Умственное и речевое развитие ребенка. Развитие речи — важнейшее условие умственного развития Развитие правильной речи важное условие умственного развития

Светлана Шапошникова
Развитие речи - важнейшее условие умственного развития.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания и психолингвистики.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) . Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи , но и культуры общения.

Важнейшим показателем речевого общения является развитие инициативной речи , когда ребенок самостоятельно начинает обращаться ко взрослому, активно используя накопленный к этому возрасту словарь.

Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Работа над формированием словаря – важная составная часть занятий по развитию речи . Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения : «Что изменилось?» , «Отгадай и назови» . Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Занятия по развитию речи , активное общение с окружающими способствуют обогащению и уточнению словаря детей, формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи . Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной речью .

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка .

Работа по развитию речи включает в себя :

Воспитание звуковой культуры речи ;

Формирование грамматически правильной речи ;

Формирование разговорной (диалогической) речи ;

Обучение связной монологической речи (рассказывание) ;

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;

Воспитание интереса к художественному слову.

Развитие речи в дошкольном возрасте является процессом многоаспектным по своей природе. Взаимосвязь речевого развития , овладение языком и умственного , познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления .

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает :

1. Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;

2. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, возражать) ;

3. Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.

Пожалуй, каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить в целом, и речевое развитие в частности.

Первые годы жизни ребенка закладывают фундамент для развития речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонения от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильное, четкое речи. Желательно, чтобы отец и мать говорили с малышом на одном, родном языке. Очень важно, что язык, который воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте - это наиболее благоприятные годы его жизни.

Артикуляционная гимнастика - важный шаг на пути к правильной речи

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов речи: языка, губ, челюстей и мягкого неба.

Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) влечет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение различных звуков.

Цель артикуляционной гимнастики - развитие подвижности органов речевого аппарата, отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить ежедневно, отводя на нее от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.

Не перегружайте ребенка, не требуйте от него выполнения всех упражнений во время одного занятия.

Таблица усвоения детьми звуков речи

Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй.

Помните, что каждый ребенок - индивидуален, особен и, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашего языка, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаем Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков.

Возраст ребенка Звуки языка

От 1 до 2 лет А, О, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет У, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н, Й

От 3 до 4 лет С, З, Ц

От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет Л, Р

Как научить ребенка говорить правильно?

Уже к полутора годам словарный запас малыша может превысить двести слов. Как правило, эти слова воспроизводятся ребенком с некоторыми искажениями, этому виной неумение в полной мере владеть собственным речевым аппаратом.

Чем же в этом случае малышу могут помочь родители, и как научить ребенка говорить правильно?

Начинать с самого «начала». Имеется в виду с самого рождения ребенка, а можно еще и будучи беременной.

Играть со своей интонацией. На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своему языку.

Пустышка - враг правильной речи. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, проведенными детскими докторами, специалистами-логопедами. Пустышки способствуют развитию неправильного прикуса, что не только влияет на затруднения с артикуляцией, но и способствует задержке речевого развития в целом.

Обращение по имени, зрительный контакт. Чаще всего обращайтесь к ребенку по имени. НЕ забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему.

Использование жестов - незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словами, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами.

Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите. Коммуникабельным людям не трудно находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки.

Тренировка мышц. Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку; а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой.

Говорить медленно, повторяя по нескольку раз. Очевидно, что при быстром, смутном языке ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить.

Правильное произнесение слов взрослыми - залог правильной детской речи. От незнания, либо с целью говорить с ребенком на понятном ему языке, многие родители допускают искаженное произнесение слов. Как результат - малыш усваивает именно такую ​​ форму слова, находясь в абсолютной уверенности, что папа и мама неправильно говорить не могут. Искажения слов - прерогатива ребенка. Родители должны использовать общепринятую, а не придуманную малышом, словоформу.

Упрощение слова и предложения, но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем». Сначала ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения языка может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав». Но не надо намеренно искажать слова, особенно после года.

Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения. Например, сначала можно говорить «Аня держит котика», затем добавлять «Аня держит хорошего, пушистого котика».

Словесные игры. Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словам.

Чтение - основа создания богатого словарного запаса. Сравнительный анализ развития детской речи показали: те дети, родители которых не ленились по несколько раз в день читать сказки, стихи и короткие рассказы, имеют гораздо больший запас слов, чем дети, мамы и папы которых не утруждали себя настолько хлопотным занятием.

Связывание картинок с реальными предметами. Показывая ребенку ту или иную картинку в книге, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на похожесть.

Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, брату, сестренке, говорить «алло», узнавать «как дела?» наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки.

- Активные игры . Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с языковыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка.

Исключать фон при общении. Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу.

Не перегружайте ребенка. Помните, что у детей с речевыми нарушениями страдают все психические процессы. Поэтому во время речевых задач ребенку нужно давать больше времени для размышлений но не перегружать его. Не следует подгонять его с ответом, лучше повторить задание еще раз и только после неудачных многократных попыток намекните, в каком направлении следует искать решение этой задачи. Проявляйте свою смекалку.

Не упрекайте, когда у него что-то не получается, если чего-то он не умеет. Во время выполнения игровых задач у малышей (особенно на начальных этапах) могут возникать трудности. Не акцентируйте внимание на этом.

Каждый ребенок - индивидуальность. Его развитие происходит по собственным законам. Поэтому не сравнивайте своего малыша со сверстниками, которые, возможно, опережают его в своем развитии.

Золотое правило организации и руководства любой деятельностью ребенка, в том числе и игры: ребенку должно быть интересно и комфортно!

- Развитие мелкой моторики и овладение языком - процессы параллельные. Центр координации движения пальцев рук и языковой центр расположены настолько близко, что активное развитие одного приводит к столь же активному развитию другого. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка. Массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к различным поверхностям, составление пазлов и мозаики, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование и использование таких предметов, как ручка и ложка влияют на ускорение процессов овладения языком.

Проявляя терпение, находя время на чтение и развивающие игры, родители тем самым не только обучают малыша правильно говорить, но и обеспечивают своему ребенку достойное место в окружающем его социуме.

Правильное формирование речи - непременное условие нормального психического развития ребенка. Если задать родителям вопрос: «Чем малыш больше всего порадовал вас в конце первого года жизни?», то получим почти один ответ: «Первым словом». Действительно, первое осмысленное слово, произнесенное ребенком, свидетельствует о качественном скачке в его развитии. Общение при помощи речи никому из живых существ, кроме человека, не свойственно, способность к речи неразрывно связана с человеческим мышлением.
Но речь - это не врожденное качество. Области мозга, которые «отвечают» за речь, начинают активно работать лишь после рождения, причем самая главная роль в их развитии принадлежит взрослому, постоянно общающемуся с маленьким человеком. Если речь малыша развивается своевременно и правильно, то к концу третьего года жизни он свободно разговаривает, правильно произносит все звуки, употребляет простые грамматические формы. Речевое развитие способствует и умственному: малыш более общителен, он сознательнее воспринимает окружающий его мир, быстрее понимает происходящие явления. Естественно, такому ребенку будет легче учиться в школе.
Как могут родители помочь своему ребенку овладеть речью?
Давайте понаблюдаем, каким образом дети первого года жизни выражают свои желания и заявляют о своих потребностях, пока они еще не произносят слов. Ну, конечно, криком. Хочется есть - кричит, хочется на руки - кричит, холодно - также кричит, мокро - опять крик. И мама ласково приговаривает: «Ну, не плачь, маленький...»
Это речевое общение: маленький человек закричал, а взрослый ему ответил, сначала словом, а потом конкретным действием. Значит, взрослый понял, что хотел «сказать» ребенок.
Конечно, до настоящего разговора еще далеко, но ведь крик - это голосовая реакция, в которой участвуют те же органы, что и в образовании речи: голосовые связки, язык, мышцы щек и губ, так называемые органы артикуляции. Крик малыша - единственный доступный ему (до определенного возраста) способ сообщения о своих потребностях и возможность упражнения органов артикуляции. Когда он кричит, то сообщает о своих потребностях голосом. Взрослый, удовлетворяя эти потребности, должен ответить ему не только действием, но и поговорить с ним. Так активизируется деятельность мозга малыша.
Когда происходит общение с ребенком, в комнате должно быть тихо, радио и телевизор выключены. В различных звуках окружающего мира маленькому человеку нужно научиться различать звуки речи. Обязательно также, чтобы при этом ребенок видел лицо взрослого, движение губ, ведь он учится быть человеком, ему надо усвоить, что те звуки, которые произносит взрослый, совсем особые. При правильном воспитании к 3 месяцам он начинает отличать речь от других звуков, прислушивается к разговорам, и можно увидеть, как у него складываются губки при попытке подражать. В это время у ребенка, кроме крика, развиваются и более сложные голосовые реакции. Он начинает произносить протяжно гласные - гулит. Эти звуки свидетельствуют о том, что малышу хорошо: он накормлен, выспался, сухой.
Не следует оставлять гуление малыша без ответа. Надо поддерживать общение, дать ребенку время самому произнести звук, а затем повторить его чисто и отчетливо. Ребенок слышит свой голос и взрослого, начинает более правильно произносить звуки.
Все остальные действия с ребенком также следует сопровождать словами, особое внимание уделяя интонации спокойной, радостной или просящей. Тогда в возрасте от 3 до 5-6 месяцев ребенок долго, отчетливо и выразительно гулит.
Малыш растет, за гулением появляется лепет, т. е. к гласным звукам присоединяются согласные. Первые согласные в лепете возникают при смыкании губ - это «ма», «па», «та», «ба». Так же как и при гулении, надо вместе «лепетать» с ребенком, тогда он быстрее научится отчетливо произносить звуки.
Во втором полугодии первого года жизни малыш еще лучше овладевает интонацией и с помощью ее «сообщает», что ему нужно. Звуки могут быть одинаковые: «ма-ма» или «ба-ба», но произнесены с разной интонацией - то радостной, то спокойной, то выражающей недовольство. В этом возрасте интонационная сторона речи развивается наиболее активно, поэтому требуется еще большее внимание взрослого на собственные четкие, ясные интонации. Маленький человек должен слышать и связную речь, ведь ребенок, прежде чем заговорить, учится понимать взрослых. Обязательно связывать все обычные действия с ребенком со словами, которые относятся к этому действию. Например, при кормлении приговаривать: «Открой ротик, будем кушать кашку»; одевая малыша, следует объяснять: «Шапочку наденем, завяжем ленточки». Не надо в это время отвлекать его вниманием на разговоры с другими детьми, говорить слишком быстро; следует отчетливо произносить слова, чтобы ребенок связал действия и предметы с этими словами.
Очень хорошо показывать малышу предметы и называть их. «Вот часики»,- говорит взрослый. И маленький человек поворачивает головку к будильнику. «Где наш мишка?» И малыш ищет взглядом игрушку, если раньше ему не раз давали ее поиграть; повторять «Ах, какой хороший мишка!»
Почему первым у ребенка обычно бывает слово «мама»? Да ведь как раз это слово чаще всего произносится при разговоре с ребенком. Мама даст, мама возьмет на ручки, иди к маме... Слово «мама» ребенок слышит, мама все делает, поэтому образ и действия матери закрепляют это слово в пробуждающемся сознании ребенка, придают ему смысл.
К концу года ребенок довольно много понимает и говорит несколько осмысленных слов, хотя правильно произнести их маленькому человеку еще очень трудно, это дается многократными упражнениями. Наиболее отчетливо произносят годовалые дети те слова, в основе которых лежат звуки гуления и лепета, т. е. в произнесении которых ребенок упражнялся целый год. Сначала он лепетал «ма-ма-ма», а потом отчетливо произнес слово, это слово - «мама», лепетал «па-па-па», а затем сказал «папа». Напрасно обижаются некоторые отцы, что сын или дочка начинает произносить прежде «мама». Если в ежедневном разговоре малышу часто говорили: «Папа пришел. Папа сейчас возьмет на ручки», то весьма вероятно, что он скажет вначале «папа», а потом «мама».
Ну, а как же с более сложными словами? Бывает по-разному. Чаще всего дети выделяют тот слог, который находится под ударением,- они его обычно более отчетливо слышат и вместо «молоко» говорят, например, одни - «мо», другие - «ко». Важно знать, что оба эти слога у начинающих говорить детей означают «молоко».
Чтобы малыш поскорее начал правильно произносить слова, никогда не надо с ним «сюсюкать». Если он скажет «мо», то следует ответить: «Сейчас будем пить молоко». А если восхищаться его «детским» произношением и укорачивать слово так же, как ребенок, это замедляет процесс формирования у ребенка правильного произношения. И еще следует предупредить родителей: не надо много говорить с ребенком перед сном, когда он утомлен. Речевое общение - это большая нагрузка для малыша. Поэтому лучше всего учить его говорить, вызывать ответные голосовые реакции, называть и показывать ему предметы в утренние часы, после сна, когда малыш сыт, активен, в хорошем настроении.
На втором году жизни внимание к развитию речи ребенка не должно ослабевать. В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Ребенок понимает обращенную к нему связную речь, по слову выполняет простые поручения, замечает, когда взрослый умышленно «коверкает» слова, подделываясь под речь ребенка. Во втором полугодии второго года жизни происходит скачок в развитии активной речи - в 1 год б месяцев малыш пытается связать два слова в фразу («мама, дай»), в 1 год 8 месяцев появляются формы множественного числа, к 2 годам словарь насчитывает до 300 слов. Имена существительные составляют около 63%, глаголы -23%, другие части речи -14%. Союзов нет. От 1 года б месяцев до 2 лет проходит первый период вопросов: что это?
На третьем году жизни отрабатывается правильное произношение речевых звуков, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения. К концу третьего года жизни употребляются соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речевой системы заканчивается. Речь продолжает совершенствоваться на четвертом и пятом году жизни, когда добавляются длинные фразы, монологи* условная форма придаточных предложений, вопросы со словом «почему?». Речь становится привычным способом общения, развивается словесное мышление. На этой основе возможно овладение чтением и письмом.

Задержка в речевом развитии ребенка может возникнуть в первую очередь из-за неправильных воспитательных воздействий взрослых в течение подготовительного периода (невнимание к слуховому сосредоточению ребенка, интонационной выразительности речи, недостаточное внимание к подражанию речевым звукам взрослого, несвоевременная выработка смысловых связей между словом и предметом). На втором году жизни развитие понимания речи может быть задержано из-за недостаточного речевого общения с ребенком, а активная речь может задержаться в формировании, если взрослый не вызывает ребенка на активный речевой контакт. Эти формы задержки, связанные с так называемой педагогической запущенностью, могут быть ликвидированы с помощью целенаправленных мероприятий, но надо получить своевременную консультацию педагога или логопеда. Кроме того, встречаются речевые расстройства, которые можно разделить на четыре основные группы: нарушение звукопроизношения; нарушение ритма и темпа речи; расстройство речи, связанное с нарушениями слуха; недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся. Эти речевые расстройства чаще возникают в результате неблагополучного развития плода в течение беременности, осложнений в родах, различных заболеваний новорожденного. Такие дети нуждаются в специальных воздействиях логопеда или психоневролога.


Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Существует несколько взаимосвязанных видов речи: устная речь, внутренняя речь и письменная речь, все они неразрывно связаны с мышлением. Устная речь – это речь, произносимая вслух, она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям непосредственного общения людей, то есть является коммуникативной. В её содержании, темпе, ритме, плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие о тех же событиях говорят без особых эмоций, у одних речь лаконична, у других чрезмерно пространна, у разных людей - разный словарный запас. На содержание и непосредственное исполнение устной речи оказывает определяющее влияние мышление, и внимательный собеседник без труда определит, насколько активно в данный момент, насколько гибко в корне своем мышление говорящего, в какой степени развит его активный словарь и насколько оперативно собеседник управляется со своими мыслительными операциями. Разумеется, по одному или нескольким беседам нельзя судить о развитости мышления и уровне интеллекта собеседника, всегда нужно учитывать общее состояние человека, степень заинтересованности его в предложенной теме. Особенно, когда речь заходит об уроне развитости речи и мышления у детей, ведь произвольное внимание, когда они способны волевым усилием поддерживать беседу, формируется только в школьном возрасте.

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причём не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Для ребенка-дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Основная задача детского сада - развивать устную связную речь ребенка. Характерные особенности такой речи не только развернутость, но и произвольность. К семи годам речь ребенка должна быть содержательной, опираться на достаточные знания. Но этого мало - содержание должно быть выстроено в логической последовательности: существенные эпизоды нельзя пропускать, нельзя переставлять их беспорядочно, следует избегать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание. При этом ребенок должен -правильно произносить все звуки и слова родного языка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

По данным Кольцовой М.М для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Процесс усвоения родной речи – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека. Закономерностью усвоения языка мы называем зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды – естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т.е. языковой среды, специально подготовленной методическими средствами (в детских дошкольных учреждениях).

Закономерность усвоения речи: способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка. Родная речь усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у ребёнка должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи – глаз и руки), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), и движения эти должны быть скоординированы со слухом.

Речь усваивается, если ребенок, слушая чужую речь, повторяет (вслух, а затем и про себя) артикуляции и просодемы говорящего, подражая ему, т. е. если его речевые органы активно действуют.

Серьёзное значение имеют особенности психики ребёнка: ребёнок должен чётко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Ребёнок должен сам правильно воспроизвести услышанное. Для этого должен чётко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг).

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

Но основные причины подобного явления - нарушение фонема­тического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влия­ет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формиро­вание навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дош­кольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Наиболее значимым для ребёнка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становиться школьником.

Ребёнок сочетает в себе следы дошкольного детства с новыми качествами школьника. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.

Очень важно:


  • как протекало физическое развитие ребёнка, его особенности;

  • состояние физического слуха (частые отиты);

  • развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, отклонения в развитии;

  • состояние нервной системы (возбудимость, подавленность и т.д.);

  • какими знаниями и представлениями об окружающем мире владеет ребёнок (пространство, время, счётные операции);

  • развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания, умения слушать учителя;

  • познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе.

Понятие готовности к обучению включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность ребёнка к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка, как средства общения.

1. К школьному возрасту у ребёнка должна быть сформирована вся звуковая сторона речи .

Ребёнок должен владеть правильным, чётким звукопроизношением всех групп звуков.

2. К шести годам полностью формируются фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность детей к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Это умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков АИУ; анализ обратного слога гласный – согласный ; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

4. Развитие словаря, умение пользоваться разными способами словообразования. Образование и правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме. Выделять звуковые и смысловые различия между словами. Образовывать прилагательные от существительных.

5. К школьному возрасту формируется грамматический строй речи. Это умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением. Правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, грамматически правильно строить сложные предложения. Дети должны уметь составлять рассказы по картинке, по сериям сюжетных картинок.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте , чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.

Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.