История педагогики и образования пискунова. Пискунов А.И. История педагогики и образования - файл n1.doc. История педагогики. Джуринский А.Н

В учебнике дано целостное рассмотрение истории зарубежного и российского образования на фоне становления и развития педагогической мысли. Предпринята попытка параллельного рассмотрения исторического развития педагогической мысли и практики воспитания у разных народов в одни и те же хронологические периоды: в первобытном обществе, в эпоху цивилизаций Древнего Востока и античного мира, в период Средневековья и Возрождения, в эпоху Нового и Новейшего времени с XVII до конца XX в. в странах европейской цивилизации. После каждой главы приведены списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике на основе обновленных установок историко-педагогической науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. С учетом ретроспективного анализа педагогики предложены ответы на вызовы школе и педагогике, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. Соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика», бакалавров, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных и школьных работников, а также всех, кто интересуется и занимается вопросами образования, кого заботят судьбы отечественной педагогики и школы.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
    2. Излагаются содержание и особенности воспитания и образования в зарубежных странах и в России. Освещается просветительская деятельность выдающихся зарубежных и отечественных педагогов. Впервые в отечественной учебной литературе показано влияние быта и обычаев народа на воспитание детей. Сравнительный анализ педагогических теорий и практики учебных заведений различных типов дает возможность работающим и будущим учителям выявить то ценное в них, что может быть использовано и в настоящее время.
      Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям "Педагогика", "Педагогика и психология", "Социальная педагогика".

      ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В АНТИЧНОМ МИРЕ.
      Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств - полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.

      Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов.
      Спарта (VII-III вв. до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

      Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «...почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», - писал Аристотель в «Политике».

      ОГЛАВЛЕНИЕ
      Предисловие. 5
      Часть I. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ (до XXв.) 7
      Раздел I. Школьное образование и педагогическая мысль в Древнем мире и в эпоху Средневековья 9
      Глава 1. Школа и педагогическая мысль в Древнем мире. 9
      Глава 2. Воспитание и образование в странах Западной Европы (V-XVII вв.) 14
      Раздел II. Школа и педагогические теории в Новое время 22
      Глава 3. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского 22
      Глава4. Педагогические идеи Джона Локка 35
      Глава 5. Жан Жак Руссо о воспитании и образовании 41
      Глава 6. Педагогическая деятельность и теория Иоганна Генриха Песталоцци 57
      Глава 7. Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта 63
      Глава 8. Школа и педагогика конца XIX в. 67
      Часть II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (до XX в.) 75
      Раздел I. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.) 77
      Глава 1. Воспитание - результат многофакторных воздействий 78
      Глава 2 Традиционные основы народной педагогики 103
      Глава 3. Педагогические средства народного воспитания 158
      Глава 4. Начало развития образования 199
      Раздел II. Школа и педагогика в XVIII в. 217
      Глава 5. Начало развития светской государственной школы 217
      Глава 6. Теоретическая педагогика и известные деятели образования 230
      Глава 7. Воспитание детей в дворянских семьях 248
      Глава 8. Государственные воспитательно-образовательные заведения 258
      Глава 9. Простонародное воспитание и народная школа 272
      Раздел III. Развитие образования в XIX в. 290
      Глава 10. Общее направление государственной просветительной политики 290
      Глава 11. Закрытые учебно-воспитательные заведения 304
      Глава 12. Средняя и начальная школа 329
      Глава 13. Женское и педагогическое образование. 363
      Раздел IV. Педагогические теории и их воплощение в практике воспитания и образования 399
      Глава 14. КД. Ушинский - основоположник научной педагогики И реформатор школы 399
      Глава 15. НА Корф -организатор земских училищ. 431
      Глава 16. Н.Ф. Бунаков-деятель народной школы 438
      Глава 17. СА. Рачинский и сельская школа 451
      Глава 18. АН. ТОЛСТОЙ-народный учитель. 461
      Часть III. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В МИРЕ ВXXв. 497
      Раздел I. Теория и практика образования и воспитания в России 499
      Глава 1. Особенности развития образования в начале XX в. 499
      Глава 2. СТ. Шацкий 511
      Глава 3. Школа и педагогика в 30-90-егг. 524
      Глава 4. А.С. Макаренко 527
      Глава 5. В А. Сухомлинский 547
      Глава 6. Образование в конце XX в. 561
      Раздел II. Развитие школы и педагогики за рубежом 565
      Глава 7. Педагогические теории и практика школьного образования в начале XX в 565
      Глава 8. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса во второй половине XX в. 571
      Вопросы, задания, темы рефератов, литература 590.


      Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
      Скачать книгу История педагогики, Латышина Д.И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

      В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
      Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

      Появление организованных форм воспитания.
      Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
      Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

      В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

      Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.
      В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

      Содержание
      Предисловие 3
      Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
      Глава 1. Возникновение воспитания 4

      К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
      Концепции происхождения воспитания 4
      Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
      Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
      Появление организованных форм воспитания 5
      Вопросы и задания 6
      Литература 6
      Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
      Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6

      Общий взгляд 6
      "Дома табличек" 8
      Школа в Древнем Египте 10
      Воспитание и обучение в Древней Индии 12
      Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
      Вопросы и задания 17
      Литература 17
      Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
      Воспитание и школа в Древней Греции 18
      Философы Древней Греции о воспитании 21
      Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
      Воспитание и школа в Древнем Риме 26
      Педагогические идеи Древнего Рима 27
      Воспитание и обучение у ранних христиан 29
      Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира 30
      Вопросы и задания 30
      Литература 31
      Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
      Общий взгляд 31
      Воспитание у восточных славян 32
      Вопросы и задания 33
      Литература 33
      Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
      Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33

      Общий взгляд 33
      Педагогическая мысль 34
      Система воспитания и образования 35
      Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
      Вопросы и задания 38
      Литература 38
      Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
      Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38
      Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
      Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
      Вопросы и задания 46
      Литература 46
      Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья 46
      Общий взгляд 46
      Философско-педагогическая мысль 47
      Воспитание и обучение 48
      Вопросы и задания 56
      Литература 56
      Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации 56
      Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
      Школа в XV – начале XVII в. 62
      Вопросы и здания 68
      Литература 68
      Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68
      Общий взгляд 68
      Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
      Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72
      Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77
      Вопросы и задания 79
      Литература 79
      Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
      Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79

      Общий взгляд 79
      Педагогическая мысль начала Нового времени 80
      Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
      Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
      Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 93
      Вопросы и задания 97
      Литература 98
      Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
      Общий взгляд 98
      Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
      Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
      Вопросы и задания 105
      Литература 106
      Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106
      Общий взгляд 106
      Педагогические идеи в философии 107
      Классики педагогики ХIХв. 109
      Полемика вокруг школы 112
      Главные направления развития школы 115
      Вопросы и задания 123
      Литература 124
      Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
      Общий взгляд 124
      Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
      Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
      Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
      Вопросы и задания 130
      Литература 130
      Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
      Общий взгляд 130
      Школьные реформы 1860-х гг. 131
      Период реакции в школьной политике 132
      Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
      Вопросы и задания 143
      Литература 143
      Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
      Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143

      Общий взгляд 144
      Основные педагогические течения 144
      Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
      Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
      Вопросы и задания 154
      Литература 154
      Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
      Общий взгляд 155
      Основные направления развития педагогической мысли 155
      Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
      Школьные системы 157
      Практика школьного обучения и воспитания 158
      Реформирование обучения и воспитания 161
      Вопросы и задания 163
      Литература 163
      Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
      Общий взгляд 164
      Школьные реформы 164
      Педагогические направления и идеи 169
      Вопросы и задания 172
      Литература 173
      Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
      Общий взгляд 173
      Школа и школьная политика 173
      Развитие педагогической науки 177
      Вопросы и задания 183
      Литература 183
      Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
      Общий взгляд 184
      Школьная система 184
      Полемика о путях образования и воспитания 187
      Практика образования и воспитания 189
      Вопросы и задания 198
      Литература 198.


      Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
      - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

      Скачать doc
      Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


      Скачать книгу История педагогики, Джуринский А.Н., 2000 - Яндекс Народ Диск.

      © ООО Издательство «Питер», 2016

      © Серия «Учебник для вузов», 2016

      Введение

      История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на различных ступенях эволюции человеческого общества.

      В истории отечественной и зарубежной школы и педагогической мысли можно почерпнуть опыт, на основе которого образуется живая часть практического ума современного родителя, воспитателя, учителя, преподавателя. Знание истории обучения и воспитания необходимо каждому образованному человеку – и педагогу в особенности. По выражению одного из крупных государственных деятелей XVIII века В. Н. Татищева, человек без знания «совершен, мудр и полезен быть не может».

      В оригинальных сочинениях, трактатах и речах педагогов прошлого изложены прогрессивные мысли и воззрения в области обучения и воспитания.

      В учебник включены тексты из следующих источников с необходимыми комментариями.

      1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII веков / Сост. С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. – М.: Педагогика, 1985.

      2. Антология педагогической мысли России XVIII века / Под ред. Г. Н. Волкова, И. А. Соловкова. – М.: Педагогика, 1985.

      3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

      4. Корнетов Г. Б. Всеобщая история педагогики. – М.: ИТПИМИО, 1994.

      5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 3 ч. / К. И. Салимова, В. Г. Безрогов, Б. М. Бим-Бади и др. – М.: НИИОП, 1988–1991.

      6. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учебное пособие / В. Г. Безрогова, П. Ю. Уварова и др. – М.: Изд-во РАО, 1996.

      7. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.

      8. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия: В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1992.

      Основные исследовательские работы по истории педагогики в целом приведены в списке рекомендованной литературы.

      Раздел 1
      История образования и педагогической мысли как область научного знания

      Глава 1. Первобытное воспитание

      Учебные вопросы:

      1. Концепции происхождения воспитания.

      2. Зарождение воспитания как особого рода деятельности.

      3. Воспитание детей в семье.

      4. Организованные формы воспитания.

      1. Концепции происхождения воспитания

      Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Первая теория – эволюционно-биологическая. Ее авторы – Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас. Суть теории: сближение воспитательной деятельности людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.

      Вторая теория – психологическая. Ее автор П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В обеих теориях сходно утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро утверждал, что мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.

      Современные исследования учитывают при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и человека. В настоящее время ученые делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.

      К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов:

      Орудия труда и быта;

      Примитивные детские игрушки;

      Наскальные изображения и пр.

      Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, доносят народные игры, обряды, развлечения, фольклор.

      2. Зарождение воспитания как особого вида деятельности

      К периоду 40–35 тысяч лет назад относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания, сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

      Как отмечает А. Н. Джуринский, воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде оно возникло в эпоху выделения человека из животного мира, то есть 2–3 миллиона лет назад.

      Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение, являясь частью повседневной борьбы за выживание, начало приобретать черты особого вида деятельности.

      Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.

      Непременное условие существования древнего человека – изготовление и использование орудий. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей возрастала. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание основывалось на общинном образе жизни.

      С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась общественная направленность развития человека.

      3. Воспитание детей в семье

      Приблизительно в 9–8-м тысячелетиях до н. э. воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитываются на примере родителей. В зависимости от принадлежности к той или иной страте – вождей, жрецов, воинов или остальных членов общины – воспитание ребенка приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и, соответственно, усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.

      Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. Например, у африканских готтентотов матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственные назидания родителей также наделялись чудотворным значением. «Так, у австралийских туземцев был ритуал, когда ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: “Будь добрым, не бери чужого”».

      4. Организованные формы воспитания

      При передаче опыта люди первобытной эпохи пользовались определенными дидактическими приемами, которые вырабатывались под влиянием условий жизни. Поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и каким образом делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.

      По мере усложнения труда менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

      Срок детства и воспитания в первобытных общинах был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

      По мере взросления мальчики большую часть времени начинали проводить с мужчинами. Так они приобщались к охоте, рыболовству и т. п. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

      Воздействие воспитания было минимальным. Детям предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физической силой (удар палкой по следу ребенка в его присутствии). В дальнейшем ситуация меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Физические наказания стали применяться часто.

      Общинная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

      В условиях матриархата мальчики и девочки воспитывались под руководством женщин совместно до 7–8 лет и раздельно в более старшем возрасте. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит в ведение старейшин и жрецов. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), маори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

      Все подростки обоих полов, достигшие 10–15 лет, проходили инициацию – процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась магическая сила. Программа подготовки к инициации мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек – приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставлений, закрепление определенных навыков должны были сопровождаться болевым ощущением от удара, щипка, укола, нанесенных наставником.

      Задания для самостоятельной работы

      1. Основные особенности воспитания в первобытную эпоху.

      2. Динамика содержания и формы воспитания в первобытном обществе.

      3. Организованные формы воспитания.

      1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.

      2. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Владос, 2000.

      3. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М.: Наука, 1988.

      4. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. – М.: ИТПИМИО, 1993.

      5. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М.: Педагогика, 1989.

      6. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. – М.: Педагогика, 1979.

      Глава 2. Школа и воспитание в Древнем мире

      Учебные вопросы:

      1. Воспитание в условиях цивилизаций Древнего Востока.

      2. Школа в Древнем Египте.

      3. Воспитание и обучение в Древней Индии.

      4. Педагогическая мысль в Древнем Китае.

      1. Воспитание в условиях цивилизаций Древнего Востока

      История воспитания как особой сферы общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.

      В эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые признаки разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

      В государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху перехода от общинно-родового к рабовладельческому строю в древних цивилизациях Востока бытовали и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи отражены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), Книга притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

      К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел и торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Кроме детей аристократии и служителей культа в школах учились наследники состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения обходилось семейным воспитанием и обучением.

      Воспитание и школу Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем как результат специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, давших человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшую эволюцию мировой школы и педагогики.

      Государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника; были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. Почти в каждом городе были и школы. Учебные заведения появились в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски – эдуббы). Письмена клинописью вырезали деревянным резцом на сырой глиняной табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки.

      Эдуббы возникали, очевидно, в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов, библиотек. Среди них те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н. э.), законы Ассирии (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательство позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья.

      Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций. Главную роль в воспитании детей играла семья. Как это следует, например, из Кодекса Хаммурапи, за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес отец.

      Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тысячелетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.

      Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. Учитель должен был уметь выносить разумные, обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений, измерять земельные участки, делить имущество, ориентироваться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

      Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – были изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчать процесс обучения.

      В 1-м тысячелетия до н. э. появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, религии, истории, математике. Продолжало распространяться обучение при библиотеках, где писцы занимались записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными центрами такого рода были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VII век до н. э.), где найдено до 24 тысяч клинописных табличек.

      2. Школа в Древнем Египте

      Школа и воспитание берут начало в 3-м тысячелетии до н. э. в Древнем Египте. Они были призваны перевести ребенка, подростка, юношу или девушку в мир взрослых. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике этого и шли обучение и воспитание.

      Воспитательный процесс в древнеегипетских семьях отражал характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, строившихся на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые следовало «связать в единый узел».

      Детям в Древнем Египте уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь. Выполняя родительский долг наставника, египтянин считал, что поступает праведно и обеспечивает себе счастливое существование в загробном мире предков. Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую – кодекс поведения (маат ). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения. Они служили стимулом для формирования нравственности и отражали идею необыкновенной значимости воспитания и обучения («Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»).

      Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало научиться слушать и подчиняться. В ходу был следующий афоризм: «Послушание – это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. На ученика постоянно сыпались удары, и такое воздействие рассматривалось как естественное и необходимое. Школьным девизом были слова «Ребенок несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

      Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание морализаторских наставлений типа «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль». Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.

      Целью обучения древнего египтянина была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Таким образом, семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию детям передавали жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость и ловкость.

      Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с пяти лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученику необходимо было освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но в этот же период появилась и бумага – папирус – из одноименного болотного растения.

      Первоначальная стадия обучения – это отработка техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим качеством для писца. «Речь сильнее оружия», «Речь спасает, но может и погубить», – читаем мы на древнеегипетских папирусах.

      В некоторых школах обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Преподавались знания, которые могли понадобиться для расчетов при строительстве каналов, храмов, пирамид; для определения количества урожая; для астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, при прогнозах разлива Нила. Географию часто сочетали с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

      Постепенно специализация обучения усиливалась. В эпоху Нового царства (XVI–XI вв. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и имелись учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

      Особое место занимали царские школы , где дети высшей знати учились вместе с наследниками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу древнейших текстов на живой язык.