План конспект на тему человек в группе. Человек в малой группе. Домашнее задание. Дети получают инструктаж по выполнению домашнего задание, которое носит дифференцированный характер

План урока.

Преподаватель: Залогина Т.В.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

Тема 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема урока: Человек в группе.

Цель: сформулировать понятие «общение». Дать понятия различных видов общения, охарактеризовать их в зависимости от взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Средства обучения: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важение. – 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Практикум: учеб. Пособие для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / А.Г. Важенин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мобилизация опорных знаний.

Задание 2. (с. 9).

Допишите недостающие понятия.

    В социологии выделяются такие виды личности, как:

Нормативная личность;

Модальная личность;

Маргинальная личность.

2. На формирование личности оказывают влияние такие фак­торы, как:

Наследственность;

Воспитание;

Социальная среда;

Социальные отношения.

3. Выделяют две составляющих социальной среды:

Макросреда;

Микросреда.

4. Социальные отношения включают в себя два уровня:

Социальный;

Психологический.

5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:

Начальная социализация;

Продолженная социализация.

6. Существует две стороны воспитания:

Привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов;

Стихийное усвоение правил поведения.

Человек - существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его члена­ми, которое называется общением.

Общение как процесс взаимодействия двух и более людей имеет массу проявлений в зависимости от того, как и при каких обсто­ятельствах оно проходит. Так, различают речевое и неречевое обще­ ние. Речь - важнейшее социальное свойство человека. Часто ко­роткой фразой мы можем выразить то, что нельзя показать с по­мощью мимики и жестов. Тем не менее неречевое общение так же важно, как и речевое. Дорожные знаки, указатели, таблички, ленты ограждений - все это несет определенную информацию. Форма­ми неречевого общения служат также и такие способы передачи информации, как семафор, азбука Морзе, флажковая сигнализа­ция. На стыке речевого и неречевого общения находится передача письменной информации.

В зависимости от способов взаимодействия выделяют перцеп­тивное, вербальное и интерактивное общение. Перцептивное об­щение связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его. Такое общение чаще воз­можно между близкими людьми - родителями и детьми, влюб­ленными, супругами, старыми хорошими друзьями. О таких лю­дях говорят: «понимают друг друга с полуслова». Вербальное обще­ ние - это общение с помощью слов, т. е. речевое общение. К его разновидностям относятся монолог (передача информации от го­ворящего слушателям), обмен репликами (словесное уточнение совершаемых действий) и диалог (разговор двух и более лиц).

Диалог - наиболее распространенная форма вербального обще­ния. Он предполагает самостоятельность и активность его участ­ников, признание важности точки зрения каждой из участвующих в диалоге сторон. Диалог предполагает обмен мнениями, ожидание ответа, готовность разъяснить свою позицию. В форме диалога про­ходят дискуссии, конференции, переговоры. Диалог - основной способ передачи информации между людьми и в обыденной жизни.

Интерактивное общение возникает при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности: на работе, учебе, при со­вместном проведении досуга и др. В процессе интерактивного об­щения люди приспосабливаются друг к другу, между ними воз­никают симпатия и взаимопонимание. Здесь есть место и здоро­вой конкуренции; не исключено возникновение и конфликтных ситуаций. Работа в трудовом коллективе, игры с друзьями, туше­ние огня пожарниками совместно с жителями соседних домов - все это виды интерактивного общения.

В связи с развитием средств передачи информации видовое раз­нообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выде­лить общение через Интернет, телефонное общение, SMS-общение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотно­ шении общения и коммуникации. Оба этих явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинако­вым. Отличие же состоит в следующем. При общении, как извест­но, субъекты равноправны, активны, обмен информацией приво­дит к ее дополнению, изменению, уточнению. Таким образом, происходит формирование новой информации, обладателями ко­торой становятся все участники общения. Коммуникация же пред­полагает передачу информации одним субъектом другому без об­ратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Поэтому ее обновления и уточнения не происходит. Примерами средств коммуникации служат радио и телевидение.

Общение выполняет несколько важных функций в зависимости от того, какую цель имеет взаимодействие людей. Во-первых, ин­формационная функция. Общение служит средством передачи ин­формации. Во-вторых, обучающая функция. Получая новую ин­формацию, люди обогащают свои знания. В-третьих, воспитатель­ ная функция. При общении один человек может оказывать воздействие на другого с целью привить ему определенные образ­цы поведения. Наконец, общение выполняет функцию поддержа­ ния совместной деятельности людей и включения человека в об­щество как равноправного его члена.

В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуще­ствляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, межкультурное, ритуальное и др.

Бытовое (повседневное) общение - это общение между близки­ми людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повсе­дневной бытовой жизни.

Деловое (служебное) общение осуществляется на работе, в про­цессе трудовой деятельности. Оно носит характер приказов, инст­рукций, указаний и имеет целью достижение положительных ре­зультатов трудовой деятельности. В рамках делового общения ру­ководитель выступает как активный субъект, который воздействует на подчиненного. Последний должен выполнять указания, однако он имеет право высказать свою точку зрения на поставленную задачу (проблему, ситуацию), особенно если это может способ­ствовать улучшению качества работы.

Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Так, роди­тели могут убеждать ребенка уделять больше времени учебе, кан­дидат в депутаты призывает голосовать за него на выборах, орга­ны пожарной службы рекомендуют населению аккуратно обра­щаться с огнем. При таком общении убеждающий субъект приводит аргументы, помогающие склонить убеждаемого в сторону своей точки зрения. Это могут быть выгодные перспективы, угроза на­казания и т.д.

Обучающее общение - это воздействие обучающего на обучае­мого с целью привить ему определенный комплекс знаний, уме­ний и навыков. Оно осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обы­денной жизни.

Культурное общение связано с взаимодействием людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посе­щение выставок, экскурсий, театров, кино, совместное занятие творчеством в рамках музыкальных, художественных и иных кол­лективов, членство в различных клубах, организациях и т.д.

Научное общение сопровождает научно-исследовательскую дея­тельность. Наука не стоит на месте. Чтобы не «изобретать велоси­пед», ученый должен следить за результатами работы своих коллег. Научное общение происходит как на межличностном уровне, так и на различных научных конференциях, диспутах, симпозиумах.

Межкультурное общение осуществляется между людьми, разде­ляющими разные культурные ценности. Это могут быть взаимо­действие представителей разных направлений в музыке, искусст­ве, литературе, общение «отцов» и «детей» или представителей разных национальностей. Такое общение может протекать на ос­нове сотрудничества и культурного взаимообогащения, а может создавать конфликтные ситуации.

Ритуальное общение - это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно постоянно встречается в обыденной жиз­ни. Знакомые при встрече здороваются, пожимают друг другу руки, военные отдают честь. Ученики встают, приветствуя учителя, вхо­дящего в класс. Ритуальное общение играет ведущую роль при со­вершении религиозных обрядов, соблюдении национальных и иных обычаев, таких как процедура бракосочетания, принятие пригла­шения и приход в гости, посещение общественных мест и т.д.

Одной из разновидностей ритуального общения выступает эти­кет, что в переводе с греческого означает обычай. Этикетом на­зывают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к окружающим. Сюда относятся поведе­ние в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, предусмотренная одежда и др.

Наиболее распространенное правило в нашей жизни - это приветствие. Оно никогда не должно быть шумным и несдержан­ным. Младший должен первым здороваться со старшим, а подчи­ненный - с начальником. Входящий в помещение также должен поздороваться с присутствующими первым. Здороваясь с челове­ком, надо доброжелательно смотреть ему в глаза. Нельзя при при­ветствии протягивать руку через стол. Непринятие руки, протяну­той для рукопожатия, считается оскорблением.

Существуют свои правила для знакомства. Младшего надо представлять старшему, мужчину - женщине, сотрудника - ру­ководителю. Отдельного человека представляют группе.

На назначенную встречу надо приходить вовремя. При опозда­нии следует извиниться и объяснить причины задержки.

Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет не­вежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспраши­вать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хо­тели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.

Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стари­ками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой жен­щине, выбора темы для разговора в обществе т.д.

Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы об­щения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скром­ность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.

4. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

    Коммуникация - воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и на­выков (передача информации одним субъек­том другому без обратной связи).

    Этикет - взаимодействие между людьми (совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к окружающим).

    Ритуальное общение - общение, которое связано со способ­ностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его (выполнение заранее предписанных правил пове­дения).

    Перцептивное общение - общение с помощью слов, то есть речевое общение (общение, которое связано со способ­ностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его).

    Бытовое (повседневное) общение - общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности (общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни).

    Вербальное общение - общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) в повседневной бытовой жизни (общение с помощью слов, то есть речевое общение).

    Убеждающее общение - общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение поло­жительных результатов трудовой деятельности (общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгля­ды и поведение).

    Обучающее общение - передача информации одним субъек­том другому без обратной связи (воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определенный комплекс знаний, умений и на­выков).

    Интерактивное общение - общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгля­ды и поведение (общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной деятель­ности (общение между близкими людьми).

    Деловое (служебное) общение - взаимодействие людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям (общение, которое осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности; оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет целью достижение поло­жительных результатов трудовой деятельности).

    Межкультурное общение - общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность (общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности).

    Культурное общение - общение, которое происходит между людьми, разделяющими разные культурные ценности (взаимодействие людей в про­цессе приобщения к культурным ценностям).

    Общение - выполнение заранее предписанных правил пове­дения (взаимодействие между людьми).

    Научное общение - совокупность правил поведения, касаю­щихся внешнего проявления отношения к окружающим (общение, которое сопровождает научно-исследовательскую деятельность).

    Анализ занятия.

    Домашнее задание.

Ответы на вопросы с.80

Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада «Я - Человек».

Баркова Надежда Викторовна, воспитатель, ГБОУ Школа 1474 САО г. Москва.
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия «Я - Человек». Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми 4-5 лет. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить», «из каких частей состоит моё тело?».)
Задачи:
- Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных его функциях.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать умение соотносить свои движения со словами стихотворений в физкультминутках и пальчиковой гимнастике
- Закреплять понятие о том, что может делать наше тело: говорить, слушать, плакать, смеяться..
- Воспитывать бережное отношение к себе, своему организму.
- воспитывать навыки культурного поведения.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: картины «Люди», «Человек», зеркала малые на каждого ребенка, живой кролик, картинки с изображением человека в движении и действии.

Ход занятия:

Привлечение внимания детей:
- Ребята, вы уже проснулись? (Да)
- А друг другу улыбнулись? (Улыбаются друг другу)
- А здоровья пожелали? (Здороваются)
- И немножко поиграли (Да)
- Ну тогда вставайте в круг…
Дети с воспитателем стоят в кругу в центре группы, выполняя движения…
Доброе утро Девчонки и Мальчишки! (кланяются)
Доброе утро Зайчики и Мишки! (машут игрушкам)
Доброе утро Солнце золотое! (поднимают руки вверх)
Ты для нас светлое, родное! (прижимают руки к груди)
Будем мы сегодня что-то изучать,
Будем мы сегодня весело играть! (прыгают)
Будем улыбаться, радостно смеяться, (смеются)
Ведь сегодня Новый день настал опять! (хлопают в ладоши)
Дети садятся на ковер.
- Ребята, каждый день мы с вами узнаем что-то новое! И сегодня мы поговорим о нас самих.
Посмотрите друг на друга! Скажите мне кто ВЫ? (Дети)
- Правильно, вы дети. А чем же вы отличаетесь друг от друга? (Мы мальчики и девочки)
- А чем вы похожи? (ответы детей)
- А похожи мы тем, что и Саша, и Паша, и Варя и я, все вместе мы люди! А если один, называют человек!
Воспитатель показывает картинки с изображением одного человека и людей, закрепляя понятия люди и человек.
- На нашей огромной планете живет очень много людей, все они разные. Одни высокие, другие низкие, у одних людей кожа темная, у других светлая, и люди на Земле говорят на разных языках. Но у каждого из нас есть то, чем похожи все люди. Как вы думаете, что же это? (ответы детей)
- У каждого человека есть тело, и этим мы все похожи.
Дети встают.
- Сейчас мы вместе рассмотрим наше тело. Тело человека состоит из головы, туловища, верхних конечностей – это руки и нижних конечностей – это ноги.
Дети повторяют названия частей тела и показывают руками.
- Посмотрите, мое тело похоже на ваши, потому, что все мы люди.
- Для чего человеку руки? (ответы детей)
- А ноги для чего? (ответы детей)
- А голова нам, зачем нужна? (ответы детей)
- А что есть у каждого из нас на руках и ногах? (Пальцы)
- Давайте с ними поиграем!

Пальчиковая гимнастика:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это - указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это - безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.

После гимнастики все дети садятся за столы. Перед каждым из детей зеркало.
- Сейчас мы с вами рассмотрим, что же есть у нас на голове. Посмотрите в зеркало. У каждого человека на голове есть волосы, уши и лицо. Что вы видите на лице? (Ответы детей)
- На лице есть глаза, нос, рот, подбородок, брови и ресницы.
Дети рассматривают свое лицо в зеркале. Воспитатель задает вопросы:
- Зачем человеку уши, глаза, нос, рот?
- Посмотрите в зеркало, откройте ротик. Что вы увидели? (зубы, язык)
- Для чего людям зубы и язык? (Ответы детей)
- Ребята, все люди похожи друг на друга и у нас одинаковое тело. А на животных мы похожи? У них есть тело, как у человека? (Ответы детей)

Стук в дверь! Воспитатель открывает дверь и находит там коробу, прикрытую легкой тканью. Внутри кто- то копошиться. Воспитатель приглашает всех детей сесть свободно на ковре.
- Как вы думаете, что в коробке? (Варианты детей)
Воспитатель убирает ткань и вынимает из коробки кролика.
- Ребята познакомьтесь, это Феня. Он любит тишину, давайте постараемся не шуметь. Феня хочет поздороваться с каждым из вас, но постарайтесь вести себя тихо, чтоб не напугать его.
Феня разрешает каждому ребенку погладить себя.
- Феня это маленькая кролик. Давайте рассмотрим его тело.
- У него не руки и ноги, а лапы. Мы с вами ходим на двух ногах, а кролик? (на четырех).
- У Фени есть хвост, а у человека? (Нет хвоста)
- У кролика как и у нас есть голова, а на ней уши, глаза, нос и рот, как и у нас с вами.
- Тело кролика покрыто шерстью, а у человека гладкой кожей. Погладьте свои руки, почувствуйте какая гладкая у людей кожа.
- Люди могут говорить, а кролики нет.
- Мы с вами похожи на кролика? (Нет)
- Конечно нет. Мы с вами люди, а кролик – это? (Животное). У нас свое тело, а у животных свое.
Дети прощаются с кроликом.
- Ребята, а зачем человеку тело? (Ответы детей)
- Наше тело это удивительный аппарат, который умеет делать необыкновенные вещи. Хотите попробовать и узнать, что может наше тело?
Игра «Что умете наше тело» (Аналог игры «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»). Каждый ребенок получает картинку с изображением действия (прыжки, рисование, смех, плавание…), и должен имитировать движения или действия. Остальные дети отгадывают.

Итог занятия.
- Как можно назвать Машу? (Человек.)
- А когда нас много, мы говорим…? (Люди.)
- Какие части тела вы уже знаете? (Голова, туловище, руки, ноги.)
- Что у человека на голове?
- Зачем нам нужно тело? (Ответы детей.)

Игра «Что забыл художник» проводится как закрепление материла во второй половине дня.
Каждый ребенок получает листок с изображением человека. Но на каждой картинке у человека чего то не хватает (уши, рот, брови, глаза, нос,). Дети должны увидеть и дорисовать их.






















Обучающее общение Это воздействие обучающего на обучаемого с целью привить ему определённый комплекс знаний, умений и навыков. Обучающее общение осуществляется как внутри учебных заведений, так и в процессе овладения знаниями, необходимыми в обыденной жизни.










Межкультурное общение Осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности. Это может быть взаимодействие представителей разных направлений в музыке, искусстве, литературе, общение «отцов и «детей», представителей разных национальностей.










Интерактивное общение со сверстниками для юношества важно, потому что: это важный специфический канал информации, который даёт возможность узнать многие необходимые сведения; в совместной деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с общественными; это специфический вид эмоционального контакта.








Интимно-личностное общение Это взаимодействие, основанное на личной симпатии, привязанности, близости интересов, взглядов, ценностей Именно в юношеском возрасте люди активно стремятся найти близкого по духу человека, который поймёт, поддержит, придёт на помощь


Стихийно-групповое общение Происходит по формуле «я и случайные они». Это контакты с приятелями, которых легко меняют на других Это проведение досуга, необязательные встречи, посещение дискотек, кино, гуляние по улицам, бесполезное времяпровождение во дворе или на улице


Социально ориентированное общение Основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход в более широкие общественные сферы Это позитивная социальная деятельность, в которой человек может проявить себя как самостоятельная и самоценная личность


Правила общения Проявляйте искренний интерес к собеседнику Старайтесь открыто признавать достоинства других людей, хвалите их Будьте доброжелательны, приветливы, улыбайтесь Будьте хорошим слушателем Говорите о том, что интересно собеседнику Проявляйте уважение и терпимость (толерантность) к людям Постарайтесь искренно встать на место другого человека Не критикуйте человека при посторонних







Задания 1.Что такое общение? 2.Назовите известные вам виды общения. Охарактеризуйте их. 3.Что отличает межличностное взаимодействие? 4.Почему в юношеском возрасте велика потребность в общении? 5.Назовите формы юношеского общения. Дайте им характеристику. 6.Что такое межличностный конфликт? 7.Каковы способы разрешения межличностного конфликта? 8.Что такое культура общения? Назовите известные вам правила общения.

Обществознание, 6 класс

Урок № 14-15

Человек в группе

Д.З.: § 7, ?? (с.66), задания (с.66)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Осознать, что общество необходимо человеку;
  • Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
  • помочь учащимся , опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему;
  • воспитывать у учащихся ответственность за свои поступки, решения, выбор товарищей, занятий, оценки собственного отношения к людям из других групп

Знать и уметь

  • Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.
  • Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.
  • Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
  • Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.
  • , в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.
  • Исследовать практические ситуации , связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.

Понятия, термины

  • межличностные отношения;
  • взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопонимание;
  • симпатия и антипатия;
  • стереотипы;
  • официальные отношения и личные;
  • виды межличностных отношений (знакомства, приятельские, товарищеские, дружба, любовь)

Изучение нового материала

  • Социальные группы (большие и малые).
  • Человек в малой группе.
  • Группы формальные и неформальные.
  • Лидеры.
  • Групповые нормы.

Актуализация проблемы

  • Вспомни! Что ты знаешь из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись

Обсудим вместе!

Зачем люди объединяются в группы

Что даёт человеку группа?

Можно ли входить в разные группы одновременно?


ГРУППА - относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.


Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения , затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Формальный – утверждённый документально чьим-то решением

Неформальный – признанный частью общества, проявивший качества в деле


Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его.

Санкции – средства охраны групповых норм.

Способы порицания (наказания)

Способы поощрения (поддержки)

Предупреждение

Благодарность

нелестное прозвище

аплодисменты

поддержка

высмеивание

ответственные поручения

отказ от общения

премии

памятные подарки

исключение из группы

включение в группу



Картинная галерея (учебник, с.64)

(В.И. Суриков (1848-1916). Степан Разин.

1906 г. ГРМ


Жил на свете человек (с.66)


ВЫВОДЫ:

  • За нарушение правил человека могут исключить из группы.
  • Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
  • Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.
  • Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Проверь себя

  • Зачем люди объединяются в группы?
  • Что даёт группа человеку?
  • Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».
  • Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».
  • Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявили себя с неожиданной строны.

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Задание 1.

критерии


Тест 2.

Ответ: ______________________


Задание 3.


Тест 4.


Тест 5.


Задание 6.


Тест 7.

Ответ: _______________________


Тест 8.


Примени знания!

  • Какие изменения в твоих знаниях, умениях, навыках произошли после работы с параграфом ?
  • Чему научился?
  • Что помогло достичь результата?
  • Что, по-твоему, из изученного следует помнить всегда?
  • Какие трудности встретились? Что помогло их преодолеть?

  • Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы». М: «Просвещение», 2011 г.
  • Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.
  • Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотеенкова Я. В.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.

Долгушина Татьяна Викторовна

МКОУ «Скородумская СОШ»

Усть-Ишимский район, Омская область

Зам. директора по УВР, учитель истории

Тема урока « Малая группа»

Цель урока.

    Познакомить учащихся с понятием «малая группа», классификацией малых групп. Способствовать усвоению понятий: социальная группа, групповые нормы, групповые санкции.

    Способствовать формированию у учащихся умения работать с компьютером, выполнять шаги урока с использованием мультимедийной программы. Продолжить формирование умений работать с дополнительной информацией на уроке, извлекать главное, делать выводы.

    Воспитывать уважение друг к другу при выполнении совместных заданий, умение выслушивать друг друга и воспринимать противоположную точку зрения.

Оборудование:

    Распечатки документов.

    Тест.

    Диск «Обществознание» 8-9 классы

    Учебник “Обществознание 8-9 кл.” Н.Л. Боголюбов. - М: “Просвещение”, 2008

    Компьютеры

    Проектор

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся по теме «Межличностные отношения» и «Радости и сложности общения».

    Изучение нового материала

    1. Что такое малая группа.

      Виды малых групп.

      Роли человека в группе.

      Групповые нормы и санкции.

    Закрепление полученных знаний на уроке.

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся по теме «Межличностные отношения» и «Радости и сложности общения».

Для начала мы с вами немного разогреемся. Предлагаю вам следующее задание. Вы должны будете восполнить паузы в моих высказываниях. Будьте внимательны.

Взаимосвязь между людьми характеризуется понятием – межличностные отношения. Межличностные отношения как правило носят обоюдный характер и включают в себя четыре взаимо. Первое - связи друг с другом, между двумя и более людьми (взаимосвязь), второе – согласованность деятельность ( зваимодействие), третье – понимание на основе взаимности, понимание друг друга (взаимопонимание), четвертое - восприятие другим человеком окружающего мира также как его воспринимаешь ты сам (взаимовосприятие). Межличностные отношения бывают – деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Межличностные отношения могут носить - официальный и неофициальный характер. Поездка на рыбалку с приятелем носит неофициальный характер , встреча глав иностранных государств носит официальный характер , поздравление с днем рождения брата носит неофициальный характер, поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами носит официальный характер, приглашение по телефону родителей ученика в школу носит официальный характер. Взаимосвязь между людьми осуществляется через – общение. Общение это - обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Общение жизненно важно для человека, так как в ходе общения мы получаем знания об окружающем мире, передаем опыт, усваиваем культурные и нравственные ценности, даем оценку поступкам людей, развиваем свой интерес.

3. Изучение нового материала

1. Мотивация В настоящее время очень трудно представить себе человека, который бы не был втянут во взаимоотношения друг с другом и был бы далек от ситуации, происходящей в обществе. Давайте сравним такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего? Ответить на этот вопрос вам поможет страница 379 учебника.

! Работа с учебником страница 379

Дети делают вывод, что общение, не возможно без общества, а общество, немыслимо без общения.

Но общество – это обширное понятие и отдельно взятый человек одновременно общаться со всем обществом не может. В течении всей жизни его общение, взаимоотношения в окружающимися происходит в малой группе. И сегодня наш урок посвящено именно «Малой группе». Глядя на первую страничку электронного учебника кто попытается сформулировать цели нашего урока? Что мы будем сегодня изучать?

Мы познакомимся с понятиями: социальная группа, малая группа, групповые нормы, групповые санкции, узнаем о роли человека в малой группе. Будем работать с компьютером.

2. Работа с тетрадью – записать число и тему урока.

3. Понятие о малой группе. Работа с диском шаг №1

Каждый человек является членом нескольких социальных групп. Они бывают большие и малые.

! Записи в тетради социальная группа – форма взаимодействия людей, их объединения.

! Фронтальная работа с классом в ходе которой, дети усваивают что в число социальных групп входят социально – классовые, социально – этнические, социально – территориальные, социально – профессиональные и

социально – демографические групп.

Малые группы играют более существенную роль, так как наша жизнь состоит из общения с семьей, с друзьями, одноклассниками.

Минимальный численный состав малой группы 2 человека (диада) по мнению других обществоведов лучше, что бы это число сводилось к трем (триада). Максимальный состав малой группы определяется тем, что в памяти человека одновременно может удерживаться от 5 до 9 объектов.

! Фронтальная работа.

- По вашему мнению понятия социальная группа и малая группа отличаются друг от друг?

-Какова численность малой группы?

-Почему минимальный состав малой группы лучше всего должен состоять из трех человек?

-Согласны ли вы с мнением, что чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействии.

Дети самостоятельно дают определение понятию «малая группа». Выслушиваются мнения. Окончательный вариант записывается в тетрадь.

! Записи в тетради.

Малая группа – объединение 2-х и более человек, связанных единой целью, сходными интересами, совместной деятельностью и находящихся в общении друг с другом.

    Виды малых групп. Работа с раздаточным материалом.

Единой классификации видов малых групп не существует. Мы познакомимся с наиболее простой и распространенной классификацией.

Текс №1

Группа и фактор времени


…Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому. Школа, деревня, предприятие заинтересованы в продолжении своего дела. Это - группы, которые не хотят исчезнуть. Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если
не вечным, бессмертным, то, по крайней мере, как можно более долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам, другие группы, напротив, с самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограниченно. Наконец, существуют такие постоянные группы, члены которых собираются только через регулярные промежутки времени. Например, отряд скаутов, члены которого, встречаются каждое воскресенье по утрам.

! Вопросы для обсуждения

- Какие виды групп вам предлагаются?(временные и постоянные)

- Какие признаки полжены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп?(время существования)

Текст№2
Формальные и неформальные группы


Формальные группы характеризуются организованной структурой. Речь идет об организации. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно распределенные роли. В формальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей - результат взаимодействия внутри группы.
В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.


! Вопросы для обсуждения

- Какие виды малых групп называются в данном фрагменте?

Какие признаки положены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп? (характер отношения внутри группы)

Вывод по этапу урока делается помощью таблицы, которая находится в шаге 1 урока.

Признак группы

    Роли человека в группе. Шаг 2 диск

Положение человека в малой группе зависит от его статуса.

Записи в тетради . Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Человек, обладающий высоким статусом, имеет престиж в обществе и является примером или авторитетом для других членов коллектива. Один и тот же человек в различных группах может иметь разный статус. Отец в семье – его авторитет и уважение не вызывает сомнения, а в футбольной команде он рядовой игрок, серая мышка.

Статус человека и характер деятельности группы определяют его поведение в той или иной группе или его социальные роли. Некоторые роли постоянно закреплены за человеком, другие роли человек исполняет в какой – то определенный период своей жизни.

Вопрос для обсуждения.

- Как вы думает в чем различие между личным статусом, приписываемым и достигаемым?

- Какие роли в жизни играете вы в настоящее время?

- Наиболее важной ролью является роль лидер. Кто такой по вашему мнению лидер? Какими качествами должен обладать лидер?

    Групповые нормы и санкции. Шаг 3 диск

В каждой группе складываются определенные правила или как мы их называет групповые нормы.

Записи в тетради Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанные группой и являются средством регуляции поведения человека.

Групповые нормы устанавливаются для соблюдения. Если член группы уклоняется от выполнения норм, то группа может применить по отношению к нему санкции.

Записи в тетради. Санкции – последствия несоблюдения правил.

Санкции могут быть позитивные – признанные уклонения и негативные – группа отторгает этого человека.

Картинки 1,2,3,4. Где пример негативных, а где позитивных санкций?

Приведите примеры групповых норм и санкций вашего класса, вашей компании?

4. Закрепление полученных знаний на уроке.

1. Повторение новых понятий. Шаг 4.

2. Возвращение к схему урока. Дети делают вывод, что межличностные отношения это взаимосвязь между людьми, взаимосвязь осуществляется через общение, путем обменов, которое происходит в малых группах.

3. Выполнение заданий Шага 5. Компьютер выдает % выполнения заданий.

Упражнение 1

Закончите предложение. К малым группам относятся:

А)парламент В)избиратели

Б)политическая партия Г)музыкальный ансамбль

Упражнение 2

Подберите пример соответствующий виду группы

1. Гости в день рождения А) производственная группа

2. Бригада строителей Б) досуговая группа

3. Семья В) многофункциональная группа

Упражнение 3

Выбери верное определение

    Большая совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

    Объединение из двух и более человек (обычно до 9), находящихся в непосредственном контакте друг с другом и связанных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельностью.

    Высшая ступень живых организмов на Земле.

Упражнение 4

Распределите группы по временному признаку.

    Временные группы А) пассажиры купе

    Постоянные группы Б) семья

В) очередь в магазине

Г) класс

Д) компания старых друзей

Е) туристы в походе

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание . Дети получают инструктаж по выполнению домашнего задание, которое носит дифференцированный характер.

Для слабых учащихся

Приложение 1

Тестовые задания. Выберите правильный вариант ответ.

    Общение – это:

а) исторически развивающаяся совокупность ощущений между людьми;

б) особая форма взаимодействия и межличностных отношений между людьми;

в) общественные отношения, складывающиеся между людьми.

    Межличностные отношения возможны:

а) как среди больших групп людей, так и среди малых;

б) только среди малых групп людей;

в) только среди больших групп людей.

    Деловые отношения определяются:

а) требованиями начальника к подчинённому;

б) взаимодействием и отношениями между людьми;

в) официальными предписаниями, правилами инструкциями.

    Личные отношения носят:

а) непринуждённый характер;

б) официальный характер;

в) неформальный характер.

    Межличностные отношения строятся на:

а) чувстве личной симпатии;

б) взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей;

в) определённой позиции общества.

    Для чувства симпатии нехарактерно:

а) понимание;

б) гармония отношений;

в) неприязнь.

    Наиболее близкие межличностные отношения:

а) приятельство;

б) знакомство;

в) товарищество.

Приложение 2

Основные положения параграфа 13

11 Долгушина Т.В. Конкурсный урок