Духовный отец как его найти. Архимандрит Алексий (Поликарпов): Как найти духовника. Отношение к духовному отцу

Здравствуйте, батюшка! Я в прошлом вел очень порочную жизнь, много пил, был зависим от тяжелых наркотиков, блудил, прелюбодействовал, работал мошенником (лохотронщиком), содействовал в убийстве своего ребенка — это лишь малая часть моих подвигов. Господь вразумил меня, я очень близко, нос к носу столкнулся с врагом рода человеческого, чуть не погиб и через это пришел к вере. Вот уже три года воцерковляюсь, периодически (1-2 раза в год) срываюсь, начинаю пить, пью месяц, бывает два, потом поднимаюсь, раскаиваюсь, снова начинаю молиться, ходить на службы, участвовать в Таинствах. В период неофитства думал всё, жизнь изменилась навсегда, только вперёд к Господу, и ни шагу назад. Теперь я совсем не верю в свои силы, растерян. Понимаю, что нужен духовный наставник, но где его найти, и как попросить батюшку стать своим духовником? Живу в Королеве, второй год хожу в Свято-Троицкую церковь, очень нравятся Ваши проповеди, и я прекрасно понимаю, как Вы загружены, но может Вы подскажете мне батюшку, к которому я могу обратиться с этой просьбой? Спаси Вас Господь, отец Иоанн. Дмитрий

Ответ: Дмитрий! Крепко-крепко держитесь.

Не верьте себе, своим силам, но постоянно думайте о Боге, вечной жизни. И всякий раз молитесь, хотя бы своими словами, о том, чтобы Господь помог Вам избавиться от страстей. Постарайтесь, чтобы у Вас не было свободного времени. Расписание дня составьте так, чтобы Вам некогда было думать о вине. Найдите радость в работе, чтении, семье, но только — не в пьянстве. Прочитайте Библию.

Что касается духовника. Рядом с нами находится Свято-Троицкая Лавра, советую там найти себе молитвенника и духовника. Если туда ездить далековато, приходите в храм или звоните, обращайтесь ко мне, чем могу, помогу.

Помоги, Господи, побороть Вам страсти.

С уважением, отец Иоанн

Как найти духовника? Эта тема возникла совершенно случайно - после двух разговоров, услышанных в храме с разницей в неделю. В одном случае мужчина средних лет, вероятно недавно воцерковившийся, спрашивал свою знакомую, пожилую даму: «Нет, ты мне объясни, зачем мне нужен духовник? Я ведь и так каждое воскресенье в церковь хожу». Пожилая дама, растерянно разводя руками, только и нашлась, что сказать в ответ: «Ну а как же иначе?! Так принято». Второй разговор происходил неделю спустя между двумя пожилыми женщинами, одна из которых печально говорила своей подруге: «Мой духовник, отец Андрей, уехал куда-то в Рязанскую область. Прямо не знаю, что теперь делать? Как найти себе нового духовника? Такого же, как отец Андрей».

Эти случайно услышанные беседы, а также некоторые вопросы о духовном общении, которые приходят в редакцию «Прихожанина», побудили корреспондента интернет -журнала обратиться к наместнику Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандриту отцу Алексию (Поликарпову) с просьбой дать небольшое интервью на эту тему.

Отец Алексий, порой у людей, недавно пришедших к вере, возникают два наивных вопроса: «Зачем нужен духовник?» и «Как его выбрать?» Я понимаю, что для многих людей ответы на эти вопросы очевидны, но что можно сказать тем, кто лишь недавно вступил на свою дорогу к храму?

Конечно, если люди задают такие вопросы, значит надо разобраться. Прежде всего необходимо понять следующее: человек приходит в церковь получить благодать, духовную силу, чтобы созидать свое спасение. В храме он участвует в различных церковных таинствах: Крещении, Исповеди, Причащении, Венчании… Через эти таинства человек сподобляется соединения со Христом.

В данном случае мы говорим о таинстве Исповеди. Принимая в нем участие, верующий открывает духовное состояние своей души. Но исповедуется он не священнику - он приходит ко Христу и исповедуется прежде всего Самому Господу. Недаром в молитвах к исповеди сказано: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедование твое». Священник же является свидетелем откровенного разговора человека с Богом. Через него, священника, мы открываем Господу свои грехи и получаем прощение. Через исповедь Господь принимает наше покаяние, видит намерение исправиться, очистить свою душу. Это намерение мы должны подтвердить собственными словами.

Каждый верующий, приходя в храм Божий и приступая к таинству Причащения, может подойти к любому священнику, который в данный момент исповедует, и исповедаться в своих грехах. Если у меня нет духовника, которому я исповедуюсь, я могу подойти к любому священнику и через исповедание получить прощение грехов.

В то же время я могу избрать одного священника и исповедоваться только ему одному и лишь у него одного получать духовное наставление. При этом на исповеди я не только каюсь в своих грехах, но, если батюшке позволяет время, я могу рассказать ему о своих душевных проблемах, невзгодах и выслушать его совет, духовное наставление. Такой священник становится мне духовным отцом, я избираю его своим пастырем, чтобы руководствоваться в жизни его наставлениями.

- Отец Алексий, а как бы Вы ответили на второй вопрос - «Как выбрать себе духовника?»

Знаете, когда у батюшки отца Кирилла спрашивали, как выбрать духовника, он всегда говорил так: «Надо походить, посмотреть, к кому располагается моя душа, поисповедоваться разным священникам, чтобы увидеть, к кому я могу прилепиться, кого я могу считать своим близким духовным отцом».

Выбор во многом зависит от нас самих, людей кающихся и стремящихся стать другими. В воспоминаниях владыки Питирима есть такая шутливая история. Он приводит разговор двух женщин, которые пришли в исповедальню Данилова монастыря и прикидывают, к кому бы пойти исповедаться. Одна говорит другой: «Я пойду вон к тому». «Почему? - спрашивает ее подруга. - Ты его знаешь?». «Нет, - отвечает первая женщина. - Но он такой красивый». Вот вам и решение. Может, так ей легче будет покаяться в своих грехах (при этих словах отец Алексий улыбается). Может, она думает, что если батюшка красивый, то у нее в жизни все будет красиво. Конечно, человеческий характер имеет значение. Как говорят святые отцы, духовники бывают разные: умные, строгие, добрые, ласковые, внимательные… Но нельзя забывать, что душа человека отрывается не священнику, а Христу, и человек получает именно то, что ему необходимо. Кому-то нужна ласка и внимание, и такого человека духовник должен обласкать, успокоить его страждущую душу, которая ищет сострадания не просто человеческого, а сострадания через Христа. А кому-то, напротив, нужна строгость, потому что иной человек просто не в силах сам себя собрать, и для этого ему нужна помощь духовника.

Когда человек получит некоторый опыт в исповеди, тогда уже можно говорить, что он стремится к тому, чтобы обрести себе пастыря. Хочется надеяться, что верующий приобретет себе духовного отца на продолжительное время или даже на всю жизнь, и, возможно, этот духовный отец не только будет наставлять его, но и, когда придет время, проводит свое духовное чадо в жизнь вечную.

Хотя бывает по-разному, и отношения верующего со своим духовником тоже складываются не всегда одинаково. Но, повторюсь, важно помнить: мы приходим не к священнику, а ко Христу, и Христос всякий раз невидимо принимает наше исповедание.

Когда верующий, раз за разом приходящий к одному и тому же священнику, видит, что тот по-настоящему удовлетворяет его внутренним духовным запросам, дает реальную духовную силу, вот тогда верующий и говорит этому священнику: «Батюшка, хочу быть вашим духовным чадом». Чем чаще человек приходит и открывается на исповеди, тем лучше для его души. Как говорил преподобный Андроник Глинский, «кто меня слушается, тот мое и чадо».

- Правильно ли я понял Вашу мысль, отец Алексий, что человек может далеко не сразу выбрать себе духовника?

На поиск может потребоваться время и необходимость общения с разными священниками. Но неверным можно считать подход, когда человек говорит: «Я чувствую, что сегодня, в понедельник, надо идти к отцу Иоанну, а завтра, во вторник, я пойду к отцу Петру, а послезавтра - к отцу Сергию». Я сам слышал такое от одной женщины. Думаю, это совершенно неправильно. Та женщина полагала, что так ей подсказывает интуиция, хотя на самом деле она просто ходила от одного духовника к другому, поддаваясь своим эмоциям. Если я ищу пользу для души, то я обрету ее, независимо оттого, пойду ли я к отцу Иоанну, отцу Петру или отцу Сергию. Неправильно перебирать разных священников, хотя каждый священник и исполняет свое дело, послушание от Бога - спасти человеческую душу.

Значит разница между духовником и духовным отцом в том, что одному из них верующий не просто исповедуется в своих грехах, но и рассказывает о своей жизни?

Нет, дело совсем не в этом. Можно и тому и другому и в грехах покаяться, и о своей жизни рассказать, и совета спросить. Дело не в разговорах, а в самой жизни. Если человек имеет намерение относиться к конкретному священнику как к духовному отцу, духовному пастырю, то он выбирает его своим постоянным духовным наставником. И он не только к нему ходит на исповедь, но и руководствуется его духовными наставлениями. В общении со своим духовным отцом, прислушиваясь к его советам, я стремлюсь стать лучше. Я прихожу к нему и рассказываю о том, что мне удалось сделать, чтобы духовно вырасти, и получаю от него новые рекомендации, чтобы сделать следующий шаг на пути к духовному росту.

Батюшка, иной раз от какой-нибудь прихожанки в церкви приходится слышать: «Я к этому священнику не пойду, он очень строгий, а вот тот ласковый. Тот строгий священник в прошлый раз во время исповеди меня сильно отчитал, я так испугалась». Получается, что люди боятся строгих священников?

По-человечески это вполне понятно и объяснимо. Возможно, эта женщина, эта христианская душа выберет в качестве духовника ласкового священника, и, возможно, в духовном плане с ним она будет двигаться вперед. Но очень может быть, что получится совсем наоборот. Добрый батюшка будет ей все прощать и разрешать, и в ее душе не возникнет желание исправляться. И тогда, возможно, она пожалеет, что не выбрала духовника построже. Если мне ставят пятерки, то это не всегда означает, что я знаю предмет на «отлично». Может, стоит иной раз построже к себе относиться, не боятся поработать над собой.

Отец Алексий, вот еще какой момент. Бывают случаи, когда прихожанки влюбляются в своего ласкового духовника и начинают требовать его внимания...

Да, такое явление известно. Порой одинокие женщины действительно впадают в искушение, влюбляются в духовного наставника, переносят на него те чувства, которые должны испытывать к мужу. Это происходит из-за того, что женщины просто забывают, что священник - это прежде всего наш руководитель в деле спасения души. Нехорошо, когда верующего захлестывают эмоции, когда он растворяется в умилении к своему духовному отцу или в ненужном духовном сокрушении. Поэтому в эмоциональном отношении к священнику должна быть мера. Следует помнить главное: когда я прихожу к священнику, я прихожу ко Христу. Через священника мне дается духовное исцеление, а оно может быть ласковым словом, которое врачует нашу душу, а может - строгим указанием к действию.

На свои отношения с духовником верующий должен смотреть очень пристально, а насколько в этих отношениях он прав или не прав, пусть судьей ему будет его совесть.

Но бывает и так, что женщины привыкают общаться со своим духовником по всем, даже самым мелким или бытовым, вопросам: кошка убежала, в магазине со сдачей обманули, с соседкой поскандалила… Стоит ли такими, не очень духовными проблемами «засорять» духовное общение?

Кошку или сдачу в магазине, наверное, надо отложить в сторону. Это явно лишнее. А вот ссора с соседкой - об этом в беседе с духовным отцом сказать надо. Ведь если я поссорилась с соседкой и затаила на нее в душе обиду, то это вредит моему духовному продвижению. Об этом обязательно следует поговорить с духовником… А с соседкой - примириться. Духовник поможет верующему разобраться в вопросе обид, ссор и понимания, кто прав, а кто - нет.

Я знаю, что многие привыкают все, даже самые мелкие, вопросы решать со своим духовником. Что здесь скажешь! Если священник готов все это выслушивать, - ему решать. Но если у него нет времени обсуждать на исповеди мелкие бытовые неурядицы, прихожанка должна быть готова к тому, что священник может ее остановить. Ведь, как я уже говорил, надо понимать, какие вопросы важны для духовного роста человека, его пути к Богу, а какие - просто житейские неурядицы.

Особое дело - благословение священника, когда верующий просит духовного отца благословить свое намерение. Но бывает и так, что прихожанка, попросив и получив благословение у духовника, потом делает по-своему. Вот это в корне неверно. Если человек берет благословение, а поступает иначе, то за это он может и потерпеть.

- А на что следует просить благословения?

На то намерение, которое человек считает для себя важным. Скажем, если планируешь начать новое дело или совершить поездку. Благословение духовного отца входит в мою жизнь, направляет меня, собирает... Выслушав меня, духовник скажет, полезно ли мне это дело, намерение, путешествие или не полезно; стоит ли тратить на него свое время и силы или это пойдет во вред моей душе…

- Отец Алексий, а может ли быть у верующего одновременно не один духовник, а два? Или это недопустимо?

Смотря из чего вы исходите. Если вы просто берете количеством, а не качеством, то это, конечно, неправильно. А если, допустим, вы часто исповедуетесь в одном месте, потому что этот храм близко расположен к вашему дому, но при этом у вас есть еще и другой духовник, скажем, в Лавре или в Оптиной пустыни, то это вполне нормально. Но желательно, конечно, взять благословение у старшего, или главного (я просто не знаю, как в этом случае его назвать) духовника на общение со священником в церкви, которая удобно для вас расположена.

Помню, мы как-то паломничали по Кипру, и одна женщина-киприотка, которая была с нами в этой поездке, когда мы ехали мимо одного монастыря, сказала: «Вот сюда, в этот монастырь, я езжу зимой, потому что в другой монастырь, где у меня тоже есть духовник, зимой не доберешься. Он находится высоко в горах». Такой подход, на мой взгляд, оправдан, но я думаю, свое решение киприотка приняла не сама, а получила на него благословение у духовника.

Я знаю случай, когда верующая обращалась за советом по поводу важных вещей в своей жизни к одному священнику, а потом, когда тот дал ей наставление, которое ей не понравилось, она обратилась к другому духовнику. Тот более благосклонно отнесся к ее намерению…

А что в итоге?

- В итоге она потерпела неудачу.

Значит, кто был прав? Вывод: она поступила, мягко говоря, не совсем разумно, не послушавшись своего духовного отца. Ей хотелось получить не духовное наставление, а одобрение уже принятому решению. Но тогда зачем обращаться к священнику, если уже все решила? Зачем спрашивать его совета и благословения?

Батюшка, нередко случается, что прихожанин сдруживается, сближается со своим духовным отцом. А когда наступает время исповеди, верующему порой не хочется выставлять себя в не очень хорошем свете. Он начинает стесняться, думает: «Ну, этот грех незначительный, я, пожалуй, не стану о нем говорить»…

Я понял вашу мысль. То, о чем Вы говорите, к сожалению, случается. Верующий оправдывает себя тем, что ему не хочется огорчать своего духовника, которого он уважает и почитает, но это ложное, крайне неправильное ощущение. Человек должен рассуждать иначе: если я стремлюсь к чистоте, я должен постараться максимально открыться перед своим духовником, ведь только таким способом я открываюсь перед Богом. Еще святой Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть здравие души». Каждый верующий должен понять и принять: духовник - это наш путь ко спасению, и мы не можем спастись, если не откроем свое сердце перед Господом.

- Отец Алексий, в завершение беседы можете ли Вы рассказать о Вашем первом духовном отце?

Первым моим духовником был насельник Псково-Печерского монастыря схиархимандрит Сергий. Но мне с ним мало довелось общаться, и наше общение имело письменный характер: он присылал мне письма с наставлениями. Потом батюшка скончался. После была Троице-Сергиева лавра, где моим духовным наставником стал духовник обители, архимандрит отец Кирилл (Павлов).

- А каким он был духовником? Строгим?

Батюшка был очень любвеобильным духовником. Но если надо было, он мог проявить уместную строгость, но никогда он не был беспричинно строг. Батюшка сам жил по Евангелию и нам (а у него исповедовалась вся братия Лавры) возвещал Евангелие. Это мы видели и в самой его жизни, и в его словах, и в его делах. Батюшка Кирилл руководил нами ко спасению, и пока мы жили в Лавре, и пока он мог с нами общаться, мы постоянно руководствовались его духовными наставлениями.

- Простите, батюшка, за нескромный вопрос. А Вы сами строгий духовник?

Не знаю. Мне трудно об этом судить. Думаю, что нестрогий. Основная причина в том, что я ленивый и нерадивый монах (отец Алексий при этих словах рассмеялся). Мне кажется, что строгость должна быть уместной, хотя бы потому, что я сам человек немощной. Но, возможно, кому-нибудь я кажусь строгим.

И последний вопрос. Если вернуться к началу нашей беседы, то какой совет Вы дали бы человеку, который решил найти себе духовника? Чем он должен руководствоваться?

Чем руководствоваться? Своим желанием ко спасению! Это главное. Кто-то живет в такой местности, где на сотню верст лишь один храм, а там служит один священник. Значит, у такого верующего выбор небогатый. Но, может, и не стоит в этом случае ехать куда-то за тысячу верст, чтобы искать другого священника. Прими того, кого Господь посылает тебе здесь и сейчас. А если выбор большой... Много храмов, много священников, то стоит обратиться с молитвой к Богу: «Господи, пошли мне духовного наставника, который будет мне ко спасению». И, уверяю вас, Бог услышит эту молитву.

Беседовал Петр Селинов

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции - верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

Свобода

Приход - не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка - прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие - это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование - один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, - доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь - не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы». Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков. В то же время его оппонент - монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

Выше партий

Церковь - вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду. Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода - это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера. Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Так же и в Церкви. Обратите внимание, сегодня известные священники касаются общественных тем, но о чем бы они ни начинали говорить, основной целью их выступления является Христос и Его проповедь. Ради этого священник может обратиться и к проблемам экономики, и к вопросам политического характера, и к экологии, и к современному искусству. Но целью разговора должно оставаться христианское осмысление проблемы, то есть, в конечном счете, разговор о Боге и вечном спасении, а не о том, за кого же голосовать.

И, разумеется, совсем уж недопустимо, если в приходе начинается «выбраковка» людей по политическим признакам. Ведь, подходя к Причастию, все христиане являются равными братьями, оставившими сиюминутные споры во имя вечности.

zemskova777 — 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.


В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу того, что к ним тянулись за советом, духовной помощью, как к некоторым монахам в наших монастырях. В данной статье мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы и надеемся, что она будет вам полезной.


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ДУХОВНИК:


  • Отношения духовника и чада должны строиться на взаимном уважении и христианской любви. Но бывает, что некоторые миряне доброе почитание батюшки заменяют каким-то фанатизмом. Этого быть не должно. Священник – не ангел небесный, он такой же человек, но промыслительно избранный Господом для служения Богу и людям. Идеал же для всех нас и главный для всех духовник – Господь наш Иисус Христос.

  • Послушание , как пишет митрополит Антоний Сурожский, – это прежде всего стремление слушать и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем. В духовной жизни, как и в семейной, случается, что дети, не получив должного воспитания, подрастая, перестают доверять своим родителям, от которых получили самую жизнь. Они думают, что имеют достаточные знания, чтобы самим решать все проблемы жизни. И, игнорируя опыт самых близких людей, совершают непоправимые ошибки. Сомнения возникают от неутвержденности в вере и от незнания человеческой природы в ее падшем состоянии. Чаще всего священник основу своего ответа заимствует из Священного Писания. То есть он говорит не то, что он лично думает или считает, а то, что об этом говорил Сам Бог. А готов ли вопрошающий принять Волю Божию? К сожалению, чаще всего мы ищем исполнения своей воли.

  • Как быть, если не можешь исполнить благословение духовника? Здесь могут быть две ситуации: когда духовник дает послушание, противоречащее заповедям, – такое, конечно, не должно исполнять. А если благословение во благо, а чадо не слушает, то здесь речь идет, скорее, о гордыни и недоверии духовнику и тому, что через него открывается воля Божия. Никто не может отнять у человека свободной воли, но стоит задуматься, зачем вообще искать духовника, если не слушаться его или слушаться по настроению.

  • Беспрекословное и абсолютное послушание без духовного рассуждения – страшно. Оно равносильно самоуничтожению. Оно трансформирует людей в зомбированных особей, утративших Божественный дар личности и свободы. Послушание в христианстве – это прежде всего слушание благовествуемых истин и следование им в свободе избранного пути: «Вера от слышания, слышание от проповедающего», – учит Апостол Павел. «Слушавшийся вас слушает Меня», – говорит Иисус Христос.

  • Можно ли ходить к другим священникам? Общаться и исповедоваться у других священников никто запретить не может. Тем более если это вызвано сменой места жительства, путешествиями и другими объективными причинами. Но все же в первую очередь нужно исповедоваться у своего духовника и поддерживать с ним регулярную связь, прежде всего молитвенную, а также делиться важными моментами своей жизни. Учителей и наставников у нас может быть много, но духовным отцом может стать только один священник.

  • Как молиться за духовника? Во-первых, в ежедневном молитвенном правиле, которое мы читаем утром и вечером, есть молитвы, где мы поминаем духовника в самую первую очередь. Во-вторых, есть отдельные молитвы о духовном отце (см. ниже) . В-третьих, у каждого христианина есть свой помянник-синодик, где тоже должно быть записано имя духовника. Такой помянник читается на церковных богослужениях и домашних (келейных) молитвах. Благочестивые чада подают в храмах и монастырях записки о своих духовных наставниках – обедни, молебны, сорокоусты. Не будет лишним просить молитв о своем духовнике у других священников и мирян. Благодать веры и молитвы роднит разных людей, скрепляет их союзом любви.

  • Что делать, если есть сомнения в правильном выборе духовника. Да, люди совершают ошибки, и духовная жизнь – не исключение. Но не стоит спешить с выводами. Главная причина, когда стоит расстаться с духовником, – это его «благословения», противоречащие Заповедям Христовым, подавление свободы и негативное воздействие на духовное развитие человека. В остальном, скорее всего, недобрые мысли – это искушения. И здесь можно посоветовать только одно: усилить молитву и довериться воле Божией. А в недобрых помыслах, подозрительности и на этой почве желании найти нового духовника нужно покаяться. Как родители у нас одни на веки, так и духовник в идеале должен быть один.

  • Может ли один батюшка быть духовником у всей семьи? Да, это благочестивая практика столетиями существует на Руси. Это замечательно, когда священник хорошо знает семью. Ему будет проще давать советы, поддерживать и окормлять людей, с которыми он хорошо знаком.

  • Как часто нужно общаться с духовником? Духовные отношения нельзя измерить количеством времени, уделяемого духовником своим духовным детям, если установился прочный союз взаимопонимания между пастырем и пасомыми. Порой достаточно нескольких проникновенных слов пастыря, с благоговением приемлемых духовными детьми, чтобы в душе все прояснилось. Ведь между их душами существует атмосфера доверия и любви, как в семье, когда дети знают, что их отец всегда с ними. Даже если в данный момент его нет рядом, у них нет чувства одиночества, оставленности. Нужно стараться поддерживать связь с духовником, даже если вас разделяют большие расстояния. Есть благочестивая традиция поздравлять духовника с праздниками, делиться сложностями и радостями, писать друг другу письма, разговаривать по телефону – в наш век современных технологий это стало несложно.

  • Про Исповедь. Задача духовника – помочь кающемуся раскрыться сердцем и душою, пробудить веру в неизреченную любовь Божию и воскрешающую силу покаяния. И в то же время утвердить волю кающегося в твердой решимости оставить порочный образ жизни, не творить беззакония. Как духовник сможет дать вам правильный совет, если вы у него не исповедуетесь? Но Исповедь – это не время пустословия. Нужно беречь своих духовных отцов, как мы оберегаем своих родителей. Готовиться к Исповеди надо серьезно – настроиться, молитвенно согреть свою душу, предварительно примириться со всеми, может для кого-то будет лучше записать все на бумаге. Покаяние – это Таинство изменения ума, перерождение души, а не формальный отчет о многих согрешениях.

  • Что не стоит обсуждать с духовником? Есть такие чада, которые просто одолевают своих духовников по мелочам, вплоть до вопроса о цвете обоев или породы кота. Это абсурдно. Вопросы, связанные с бытом, не должны ставиться перед духовным отцом. Духовник нам необходим для духовного руководства. Вопрос молитвенного правила, подготовки к Таинствам, советы в значимых делах и серьезных ситуациях, просьбы о молитвах – в этом мы всегда должны искать совета и помощи у батюшки. Будем помнить евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ДУХОВНИКА:

Сегодня найти духовника – задача не из легких. И к ней нельзя относиться формально. Как часто бывает, что девушка выходит замуж, чтобы у нее просто был муж, или заводит ребенка, чтобы он тоже просто был, не понимая истинного смысла семьи и деторождения. Ничего хорошего из подобных историй обычно не складывается и в светской жизни, и тем более в духовной. Духовники сейчас есть примерно у 10 человек из 100. Возможно, и не всем духовник так остро и нужен.

  • Как быть, если нет духовника? Мы живем в век информационных технологий, которые во многом послужили и на благо Церкви. Разве могли представить люди, жившие 100 лет назад, что будет православное телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы, мобильные приложения? Смотрите каналы «Спас», «Союз», «Радость моя», назидайтесь словом Божиим на православных сайтах. И потом никто не отменял духовные книги, которые в большом многообразии представлены в иконных лавках и магазинах.

  • «Жить по совести и Евангелию, слушать Господа Христа и читать святых отцов», – так ответил старец одной молодой женщине на ее вопрос: «Как мне жить без духовника?» И, пожалуй, это единственно правильный совет как для тех, у кого есть духовник, так и для тех, у кого его нет.

  • Всем ли нужен духовник? Вопрос очень непростой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы. Однако эта практика во многом относится к монашествующим. Тем более что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом – часть древней монашеской практики. Именно это и называется послушанием. Если у вас нет такой возможности и желания, возможно духовник вам и не требуется.

  • Как правильно выбрать духовника?

    • Нужно довериться сердцу… Исповедуясь и общаясь со священником, спрашивая его советов, вы скоро поймете, если это действительно ваш будущий духовник. Если его советы положительно влияют на вашу духовную жизнь, вы находите у него утешение и поддержку, чувствуете радость и спокойствие от общения с ним, видите силу его молитвы и взаимную расположенность к вам, то можно попросить батюшку стать вашим духовником. Но прежде нужно горячо молиться Господу, чтобы Он послал духовника…

    • Внимательно присмотреться к приходу, где служит батюшка. У доброго пастыря на приходе царит мир и любовь, радость и деятельная добрая жизнь.

    • Можно поговорить с духовными чадами батюшки, прихожанами храма.

    • Не надо стремиться бежать за моря и океаны в поиске духовного отца, часто он ближе, чем вы думаете. И неправильно будет всем и вся рассказывать про своего духовника, найдя его. Все-таки наша духовная жизнь – это тема очень личная.

    • Есть и более простой совет: ходите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы доверяете, у кого исповедуетесь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.

    • По совету архимандрита Иоанна Крестьянкина: "Никогда не спешите назвать первого встречного священника своим духовных отцом. Ходите в церквовь, исповедуйтесь, причащайтесь, спрашивайте батюшек о волнующих вас вопросах, и только тогда поймете, что из многих - один самый близкий вашей душе, будете обращаться только к нему".


О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


  • Власть вязать и решить (Мф. 18:18), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства, была вверена Господом Иисусом Христом Своим Апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи.

  • В истории Церкви существовало много типов духовного руководства , но основные – два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип – старчество, получившее распространение в Византии и на Руси.

  • В чем разница между духовником в миру и в монастыре? На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, а они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой горе Афон, где во главе каждого из монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель.

МОЛИТВА ЗА ДУХОВНОГО ОТЦА


Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (сан и имя), даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради его святыми Твоими Ангелы. Умножь в нем дарования духовная, исполни его мудростию и любовию, ниспосли ему молитву теплую. И ради его святых молитв даруй моим грехом прощение, жития исправление, в добродетелех преуспеяние. Ниспосли ему Твоя богатыя милости. Помяни, посети, укрепи его и сохрани на многая лета ради нас, грешных. Господи, Ты безмерно свят, безмерно праведен, безмерно милосерд! Освяти Твоею святынею отца моего духовнаго (сан и имя), оправдай его Твоею праведностию и покрый его Твоим милосердием. Господи, Ты соединил нас на земли, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царствии. Аминь.

ДУХОВНИК И ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ: ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЕ?


– Есть ли разница между понятиями «духовник» и «духовный отец»? Кто-то из батюшек говорит, что это синонимы, а кто-то говорит, что духовник – это любой священник, проводящий Таинство Исповеди, а духовный отец – тот, кто руководит духовной жизнью христианина. Почему такое разночтение?
– Если вкратце, это обусловлено разницей в традициях духовничества Русской Церкви и грекоязычных Церквей. На православном Востоке не каждый священник имеет право исповедовать верующих, там есть специальные священники-духовники, опытные в духовной жизни. В Требнике (книге, которая содержит последования Таинств, в том числе и Исповеди) есть специальная глава «О том, каковым подобает быти духовнику». Естественно, она появилась из греческих изданий. Там говорится о том, какими качествами должен обладать духовник, о том, что без специального разрешения от епископа никто не может исповедовать (как в греческой традиции). Именно поэтому, согласно Требнику, понятия исповедающего священника и духовника одинаковы.

На Руси в силу того, что на каждого священнослужителя приходилось (и приходится) гораздо большее количество прихожан, желающих исповедаться, установилась традиция разрешать проводить Таинство Исповеди любому священнику. Но осуществлять духовное руководство и давать советы в духовной жизни могут только опытные священники, которых в русской традиции и называют духовниками или духовными отцами. Тут эти слова уже синонимы.


ЦИТАТЫ СВЯТЫХ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь: свой своего всегда найдет.

Преподобный Лев Оптинский.


Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда.

Преподобный Исаия.


Надобно наперед удостовериться в правомыслии, в опытности старца и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4:19)?

Преподобный Антоний Великий.


Прекрасно ваше желание находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет порой даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец. Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).


Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, протереть себе глаза, положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином, иметь твердую веру, быть послушным членом Святой Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Священномученик Арсений (Жадановский).


Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Теперь вопрос, где и как найти руководителя, решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.

Святитель Феофан Затворник.


Не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного чада, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного отца. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.

Игумен Никон (Воробьев).


Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения, берегись такого отца! Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец.

Святой праведный Алексий Мечев.


Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение духовный отец, но человек не становится духовным чадом священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом. Это очень ответственный шаг, потому что перемена духовного отца всегда душевная и духовная травма для обоих, всегда неполезна для уходящего духовного чада и допустима только тогда, когда другого выхода нет. Духовный отец, как и родной, должен быть один на всю жизнь, поэтому, прежде чем проситься в духовные чада, нужно помолиться Богу о вразумлении, чтобы Он или утвердил в сердце возникшее желание, если оно истинное, или изгнал его из сердца, если оно не от Бога.

Протоиерей Константин Островский.



В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется отметить, что надо сугубо молить Бога о том, чтобы Он послал нам духовного руководителя. Сердечно
желаем каждому найти родного сердцу, близкого по духу и опытного духовника. Если же такого наставника найти не удается, не переживайте. Главный духовник для всех нас - Господь! А лучшее духовное руководство на каждый день - это Евангелие и творения святых отцов. Так же для всех, кому нужен совет и духовная поддержка, будет полезен интернет-проект «Батюшка онлайн»

«Сегодня самое необходимое для людей – это найти духовника, исповедоваться ему, доверять ему и советоваться с ним» – такой ответ о устроении духовной жизни дает преподобный Паисий Святогорец, почивший в 1994 году, то есть относительно недавно. Самое необходимое… Значит, надо искать духовника.

Кто такой духовник или духовный отец? Прежде всего, это священник, которому регулярно исповедуются. Когда-то для большинства верующих духовником был священник приходского храма. Люди были проще, не так самолюбивы и спокойно принимали те внешние обстоятельства, которые им выпадали волей Божией. Все губернии, города и селения России делились не только на улицы и кварталы, но и на приходы.

Как-то, ответив на вопрос, на какой улице я живу, мне довелось услышать: «А какого это прихода?» То есть, раньше личность духовника для значительной части населения определялась волей Божией, указом епархиального начальства и местом жительства. Люди исповедовались, спрашивали совета и принимали поучения от своего приходского батюшки. «Обращаться за советом то туда, то сюда неодобрительно. Всем советник, Богом определенный духовник, которым обычно бывает приходской священник» (святитель Феофан Затворник).

Правда, если кто-то искал большего в духовной жизни, то, при полном уважении к Богом данному пастырю, не возбранялось прибегать к помощи другого духовника или искать наставника в каком-либо монастыре. Как в мирской жизни, кому-то довольно начального образования, кто-то старается получить среднее, а иной дерзает на высшее, так и в жизни духовной.

Несколько лет назад мы собирали материалы о жизни монахини Евфросинии (Хрульковой) (1873-1968 гг.), похороненной на нашем приходском кладбище и очень почитаемой в этой местности. Девочкой она попала в богадельню при церкви. Много времени проводила в доме священника с его детьми, и батюшка беседовал с ней. Он увидел, что отроковица нуждается в более, так сказать, «квалифицированном» руководстве, и благословил ее искать себе духовника в Троице-Сергиевой лавре. Поездка в лавру стала для Евфросинии судьбоносной, Господь послал ей замечательного духовника, и позже она стала монахиней. Это известная практика, когда приходской священник кому-то советует искать более опытного или грамотного духовника, или рекомендует некое лицо конкретно.

Духовник не только выслушивает исповедь, он молится за человека, доверившего ему свою совесть .

И Господь, снисходя к обоим, вразумляет духовника, какое сказать слово кающемуся. Или промолчать. Или пожалеть. А может, сегодня и пожурить. А кого-то требуется поддержать, вдохновить. Поэтому так важно ходить на исповедь к одному священнику, тогда ему будет проще узнать устроение кающегося, проще оказать помощь. Здесь все имеет значение: возраст кающегося, его семейное положение, природный ум и интеллект, воспитание и образование, здоровье и немощи, бодрость и медлительность. Рекомендации всегда будут разные. Именно поэтому невозможно получить полноценный совет из книг или с сайтов.

Духовничество – обязанность священника, так же, как и проповедь. Но способности и таланты у людей бывают разные. Можно заметить, что в храме, где служат несколько священников (так же, как в монастырях, где мирских и духовных исповедуют несколько иеромонахов), к одним на исповедь стоят в очередь, а к другим редко подходят по одному. Разные таланты, как говорится, «одним крестить, а другим благовестить». Зато в Церкви каждый может найти помощника по себе. Как? Ходить в церковь на службу, исповедоваться, причащаться и приглядываться. Молиться, просить Господа устроить встречу, открыть человека. И постепенно Господь расположит к кому-то сердце. Как девушки молятся о женихе – с надеждой, что Господь устроит все лучшим образом, и в то же время, поглядывая по сторонам: не он ли?

Как узнать, что именно этому духовнику стоит довериться?

Если продолжить сравнение с девушкой, ищущей жениха, то умные люди посоветуют ей быть осторожнее в общении с «журнальным» красавцем, поражающим светским лоском и умелым обращением с женским полом. Так же, ищущим руководства в духовной жизни, опытные люди советуют не искать себе духовных руководителей с непременными залогами святости: прозорливых, чудотворцев и несущих великие подвиги. О которых святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения».

Как тиха и прикровенна истинная любовь, так тиха и прикровенна бывает истинная святость. Все мы разные, и каждый ищет себе духовного собеседника по сердцу. Это хороший компас. Но необходима и рассудительность. А если с этим туго, то ничто не мешает нам вновь обратиться за советом к святителю Игнатию. «В духовнике, по моему мнению, великое достоинство – простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких умствований». Святитель предостерегает от «умных по-своему», от тех, чьи взгляды и мнения рознятся от церковных. Они «никуда не годятся для душевного назидания». А в остальном, выбирай сам – «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви могут быть одинаково полезны».

Всякому ли человеку нужен духовник? А если кто-то уже сам является духовником для многих людей, имеет духовное рассуждение?

Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «насколько бы духовным ни был человек, насколько бы хорошо он ни умел сам раскладывать по полочкам, касающиеся его вопросы – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получал помощь от человека и исправлялся через человека. Благий Бог устраивает это для того, чтобы человек смирялся». Господь так устроил, что человек не может иметь правильного мнения ни о себе, ни о мире без помощи другого человека – И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18). Каждому человеку необходим помощник. Из личных воспоминаний и жизнеописаний лучших представителей нашей Церкви мы знаем, что духовных советов искали люди самой святой жизни и самых высоких рангов. И если кто заботится найти хорошего духовника, то хорошо бы найти такого, кто сам живет под духовным руководством или советом.

Помню, одна благочестивая верующая женщина все восклицала: «Как счастливы те, у кого есть духовник!» Она была знакома со множеством духовенства. Причем, у нее был талант знакомиться с самыми известными и замечательными батюшками. Но прилепиться она ни к кому не смогла, духовника у нее не было. Она говорила: «Духовника ведь надо будет слушаться, а вдруг у меня не получится, это же грех будет».

Есть такая боязнь послушания. Потери свободы. Это ошибка.

Опытный духовник никогда не ставит задачи сверх меры или против устроения человека. Московский старец праведный Алексий Мечев, когда его спрашивали, как поступить, обычно задавал встречный вопрос: «А ты сам-то как думаешь?» И от этого ответа уже исходил, давая совет. Никакого принуждения. Та же практика усматривается и у других известных духовников из воспоминаний их духовных чад. Духовник обычно не нарушает внутреннюю свободу, а дает свободу выбора. Не приказывает и не просит, а оставляет на личное усмотрение. «Не заедешь ли?», «не хочешь сделать то-то?», «можешь пойти?..» Духовники нужны «только, чтоб облегчть следование Евангелию, а не для послушания себе», – писал игумен Никон (Воробьев).

Духовного отца надобно слушаться, как отца по плоти и доверять ему, как отцу. Но в обращении с духовными чадами духовник часто бывает скорее матерью. Про схииеромонаха Алексия (Соловьева), старца Смоленской Зосимовой пустыни, духовные чада вспоминали: «Старец Алексий был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем». То же чувство материнской заботы осталось в памяти чад многих духовников, как прошлого времени, так и современности. Знаю, что в одной современной духовной семье в день именин духовника чада поздравляют его песней «Слово "мама” дорогое…».

На то послушание духовнику, о котором мы читаем во всевозможных патериках, современный человек вряд ли способен. Хотя на что-то годимся и мы. «Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». На первую ступеньку встать может каждый. Задать вопрос и услышать правильный ответ. Есть и такая форма отношений между духовником и чадом. И даже в этом случае человек получает пользу, воспитывается, назидается.

Иногда слышишь мнение, что время духовничества прошло, что нужно руководствоваться Священным Писанием и трудами святых отцов. При этом ссылаются на святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель действительно писал о крайнем оскудении духоносных старцев и советовал изучать писания, но считал необходимым и совет: «Духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени… основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». Как и его современник, святитель Феофан Затворник: «Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо и вопрошение». Оглядываясь на прошедшую жизнь, святитель Игнатий сожалеет о бывших духовных ошибках, случившихся «по избытку гордости, не склоняющейся вопросить совета у ближнего». Именно он советует «жительство по совету».

И опять обратимся к опытному духовнику, преподобному Паисию Святогорцу, который говорил: «Если, имея духовника, люди устраивают свою жизнь так, чтобы в ней находилось место молитве и чтению духовных книг, если они ходят в храм, причащаются, тогда в этой жизни им нечего бояться».