Егэ русский язык 18 задание теория

Теория для Задания №18 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Знаки препинания при обращении и вводных словах»

Необходимо знать следующие темы:
-вводные слова и словосочетания
-обращения.

Вводные слова и словосочетания

Вводные слова и словосочетания, не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются запятыми, не меняют информации в предложении, их можно исключить без искажения смысла.

Группы вводных слов по значению

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.).
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на буду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.).
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателя с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли),пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

ОМОНИМИЯ
Одни и те же слова могут употребляться как в качестве вводных, так и в качестве членов предложения! (К членам предложения можно задать вопросы, к вводным словам – нельзя)

НАПРИМЕР:
Вы, верно, знаете этого человека. (вводное слово)
Вы верно перевели текст. (наречие)
Прежде всего, нужно ли говорить об этом? (вводное слово)
Прежде всего нужно поговорить о книге (наречие).
Он, знаешь, человек обязательный.(вводное слово)
Ты знаешь его? (глагол)

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания:
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы

Сложные случаи
I. Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них НЕ ОТДЕЛЯЮТСЯ.
Примеры: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч.); Ах Надя, Наденька, мы были б счастливы… (Ок.); О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.); О солнце, раскаленное чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землей! (Забол.); Смерть, а смерть, еще мне там дашь сказать одно словечко? (Тв.).

II. Если же перед обращением оказывается междометие, то оно ОТДЕЛЯЕТСЯ запятой или восклицательным знаком.
Примеры: Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей (Еc); Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! - С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ее).

Как отличить омонимичные частицы и междометия (о, ах, а)

Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения);
Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них имеется пауза.
Сравните:
О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.)
О, ветер! О, снежные бури! (Бл.).

Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.
Примеры: Эй, берегись! Устроишь замыкание! (Возн.); - Эй, поосторожней там! - крикнул Степаxa (Крут.); - Куда? Ты что? Эй!.. (Шукш.); - Эй! Нельзя! - испугалась Фрося (Ток.).

В задании 18 ЕГЭ по русскому языку вы работаете со сложноподчиненными предложениями, состоящими из главного и придаточного предложения. Вам известно, что на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые. Какие трудности могут встретиться при определении этих границ?

Формулировка задания:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений(4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Напомним, что нужно знать, чтобы определить границы между главным и придаточным предложением.

Придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзов или союзных слов, которые, как правило, располагаются на границе предложений, т. е. начинают придаточную часть. Но есть некоторые предложения, в которых союз или союзное слово стоит не после запятой на границе предложений, а внутри придаточного предложения.

Придаточное может стоять перед главным предложением, после него и внутри него. Запятые ставим на границе предложений:

1) , (союз или союзное слово) 2) (союз или союзное слово),

3) [ , (союз или союзное слово), ]

Какие синтаксические конструкции чаще всего встречаются на экзамене? Сложноподчиненные предложения с придаточной частью, которая располагается внутри главного предложения (см. схему 3) и присоединяется к нему с помощью союзного слова который. (Не забудьте, что это слово склоняется и может иметь предлог.)

Как выполнить такое задание? Прочитайте предложение выразительно, смысловые паузы укажут вам на границу предложений. Прочитайте каждое простое предложение (не забудьте, что вам надо соединить две части главного предложения, если придаточное разделило его). Убедитесь, что вы правильно определили союз или союзное слово, соединяющее предложения.

Выполним задание :

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3)

насчитывает более шестидесяти тысяч художественных

произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с

XI века.

Прочитаем выразительно, делая смысловые паузы.

Прочитаем отдельно главное: Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Прочитаем придаточное предложение: коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений .

Определим средство связи: которой.

Ответ: запятые стоят на границе предложений 1, 4.

Еще примеры:

Он поинтересовался, возле какого дома остановить машину, и снова замолчал. Главное предложение: Он поинтересовался и снова замолчал . Союз И соединяет сказуемые в главном предложении. Придаточное предложение: возле какого дома остановить машину . Союзное слово возле какого .

Схема: , (возле какого)

Мы увидели замок, непривычный архитектурный стиль которого так и не смогли определить . Союзное слово которого стоит внутри придаточного предложения. Схема: , (которого)

Он спросил, хотим ли мы есть, и пригласил всех к столу . Главное предложение: Он спросил и пригласил всех к столу . Придаточное предложение: Хотим ли мы есть . Соединяющее слово ли .

Схема: [ , (ли…), ]

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Вводные слова – это слова, которые входят в состав предложения, но не вступают в грамматическую связь с членами предложения.

Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:

  1. Различная степень уверенности : конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др.
  2. Чувства : к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
  3. Источник сообщения (кому оно принадлежит): по мнению, по словам, по сообщению и др.
  4. Порядок мыслей и их связь : во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др.
  5. Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателей : одним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

  • Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
  • Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
  • Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
  • При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
  • Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
  • Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом.
  • Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

  • якобы,
  • словно,
  • даже,
  • едва ли,
  • вдруг,
  • буквально,
  • будто,
  • ведь,
  • вряд ли,
  • всё-таки,
  • как раз,
  • к тому же,
  • по решению,
  • по представлению,
  • поэтому,
  • вдобавок,
  • в конечном счете,
  • небось,
  • как будто

Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):

Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.

Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.

Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.

Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.

Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций

Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции:

Мой рассказ, наверное, расстроил её.

Мой рассказ расстроил её.

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №1

Начало формы

1. В редком ельнике (1) перед усадьбой метались в траве три мотоцикла (2) пулеметы (3) которых (4) торопливо били куда-то вверх.

2. Д орога бежала в выемке (1) по обе стороны (2) которой (3) высились песчаные откосы с соснами.

3. Здесь начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору (1) и окно (2) сквозь (3) которое (4) уже синели зимние сумерки.

5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете (1) убранство (2) которого (3) обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность

7. Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) мы пробирались (4) ещё белело меж деревьев.

8. Мы давно ехали узкой дорожкой (1) две-три колеи (2) которой (3) чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга

9.Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.

10. Немного поодаль парило плотное облако (1) в глубине (2) которого (3) загорались и гасли красные искорки.

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №2

Начало формы

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест (2) принадлежит И.И Шишкину (3) с именем (4) которого (5) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

    При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.

    Научные интересы С.М Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

    Журавлёв кинулся к орудию (1) возле (2) которого (3) копошился батареец с перебитой рукой.

    В XVIII столетии (1) при европейских императорских дворцах (2) существовали оркестровые и хоровые капеллы (3) для руководства (4) которыми (5) приглашались выдающиеся музыканты.

    Сыновья Иоганна Себастьяна Баха (1) и другие воспитанные им музыканты (2) из числа (3) которых (4) вышло немало серьёзных профессионалов (5) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

    Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

    Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.

9. Теперь навстречу нам вырастал молодой ярко-зелёный лесок (1) над вершинами (2) которого (3) уже исчезали меловые скалы.

10.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

КЛЮЧИ

задания

1 вариант

2 вариант

1

2

3

4

5

6

2 5

7

1 4

8

9

2 5

10

1 4

Конец формы

ЕГЭ 2017 Задание 18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении


Так выглядит это задание в демоверсии 2017

Расставьте знаки препинания:

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Ответ: 14


Что требуется от Вас при выполнении этого задания?

Правило

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

( Мелеховы выехали на покос], ( когда уже на лугу была чуть не половина хутора) .

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).


Повторим основные понятия

Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных.

Ловушка №1!

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

[ Скоро пять лет] , ( как я работаю в институте).


Ловушка №2!

Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!

Помни!

В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!


Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

с одним придаточным

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

Меня упрекают , но не знаю в чем

1) если перед ними стоит отрицание не:

, но (в чем).

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

, а именно (если).

(не чтобы), а (чтобы)

(ни как), (ни кто)


При составных союзах:

благодаря тому что

ввиду того что

В начале предложения - запятой НЕ разделяется

вследствие того что

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].

в силу того что

собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!

НЕ + составной союз:

оттого что

потому что

пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз :

несмотря на то что

[ Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное ).

вместо того чтобы

Вводное слово + составной союз:

для того чтобы

с тем чтобы

[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

в то время как

после того как

перед тем как

с тех пор как

так же как


Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.

5. Проставить знаки препинания.

6. Выбрать вариант ответа.

7. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ , поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.


Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).

Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.


Обратите внимание!

  • Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

События, свидетелями которых мы стали , потрясли город.

2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь .

3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам , написаны нашими современниками.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.


2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цицерон (1) речи (2) которого (3) признаны образцом ораторского искусства (4) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики».


3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолётом или гусеничной техникой.


4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы те(1), которые(2) здесь(3) роясь в темноте(4) питаем вас.


5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот книга(1) прочитав (2) которую (3) ты многое для себя откроешь.


6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Теплота(1) с которой дочь говорила о своей матери(2) и (3)которая освещала её лицо(4) невольно привлекала внимание.


7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Принесен был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.


8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

История научной фантастики - это история идей (1) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.


8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Спелеологи при свете фонаря (1) освещавшего всю пещеру (2) увидели осколок скалы (3) на котором (4) нарисованы были фигурки людей и животных.


9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На высоком (1) зеленом стержне Столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.


Спасибо за внимание!

Успешной сдачи ЕГЭ - 2017