Значение ориентирования на плоскости бумаги. Конспект нод в подготовительной группе. Последовательность формирования ориентировок

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной.
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)
Взад – вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко (сжимаем шарик)
Как сжимает лапку кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рекой начну. (смена рук)
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук.

Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке.
Птичек мы окольцевали.
Наблюдали, узнавали.
Улетев в какие дали.
Холода пережидали.
Что пернатые клевали?

Гнезда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны?
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево – понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево узнал ученик.
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал.
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись».
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки.
- Молодцы, с первым заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами)
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
- Давайте с вами немного отдохнем.
Эй, ребята, становитесь.
Справа – друг, и слева – друг,
Вместе все в веселый круг!
Топни правою ногой,
Топни левою ногой,
Вправо, влево головой.
Шаг – вперед, два – назад,
Отвернемся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед дружок –
Станет тесным наш кружок.
Покружились, потолкались,
Отвернулись, разбежались.
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке).
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка)
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака)
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы)
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево)
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги)
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор.
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки.
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.

Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.

1. Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости

умение ориентация пространственная дети

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:

- трехмерном (основных пространственных направлениях);

- двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.

В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).

При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.

Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:

- способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;

- элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;

Умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией воспитателя; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);

Пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку. Размещать остальные предметы рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить, например, красный кружок на листе справа, а синий слева от зеленого или расположить синие кружки вокруг зеленого и т.д.);

- умение воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах (размещать рисунок, элементы узора, графические знаки).

Таким образом, ориентировка на плоскости является умением сложным, и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится со старшими дошкольниками, с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги, для успешного обучения в школе. В старшей возрасте дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.

Итак, дошкольный возраст - это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве и на плоскости.

Первые представления и умения дети получают на занятиях по математике.

1 . Последовательность формирования ориентировок.

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко-близко, на листе называется верх-низ. Для решения этой проблемы, сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (помогает работа на магнитной доске).

-Что это? (лист бумаги).

-Какой он формы? (формы прямоугольника).

-Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).

-Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).

-У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

-Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повторите, верхняя сторона.

-Как вы думаете, как называется эта сторона? (нижняя сторона) .

-Почему? (она находится внизу) .

-Эта сторона находится справа (ближе к правой руке) , она называется правая.

-Покажите правую сторону. Как она называется? (правая сторона).

-А как будет называться эта сторона?(левая сторона).

-Почему? (она находится слева).

-Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

-Как вы думаете, как называется этот угол?(нижний правый угол).

-Почему? (он находится внизу слева).

-Покажите и назовите все стороны и углы листа.

Когда ребенок научится находить в реальной обстановке и на картинках основные направления (верх, низ, левое и правое), предложите ему более сложное задание, связанное с ориентацией на плоскости листа. Эти навыки будут необходимы ребенку, когда он пойдет в школу. Поэтому ему необходимо научиться определять на листе бумаги противоположные края, углы, а затем и части.

Как показывает опыт, для 5- летнего ребенка это не такая уж простая задача. Ведь чистый лист бумаги, в отличие от окружающего мира или рисунка не имеет дополнительных пространственных ориентиров в виде линии земли, неба или фигуры человека. Кроме того, лежащий горизонтально (на ненаклонном столе) лист бумаги с точки зрения ребенка не имеет верха и низа.

2 . Понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек - перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что, где находится (с какой стороны и в каком углу листа). Картинки изображаются такие, чтобы можно было их узнать. И при переворачивании они не были бы «вверх ногами».

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

1. Работа с раздаточным материалом:

2. Положите треугольник в левый верхний угол.

3. Справа от треугольника положите круг.

4. Справа от круга положите квадрат.

5. Где находится круг относительно квадрата?

6. В каком углу находится круг?

Здесь могут использоваться следующие дидактические игры:«Найдите такой же узор»,«Найди узор по описанию»,«Составь узор по образцу»:I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе; II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), «Составь узор по описанию» - математический диктант, с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу.

2 . Ф ормировани е умения работать на листе бумаги в клетку.

На каждом занятии, с целью подготовить детей к школе, следует уделять работе на листе бумаги в клетку. В группе должна быть доска с размеченными клеточками. Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

Лист состоит из двух страниц.

Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства:

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с размеченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции:

Что вы видите на доске?

Это клетки. Какой они формы? (формы квадрата) .

У вас листы бумаги тоже в клетку.

Обведите одну клеточку, какую хотите, так же как я.

Обведите клеточки через одну до конца страницы. Это - строка .

А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы. Это сто л бик .

Найдите на странице левый верхний угол. Отсчитайте 3 клеточки слева направо и 2 клетки сверху вниз и поставьте точку. Отсюда мы будем рисовать узор.

Следует отметить, что вначале некоторые дети не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умения видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи.

4 . Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

Продолжи узор. В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисованию непрерывных узоров, не открывая руки (к безотрывному письму).

5 . Рисование фигур по точкам.

Здесь можно ввести элементы, геометрии, черчения:

1) Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок (аналогично -вертикальный).

2) Нарисуй горизонтальный отрезок длинной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (треугольник).

Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (флажок).

В этом задании дети проводят линии от руки без линейки. Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить точки для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

6 . Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками по многим программам учат детей записи цифр и знаков (+, -, < ,>, =) на листе бумаги в клетку. Здесь полезно использовать готовые прописи и простые тетради. Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно учить детей записывать решение арифметических задач и примеров. В процессе этой работы важно следить за правильной осанкой детей.

Работа на листе бумаги в клетку охватывает разные разделы:

- «количество и счет» (рисование нужного количества фигур, моделиров а ние арифметических примеров и др .);

- «величина» (рисование отрезков разной длины, рядов и др .);

- «форма» (рисование геометрических фигур и др .).

2. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (пространстве и листе бумаги)

Упражнение: «Кто куда плывет?».

Задание: Показать, какая рыбка плывет направо?

Задание: Назвать, в какую сторону плывет рыбка.

Игра «Составь картинку». Сложить разрезную картинку.

Дети выкладывают сюжетную картинку, разрезанную на различное количество частей (с усложнением).

Игра «Волшебный коврик».

Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).

Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).

Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь ». Перед выполнением упражнения приготовить лист бумаги, в середине которого нарисован круг. Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.

-Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.

-Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.

-Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.

-Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.

-Выше большого квадрата нарисуй овал.

-Под треугольником нарисуй круг.

-Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию.

-Справа от большого круга нарисуй флажок.

-Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.

-Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.

Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя цветные карандаши.

-Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.

-Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.

-Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.

-Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.

-Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.

-Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.

-Фигуру над жёлтым кругом оставь не закрашенной.

-Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.

-Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.

-Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.

-Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.

Вот что должно в результате получиться.

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1. Воспитатель просит найти изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2. Воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку». Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя. Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Игра «Разноцветная рамка». Заранее вместе с ребенком нарисуйте или наклейте разноцветную рамку по краям листа белой бумаги. Например, пусть верхняя сторона рамки будет синяя, нижняя - красная, правая сторона - зеленая, а левая - желтая. При назывании местоположения конкретного края листа предложите ребенку проводить по нему пальчиком. Затем замените пособие на лист белой бумаги (можно перевернуть пособие обратной стороной).

Упражнение 1: «Нарисуй на верхней части листа квадрат, а на нижней - круг».

Упражнение 2: «Нарисуй на левой части листа треугольник, а на правой - прямоугольник».

Игра «Найди уголок». Заранее подготовьте пособие. Для этого раскрасьте у листа белой бумаги углы в разноцветные цвета. Покажите ребенку, где у листа верхний левый угол и попросите назвать его цвет. Затем так же покажите остальные углы. Пусть малыш повторит эти названия вслед за вами и покажет их пальчиком. В другой раз поверните «вверх ногами» лист бумаги и попросите показать и назвать поочередно все углы

Заключение

Таким образом, работа по формированию у детей дошкольного возраста умений ориентировки на плоскости, на листе бумаги проводится в игровой форме, так как развитие игровой деятельности способствует как совершенствованию активного осязания и его использования в распознавании пространственных признаков предметов (особенно формы, величины, пропорций, направлений и т.д.), так и образованию более высоких уровней зрительно-моторной координации в пространственной ориентации.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы. Процесс формирования пространственных представлений у детей проходит последовательно, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине).

В старшей и подготовительной группах работа по формированию пространственных представлений проводится блоками. В подготовительной группе работа ведется по той же системе, но с усложнением. Например, в старшей группе при развитии у детей навыков в ориентировке на плоскости дети знакомятся с простыми видами лабиринтов, в подготовительной группе дети учатся ориентироваться с помощью условно-схематичных изображений.

Подводя итог работы, отметим что при систематической работе с детьми более успешно усваиваются следующие разделы: собственно пространственные представления и ориентировка на плоскости.

Список используемой литературы

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности развития незрячих детей. Способы активизации их познавательной деятельности. Основы работы по использованию игры в учебно-воспитательном процессе в специальных учреждениях. Игры на развитие умения ориентироваться для незрячих детей 7-9 лет.

    реферат , добавлен 02.11.2011

    Методика применения дидактических игр и игровых упражнений в развитии пространственных представлений о собственном теле и умении ориентироваться у младших дошкольников. Критерии и показатели степени усвоения детьми навыков ориентировки в пространстве.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2017

    Особенности и специфика исполнения тематического рисунка в младших классах, его отличительные признаки от рисования с натуры. Методика выработки у детей умения учитывать горизонтальную и вертикальную плоскости, их соотношения при расположении предметов.

    реферат , добавлен 07.11.2010

    Основные требования к организации педагогической практики. Формирование профессиональных психолого-педагогических умений. Конструктивные умения. Коммуникативные умения. Организаторские умения. Исследовательские умения.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2007

    Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, подавать сигналы бедствия и предсказывать погоду. Способы добывания, сохранения и приготовления пищи. Неотложные действия в экстремальных ситуациях.

    методичка , добавлен 21.12.2010

    Особенности процесса формирования умения целеполагания у младшего школьника при проведении урока. Проект реализации педагогических условий по проблеме формирования умения целеполагания у школьников при проведении урока. Систематическое проведение беседы.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Изучение лингвистических основ формирования у младших школьников умения писать, используя принципы русской орфографии. Педагогический опыт и современные программы по формированию умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать, ее содержание. Теоретические основы его формирования. Практические исследования и методические указания учителям.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2009

    Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста. Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста. Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2010

    Классификация видов обобщающей мыслительной деятельности младших школьников. Сущность и структура умения обобщать в процессе изучения природы. Методика обучения средствами субъективизации. Процесс формирования обобщения на уроках курса "Человек и мир".

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка ра

сстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные исследователи, как В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В.П. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и другие.

Цель данной работы: изучить особенности развития у детей дошкольного возраста умения ориентироваться на плоскости.

Использование методов формирования у детей умения ориентироваться на плоскости

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в:

Трехмерном (основных пространственных направлениях);

Двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.

В качестве основных методических приемов, рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры. Упражнения на развитие пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе бумаги большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

Роль игры здесь неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Особое внимание уделяется дидактическим играм. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.).

При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.

Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Формирование у детей дошкольного возраста умений ориентироваться на плоскости осуществляется в рамках программного обучения. Так «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусматривает развитие у детей пространственных ориентировок, начиная со второй младшей группы.

Формирование умений ориентировки на плоскости начинается со старшей группы, что включает обучение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине), дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

В подготовительной к школе группе формирование умений ориентировки на плоскости продолжается -детей упражняют в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети также должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

Выделить «малое пространство» правильно воспринять и точно воспроизвести пространственное расположение отдельных элементов цифр, букв, знаков, рисунка - сложная задача. Она становится посильной для шестилетнего ребенка, если осуществляется под руководством педагога. По программе воспитания и обучения в детском саду за период пребывания в нем ребенок должен овладеть:

Способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;

Элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости , т.е. в двухмерном пространстве.

В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении : сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий . На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ дети к моменту поступления в школу должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости . Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий : "налево - направо", "вперед - назад" и т. п.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией . Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания : передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.



Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др.

Если дети слабо ориентируются в основных пространственных направлениях (впереди, сзади, налево, направо и др.), необходимо постепенно пополнить их знания . Прежде всего необходимо закрепить умение различать правую и левую руку и на этой основе определять направления направо, налево. В ходе выполнения детьми тех или иных действий необходимо буквально на несколько секунд сосредоточить их внимание на том, что и какой рукой они делают.

В определении и воспроизведении пространственных направлений детей постоянно упражняют на физкультурных и музыкальных занятиях. Они получают задание взять тот или иной предмет в правую или левую руку, повернуться или наклониться вперед, назад, направо, налево и др., изменить направление движения во время ходьбы, бега. На какой-то момент их внимание акцентируют на выполнении движения в указанном направлении.

Дети любят упражнения на внимание , в которых они производят движения в указанном направлении, например: "Повернитесь направо", "Правой рукой дотроньтесь до левого уха" и т. п.

Большое внимание в работе с детьми б-7 лет продолжают уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении , менять направление движения во время ходьбы и бега . С этой целью используют систему дидактических и подвижных игр .

Усложнение данного вида упражнений выражается в следующем: увеличивают количество направлений, на которые ориентируются дети в ходе передвижения; увеличивают площадь ориентировки; усложняют условия выполнения заданий: дети передвигаются с закрытыми глазами, ориентируются при быстром темпе движения (на бегу). Так, в подвижных играх "Зайцы и волк" и "Караси и щука" дети по сигналу убегают от волка или щуки и прячутся в домики. Спрятавшимся считается тот зайчик или карасик, у которого домик (стул, коробка, куб) оказался расположенным в соответствии с заданием воспитателя: впереди или сзади, слева или справа от ребенка.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении проводятся специальные упражнения : "Как пройти в магазин (в булочную и пр.)", "Дорога на почту (в аптеку)", "Дорога в школу". Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять "картину пути". Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Воспитатель вместе с детьми оценивает правильность сказанного. Детям можно давать поручения отвести кого-либо или всю группу в указанное место.

Ребят продолжают учить выделять заметные предметные ориентиры , устанавливать пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

В старшей группе дети обучались умению определять положение предмета по отношению к другому предмету ("Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка"), а также свое положение среди окружающих предметов ("Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи"). Теперь они должны научиться мысленно помещать себя в положение , которое занимает тот или иной предмет . С этой целью дают упражнения на определение направления положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180° (матрешка была впереди; повернулся ребенок, и она оказалась справа и т. д.).

Дети учатся определять, где у стоящего перед ними правая и где левая рука , определять стороны туловища куклы, мишки и т. д. Проводят игровые упражнения, аналогичные тем, которые использовались в старшей группе: "Где что находится?", "Поручение", "Прятки" и "Что изменилось?". ("Вера была впереди Лены, а теперь она сзади Лены".) Задания усложняют, увеличивая количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. При этом повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.

Важно , чтобы дети не только называли, но и объясняли пространственное размещение предметов , устанавливали причинные, следственные и другие связи , которые скрываются за внешне представленными пространственными отношениями между предметами. Как при определении местоположения предметов, так и при рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу, парами, друг против друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. "Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались? Да, мальчик смотрит наверх".

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами , обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры "Наоборот", "Дополни предложение". Например, воспитатель начинает предложение: "Сережа подбросил мяч... (вверх); Оля поставила цилиндр... (справа), а Ира поставила куб... (слева); Наш зал помещается... (наверху), а кухня... (внизу)". Отвечает тот ребенок, кому бросили платок. В процессе рассматривания картин, рисования, конструирования, изготовления предметов, при передвижении в помещении и на улице воспитатель побуждает ребят употреблять слова, отражающие пространственные отношения. В результате представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Полезно использовать задачи на смекалку , например: "Шел человек в город, а навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?" Большое внимание на занятиях по математике уделяют упражнениям в ориентировке на плоскости листа, т е. в двухмерном пространстве. Закрепляют умение находить середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верх ний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги. Дают, например, такие задания: "Отсчитайте 5 красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол". Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты . Дети раскладывают геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с образцом в определенном положении. Задания постепенно усложняют: увеличивают количество фигур, изменяют характер их расположения. Вначале дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают узор под диктовку и, наконец, самостоятельно создают узор и описывают его. Используют игры "Кто запомнит?", "Городки", "У кого что получится?", "Парные карточки"