Декларация ндс указан номер счет фактуры. Вас рф разрешил не указывать в счете-фактуре номер платежки, если товары оплачены и отгружены в одном периоде. Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

При заполнении счета-фактуры, как и при создании любого иного документа, иногда возникают ошибки. Все ли они приводят к невозможности вычета? Узнаем мнение контролирующих органов.

По мнению контролирующих органов, покупатель не всегда теряет право на вычет, если в счете-фактуре допущены ошибки. В частности, не критичны для вычета такие погрешности в строках этого документа:

  • в строке 1 «Счет-фактура № ___ от "__" ____________» в номере счета-фактуры приведена разделительная черта в случаях, не поименованных в подп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (письмо Минфина России от 14.05.2012 № 03-07-09/50);
  • в строке 6 «Покупатель» имеется опечатка в наименовании покупателя (например, заглавные буквы заменены строчными, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но она не мешает его идентификации (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-11/130);
  • в строке 6б неверно указан КПП покупателя (письмо Минфина России от 26.08.2015 № 03-07-09/49050):
  • в строках 2а и 6а неверно указан адрес продавца или покупателя (письма Минфина России от 02.04.2015 № 03-07-09/18318, от 08.08.2014 № 03-07-09/39449, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2014 по делу № А43-15923/2013, Арбитражного суда Центрального округа от 28.08.2014 по делу № А14-8639/2013, ФАС Московского округа от 20.10.2011 по делу № А40-17619/11-129-90).
  • В строке 7 «Код валюты» вместо наименования валюты «рубль» проставлен его графический символ (письмо Минфина РФ от 13.04.2016 № 03-07-11/21095).

Об особенностях оформления счетов-фактур по посредническим операциям читайте в статье «Постановление Правительства РФ № 1137: нюансы заполнения документов по НДС» .

Некритичные ошибки в графах счета-фактуры

Аналогичным образом не каждая ошибка в графах счета-фактуры приведет к потере права на вычет. В их числе есть такие:

  • в графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» присутствует неполная информация о товаре, но это не мешает налоговым органам идентифицировать товар (письмо Минфина России от 10.05.2011 № 03-07-09/10, изданное в период действия постановления Правительства РФ № 914, но продолжающее оставаться актуальным);
  • в графе 2 «Код» не указан код единицы измерения товара (письмо ФНС России от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@);
  • в графе 2а «Условное обозначение (национальное)» вместо национального условного обозначения единицы измерения приведено кодовое буквенное обозначение (национальное) единицы измерения (тыс.) или внесена запись: «Тысяча кубических метров» (письмо Минфина России от 26.03.2012 № 03-07-09/27);
  • в графе 6 «В том числе сумма акциза» в документе, составленном при реализации услуг, проставлен прочерк (письмо Минфина России от 18.04.2012 № 03-07-09/37);
  • в графе 7 «Налоговая ставка» отсутствует знак процента (письмо Минфина России от 03.03.2016 № 03-07-09/12236);
  • в графах 10 и 10а «Страна происхождения товара»:
    • цифровой код страны происхождения товара, указанный в графе 10, не соответствует указанному в графе 10а наименованию страны происхождения товара (письмо ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@);
    • по товарам, произведенным в РФ, в графе 10 вместо прочерков отражен код РФ «643», а в графе 10а - указано «Россия» (письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-13/01-01);
  • в графе 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» приведена неполная информация. (до 01.10.2017 графа 11 называлась «Номер таможенной декларации»), например отсутствует порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров, если при декларировании вместо добавочных листов использовался список товаров (письмо Минфина России от 18.02.2011 № 03-07-09/06, изданное в период действия постановления Правительства РФ № 914, но продолжающее оставаться актуальным).

О порядке заполнения счета-фактуры по форме, применяемой с октября 2017 года, читайте в статье

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Перепродажа импорта: критичные ошибки в счете-фактуре

Чем грозят ошибки и отсутствие информации в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры, выставленного поставщиком импортных товаров

Тему статьи предложила главный бухгалтер Елена Юрьевна Лазаренко, г. Нижний Новгород.

При торговле импортными товарами в счете-фактуре нужно указывать, в частности, номер таможенной декларации, по которой они были ввезены в Россию, и страну их происхождени я. Причем не важно, кто продает товар - непосредственный импортер или последующий перепродавец. Это требование к заполнению счета-фактуры едино для всех. Но очевидно, что чем длиннее цепочка от импортера до покупателя, тем выше риск возникновения ошибки в обязательных реквизитах счета-фактуры. Или даже потери информации (и причины этого могут быть вполне уважительными). Нужно ли перепродавцу для проверки данных полученного счета-фактуры требовать копию декларации на ввоз товаров? Грозит ли ему чем-то ошибка в номере декларации, указанном во входящем счете-фактуре? И что делать, если товар явно импортный, но из счета-фактуры этого не видно?

Отсутствие номера таможенной декларации НДС-вычету не помеха?

Для вычета входного НДС необходим счет-фактура, который содержит все обязательные реквизиты. В их число, в частности, входя тп. 2 , подп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ :

  • номер таможенной декларации. Как разъясняет ФНС, в графе 11 счета-фактуры необходимо указывать сначала регистрационный номер таможенной декларации из первой строки графы «А», а потом через дробь порядковый номер товара из графы 32 основного или добавочного листа декларации на товары либо из списка товаров, если он был использован вместо добавочных листо вПисьмо ФНС от 30.08.2013 № АС-4-3/15798 ; п. 1 Приказа ГТК № 543, МНС № БГ-3-11/240 от 23.06.2000 ; подп. 30 п. 15 , подп. 1 п. 43 Инструкции, утв. Решением КТС от 20.05.2010 № 257 (далее - Решение № 257) ;
  • страна происхождения товаров. В счете-фактуре в графах 10 и 10а проставляют соответственно цифровой код и краткое наименование страны происхождения товаро вподп. «к», «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 . По общему правилу такой страной является государство, в котором товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработк еп. 1 ст. 58 ТК ТС . Необходимую информацию можно найти, например, в графе 16 декларации на товар ы.

Как видим, при продаже зарубежных товаров сам импортер может заполнить счет-фактуру на основании таможенной декларации. Но для перепродавца этот первоисточник недоступен. Он может оперировать лишь данными счета-фактуры, полученного от поставщика. Который, кстати, может и не быть импортером.

Поэтому в гл. 21 НК РФ прямо прописано, что продавец иностранных товаров отвечает только за соответствие данных, которые он отражает в исходящих счетах-фактурах, сведениям, которые содержатся в полученных от поставщика входящих счетах-фактурах и товаросопроводительных документа хп. 5 ст. 169 НК РФ . То есть единственная задача перепродавца импортных товаров - не ошибиться при «контрольном списывании» информации с входящего счета-фактуры поставщика.

Более того, хотя номер декларации и страна происхождения товаров - это обязательные реквизиты счета-фактуры, ошибки в графах 10- 11 входящего счета-фактуры (как и отсутствие в них информации) не должны быть препятствием для вычета суммы НДС, предъявленной поставщиком. Ведь эти недочеты не мешают налоговикам идентифицироват ьп. 2 ст. 169 НК РФ :

  • продавца и покупателя товаров;
  • наименование товаров и их стоимость;
  • налоговую ставку и сумму предъявленного налога.

ВЫВОД

Чтобы применить НДС-вычет, перепродавец импортных товаров вовсе не обязан требовать от поставщиков копии ввозных таможенных деклараций и сверять указанную в них информацию с данными входящего счета-фактуры поставщика.

Проверка с пристрастием

Но теория иногда расходится с практикой. Посмотрим, какие претензии предъявляли налоговики к заполнению граф 10- 11 счета-фактуры:

  • отсутствие страны происхождения и номера таможенной деклараци иПостановления 19 ААС от 01.10.2015 № А14-16812/2014 ; ФАС ПО от 01.04.2014 № А72-12341/2012 ;
  • отражение номера декларации, по которой в Россию ввезен товар в объеме меньшем, нежели указано в самом счете-фактур еПостановление АС МО от 06.10.2015 № Ф05-13279/2015 ;
  • отражение номера таможенной декларации, по которой в нашу страну были ввезены не те товары, что указаны в счете-фактур е;
  • номер таможенной декларации состоит более чем из 21 цифры, поскольку содержит через дробь дополнительную цифру, отражающую номер ввезенного товара, хотя ФНС именно так и рекомендует указывать номер таможенной деклараци иПостановление 11 ААС от 08.06.2016 № 11АП-6052/2016 .

Если налоговая отказала в вычете исключительно на том основании, что в счете-фактуре на приобретенные импортные товары не заполнены графы 10- 11, шансы оспорить это решение есть.

Налоговое законодательство исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. И предоставление счетов-фактур, оформленных надлежащим образом, - это основание для получения НДС-вычета, если проверяющие не докажут, что сведения, содержащиеся в них, неполны, недостоверны, противоречив ып. 1 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 . А как мы уже сказали, ошибки в графах 10- 11 счета-фактуры не мешают применению НДС-вычета. Поэтому, возможно, спор будет улажен и до суда, если, конечно, факт сделки сомнений не вызывает, поставщик добросовестный, а товары были действительно ввезены. Например, из Белоруссии без оформления таможенной декларации.

Как аргумент суды также приводят разъяснения Конституционного суда о том, что налогоплательщик не несет ответственности за действия других организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. А понятие «добросовестные налогоплательщики» нельзя толковать как возлагающее на организации дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательство мОпределение КС от 16.10.2003 № 329-О ; Постановление ФАС СКО от 04.08.2014 № А32-28683/2012 . Налоговый кодекс вовсе не обязывает покупателя проверять достоверность номера таможенной декларации.

Однако чаще налоговики рассматривают те или иные недочеты в заполнении граф 10- 11 счета-фактуры в контексте получения необоснованной налоговой выгоды в результате применения НДС-вычета. При этом суды, принимая решение о правомерности вычета по счету-фактуре с ошибками, руководствуются разъяснениями Пленума ВАС. Арбитры не только учитывают формальное представление необходимых документов. Они оценивают и реальность финансово-хозяйственных отношений с поставщиком, и саму возможность проведения сделки купли-продажи импортных товаров, в частности с точки зрения наличия самих товаров, персонала, складских помещений, транспортных средств. Также НДС-вычет может быть признан необоснованной выгодой, если налоговики докажут, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности и должна была знать о нарушениях налоговых обязанностей контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности между налогоплательщиком и контрагенто м)пп. 4- 6 , , 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 .

Если поставщик непроблемный и реальность поставки товаров не вызывает никаких сомнений, то вероятно, что суды сочтут вычет правомерным, несмотря на недочеты при заполнении граф 10- 11 счета-фактур ыПостановление 8 ААС от 09.02.2016 № 08АП-13789/2015 .

Иногда арбитры поддерживали организации, даже если выяснялось, что поставщик, указавший в счете-фактуре липовый номер ГТД, вовсе не эталон благонадежности: подал нулевую НДС-отчетность и никаких документов при встречной проверке не представил. Например, арбитры Северо-Западного округа в такой ситуации рассудили, что поскольку налоговая не опровергает сам факт приобретения товара, а в ошибках поставщика в оформленном им счете-фактуре нельзя обвинить покупателя, то последний может принять НДС к вычет уПостановление АС СЗО от 06.04.2016 № Ф07-906/2016 . Но не стоит обнадеживаться, ведь случалось и такое: проиграв сначала в суде первой и апелляционной инстанции, налоговики все-таки убеждали арбитров следующей инстанции в том, что обоснованность налоговой выгоды не так уж и очевидна. И как результат - решение в пользу организации отменялось, а дело направлялось на новое рассмотрени еПостановления АС МО от 14.06.2016 № Ф05-6146/2016 ; 9 ААС от 15.02.2016 № 09АП-59471/2015 .

Но не все так радужно. Есть немало решений, в которых арбитры занимают сторону проверяющих и признают неправомерными НДС-вычеты по счетам-фактурам без номеров таможенных деклараций или с ошибочными номерами. Правда, неправильно оформленные счета-фактуры в таких делах оказываются лишь вершиной айсберга. Основной же причиной отказа в вычете выступает выявленная нереальность хозопераций и создание формального документооборота с контрагентом для получения необоснованной налоговой выгоды - НДС-вычет асм., например, Постановления АС МО от 06.06.2016 № Ф05-7118/2016 ; АС ВВО от 19.02.2016 № Ф01-6045/2015 ; АС УО от 26.08.2014 № Ф09-4869/14 . И чаще всего претензии налоговики предъявляют экспортерам, которые продают за рубеж купленные в России импортные товары и заявляют к возмещению НДС по счетам-фактурам с недостоверной (отсутствующей) информацией в графах 10- 11см., например, Постановления АС СЗО от 01.03.2016 № Ф07-2449/2016 , от 19.02.2016 № А52-655/2015 . Что неудивительно, так как при возмещении экспортного НДС инспекторы проверяют более тщательно.

Если в счете-фактуре на импортные товары отсутствует информация в графах 10- 11 (или указаны «неформатные» данные), проверка с пристрастием не исключена. Поэтому вы можете сразу обратиться к поставщику с просьбой прояснить эти моменты. Возможно, письменный ответ вашего поставщика вполне устроит как вас, так и проверяющих. И уж, по крайней мере, сам факт направления запроса будет демонстрировать проявление «должной осмотрительности» с вашей стороны.

Ну а если ответ лишь усилит ваши сомнения в добросовестности поставщика, то воспринимайте это как повод оценить масштабы потенциальной необоснованной налоговой выгоды и поразмыслить над возможной сменой контрагента.

Допустимые вариации заполнения граф 10-11 счета-фактуры

Очевидно, что перспектива лишиться вычета заставляет бухгалтеров довольно настороженно относиться к входящим счетам-фактурам. Но в ряде случаев беспокойство из-за «нестандартной» информации в графах 10, 10а и 11 совершенно беспочвенно.

Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

При покупке товаров европейского производства заполненные таким образом входящие счета-фактуры встречаются часто. Дело в том, что таможенное законодательство допускает признание страной происхождения группы стран, таможенных союзо вп. 1 ст. 58 ТК ТС . И если нанесенная на товар маркировка или предоставленные документы указывают не на какую-то конкретную страну происхождения товаров, а на Европейский союз, то в графе 16 «Страна происхождения» таможенной декларации на товары может быть обозначено «ЕВРОСОЮЗ»подп. 15 п. 15 Инструкции, утв. Решением № 257 . В Общероссийском классификаторе стран мира Евросоюз, естественно, не фигурирует, код для него не предусмотрен. Как поясняют контролирующие ведомства, при указании в графе 10а счета-фактуры «ЕС», или «Европейский союз», или «Евросоюз» в графе 10, где отражают код страны, нужно ставить прочер кПисьма Минфина от 19.07.2012 № 03-07-09/68 ; ФНС от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@ .

Информация в графе 11 не совпадает с форматом номера таможенной декларации

Номер таможенной декларации состоит из трех элементов (кода таможни, даты и собственно порядкового номера декларации). А при заполнении счета-фактуры этот номер дополняется порядковым номером товара. Но возможно, вам попадется счет-фактура, в графе 11 которого указан, например, такой номер: 10226010/ 220215 ОБ 003344. Это не ошибка. Просто купленный вами товар таможня выпустила до подачи таможенной декларации на основании обязательства о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведени йп. 1 ст. 197 ТК ТС . И именно номер этого обязательства (а вовсе не номер таможенной декларации) указан в счете-фактуре. Минфин считает это возможны мПисьмо Минфина от 11.02.2015 № 03-07-09/5810 .

Не указан порядковый номер товара

Финансисты рассматривают такое заполнение графы 11 счета-фактуры как указание неполной информации о номере таможенной декларации. Но вместе с тем разъясняют, что отсутствие порядкового номера товара из графы 32 основного или добавочного листа таможенной декларации либо из списка товаров (если он был использован вместо добавочных листов) не может быть основанием для отказа в вычете НДСПисьмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06 .

Уважительные причины незаполнения граф 10-11 счета-фактуры

При покупке импортных товаров, помимо «нестандартно» заполненных входящих счетов-фактур, попадаются и такие, в которых в графах 10, 10а и 11 вообще проставлены прочерки. Но и это вовсе не означает, что вам нужно готовиться отстаивать НДС-вычеты в суде или проститься с ними. Поинтересуйтесь у поставщика причинами такого заполнения счета-фактуры. Не исключено, что они окажутся вполне уважительными.

ПРИЧИНА 1. Товары были импортированы из стран ЕАЭС.

На товары, ввозимые из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, таможенная декларация не оформляется. Поэтому, как разъясняет Минфин, при последующей реализации таких импортных товаров в графах 10, 10а и 11 счета-фактуры следует проставить прочерк исм., например, Письма Минфина от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43 , от 17.10.2011 № 03-07-13/01-41 . Но в то же время указание в графе 10а счета-фактуры, скажем, слов «Республика Беларусь», «Республика Казахстан», «Таможенный союз» не помешает применить вычет. Ведь это будет просто дополнительная информация, внесение которой в счета-фактуры не запрещено.

Заметим, что все это касается товаров, происходящих:

  • из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии;
  • из иных стран, но выпущенных в свободное обращение на территории стран ЕАЭСп. 1 Решения КТС от 17.08.2010 № 335 ; Письмо Минфина от 12.09.2012 № 03-07-14/88 .

ПРИЧИНА 2. Ваш поставщик приобрел товары в России у продавца, который не выставляет счета-фактуры.

Как мы уже сказали, поставщик иностранных товаров отвечает только за правильный перенос в свой исходящий счет-фактуру данных из входящего счета-фактуры продавца. Поэтому у вашего поставщика просто не будет информации о номере таможенной декларации и стране происхождения товаров, если он купил их у спецрежимника, который счета-фактуры не выставляет. В этом случае, по мнению финансового ведомства, в графах 10 и 11 счета-фактуры поставщику следует проставить прочер кПисьмо Минфина от 20.08.2015 № 03-07-08/48092 . Так что запрашивать номер таможенной декларации у поставщика импортных товаров не нужно.

ПРИЧИНА 3. Приобретенные товары «сменили» страну происхождения.

Иностранные товары, достаточно переработанные в нашей стране, будут считаться российским ип. 1 ст. 58 ТК ТС . В общем случае о достаточности переработки говорит изменение кода по ТН ВЭД ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знако вп. 3 ст. 58 ТК ТС ; п. 4 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» п. 5 Правил, утв. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» . Это, например:

  • смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
  • простые сборочные операции и операции по разборке товара;
  • разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
  • сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
  • разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара.

То есть российское происхождение будет далеко не у любого набора или комплекта товаров, сформированного в нашей стране из нескольких товаров, ввезенных в Россию из других государств.

ПРИЧИНА 4. Невозможно доподлинно установить, по какой декларации был ввезен проданный товар.

Эту причину, пожалуй, можно назвать лишь условно уважительной.

Да, Минфин действительно разъяснял, что не заполнять графы 10, 10а и 11 счета-фактуры допустимо, например, когда после смешения и упаковки семян, ввезенных в нашу страну из разных государств, определить страну их происхождения и номера таможенных деклараций невозможн оПисьмо Минфина от 05.02.2015 № 03-07-09/4572 .

Упомянутые в статье Письма Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Однако в иных схожих ситуациях финансисты рекомендуют поступать по-другому. Скажем, когда один счет-фактура оформляется при продаже импортных товаров, ввезенных по разным таможенным декларациям (как из одной страны, так и из нескольких стран), Минфин предлагает в графах 11, 10 и 10а счета-фактуры указывать номера всех таких таможенных деклараций, а также коды и наименования всех стран происхождения товаро вПисьмо Минфина от 23.04.2015 № 03-07-08/23285 .

В последние дни весенней сессии 2016 г. законодатели приняли поправки, которые дают возможность всем желающим бесплатно получить от таможни информацию о факте ввоза определенного товара по конкретной таможенной декларации. Для этого нужно будет направить таможне в бумажной форме или через Интернет запрос с указанием регистрационного номера таможенной декларации, страны происхождения товаров, их количества и номера декларируемого товара. На бумажный запрос ответ должен будет прийти не более чем через 10 дней, а на интернет-запросы таможня будет отвечать уже на следующий рабочий деньч. 5- 7 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ . Осталось дождаться, когда будет утверждена форма обращения в таможню, а также определена технология представления информации через Интерне тч. 9, 10 ст. 100 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ .

В случае необходимости это позволит перепродавцам импортных товаров проявить должную «заботу и осмотрительность». Но подчеркнем еще раз, обязанность по проверке достоверности номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах законодательно не установлена.

Добрый день Таисия.
Да, Вам необходимо подать уточненную декларацию за 3 квартал. Если Вы не подадите уточненную декларацию, то ваш счет-фактура не найдет «пару» при проверки и от налоговой придут требования об уточнении сведений Вам и Вашему контрагенту.

Несмотря на то, что согласно п. 1 ст. 81 НК РФ обязанность по представлению уточненной декларации возникает только, если допущенные ошибки привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, исправление сведений, ранее неверно указанного номера и даты счета-фактуры, возможно только путем представления уточненной налоговой декларации.
Вы, к сожалению не указали в каком счет-фактуре допущена ошибка. Поэтому рассмотрим, как исправить в 1С Бухгалтерия на примере полученного счета-фактуры и исправление ошибки в книге покупок:

Выполняем следующие действия:
1. Для исправление реквизитов счет-фактуры – оформляем документ “Корректировка поступления” на основании документа поступления.
2. В “Корректировка поступления” на закладке “Главное” в поле “Вид операции” выбираем значение “Исправление собственной ошибки”.
Поля: “Основание”; “Организация”; “Контрагент”; “Договор”, заполняются автоматически на основании документа “Поступление (акт, накладная)”
В поле “Отражать корректировку” устанавливаем значение “Только в учете НДС”, так как исправление технических ошибок ввода реквизитов счета-фактуры не влияет на отражение операций на счетах бухгалтерского учета и не требует внесения записей в регистр бухгалтерии.
3. В блоке “Исправление ошибок в реквизитах счета-фактуры”:
в строке “Что исправляем” автоматически проставляется гиперссылка на исправляемый документ “Счет-фактура полученный”;
для показателей: “Входящий номер”; “Дата”; “ИНН контрагента”; “КПП контрагента”; “Код вида операции”, формируются две колонки с показателями “Старое значение” и “Новое значение”, в которые изначально автоматически переносятся соответствующие сведения из документа “Счет-фактура полученный”.
В колонке “Новое значение” укажите верные данные.
4. Сформируйте уточненную декларацию по НДС за 3 квартал. При формировании уточненной декларации по НДС за 3 квартал будут входить те же самые разделы, что и в состав первичной декларации (п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).
Дата подписи декларации должна быть указана не ранее даты проведения документа “Корректировка поступления”.
Подробно как исправить ошибки в номере счет-фактуры вы можете на ИТС диске в статье Исправление ошибок ввода реквизитов полученного счета-фактуры в книге покупок http://its.1c.ru/db/accnds#content:1543:1cbuh8-3:op2.3:%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BD%D0%B4%D1%81

Покупатель оплатил товары, и в том же квартале продавец произвел отгрузку. В таком случае перечисленные суммы нельзя считать авансом. Значит, заполнять строку 5 счета-фактуры не обязательно. Комментируемое постановление Президиума ВАС РФ дополняет сложившуюся в пользу компаний арбитражную практику. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ от 10.03.09 № 10022/08 )

КОНТРОЛЕРЫ ТРЕБУЮТ УКАЗЫВАТЬ НОМЕР ПЛАТЕЖКИ
Предположим, организация получила от покупателя предоплату (аванс) и в том же квартале поставила товары. Должен ли продавец, выставляя счет-фактуру на отгрузку, указать в нем номер платежного документа, по которому были перечислены деньги?

Мнение специалистов финансового ведомства на этот счет известно давно: даже если оплата и поставка состоялись в одном налоговом периоде, в строке 5 счета-фактуры должны быть отмечены реквизиты платежки. Иначе покупатель не сможет принять НДС к вычету (письмо от 20.01.04 № 04-03-11/07). Обоснование следующее. Номер платежного поручения, по которому перечислен аванс на отгруженные товары, является обязательным реквизитом счета-фактуры (подп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ). Если счет-фактура составлен с нарушением установленного порядка, вычет НДС невозможен (п. 2 ст. 169 НК РФ). Ни Налоговый кодекс, ни Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; далее - Правила), не предусматривают исключений для случая, когда оплата товара и отгрузка произошли в одном периоде. Этой позицией и руководствуются налоговики (см. таблицу).

ДРУГИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАПОЛНЕНИЕМ СТРОКИ 5 СЧЕТА-ФАКТУРЫ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ПОЗИЦИЯ КОНТРОЛЕРОВ

ПОЗИЦИЯ СУДЕЙ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВИКИ ОТКАЗАЛИ В ВЫЧЕТЕ

В счет оплаты отгруженной партии товаров поступило несколько авансов. Бухгалтерия может столкнуться с такой проблемой: строка 5 счета-фактуры не вмещает реквизиты всех платежно-расчетных документов

Если в строке 5 не указаны реквизиты хотя бы одного платежно-расчетного документа по конкретной отгрузке, счет-фактура заполнен с нарушениями (письмо Минфина России от 28.03.07 № 03-02-07/1-140). Проблемы с вычетом могут возникнуть и у продавца, если он не перенес записи из строки 5 счета-фактуры на аванс в аналогичную строку счета-фактуры, оформленного при отгрузке

Позиция судей неоднозначна. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17.01.05 № А56-15610/04 согласился с точкой зрения контролеров. Но есть решение, в котором суд указал: отсутствие номера одной из платежек не означает, что счет-фактура недействителен. И следовательно, вычет возможен (постановление ФАС Уральского округа от 10.06.08 № Ф09-4186/08-С2)

Либо в судебном порядке оспорить отказ в вычете, либо выполнить указание контролеров. То есть привести в строке 5 счета-фактуры реквизиты всех платежек на авансы (потребовать это от поставщика)

Если номер платежки на аванс состоит из четырех и более символов, такое поручение, проходя через расчетную сеть Банка России, идентифицируется по трем последним цифрам*. Именно эти три цифры поставщик укажет в счете-фактуре, на основании которого покупатель будет претендовать на вычет. Дата в платежке и счете-фактуре могут не совпадать из-за того, что банк-отправитель переоформил поручение на перечисление аванса

Налоговики соглашаются с вычетом входного НДС только после того, как поставщик внесет в счет-фактуру соответствующие исправления. В Минфине России полагают иначе: счета-фактуры следует считать оформленными без нарушений (письма от 07.11.07 № 03-07-11/556 от 06.08.07 № 03-07-09/15)

Покупатель вправе принять НДС к вычету. Расхождения в номерах и датах вызваны особенностями порядка безналичных рас-четов (постановления ФАС Московского от 25.06.07 № КА-А40/5316-07, Центрального от 21.03.07 № А64-3504/06-15, Восточно-Сибирского от 07.06.06 № А19-46330/05-18-Ф02-2642/06-С1 округов)

Возможно, придется обращаться в суд. Не каждый поставщик согласится исправлять счета-фактуры, особенно если это не единичный случай. Ведь ошибки продавец не допустил: об этом свидетельствует платежка с трехзначным номером

Товары оплачены наличными. Нужно ли заполнять строку 5 счета-фактуры? Статья 169 НК РФ требует это делать, только если получен аванс. Но в приложении 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, говорится: при наличных расчетах в строке 5 счета-фактуры проставляются номер и дата кассового чека

НДС нельзя принять к вычету, если в строке 5 счета-фактуры не отражены реквизиты кассового чека. Об этом сказано в письмах МНС России от 13.05.04 № 03-1-08/1191/15, Минфина России от 24.04.06 № 03-04-09/07. Второе из писем также указывает, что вычет невозможен, если в счете-фактуре приведены реквизиты квитанции к приходно-кассовому ордеру

Примеров судебной практики по данному вопросу не обнаружено

Если возникнет спор, можно привести следующие аргументы, чтобы доказать незаконность требования контролеров. В случае наличных расчетов оплата производится, как правило, в момент покупки. А если аванса фактически не было, то и указывать номер кассового чека в счете-фактуре нет необходимости

В счете-фактуре строка 5 заполнена, но аванс не перечислялся (например, деньги переведены поставщику через день после отгрузки). Ситуация может возникнуть из-за ошибки бухгалтерии поставщика

Заполнение строки 5 счета-фактуры следует расценивать как указание дополнительной информации, а это не запрещено. Так считают столичные налоговики (письмо УМНС России по г. Москве от 01.06.04 № 24-11/36295)

Если в счет-фактуру внесена дополнительная информация, правила статьи 169 НК РФ не нарушены (постановление ФАС Московского округа от 05.10.04 № КА-А40/8818-04)

Вероятность, что контролеры предъявят претензии в такой ситуации, гораздо меньше, чем в предыдущих случаях. Если же это произойдет, можно сослаться на разъяснения самих налоговиков и положительную арбитражную практику

* Данное требование отражено в приложении 4 к Положению Банка России от 03.10.02 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», а также в указании Банка России от 24.04.03 № 1274-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России».

ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПОДДЕРЖАЛ ВАС РФ
К счастью, судьи ФАС не разделяют такой подход контролеров (см., например, постановления ФАС Московского от 30.08.06 № КА-А40/ 7949-06, Уральского от 05.07.07 № Ф09-5097/07-С2 округов).

Теперь на стороне налогоплательщиков и Президиум ВАС РФ. В опубликованном постановлении судьи указали: если платеж поступил в том же налоговом периоде, в котором были отгружены товары (выполнены работы, оказаны услуги), такой платеж не может считаться авансовым в целях главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. А раз так, то и заполнять строку 5 счета-фактуры в данной ситуации не обязательно.

Заметим, что ранее Президиум ВАС РФ уже отмечал, что не является авансом платеж, который поставщик получил в том же налоговом периоде, когда реализовал товары на экспорт (постановление от 27.02.06 № 10927/05). Но в опубликованном постановлении судьи высшей арбитражной инстанции впервые прямо разрешили не заполнять строку 5 счета-фактуры, если оплата и отгрузка состоялись в одном периоде.

ПРОЩЕ ВНЕСТИ ИСПРАВЛЕНИЯ, ЧЕМ СПОРИТЬ
Конечно, комментируемый документ еще больше укрепит позицию арбитражных судов. Тем не менее он не является прямым указанием для налоговиков. А значит, нельзя исключить риски доначислений. Если возникнет судебное разбирательство, с большой долей вероятности можно утверждать, что победа будет на стороне плательщика. Но все же проще не доводить дело до суда, а попросить продавца указать в счете-фактуре номер платежного поручения.

Если территориально поставщик находится далеко от вашей организации, по согласованию с ним вы можете сами дополнить счет-фактуру, вписав номер от руки. У налоговиков не должно возникнуть претензий, так как счета-фактуры, заполненные частично с помощью компьютера, а частично от руки, разрешено регистрировать в книге покупок (п. 14 Правил).

Возможна и такая ситуация: зачисление денег на счет продавца в качестве оплаты за товары и их отгрузка покупателю произошли в один день. Обязательно ли в этом случае заполнять строку 5 счета-фактуры?

Здесь нужно учитывать следующее. При безналичных расчетах платеж, поступивший в день отгрузки товаров, не считается предоплатой. Продавец к моменту отгрузки может не знать, переведены ли на его расчетный счет деньги от покупателя (соответствующую информацию он, как правило, получает из банковской выписки только на следующий день). Поэтому если деньги поступили на расчетный счет в день отгрузки, продавец имеет полное право поставить в строке 5 счета-фактуры прочерк.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Вопрос : Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. Можно ли возместить НДС по счету-фактуре, в котором указан неполный адрес покупателя, например, не прописан номер офиса, литер, номер помещения? В своих письмах Минфин высказывался о неверных адресах (письмо от 08.08.2014 N 03-07-09/39449). А также арбитражная практика в пользу налогоплательщика.

Так, ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.11.2007 N Ф03-А51/07-2/4466 указал, что, если в счете-фактуре не указан номер офиса, это не является безусловным основанием для отказа в возмещении НДС.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2006 N А56-26381/2005 рассматривается ситуация, когда налоговый орган, ссылаясь на неверное указание адреса (без указания номера дома и номера занимаемого в нем помещения), отказал в вычете НДС. По мнению суда, инспекция должна была известить об этой ошибке организацию, чего она не сделала. Поэтому отказывать в вычете на этом основании при иной идентификации покупателя нельзя.

Ответ : В связи с обращением по вопросу указания адреса покупателя в счетах-фактурах Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счетах-фактурах должен быть указан, в том числе адрес покупателя.

Подпунктом "к" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что в строке 6а "Адрес" счета-фактуры указываются адрес юридического лица, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, в пределах места нахождения юридического лица, или адрес места жительства индивидуального предпринимателя, указанный в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, указание неполного адреса покупателя не является основанием для признания счета-фактуры, составленным с нарушением установленного порядка, при условии возможности идентификации покупателя на основании иных реквизитов счета-фактуры.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента