Методика работы по составлению схемы слова. Составление предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу Составь из предложений рассказ логопедическое занятие

Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.

Задачи.

Коррекционные:

· Уточнить и закрепить пространственные представления.

· Формировать межполушарное взаимодействие.

· Формирование языкового анализа и синтеза.

· Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.

· Расширять активный словарь.

· Формировать адекватную самооценку.

Образовательные:

· Продолжать формировать понятие о профессиях.

· Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.

· Упражнять в грамматическом оформлении предложений.

· Формировать навыки словообразования.

Воспитательные:

· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.

· Учить взаимодействовать друг с другом.

· Работа над осведомлённостью.

· Развивать рефлексию.

Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.

Ход занятия.

Организационный момент (кинезиология).

Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.

1. Упражнение «Буратино»

Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.

2. Дыхательная гимнастика:

Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом - выдох на пять счётов носом.

3. «Морганье».

А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.

Формулирование темы и цели занятия.

Игра «Добавь волшебный слог».

Ребята, добавьте недостающий слог -тель, -чик, -ник или -щик.

Дрессиров___

Автомат___

Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).

С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?

Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».

Игра «Скажи в нужной интонации».

Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:

ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!

Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.

ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?

Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.

Деление на команды.

Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.

Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.

Конкурс 1. «Будь внимательным!»

Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.

Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской—

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пропахла бензином.

Блузка рабочего—маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате—лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак!

Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».

Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.

На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:

Кто? _____ _____ кем? .

За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.

Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).

У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.

Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».

Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.

Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).

Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.

Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».

Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):

Кто? ______ что? .

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.

Конкурс 5. «Женские профессии».

Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.

(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).

Пианист—

Портной—

Писатель—

Продавец—

Гитарист—

Барабанщик—

Велосипедист—

Художник—

Скрипач—

Гитарист—

Космонавт—

Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».

Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.

Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.

Конкурс 7. «Установи закономерность».

Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.

За каждый правильный ответ—1 балл.

Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо?»

Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.

Кинешь в речку—не тонет,

Бьёшь о стенку—не стонет,

Будешь об пол кидать—

Станет кверху летать.

На прогулке бегуны

Одинаковой длины

Через луг бегут к берёзке,

Тянут две полоски.

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

(Расчёска)

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу,

Усердную …(иголку)

В поле чёрном заяц белый,

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?

Льётся речка—мы лежим.

Лёд на речке—мы бежим.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(Градусник)

Подведение итогов, рефлексия.

Подсчёт баллов, объявление победителей.

Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.

Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.

Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.

Поднимите руки, кому было интересно.

Поднимите руки, кто узнал что-то новое.

Спасибо, ребята, до новых встреч!

Тема: «Составление предложений - полных ответов
на вопросы по тексту»

Цель: формировать умение составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;
развивать умение распространять предложение;
учить произносить предложения с различной интонацией;
. расширять знания детей о птицах;
развивать слоговый анализ и синтез слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
На доске:
- ЖА - ЧАН
- РАБЛИК - ЛЕНО
- РОБКА - ЗА
- ТИК - РЕНЬ
Рыдают буквы в каждой строчке. - От наших слов - одни кусочки. У всех у нас одно начало И, как назло, оно пропало. Но если вы его найдете, То сразу все слова прочтете.
(Я. Пишумов)
- Догадайтесь, какой одинаковый слог пропущен в этих
словах. Прочитайте слова.
- Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Все слоги слова заканчиваются на гласную. (Кожа. Коза
- Сядет тот, кто назовет слово из трех слогов, в котором
все слоги заканчиваются на гласную. (Колено.)
- Сядет тот, кто назовет слова из двух слогов. Последний
согласный слова звучит твердо. (Котик, кочан.)
- Сядет тот, кто назовет слово из двух слогов. Последний
согласный слова звучит мягко. (Корень.)
- Сядет тот, кто произнесет по слогам оставшиеся слова.
(Кораблик, коробка.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Игра «Полный ответ»
■■- Назовите птиц. (Учитель-логопед выставляет предмет¬ные картинки (рис. 2): «Утка (дикая)», «Соловей», «Стриж», «Сорока», «Кукушка», «Сова», «Воробей», «Синица», «Дятел», «Журавль», «Лебедь», «Скворец», «Ворона».
- Дайте правильный и полный ответ на мой вопрос? По¬считайте количество слов в предложении.
На какое дерево садится ворона после дождя? (После дождя ворона садится на мокрое дерево.)
Какая птица любит блестящие вещи? (Сорока любит блестящие вещи.)
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.)
Какая птица охотится ночью?{Сова охотится ночью.)
Какие птицы зимуют в наших краях? (В наших краях зимуют короны, воробьи, сороки, дятлы, синицы.)
Какие птицы улетают зимовать в теплые края? (В теплые края улетают зимовать журавли, лебеди, утки, кукушки, соловьи, скворцы.)
Какую птицу зовут лесным доктором? (Дятла зовут лесным доктором потому, что он спасает деревья от вредных насекомых.)
- Каким был ваш ответ: полным или коротким, кратким?
Объясните свой ответ.
4. физкультминутка «Кто последний?»
- Послушайте предложение. Дополните его одним словом,
перекидывайте мяч друг другу. Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и повторит всю
фразу правильно.
Птичка вернулась.
Птичка вернулась весной.
Птичка вернулась ранней весной.
Перелетная птичка вернулась ранней весной
5. Подбор родственных слов по данному образцу.
Словарная работа
- Отгадайте птицу:
[С], потом [Т], потом [Р], потом [И], потом [Ж]. (Стриж.)
- Послушайте родственные слова.
Стриж - стрижиха, стрижонок, стрижата, стрижиный, стрижик, стрижище, стрижоночек.
- Отгадайте загадку.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее {ворона).
Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Ворона».
- Подберите родственные слова к слову ворона:
Ворона - ворон, вороненок, воронята, вороний, воронье, проворонить...
6. Работа со скороговоркой
На доске: ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА
- Прочитайте.
- Что написано? Почему трудно понять?
- Запишите предложение правильно, обозначая начало и
конец предложения.
- Прочитайте записанное предложение с интонацией повествования.
- Прочитайте предложение с интонацией восклицания.
- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.
7. Работа с текстом «Ворона». Полные ответы на вопросы
Учитель-логопед раздает карточки с текстом «Ворона»
ВОРОНА
Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у нее обычно серые и черные.
Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живет в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
- Послушайте. (Текст читает учитель-логопед.)
- Прочитайте. (Читают 1-2 ученика.)
- Что мы прочитали? (Текст.) Объясните свой ответ.
- О ком идет речь в тексте?
- Какую пользу приносят вороны? Прочитайте предложение-ответ.
Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.
- Сколько слов в этом предложении? (б)
- Каким был ваш ответ: полным или кратким?
- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка ученика.)


- Где живут вороны? Составьте полный ответ. (Учащиеся самостоятельно составляют полный ответ.)
- Сколько слов в этом предложении? Каким был ваш ответ: полным или кратким?
- Запишите предложение, обозначьте начало и конец предложения (орфографическая диктовка, обратить внимание на постановку знаков препинания.)
- Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Составьте графическую схему предложения. Обозначьте интонацию конца предложения.
- Пользуясь текстом и своими наблюдениями, устно опишите ворону. (Учитель-логопед редактирует предложения детей.)
8. Итог занятия
- Что вы делали сегодня на занятии?
- Какими были ваши ответы?
- Какой ответ можно считать полным?

Логопедическое занятие по теме «Слово. Предложение. Текст» предназначено для учащихся первых классов, имеющих трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные общим недоразвитием речи. Данное занятие разработано с использованием мультимедийных презентаций и игровых методов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Слово. Предложение. Текст".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи:

образовательные :

  1. закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;
  2. учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие :

  1. развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;
  2. развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;
  3. формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные :

  1. воспитывать умение слушать себя и окружающих;
  2. воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала .

Оборудование: игрушка Буратино, конверт с написанными заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами, проектор, интерактивная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. Поставьте зеркала в рабочее положение. Вспомним Сказку о веселом язычке.

Жил-был Веселый язычок (Выполнение детьми упражнения «Лопатка» - Презентация 1 - слайд 2 ). Поздоровайтесь с ним (Дети выполняют упражнение для губ «Трубочка» - Презентация 1 -с лайд 3 ). Язычок очень любил свой домик. Двери домика то открывались (Дети открывают широко рот. - Презентация 1 -с лайд 4 ), то закрывались (Дети закрывают рот. - Презентация 1 - слайд 5 ). Он часто красил двери (Дети выполняют упражнение «Сладкое варенье» - Презентация 1 -с лайд 6 ), потолки (Дети выполняют упражнение «Маляр» - Презентация 1 - слайд 7 ). Когда было тепло, язычок грелся на крылечке и качался на качелях (Дети выполняют упражнение «Качели» - Презентация 1 - слайд 8 ). Подует ветер, Язычку холодно, он превращается в иголочку (Дети выполняют упражнение «Иголочка» - Презентация 1 - слайд 9 ).

Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.

III. Постановка цели.

Логопед показывает игрушку Буратино:

Ребята, к нам гости пришёл Буратино! Он очень рад встрече с нами! Буратино, когда вчера гулял по осеннему лесу, простудился и теперь не может говорить! У него ангина! (Презентация 2 - слайд 1 ) Поэтому он принёс собой конверт, а в нём письмо с заданиями. Он хочет проверить, какие знания вы получили на логопедических занятиях.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Буратино смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной? (Презентация 2 - слайд 2 )

Ребята, давайте разделимся на две команды и поиграем! Первая команда - "Листики", вторая команда - "Лучики". А Буратино будет внимательно следить за тем, какие вы активные и как вы справляетесь с заданиями, которые он для вас приготовил. За каждый правильный ответ я буду давать команде осенний листочек.

IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения ():

Презентация 2 - слайд 3: Листья опадают.

Презентация 3 -слайд 1 : Часто идут дожди.

Презентация 3 -слайд 2: Птицы улетают на юг.

Презентация 3 -слайд 3: Люди загорают на пляже.

Презентация 4 -слайд 1: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Презентация 4 - слайд 2 ) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V. Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Ребята, Буратино приготовил для вас новое задание! Составьте графические схемы этих предложений. Кто быстрее: первая или вторая команда?!

Посмотрим на слайд и проверим, какая команда правильно составила графические схемы предложений (Презентация 4 - слайд 3 ).

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная

Лист дубовый, лист рябинки, с большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши.

VII. Каллиграфическая минутка

Ребята, Буратино, загадал нам загадку (Презентация 5 - слайд 1 ):

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят.

Когда это бывает? (Осенью.)

На какой звук и букву начинается слово "осень"? (На звук и букву О .)

- Буратино, очень любит писать (Презентация 5 - слайд 2), а вы любите писать?! (Да.) Сейчас мы это проверим, напишите красиво и аккуратно букву О (Презентация 5 - слайд 3 ).

Мы вместе с Буратино оценим, какая команда лучше справилась с заданием.

VIII. Определение границ предложений в тексте.

Ребята, Буратино большой выдумщик, он припас ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (Презентация 5 - слайд 4 ).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильность определения начала и конца предложений в тексте (Презентация 5 - слайд 5 ).

IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание от Буратино – разгадать кроссворд. Ключевое слово “осень” (Презентация 5 - слайд 6).

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

Посмотрите на следующий слайд (Презентация 5 - слайд 7 ), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X. Итог

Молодцы! Буратино и я довольны вашими успехами! Победила дружба! (Презентация 5 - слайд 8 )

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

"Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».

Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.

Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;

2. научить распространять предложения;

3. научить составлять предложения по образцу;

4. научить составлять собственные предложения;

5. развивать внимание, логическое мышление.

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Сообщение темы.

Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех слов.

III Изучение темы.

1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».

Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, читающая книгу). Девочка читает. Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Что читает девочка? (Книгу). Девочка читает книгу.

Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу). Сколько стало слов в предложении? (Три).

2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».

Рассмотрите внимательно картинки. (На доску выставляются две предметные картинки, например: мальчик и рыба). Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:

Мальчик ловит рыбу.

3. «Составление предложений из трех слов каждым ребёнком».

Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.

4. Физкультминутка:

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».

А теперь давайте усложним эти предложения. Например: Девочка поливает цветы. Какие цветы? (Красивые)./ или: Какая девочка? (Маленькая).

6. Упражнение «Собери предложение из слов».

А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.

Пример: Мячик, Таня, ловит, большой.– Таня ловит большой мячик.

Свитер, мама, связала, красивый. (Мама связала красивый свитер)

Рыбу, рыбаки, поймали, крупную. (Рыбаки поймали крупную рыбу)

Книжку, Катя, читает, интересную. (Катя читает интересную книжку)

Стрекозу, Рита, увидела, большую. (Рита увидела большую стрекозу)

Булку, Вова, купил, вкусную. (Вова купил вкусную булку)

Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)

Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).

IV. Итог:

Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанут и пойдут в группу дети с последнего ряда, затем со второго ряда, потом с первого ряда.


Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква»

Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква.

Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложения из двух, трёх, слов, опираясь на схему. Закрепить умение называть обобщающим словом перечисленные предметы. Дать детям понятие «сложное слово». Воспитывать самоконтроль за правильной осанкой.

Оборудование: предметные картинки, кусочки ваты для каждого ребёнка,рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Я сейчас назову помещения, а вы подумайте и скажите каким словом можно всё это назвать.

(кухня, прачечная, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда - это всё… детсад.).

Воспитатель, медсестра, повар, заведующая, дворник, сторож – это. профессии в дет. саду.

2. Развитие общей, мелкой моторики.

Переменка

Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом,

Отдохните хорошенько: выполняя подскоки.

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь, Танцуют.

Можно сесть и помолчать, Приседают.

Только – чур! – нельзя скучать!Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

А. Шибаев

Развитие мелкой моторики

Раным-рано поутру

Водичка, водичка, Показывают, как умывают лицо.

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. Дети имитируют стряхивание воды с ладоней.

Русская народная потешка

3. Развитие мимических мышц:

Дети изображают эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаётесь с мамой на целый день… но тут к вам подошли друзья и рассказали весёлую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы радостно откликнулись на её предложение.

4. Развитие артикуляционной моторики:

«Улыбка-трубочка», «лошадка», «грибок», «чашечка», «качели».

5. Работа над развитием направленной воздушной струи:

Игра «Подуй, как ветерок на тучку».

(Дети сдувают ватные шарики-тучки с ладони, стараясь не надувать щёчки).

6. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое предложение и слово, узнаем чем отличается звук от буквы.

7. Понятия «предложение» и «слово».

Логопед: Дети, за лето вы подросли, стали взрослыми. Где вы отдыхали летом? (Ответы детей)

Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (Разговариваем, общаемся.)

Когда люди общаются, то между ними происходит разговор, т. е. общение. А если говорит один человек, то это уже будет речь. Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. В предложении слова «дружат» между собой и рассказывают нам о ком-то или о чём-то. Представьте, что вы с мамой идёте по улице и смотрите вокруг. «Дождь идёт»,- сказала мама. (Получилось предложение.) «Дождь сильный», -сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

«Грязь под ногами», сказала мама. (Что получилось? Снова предложение.) «И ноги замёрзли»,- сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

А в предложении есть слова. А если мы просто будем произносить слова, то не сможем понять друг друга. Давайте попробуем: дождь, листья, мама, идти, сапоги, около. (Ничего не понятно.) Это потому что наши слова не «дружат».

8. Составление предложений по предметным картинкам и составление схем.

9. Физкультминутка.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаём и бегаем кругом.

(Дети выполняют движения по тексту).

10. Игра «Назови одним словом»

Логопед : Если у мальчика голубые глаза, как его назвать одним словом?

Дети: Голубоглазый.

Логопед : Если у девочки длинные волосы, она какая?

Дети: Длинноволосая. И т. д.

11. Дифференциация понятий «слог», «звук», «буква».

Игра «Что я показала, что я произнесла?»

Логопед произносит звук, спрашивает: Что я произнесла?

Дети: Это звук, звуки мы слышим и произносим.

Логопед показывает карточку с буквой, спрашивает: Это звук или буква?

Дети: Это буква, буквы мы видим и пишем. И т. д.

12. Работа в тетради № 3.

13. Итог занятия.

Что мы знаем о словах, которые составляют предложение? (Они «дружат» и рассказывают нам о чём либо.) Что такое слог? Чем отличаются буквы от звуков?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Тема: «Звук и буква О» Цель: познакомить детей со звуком и буквой О Задачи: - вспомнить артикуляцию [о], его характеристику - развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе