Организация доп образования для детей арктики. Законодательное собрание янао городская дума города новый уренгой. этап – подготовительный

Сегодня в рамках Международного арктического форума дан старт проекту ФАДН России «Дети Арктики. Дошкольное образование». Дорожную карту по реализации первого этапа проекта подписали руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, главы субъектов Арктической зоны РФ: глава республики Саха (Якутия) Егор Борисов, глава республики Коми Сергей Гапликов, заместитель губернатора Архангельской области Екатерина Прокопьева, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, а также губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Григорий Ледков.

Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» предполагает анализ лучших образовательных практик, исследование уровня когнитивных навыков детей коренных народов Арктической зоны РФ, разработку образовательной программы и методических материалов для учителей кочевых школ, создание международного интернет-ресурса «Дети Арктики» с информацией об образовательных практиках для коренных народов в странах арктического региона.

«Наша задача - разработать для учителей кочевых школ современные образовательные программы и методические материалы, взяв все лучшее из российского опыта и международных практик. При этом важно сохранить в образовательном процессе преподавание родного языка, традиции коренных народов», - подчеркнул Игорь Баринов.

В рамках первого этапа проекта запланированы: подготовка совместных программ по повышению качества дошкольного образования коренных народов с акцентом на сохранение родных языков; знакомство экспертов с образовательными практиками в сфере дошкольного образования Ямало-Ненецкого автономного округа; акция «Готовимся к школе» (открытие общеобразовательными и дошкольными организациями Ямало-Ненецкого автономного округа сезонных структурных подразделений, групп дошкольной подготовки в местах кочевий); экспертный опрос специалистов в сфере раннего детского развития и воспитания.

«Это первый проект в сфере образования для детей коренных народов, реализуемый Россией с момента вступления в Арктический совет в 1996 году. Свою заинтересованность в нем выразили Норвегия и Финляндия. Россия и Финляндия уже начали совместную подготовку к реализации первого этапа проекта», - отметил руководитель ФАДН России.

Для справки

Проект «Дети Арктики» - первый в сфере образования для детей коренных народов Арктической зоны, который Россия запускает с момента вступления в международную организацию (в Арктическом совете с 1996 года). Он реализуется совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, который выступает пилотным регионом, представителями научного сообщества.

Заинтересованность в реализации проекта выразили Норвегия и Финляндия, председательствующая в Арктическом Совете. Россия и Финляндия уже начали подготовку к реализации первого этапа проекта, направленного на сбор и анализ информации о практиках и программах, реализуемых в сфере дошкольного образования для детей коренных народов Арктической зоны.

За опытом организации предшкольной подготовки маленьких тундровичков к Ямалу обращаются соседи по Арктической зоне. Разработки наших педагогов интересуют и зарубежных партнеров. Чем же так привлекает кочевая школа?

ЛОВИСЬ, РЫБКА, ПО ПРАВИЛАМ

Как учат дошколят, эксперты недавно увидели в Пуровской тундре. Они приехали в рамках проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», в реализации которого Ямал выступает пилотной площадкой.

На стойбище Чебачье специалисты посетили группы с пятичасовым режимом работы. Кушают и отдыхают дети дома, так что обустраивать спальни и кухонные блоки не требуется. Время, проведенное с воспитателем, наполнено развивающими и дидактическими играми, знакомством с русским языком и общением на родном.

В сезонной кочевой школе на стойбище Медвежья гора гости увидели, как ученики из харампурской школы-интерната стараются не отстать от деревенских сверстников. Занятия идут по всем правилам, с ответами у доски. При этом педагоги охватывают не только обязательный курс, но и учитывают особенности обычаев и традиций коренного населения. На фрагменте урока ребята рассказывали о народных приметах лесных ненцев, с легкостью перечисляли дикоросы, сбором которых занимаются их родители.

В самой школе-интернате экспертам провели экскурсию сразу на русском, ненецком и английском языках, научили шить поделки из сукна и кожи. Еще один урок посвятили рыбалке: после теории взрослых пригласили на берег попрактиковаться в ловле щук и окуней. Как пояснили педагоги, в школе-интернате проводятся разнообразные занятия из цикла этнопедагогики. После школы такие знания позволяют ребятам найти себе дело в национальных общинах.

НУЛЕВЫЕ КЛАССЫ ЗАКРЫЛИ - И ВЫИГРАЛИ

Всеми наработками ямальцы делятся с большой охотой, ведь когда в 2011 году кочевое образование организовывали на Ямале, очень пригодился опыт соседней Республики Саха (Якутия). Там в отдаленных улусах уже работали кочевые школы для учащихся начального и среднего звена. Они имеют статус юридического лица, и такой пример был интересен, отметил начальник отдела регионального развития образования Григорий Лымар.

Впрочем, в нашем регионе решили идти по собственному пути, отдав приоритет предшкольной подготовке, а также сезонным занятиям для учеников с первого по четвертый классы. Выбор был более чем предусмотрительным: новый закон об образовании, вступивший в силу в 2013 году, сделал дошкольное образование частью общего, а значит - обязательным.

Нулевые классы в школах-интернатах, где шестилеток готовили к предстоящей учебе, закрыли.

Нагрузка в таком возрасте была слишком велика: малыши с трудом привыкали к жизни вдали от родителей, иной языковой среде, культуре быта, непривычной еде в столовых. Новая возможность - подготовиться к первому классу, не покидая родителей и стойбища, - стала отличным способом адаптировать детей к предстоящим переменам в щадящем режиме.

Педагоги сразу заметили результат: юные кочевники стали быстрее осваиваться на новом месте и лучше учиться.

Еще один плюс регионального проекта - вполне адекватные стартовые вложения. Педагоги «приписаны» к детским садам поселений, а в их зарплате учтен повышенный коэффициент из фонда надбавок и доплат.

СОСЕДИ ЗАКАЗАЛИ ВТОРОЙ ДЕСАНТ

Теперь уже якуты интересуются ямальским опытом подготовки детей кочевников к школе. Во время поездки по стойбищам убедились: больших усилий подобная организация учебного процесса не требует.

Кстати, помогли региональные разработки и соседям из Ненецкого автономного округа. Там нынешним летом работала первая кочевая группа, воспитателями в ней стали студенты социально-гуманитарного колледжа. Жителям стойбища идея очень понравилась, попросили открыть группу следующим летом.

В итоге эксперты оценили кочевое образование на отлично.

Опыт Ямала признали достойным тиражирования для регионов России и стран Арктической зоны.

Интерес к такой форме образовательной услуги обусловлен борьбой за сохранение родных языков коренных малочисленных народов Севера и их традиционного образа жизни.

Комментарии

ЯКУТАМ ПРИГЛЯНУЛАСЬ ДОШКОЛЬНАЯ «ФИШКА»

Елена Иванова , заместитель министра по устойчивому развитию коренных малочисленных народов, Республика Саха (Якутия):

Международный проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» позволяет изучать опыт других регионов Российской Федерации. Кочевые детские сады - уникальная ямальская «фишка». Мы бы хотели этот опыт перенять и внедрить в Якутии. Кочевое образование в Якутии ведется с начала 90-х годов: школы есть, а детские сады не реализовывались. Ямальцы богаты на масштабные идеи, у вас очень хорошие инициативы.

ЧУМОВЫЕ УРОКИ С ОТЛИЧНЫМ КРУГОЗОРОМ

Наталья Медина, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета:

Была приятно удивлена: ваша модель кочевого образования построена на гуманистических принципах, всё сделано в пользу подрастающего поколения. Это особенно важно, поскольку на повестке дня - сохранение уникальных особенностей малочисленных народов.

Мы увидели, как работают разнообразные практики. Например, привлечение детей некоренных народностей к изучению традиций и культуры исконных жителей тундры - это великолепная площадка этнопарка «Аркториум» в Новом Уренгое. Видели заинтересованных родителей, чьи дети готовятся к школе и учатся в ней прямо в чуме. Общались с малышами, у них отличный кругозор, они всесторонне развиты, а педагоги отличаются доброжелательностью и профессионализмом. Это всё отмечено в экспертной оценке.

УСПЕХИ КОЧЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВДОХНОВИЛИ КАНАДЦЕВ

Впечатлениями от поездки по Ямалу экспертная группа поделилась в Финляндии. И тут же нашла последователей.

Доклад представили на заседании рабочей группы по устойчивому развитию при Арктическом совете. Удачный опыт ямальцев предложили транслировать на других территориях. По итогам обсуждения стать партнером проекта «Дети Арктики» выразила желание Канада, еще ранее интерес проявили Финляндия и Норвегия.

В нашей стране это первый проект в сфере образования для детей коренных народов Арктической зоны, который Россия реализует с момента вступления в международную организацию в 1996 году. Он реализуется под эгидой Федерального агентства по делам национальностей в пяти субъектах: Ямало-Ненецком автономном округе, Югре, Якутии, Республике Коми и в Архангельской области.

Основные задачи - анализ лучших образовательных практик, разработка образовательной программы и методических материалов для учителей кочевых школ. Вся информация появится на одноименном международном интернет-ресурсе, сообщает Федеральное агентство по делам национальностей РФ.

В рамках Международного форума «Арктика – территория диалога» главами пяти субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные народы, ведущие кочевой образ жизни, руководителем Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорием Ледковым и главой Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым подписана «дорожная карта» по реализации нового проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». Подпись под документом поставил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Главная цель документа – изучение и повышение эффективности программ в сфере обучения детей из числа коренных малочисленных народов, внедрение в их воспитание лучших практик. А Ямало-Ненецкий автономный округ станет пилотным регионом для реализации международного проекта «Дети Арктики», участие в котором также примут Финляндия и Норвегия.

Инициатива разработки проекта принадлежит Федеральному агентству по делам национальностей и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, руководитель Агентства Игорь Баринов представил проект и предложил руководителям регионов его поддержать.

Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» направлен на оценку образовательных методик в сфере подготовки к поступлению в школу детей из числа коренных народов Арктической зоны России и поиск действенных подходов к интеграции детей в систему общего образования при сохранении традиционного уклада жизни. Отмечается, что эксперты государств-участников Арктического совета займутся исследованием наиболее успешных программ, обеспечивающих изучение государственной и национальной истории, родного и государственного языков, а также получение и сохранение знаний о традициях народов Крайнего Севера.

Губернатор ЯНАО отметил, что такое внимание к проекту – крайне важно для ямальского региона. «Задачу обеспечить детей оленеводов и рыбаков, которые находятся с родителями в тундре, всем необходимым, что есть в дошкольном образовании – мы обозначили ещё шесть лет назад. Постепенно идём к её решению. И, конечно, опыт других регионов и стран будет нам полезен. Хотя в последнее время всё чаще приезжают к нам за опытом», - сказал Дмитрий Кобылкин, отметив, что помощь и координация проекта со стороны Федерального агентства по делам национальностей РФ «будет незаменимой».

Наша справка. Постоянное передвижение тундровиков, смена местоположения стойбища не позволяют дошколятам ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе. Ямальская программа «Кочевая школа» стала одним из способов разрешения этой проблемы. В настоящее время на территории ямальского региона предоставляют образование в местах кочевий 22 образовательные организации: 17 детсадов и пять школ. Кочевым образованием охвачено свыше 200 детей кочевников. Для организации образовательного процесса, в основном, используются мобильное жилище коренных народов Ямала – чум и модульные здания в небольших сельских поселениях либо на охотничьих стоянках, в рыболовецких станах. В результате поиска наиболее эффективных путей организации образования в местах кочевий на Ямале сложились разнообразные модели кочевого образования (полустационарная школа; кочующая школа; стационарная модель, когда обучение маленьких тундровиков происходит в специально построенных чумах либо модульных зданиях; выездной воспитатель и сезонная кочевая школа в летний период).

Для обеспечения проекта «Кочевая школа» на Ямале выделены средства на приобретение комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов для кочевых школ Приуральского, Тазовского и Пуровского районов. Организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже. Приобретены модульные здания кочевых школ, оснащённые всем необходимым оборудованием, в том числе спутниковыми системами связи. Выделены гранты для реализации инновационных проектов по развитию кочевых форм обучения. Для кочевых учителей и воспитателей разработаны учебно-методические пособия нового поколения.

Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» показывают, что охват дошкольным образованием среди детей тундровиков растёт. Педагоги отмечают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя культурно-исторические традиции и обычаи коренного народа.

пресс-служба губернатора ЯНАО

Интересующиеся общественно-политической жизнью страны читатели помнят проходивший в г. Архангельске в конце марта IV Международный арктический форум "Арктика – территория диалога". В рамках этого мероприятия был заключен ряд важных соглашений о международном сотрудничестве в различных сферах жизни Арктики.

В рамках форума также была подписана дорожная карта проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование». И хотя кроме руководителей Федерального агентства по делам национальностей России и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока тогда подписались главы лишь пяти арктических субъектов (Якутии, Коми, Ямала, ХМАО-Югры и Архангельской области), сейчас многие главы остальных регионов готовы присоединиться к проекту.

Проект заключается в создании условий для получения детьми коренного населения качественного образования с учетом их культуры и языка. Для этого первый этап предполагает изучение методик в регионах и за рубежом, выявления среди них лучших практик обучения. Затем вся информация будет анализироваться и обсуждаться специалистами для создания наиболее эффективной программы обучения и применения ее в национальных школах России.

22 июня Министерство образования и науки Якутии совместно с Министерством развития институтов гражданского общества Якутии провели совещание по реализации первого этапа проекта в режиме видеоконференции, в котором приняли участие представители заинтересованных органов пяти субъектов - участников проекта, а с нашей стороны кроме специалистов министерств и представители этнических ассоциаций.

В ходе совещания специалисты арктических регионов подчеркнули, что Якутия наряду с Ямалом по праву занимает лидирующую позицию в области образовании северных народов. Действительно, нашей республикой делается немало для сохранения и развития языков и культуры коренных народов Севера, о чем подробно в своем выступлении поведала первый заместитель министра образования и науки РС(Я) Феодосия Габышева. Феодосия Васильевна заострила внимание на опыте Якутии в области кочевых школ и перспективе создания кочевых детских садов. Подчеркнула важность снижения требований надзорных органов, предъявляемым кочевым учебным заведениям. По словам заместителя министра уже есть желающие открыть кочевые детские сады, но им очень трудно получить требуемые лицензии. Еще один вопрос, на который обратила внимание Феодосия Габышева, - это увеличение нормативов финансирования. Также она отметила важность принятия Якутией регионального закона «О кочевой семье», который призван поддержать семьи, продолжающие вести традиционный кочевой уклад жизни.

Ведущая совещание – заместитель министра по развитию институтов гражданского общества Лена Иванова - поочередно дала слово всем участникам видеоконференции для предоставления аналитического материала о проводимой работе в рамках проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование».

Специалисты Ямала рассказали о том, что в конце августа они готовы запустить в регионе пилотный проект «Готовимся к школе», когда по ненецким кочевьям пройдет масштабный консультационный маршрут, в котором примут участие и коллеги из Финляндии. К слову, все регионы – участники проекта также будут представлены на этом мероприятии. Каждый регион имеет свои особенности, например, в Архангельской области уже нет кочевого населения, а представители народов Севера получают образование на русском языке. И тем сильнее значимость этого проекта. Вспомним, что саамам удалось переломить ситуацию со своим родным языком, когда его носителей оставалось крайне мало. Так, каждый регион должен представить свое видение по образованию детей из числа коренных, все методики будут опубликованы на сайте Всероссийской Ассоциации малочисленных народов.

После завершения видеоконференции в зале состоялся обмен мнениями среди специалистов и представителей коренных народов Севера, во время которой несколько раз упоминалась программа «Дети Севера», которая была свернута еще в 90-ые. Эта про-

грамма предлагала комплексный подход к обучению, снабжению учебных заведений, а также отдыху детей. Участники совещания подчеркнули, что в идеале надо стремиться, чтоб проект «Дети Арктики» в своем развитии был нацелен на достижение результатов

той обширной программы. Но главное, это все же создание такой методики, которая бы позволяла предоставить населению качественное образование без ущерба традициям и

языку. Феодосия Габышева призвала общественников совместно продвигать столь необходимый проект в Якутии, предлагать свои идеи и принять участие в их реализации.