Новиков д а научные работы. Предисловие

Новиков Александр Михайлович - выдающийся российский учёный-педагог. Создатель современной методологии, создатель современной теории образования. Родился в 1941 г. Заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, член Союза журналистов, лауреат Государственной премии РФ.

В настоящее время работает руководителем Исследовательского центра теории непрерывного образования Российской академии образования, заведует кафедрой в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова.

Автор 300 научных работ по методологии и теории педагогики, теории и методике трудового обучения и профессионального образования, психологии и физиологии труда. В их числе - «Процесс и методы формирования трудовых умений» (1986), «Профтехшкола: стратегия развития» (1991), «Английский колледж» (1994), «Профессиональное образование России - перспективы развития»(1997), «Российское образование в новой эпохе» (2000), «Развитие отечественного образования» (2005), «Постиндустриальное образование» (2008).

Соавтор и соредактор учебника «Профессиональная педагогика» (1997, 1999), «Энциклопедии профессионального образования» в 3-х тт. (1999), «Истории профессионального образования в России» (2003). Систематическая публикация статей по проблемам развития отечественного образования в журналах «Специалист», «Профессиональное образование», «Народное образование», «Педагогика» и др.

Более подробно вопросы методологии освещаются на специализированном сайте

Книги (11)

Введение в методологию игровой деятельности

В брошюре с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры раскрываются особенности, принципы и этапы игровой деятельности, формы ее организации, методы и средства.

Предназначена для широкого круга работников разных специальностей (философов, социологов, психологов, педагогов и др.), практических психологов, работников системы народного образования, а также студентов, аспирантов и докторантов.

Методология

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии как учения об организации деятельности (научной, практической, художественной, учебной и игровой).

Работа предназначена для научных и практических работников, а также студентов, аспирантов и докторантов. В первую очередь - преподавателей ВУЗов и институтов повышения квалификации для использования при подготовке курсов лекций по теории систем, системному анализу, методологии научных исследований, инновационной деятельности, проектированию систем, управлению проектами и т.д.

Методология научного исследования

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии научного исследования (методологии науки, методологии научной деятельности - синонимы) как учения об организации научной деятельности.

Работа предназначена для научных работников, а также студентов, аспирантов и докторантов.

Методология образования

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры раскрываются основные понятия методологии образования. Предназначено для научных и практических работников народного образования, а также студентов, аспирантов и докторантов.

В первую очередь - для преподавателей педагогических ВУЗов и ИПК при подготовке курсов/циклов лекций по вопросам методологии педагогических исследований, инновационной деятельности в образовании, педагогических систем и технологий управления образовательными системами и т.д.

Методология: словарь системы основных понятий

Словарь, написанный академиком РАО А.М. Новиковым и членом-корреспондентом РАН Д.А. Новиковым, содержит около 300 статей, раскрывающих содержание основных понятий методологии. Системность совокупности приводимых понятий обеспечивается покрытием предметной области, полнотой и непротиворечивостью связей между ними.

Работа предназначена для научных и практических работников, а также студентов, аспирантов и докторантов. В первую очередь — преподавателей ВУЗов и институтов повышения квалификации для использования при подготовке курсов лекций по теории систем, системному анализу, методологии научных исследований, инновационной деятельности, проектированию систем, управлению проектами.

Основания педагогики

Книга Заслуженного деятеля науки РФ, академика Российской академии образования А. М. Новикова посвящена построению понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики современного постиндустриального общества.

Постиндустриальное образование

Человечество резко перешло в совершенно новую эпоху своего существования - постиндустриальную эпоху. Что вызвало и вызывает коренные преобразования в политике, экономике, культуре, в труде, в личной жизни каждого человека. В связи с этим перед системой образования во всем мире, в том числе в Российском образовании, остро стоит проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованиями Нового Времени.

Анализу этих задач и посвящена данная книга. Она предназначена для широкого круга читателей - ученых, практических работников образования, а также студентов, аспирантов и докторантов.

Профессиональная педагогика

Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.

Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова.

В учебнике раскрыты законы профессиональной педагогики, содержание профессионального образования, инновационные технологии обучения, формы и методы обучения и воспитания обучающихся, комплексное применение средств обучения в учебном процессе, вопросы управления профессиональными образовательными учреждениями и другие актуальные вопросы современной профессиональной педагогики.

Предназначен для студентов ВУЗов и колледжей, обучающихся по профессионально-педагогическим специальностям, для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, а также работников учебных подразделений предприятий и организаций, учебных центров, служб занятости населения и др.

Российское образование в новой эпохе

В книге содержится авторская концепция развития Российского образования в условиях перехода человечества в постиндустриальную эпоху развития. Осуществлен комплексный подход к анализу развития образования как целостной системы от дошкольного до послевузовского образования во всех его основных формах.

В книге содержится анализ парадоксов, доставшихся в наследство российской системе образования, и векторов ее дальнейшего развития в виде четырех ведущих идей, соответствующих четырем основным субъектам - «потребителям образования»: личности, обществу, производству (в широком смысле - как материальному, так и духовному) и самой системе образования. Соответственно, это идеи: гуманизации образования, демократизации образования, опережающего образования, непрерывного образования. Каждая идея развивается в совокупности принципов, выделенных по строгим основаниям их классификации и условий их реализации.

Я-педагог

Автор делится опытом и размышлениями об обучении и воспитании, о деятельности учителя, методиста, ученого, научного руководителя, администратора. Приводится ряд рекомендаций:
- как стать ученым;
- как написать монографию;
- как руководить аспирантами, докторантами и соискателями;
- и др.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: молодежи (старших школьников и студентов), родителей, ученых, практических работников, руководителей.

Как уже говорилось выше, научно-исследовательский проект как цикл научной деятельности включает в себя три основные фазы : фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза. Соответственно этому процесс исследования мы будем рассматривать в этой логической структуре, по этим трем фазам: проектирование исследования; проведение исследования, включая оформление его результатов; оценку и самооценку, рефлексию его результатов.

Естественно, разбиение процесса исследования на фазы, стадии и этапы – см. Табл. 5 (СНОСКА: Для облегчения чтения рекомендуется обратиться к Табл. 15 – Табл. 17, где приводится полный набор фаз, стадий и этапов научного исследования как научного проекта) (временнáя структура исследования) имеет несколько условный характер.

Табл. 5 . Фазы, стадии и этапы научного исследования

В процессе проведения исследования постоянно приходится сопоставлять полученные промежуточные результаты с исходными позициями, с проектом исследования, и, соответственно, уточнять, корректировать и цели, и сам ход исследования. То есть, оценка и рефлексия пронизывают постоянно всю деятельность исследователя. И если мы их помещаем в конце указанной логической цепочки, то только потому, что по завершении одной какой-либо научной работы исследователь, как правило, начинает следующую – новый цикл исследования, но уже на качественно новом уровне – каждое очередное исследование накапливает опыт научного работника.

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии научного исследования (методологии науки, методологии научной деятельности – синонимы) как учения об организации научной деятельности.
Работа предназначена для научных работников, а также студентов, аспирантов и докторантов.

Науковедческие основания.
Методология как учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. Исследователь, включаясь в научную деятельность, должен достаточно четко и осознанно представлять себе - что такое наука, как она
организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания. Ему также необходимо четко представлять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д. - то есть все то. на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для того, чтобы она была осмысленна и организованна.

Этим вопросам и посвящен данный раздел.
Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
1.1. Философско-психологические и системотехнические основания
1.2. Науковедческие основания
1.3. Этические и эстетические основания
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Особенности научной деятельности
2.2. Принципы научного познания
Глава 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Средства научного исследования (средства познания)
3.2. Методы научного исследования
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Фаза проектирования научного исследования
4.2. Технологическая фаза научного исследования
4.3. Рефлексивная фаза научного исследования
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
приложения
Приложение 1. Моделирование как метод научного исследования
Приложение 2. Научное прогнозирование
Приложение 3. Об измерениях и анализе эмпирических данных
Приложение 4. О роли науки в современном обществе
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология научного исследования, Новиков A.M., Новиков Д.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Теория и методика физического воспитания, учебник, Васильков А.А., 2008
  • Ручное изготовление ювелирных украшений, Новиков В.П., Павлов В.С., 1991
  • Введение в нанотехнологии, Модуль aизика, 10-11 классы, Зубков Ю.Н., Кадочкин А.С., Козлов Д.В., Нагорнов Ю.С., Новиков С.Г., Светухин В.В., Семенцов Д.И., 2012

В пособии, написанном академиком РАО А. М. Новиковым, доктором технических наук, профессором, Д. А. Новиковым с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры раскрываются основные характеристики, этапы, формы и методы образовательного проекта как полного цикла инновационной деятельности. Предназначено для работников народного образования, а также студентов, аспирантов и докторантов. В первую очередь – для преподавателей педагогических вузов и ИПК при подготовке курсов/циклов лекций по вопросам инновационной деятельности в образовании, педагогических систем и технологий управления образовательными системами и т.д.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время наблюдается стремительное развитие интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, работников и руководителей органов управления образованием, научно-методических организаций к инновационной деятельности, в том числе к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях, в своих регионах и т.д. Это явление радует. С одной стороны, оно говорит об осознании работниками образования необходимости преобразований в отрасли. С другой стороны, об осознании ими своей ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своей квалификации, своего научно-педагогического уровня. Отрадным является и то, что во многих учебных заведениях появились должности методистов, заместителей директоров по научной работе, в их штатном расписании становится все более кандидатов и докторов наук. В гимназиях, лицеях, колледжах и т.д. оформляются кафедры и факультеты. Во многих регионах и муниципалитетах созданы центры развития образования, резко повысили свой уровень институты (университеты, академии) повышения квалификации. Вместе с тем стремление к научно-экспериментальной работе совершенно недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в планировании инноваций, в проведении опытно-экспериментальной работы.