Апостол руси. Апостол андрей - первый миссионер на русской земле Книгопечатание и официальная власть

Ника Кравчук

Проповедовал ли Андрей Первозванный на Руси?

Андрей Первозванный — один из 12 апостолов и, пожалуй, самый близкий нашей Церкви святой. В каком смысле? По легенде, этот ученик Спасителя добрался до Киева, где установил памятный крест и благословил будущий город. По одной из версий, апостол затем посетил Новгород и удивился традициям местных жителей. Но соответствуют ли подобные истории действительности? Каковым на самом деле было житие апостола Андрея? Чем он прославился и как пострадал за Христа? Об этом читайте в нашей статье.

Как Андрей стал апостолом?

Андрей Первозванный принадлежит к 12 апостолам. Он был родным братом Петра, сыном некого Ионы, и жил в галилейском городе Вифсаида. Вместе с братом Андрей рыбачил на берегу Галилейского озера, которое еще называют озером Кинерет, Генисаретским озером и Тивериадским морем.

По одной из версий, описанной в Евангелии от Матфея и Марка, родные братья рыбачили на берегу озера в тот момент, когда их призвал Христос:

Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19).

Согласно второму варианту, Андрей не имел семьи и решил посвятить свою жизнь Богу. С такой идеей он пришел в пустыню к Иоанну Крестителю и стал его учеником. Именно от Предтечи он и еще один ученик (считается, что это был Иоанн Богослов) услышали слова «Вот Агнец Божий», указывающие на Христа. После этого Андрей побежал за Христом и спросил: «Равви, где живешь?». День с Иисусом сильно повлиял на него, поэтому он решил привести к Мессии и своего родного брата.

Считается, что Андрей был первым учеником, которого призвал Спаситель. Отсюда и название — Первозванный.

Что об апостоле написано в Евангелии?

Андрей Первозванный встречается в Евангелии относительно редко:

  1. вспоминается в истории о призвании Андрея и Симона;
  2. фигурирует в рассказе о чуде с пятью хлебами и двумя рыбами;
  3. вместе с еще тремя учениками присутствует во время откровения Иисуса о судьбах мира;
  4. вместе с Филиппом приводит ко Христу эллинов, уверовавших после воскресения Лазаря.

Где проповедовал Андрей Первозванный?

В день Пятидесятницы вместе с другими апостолами этот ученик Христа получил благодать Святого Духа и отправился на проповедь. Считается, что святой Андрей нес Благую Весть язычникам из таких земель:

  1. римская провинция Вифиния, территории поблизости Мраморного моря (с городами Халкидон и Византий);
  2. балканские области Фракия и Македония, простирающиеся до Черного моря и Дуная;
  3. Скифия и Фессалия;
  4. Эллада и Ахея (в столице последней ученик Христа и умер мученической смертью) со многими городами.

Был ли Андрей Первозванный в Киеве и Новгороде?

С «Повести временных лет» известно, что апостол Андрей был в Киеве. Якобы с Херсонеса вниз по Днепру апостол дошел до гор, на которых спустя несколько веков возникнет Киев. По легенде, он поставил на этих землях крест и произнес известные многим слова:

На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей.

Есть и продолжение этой истории, согласно которому Андрей Первозванный из Киева отправился в Новгород. Этот город якобы удивил его своими обычаями, особо поразила апостола Андрея традиция париться в бане с березовыми вениками. Но так ли было на самом деле?

Если с историей о Киеве соглашаются многие верующие и некоторые церковные историки, то «новгородское продолжение» воспринимается не больше чем интересная выдумка.

Что было на месте Новгорода в 60-х годах после Рождества Христова и причем здесь русские бани с березовыми вениками — недоумевают многие. Главной целью апостолов была проповедь Евангелия, а не описывание местных обычаев (которые, к слову, возникли намного позже).

Конечно, читатели сами разберутся, верить им или нет рассказу о киевском кресте. Но надо сказать, многие авторитетные историки Церкви — епископы, преподаватели духовных семинарий и академий — указывали на то, что ранние источники эту информацию не подтверждают и вообще на русских землях апостолы не проповедовали.

Но оставим историю с Киевом и обратимся к проповеди святого. Андрей Первозванный сталкивался с многими трудностями. Озлобленные язычники желали его смерти. Гнев усиливался, когда противники видели чудеса апостола.

На каком кресте был распят святой Андрей?

Из жития апостола известно много случаев не только исцелений больных, но и воскрешений мертвых (описано как минимум девять таких историй). За живую проповедь Евангелия апостол и заслужил мученическую смерть, которая настигла его в Патрах.

В этом городе Андрей Первозванный крестил толпы язычников. Христианами стали даже жена и родной брат правителя Эгеата. За это правитель-язычник разгневался на святого и решил распять его на кресте.

Пострадать за Христа так, как Христос пострадал за людей — что могло стать высшей наградой для апостола? Правда, крест Андрея Первозванного отличался от Древа Господнего. Орудие смерти святого формой напоминало букву «Х» .

Перед распятием святой два дня провисел на древе. По преданию, он даже в таком виде продолжал проповедовать. Жители Патр потребовали освободить проповедника. Чтобы не возник бунт, правитель послушался. Но Андрей Первозванный молил Бога об обратном: принять мученическую смерть и воссоединиться с Господом.

И случилось чудо: как не старались воины снять апостола с креста, ничего не получалось. Через некоторое время святой со словами «Господи, прими дух мой» отошел к Богу.

Предлагаем вам посмотреть документальный фильм об апостоле Андрее:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Апо-сто-лом Ру-си-Рос-сии (и во-об-ще се-вер-ных зе-мель) мы счи-та-ем Ан-дрея, бра-та апо-сто-ла Пет-ра, ро-дом из Виф-са-и-ды, го-род-ка на се-вер-ном бе-ре-гу Га-ли-лей-ско-го озе-ра. Его па-мять - 30 но-яб-ря / 13 де-каб-ря и 30 июня / 13 июля , в празд-ник Со-бо-ра Две-на-дца-ти апо-сто-лов.

Гре-че-ское имя апо-сто-ла Ἀνδρέας, Андрэ ас (ев-рей-ское неиз-вест-но) пе-ре-во-дит-ся как «му-же-ствен-ный», «храб-рый». Пер-во-на-чаль-но он был ры-бак, а за-тем стал уче-ни-ком Иоан-на Кре-сти-те-ля. В спис-ке две-на-дца-ти апо-сто-лов Ан-дрей зна-чит-ся сре-ди чет-ве-рых наи-бо-лее близ-ких Хри-сту уче-ни-ков; при-чём, его при-зва-ние од-ним из пер-вых () или да-же пер-вым (ра-нее бра-та, - ), обес-пе-чи-ло ему имя «Пер-во-зван-ный» (по-гре-че-ски Прото кле-тос ). По-след-ние упо-ми-на-ния об Ан-дрее Пер-во-зван-ном в Но-вом За-ве-те - в рас-ска-зе о при-хо-де в Иеру-са-лим гре-ков, хо-тев-ших ви-деть Хри-ста (), и в на-ча-ле Кни-ги Де-я-ний Апо-столь-ских. По пре-да-нию (апо-кри-фи-че-ские «Де-я-ния Ан-дрея» и др.), он по-лу-чил в апо-столь-ский удел се-вер-ные зем-ли Рим-ской им-пе-рии («Ски-фию») и про-по-ве-до-вал хри-сти-ан-ство бал-кан-ским и при-чер-но-мор-ским на-ро-дам. Вер-нув-шись в Гре-цию, апо-стол Ан-дрей был схва-чен и рас-пят в Па трах по при-ка-за-нию про-кон-су-ла Эгея. При этом от-ме-ча-ет-ся, что бру-сья его кре-ста не бы-ли пер-пен-ди-ку-ляр-ны друг ко дру-гу, но ока-за-лись сби-ты на-ис-кось, как ла-тин-ская бук-ва X (икс). Та-кой крест по-это-му ста-ли на-зы-вать Ан-дре-ев-ским.

Честна я гла-ва и ча-сти-цы кре-ста апо-сто-ла Ан-дрея хра-нят-ся в го-ро-де Па тры (Гре-ция), в со-бо-ре его име-ни. Дру-гие ча-сти мо-щей на-хо-дят-ся в ита-льян-ском го-ро-де Амаль-фи, ку-да их пе-ре-нес-ли из Кон-стан-ти-но-по-ля, и в мо-на-сты-рях Афо-на. Десни ца (пра-вая ру-ка) апо-сто-ла Ан-дрея с 1644 го-да на-хо-ди-лась в Успен-ском со-бо-ре Мос-ков-ско-го Крем-ля. В на-сто-я-щее вре-мя она хра-нит-ся в Бо-го-яв-лен-ском со-бо-ре в Москве.

Апостол Византии и Руси

Фор-ми-ро-ва-ние ле-ген-ды об Ан-дрее Пер-во-зван-ном про-хо-ди-ло в рус-ле ин-те-ре-сов боль-шой по-ли-ти-ки, что бы-ло неиз-беж-но в усло-ви-ях «го-судар-ствен-ной Церк-ви» (осо-бен-но это ха-рак-тер-но для Ви-зан-тии). Пре-стиж древ-ней-ших цен-тров Хри-сти-ан-ства был свя-зан с их ран-гом «Апо-столь-ских церк-вей», т. е. Церк-вей, ос-но-ван-ных са-ми-ми апо-сто-ла-ми (Рим - ка-фед-ра апо-сто-ла Пет-ра, Алек-сан-дрия - ка-фед-ра апо-сто-ла Мар-ка, и т. д.). Ко-гда же пор-то-вый го-ро-док Виза нтий, не имев-ший по-доб-ной ис-то-рии, по во-ле им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го стал в 330 го-ду Но-вым (Вто-рым) Ри-мом (Кон-стан-ти-но-по-лем), сто-ли-цей Рим-ской им-пе-рии и цен-тром Во-сточ-но-го Хри-сти-ан-ства (поздне е - Пра-во-сла-вия), спо-рив-шим за пер-вен-ство с «ка-то-ли-че-ским» Пер-вым Ри-мом, - то для утвер-жде-ния ав-то-ри-те-та ему по-на-до-би-лась ана-ло-гич-ная ис-то-рия. (В скоб-ках за-ме-тим, что Кон-стан-ти-но-поль-ских пат-ри-ар-хов счи-та-ли «вы-скоч-ка-ми», обя-зан-ны-ми сво-им воз-вы-ше-ни-ем лишь им-пер-ской по-ли-ти-ке, не толь-ко в Ри-ме, но и на Во-сто-ке, осо-бен-но в Алек-сан-дрии Еги-пет-ской, дол-го быв-шей вто-рой по че-сти ка-фед-рой - по-сле Ри-ма - во всём хри-сти-ан-ском ми-ре.) По-это-му воз-ник-ло ска-за-ние о пре-бы-ва-нии Ан-дрея Пер-во-зван-но-го в Виза нтии и по-свя-ще-нии им пер-во-го епи-ско-па это-го го-ро-да Ста хия, «апо-сто-ла от Се-ми-де-ся-ти».

Ко-гда же в зо-ну ви-зан-тий-ско-го Пра-во-сла-вия во-шла Русь (поздне е став-шая глав-ной пра-во-слав-ной дер-жа-вой), воз-ник-ла необ-хо-ди-мость отож-де-ствить «ски-фов», ко-то-рым про-по-ве-до-вал Ан-дрей Пер-во-зван-ный, со сла-вя-на-ми. По-это-му в «По-весть вре-мен-ных лет» (на-ча-ло XII ве-ка) бы-ла вне-се-на ки-ев-ская «Ле-ген-да об Ан-дрее», за-ста-вив-шая его прой-ти по тер-ри-то-рии бу-ду-щей Ру-си, бла-го-сло-вить пу-стын-ный дне-пров-ский бе-рег, во-дру-зив на нём крест, и пред-ска-зать воз-ник-но-ве-ние Ки-е-ва.

«… И ска-зал (апо-стол Ан-дрей) быв-шим с ним уче-ни-кам: „Ви-ди-те ли эти го-ры? На этих го-рах вос-си-я-ет бла-го-дать Бо-жия, бу-дет го-род ве-ли-кий, и воз-двигнет Бог мно-го церк-вей“. И взо-шел на го-ры эти, бла-го-сло-вил их, и по-ста-вил крест, и по-мо-лил-ся Бо-гу». За-тем он по-бы-вал да-же в нов-го-род-ских зем-лях и по-ди-вил-ся рус-ско-му обы-чаю об-ли-вать-ся в бане ква-сом и хле-стать се-бя до по-лу-смер-ти ве-ни-ка-ми, о чём рас-ска-зал, при-дя в «„Уди-ви-тель-ное ви-дел я в Сла-вян-ской зем-ле на пу-ти сво-ем сю-да. Ви-дел ба-ни де-ре-вян-ные, и разо-жгут их до-крас-на, и раз-де-нут-ся, и бу-дут на-ги, и обо-льют-ся ква-сом ко-же-вен-ным, и под-ни-мут на се-бя мо-ло-дые пру-тья, и бьют се-бя са-ми, и до то-го се-бя до-бьют, что ед-ва вы-ле-зут, чуть жи-вые, и обо-льют-ся во-дою сту-де-ною, и толь-ко так ожи-вут. И тво-рят это вся-кий день, ни-кем же не му-чи-мые, но са-ми се-бя му-чат, и то со-вер-ша-ют омо-ве-нье се-бе, а не му-че-нье“. Те же, слы-шав это, удив-ля-лись» (Па-мят-ни-ки ли-те-ра-ту-ры Древ-ней Ру-си. XI - на-ча-ло XII ве-ка. М., 1978, с. 27, - пер. Д. С. Ли-ха-че-ва). Этот по-след-ний, анек-до-ти-че-ский, эпи-зод ле-ген-дар-но-го пу-те-ше-ствия но-сит яв-но из-де-ва-тель-ский ан-ти-нов-го-род-ский ха-рак-тер: Ки-ев и Ве-ли-кий Нов-го-род с са-мо-го на-ча-ла бы-ли дву-мя со-пер-ни-ча-ю-щи-ми цен-тра-ми рус-ской го-судар-ствен-но-сти и куль-ту-ры.


с. Грузино Новгородского уезда
Собор св. ап. Андрея Первозванного
1805 г. (Фото ок. 1908 г.)

Ки-ев-ская Русь уви-де-ла в Ан-дрее Пер-во-зван-ном по-кро-ви-те-ля го-судар-ствен-но-сти. В 1030 го-ду Все-во-лод Яро-сла-вич, млад-ший сын кня-зя Яро-сла-ва Муд-ро-го, по-лу-чил в кре-ще-нии имя Ан-дрей; в 1086 го-ду он ос-но-вал в Ки-е-ве Ан-дре-ев-ский (Ян-чин) мо-на-стырь. В XIII ве-ке на ме-сте про-по-ве-ди апо-сто-ла Ан-дрея и во-дру-же-ния им кре-ста в Ки-е-ве бы-ла по-стро-е-на Кре-сто-воз-дви-жен-ская цер-ковь, а в 1744 го-ду на этом ме-сте воз-ве-ли ка-мен-ный храм во имя апо-сто-ла Ан-дрея по про-ек-ту ар-хи-тек-то-ра Ф. Б. Рас-трел-ли.

В кон-це XI ве-ка по-яв-ля-ет-ся пер-вый храм во имя апо-сто-ла Ан-дрея в Нов-го-ро-де. Через неко-то-рое вре-мя здесь про-ис-хо-дит до-пол-не-ние ска-за-ния о по-се-ще-нии апо-сто-лом Ан-дре-ем бу-ду-щих рус-ских зе-мель, чи-та-е-мое в «По-ве-сти вре-мен-ных лет». Со-глас-но мест-ным нов-го-род-ским пре-да-ни-ям, во-шед-шим в «Сте-пен-ную кни-гу», со-став-лен-ную по ини-ци-а-ти-ве мит-ро-по-ли-та Ма-ка-рия ду-хов-ни-ком Ива-на IV Гроз-но-го Ан-дре-ем (бу-ду-щий мит-ро-по-лит Афа-на-сий) меж-ду 1560 - 1563 го-да-ми, апо-стол Ан-дрей, при-дя в «зем-лю слове н», про-по-ве-до-вал сло-во Бо-жие, а за-тем «во-дру-зил» и оста-вил свой жезл в «ве си, на-ри-ца-е-мой Гру-зине». От-сю-да по ре-ке Вол-хов, Ла-дож-ско-му озе-ру и Неве он от-пра-вил-ся в «ва-ря-ги», за-тем в Рим и Кон-стан-ти-но-поль (прав-да, Но-вый Рим, или Ца-рь-град, по-явил-ся по-чти через три сто-ле-тия по-сле апо-сто-ла Ан-дрея!) (Пол-ное со-бра-ние рус-ских ле-то-пи-сей. Т. 21. Ч. 1, с. 73). О жез-ле апо-сто-ла Ан-дрея из се-ла Гру-зи-на по-дроб-нее го-во-рит-ся в жи-тии пре-по-доб-но-го Ми-ха-и-ла Клоп-ско-го, ко-то-рое со-ста-вил в Нов-го-ро-де в 1537 го-ду бо-яр-ский сын В. М. Туч-ков по по-ру-че-нию свя-ти-те-ля Ма-ка-рия, быв-ше-го в 1526-1542 го-дах ар-хи-епи-ско-пом Нов-го-род-ским. То-гда же, ве-ро-ят-но, бы-ло на-пи-са-но По-хваль-ное сло-во Ан-дрею Пер-во-зван-но-му «и о мо-на-сты-ре, реко мом Гру-зи-но» .

Поздне е се-ло Гру-зи-но бы-ло по-да-ре-но им-пе-ра-то-ром Пав-лом I гра-фу Алек-сею Ан-дре-еви-чу Арак-че-е-ву, пре-вра-тив-ше-му его в об-раз-цо-вое по-ме-стье († 21.04.(3.05).1834; был по-хо-ро-нен там же). Здесь, на кра-си-вом вы-со-ком бе-ре-гу ре-ки Вол-хов, он по-стро-ил боль-шой храм в честь Ан-дрея Пер-во-зван-но-го (со-хра-ни-лись лишь остат-ки фун-да-мен-та). Арак-че-ев счи-тал, что сде-лал это на ме-сте «во-дру-же-ния» апо-сто-лом Ан-дре-ем его жез-ла и что от-сю-да, буд-то бы, про-ис-хо-дит и са-мо на-зва-ние «Гру зи-но». Недав-но мест-ные жи-те-ли, гор-дые слав-ной ис-то-ри-ей сво-ей «ве-си», уста-но-ви-ли на ме-сте раз-ва-лин па-мят-ный знак с изо-бра-же-ни-ем Ан-дре-ев-ско-го кре-ста. (В на-сто-я-щее вре-мя - де-рев-ня Гру-зи-но, в 10 км от ст. Чу-до-во Мос-ков-ской ж/д; Нов-го-род-ская об-ласть.)

Во 2-й по-ло-вине XVII ве-ка бы-ло-со-став-ле-но «Ска-за-ние крат-ко о со-зда-нии пре-честны а оби-те-ли бо-го-леп-на-го Пре-об-ра-же-ния Гос-по-да Бо-га Спа-са на-ше-го Иису-са Хри-ста на Ва-ла-а-ме…», где го-во-рит-ся о по-се-ще-нии Андреем Первозванным ещё и Ва-ла-ам-ско-го ар-хи-пе-ла-га. Это зна-чит, что на-чаль-ное ки-ев-ское ска-за-ние о пу-те-ше-ствии апо-сто-ла Ан-дрея по Дне-пру и Вол-хо-ву пре-вра-ти-лось в тра-ди-цию об апо-столь-ской про-по-ве-ди по всей Рус-ской зем-ле. Уже при Иване Гроз-ном апо-сто-ла ста-ли вос-при-ни-мать как «Кре-сти-те-ля Ру-си», и те-ма «апо-столь-ской пре-ем-ствен-но-сти» Рус-ской Церк-ви, став-шей «Апо-столь-ской ка-фед-рой», на-стой-чи-во зву-ча-ла в тех слу-ча-ях, ко-гда тре-бо-ва-лось за-щи-тить са-мо-сто-я-тель-ность Рос-сии в цер-ков-ных де-лах (по-ле-ми-ка с Рим-ско-Ка-то-ли-че-ской Цер-ко-вью и др.). Вско-ре Ан-дрей Пер-во-зван-ный стал небес-ным по-кро-ви-те-лем на-шей дер-жа-вы и да-же па-тро-ном во-ен-но-мор-ско-го фло-та; с тех пор Ан-дре-ев-ский крест укра-ша-ет на-ши су-до-вые фла-ги (Ан-дре-ев-ский флаг).

Про-ис-хо-дит вполне по-нят-ное раз-ви-тие этой ле-ген-ды, и совре-мен-ные ва-ла-ам-ские мо-на-хи «ни-что же сумня ше-ся» по-ка-зы-ва-ют вос-хи-щён-ным про-сто-душ-ным па-лом-ни-кам «ка-мень апо-сто-ла Ан-дрея». Ве-ро-ят-но, «ло-ги-ка» ле-ген-ды вско-ре за-ста-вит апо-сто-ла Ан-дрея от-плыть на Со-лов-ки (чем эта слав-ная оби-тель ху-же Ва-ла-ам-ской?!), а за-тем сде-ла-ет его по-ляр-ным ис-сле-до-ва-те-лем. (В скоб-ках за-ме-тим, что та-ко-ва во-об-ще «ло-ги-ка» раз-ви-ва-ю-щей-ся вне на-уч-но-ис-то-ри-че-ско-го кон-тек-ста на-род-ной ре-ли-ги-оз-но-сти. Об-ра-зо-ван-ные хри-сти-ане долж-ны от-но-сить-ся к это-му с муд-рым по-ни-ма-ни-ем и не спо-рить с её про-сто-душ-ны-ми но-си-те-ля-ми.)

Кро-ме Рос-сии, апо-сто-ла Ан-дрея счи-та-ет сво-им апо-сто-лом и по-кро-ви-те-лем Шот-лан-дия; на фла-ге ко-то-рой при-сут-ству-ет и Ан-дре-ев-ский крест.

Ночь, пред-ше-ству-ю-щая цер-ков-но-му дню па-мя-ти апо-сто-ла Ан-дрея, име-ну-ет-ся «Ан-дре-ев-ской но-чью», в ко-то-рую, по на-род-но-му по-ве-рью, мо-ло-дым пар-ням и де-вуш-кам яв-ля-ют-ся об-ра-зы суже-ных.

Орден св. Андрея Первозванного

Императорский орден св. Андрея
Первозванного

Име-нем Ан-дрея Пер-во-зван-но-го был на-зван ор-ден, учре-жден-ный ца-рём Пет-ром I в 1698 го-ду. Ан-дре-ев-ский ор-ден - пер-вый и выс-ший ор-ден Рос-сий-ской им-пе-рии (до 1917 го-да). Пер-вое на-граж-де-ние со-сто-я-лось 10 мар-та 1699 го-да, ко-гда Петр воз-ло-жил зна-ки ор-де-на на ге-не-рал-криг-смей-сте-ра (впо-след-ствии фельд-мар-ша-ла) Ф. А. Го-ло-ви-на. Ор-де-ном на-граж-да-лись выс-шие во-ен-ные и граж-дан-ские чи-нов-ни-ки, не ни-же ге-не-рал-лей-те-нан-та или тай-но-го со-вет-ни-ка. Им-пе-ра-тор Па-вел I стал на-граж-дать свет-ски-ми ор-де-на-ми рос-сий-ское ду-хо-вен-ство, и пер-вы-ми ду-хов-ны-ми ли-ца-ми, при-чис-лен-ны-ми к ор-де-ну Ан-дрея Пер-во-зван-но-го, ста-ли мит-ро-по-лит Санкт-Пе-тер-бург-ский и Нов-го-род-ский Гав-ри-ил (Пет-ров) (1775-1801) и мит-ро-по-лит Мос-ков-ский Пла-тон (Лев-шин) (1775-1812). За всю ис-то-рию ор-де-на вру-че-но немно-гим бо-лее 1000 зна-ков. Де-виз ор-де-на - «За ве-ру и вер-ность». Знак ор-де-на - ко-сой Ан-дре-ев-ский крест си-ней эма-ли, на-ло-жен-ный по-верх чер-но-го двух-гла-во-го ор-ла, увен-чан-но-го тре-мя ко-ро-на-ми. На кре-сте изо-бра-же-ние рас-пя-то-го апо-сто-ла Ан-дрея и че-ты-ре зо-ло-тые ла-тин-ские бук-вы по кон-цам кре-ста: SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae - «Свя-той Ан-дрей, По-кро-ви-тель Рос-сии»).


Орден св. ап. Андрея Первозванного с алмазной звездой -
высший орден Русской Православной Церкви

Ор-де-ну при-над-ле-жал Ан-дре-ев-ский со-бор в С.-Пе-тер-бур-ге на Ва-си-льев-ском ост-ро-ве (Боль-шой про-спект, 21/23). В свя-зи с этим над вхо-дом в со-бор укреп-лён знак ор-де-на Ан-дрея Пер-во-зван-но-го.

Пер-вы-ми ка-ва-ле-ра-ми вос-ста-нов-лен-но-го в 1998 го-ду ор-де-на апо-сто-ла Ан-дрея Пер-во-зван-но-го ста-ли ака-де-мик Д. С. Ли-ха-чев, кон-струк-тор стрел-ко-во-го ору-жия М. Т. Ка-лаш-ни-ков, пре-зи-дент Ка-зах-ста-на Н. На-зар-ба-ев и Свя-тей-ший Пат-ри-арх Алек-сий II.

Име-нем Ан-дрея Пер-во-зван-но-го на-зван и выс-ший ор-ден Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, учре-ждён-ный Опре-де-ле-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да 28 де-каб-ря 1988 го-да в свя-зи с празд-но-ва-ни-ем Ты-ся-че-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си. На-граж-да-ют-ся им толь-ко гла-вы По-мест-ных Пра-во-слав-ных Церк-вей. Со-сто-ит из оваль-но-го зна-ка с изо-бра-же-ни-ем в рост апо-сто-ла Ан-дрея, дер-жа-ще-го в ру-ке боль-шой че-ты-рех-ко-неч-ный крест, и вось-ми-ко-неч-ной ал-маз-ной звез-ды с вен-зе-лем С. А. и над-пи-сью по окруж-но-сти: «Аз есмь свет ми-ру».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Ли-те-ра-ту-ра

Мюл-лер Л. Древ-не-рус-ское Ска-за-ние о хож-де-нии апо-сто-ла Ан-дрея в Ки-ев и Нов-го-род // Ле-то-пи-си и хро-ни-ки: Сб. ста-тей 1973 г. М., 1974, с. 48-63; По-ныр-ко Н. В., Пан-чен-ко А. М. Апо-кри-фы о Ан-дрее Пер-во-зван-ном // Сло-варь книж-ни-ков и книж-но-сти Др. Ру-си. Вып. I. М., 1987, с. 49-54; Ро-бин-сон А. Н. «Марш-рут» апо-сто-ла Ан-дрея // Стра-ни-цы: Жур-нал Биб-лей-ско-Бо-го-слов-ско-го ин-та ап. Ан-дрея. М., 1996. № 2, с. 57-74; Бур-ков В. Г. Ор-ден Ан-дрея Пер-во-зван-но-го // Со-фия. Нов-го-род, 1997. № 4, с. 36-37; Бур-ков В. Г. Воз-рож-де-ние пер-во-го рос-сий-ско-го ор-де-на // Со-фия. Нов-го-род, 1999. № 2, с. 34-35; Пра-во-слав-ная эн-цик-ло-пе-дия. М., 2001. Т. II, с. 370-377, 399-409 (ста-тьи с по-дроб-ны-ми биб-лио-гра-фи-че-ски-ми ука-за-ни-я-ми).

Фреска с изображением апостола Андрея Первозванного на кресте в соборе апостола Андрея Первозванного. Патры, Греция. Источник: svavva.ru

ОЛЬГА БОГДАНОВА

Святой апостол Андрей, вступив в число учеников Иоанна Крестителя, с нетерпением ожидал пришествия Спасителя, а когда Иисус появился, первым последовал за Ним. Сразу же после Пятидесятницы aп. Андрей отправился во Фракию и Скифию с проповедью Слова Божия среди иверов, сарматов, тавров и скифов.

13 декабря (30 ноября по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует память святого апостола Андрея Первозванного.

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Это северная часть Святой Земли; галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.

В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия.

Преподобный Нестор-летописец писал в «Повести временных лет»: Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и… проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье» . Те, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Собор апостола Андрея Первозванного. Патры, Греция.

В 1564 г. в Москве начинает свою работу первая типография в стране. Под руководством печатника Ивана Федорова подготавливается к печати и издается Апостол - часть Нового Завета, включающая Деяния святых апостолов и 21 апостольское послание (полное название книги: «Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания»). Оригинальный шрифт, 48 заставок, 22 инициала и другие оформительские элементы образовали собственный стиль, названный старопечатным. Вероятно, было отпечатано 1-1,5 тыс. экземпляров Апостола, до наших дней дошло около 60.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля)… В 1565-1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г.А. Ходкевича. Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол… Первопечатник обращается к новому ремеслу - «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г.

Такова краткая событийная канва жизни Ивана Федорова, скорее, напоминающей судьбы западноевропейских гуманистов, переходивших от одного мецената к другому, чем жизненный путь древнерусского книжника. Иван Федоров был не только организатором книгопечатания в Москве и на Украине, не только издателем полиграфически совершенных книг, он был и замечательным мастером слова. Памятниками его писательского искусства служат послесловия к осуществленным им изданиям. С одной стороны, эти послесловия продолжают традиции древнерусских послесловий к рукописным книгам и писцовых записей на рукописных кодексах. С другой стороны, эти сочинения Ивана Федорова (а большинство исследователей склоняется к тому, что они принадлежат перу самого первопечатника) заложили основы совершенно особого жанра - послесловия к печатной книге (послесловиями была снабжена большая часть продукции Московского Печатного двора), с присущим ему лаконизмом, особым формуляром и т. д.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К АПОСТОЛУ

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте - в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников - дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу - Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси - Апостол 1564 г. говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства. М.Н. Тихомиров в своей статье о начале книгопечатания в России подтверждает это сообщение свидетельством писцовых книг Свияжска 1565-1567 гг. (Свияжск - город на другом от Казани берегу Волги). В Успенском Свияжском монастыре в это время было: «Евангелье печатное в десть на бумаге... пятеры псалмы в полдесть печатных». М.Н.Тихомиров отождествляет эти книги с одним из так называемых безвыходных Евангелий и Псалтырью, которые были посланы в пределы «новопросвещеннаго» Казанского царства.

В середине XVI в. в монастырях и церквах Московского государства был объявлен сбор книг для новооснованных церквей и монастырей Казанской епархии - об этом свидетельствуют II Новгородская летопись, записные и переписные книги монастырей. Новгородская II летопись под 1555-м годом сообщает: «И того лета по всем монастырем новгороцким сбирали денги на владыку Казанскаго на Гурья, да и книги имали по манастырем, Апостолы и Евангелия, и четьи - в Казань».

Это подтверждает важность сформулированной в послесловии Апостола первой причины заведения книгопечатания. Такие факты свидетельствуют и о том, что московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись).

13 декабря день памяти апостола Андрея Первозванного. Считается, что он стал первым проповедником христианства на территории России.

Проповедничество

Преданию, Андрею выпал жребий проповедовать в Скифии. Апостолы, полагаясь на высшую волю, таким образом определили каждый для себя место, где будет распространено слово учителя. Так, за тысячу лет до Крещения, апостол Андрей посетил территорию будущей Руси. Епифаний Монах составил житие Андрея Первозванного, переведенное в конце XI века. Согласно ему, Андрей побывал в Скифии неоднократно, прошел до Крыма и был в Херсонесе.

На Руси было свое сказание о посещении Андреем Первозванным русских земель. "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь" вошло в «Повесть временных лет». Летописец указывает, что Андрей Первозванный прибыл из Синопа в Корсунь (Херсонес). Он захотел пройти по Днепру до Рима и по пути благословил место, где впоследствии возник Киев: «И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру», - говорится в Повести.

Новгород

На севере, в земле словен, апостол побывал на месте возникновения Новгорода. Согласно Повести, Андрея Первозванного особенно удивляли нравы местных жителей: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Олеарий сообщает, что Андрей в Новгороде не только учил отправлению истинного богослужения, но и наставлял в постройке церквей и монастырей.

В память о святом в Новгороде в конце XI века построили храм, а с 1097 года начались и церковные службы Андрею Первозванному.

Орден святого Андрея Первозванного стал Петровскую эпоху главным орденом, даваемым за воинские подвиги и государственные заслуги. Император учредил его 30 ноября 1698 года. «На самого Петра орден св. Андрея Первозванного был возложен (10 мая 1703 г.) генерал-адмиралом графом Головиным, первым кавалером этого ордена. Екатерина II повелела вручать каждому новопожалованному кавалеру печатный экземпляр орденского статута… С 1860 года размер единовременных взносов при получении Ордена установлен следующий: св. апостола Андрея Первозванного - 500 рублей», - так говорится об этом ордене в словаре Брокгауза и Эфрона.

Андреевский крест сталсимволом, который использовали на флоте. Император Петр I учредил специальный флаг, который впервые появился над над галиотом «Орел» . Петр I лично занимался разработкой изображения для флага, он создал около десяти эскизов. И окончательно остановился на таком: "Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". В таком виде флаг был на русских военных кораблях до ноября 1917 года. И только в 1992 году военно-морской флаг СССР сменили на военно-морской флаг России. Символика Андреевского креста вернулась.

В 1644 г. иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Федоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в наст. время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603–1604 гг. по указанию Бориса Феодоровича Годунова был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, помещенный в Благовещенском соборе Московского Кремля..

В день Святой Троицы в 1703 году в основание Петропавловской крепости в Петербурге был заложен золотой ковчежец, в котором хранились мощи апостола Андрея - в городе, названном в честь святого Петра, брата Андрея Первозванного. На Васильевском острове воздвигли собор в честь апостола Андрея.

Возвратясь из Греции, Андрей пришел в город у Коринфского залива – Патры. Как и везде на своем пути он проповедовал, что не понравилось Егату Антипату – местному правителю. Христианство приняла жена правителя Максимилла, а его брат Стратоклий обрел исцеление. Егат повелел казнить апостола на двухметровом кресте Х-образной формы. Именно это орудие казни стало впоследствии символом святого. Смерть Андрея датируют 62 годом после Рождества Христова.

Крест хранился в самом большом греческом соборе, названном в честь святого. В честь 1025-летия Крещения Руси крест был привезен в Россию после переговоров с Элладской церковью. Его смогли увидеть жители Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, Киева и Минска.