин


Гнездо ласточки


Музыкальная пауза
Песня «Птичий дом»
Музыка: Кабалевский Д.
Слова: Высотская О.
4 задание «Кто быстрее соберет картинки»
Командам выдается равное количество карточек с перелетными и оседлыми птицами. Задание разложить карточки на 2 группы.
Первой команде 2 балла, второй -1 балл.
5 задание «Угадай птицу по голосу»
В записи звучат птичьи голоса: ворона, кукушка, сорока, соловей, ласточка, синица. Команды по очереди отгадывают, за каждую птицу балл.
Подвижная игра «День-ночь»
Выбирают сову. День – птички летают, ночь – сова вылетает на охоту, птички замирают. Кто пошевелится, того сова – «съест».
6 задание «Чей клюв?»
Дети угадывают птицу по клюву. За каждую птичку – 1 балл.
Клёст


Аист


Утка


Воробей (синица)


7 задание «Правила поведения»
Команды по очереди говорят правила: как нужно обращаться с птицами, а как нельзя.
(нельзя стрелять из рогатки, нельзя разорять гнезда, нужно птиц подкармливать, строить кормушки, скворечники...)
За каждое правило - балл.

Подсчет баллов. Награждение команд.