Отклики на полет Ю.А.Гагарина из столиц мира. Полет гагарина в космос открыл космическую эру, этот день стал днем космонавтики и всемирной авиации Встреча на Земле

На снимке: Ю. Гагарин с товарищами во время одного из тренировочных полётов.

Как известно, была создана авторитетная правительственная комиссия, которая занялась самым тщательным рассмотрением всех обстоятельств полёта. Но, к сожалению, никакого официального сообщения о результатах расследования обнародовано не было. Ничего не сказано не только о причинах гибели Гагарина и Серегина, хотя бы и предположительных, но и о том, что же удалось узнать достоверно.

Среди людей, далёких от авиации и космонавтики, а иногда, что греха таить, и имеющих отношение к ним, но обладающих богатой фантазией, не подкреплённой в должной мере добросовестностью и доброжелательностью, нередко возникали и возникают различного рода домыслы. Слухи и лживые версии время от времени то затихают, то начинают муссироваться с новой силой. Такова цена тех издержек, которые приходится нести, когда отсутствует достоверная, правдивая информация!

Кому не приходила в голову мысль: «Почему не сохранили Гагарина? Зачем не запретили ему летать?»

Тем, кто знал его близко, ответ ясен. Возможно, он бы остался живым, но тогда бы он перестал быть Гагариным.

Будучи лётчиком и космонавтом, он прекрасно понимал, сколь опасны его работа, его профессия. Тем более, что Гагарин тяжело переживал утрату своего коллеги и друга Владимира Михайловича Комарова, дублёром которого он был. Но неизбежные жертвы не могли заставить отступить от любимого дела.

Дипломную работу в академии он защитил 17 февраля 1968 года. Защита прошла весьма успешно, можно сказать, с триумфом.

После этого появилась возможность вернуться к тренировочным полётам. Гагарин немедленно начал готовиться к ним и возобновил полёты уже 13 марта. С 13 по 22 марта совершил 18 полётов на учебно-тренировочном самолёте-спарке УТИ МИГ-15 общей продолжительностью более 7 часов.

Полет с Серегиным был последней контрольной проверкой, после которой Гагарин переходил к самостоятельным полётам. На тот же день, 27 марта 1968 года, ему были запланированы два полёта по кругу продолжительностью по 30 минут каждый.

УТИ МИГ-15 представляет собой двухместный учебно-тренировочный дозвуковой истребитель с одним турбореактивным двигателем. В носовой части фюзеляжа расположены герметические кабины: обучаемого (первая) и инструктора (вторая). Обе кабины оборудованы катапультируемыми сиденьями и фонарями. В случае аварии фонари сбрасываются с помощью пиропатронов. При отказе пиропатронов замки открываются вручную. Аварийное сбрасывание фонаря и катапультирование производятся каждым членом экипажа самостоятельно. Система управления даёт возможность инструктору, находящемуся в задней кабине, контролировать действия подопечного и исправлять в случае надобности его ошибки.

В день полёта на предполётную подготовку Юрий Алексеевич как всегда пришёл вовремя. Началась она в 9.15, проводил её Серегин. По окончании подготовки Серегин утвердил полётный лист, составленный и подписанный Гагариным. Тот положил его в правый карман лётной куртки, и оба. направились к приготовленной для них машине. Приняли рапорт от техника о готовности самолёта к полёту. Оба осмотрели самолёт привычным маршрутом. Расписались в журнале готовности к полёту и заняли места в кабинах: Гагарин в передней, Серегин в задней, как положено.

Начался обычный радиообмен с руководителем полёта, который вёл Гагарин (его позывной номер был 625). Каждое действие производилось только по команде (запуск двигателя, выруливание на взлётную полосу, взлёт и т. д.) В 10 часов 19 минут, получив разрешение и подтвердив его по радио, Гагарин поднял самолёт в воздух. В 10 часов 30 минут, закончив упражнение в зоне, Гагарин доложил об этом руководителю и попросил разрешения взять курс 320 (на возвращение). После этого радиообмен прекратился, ни на какие запросы со стороны руководителя полётов 625-й не отвечал. Судя но наиболее достоверным материалам, полученным при расследовании, примерно через минуту произошла катастрофа - самолёт столкнулся с землёй. Магнитофонная запись позволяет не только дословно восстановить содержание переговоров, но и содержит ещё два вида очень важной информация: точиый хронометраж времени и живую запись речи.

Радиообмен 625-го с РП (руководителем полёта) состоял из коротких энергичных фраз, соответствующих динамике полёта. «Прошу запуску - „Разрешаю запуск“; „625-й, на взлётную“ - „Понял, выполняк“; „625-й к взлёту готов“ - „Взлёт разрешаю“; „625-й, за облака выйдете, доложите“ - „625-й между облаками“; „Зону 20 занял, высота 4.200, прошу задание“ - „Понял вас, разрешаю“. И так до последних гагаринских слов: „625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение разворот на курс 320“. „625-й, разрешаю“, - ответил РП. „Понял, выполняю“. И все.

Наверно, нет смысла объяснять, какую роль в авиация играет состояние погоды. Недаром полёты в сложных метеоусловиях ценятся особенно высоко, а учёт их в лётных книжках ведётся особо Последний полёт Гагарина и Серегина проходил между двумя слоями почти сплошной облачности. Нижний занимал высоту от 500-600 метров примерно до 1.500, а верхний-от 4.500 до 5.500.

Что же установило расследование?

Его веля две подкомиссии, которые имели возможность привлекать к работе самых квалифицированных специалистов, любые научные институты и компетентные организации. Результаты самых разнообразных исследований собраны и обобщены в 30 солидных томах. Они содержат подробные данные анализов, расчётов, мнений, опросов свидетелей, выводов и заключений, скреплённых подписями авторитетных учёных, военачальников, партийных работников, лётчиков, космонавтов, инженеров, врачей, экспертов.

Подход был столь многоплановым, разносторонним, тщательным, привлечено было так много объективных показателей, что любая попытка использовать сомнительные материалы или недостоверные сведения немедленно отпадала. Чтобы не утомлять читателя техническими подробностями, остановимся только на главных вопросах и тех ответах, которые были на них получены.

Первая проблема была связана с рассмотрением авиационной техники и включала в себя всё, что имело прямое или косвенное отношение к её состоянию и работоспособности.

Вторая - охватывала большой комплекс вопросов о подготовленности лётчиков, организации полётов, соблюдении строгих порядков, необходимых для безопасности полётов.

По всем вопросам заключение было вполне положительным, что позволило комиссии сделать такой вывод: «Подготовка самолёта к полёту 27.III.68 года произведена в полном объёме, в соответствии с требованиями действующей документации по технической эксплуатации».

Безусловно, самой трудной была третья группа вопросов по технике. Требовалось установить состояние самолёта, его двигателя, оборудования во время полёта, вплоть до удара о землю.

Научные методы расследования в авиации уже тогда достигли высокого уровня и позволили объективно установить, казалось бы, невозможное. Было доказано не только то, что все системы на летательном аппарате функционировали безотказно до конца, но даже восстановлены все основные количественные показания приборов. Один из способов, который был тогда применён, - анализ отпечатков стрелок приборов на циферблатах, которые остаются при сильных ударах. Таким образом удалось установить время падения самолёта (по двум часам - бортовым в кабине Гагарина и его наручным), восстановить показания авиагоризонта, узнать обороты двигателя, углы отклонения рулей высоты и т. д.

То, что было проделано при этом, следует рассматривать как большой цикл научно-исследовательских работ. Их результатом стали следующие выводы комиссии:

«На самолёте разрушений и отказов агрегатов и оборудования в полёте не имелось. Разрушение самолёта произошло при ударе о землю. Все изломы и деформации характерны для разрушений от однократно приложенной нагрузки. Следы усталостного разрушения деталей и элементов конструкции отсутствуют». «Пожара и взрыва на самолёте в полёте не было. Противопожарная система в полёте не использовалась». «Двигатель в момент столкновения с землёй работал». «Электрическая сеть самолёта находилась под током от генератора ГСН-3000». «Командная радиостанция РСИУ-ЗМ была включена… Электропитание ва станцию подавалось». «Кислородная система… была исправна».

© М.Н.Бурдаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского , г. Калуга
Пленарное заседание
2001 г.

12 апреля 2001 г. в России, СНГ и других странах отметили сорокалетний юбилей одного из наиболее важных и известных событий в истории освоения человечеством окружающего его мира - первого полёта человека в космос.

Предварительные проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту относятся к августу 1958 г. В апреле 1959 г. был выпущен «Эскизный проект корабля «Восток». Проблема и перспективы полёта человека в космос в нашей стране впервые были обсуждены на совещании в Академии Наук СССР в начале 1959 г. Отбор кандидатов в космонавты был начат в октябре 1959 г. с рассмотрении документов 3461 лётчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. На первичную беседу были приглашены 347 человек.

Медицинский отбор проводился в Москве, в Сокольниках. Направления в один из старейших авиационных госпиталей получили только 206 человек. Из них 105 не прошли по требованиям к состоянию здоровья, 72 человека по различным причинам отказались от завершения обследования и вернулись в свои части. Полностью прошли все этапы медицинского обследования 29 лётчиков. Из них для подготовки к космическим полётам было отобрано 20 человек.

В конце 1959 г. было принято решение о создании Центра подго¬товки космонавтов. В начале марта 1960 г. двадцать первых кандидатов собрались на центральном аэродроме в Москве. Первое занятие по общекосмической подготовке было проведено с ними 14 марта 1960 г.

17 и 18 января 1961 г. первые шесть слушателей-космонавтов сдали специальной комиссии выпускной экзамен на готовность к космическому полёту. В эту группу входили капитаны В.Ф.Быковский, А.Г.Николаев, П.Р.Попович и старшие лейтенанты Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов и Г.С.Титов.

В марте 1961 г. будущие космонавты впервые прилетели на космодром Байконур.

4 апреля 1961 г. Главком ВВС К.А.Вершинин подписал удостоверения пилотов-космонавтов Ю.А.Гагарину, Г.С.Титову и Г.Г.Нелюбову. Удостоверение №1 было вручено Юрию Гагарину.

Вечером 10 апреля 1961 г. на космодроме Байконур Государственная комиссия утвердила предложение С.П.Королёва о производстве первого в мире полёта космического корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 г. Было объявлено, что комиссия утвердила первым пилотом-космонавтом Ю.А.Гагарина, а его дублёром - Г.С.Титова.

12 апреля в 9 часов 7 минут по московскому времени космический корабль «Восток» унёс в космос первого гражданина Земли.

Реакция всего мира была быстрой и единодушной. После сообщения ТАСС эфир наполнился восторженными откликами. «Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым... вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Так передавали по радио французы. От них не отставали американцы, итальянцы, немцы, англичане.

Сергей Павлович Королёв на одной из встреч с журналистами сказал: «Гагарин доказал, на что способен человек - на самое большое. Он открыл людям Земли дорогу в неизведанный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал стимул идти увереннее, смелее... Это - Прометеево деяние». В нашей стране всенародное ликование можно было сравнить только с празднованием Дня Победы в далёком 1945 году.

Гагарина наперебой приглашали в гости многие страны мира. Его поездки дали возможность многим тысячам людей за границей впервые услышать о нашей стране. Это была великая дипломатическая миссия Юрия Гагарина, и он успешно с нею справлялся.

По традиции, созданной Гагариным, пилотируемая космонавтика продолжает играть важную роль в поддержании и развитии международных связей России. Совместная работа отечественных и иностранных космонавтов и астронавтов по программам «Союз-Аполлон», «Интеркосмос», «Мир-Шаттл», МКС и другим расширяет и укрепляет человеческие и межгосударственные контакты, способствует улучшению взаимопонимания и укреплению дружественных отношений с другими странами мира.

Полёт Юрия Гагарина имел огромное значение не только для укрепления международного авторитета нашей страны. Результаты его полёта были чрезвычайно ценными для космической науки и практики. Весной 1968 г. Ю.А.Гагарин должен был выступить с докладом о профессиональной деятельности космонавта на конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях в Вене в Австрии, где он уже бывал до этого в своих поездках. В этом докладе были обстоятельно и подробно изложены задачи, которые решали в своих полётах он и его товарищи на «Востоках».

Важным и ценным было участие Юрия Алексеевича Гагарина в послеполётной обработке и практическом использовании полученных им информации и опыта. Герман Степанович Титов вспоминал в своей книге «Голубая моя планета», что он и Гагарин «вместе с конструктором, используя свою авиационную практику, создавали инструкции по технике пилотирования космических кораблей».

Сегодня Гагарин - это уже история. Он открыл человечеству дорогу в космос и первым прошёл по ней.

Гагарин был человеком будущего. В будущее был направлен его полёт, его мысли, его планы. Про него хорошо сказал американский астронавт Н.Армстронг: «Он всех нас позвал в космос». Гагарин был и остаётся первым в ряду капитанов космических кораблей.

За прошедшие годы состав отряда полностью обновился. Но те, кто пришёл на смену Гагарину и гагаринскому поколению, хранят память о Юрии. Не раз в кораблях и орбитальных станциях космонавтов сопровождали портреты и книги Юрия Гагарина.

В преемственности мыслей и дел космонавтов, в их стремлении выполнять свою работу так же ответственно и успешно, как Юрий, - одна из сторон бессмертия первого человека Земли, вышедшего на космическую орбиту. Народы России всегда будут помнить и гордиться тем, что этим человеком был гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин.

Полет Юрия Гагарина в космос стал грандиозным событием для всего человечества. Имя первого космонавта вошло в мировую историю. О подробностях первого космического путешествия, опасностях, которые подстерегали человека в неизведанных пространствах Вселенной, вы узнаете из этой статьи.

Цель полета

Во время первого полета на космическом корабле "Восток" Гагарин должен был совершить один виток вокруг Земли. Высота полета должна была составлять 180-230 километров, продолжительность - 80 минут. Во время внеземного путешествия космонавту необходимо было узнать, как человек чувствует себя в космическом пространстве на специально оборудованном для его жизнедеятельности корабле, оценить работу всех систем летательного аппарата, проверить связь с Землей. Гагарин должен был убедиться в том, что средства приземления космонавта и корабля являются безопасными и надежными. Сколько длился полет Гагарина? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Возможные риски

СССР участвовал в космической гонке. Появилась информация, что в 1961 году (20 апреля) американцы планируют отправить человека в космос. Поэтому решение о том, кто станет первым космонавтом, принималось очень быстро. На заседании ГК утвердили кандидатуру Юрия Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Корабль "Восток" также создавался в короткие сроки. Оборудование летательного аппарата было значительно упрощено. Конструкторам пришлось пожертвовать системами мягкой посадки корабля и аварийного спасения на старте. Кроме того, на корабле отсутствовала дублирующая тормозная установка. Это решение было мотивировано тем, что на такой низкой орбите сойдет с траектории и упадет на Землю сам вследствие естественных причин - торможения о верхние слои атмосферы. Этот процесс, по расчетом специалистов, должен был занять десять дней. На это же время были рассчитаны О том, сколько длился космический полет Гагарина в действительности - далее.

Старт

Запуск космического корабля "Восток" был осуществлен в 09:07 по московскому времени, в 1961 году, с На борту находился Гагарин - пилот-космонавт, решившийся на покорение космического пространства, несмотря на возможный риск для жизни и здоровья. Перед стартом Юрий сказал ставшую легендарной фразу: "Поехали!" "Восток" сработал удовлетворительно, однако на последнем этапе отказала система радиоуправления, поэтому выключение двигателя третьей ступени произошло уже после того, как корабль оказался в космосе. Реальная высота орбиты, по которой начал двигаться космический аппарат, превышала расчетную на 100 км. По рассекреченным данным, ее параметры составляли 327х180 км. Если бы система торможения корабля не сработала, то под воздействием атмосферы аппарат мог возвращаться на Землю от 20 до 50 дней. Это означало бы неминуемую гибель космонавта. О том, сколько длился полет Гагарина, теперь известно каждому. К счастью, путешествие Юрия закончилось благополучно.

На орбите

В тот же самый день весь мир узнал о том, сколько минут длился полет Гагарина - космонавт находился на борту корабля "Восток" 108 минут. Все это время Юрий проводил простейшие эксперименты: пил, ел, пробовал писать. Попытка Гагарина положить карандаш рядом с собой привела к тому, что тот моментально уплыл. Космонавт сделал вывод, что необходимые предметы в космосе нужно привязывать. Все свои наблюдения Юрий записывал на магнитофон. Поскольку перед полетом ученым было неизвестно, насколько стабильной окажется психика человека в космосе, пульт управления кораблем был заблокирован. Пароль находился в специальном конверте, который Гагарин должен был вскрыть на орбите. По легенде, заветную комбинацию цифр (125) доброжелатели сообщили Юре еще до полета.

Внештатная ситуация

Сколько длился полет Гагарина? Он мог оказаться гораздо более коротким и закончиться гибелью первого космонавта, потому что посадка корабля оказалась не менее опасной, чем запуск. Система торможения, сконструированная Исаевым, сработала с небольшим изъяном. Автоматическое разделение отсеков не состоялось, в результате чего перед входом в верхние слои атмосферы космический аппарат беспорядочно швыряло из стороны в сторону со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин не потерял самообладания и сообщил на Землю о внештатной ситуации в условном выражении. К счастью, тросы приборно-агрегатного отсека перегорели в более плотных слоях атмосферы, и он наконец отделился от корабля. Дальнейшее приземление аппарата проходило в более спокойном режиме. Сколько длился полет Юрия Гагарина? Всего 108 минут, а сколько событий произошло за этот короткий период времени!

Перегрузки

Спуск корабля "Восток", как и всех остальных космических аппаратов этого же класса, проходил по баллистической траектории. Это означало, что космонавт при посадке испытывал десятикратные перегрузки. Юрия готовили к этому испытанию, и он его успешно выдержал. О том, сколько длился полет Гагарина, знали все ученые и конструкторы, имеющие отношение к запуску первого человека в космос, ведь они следили за кораблем в режиме реального времени. Однако вряд ли у космонавта была возможность следить за временем. Психологические нагрузки оказались намного сильнее физических. После входа корабля в плотные слои атмосферы металлическая обшивка начала плавиться под воздействием высокой температуры, величина которой повышалась до 3-5 тысяч градусов. Струйки жидкого металла стекали по стеклам иллюминаторов. Кабина корабля угрожающе потрескивала. Выдержать такую нагрузку на психику было сложно даже подготовленному к любым неожиданностям космонавту. Интересно, что наручные часы Гагарина в полете с честью выдержали испытание перегрузками и исправно работали во время всего путешествия.

Жесткая посадка

После того как "Восток" опустился до отметки семь километров над Землей, Гагарин катапультировался. Капсула и космонавт начали спускаться на землю по отдельности, каждый на своем парашюте. В абсолютно герметичном скафандре не сразу раскрылся дыхательный клапан. Космонавт чуть не погиб. Последним испытанием оказалась угроза погружения в ледяное течение Волги. Умело управляя стропами, Гагарин сумел избежать этой опасности. Он приземлился в нескольких километрах от берега реки.

Встреча на Земле

То, сколько длился полет Гагарина в космосе, уже не имело значения. Благодаря своему мужеству, невероятной выдержке и воле к победе космонавт навеки запечатлел свое имя на страницах мировой истории. Задача была выполнена. Первым исследователем космического пространства оказался наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. И это событие трудно переоценить. Из-за сбоев в работе тормозной двигательной установки приземление состоялось не в запланированной местности, районе Сталинграда, а в Саратовской области, в окрестностях города Энгельса. По официальной версии, первым заметил Гагарина ефрейтор В. Г. Сапельцев, а встретил и доставил первого космонавта в ближайшее военное подразделение майор А. Н. Гассиев. Однако по другим сведениям, первыми, кого встретил Юрий после приземления, оказались Анна, жена лесника, и ее внучка Маргарита. Позже к месту происшествия прибыли военные и местные жители. Гагарина отвезли в военную часть, откуда первый космонавт отрапортовал местному командиру ПВО об успешно выполненном задании.

Слава герою!

Юрий Гагарин стал человеком-символом, сделавшим первый шаг в неизведанные просторы Вселенной. Общеизвестно, что он полетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. На простого русского парня посыпались всевозможные премии и награды. назвала его не земным человеком, а "небесным" и, вопреки этикету, сфотографировалась с ним. Солнечная улыбка Гагарина стала настоящим брендом. Юрий достойно выдержал испытание славой. Его подвиг показал всему миру, на что способен русский человек. И в настоящее время мы гордимся, что именно наши соотечественник совершил первый полет в космос. Золотая медаль им. Ю. Гагарина вручается астронавтам и космонавтам, внесшим свой вклад в Федеральное космическое агентство учредило специальную награду - знак Гагарина. Именем первого космонавта названы многие площади, районы, улицы, бульвары, проспекты. Город Гжатск, в котором Юрий провел детство, переименован в Гагарин. О том, сколько времени длился полет Гагарина, знают во всем мире. Имя космонавта повторяют на разных языках с гордостью и восхищением.

Первооткрыватели, рекордсмены, космонавты, астронавты и туристы — мы собрали информацию обо всех, кто когда-либо совершал космические полеты

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kosmos/4200829

Сайт посвящен 45-летию полета Ю.А. Гагарина.

***********************************************************

В честь 50-летия первого космического полёта и героя - космонавта Юрия Алексеевича Гагарина создан сайт.

Мультимедийный межрегиональный проект ВГТРК. Посвященный 50-летию первого полета человека в космос.

Добро пожаловать на страницы виртуального музея Ю.А. Гагарина!

***********************************************************

Энциклопедии космонавтики.
Биография Юрия Гагарина.

************************************************************

Web-сайт, посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину

************************************************************

Королёв Сергей Павлович

***********************************************************

Разделы выставки

"Цель жизни - пробиться к звёздам!" С.П.Королёв.

Вступление
Книги о С.П.Королёве
Статьи
Сценарии
Электронные ресурсы
Музеи
Памятники С.П.Королёву
Фильмы
"Знаете, каким он парнем был..." Ю.А.Гагарин

Вступление
Книги о Ю.А.Гагарине
Статьи
Сценарии
Стихотворения
Песни
Электронные ресурсы
Музеи
Памятники Ю.А.Гагарину

*************************************************************

Празднование 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина

О полете

Гагаринский старт. Видео.

Видео и аудио с Ю.А.Гагариным

Переговоры между Королевым и Гагариным во время старта - 01:23
Уникальная запись 1961г.

Полная стенограмма переговоров Юрия Гагарина с Землей с момента его посадки в корабль (за два часа до старта) до выхода корабля "Востока-1" из зоны радиоприема

ОТЧЕТ О ПЕРВОМ КОСМИЧЕСКОМ ПОЛЕТЕ ГРАЖДАНИНА СССР
ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ГАГАРИНА НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ СПУТНИКЕ «ВОСТОК»

Гагарин - Выступление на Красной площади

Выступление на Красной площади 14.04.1961 г. на митинге, посвященном успешному полету. Уникальная запись в отличном качестве.

Гагарин - Воспоминания от 13.04.1962
Описание первым космонавтом мира полета и приземления...
1962г.

70 лет Ю.А. Гагарину - первому космонавту планеты: Гагарин в архивных документах РГАНТД: Аудио

Энциклопедия Юрия Гагарина (в т.ч. фотоархив, видеоматериалы, документы)

"Юрий Гагарин - человек и легенда":. историко-документальная выставка, посвященная 70-летию со дня рождения первого космонавта планеты (30 января - 14 марта 2004 г.). Выставочный зал Федеральных архивов (Федеральная архивная служба России. Российский государственный архив научно-технической документации). Фоторепортаж. Фотографии Костенко О.И.

Набор фотографических открыток посвященный 20-летию первого в мире полёта человека в космос. Тираж всего 500 шт.

Библиографические пособия

Юрий Гагарин: библиографический указатель литературы. - Режим доступа: http://www.physics.uni-altai.ru/home/gagarin/work1.html . - 07.02.2010.

50-летию первого полета в космос посвящается…: рекомендуем почитать. - Режим доступа:http://www.nua.kharkov.ua/pk50/3.html . - 07.02.2010.

Эра космонавтики: библиографический указатель: вып. 5: к 45-летию первого полета в космос Ю. А. Гагарина / ЦБС Гагаринская. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.gagarinlib.ru/bibliography.php?id=304 . - 07.02.2010.

Международная акция «Первый в космосе»

ПОЛОЖЕНИЕ о международном конкурсе творческих проектов «Первый в космосе»

Год космонавтики в России: сайт

"Поехали!" - Межрегиональный мультимедийный проект, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина ("Поехали 50").

Празднование 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина: ресурсы Интернета, посвящённые 50-летию первого полета человека в космос (сайт г. Гагарин, Смоленская область)

«Покорители космоса»: литературно-художественный конкурс творческих работ посвященных 50-летию со дня полета Ю.А. Гагарина в космос.

Сайт, посвященный 45-летию полета Гагарина

Музеи

Музеи Гагарина на Смоленщине

Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина:

Дом-музей раннего детства Юрия Гагарина в селе Клушино.

Дом-музей школьных лет Ю.А.Гагарина.

Дом-музей родителей Ю.А. Гагарина.

Дом космонавтов.

Музей истории Первого полёта человека в космос.

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина: об объединенном мемориальном музее Ю.А. Гагарина (г. Гагарин, Смоленская обл.)

Музей Юрия Гагарина в Звездном. Фот.

Народный музей имени Ю.А.Гагарина при Саратовском профессионально-педагогическом колледже

Дом-музей Юрия Гагарина. Сафоново пос. (Мурманская обл.). Фот.

Юрий Гагарин - 50 лет полету в космос (102 фотографии)

********************************************************************

*******************************************************************

Объединенный Мемориальный музей Ю.А. Гагарина

********************************************************************************

Монеты посвященные Ю.А. Гагарину: http://www.spacecoins.ru/index.php?keyword=%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD&Search=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&Itemid=35&option=com_virtuemart&page=shop.browse

********************************************************************************

12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток», вес которого составил 4730 кг. «Восток» был запущен в космос при помощи ракеты-носителя с тремя ступенями. Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км.

Часто задается вопрос о том, сколько длился полет Гагарина. Он продолжался совсем недолго - всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. В ходе этого полета были разрешены некоторые важнейшие задачи:

  • проведение испытаний всех систем корабля;
  • изучение воздействия невесомости на организм человека;
  • изучение воздействия полета на психологическое и физиологическое состояние человека.

В ходе полета возникло немало сложных ситуаций. Произошел сбой на линии связи, не сработал датчик герметичности, в течение долгого времени не отделялся агрегатный отсек, произошло заклинивание скафандра. Единственный этап полета, который прошел так, как и было запланировано, - это катапультирование космонавта и его последующее удачное приземление на небольшом расстоянии от корабля.

Гагарин приземлился в районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час. По завершении полета первому побывавшему в космосе человеку было присвоено звание майора.

В Москве Гагарина ждала торжественная встреча, правда, первоначально она не планировалась. Инициировал ее лично . Гагарину были присвоены звания Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. После торжественной встречи первый космонавт побывал на пресс-конференции с иностранными журналистами. Гагарин совершил немало зарубежных поездок. Он посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Англию, Польшу, Египет, Францию.

Юрий Гагарин ушел из жизни рано, в возрасте 34 лет. Последний полет Гагарина, совершенный вместе с Серегиным 27 марта 1968 г., закончился трагически. Причиной гибели Гагарина и Серегина, по официальной версии, стал резкий маневр уклонения от шарзонда. Но существует и множество альтернативных версий, таких как плохие погодные условия, конструктивные недостатки самолета и сознательная имитация катастрофы пилотом.

Первый полет Гагарина в космос был совершен в условиях жесткого противостояния СССР и США, социализма и капитализма. Он подтвердил превосходство советской науки и техники, продемонстрировав тем самым могущество Советского Союза. Полет «Востока» - это толчок к развитию множества научных и технических отраслей. Он был воспринят мировой общественностью как величайшее свершение в человеческой истории.